Сливки художественной элиты ...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
СЛИВКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ...
"...Собою упоённый небожитель,
спуститесь вниз на землю с облаков!
Поближе присмотритесь: кто ваш зритель?.."
Санкт-Петербург
2016 год
"В конце концов, мы ведь принадлежим к сливкам художественной элиты..."
Сергей Есин "СОАВТОРЫ"
В гостях, после того как пропустит пару рюмочек, выпьет чашечку крепчайшего кофе, Гортензия Степановна могла сказать собеседнику, имея в виду себя с мужем и, естественно, из вежливости, и собеседника: "В конце концов, мы ведь принадлежим к сливкам художественной элиты..." Ни больше ни меньше. И в это свято верила. Впрочем, обстоятельства её жизни и её положения давали ей на это право. Не каждый втречный-поперечный через день отсвечивает на областном телеэкране. Гортензия же Степановна, меняя скромные, со вкусом, туалеты знаменитого модельера, регулярно появлялась на голубом экране, рассказывала простому народу об изобразительном искусстве.
С юности девицей Гортензия Степановна была бойкой, энергичной, нахрапистой. Рано поняла что надо и, особенно себя не утруждая, так и лепила. В репортажах у неё выработался стандарт...
Повезло ещё Гортензии Степановне с мужем. Он у неё режиссёр, театральный деятель, ходит в галстуке бабочкой, седовласый, с ровной сержантской спиной, подтянутый, величественный. Через мужа знакома она с такими сливками, с такими деятелями, что когда на курорте или в поезде начинает рассказывать доброжелательным, но простоватым слушателям о своих связях и знакомствах с театральным миром, то все изумлённо ахают...
С юности Гортензия Степановна и Евгений Тарасович пламенно любили искусство. Эта интуитивная любовь была связана скорее не с борениями мятежного духа и властью над ним прекрасного, а неким обстановочным моментом, тем привлекательным позлащённым багетом, которым часто это искусство обрамлено... У обоих проснулось неистребимое желание примкнуть к этому порядком опьяняющему миру. Но Гортензия Степановна и Евгений Тарасович и в юности были людьми рассудочными и поэтому очень аккуратно, точно постарались вписаться в полюбившуюся им среду жизнедеятельности. Они выбрали те области этой, как им казалось, беззаботной и нарядной жизни, где было возможно соавторство. Именно поэтому стремился Евгений Тарасович к специальности режиссёра, а Гортензия Степановна решила стать искусствоведом. Вывезут актёры, вывезут художники...
В год окончания Евгением Тарасовичем школы началась война, и он достойно и честно отшагал по её дорогам, пронеся через все её трудности и невзгоды упорную юношескую мечту о яркой, под аплодисменты, жизни.
За четыре года пришёл жизненный опыт, но не было прочитано ни одной книги, и не проявился яркий, всепобеждающий талант. Но серьёзность во взоре, обаяние линялой армейской гимнастёрки среди... штатских курточек и пиджачков сделали своё дело...
На втором курсе Евгений Тарасович встретился на студенческом вечере с Гортензией Степановной.
К этому времени Гортензия Степановна о себе знала всё. У неё был точный взгляд, хорошее знание предмета, особая цепкость ума, умеющего излагать чужие мысли как свои, то есть прочувствованно, убеждённо и органично, добротная конъюнктурная ориентировка. Не было только одного - умения хорошо и свободно писать, то есть излагать свои и чужие мысли как свои на бумаге.
Её удел - добротный экскурсовод, хранитель музейных фондов, чиновник на задворках министерства. С этой долей смириться было тяжело. Ей нужен был паровоз к составу, СОАВТОР для ЖИЗНИ, помощник...
Дела у Евгения Тарасовича шли неважно, не хватало домашнего воспитания, общей начитанности, культурного кругозора, органических знаний смежных искусств... Гортензия Степановна крепко помогала мужу: он ест утром перед институтом жареную картошку, а она ему читает избранные места из Плутарха...
"Никаких детей. Мы должны сами пока кем-то стать. Некогда нам цацкаться с младенцами"... "От родни - и от твоей, и от моей - держаться подальше. Ничего их приваживать и холить. На это уходят силы, а нам с тобой силы надо концентрировать"...
