Построение нового общества - процесс долгий...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА - ПРОЦЕСС ДОЛГИЙ...
Внутренний запрос души требует реализации в конкретном деле
Санкт-Петербург
2016 год
"Построение Нового Общества - процесс долгий...
Мало уничтожить явное зло, необходимо искоренить невидимое,
спрятанное в глубине человеческой души,
а на это время нужно...
- Вы можете всё рассказать?
- Вы не поймёте, вы не знаете...
- Так давайте попробуем, возможно, узнав, я пойму.
- Хорошо...
- Как в книжках пишут...
- В книжках многое пишут...
- Вы никогда не поймёте этого. Нет ничего страшнее, когда тебя считают врагом. Предательство - это... ну не только черта характера, это, если хотите, профессия. Да... Поверьте мне... По порядку... Я...
Да, это человек мало походил на преступника. Их обычно не терзают угрызения совести, они хорошо спят, да и аппетит у них отменный. Это вполне естественно, потому что их жизненное кредо состоит всего из трёх основных компонентов: деньги, бабы, выпивка...
- Я не отрицаю, разное было, но всё равно людям надо верить, только тогда они поверят вам...
- Эх, интеллигенция, интеллигенция. Нет в вас твёрдости. Всё на истериках...
- Что думаешь делать дальше?
- Хочу туда поехать.
- Не надо. Ты операцией руководи. Получай данные и решения принимай. Помни, что ты не просто старший уполномоченный, а руководитель... Так-то. Привыкай. Руководить - наука трудная, если делать это как следует..."
Надо быть честным и порядочным человеком.
Так мы учим детей... Личным примером?..
Учитель - святая профессия
"- Учитель - это одна из самых важных профессий, так как именно она рождает из маленького, необученного детёныша здравомыслящего, высокоинтеллектуального юношу или девушку. Ушинский говорил, что образование и воспитание - это два неразрывных процесса, а именно учитель должен обеспечить эту тонкую связь.
- Все мы с вами ходим, ходили или будем ходить в школу. Мы посещаем уроки каждый день и, к сожалению, не всегда задумываемся о наших учителях. А ведь они не просто дают нам знания, они воспитывают в нас те самые лучшие качества, которые должны пригодиться нам в жизни. И именно поэтому учитель - святая профессия.
- Как говорится: "Ученье - свет, а неученье - тьма". А значит самым светлым, самым, можно сказать, святым человеком является учитель, который не просто владеет знаниями, но и готов делиться ими с другими. Где было бы человечество, если бы не существовало учителей, которые терпеливо и с пониманием, а это, согласитесь, качество, присущее святым, не обучали бы своих учеников.
- Мы вспомнили великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. И мы, профессионалы, только-только начинаем понимать, что никакая реформа школы, никакое улучшение образования невозможно иначе, чем через учителя. Не через компьютер... И вот это самое святое я помню, и мы сейчас, взрослые люди, начинаем понимать, и это меня очень радует.
- Как вы считаете, что сейчас самое главное для человека со святой профессией, о чём он должен рассказать молодым?
- Я думаю о том, что в 1914 году поэт написал такие строчки: "есть ценности - незыблемые скалы..." Шкала ценностей. Я думаю, что это самое главное. В силу многих обстоятельств эта шкала ценностей оказалась очень серьёзно разрушенной. И вот восстановление этой шкалы ценностей для меня представляется задачей номер один.
- А вы считаете, что она была разрушена? Может быть, она просто поменялась?
- Смотрите, как изменилась коннотация слов. Для поколения нашего, 60-ых, 70-ых годов, слова: амбициозный, карьерный... Всё-таки это звучало несколько негативно. Сегодня посмотрите, что произошло. Это тоже неизбежность - мы говорим: амбициозные планы, карьерный рост... Но если ты идёшь в карьере по головам других людей... Я за то, чтобы молодые люди стремились достичь каких-то целей, но не любой ценой, потому что Окуджава писал:
"Не проживёшь счастливо, зато умрёшь как человек..."
Мы, педагоги, любим умные лица...
- Даже когда они не отвечают на вопросы?
- Даже когда не отвечают на вопросы... Они с чистыми лицами, думаю и чистые душой тоже, потому что они очень хорошо стараются погрузиться в историю. Вот восстановление этой ценностной вертикали, этой шкалы ценностей - это самое важное...
- И вы, видимо, работаете очень мощно на восстановления этой шкалы ценностей...
- Ну, в меру своих сил... Школа стоит не на Луне. И здесь она одна не должна работать без другого: семья и другие обстоятельства... Но у меня нет пессимизма... Есть большие школы по количеству... А была такая маленькая школа: там училось всего 29 мальчиков. Называлась она "Царскосельский Лицей". Хватило на несколько веков Русской Культуры... Был такой проект, как сказали бы сейчас, абсолютно обречённый на неудачу... Учитель и 12 Его учеников решили переделать себя и весь мир. Причём, один из учеников оказался неудачным - Иуда. Охватил несколько тысяч лет... Культура всегда развивается очагами... Как говорил Окуджава:
"Не оставайтесь в стороне, маэстро, не убирайте ладоней со лба..."
- А вы не перегибаете палку в сторону воспитания?
- Нет, ну при этом мы ещё немножко учим... Да, сегодня нужно воспитать человека умелого и мобильного. Потому что если сегодня человек не владеет хотя бы одним иностранным языком, если он не водит машину, он - социальный инвалид. Это правда. Он должен быть умелым. Но я глубоко убеждён, что умелый и мобильный подлец ещё страшнее, чем необученный. Потому что наряду с воспитанием человека умелого и мобильного, надо всё-таки стараться воспитать человека духовного... Но ценностное образование, оно может быть опасно для хитрого, жёсткого, циничного человека, который знает, какую карьеру он делает. Но я всё-таки хотел бы, чтобы была и вторая сторона этой медали...
- А вам не кажется, что человек, в общем, мало меняется? В прежние времена, когда мы с вами были студентами, тоже были циничные, тоже были карьерные, но они просто всё это называли иначе...
- Тогда существовал довольно мощный слой людей, для которых
СОВЕСТЬ, БЛАГОРОДСТВО и ДОСТОИНСТВО, - это не были пустые слова...
