Отдельное литературное пространство Фёдор Михайлович Достоевский
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ОТДЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 - 1881)
"Классик - общепризнанный, образцовый писатель, труды которого составляют славу и гордость народа и сохраняют своё значение в веках".
"Все настоящие русские - философы..."
"- Какие книги посоветовали бы?
- Советую классику:
Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов, Тургенев, Гоголь, Лесков, Горький...
Это меняет тип энергии в человеке...
Переключает с маленького жужжащего механизма на мощный, хорошо
работающий мотор большого самолёта, который позволяет высоко взлететь...
А если ковыряться в мути, которую на нас выливают в Интернете,
то в этом можно захлебнуться...
У нас любят говорить о социальных лифтах...
Я бы сказал о духовных...
В первую очередь таким является литература...
Читайте и поднимайтесь!
Сохраним нашу Культуру - наша культура сохранит нас..."
"Сколько надо настоящих христиан,
чтоб не умирал идеал христианства в народе, а с ним и великая надежда его?
Сколько надо настоящих граждан,
чтоб не умирала в обществе гражданская доблесть?"
"Под просвещением я разумею свет духовный, озаряющий душу,
просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни..."
"Если у нас есть литературные произведения такой силы мысли и исполнения, то почему у нас не может быть впоследствии и своей науки, и своих решений экономических, социальных, почему нам отказывает Европа в самостоятельности, в нашем своём собственном слове, - вот вопрос, который рождается сам собою.
Нельзя же предположить смешную мысль,
что природа одарила нас лишь одними литературными способностями...
Всё остальное есть вопрос истории, обстоятельств, условий времени..."
Санкт-Петербург
2019 год
ЦИВИЛИЗАЦИЯ КНИГИ
Независимо от типа культуры все развитые общества Нового времени принадлежат к цивилизации книги. Точнее, к цивилизации чтения текста, изданного типографским способом.
Именно чтение напечатанного на бумаге текста задаёт ритм и структуру мыслительного процесса в культурном слое всех стран и соединяет всех в связанную этими сходными структурами мышления цивилизацию.
Этот тип чтения и соответствующий ему тип мышления - не просто продукт биологической эволюции мозга. Они появились на заре Нового времени в результате появления книгопечатания и широкого распространения печатного текста.
ВОЗНИК НОВЫЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ - ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ ЧИТАТЕЛЯ И ТЕКСТА.
Когда рукописную книгу читал человек Средневековья (обычно коллективно и вслух, нараспев), это не было диалогом - читатель шёл по тексту к той истине, которая была в нём скрыта. Текст был лабиринтом, почти иконой... С ним нельзя было спорить, его можно было только комментировать. Типография дала новый тип книги, читать её стали про себя, перечитывая, размышляя и споря с автором.
ЧИТАТЕЛЬ СТАЛ СОАВТОРОМ, ЧТЕНИЕ - ТВОРЧЕСТВОМ
*******************
Пушкин
Произнесено Достоевским 8 июня в заседании
Общества любителей Российской Словесности
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", - сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое.
Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом.
В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание.
Я делю деятельность нашего великого поэта на три периода...
В типе Алеко, герое поэмы "Цыгане", сказывается уже сильная и глубокая, совершенно русская мысль, выраженная потом в такой гармонической полноте в "Онегине", где почти тот же Алеко является уже не в фантастическом свете, а в осязаемо реальном и понятном виде. В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем... Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей Русской земле, поселившийся. Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор своё скитальчество и ещё долго, кажется не исчезнут. И если они не ходят уже в наше время в цыганские таборы искать у цыган в их диком своеобразном быте своих мировых идеалов и успокоения на лоне природы от сбивчивой и нелепой жизни нашего русского - интеллигентного общества, то всё равно ударяются в социализм, которого ещё не было при Алеко, ходят с новою верой на другую ниву и работают в ней ревностно, веруя, как и Алеко, что достигнут в своём фантастическом делании целей своих и счастья не только для себя самого, но и всемирного. Ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастье, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится, - конечно, пока дело только в теории.
Это всё тот же русский человек, только в разное время явившийся.
Человек этот зародился как раз в начале второго столетия после великой петровской реформы, в нашем интеллигентном обществе, оторванном от народа, от народной силы.
