Знание своего прошлого делает нас разумными и сильными
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ЗНАНИЕ СВОЕГО ПРОШЛОГО ДЕЛАЕТ НАС РАЗУМНЫМИ И СИЛЬНЫМИ
"В жизни человек проходит испытание на человеческое достоинство.
Иногда испытание проходит одно поколение людей...
Иногда все живущие...
Не все проходят достойно это испытание...
Но кто проходит - его дух возрастает..."
"Стремление в будущее заставляет по-новому вглядеться в прошлое..."
"Равнение на наше героическое прошлое..."
"Ко всему надо подходить, исходя из опыта наших предков..."
"Мы - добрые, но память у нас хорошая...
Простить можно, забыть - никогда..."
"Если у вас не было великого прошлого, у вас никогда не будет великого будущего"
"Кто управляет прошлым, тот управляет будущим..."
"Я раньше думал, что песня "Прекрасное далёко" - о нашем будущем,
но оказалось, что эта песня о нашем прошлом..."
"Духовному совершенству в обновляемой России противостоят две силы:
капиталистическая жажда наживы и всепожирающий огонь революции...
В метании между ними проходит наша жизнь..."
"Россия - главная конкуренция всех..."
"Нужно быть в курсе всего на свете..."
"Жизнь идёт. Мы заведены на много десятилетий. И проспать их нельзя..."
"Только ответственная, деятельная любовь к Родине - Патриотизм".
"Мы - русские, и с нами Бог..."
Санкт-Петербург
2020 год
Наша Великая, Героическая, трагическая История...
Книжный вопрос: "Назовите направление в историографии, согласно которому
народ племя "Русь" происходит из Скандинавии периода экспансии викингов".
Правильный ответ: Нормандская теория или Норманизм.
Норманнами в Западной Европе называли викингов.
Читаем книгу: "Последний летописец или две жизни Николая Карамзина"
..............
"- К какой семье языков принадлежит русский язык?
- Индоевропейская семья, славянская группа".
..............
Третий Рим
"Третьим Римом назвал Москву писатель 16-го века Филофей, объявив, что столица крепнущего Московского княжества заняла место Древнего Рима, разорённого варварами, и Второго Рима - Константинополя, завоёванного турками.
Древнерусское государство - Киевская Русь - пережило расцвет в 11-12 веках, а затем распалось на множество княжеств. В 13-ом веке Русь была завоёвана кочевниками-монголами и надолго утратила национальную независимость.
Самым крупным княжеством Северо-Восточной Руси (будущей Великороссии) было Владимирское великое княжество. Владимирский князь Александр Невский успешно воевал со шведами и ливонскими рыцарями в Прибалтике, но покорился власти монгольской империи - Золотой Орды. После смерти Александра Владимирское княжество подверглось дроблению и пришло в упадок...
Северо-Восточная Русь делилась на множество независимых княжеств,
постоянно враждовавших между собой...
Правителями Московского княжества были московские "великие бояре"...
Золотая орда
представляла собой сложный конгломерат кочевых племён и народностей...
Русь вступила в войну с Ордой в неблагоприятных условиях. Против неё
объединились два наиболее сильных противника - татары и литовцы...
Сражение на поле Куликовом было едва ли не самой кровавой битвой
в русской истории. Потери московского ополчения были ужасающими...
Битва на поле Куликовом не привела
к немедленному возрождению независимости Русского государства...
К 14-ому веку языческая Русь превратилась в Святую Русь.
Византия, переживавшая последний расцвет,
оставалась для неё источником духовного просвещения.
Русское духовенство следило за религиозными исканиями Византии.
В 14-ом веке у греков было три формы монашества.
В одних монастырях братья вели "особую" жизнь: каждый держал деньги и личное имущество в своей келье, питался и одевался в зависимости от своего достатка. "Особожительские" обители владели сёлами, вели торговлю, иногда занимались ростовщичеством.
В других монастырях существовала монашеская община (по-гречески - киновий, по латыни - коммуна). Такой строй отвечал вековечной мечте христиан о справедливом устройстве земной жизни в соответствии с идеальными представлениями и царстве Божьем. В обителях-коммунах имущество было общим, члены общины проводили жизнь в непрестанном труде, питались плодами рук своих, исповедуя принципы братства и любви к ближнему.
Покидая общину, избранные монахи удалялись в пустынь, чтобы вести жизнь отшельника. То была высшая форма аскетизма.
В середине 14-го века патриаршая кафедра в Константинополе утратила контроль за многими православными епархиями. Патриарх Филофей старался отыскать авторитетных церковных деятелей в балканских и восточноевропейских странах, способных поддержать рушившееся единство вселенской православной церкви. На Руси его выбор пал на Сергия Радонежского.
Филофей направил Сергию послание и крест.
Его грамота определила дальнейшую судьбу Троицкого монастыря.
Хваля Сергия за добродетельную жизнь, Филофей наказывал ему
принять новый устав: "Совет добрый даю, чтобы вы устроили общежительство".