А сегодня сложнее. Я уже много лет в профессии... У меня нет трагического ощущения, что поколение стало хуже. Соотношение добра и зла не так уж изменилось. Конечно, многие вещи стали просто открытыми. Почему мы, педагоги, счастливые люди? Потому что мы видим это соотношение, и у нас нет паники. Потому что если судить по телевизионному контенту, то поколение ужасное: они пьют, курят, употребляют наркотики... Мало кого интересуют хорошие дети, которые и продолжают учиться... А ведь это постоянный стон человечества... Я знаю древнеегипетские манускрипты, тексты и письма времён Французской революции... "Дети стали никуда не годными, они потеряли все основы, они не слушают отцов"... Разрыв между отцами и детьми, он был всегда и будет всегда. Некоторые вещи очень полезно вспоминать. Потому что после этих слов, после этих откатов, после этих всяких непотребств культура никуда не исчезает, она всё равно прорастает...
- Спросите современных молодых людей, задайте им вопрос на размышление.
- Вопрос связан с одним стихотворением, которое очень давно в 1840-ом году написал славянофил и русский помещик Хомяков. Он написал:
"Не говорите: то былое,
То старина, то грех отцов,
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов.
Нет, этот грех, он вечно с нами,
Он в наших жилах и крови,
Он слился с нашими сердцами,
Сердцами - крыльями любви.
За всё, за эти их страданья,
За всякий попранный закон,
За тёмные отцов преданья,
За тяжкий грех былых времён,
За все беды родного края
Пред Богом благости и сил
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простил".
А вопрос мой заключается вот в чём:
"А действительно, в какой мере мы, живущие сегодня, несём ответственность за весь груз истории, в частности истории Российской?"
"Пинать прошлое означает отказываться от своей ответственности за настоящее. Всю вину свалить на другого, уже безгласного, а все заслуги приписать себе. Но!.. Никто не совершенен...
Жизнь - это эстафета. Благодари, что тебе её передали. И чаще повторяй вечную максиму: "Я отвечаю за всё". Иначе память о тебе, в свою очередь, будет покрыта позором"...
"Мы этой памяти верны...
В наше время, какие только критерии ни придумали для оценивания школы. Это и результаты ЕГЭ, и материально-техническое оснащение, и кадровое обеспечение. Но есть то, что не измеримо, - особый дух школы, традиции, которые создаются удивительными людьми. Таким человеком был для нашего лицея Николай Владимирович Белоусов.
Николай Владимирович был Народным учителем Российской Федерации, блокадником, участником Великой Отечественной войны, награждённым многими орденами и медалями. Мобилизовавшись из армии в 1950-ом году, не имея ни образования, ни профессии, он учился в вечерней школе, затем поступил в Педагогический институт имени А.И. Герцена, одновременно работая на производстве, а потом в школе.
Работал учителем географии. В 1976-ом году стал директором школы и 30 лет был её бессменным руководителем. Сумел создать уникальный педагогический коллектив единомышленников. Ещё в то время, когда никто не думал об инновациях, Николай Владимирович и его соратники искали новые формы работы с детьми. Никогда не стоять на месте - вот одна из традиций, заложенных её первым директором. А какие запоминающиеся уроки географии давал сам Николай Владимирович! Эти уроки пользовались огромной популярностью. Его ученики вспоминают яркие, увлекательные путешествия по странам и континентам и, конечно, вспоминают доброту, справедливость и юмор учителя
Николай Владимирович, выступая перед учителями, вспоминал народную мудрость: "Если твои планы рассчитаны на год - сей хлеб, если на десятилетия - сажай деревья. Если твои планы рассчитаны на века - воспитывай детей!" И эти слова он изо дня в день воплощал в жизнь своим собственным примером. В школе учились разные ребята, не всегда благополучные. Но Николай Владимирович отвлекал их от улицы игрой в волейбол. Сам прекрасно владеющий мячом, он всегда играл вместе со своими учениками. А ещё Николай Владимирович очень любил петь, и с ним пела вся школа.
"Задача школы - выпустить здорового физически, нравственного и хорошо воспитанного гражданина-патриота, верящего в себя, умеющего адаптироваться в повседневной жизни и творить добро".
Лицей по праву может гордиться своим отделением дополнительного образования "Формула успеха". Дополнительное образование развивается в различных направлениях: эстетическое, спортивное, театральное, прикладное, создана вокально-хоровая студия".
"- Как воспитать патриотизм у подрастающего поколения, и что может по-настоящему объединить россиян?
- У нас парадоксальная и удивительная страна, в которой живут замечательные, сострадающие и очень умные люди...
Вы не представляете, насколько у нас в стране удивительный, умный, думающий зритель!..
У нас - уникальная страна, в которой живут умные люди, которые любят смотреть на других умных людей. И даже если русский человек видит, что кто-то знает больше него, он не чувствует себя дураком, а лишь хочет стать ещё умнее...
- Который год лучшие умы страны спорят, какой же должна быть национальная идея у такого удивительного народа, как мы?
- Надо понимать, что русский народ, в отличие, к примеру, от тех же немцев, чрезвычайно художественен. Поэтому нами во многом управляет бессознательное, а решения принимаются стихийно и немотивированно.
В прошлом году на Параде в честь 70-летия Победы в Москве я был потрясён, увидев шествие "Бессмертного полка". Сотни тысяч совершенно разных людей, разного возраста, статуса, национальности шли единой, стройной, мощной лавиной. Никакая агитация и общественные организации не смогли бы взять и организовать такое количество людей. Они сами захотели выйти, движимые какой-то русской национальной идеей. Её невозможно сформулировать, она внутри нас, она сумбурная и чрезвычайно полифоничная...
Сочетание любви и ненависти присуще русскому народу. Я имею в виду тех, кто говорит на русском языке, не обязательно быть чистым русским по крови.
И когда нас начинают обижать, когда нас пытаются лишить лица, оно, наше лицо, становится всё более ярким и самобытным. На Западе этого не понимают. Они считают, что можно применить санкции и привести нас в чувство. Они не знают, что тем самым, напротив, заставляют нас проявить характер и ощутить бессмертность. Ведь Россия - бессмертная страна. И чем больнее на данный момент мы живём, тем бессмертнее себя ощущаем... Мы такие терпеливые и сострадающие, потому что много страдали.
Сформулировать национальную идею для нашего народа очень сложно. Мы - парадоксальная страна. Самая богатая страна в мире, которая всегда живёт плохо. А давайте представим, что станем жить хорошо? Россия ли это будет? Порой мне кажется, что наша национальная идея - "Чтобы жизнь мёдом не казалась".
- Значит ли это, что у России всё-таки свой, особый путь развития?
- Конечно, как и у всякого большого, талантливого и заявившего о себе народа. У всех народов он уникален... У каждого народа свой путь.
У русских он большой и сложный. А, к примеру, у других стран он маленький.
Помню, как меня с жаром убеждал житель одной из стран бывшего СССР: "У нас тоже есть свой Достоевский!"... Нет у них Достоевского. И Толстого у них нет. Может быть, когда-нибудь появятся...
