Другой мир встретил нас за Дверью мощным гулом голосов. В огромном помещении, сравнимом с цирком или центральным рынком, оказался человеческий муравейник! Все пространство было заставлено книгами: на прилавках, столах, стульях, стенах, в руках... Если посмотреть сверху, все это напоминало детскую игру с кубиками и извилистой тропинкой, зигзагами идущей по сказочной карте страны. По трехмерной, пространственной "карте" хаотически двигались фигурки живых "фишек"...
Тропка была настолько узка, что пройти мог лишь один человек, а ведь этому человеку мешали люди просматривающие книги по бокам тропинки. Если встречно идущие, незнакомые, парень и девушка пытались разминуться, начиналась забавная пантомима.
Наша троица, заворожено глядела на происходящее, через приоткрытую Дверь. Сказка продолжалась.
- Но как, как это возможно, чтоб столько народу внутри?!! Никто не входит и не выходит?!!! - вырвалось у меня.
- Что же ты хотел... мир Кристалла! Особые свойства пространства, законы сказки! - улыбнулась Саша, - пойдем!
- Посмотрим, увидим, поймем... - подытожил Антошка и с усилием потянул створку.
- А ведь ты, сейчас, закрыл портал! - почему-то грустно констатировал я.
- Ничего! Каждому открывается своя Дорога! - легко сказала Саша, и я увидел в этом особый, глубокий смысл.
***
Если находиться в шумном месте, то мозг очень быстро привыкает - "выключает" лишние звуки. Это свойство очень интересно, ведь слух при этом подстраивается слышать лишь объект внимания. При этом восприятие одностороннее - человек и весь мир, касающийся только его. Иногда себя на этом ловишь, стараешься переключить внимание, увидеть, услышать, осмыслить всю картину происходящего сразу. И тогда мир "взрывается" избытком информации:
- А Вы читали "Петушки"?
- Нет, Гариссон мне не нравится - нет глубины мысли, не заставляет задуматься... впрочем, первая "Стальная крыса" ничего, есть над чем посмеяться!
- Сегодня на нашей ярмарке будет встреча с известными писателями: Лауреатом премий ..., написавшим ..., состоящим..., автором известного исторического романа "Берег отдаленный" - Александром Борисовичем Керданом (это через громкоговоритель).
- Вы отдавили мне ногу!
- Простите, но вы уже огрели за это меня, сумочкой, по спине!
- Так зачем же, Вы, вернулись?!
- Сказать, что, я, наступил Вам на ногу случайно, а вы сделали мне больно специально!
- Не загораживайте витрину!
- Разрешите пройти?
- Молодой человек, шо вы стоите, як соляной столп, и запо... тьфу, затор организовали в проходе! И книги не смотрите и пройти мешаете! Вы зачем здесь? -(Это мне.).
- И я говорю: "Не загораживайте витрину!"
- Кончайте ругаться, дайте пройти, сейчас из туалета встречная очередь пойдет - вообще встанем.
- Да кто же придумал такие узкие проходы! Да еще единственную дорогу мимо туалета проложил! Ну, вот, так я и думал, опоздали! Машенька потерпи немного, прижмись к лотку, давай сказочку тебе посмотрим!
- Ты это уже пятнадцать минут говоришь!!! - (возмущенным детским голосом).
- Бедная девочка (укоризненный взгляд на непутевого отца). Люди, дайте пройти, ребенок в ту... на свежий воздух просится!
Внушительная женщина двинулась вперед. Если Вы видели, как ледокол наползает, подминает под себя, и ломает льдины, то сможете представить, как это происходило.
На плечо легла рука. Обернулся. Это был Антон.
- Что, потерялся?
- Задумался, - ответил я, объяснять было долго.
- Представляешь, а про выступление Владислава Петровича никто не слышал и где оно будет, подсказать не смогли!
- Он, наверное, с другим писателем вместе выступать будет - про Кердана уже говорили.
Так и получилось, через пять минут прозвучало объявление, что Александр Борисович Кердан и Владислав Петрович Крапивин будут выступать в красном зале, со специально оборудованной сцены. Название зала я уловил лишь после повторно услышанного объявления - и это было естественно, настолько длинно было перечисление наград и премий, заслуженных авторами. А пока я спросил:
- Где Саша?
- Книжки и украшения разглядывает. Здесь этого добра... Пойдем к ней!
По пути увидел замечательный "Алтайский бальзам" на таежных травах и экстракте оленьих рогов. "Надо же без спирта!" - мысленно удивился я.
- Вкусный и полезный, - убеждал старичок с окладистой седой бородой. - Берите это сироп на травах.
Я взял. Решил, что будет напоминанием о городе. Положил в сумку, повернулся, рядом стояла Саша, показывала Антону брошь и бусы. Тут нас и застало объявление по громкоговорителю. Спросили направление, двинулись. Указанная тропка проходила мимо туалета. С одной стороны ее зажимала колонна с продавцом, книжным товаром на лотках и покупателями. Другую сторону тропки представляла стена с дверями туалета и, соответственно двумя разнополыми очередями, вытянувшимися вдоль стены. Народу на ярмарке, как в муравейнике, а туалет в одном месте и желающих туда попасть и оттуда выйти много. Люди решали проблему, выстраиваясь в очередь по одному. Пропуская встречную колонну, торопились проскочить мимо дверей туалета, там накапливалась толпа желающих вернуться в зал.
- Пробка "организована" со знанием дела, - повернувшись к Антону, восхитился я.
- Да - а, как же они так... Через это "месиво" еще куча народу должна к писателям протолкаться.
- Хоть бы дополнительный проход проложили. Представляешь, сделал вывод, что в городе непродуманно с общественными туалетами, - неловко пошутил я. Шутка оказалась почти правдой - позже, когда понадобилось, в центре города, мы действительно обнаружили несколько закрытых.
- Просто нельзя было разрешать торговлю у прохода, - констатировала Саша, я оглянулся, оценил и согласился.
Пробились через затор, прошли по коридору между покрашенной в бежевые тона стеной и высокой фанерной ширмой, что-то загораживавшей слева. За ширмой открылся достаточно большой зал. Две трети занимали рядами поставленные, голубые скамейки без спинок. Они ступенчато спускались к импровизированной сцене, состоявшей из бордового занавеса на дальнем фоне, и двух столов составленных вместе и накрытых скатертью из синего атласа. Два стула со спинками ожидали писателей. Прошли в зал. Народу пока пришло около десяти человек, и мы расположились в первом ряду, слева. Антон достал общий подарок - КИНовский коньяк. Придирчиво осмотрев коробку с пятью звездами, протянул мне, спросив:
- А что такого? Это сделает встречу более интересной, а значит это необходимо Владиславу Петровичу. Ты бы тоже что-нибудь спел! У тебя ведь есть песни на крапивинские стихи, - сказала Саша, тихо перебирая струны и подтягивая колки.
- Есть. Но песни, обычные. Сами, как-то, сложились. Когда повести читал, они зазвучали в голове.
- Все песни обычные - необычны ощущения у слушающих от некоторых песен.
- Но... хорошо, наверное, это веление Дороги!
- Именно - Дороги! - сказала Саша, по голосу было слышно, что ей весело.
Объявили о встрече писателей. Потом приглашали на встречу каждые пять минут. Народ быстро заполнял зал, скоро мы порадовались, что заняли места в числе первых. Наконец свет на сцене стал ярче. Вышла девушка в синем платье - ведущая.
- Добрый день. Дорогие гости, - тепло приветствовала она.