Чужая, особенно тонкая душа художника - всегда потёмки, поэтому можно только догадываться, какие противоречивые страсти бушевали в пламенном сердце Великого...
В общем, жили по восходящей, имелась кооперативная квартира, машина, гараж, дача, но всё казалось обоим, что главная сладость жизни ещё впереди.
Но тут для обоих почти одновременно, и оглянуться не успели, настал пенсионный возраст.
Гортензия Степановна начала готовить свой юбилей задолго до пятидесятипятилетия. Не с быхты-барахты, не авралом, а плавно, продуманно, так сказать, "заложила" его, как закладывают корабль на стапелях...
Директор знал слабости интеллигентов, их податливость к административной ласке и вежливым манерам. Чай лился густой и ароматной струёй... А её понесло. Она знала, что в эти полуофициальные минуты упрочает свой авторитет. Она стремилась показать себя грамотной, читающей. Директор, не оканчивающий в своё время гимназий, к настоящей интеллигенции относился с пиететом и некоторой робостью... И так они болтали... пока директор не произнёс роковой фразы:
- Ну, а лично-то у вас какие планы, Гортензия Степановна?
- Вот на следующий год...
- Да я, матушка, о личных планах спрашиваю... Я ведь думаю, что народ мы с вами немолодой, пора и отдохнуть, заняться собою, здоровьем, сажать цветы, растить внуков. Не устали, Гортензия Степановна? Отдохнуть вам пора. Ведь это не блажь и не благотворительность, а государство определило пенсионный возраст для женщин в пятьдесят пять. Занимались этим и социологи, и гигиенисты, и геронтологи.
- Я ещё полна сил.
- Я в этом не сомневаюсь.
- Вы не имеете права насильно перевести меня на пенсию.
- Конечно... Конечно, не имею права, но я имею право отстранить вас от эфира. Будете готовить программы, редактировать сценарии, договариваться с авторами, а общем, тяжёлая черновая работа...
В кабинете у директора Гортензия Степановна ещё не осознала, чем ей грозит уход на пенсию. Просто в ней проснулось чувство защитного противоречия: если её место забирают, значит, отдавать нельзя. Но уже вскоре, когда представила, что должна будет лишиться всех маленьких, но чувствительных для души благ, престижных появлений на вернисажах, заискивающих улыбок художников, возможности купить себе по себестоимости в Доме моделей новое платьице, да и просто того, что её узнают на улицах, в аптеке, в булочной, - ведь пройдёт год, другой - и забудут, увлечённые новым кумиром! - и когда она представила себе, что лишится всего того, что она со своими средними способностями добивалась всю жизнь, тут ей стало по-настоящему обидно.
Волну общественного возмущения, о которой она мстительно думала в кабинете директора, организовать оказалось не так легко...
Гортензия Степановна попыталась организовать новую волну, толкнулась в одни двери, в другие, и в этих хлопотах как-то немножко поостыла и начала свыкаться с необходимостью сворачивать свою общественную деятельность...
- Матушка Гортензия Степановна! Ты прости меня, старого дурака, за резкость и неделикатность, но пора что-то решать. Я ведь сам после твоего ухода разволновался и подумал, что пора двигать и мне на пенсию. Так что в свете открывшихся обстоятельств подумай как следует. Пока я сижу на своём месте, персональную пенсию тебе выхлопочу. А придёт на моё место новый, он тебя не знает, свою команду приведёт, смотри, останешься на бобах.
"А может быть, он и прав, старость штука серьёзная. Пока он в силе, надо воспользоваться, примкнуть... Свет у меня на работе клином сошёлся? Главное, получу персональную пенсию, а потом что-нибудь придумаю..."
Выученный историей Гортензии Степановны, Евгений Тарасович не только в театре, но и дома о своём приближающемся шестидесятилетии старался не упоминать. Никакого юбилея, всё шито-крыто, выпили на квартире вместе с ближайшими знакомыми по рюмочке, Гортензия Степановна испекла пирог, скромно повеселились и к одиннадцати часам вечера уже разошлись.