Толстой, Достоевский и Чехов... Вот это и есть наш путь! Который мы уже прошли, и очень бы хотелось, чтобы он был и впереди.
- Как привить детям любовь к своей стране?
- Я глубоко убеждён, что всякое воспитание, прививание любых чувств и навыков, начинается и заканчивается семьёй. Ведь что такое патриотизм?
В первую очередь, это любовь. Любовь к маме, к своему дому, к своей улице, к друзьям, которые на этой улице живут, к своему городу... И только потом уже - любовь к своей стране, своему Отечеству.
И ещё одна составляющая - это чувство сострадания. Когда маме больно, семье больно. А когда Родине больно - тебе тоже должно быть больно. К примеру, сейчас Россия переживает очень непростые времена. И я знаю некоторых умных людей, которые почему-то, к моему глубочайшему сожалению, в этот трудный для страны период вдруг начинают всё мазать черной краской. И так мне хочется им сказать: что же ты ругаешь страну? Ей и без того несладко. Ты ей помоги!..
Счастье - это одно. Свобода - это другое. Свобода - всегда тяжёлое испытание и очень большая ответственность.
Но России она, по-моему, совершенно необходима. Это в нашем национальном характере, потому что мы открыты и сострадательны. А наши молодые люди должны быть свободными, а значит - умными, чуткими, переживающими..."
"В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме Патриотизма", сказал Президент России Владимир Путин. Но может ли патриот быть интернационалистом? И кем воспитывать наших детей: патриотами или интернационалистами? Этой теме будет посвящена большая международная педагогическая конференция, которая пройдёт в конце марта в чешском городе...
- Я читаю состав участников и организаторов педагогической конференции, и я не верю своим глазам: здесь министр правительства Москвы, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Россотрудничества, генерального консульства в Карловых Варах, администрация Карло-варского края, депутаты Чешского парламента, представители правительства Чешской республики, представители министерства образования Чехии, Словакии, Сербии, Польши, Словении, директора школ, представители образовательных учреждений Германии, Австрии, Дании, Словакии, Польши и Словении... Это всё происходит на территории Европейской страны, члена НАТО в то время, когда западные СМИ говорят об изоляции России? Как вам это удалось?
- Чехия занимает особую позицию среди всех стран, несмотря на то, что входит в блок НАТО. То, что она является членом НАТО, - это многие даже чешские специалисты и даже чешские ветераны военные считают ошибкой. Поэтому ничего здесь особенного нет. Вы знаете, как относится к России президент Чехии. Он был на 70-летии Победы во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне здесь в Москве, один из немногих европейских руководителей, который приехал на это событие в Москву. И поэтому сегодня, как никогда, стоит очень важный вопрос самоидентификации, национальной, патриотической, идентификации славянских государств и славянских народов и у нас в России, и в Чехии, и в Словакии, и в Сербии, и в Словении... Не случайно поэтому была выбрана такая тема этой конференции. Мы когда думали над темой этой конференции, мы советовались со своими коллегами из этих стран и советовались с представителями администрации президента Чехии, и советовались со своими коллегами в руководящих органах других славянских государств, и пришли к выводу, что сегодня надо совершенно чётко выработать единую позицию всех славянских государств, для того чтобы противостоять тому нашествию, которое сегодня мы испытываем извне. Но самое главное здесь - выработать правильную позицию и соотношение в процессе воспитания вот этих двух элементов. Чтобы не было перекоса ни в одну, ни в другую сторону. Потому что перекос в сторону патриотическую может привести к крайне правым уклонам и привести к национализму, и даже к фашизму. А перекос в сторону интернациональную может привести к мультикультурализму и к глобализму...
- В общем, к тому, что сейчас испытывает Европа...
- Да, к тому, чем болеет Европа, особенно Франция, Бельгия, Голландия, Дания... Поэтому мы решили рассмотреть этот вопрос: как соотнести эти два элемента так, чтобы они не мешали и не вредили друг другу, а, наоборот, дополняли друг друга. Потому что и патриотическое начало, и интернациональное начало, они должны работать вместе сообща и способствовать формированию Личности, Гражданина страны.
- Помимо того, что в этой Конференции будут принимать участие представители властных структур, вы же ещё приглашаете и директоров школ московских и чешских. Вот это интересно. То есть это люди, которые каждый день имеют дело с воспитанием подрастающего поколения. И им приходится в той или иной форме проводить в жизнь эти идеи: либо мультикультурализма, либо патриотизма... Как вам кажется, точки соприкосновения у нас и у зарубежных коллег есть? И есть ли непреодолимые разногласия?
- Конечно, есть точки соприкосновения. Кстати говоря, сама идея родилась, как ни странно, не с нашей стороны, не с российской. Она родилась с чешской стороны, после того как в прошлом году группа чешских ветеранов с нашей помощью, с помощью Русского Дома побывала на праздновании 70-летия Победы в Москве. А принимало их здесь в Москве правительство Москвы и, в первую очередь, департамент образования. И чешские ветераны побывали на кадетском параде, побывали на Параде "Бессмертный полк" на Красной площади, поездили по школам, побывали в музеях боевой Славы в школах, посмотрели, как поставлено патриотическое воспитание в московских школах. Они приехали в Прагу, собрались на встречу, они пригласили журналистов чешских, и вот там мы услышали эту идею. Они сказали: послушайте, а почему бы нам не поднять вопрос в целом, на уровне европейском для всех стан Европы, не только для Чехии, но и для наших братьев: словаков, словенцев, сербов, с участием российского опыта, уникального по патриотическому воспитанию и пригласить директоров школ из России, из Москвы, чтобы рассмотреть этот уникальный опыт патриотического воспитания. И более того, возникла идея создать в Чехии, в Праге, в частности, первую кадетскую школу, потому что в Чехии нет такой школы, нет такой практики. К ним приезжала неоднократно делегация американских рейнджеров, и пытались они разработать программу создания школы типа подготовки молодёжных американских рейнджеров, но чешским ветеранам это очень не понравилось. Они сказали: мы не хотим готовить никаких рейнджеров. А вот увидев опыт подготовки московских кадетов, они сказали: вот такую кадетскую школу мы хотим в Чехии создать. И именно учитывая опыт Москвы. Поэтому здесь во время этой конференции я думаю, что будет подписан и договор о создании первой в Чехии кадетской школы с учётом опыта Московского кадетского движения...
- Это какая-то параллельная реальность... То есть по всем законам жанра чехи должны были бы испугаться такой идеи, потому что "рука Москвы"... прямее некуда. Вот здесь уж какая пропаганда, какое воспитание, и вдруг они на это соглашаются. Не только соглашаются, они этого хотят сами и готовы это сделать...