В Троицком монастыре, а затем и во многих других обителях, основанных учениками Сергия, был введён устав, запрещавший братии иметь личное имущество. Новый порядок предполагал общее ведение хозяйства, общую трапезу, общее владение имуществом...
В своей обители Сергий построил храм в честь Святой Троицы,
"чтобы постоянным взиранием на него
побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира".
Догмат о Святой Троице занимал одно из центральных мест в системе православного богословия. В глазах верующих Троица стала олицетворять исток и родник жизни, идею единения мира и всеобщей любви, всё то, что противостояло смертоносным раздорам и "разделённости"...
Татарское иго разорило Русь материально и нравственно.
Народу надо было вернуть веру, а через веру - нравственность.
Сергий был одним из тех, кто способствовал этому.
Накануне Куликовской битвы он обратился к Дмитрию Ивановичу с грамотой.
Его обращение укрепило дух армии.
Ещё более глубокое влияние на своих современников
Сергий оказал примером своей жизни...
Основанный Сергием Радонежским Троицкий монастырь стал одним из значительных центров средневековой русской культуры. Труды книжных мастеров Троицы сохранили на века многие памятники отечественной письменности...
В монастыре уже в 15-ом веке возникла собственная литературная традиция. Составленное в его стенах "Сказание о Мамаевом побоище" привлекло внимание многих поколений читателей. В Троицком монастыре сформировался талант Андрея Рублёва, живопись которого составила эпоху в развитии древнерусского искусства...
Историки высказывали удивление по поводу "таинственных исторических сил, работавших над подготовкой успехов Московского княжества с первых минут его существования". Быстрое возвышение Москвы задерживало процесс дробления Северо-Восточной Руси, позволяло собирать "дробившиеся части в нечто целое".
В 15-ом веке Владимир пришёл в полный упадок,
а средоточием могущества великого князя стала Московская земля...
Столкновение противоположных тенденций подорвало церковное влияние
Византии на Русь ещё до того, как Византийская империя пала...
У истоков самодержавия
Взойдя на трон, Иван Третий (1462 - 1505) все силы употребил на то, чтобы расширить свои владения и подчинить себе все русские земли. Для достижения этой цели он использовал любые средства - насилие, деньги, династические браки.
Москва поглотила
Ярославское и Ростовское княжество, Новгород Великий и Тверь...
Иван Третий был женат первым браком на дочери великого князя Тверского.
Рано овдовев, он женился на греческой царевне Софье (Зое) Палеолог.
Софья была племянницей последнего византийского императора,
убитого турками на стенах Константинополя в 1453-ем году...
Преодоление раздробленности и образование мощного государства создали
почву для распространения в русском обществе идеи "Москва - новый Рим".
Зосима выразил новую идею в сочинении "Изложение пасхалии".
В нём Зосима подчёркивал верность Руси Богу и Православию.
Это превращало Москву в новый Царьград.
Сам Бог поставил Ивана Третьего -
"нового царя Константина новому граду Константину -
Москве и всей Русской земле, и иным многим землям государя".
"Не будь бегуном и предателем христианства!" -
завершал своё поучение духовник Ивана Третьего...
Иван Третий шёл к цели, не стесняясь в средствах...
В политическое сознание общества стала внедряться имперская доктрина...
С 1497-го года Гербом Российской монархии стал византийский герб -
двуглавый орёл. Скромный церемониал московского двора уступил место пышным византийским ритуалам. Великий князь не довольствовался прежними титулами и стал называть себя "самодержцем". Этот титул был точным переводом византийского императорского титула "автократор". Полагают, что перемена в титулаторе была связана с обретением государственной независимости.
Иван Третий стал обладать державой сам, а не из рук золотоардынского хана...
Объединение земель превратило Россию в могущественную военную державу...
Внешнеполитические успехи России были впечатляющими.
Её дипломатические связи расширялись.
Европейские страны стремились заручиться союзом с Русским государством для отпора турецкому вторжению на Балканы. Москва отклонила предложение Вены. Воспитанные в византийских традициях, московские государи неоднократно употребляли титул "царь" или "кесарь"...
Для русского духовенства
Византия была на протяжении веков источником мудрости и святости...
Библия была едва ли не самой значительной русской книгой 15-го века
и включала не только давно известные,
но и впервые выполненные переводы библейских книг...
Одним из главных центров духовности на Руси был Кирилло-Белозерский
монастырь. Обитель поддерживала давние связи с Византией...
Суть христианства начётчики видели не в познании и размышлении,
а в устройстве жизни
в соответствии с догматически истолкованными священными текстами...
Дела и теории Нила Сорского и других заволжских старцев
(их скиты располагались за Волгой) говорят о том,
что именно в "заволжском движении" воплотился процесс
духовного и нравственного сложения христианской личности на Руси...
В первой половине 16-го века Россия пережила экономический подъём.
Земля наша освободилась от ига и начала обновляться,
как будто перешла от зимы к тихой весне;
она снова достигла своего древнего величия, благочестия и спокойствия,
как при первом великом князе Владимире.