Ему, Евгению Тарасовичу, нельзя без театра, вырос, так сказать, под сенью кулис. Всегда на людях, всегда при хлебе и немножко при славе. А крылышки её шуршат привлекательно. В наше время это почище дворянского титула: режиссёр Прославленного театра! За это звание стоит потрудиться, чуть-чуть помаскироваться. Главное, несколько месяцев пережить, потому что всегда неизвестно, что витает в хитроумной голове Великого актёра, Он мыслит импульсами...
А потомки пусть разбираются, кто более знаменит, а кто поменьше. Под крылышком у славы все уместятся. Думать об этом грустно, но необходимо: два акта собственной жизни пролетело, скоро пора гасить свечи.
В общем, весною, когда Гортензия Степановна уже оформляла свои пенсионные дела, Евгений Тарасович своё шестидесятилетие от общественности и начальства удачно зашифровал, от празднования уклонился, а тут гастроли, отпуска, ремонт театрального здания, и Евгений Тарасович подумывал, что возрастной порог он удачно проскочил, и дальше начнётся всё по-старому: изберут его в местком, в ДОСААФ, снова начнёт он тянуть лямку в гаражном и жилищном кооперативах, сдублирует один спектакль Великого актёра где-нибудь на периферии, потом другой, и через пару-тройку лет можно будет подумать и о новом почётном звании.
С этими выношенными идеями, уже осенью, после обязательного санатория, пришёл Евгений Тарасович на сбор труппы...
А Гортензия Степановна уже несколько недель дома, отчаянно перезванивается с подругами, листает свой небольшой архив в надежде создать какие-то мемуары и строит другие утопические проекты нового завоевания мира...
Собрание труппы проходило так же, как и все тридцать лет. Вышел Великий актёр, удивляя всех своею тщательно лелеемой моложавостью и неизбывно молодым голосом, поздравил присутствующих с открытием сезона и начал читать диспозицию следующего года... Названия новых спектаклей, роли, перспективы. То, что недоговаривал Великий актёр - лакомые куски, несбыточные надежды, впустую потраченное кокетство, "не стрельнувшие" великодушие и мужественность - все эти коллизии подразумевались. Возникал довольно подробный чертёж жизни на следующий год для каждого. Но чем больше вслушивался в его речь Евгений Тарасович, тем отчётливее понимал, что на следующий год на этом празднике творческой жизни для него работы нет...
- А теперь небольшое приятное объявление. Ещё в прошлом сезоне... нашему другу и одному из старейших работников театра исполнилось шестьдесят лет. Я имею в виду нашего уважаемого Евгения Тарасовича...
Великий актёр, видимо, решил придать новый импульс прославленному театру... В театре появилось несколько совершенно зелёных хлопцев в вылинявших джинсах... Новые таланты ещё неутомимо кующего кадры Горностаева. Мальчики с утра сидели на репетициях, вечерами смотрели спектакли репертуара, а в свободное от этих занятий время лезли во все самые глубокие театральные щели. То их видели болтающими с молоденькими костюмершами, то попивающими чаёк и листающими старые пьесы в литчасти, то раскованно и даже фамильярно посиживающими с основателями и корифеями. В своей приверженности театральному делу мальчики не знали ни стеснения, ни робости, ни пиетета перед опытом и талантом...
У самого Евгения Тарасовича в это время дела шли неважно. Ни в местком, ни в другие общественные организации его не выбрали. Более активные и молодые товарищи проворачивали дела...
Процесс отпадения от Евгения Тарасовича разных дел и поручений проходил довольно длительно, но тем оглушительней оказался результат: в один прекрасный день он понял, что театр обходится и без него...
За это время Евгений Тарасович очень сдал. Он много размышлял о своей жизни и о том, что с ним произойдёт, если он уйдёт из театра. Сколько лучших молодых лет провёл он в старом сыроватом здании. Ведь и минуты его маленьких торжеств были связаны с этими стенами. Театр давал какой-то якорь душе. А что он без него? О чём он будет думать, куда торопиться? И тут он понимал, что ему долго не протянуть, если он сменит театральный режим на какой-либо другой. В его душе, если он уйдёт из театра, сразу образуется вакуум, а природа пустоты не терпит, значит, туда сразу хлынет обычная, нетеатральная сложная жизнь, которая его задушит, он захлебнётся. Нужно держаться.