- Более того, после визита этой чешской делегации в Москву, я, например, был награждён медалью официально Союзом чешских легионеров за то, что я помог организовать поездку чешских легионеров в Москву. Мне официально это вручили в Российском центре науки и культуры от имени Союза чешских легионеров. А один из чешских генералов, выступая на пресс-конференции перед журналистами чешскими, просто сказал, что "мы считаем вступление Чехии в НАТО - это большая ошибка. И мы, чешские легионеры и наши друзья словацкие, то есть словацкие ветераны, мы сделаем всё возможное, для того чтобы рано или поздно НАТО прекратило своё существование". Это вызвало шок у многих журналистов. Это не мои слова, это не моя выдумка, это было заявление одного из очень известных чешских ветеранов. И поэтому, я думаю, что эта конференция будет как бы продолжением нашей общей линии на сближение, в совместной работе по такому сближению в области патриотического славянского единства и воспитания в духе нашего единства славянского. Поэтому не случайно в число организаторов этой конференции входит Чешско-моравско-славянский Союз и международный Всеславянский Комитет. На эту конференцию приедут представители и руководители национальных славянских комитетов Словакии, Польши, Сербии, Хорватии, Македонии, Словении... Помимо того, что будут педагогические вопросы обсуждаться, будут и обсуждаться вопросы славянского единства. Потому что говорить о воспитании молодёжи в отрыве от вопросов славянского единства невозможно. Тем более, вы представляете, что сегодня происходит с Европой? Европу сегодня захлестнула эта страшная волна беженцев с Ближнего Востока. Но к чести сказать, руководители Чехии и Словакии, они совершенно чётко и ясно высказали свою позицию. Они сказали: "Нам Еврокомиссия здесь не указ. Мы на свою территорию ни одного мигранта не допустим. Это будет означать фактически размывание нашей национальной самоидентификации, это будет никакая не интернациональная помощь. Интернациональная помощь будет заключаться в том, что мы помогли бы этим странам навести порядок там на месте, разобраться там с террористами, уничтожить эти террористические гнёзда и помочь им там восстановить порядок и сделать так, чтобы они могли там продолжать свою мирную жизнь, но устраивать бардак здесь в Европе, строить у себя мечети и делать так, чтобы в наш традиционный славянский быт вмешивались другие культуры, этого мы не допустим". Кстати говоря, один из ближайших советников президента Чехии, с которым у меня сложились хорошие отношения, у меня однажды с ним был такой интересный разговор. Я ему задал вопрос, я его спросил: "Ты можешь себе представить такую вещь, что однажды в пять утра тебя разбудит крик в окошко твоё в Пражском граде. Будет кто-то кричать: Аллах Акбар?" Он спрашивает: "А что это такое?" Я говорю, что это призыв к утренней молитве, потому что в пять утра первая молитва, это муэдзин, человек, призывающий к молитве, в это время кричит, призывая к молитве. Аллах Акбар - Аллах велик. Он говорит: "Нет, такого я себе представить не могу, у нас это невозможно. У нас в Праге не будет никогда мечетей и никогда не будет такого призыва". И вот недавно я звоню туда, и вдруг он говорит: "Слушай, ты знаешь, я в пять утра проснулся от какого-то крика. Напомни, пожалуйста, как ты говорил, какой это крик должен раздаться в пять утра". Я говорю: "Аллах Акбар". "Вот-вот, именно это кричал кто-то". И потом на следующий день чешские агенства передали новость, что с крыши Пражского града сняли какого-то паршивца, который пытался там что-то сделать с флагом. После этого наказали всю охрану там, поменяли охрану Пражского града... И, видимо, кто-то действительно пробрался туда и может быть, кто-то и кричал там. Сегодня чешские власти очень боятся того, чтобы самоидентификация и их национальная культура, их национальные традиции были нарушены теми пришельцами...
- Европа, тем не менее, всё равно находится сейчас в очень сложном положении, и бесследно, я думаю, это не пройдёт ни для Европы, ни для Франции, ни для Германии, ни для Чехии... Президент Чехии действительно занимает довольно жёсткую позицию и в отношении миграционного кризиса европейского, и в отношении антироссийских санкций. Как вы считаете, как на ваш взгляд, находит ли его позиция поддержку у граждан Чехии? Потому что позиция власти, она понятна. А поддержка населения?
- Да. Рядовые чехи, кстати говоря, когда президент только-только приходил к власти, только стал президентом, многие тогда достаточно скептически относились к тому, что он стал президентом, не все с полным чувством доверия относились к нему, скептически относились к этому, но сегодня уровень доверия к президенту значительно вырос именно из-за его отношения к России. Потому что рядовые чехи сегодня очень высоко ценят то, что он положительно и очень грамотно относится к России. То, что он не бросается безоглядно в эту пучину антироссийских настроений, антироссийских санкций, а имеет свою собственную точку зрения, и то, что Чехия сегодня занимает достаточно взвешенную позицию в отношении России, показателем этого является то, что Чехия становится сегодня и площадкой для проведения таких конференций как наша. Не случайно поэтому именно в Чехию сегодня поедут эти представители других славянских государств. И с огромным удовольствием они это будут делать, потому что Чехия открывает сегодня свои ворота для представителей славянских государств и с огромным удовольствием открывает свою душу для них и делает всё возможное, для того чтобы это славянское единство максимально укрепить.
- То есть получается, что для зарубежных партнёров наших темы патриотизма и интернационализма оказались тоже актуальными?
- Да. Недавно президент Чехии выступал перед депутатами чешского парламента, и он тоже говорил о патриотизме. И он тоже говорил о том, что одна из ключевых задач чешских политиков и парламентариев - это укрепление патриотических позиций. Поэтому здесь получилось так, что когда депутаты чешского парламента, которых мы приглашали на нашу конференцию, и сенаторы чешские, которых мы приглашали, увидели тему нашей конференции, они тоже у меня спрашивали: вы что, где-то под подушкой были у президента? Потому что то же самое я здесь слышал и в России: вы что, мысли чешского президента прочитали? И здесь меня тоже спрашивали: Вы, видимо, прочитали мысли Владимира Владимировича Путина? Хотя мы назначили конференцию задолго до того, как эта идея прозвучала на встрече Владимира Владимировича с лидерами бизнеса. Нет, просто эта идея назрела. Поэтому, я думаю, что эта конференция будет иметь очень большой интерес, и поэтому не случайно едет туда сам руководитель департамента образования Москвы, 54 человека руководителей школ с большими патриотическими традициями, у которых есть кадетские классы, музеи боевой славы. Я знаю, что готовится подписание ряда договоров о сотрудничестве в этой сфере патриотического воспитания между чешскими и московскими школами. Кстати, едет не только московская делегация. У меня недавно была встреча с руководством Курской области. Мы договорились с губернатором Курской области, что поедет делегация от Курской области туда. Тоже будет принимать участие в этой конференции.