О, огромное большинство интеллигентных русских, и тогда, при Пушкине, как и теперь, в наше время, служили и служат мирно в чиновниках, в казне или на железных дорогах и в банках, или просто наживают разными средствами деньги, или даже и науками занимаются, читают лекции - и всё это регулярно, лениво и мирно, с получением жалованья, с игрой в преферанс, безо всякого поползновения бежать в цыганские таборы или куда-нибудь в места, более соответствующие нашему времени. Много-много что полиберальничают
"с оттенком европейского социализма", но которому придан некоторый благодушный русский характер, - но ведь всё это вопрос только времени.
Что в том, что один ещё не начинал беспокоиться, а другой уже успел дойти до запертой двери и об неё крепко стукнулся лбом. Всех в своё время то же самое ожидает, если не выйдут на спасительную дорогу смиренного общения с народом. Да пусть и не всех ожидает это: довольно лишь "избранных", довольно лишь десятой доли забеспокоившихся, чтоб и остальному огромному большинству не видать чрез них покоя.
Алеко, конечно, ещё не умеет правильно высказать тоски своей: у него всё это как-то отвлечённо, у него лишь тоска по природе, жалоба на светское общество, мировые стремления, плач о потерянной где-то и кем-то правде, которую он никак отыскать не может. В чём эта правда, где и в чём она могла бы явиться и когда именно она потеряна, конечно, он и сам не скажет, но страдает он искренно...
И никогда-то он не поймёт, что правда прежде всего внутри его самого, да и где понять ему это: он ведь в своей земле сам не свой, он уже целым веком отлучён от труда, не имеет культуры, рос в закрытых стенах, обязанности исполнял странные и безотчётные по мере принадлежности к тому или другому из четырнадцати классов, на которые разделено образованное русское общество.
Он пока всего только оторванная, носящаяся по воздуху былинка.
И он это чувствует и этим страдает, и часто так мучительно!..
Понятно, "дикая женщина" всего скорее могла подать ему надежду на исход тоски его, и он с легкомысленной, но страстной верой бросается к Земфире:
"Вот, дескать, где исход мой, вот где, может быть, моё счастье здесь, на лоне природы, далеко от света, здесь, у людей, у которых нет цивилизации и законов!"
И что же оказывается: при первом столкновении своём с условиями этой дикой природы он не выдерживает и обагряет свои руки кровью.
Не только для мировой гармонии, но даже и для цыган не пригодился несчастный мечтатель, и они выгоняют его - без отмщения, без злобы, величаво и простодушно...
Всё это, конечно, фантастично, но "гордый-то человек" реален и метко схвачен. В первый раз схвачен он у нас Пушкиным, и это надо запомнить...
Тут уже подсказывается русское решение "проклятого вопроса", по народной вере и правде: "Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве",
вот это решение по народной правде и народному разуму.
"Не вне тебя правда, а в тебе самом: найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой - и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоём собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя - и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнёшь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймёшь наконец народ свой и святую правду его. Не у цыган и нигде мировая гармония, если ты первый сам её недостоин, злобен и горд и требуешь жизни даром, даже и не предполагая, что за неё надобно заплатить". Это решение вопроса в поэме Пушкина уже сильно подсказано.
Ещё яснее выражено оно в "Евгении Онегине", поэме уже не фантастической, но осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческой силой и с такою законченностью, какой не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй.
Онегин приезжает из Петербурга...
В глуши, в сердце своей родины, он конечно не у себя, он не дома. он не знает, что ему делать, чувствует себя как бы у себя же в гостях. Впоследствии, когда он скитается в тоске по родной земле и по землям иностранным, он как человек бесспорно умный и бесспорно искренний, ещё более чувствует себя и у чужих себе самому чужим. Правда, и он любит родную землю, но ей не доверяет. Конечно, слыхал он и об родных идеалах, но им не верит.
Верит он лишь в полную невозможность какой бы то ни было работы на родной ниве, а на верующих в эту возможность, - и тогда, как и теперь, немногих, - смотрит с грустною насмешкой.
Ленского он убил просто от хандры, может быть, от хандры по мировому идеалу, - это слишком по-нашему, это вероятно...
Не такова Татьяна: это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве.
Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда, что и выразилось в финале поэмы...
Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы.
Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным.
Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторился в нашей художественной литературе...
Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил её в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства...
Да и совсем не мог он узнать её: разве он знает душу человеческую?
Это беспокойный мечтатель во всю его жизнь.
Не узнал он её и потом, в Петербурге, в образе знатной дамы, когда в письме к Татьяне, "постигал душою все её совершенства".
Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оцененная им; в том и трагедия их романа...
О, если бы тогда, в деревне, при первой встрече с нею, прибыл бы туда же из Англии... лорд Байрон и, заметив её робкую, скромную прелесть, указал бы ему на неё, - о, Онегин тотчас же был бы поражён и удивлён, ибо в этих мировых страдальцах так много лакейства духовного!..
Но этого не случилось, и искатель мировой гармонии, прочтя ей проповедь и поступив всё-таки очень честно, отправился с мировою тоской своею и с пролитой в глупенькой злости кровью на руках своих скитаться по родине, не примечая её, и, кипя здоровьем и силою, восклицать с проклятиями:
Я молод, жизнь во мне крепка,
Чего мне ждать, тоска, тоска!
Это поняла Татьяна.
В бессмертных строфах романа поэт изобразил её посетившею дом этого столь чудного и загадочного ещё для неё человека. Я уже не говорю о художественности, недосягаемой красоте и глубине этих строф...
Вот она в его кабинете, она разглядывает его книги, вещи, предметы, старается угадать по ним душу его, разгадать свою загадку, и останавливается наконец в раздумье, со странною улыбкой, с предчувствием разрешения загадки, и губы тихо шепчут: "Уж не пародия ли он?"
Да, она разгадала. В Петербурге, потом, спустя долго, при новой встрече их, она уже совершенно его знает...
Это та же Таня!.. Она не испорчена, она, напротив, удручена этой пышной петербургской жизнью, надломлена и страдает; она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин. И вот она твёрдо говорит Онегину:
Но я другому отдана
И буду век ему верна.
Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоза.
Она высказывает правду поэмы...
Потому ли она отказалась идти за ним, что она, "как русская женщина", не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием чести, богатства, светского своего значения, условиями добродетели?
Нет, русская женщина смела.
Русская женщина смело пойдёт за тем, во что поверит...
Да, она верна генералу, её мужу, честному человеку, её любящему,
её уважающему и ею гордящемуся...
Она дала согласие, она сама поклялась ему быть честной женой его.
Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он её муж,
и измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его.
А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого?
Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа.
Чем успокоить дух, если позади стоит нечестный, безжалостный,
бесчеловечный поступок?..
Могла ли решить иначе Татьяна, с её высокой душой, с её сердцем,
столь пострадавшим? Нет, чистая русская душа решает так...
И как прежде Алеко к Земфире, так и Онегин устремляется к Татьяне, ища в новой причудливой фантазии всех своих разрешений. Да разве этого не видит в нём Татьяна, да разве она не разглядела его уже давно? Ведь она твёрдо знает, что он в сущности любит только свою новую фантазию, а не её, смиренную, как и прежде, Татьяну! Она знает, что он принимает её за что-то другое, а не за то, что она есть, что не её он даже любит, что, может быть, он и никого не любит, да и не способен даже кого-нибудь любить, несмотря на то, что так мучительно страдает! Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдёт за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на своё увлечение насмешливо.
У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром.
Не такова Татьяна: у неё и в отчаянии, и в страдальческом сознании, что погибла её жизнь, всё-таки есть нечто твёрдое и незыблемое, на что опирается её душа. Это её воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась её смиренная, чистая жизнь...
О, эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее, эти образы одни только и остались ей, но они-то и спасают её душу от окончательного отчаяния. И этого немало, нет, тут уже многое, потому что тут целое основание, тут нечто незыблемое и нерушимое.
Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею.
А у него что есть и кто он такой?
Не идти же ей за ним из сострадания, чтобы только потешить его...
Нет, есть глубокие и твёрдые души, которые не могут сознательно отдать святыню свою на позор, хотя бы и из бесконечного сострадания.
Нет, Татьяна не могла пойти за Онегиным...
Итак, в "Онегине", в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей,
Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто...
Он разом, самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути, нашего верхнего над народом стоящего общества.