Процветанию страны немало способствовало прекращение татарских набегов...
Русская церковь сохранила тесные связи с православными греческими монастырями на Афоне. При Василии Третьем московские книжники вели работу по исправлению и переводу богослужебных книг. В помощь им с Афона прибыл образованный богослов Максим (Михаил) Грек, приглашённый в Москву великим князем... В лице Максима образованная Россия впервые столкнулась с учёным-энциклопедистом, получившим глубокие и многосторонние познания в университетах...
После падения Византийской империи...
В 1514 - 1521 годах монах псковского Елизарова монастыря Филофей
обратился к Василию Третьему с важным посланием.
Следуя тезису о богоустановленном единстве всего христианского мира,
Филофей доказывал, что первым мировым центром был Рим старый,
за ним Рим новый - Константинополь,
а в последнее время на их месте стал третий Рим - Москва.
"Два Рима падоша (пали), а третий стоит, а четвёртого не бывать".
"Великий Рим" сохранил своё физическое бытие,
но утерял духовную сущность, будучи пленён католичеством.
Оплотом Православия стало греческое царство,
но оно попало под власть "неверных".
Крушение двух царств расчистило место
для Московского православного царства.
Идея о всемирной роли Москвы имела в устах Филофея скорее сакральный,
чем имперский смысл...
В русском христианстве версия христианских идей и текстов
приобрела ярко выраженный национальный характер...
Русские митрополиты перестали ездить "на поставление" в Константинополь...
Сопоставив взгляды Максима Философа и его противников - осифлян,
богослов выделил их расхождения в оценке судеб и будущего России.
По мнению осифлян, будущее России великолепно и определено раз и навсегда.
Максим Философ видел Русь в образе страждущей вдовы,
которой судьба уготовила тернистый путь.
В глазах осифлян Москва представлялась Третьим Римом,
строилось великое новое христианское царство.
Для Максима Философа, напротив, Россия являлась градом в странствии...
В ночь на 4 февраля 1533-го года Василий Третий скончался...
В конце 15-го века Россия значительно расширила свои связи со странами Западной Европы, и в первую очередь с Италией. В Москве в большом числе появились итальянские зодчие, инженеры, врачи, ювелиры и прочие мастера...
Им суждено было оставить глубокий след в истории русской культуры,
в особенности в сфере зодчества.
Шедевр Фиораванта - кремлёвский Успенский собор в Москве стал главной святыней православной Московской Руси. На многие десятилетия он стал образцом для русских мастеров, трудившихся в разных городах и землях.
Новые черты, обозначившиеся в облике Успенского собора, ещё ярче выразились в архитектуре Архангельского собора, построенного итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505 - 1508 годах. Собор служил усыпальницей московских государей.
Старый московский Кремль, воздвигнутый при Дмитрии Донском из "белого камня" - известняка, давно обветшал...
Иван Третий нуждался в новой резиденции, отвечавшей мощи и великолепию его власти. Для перестройки Кремля он пригласил миланского инженера Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и других строителей. В 1487-ом году Марко Руффо приступил к сооружению Беклемишевской башни, Антон Фрязин выстроил Тайницкую и Свибловскую (ныне Водовзводную) башни, завершив укрепление южной части Кремля. Пьетро Солари воздвиг башни у Боровицких и Константино-Еленинских ворот, а затем вместе с Марко Руффо заложил новую Флоровскую (ныне Спасскую) проездную башню. Солари вывел стену до Боровицкой башни, а также от Никольской башни до Неглинной, где построил Собакину (ныне Угловая Арсенальная) башню с родником. Новые укрепления Кремля были построены из кирпича. Башни получили шатровые надстройки в 17-ом веке. После смерти Солари строительные работы продолжил инженер Алевиз из Милана.
В 1495-ом году была заложена Троицкая башня. Постройка Кремля была завершена в 1515-ом году Алевизом Новым, поставившим стену вдоль реки Неглинная. Кремль стал одной из лучших крепостей Европы.
Кремль был не только резиденцией московского монарха,
но и символом нарождавшейся Российской империи.
Первая половина 16-го века стала временем расцвета шатровой архитектуры. Первым шатровым храмом была церковь Вознесения, воздвигнутая в великокняжеской усадьбе в селе Коломенском в 1530 - 1532 годах.
Этот придворно-княжеский храм являлся одновременно храмом-мемориалом. Церковь Вознесения явилась памятником в честь рождения в великокняжеской семье наследника Ивана.
Московская живопись пережила в 15-ом веке свой золотой век.
Традиции Андрея Рублёва создали прочное основание
для дальнейшего развития московской школы во второй половине 15-го века...
В Москве развернулось строительство крупных соборов и церквей...
Придавалось большое значение торжественной атмосфере храма,
восхищали драгоценные оклады икон,
в их блеске и сиянии угадывалось отражение Божественного света...
Главным достижением этого периода явилось