- Когда назначена конференция?
- Официальное открытие конференции назначено на 22 марта. В открытии конференции будет принимать участие министр образования Чехии, вице-спикер сената Чехии, заместитель председателя парламента чешского, ряд депутатов парламента чешского, ряд сенаторов, наш министр правительства Москвы, руководитель департамента образования... Конференцию будет открывать наш генеральный консул...
- Я желаю вам удачи на Вашем нелёгком поприще. Идея замечательная, идея правильная. От души желаю успеха".
"Если хочешь чему-то научить других, стань для них примером..."
"Человек с благородной душой не поддастся дурному влиянию и не свернёт с Пути к Свету..."
ДИАЛОГ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Встреча Патриарха и Папы стала новой вехой в истории человечества...
"- Будь-то люди верующие, будь-то атеисты или агностики, всем, наверно, известно, что 12 февраля 2016-го года на Кубе состоялась первая в Истории встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Информации и комментариев по поводу этой встречи предостаточно в изданиях самого разного толка. И человеку, несведущему в идеологических тонкостях, тем более от религии далёкого, не просто во в сём этом разобраться...
- Давайте начнём с того, что же побудило православных и католиков сделать такой шаг друг другу навстречу, шаг, в который до момента самой встречи были люди, которые не верили. И накануне встречи писали, что она даст возможность привлечь внимание к тем, чей голос не слышен, писали, что на наших глазах уничтожается ближневосточное христианство. Именно в этом главная причина?
- Да, прежде всего, потому что сейчас на Ближнем Востоке происходит катастрофа, происходит геноцид. И христиане, не только христиане, все меньшинства, здесь подвергаются масштабным преследованиям и гонениям со стороны экстремистов, которые преследует всех, кто не они, в том числе и тех мусульман, которые, по их понятиям, не соответствуют их представлениям о правильном. И необходимо то, что называется в современном мире лоббированием, то есть продвижение интересов вот этих страдающих христиан, на которых мир не склонен обращать внимание. Кто-то должен это внимание привлечь. И вот это первая причина, по которой встреча состоялась. В целом существует крайне напряжённая ситуация в мире, существует напряжённость между Западом и Россией, существует напряжённость в том же Ближневосточном регионе между разными странами с разными интересами, существует опасность большой войны. И церковь имеет миротворческое призвание от Господа, она имеет такую обязанность поддерживать мир, и очень важно, чтобы могли встретиться и обсудить представители таких крупнейших церквей...
- А почему было так много сомнений по поводу того, что такая встреча вообще возможна? Почему те противоречия, те проблемы, которые между католиками и православными существуют, они столь существенны, что их нельзя преодолеть, невозможно?
- Эти противоречия, они с одной стороны... У нас есть общая вера первого тысячелетия христиан до раскола, есть общие святые, есть общие вселенские соборы, то есть, конечно же, этот массив общего у нас неизмеримо больше, что касается нашей общей веры в Господа и Спасителя. Однако накопились за эту тысячу лет какие-то, серьёзные достаточно, богословские разномыслия. Богословие - это та область, в которой очень сложно идти на какие-то подвижки, на какие-то компромиссы. Потому что люди высказывают опасения, что если вы сдвинете одно, там может всё посыпаться. И поэтому при том, что мы осознаём то, что мы верим в Единого Спасителя, сохраняются вот эти богословские различия. Но, с другой стороны, эти богословские различия, они не являются препятствием для сотрудничества в деле поддержания мира, в деле защиты гонимых христиан, вообще во всём социальном служении церкви, это не является препятствием. Это, безусловно, препятствие к объединению церквей, это препятствие к евхаристическому общению, но это не препятствие к тому, чтобы совместно действовать в мире...
- Эта встреча показала, что такие совместные действия возможны...
- Да, конечно.
- Вы говорили о защите христиан. Каким образом эта Декларация, которую Папа и Патриарх приняли, каким образом она сможет защитить христиан? К чему она кого должна подвигнуть и подвигнет ли?
- Я думаю, что подвигнет, потому что политическая жизнь, она устроена таким образом, что политические деятели принимают решения, оглядываясь на общественное мнение. Общественное мнение, оно формируется благодаря СМИ. СМИ, в свою очередь, получают свою повестку дня от таких масштабных событий как встреча Патриарха и Папы. То есть, это, несомненно, привлечёт внимание к существующей проблеме...
- А вы уверены, что на политиков общество оказывает серьёзное влияние? Вы уверены, что это общество всерьёз верует? Вы уверены, что это не такая оболочка. Не наносное, не показное? Вот говорят, что Россия - православная страна. Но у нас же много граждан, которые отмечают Рождество, отмечают Пасху, они пекут куличи, они осеняют себя крестным знамением, но истинной веры-то в них немного.
- Мы не можем оценивать количество веры у человека. Но в любом случае, Патриарх и Папа могут апеллировать и к христианской религии, и к христианской солидарности, поскольку всё-таки значительная часть избирателей - это христиане, и на Западе, в том числе, это люди, которые себя так или иначе соотносят с христианством и защитой гонимых, как универсальные ценности. Поскольку в современном мире ни один политик не может сказать вслух плохо о христианах гонимых. То есть, может себя так вести, но он не может этого сказать вслух. Не может себе позволить таких заявлений. Поэтому привлечение общественного внимания к тому, что такая проблема преследования христиан есть, - это очень важно...
- Согласны ли вы, что католическая церковь сегодня сталкивается с давлением, в том числе и политиков, и СМИ, её отодвигают от каких-то традиционных христианских взглядов?