Евгений Тарасович изменил тактику. Теперь он весь день с утра до вечера проводил в театре... Но труд это огромный. Когда работаешь - время летит, а когда работу лишь показываешь - стоит на месте. Восемь часов, как гири на ногах. Сидеть на чужой репетиции и читать книжку - неудобно, играть в домино с пожарниками - не престижно, ходить от одной группки к другой - утомительно, высказывать мнение о пьесе, которую ты не совсем понимаешь, - боязно, а вдруг у Великого другое мнение. И так - весь день: между Сциллой и Харибдой. А подобный день в жизни Евгения Тарасовича стал каждым.
Нервное напряжение не прошло даром и для здоровья. Евгений Тарасович стал раздражительным, мелочным, появилась бессонница. Плохо здесь было и то, что Гортензия Степановна по мелочной женской привычке раздражение у Евгения Тарасовича не гасила, а даже подзуживала, внушала мысль о всеобщей бездарности, говорила, что он "не хуже, чем...", настраивала его на мстительный лад. Так прошла зима, а весною, в трамвае, Евгению Тарасовичу стало плохо... Врачи безошибочно поставили диагноз - острый приступ ишемической болезни, так сказать, прозвенел первый перед инфарктом звонок! И тут испугались оба - и Гортензия Степановна, и Евгений Тарасович: жизнь ведь - самое дорогое. Хоть какая, но жизнь!..
Выйдя из больницы, Евгений Тарасович сразу написал заявление о переходе на пенсию и вместе с закрытым бюллетенем понёс его в театр.
В этот раз его легко допустили к Великому. По случаю весны мэтр сидел в тройке посветлее, румяный, лучезарный, пахнущий лавандовой водой. "Непонятно, кто из нас, - подумал Евгений Тарасович, - на двадцать лет старше? А ведь работает всю жизнь, ни от чего не отказывается: и телевидение, и радио, и гастроли. Может быть, поэтому и такой здоровенький?"
- Ах, дорогой, нам так вас не хватало. Такие трудные пошли времена, молодёжь так строптива. Пьес нет. Говорят, вы тяжело болели?.. Грустно прощаться, но наступают такие минуты...
- Скажите, ну почему вы меня продержали в театре тридцать лет?..
- Потому что вы - мой грех!..
- Но вы могли поговорить со мною, объяснить.
- Неужели бы вы что-нибудь поняли тогда? Даже пять лет назад? Вы разве изменились с тех пор, когда сначала Горностаев за вас сделал дипломный спектакль, а потом я сделал за вас вашу вторую постановку? Вы сели не в своё купе, миленький. Поезд мчал вас, а вы даже не удосужились взглянуть в окно. Вас баюкали мягкие диваны, но билет был оплачен не вами. На прощанье я вам скажу тайну: нет таланта, нет мастерства, а есть только душа и приёмы ремесла...
После сопротивления, которое Гортензия Степановна и Евгений Тарасович оказывали переводу их на пенсию, состояние раскованной свободы им внезапно понравилось.
Они подсчитали, что материально жизнь их ненамного ухудшится, потому что если сложить их две пенсии, то деньги получаются приличные, а расходов при их новом образе жизни гораздо меньше. Раньше Евгению Тарасовичу в год надо было купить один костюм, потому что профессия у него прилюдная, нужно представительствовать импозантно, в соответствии со званием режиссёра, а уж о Гортензии Степановне и говорить нечего - женская мода переменчива, за год одних туфель и сапог уходит уйма, а ведь старое, ношеное нынче не в цене, не продашь. А в новом их состоянии, подумали супруги-пенсионеры, всё это роскошь. Основное время - дома... Есть дача - значит, надо всё кругом засадить разнообразными овощными культурами... Яблони и кустарник имеются, значит, надо всё заготовлять, консервировать, солить, сушить, мариновать, протирать с сахаром и мочить. И всё это не совсем в новость, выросли оба в коммуналках, в простых семьях.