Отметив тип русского скитальца, скитальца до наших дней и в наши дни, первый угадав его гениальным чутьём своим, с исторической судьбой его и с огромным значением его и в нашей грядущей судьбе, рядом с ним поставив тип положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины, Пушкин, и, конечно, тоже первый из писателей русских, провёл пред нами в других произведениях целый ряд положительно прекрасных русских типов, найдя их в народе русском.
Главная красота этих типов в их правде, правде бесспорной и осязательной, так что отрицать их уже нельзя, они стоят, как изваянные...
Да, это есть, стало быть, и дух народа, его создавший, есть, стало быть, и жизненная сила этого духа есть, и она велика и необъятна. Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда на русского человека...
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни...
Эти слова его можно прямо применить ко всей его национальной творческой деятельности. И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после него, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин...
В Пушкине же есть именно что-то сроднившееся с народом взаправду, доходящее в нём почти до какого-то простодушнейшего умиления...
Все эти сокровища искусства и художественного прозрения оставлены нашим великим поэтом как бы в виде указания для будущих грядущих за ним художников, для будущих работников на этой ниве.
Положительно можно сказать: не было бы Пушкина, не было бы и последовавших за ним талантов. По крайней мере, не проявились бы они в такой силе и с такою ясностью, несмотря даже на великие их дарования, в какой удалось им выразиться впоследствии, уже в наши дни.
Но не в поэзии лишь одной дело, не в художественном лишь творчестве:
не было бы Пушкина, не определились бы, может быть, с такою непоколебимою силой наша вера в нашу русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов.
Этот подвиг Пушкина особенно выясняется, если вникнуть в то, что я называю третьим периодом его художественной деятельности...
К третьему периоду можно отнести тот разряд его произведений, в которых преимущественно засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении...
И в этот период своей деятельности наш поэт представляет собою нечто почти даже чудесное, неслыханное и невиданное до него нигде и ни у кого.
В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении - Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры.
Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин.
И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт.
Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, с ним народа, дух его, всю затаённую глубину этого духа и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин. Напротив, обращаясь к чужим народностям, европейские поэты чаще всего перевоплощали их в свою же национальность и понимали по-своему...
Пушкин лишь один из всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность...
Не было поэта с такой всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось. Это только у Пушкина, и в этом смысле он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, пророческое, ибо...
тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии, народность в дальнейшем своём развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем, и выразилась пророчески. Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление её в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?
Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же, как только прикоснулся к силе народной, так уже и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк...
В самом деле, что такое для нас Петровская реформа?..
Ведь не была же она только для нас усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки. Вникнем, как дело было, поглядим пристальнее. Да, очень может быть, что Пётр первоначально только в этом смысле и начал производить её, то есть в смысле ближайше утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи, Пётр несомненно повиновался некоторому затаённому чутью, которое влекло его в его деле, к целям будущим, несомненно огромнейшим...
Так точно и русский народ не из одного только утилитаризма принял реформу, а несомненно, уже ощутив своим предчувствием почти тотчас же некоторую дальнейшую, несравненно более высшую цель... ощутив эту цель бессознательно, но, однако же, и непосредственно и вполне жизненно.
Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому! Мы не враждебно, а дружественно, с полною любовью приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия, и тем уже выказали готовность и наклонность нашу, нам самим только что объявившуюся и казавшуюся, ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода.
Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное.
Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком...
Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей...
И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в неё с братской любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племён по Христову Евангельскому Закону!..
Знаю, что слова мои могут показаться восторженными и фантастическими...
Но этому надлежало быть высказанным, и особенно теперь, в минуту торжества нашего, в минуту чествования нашего великого гения, эту именно идею в художественной силе своей воплощавшего...
Всё это покажется самонадеянным: "Это нам-то, дескать, нашей-то нищей, нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в человечестве высказать новое слово?"
Разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки?
Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы сего в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина.
Путь наша земля нищая,
но эту нищую землю "в рабском виде исходил, благословляя" Христос.
Почему же нам не вместить последнего Слова Его?
Да и сам Он не в яслях ли родился?..
По крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание... Если наша мысль есть фантазия, то с Пушкиным есть, на чём этой фантазии основаться...