- Да, конечно. Сейчас существует очень мощное идеологическое течение на Западе, это так называемая гендерная идеология, связанная с продвижением абортов, с поощрением гомосексуализма. Это связано с тем, что с точки зрения ряда могущественных людей в этом мире, Земля перенаселена. И множество проблем, которые будут нарастать, связано с тем, что слишком большое население. И население Земли нужно сокращать... Сокращать, конечно, не убивать тех, кто есть в наличии, об этом речь не идёт, речь идёт об увеличении усилий по сокращению рождаемости. И поэтому нужно продвигать к абортам, нужно продвигать контрацептивы, нужно продвигать непроизводительные нормы сексуальности, гомосексуализм, в частности. В этом отношении церковь, любая традиционная форма христианства, относится к такой идеологии негативно, поскольку для христианства принципиально важна семья, которая состоит из мужчины, женщины, в нормальном случае, детей, а там как Бог даст. И церковь резко негативно относится к абортам и негативно относится к гомосексуализму. В этом есть определённый конфликт. И в прошлом году было решение Верховного Суда США, когда они объявили право людей одного пола объявлять совершение брака конституционным. То есть, любой отказ в этом отношение будет нарушением Конституции, не много ни мало, то есть преступление фактически. И это уже приводит к судебным процессам против тех, кто отказывается, скажем, печь торт в день такой свадьбы... Такой конфликт существует. Существует огромное давление на все религиозные общины, чтобы они стали, например, благословлять однополые союзы. Некоторые протестантские общины это делают. При этом это оборачивается тем, что прихожане от них просто уходят, они теряют численность. И такое давление оказывается на католиков, более того, внутри католической церкви есть определённое лобби, которое хотело бы в этом отношении прогнуться под мир.
- В этом смысле православная церковь более стойкая, да?
- Православная церковь, она находится в гораздо лучших условиях в том плане, что общество в России, оно в целом гораздо меньше привержено гендерной идеологии.
- Опять же, в Декларации по итогам встречи эти семейные ценности поддержку получили...
- Да, это было абсолютно чётко заявлено, что брак не следует уравнивать с какими-то другими формами сожительства. Было подчёркнуто отношение церкви к абортам, которое не менялось, оно остаётся неизменным. Думаю, что это тот момент, в котором позиция православной и католической церкви, они совпадают. Есть некоторые расхождения. Православная церковь в целом спокойнее относится к контрацепции. У католиков это запрещено жёстко. В православии это не поощряется, но нельзя сказать, что это запрещено. Такое более сдержанное отношение...
- Вот такая, наверно, тема болезненная... Реакция на встречу Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского и на Декларацию на Украине. Что заявили в Декларации, и почему такая болезненная реакция на Украине последовала?
- В Декларации есть призыв ко всем воюющим сторонам искать мира и ни в коем случае не содействовать разжиганию конфликта, заниматься миротворческой деятельностью.
- Это же замечательно.
- Ровно то, что говорил Патриарх Кирилл ещё в начале конфликта. И ровно то, что некоторое время назад говорил Папа Франциск тоже. Абсолютно понятное христианское отношение. Другое дело, что для униатской церкви на Украине и католической церкви это болезненно, потому что она занимает совершенно однозначную позицию на одной из сторон. То есть, воспринимает происходящее как агрессию со стороны России. И когда Папа даёт фактически понять, что рассматривает это как братоубийственную гражданскую войну, и в Декларации речь идёт об обеих сторонах, которые как бы уравниваются в своей ответственности за происходящее, это вызывает, естественно, неприятие. И это достаточно серьёзное заявление в том плане, что мы видим, как могущественные страны мира США и их союзники, они находятся на совершенно определённой стороне в этом конфликте. Они, безусловно, поддерживают киевские власти. И то, что Папа Римский эту позицию не разделяет, он становится над схваткой, призывает обе стороны к примирению. В этом отношении он полностью говорит то же самое что и Патриарх Кирилл, это, конечно, вызывает определённое раздражение.
- С украинской стороны тоже Патриарха упрекали в том, что он занимает определённую позицию...
- Патриарх занимает позицию, которую он озвучил, которую он время от времени повторяет, что церковь должна находиться над схваткой. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал, и я понимаю, что для сторонников войны очень важно, чтобы Патриарх Московский был на стороне ДНР, но он не стороне ДНР. Он подчёркивает, что церковь находится над схваткой, позиция церкви в этом миротворческая. Я сталкивался с тем, что люди изъявляют обиду, а почему церковь нас не поддержала, но потому что церковь, её принципиальная позиция, что церковь считает всех своими прихожанами. У церкви её чада могут занимать различные политические позиции. Митрополит Ануфрий, предстоятель украинской православной церкви, в общении с московским патриархатом, он замечательно сказал, что если в семье двое детей подрались, отец им никогда не скажет, чтобы один убил другого. Отец им скажет: прекратите драться, помиритесь. Именно такова была всегда позиция церкви. И конечно, в ряде украинских СМИ там постоянно носятся утки типа: Патриарх Кирилл благословил войну против Украины. И когда я спрашивал текст, где он благословил, ну, естественно, никакого текста нет. Это фантазия. Ничего подобного Патриарх не говорил.
- Как после этого будет себя вести униатская церковь?
- Не знаю. Естественно, невозможно этого предсказать. Конечно, всем бы нам хотелось, чтобы униатская церковь отошла от своей воинственной, националистической позиции и пришла к позиции более евангельской, для всех христиан в этом мире служить примирению, а не служить в отделе агитации и пропаганды при одной из воюющих сторон.
- Как вы думаете, будет развиваться дальше взаимоотношения христианской церкви с мусульманским миром?
- Позиция церкви в том, что мы призваны стремиться к миру со всеми людьми, которые исповедуют любые религии. И позиция церкви в том, чтобы в чём-то разделять, что есть мусульмане в целом и есть экстремисты. И их не следует путать. И надо помнить о том, что первые жертвы экстремистов - это мусульмане, которых экстремисты считают не своими, которые не разделяют их экстремистских взглядов. И поэтому большинство мусульман, как и большинство людей доброй воли вообще, являются нашими союзниками в борьбе с экстремизмом. Надо отметить, что, к сожалению, люди склонны делать обобщения, они склонны думать, что все мусульмане одинаковые... Человек склонен к обобщению... На самом деле, исламский мир, он очень разный. И большинство мусульман, и абсолютное большинство российских мусульман - это ни в коем случае не экстремисты, это наши союзники в борьбе с экстремизмом и терроризмом.
- Комментируя встречу в России, некоторые и богословы, и публицисты православные оценивают достаточно критически принятое заявление и даже критикуют Декларацию за экуменизм. Что такое экуменизм?
- Экуменизм - слово, которое используется в разных значениях. Первоначально - это тенденция, движение к объединению христианских церквей. Оно возникло, прежде всего, в протестантском мире. Протестантские миссии служили в Африке. Они приходили в соприкосновение друг с другом, им нужно было как-то выяснять отношения, чтобы их конфликты не служили соблазном для людей, которых они хотят обратить ко Христу. Так возникло это как протестантское движение, и первоначально означало движение к единству именно христиан. Потом стало пониматься как движение к единству всех религий. Как относиться к экуменизму христианину, это зависит от того, что именно понимается под экуменизмом. Могут пониматься очень разные вещи. Люди, которые произносят слово "экуменизм" с ужасом, они имеют в виду слияние всех религий, что, конечно же, для христианина невозможно и неприемлемо. Они могут иметь в виду даже слияние христианских церквей, что, думаю, нереалистично. Это будет уже в эсхатологической перспективе. Сейчас об этом нет смысла говорить. Под экуменизмом иногда могут иметь в виду просто сотрудничество, какое-то дружеское взаимодействие и тут вряд ли что-то есть неприемлемое.