За жизнь, полную ненужной гонки, оба, оказалось, соскучились по обычной работе, по хозяйству. Нашлись дела, которые откладывались год за годом...
Поначалу оба поддерживали непосредственную связь с работой через своих оставшихся там товарищей и доброхотов. Телефон трезвонил часто...
А тут минула первая их пенсионная зима.
Летом Гортензия Степановна и Евгений Тарасович поселились на даче основательно: с холодильником, телевизором, хорошим постельным бельём и мелочами, создающими комфорт - поселились до осени...
Земля, их небольшой участок в шесть соток, поглощала неожиданно много времени. Вдвоём они практически копались на участке от зари до зари...
"Быстро же протекла жизнь, и заканчивается она не так, как хотелось..."
Гортензия Степановна несказанно удивилась, когда увидела на пороге своей кооперативной трёхкомнатной квартиры парнишку лет шестнадцати...
- Я двоюродный племянник Евгения Тарасовича...
Не получилась любовь у Гортензии Степановны и с этим мальчиком, Ильюшей, которого она уже в сердце полюбила... Он не укладывался в её представлении о каноническом ребёнке. Она вспомнила в этом возрасте себя и своих сверстников. Они были другими...
Любовь и признательность не вспыхивают в маленьком сердце мгновенно. Они рождаются медленно, и корешки их уходят в такие дали, где Гортензия Степановна не побывала. Они, наверное, рождаются при детских купаниях, при первом агуканье и первой осмысленной улыбке, которую на лице ребёнка вызывают склонившиеся над ним родители...
В этот период по телефонному совету кого-то из своих друзей занялись они травами...
И в эти минуты супруги думали свои нелёгкие мысли...
Гортензия Степановна в бессонное время почему-то представляла свою смерть. Нет, нет, не быструю, через один-два года, а ту, далёкую, логически неизбежную, но оттянутую трусливой мыслью куда-то в конец столетия или ещё дальше, когда она станет глубокой всевидящей и мудрой старухой, принимающей благодатную смерть с радостью, как избавление от надоевшей, несущей вечную усталость жизни...
"Ах, какая чепуха мерещится в тяжёлые ночные часы бессонницы"...
У Евгения Тарасовича другие видения. Во время этих полуснов-полубдений он тоже видит свою глубокую старость...
Как-то утром, за завтраком...
- Женя, ты не скажешь, в каком месте у нас находится дача?
- Возле Околонска.
- Правильно. А что расположено в самом Околонске?..
- Дом культуры.
- Ответ правильный... А теперь скажи мне: кто мы?
- Мы - деятели культуры.
- Следовательно?.. Следовательно, эта самая культура должна нас кормить, развлекать и приобщать к жизни. Ведь ты режиссёр со званием. Разве ты не мог бы вести кружок самодеятельности? Разве я не могла бы вести кружок юного искусствоведа? Это же ведь почин! Все газеты об этом раструбят: крупные деятели культуры идут в самодеятельность. Культура в массы...
Директором Дома культуры оказался молоденький, лет двадцати пяти, парнишка...
По мере того как Гортензия Степановна складно и умно излагала, что они пенсионеры, живут здесь рядом, на даче, проработали на поприще культуры всю жизнь, оба имеют звания и опыт, но оба хотели бы - нет, нет, материальная проблема их не волнует, хотя зарплата - это стимулятор ответственности - продолжать работать на ниве культуры, чтобы не отстать от жизни, и потому что привыкли всю жизнь приносить пользу...
- Господи, да вас сама судьба к нам привела... Да я о таком и не мечтал... Вы даже не представляете, как нам нужен народ...
На объявления об открытии кружка юных искусствоведов откликнулось много желающих...
Ей понравилось, как она прочла первую лекцию... Больше расстроили её вопросы во время собеседования...
"Какие слова знают, интерпретировать! Какие вопросы задают!"...
"Всё было, Гортензия Степановна, прекрасно, но вы поимейте в виду, что контингент у нас в городе сложный: пять научно-исследовательских институтов. Дети рядом с родителями-технарями испытывают захватывающую тягу к искусству и гуманитарным проблемам, очень многое знают, подкованные детишки".
Через две недели... На этот раз Гортензия Степановна заметила, что аудитория резко повзрослела. Рядом с розовощёкими акселератами... сидели в таких же джинсиках, модных ботиночках и кожаных курточках люди постарше...
На этот раз Гортензия Степановна читала лекцию о Нестерове - патриархе русской классической школы живописи и одном из первых советских художников. Она готовилась более серьёзно...
Молодые акселераты, их папы и мамы, замаскированные под акселератов, попытали Гортензию Степановну всласть и о связи музыки с живописью, и о рисунках Феллини и Эйзенштейна, и о психологии восприятия авангардизма...
Но уже на следующей лекции возрастной ценз присутствующих был резко снижен: мальчики и девочки лет десяти-двенадцати...
Взаимоотношения Евгения Тарасовича с драматической студией поначалу складывались удовлетворительно... К удивлению режиссёра и руководителя будущего народного театра, состав студии оказался неоднородным, практически резко делился на два возраста: мальчики и девочки от шестнадцати до двадцати лет... и человек восемь от сорока до шестидесяти, ветераны...
В первый день занятий Евгений Тарасович внимательно посмотрел, что делают студийцы... Увиденное привело его в большое смущение, всё это было очень непривычно...
- Я от души вас, Евгений Тарасович, поздравляю с окончанием работы над нужным и полезным спектаклем. Честно говоря, вы сделали невозможное... Но этот спектакль нам нужен меньше, чем сто человек, которые приходили в студию, читали друг другу стихи. Меня очень огорчает, что из студии, кроме участников, занятых в спектакле, ушла молодёжь. Наверное, было бы лучше, если бы молодые парни встречались не в подъездах и подворотнях, а у нас на глазах. В общем, я должен сказать вам: или нам надо менять направление студии, или такая студия нам, городу, не нужна...
Ночью у Евгения Тарасовича случился инсульт...
Сергей Есин "ИМИТАТОР"
Враги начали мне мстить за пятьсот лет до моего рождения.
Они притаились в запасниках музеев, в изустной молве, на обложках откидных календарей и на стенах чайных.
Они захватили все редакции и издательства, выставочные залы и общественные заведения. А самое главное - сознание окружающих меня людей. Ни щёлочки не осталось, чтобы протиснуться и утвердиться. Ни шанса на настоящую, не сиюминутную, а бессмертную славу.
Они позанимали всё... "В манере Пикассо", "рубенсовская женщина", "поленовский пейзаж", "кустодиевский тип", "лица, как у Глазунова", Кандинский, Малевич, Репин, Серов, Пуссен, Ватто, Рублёв, Феофан Грек, Снайдерс, Тициан...
А я Семираев. Разве и моя фамилия неизвестна?..
Но я-то знаю себе цену, знаю, сколько это стоит. И ненавижу - всех, любого, кто когда-нибудь держал в руках кисть или карандаш. И себя - свою вечную ложь, свою вечную боязнь, свою надежду: а вдруг!
Не будет этого вдруг... Ну а что мне? Мне остаётся ненавидеть предшественников и через силу бежать за своею организованной славой. Какой там бой, какие надежды! Бег, всю жизнь бег.
Я бегун, выносливый бегун на марафоне собственной жизни. И я знаю, что мне не стать чемпионом. Но я ещё подурачу головы, покручу своей загадкой. О жизнь, куда ты пролетаешь?
Но скорее бы, скорее неслись годы. Может быть, ещё успею. Может быть, похоронят на Ваганьковском, где-нибудь поближе к Есенину и Высоцкому. Помогут вечно молодые поэты...
Дерзай, художник! Дерзай, иллюзионист! Но молчи. Молчи! И чтобы у наследников не возникло... никаких сомнений...
Моя гордость в кабинете - письменный стол. В первые дни, когда стол привезли из реставрации, меня охватывал некий мистический ужас. Стол не признавал человека. Он управлял им, он повелевал... Стол заставлял принимать позы, держать спину прямо, делать величественные жесты...