- Ну, есть фундаменталисты и в православии. Они тоже воспринимают это достаточно болезненно и критикуют эту встречу. Удастся ли Патриарху Кириллу утихомирить эти настроения оппозиционные, если можно такие слова употреблять по отношению к церкви?
- В принципе можно. Там есть разные позиции. Там могут быть разные мнения, это нормально. Нет ничего в принципе ужасного в том, что с церковью кто-то не согласен. Это нормально совершенно. В церкви есть догматы, их обязательно разделять. И частные мнения, которые люди могут иметь разные. Это в принципе нормально, если люди имеют какое-то своё мнение. Другое дело, что иногда, ну, к счастью, это не так часто бывает, что человек противопоставляет себя церкви, говорит, что все отпали, а я вот один стою как последний защитник ортодоксии посреди всеобщей ипостаси, мессия. Я думаю, что какое-то небольшое число людей может занимать такую крайнюю позицию. Но для абсолютного большинства православных людей очень важно церковное единство, очень важно признание Патриарха как законного предстоятеля церкви, и хотя люди могут иметь какие-то свои несогласия, это нормально, я не думаю, что это грозит церкви расколом.
- Высказываются опасения в светских комментариях, что церковь стремится занять слишком много места, слишком много требует себе и собственности, и полномочий, и возможностей, в том числе, преподавать в школе религиозные предметы... Вы как думаете, эти опасения обоснованы?
- Я всегда спрашиваю: покажите мне светскую страну, на которую вы ориентируетесь. Потому что если мы посмотрим, как дело обстоит в других странах, мы увидим, что, например, в США правительство финансирует католические госпитали. Притом, что существует абсолютно жёсткое разделение государства и церкви, в США правительство может финансировать госпитали, и какие-то боготворительные служения, потому что они решают определённые социальные задачи. Франция - это родина секуляризма, это абсолютно секулярное государство. Во Франции государство финансирует, участвует в финансировании католических школ. Потому что они считают, что католики обеспечивают хорошее качество образования. Это важно, это полезно для общества. Мы это будем поддерживать. Не потому что Францией правят католики, это достаточно религиозные интеллигентные люди там правят. Но потому что это приносит пользу обществу, и они это поддерживают. В Великобритании вообще государственная церковь, как и в Скандинавских странах, и в Греции, и ничего там страшного не случилось. Во всех европейских университетах существует кафедры теологии. Во всех вооружённых силах, в том числе в Америке и во Франции, где идёт чёткое разделение церкви и государства, там существуют капелланы в армии. То есть, на самом деле, нам в России ещё очень долго развиваться до того уровня присутствия церкви в жизни общества, которое является абсолютно нормальным в европейских странах или в Северной Америке...
- Почему так опасаются у нас этого усиления влияния церкви?
- Я думаю, что это в значительной степени остатки от советской враждебности к религии. Я помню, как была фотография, как священник освещает ракету на космодроме, для людей это был ужасный шок. На самом деле часть астронавтов в США верующие. У нас ещё живы советские мифы, что религия - это что-то противное науке, прогрессу, это что-то мракобесное. Это ещё советское наследие.
- Вы помните, кто вас привёл к Богу?
- Я помню, кто меня крестил. Я обратился к Богу, благодаря книгам.
- Вы часто бываете в церкви?
- Каждое воскресенье, как минимум.
- Если уныние овладевает Вами, какую музыку Вы слушаете?
- Церковную латинскую музыку эпохи Возрождения.
Мы говорили о встрече на Кубе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского, и к чему эта встреча может привести".
"Патриарх Кирилл и Папа Франциск провели братскую встречу, выступив с общим нравственным посланием миру. Прежде всего глав Церквей заботит положение христиан в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Разрушение христианских святынь, исход верующих во Христа из этого региона - подлинная катастрофа, нарушение порядка вещей, сложившегося за тысячелетия. Верой в способность человека и общества к преображению проникнуто общее заявление крупнейших религиозных лидеров. Эта встреча - пример для ответственных политиков, как можно и нужно стать выше существующих разногласий, когда миру угрожают разделения и конфликты. Российская Православная Церковь представляет в этом диалоге все народы исторической Руси. Особенно важно, что в состав делегации нашей Церкви входил представитель Украинской православной церкви, и проблемы отношений христианских общин на Украине нашли отражение в итоговом документе.
Этой встречей открыта новая страница в отношениях православных и католиков в современном мире, безбожие в существовании которого становится всё более заметным. Будем надеяться - и новая страница в международных отношениях".
"- Я прибыл на Кубу с дружественным визитом по приглашению главы Республики Куба, председателя Государственного Совета и Совета министров Рауля Кастро Рус. Народ Кубы и народ России связывают долгие годы взаимных трудов, сотрудничества и искренней дружбы. Я являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси, и потому передаю приветствие от всего народа исторической Руси. Я желаю процветания кубинскому народу и счастья каждому кубинцу. И пусть Господь пребывает с вами Своей Милостью и Своей Любовью.