Но разве когда-нибудь я отступал? Разве человек исчерпаем в своей воле?
Отступать было некуда, мы начали привыкать друг к другу, и я понял, что становлюсь величественным. То, чего мне не хватало всю жизнь. Я будто вырос, я будто позабыл, как иногда на меня смотрят художники, мои собратья по цеху, коллеги, я будто перешагнул некий порог, за которым оставил постоянный страх разоблачения. Но, может быть, и время мне помогло. Ведь справедлив же закон диалектики о переходе количества в качество, - сотни картин и портретов, которые я написал, которые ругали мои завистливые собратья, но хвалила пресса, о которых выходили монографии...
Но я не распространял тайну стола, я молчал, и в тяжёлые минуты стол давал мне импульс. И разве можно было выдать эту тайну, сказать кому-нибудь, что за этим столом, по преданию, какой-то царь, какой-то российский император... подписал манифест... А здесь, конечно, не пиетет перед ёлочной мишурой монархии, а то совпадение судьбы, которое даёт силы человеку: ведь за столом решались реальные, имеющие долговременное действие проблемы, так, может быть, и мне, наперекор всему, судьба подарит возможность оставить своё имя в будущем, сохранит мои картины. Хоть как-нибудь, боком припишет меня к истории...
...Без одной минуты девять... Настаёт секунда моего морального торжества. Минутного торжества, но мне достаточно и его. Я нажимаю кнопку селектора...
Одна задача уже выполнена: директор на месте, директор неутомим... по его утреннему звонку можно проверять часы. Такая легенда живёт в музее. Я поддерживаю её, лелею и развиваю. Иногда вечерами... оставаясь в здании один... Расходясь домой, служащие видят: директор, склонившись над столом, подписывает бумаги...
"В половине двенадцатого надо быть в министерстве, потом поеду на закупочную комиссию, в четыре свидание с приезжим коллекционером, который хочет предложить музею что-то неожиданное, в половине шестого я вернусь... У меня старческая бессонница и единственная в жизни любовь и игрушка - музей... Что там у меня за заботы послезавтра?.. Утром академия..."
Какие преданные зрители в моём театре одного актёра! Какие благодарные сердца! Какие взгляды я получаю в ответ!..
Я ведь, хочется мне признаться в ответ на восторженный взгляд, вообще думаю: зачем я вам нужен? Вы так прекрасно, деловито, талантливо, заинтересованно справляетесь сами. Любите, творите. А я буду днём писать свои портреты, думать над своими картинами. Я не могу забыть о себе. Ах, какая жажда бессмертия, восхищения, славы неистребимо сидит во мне!..
- Ты выживаешь Славу, потому что он самый талантливый в твоей мастерской. Ты думаешь, что он талантливее тебя и что он настоящий художник...
Если Слава уйдёт в мастерскую к Тарасову или Глазунову, я уйду вместе с ним, хотя ты и мой отец. Я ведь взрослый человек, папа, и могу таким образом выразить своё несогласие с отцом. Искусство ведь не семейное предприятие, правда, папа?..
Я понял только одно: моя дочь знает, кто я такой. И возможно, это знает и Слава, но они, конечно, знают и то, чему я могу научить. В стране нет более верного взгляда и точной руки, и вряд ли они захотят потерять такого учителя. Но дочь мне дороже всего, потому что она феноменально талантлива. Наверное, больше, чем Слава. И она моя дочь. Это страховочный вариант судьбы. Если не получится у меня - должно получиться у неё. У неё есть фора - я. Потому что моим толкачом был только я, моя ловкость, моя двужильность. Я занимался искусством и одновременно был возле него, я думал о куске хлеба, а она пусть занимается только искусством, всё остальное сделаю или я, или, если меня уже не будет, моё имя...
В этот момент что-то вроде жалости шевельнулось у меня в душе. Бедный парень, ведь летел, наверное, на всех парусах. И все его понимают, ценят его самоотверженность, и лишь я свожу счёты с одарённостью, заставляю его расплачиваться за собственную слабость. Как же он, должно быть, ненавидит меня...
Может, отец и имеет право спросить? Но жизнь меня научила: карты нельзя открывать никому, никогда. В этом я убеждался неоднократно. Я не задал и в тот раз неделикатных личных вопросов. Но разве я не имел права высказать своё мировоззренческое отношение?
- Для художника слишком большое бремя - быть ещё и хорошим сыном.
- Это относится и к дочери?..
А, видите ли, Славочка ни через что переступить не может. Даже не хочет инсультную мать сдать в больницу для хроников. О, этот мальчик хочет всё: быть и хорошим художником, и хорошим сыном, и верным возлюбленным. Миленький мальчик ничем не хочет замутить своего душевного покоя. Он что, не понимает, что художник носит в душе ад? О, эти чистоплюи. Им что, привести исторические параллели, рассказать о той брани, которую Микеланджело выливал на головы товарищей-художников, напомнить, как Бенвенуто Челлини пырял инакомыслящих коллег по искусству ножом? Отстаивали себя и свою точку зрения.
Разве с тех пор что-нибудь поменялось в нашем специфическом мире? Впрочем, сейчас незачем пырять ножом. Бывает достаточно не купить картину. Какая бездна здесь приёмов, как быстро и, главное, непредвзято всё решается...
Художник - универсальная профессия. Он ещё и интриган, и дипломат, и торговец. Даже Пушкин думал о суетном. Торговался с издателями. "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать". Художник - белый и серый ангел сразу...
А сколько с ней, с высокоценимой и высокоинтеллигентной Юлией Борисовной, мне нянчиться? Не пора ли почтенной даме избавляться от романтических иллюзий и старушечьей влюблённости? Не в кошки-мышки здесь играем. А уж роль мышки для меня и вовсе была бы нова. В мои-то пятьдесят с лишним лет мне как-то негоже менять амплуа. Будут, правда, валидолы, корвалолы, кардиамины, суета, а может быть, на недельку и гипертонический криз. Трус не играет в хоккей! Пора...
Господь завещал нам зарабатывать свой хлеб в поте лица своего...
Неверно, что существуют большие события и малые. Малые события - это большие усилия малых людей. А малые люди умеют ставить палки в колёса большим...
Я разве боюсь, просто чуть начинает сосать под сердцем. А собственную нервную систему надо беречь, настоящий марафон лишь начался. В искусстве побеждает не только талант, но и объём, масса. Что Пикассо со свей "Герникой" и без своих трёх тысяч картин? А Микеланджело с одним "Давидом"? Лишь эпизоды истории...
Я с детства тренирован на стрессах. В конце концов, у каждого их хоть отбавляй. Но разве смог бы я работать, если бы допускал до себя всех?..
А разве скинешь с чаши весов мою безупречную биографию?
Происхождение, восхождение, жизнь...
В любой ситуации главное - не растеряться. Принять её как данность и действовать. Это снимает первый, глубинный стресс. Но потом случившееся всё же просачивается до эмоциональных основ. О, как страх, неуверенность, злоба начинают трясти душу! Бессонная ночь разматывает перед тобою мерзкий кинофильм случившегося. И днём, что бы ты ни делал, как бы ни старался отвлечься, тревога и страх вползают в душу. Но и здесь я нашёл противоядие. Боль от любой утраты стихает на третий день, выход из любого, самого безвыходного положения начинает брезжить в конце третьих суток. Да будут благословенны они, третьи сутки! Помни о третьих! С этой мыслью я готовлюсь принять любое известие.
Зазвонил телефон, по которому могло звонить только очень большое начальство. А большое начальство как кара небесная, здесь редко ждёшь радости. И тем приятнее, когда у правила бывают исключения. Я, как всегда при таком звонке, подобрался, отринул всё сиюминутное, мобилизовал память, внимание, реакцию. Я - чиновник...
По первым звукам голоса я понял, что звонит Иван Матвеевич - и начальство, и друг, если только на горных вершинах административного успеха есть дружба. Но если её нет, она удачно заменяется солидарностью сходного отношения к жизни, к ремеслу, к жизненным благам, к приёмам профессиональной деятельности...