Ваше Превосходительство, господин президент, глава Республики Куба, ваше Высокопреосвященство, Преосвященство, дорогие братья и сёстры. Совершенно с особым чувством я совершаю Божественную литургию в этом храме. Ровно 45 лет тому назад здесь в Гаване был освящён первый русский храм. Но потом по обстоятельствам времени службы там прекратились. И в 1998-ом году я прибыл на Кубу в Гавану, для того чтобы обсудить с властями возможность открытия прихода русской православной церкви. И в 2004-ом году я приехал сюда снова на Кубу в Гавану и имел возможность встретиться с команданте Фиделем Кастро Рус и поставить перед ним вопрос о строительстве русского православного храма в Гаване. Мы очень долго беседовали с господином Фиделем Кастро Рус. Я ему рассказывал о русской православной церкви. А Фидель задавал мне много вопросов, и завершение беседы было удивительным. Он сказал: "Я буду очень счастлив, если в Гаване будет построен русский православный храм". И тут же были позваны городские власти, и господин Кастро, обратившись к ним, сказал: "Вот покажите карту старой Гаваны, и пускай митрополит выберет место, где он хотел бы, чтобы был построен храм". Я не мог принять решения, я не знал Гаваны. И тогда очень опытный человек, историк Гаваны, подсказал, где лучше всего строить. Тогда я, обращаясь к господину Кастро, сказал, что я бы мог заложить первый камень в основание этого храма, но для этого мне нужно совершить литургию. Я спросил, может быть, есть где-то культовое помещение. И Фидель сказал: "Да, здесь есть бывший монастырь. Там нет службы, там музей. Но, может быть, он подойдёт вам для совершения литургии"? Я никогда не был в этом храме, но сразу же сказал, что подойдёт. И через пару дней я вошёл в этот храм и был поражён тем, что храм был полон людьми. И на передних рядах сидели уважаемые люди, члены правительства и руководители партии. И когда я стал совершать литургию, то я понял, что люди, которые сидят, не просто зрители. Они молились... Вот именно в тот момент я подумал о очень светлом и великом будущем для этой страны. И в конце службы мы вышли в процессии крестным ходом из этого храма и направились к тому месту, на котором сейчас стоит храм. Тысячи людей сопровождало крестный ход. Затем я получил заверения в том, что государство возьмёт на себя строительство этого храма, а Русская Церковь приняла на себя ответственность за внутреннее убранство этого храма. И в 2008-ом году я имел радость освятить этот храм. И на богослужении присутствовали Вы, Ваше Превосходительство. И я был очень рад, когда мы в первый раз в жизни обнялись в этом храме. Это был очень сильный сигнал всем окружающим. И мы видим, что многое произошло с тех пор на Кубе. Появление новых форм хозяйствования в экономике. Мы очень радуемся тому уровню отношений, который существует между государством Кубой и католической церковью. И я глубоко убеждён в том, что всё это содействует консолидации кубинского общества. Я буду молиться за Кубу, Ваше Превосходительство, за Вас, за Вашего замечательного брата, с которым я вчера долго беседовал, за кубинский народ и за кубинских христиан. А теперь я бы хотел сказать несколько слов о том Евангелии, которое было прочитано... Мы читаем эти древние тексты, и нам очень тяжело их актуализировать, потому что огромная временная дистанция и другая культура. Но если перевести евангельский рассказ и выразить его категориями современными, то станет ясно, что это необычайное событие...
И что происходит у него в душе? Колоссальный внутренний переворот в душе человека. А через что? Через этот необычный поступок... Я думаю, что все великие дела, все великие свершения, все значимые поступки совершаются тогда, когда человек способен на некое особое действие. Тогда он обретает смелость. И когда ради идеи человек меняет себя радикально. Для того чтобы быть с Богом, надо помнить об этом, и очень часто так поступать в своей жизни. Господь требует от каждого из нас постоянно радикальной перемены и мужества последовать за Ним.
Я рад совершить сегодня Божественную литургию в этом святом храме. Мой приезд на Кубу совпал с очень важным событием в истории вселенского христианства. Я имел возможность встречи братской, открытой, исполненной любви с епископом Римским Папой Франциском. При всех сохраняющихся богословских различиях между православными на Востоке и католиками на Западе мы ясно понимаем сегодня нашу общую ответственность за то, что происходит с людьми. И ответственность за то, чтобы на нашей планете был мир. Чтобы люди при всех их различиях политических, культурных, этических, экономических различиях научились жить в мире. Чтобы никакие внешние политические цели никогда не приводили к тому, чтобы кто-то употреблял силу, для того чтобы победить другого. Конечно, всё это идеальный мир, идеальный образ. Но если нет идеала, то нет и цели. Поэтому мы совместно призвали весь мир, христианский мир и вообще весь мир, совместно идти к этой цели. И мы верим и надеемся, что мир нас услышит. Я прошу всех вас молиться о том, чтобы совместными усилиями всех христиан в мире и православных, и католиков, жизнь менялась к лучшему. И не только материально, что очень важно для бедных стран. Но чтобы к лучшему становилась духовная жизнь современного человека. Чтобы никакие кризисы, через которые сегодня проходит личность, общество и государство, не смогли изменить, переформатировать нравственной природы человека. Для меня большая радость, Ваше Превосходительство, что вы сегодня вместе с нами были в этом храме. Я думаю, что у всех у нас была возможность о многом сегодня подумать во время этой службы. Пребывание в храме даёт возможность человеку посмотреть на окружающий мир с некоторой дистанции, увидеть из этого тревожного и очень динамичного контекста каждодневной жизни, в которую каждый из нас вовлечён. А когда мы взираем с дистанции, мы многое видим. В том числе, и самих себя лучше видим. Я от всего сердца желаю вам помощи Божией, народу процветания и мира, возрастания духовного и материального. Куба - героическая страна. То, что произошло здесь, в аэропорту Хосе Марти, когда впервые в Истории встретились Папа Римский и Патриарх Московский, создаёт какую-то особую уникальность этого Острова Свободы. А каждому, кто сегодня здесь находился, мы передаём такие маленькие изображения Христа Спасителя и с Патриаршим благословением. Храните эти иконочки у себя дома, а когда будете молиться, о своём молиться, не забывайте вашего Патриарха".
17 февраля 2016-го года впервые в истории Русской Православной Церкви состоялся визит в Антарктиду Патриарха Московского и всея Руси. Он посетил станцию Беллинсгаузен, где 12 лет назад был построен храм.
ЧТО РАЗДЕЛИЛО ХРИСТИАН?
"Разделение Церкви на католическую и православную произошло в 1054-ом году: папские легаты объявили об отлучении от церкви Константинопольского патриарха Михаила Керулария, в ответ он предал их анафеме. В 1965-ом году взаимные анафемы были сняты. В чём же самые заметные отличия двух конфессий?
ХЛЕБ. В причастии католики едят пресный хлеб, а православные - хлеб из заквашенного теста. Именно с этого (патриарх Михаил топтал сделанный по западному образцу хлеб, что и обидело Папу) начался раскол.
ДЕВА МАРИЯ. Католики почитают Марию как Деву, а православные видят в ней, прежде всего, Матерь Божью. С точки зрения католиков Мария была вознесена живой на небо, а у православных существует рассказ про Успение Богородицы.
ЧИСТИЛИЩЕ. Католики признают наличие (кроме ада и рая) чистилища - где душа может очиститься от грехов и затем попасть в рай. Православные в чистилище не верят.
ОБЕТ БЕЗБРАЧИЯ. У католиков все священники должны соблюдать целибат. У православных духовенство делится на белое (которое может жениться) и чёрное - монахов, которым секс запрещён.
КУПЕЛЬ. Во время крещения католики поливают водой, а в православии положено окунаться в купель с головой.