Мы просто шли своим путём ...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
МЫ ПРОСТО ШЛИ СВОИМ ПУТЁМ...
"Дела житейские и заботы государственные
так крепко переплетены на Планете,
что, лишь остро чувствуя свою личную
ответственность за её судьбу,
можно называть себя
человеком и гражданином"...
"Проблемы производственные и профессиональные
неразрывно связаны с проблемами нравственными"...
Ключевые понятия: Справедливость, Правда, Совесть, Честь, Вера, Патриотизм...
"Россия - страна поющая, читающая, думающая, мечтающая, дерзновенная, душевная, добрая, талантливая, интересная, любимая, жизнерадостная, оптимистическая..."
"Пройти такой Путь было под силу лишь талантливым, энергичным, мужественным людям..."
Санкт-Петербург
2018 год
ОПЫТОМ МИНУВШЕГО ОСВЕЩАЕТСЯ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
"Подобное мыслимо только в стране победившей революции: простой матрос становится командиром крейсера, командующим флотом, народным комиссаром...
Мне не пришлось менять профессию в поисках дела, которое оказалось бы больше по душе. Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом.
Я сделал выбор однажды, в совсем юные годы, и никогда не жалел об этом...
Семнадцати лет - в те годы ещё продолжалась гражданская война - пошёл на флот добровольцем. С тех пор минули десятилетия. Я был свидетелем того, как в двадцатых годах наш флот, потерявший в гражданскую войну большинство кораблей и многих опытных специалистов, переживал напряжённый период становления...
По существу, нам пришлось начинать с азов мирской службы. На моих глазах Советский флот рос, набирался сил, мужал. Росли и мужали наши замечательные флотские кадры - командиры, инженеры, матросы. Со многими я бок о бок прошёл службу на боевых кораблях. Делил с ними всё: и радость, и невзгоды. Ведь служба на корабле - это нелёгкий труд...
За годы морской службы мне довелось встретить немало интереснейших людей. Одни занимали совсем скромные посты, другие командовали соединениями и флотами, а некоторые вершили государственные дела. Обо всех этих людях, обо всём, что пережито, хотелось бы рассказать...
ЕСТЬ СОБЫТИЯ, НЕ СТИРАЮЩИЕСЯ В ПАМЯТИ...
И сейчас я отчётливо помню трагический вечер в ночь на 22 июня 1941-го года...
Уже за два дня перед тем наши морские силы были приведены в повышенную боевую готовность...
Человек, посвятивший себя службе в Вооружённых Силах, естественно, думает о войне постоянно. В мирную пору, пока военная гроза далека и тучи международных осложнений не закрывают горизонта, эти думы носят довольно отвлечённый, теоретический характер. Но они воплощаются в конкретных решениях и поступках, когда угроза войны становится реальной и близкой...
Мои воспоминания - это не детальный анализ предвоенного периода и даже не исторический очерк, а лишь обыкновенные человеческие раздумья...
На склоне лет с особым чувством вспоминаешь молодость, когда был полон энергии, когда сил хватало, даже с избытком, на всё, когда происходящее с тобой и вокруг тебя представлялось необычайно интересным, а завтрашний день сулил ещё больше...
Более трёх веков назад, 14 января 1701-го года, когда выход на морские просторы стал для России настоятельнейшей необходимостью, был издан указ, в котором говорилось:
"В государствии... быть математических и навигацких, то есть мореходных и хитростно искусств учению..."
Навигатскую школу организовал Пётр Первый в Москве. Затем её перевели в Петербург и переименовали в Морскую академию...
Бывают события, которые неожиданно и сразу ломают обычное течение жизни...
За короткие дни и даже часы люди переживают больше, чем за годы...
Таким событием для меня и моих сверстников явилась кончина Владимира Ильича Ленина... Мне отчётливо помнится тот вечер хмурой питерской зимы...
Закончились дневные занятия... То тут, то там звенит беспечный юношеский смех... И вдруг - эта весть, такая ошеломляющая и страшная. Умер Ленин...
Всё, что занимало нас минуту назад, сразу отошло куда-то бесконечно далеко и потеряло смысл...
Все разговоры, все мысли о том, кого мы потеряли...
Ни один из нас не видел Ильича, не слышал его голоса. Наверно, до этой минуты мы даже не отдавали себе отчёта о том, что он значил для нас, для народа, для человечества. Этого не поймёшь сразу: нужны годы, десятилетия. Но мы начинали осознавать всю невосполнимость утраты...
Вокруг имени Ленина никогда не шумело славословие. Поистине великий, он был и поистине скромным. О нём говорили просто: "Товарищ Ленин", иногда "Ильич".
Он был воплощением Революции, её побед, будущего народа.
Он ушёл - и все мы сразу осиротели. Каждый испытывал чувство, какое бывает у сына, неожиданно лишившегося отца. Ты всегда обращался к нему в трудную минуту: он знал, что делать...
Его не стало - и груз новой ответственности лёг на твои плечи...
Небольшое подразделение военных моряков едет с питерской делегацией в Москву, на похороны Владимира Ильича...
Железнодорожный эшелон медленно подходит к столице. Молча спускаются по ступенькам вагонов люди: путиловцы, обуховцы, выборжцы... Бледные, необычно суровые лица... Вот какая печальная встреча с Ильичом предстоит нам...
На дворе лютый мороз... Но сердце стынет не от мороза...
Заснеженная, скованная морозом, Красная площадь сверкает под холодным, зимнем солнцем. Близ Кремлёвской стены горят костры... Сапёры долбят ломами промёрзшую землю... Тут будет Мавзолей Владимира Ильича Ленина...
Вдалеке виден Дом Союзов... Бесконечными длинными цепочками тянутся к Дому Союзов медленно движущиеся очереди... Люди идут и идут в Колонный зал. Рабочие, солдаты, крестьяне прощаются с Ильичом...
Наша очередь нести почётный караул наступает в субботу - в последний день перед похоронами. Через запасной выход нас проводят в Колонный зал... Поднимаемся на хоры. Безмолвно застыв, смотрим вниз. Там идут и идут люди, неся к высокому постаменту, на котором покоится Ленин, скорбь Москвы, России, всех народов Советского Союза, всего трудящегося мира...
Музыка льётся торжественно и печально, сливаясь с рыданиями людей...
Потом я стою в почётном карауле - справа, у ног Владимира Ильича. Течёт и течёт людской поток, я не вижу никого, кажется, и не думаю ни о чём. Всё смотрю на Ленинское лицо. Его надо запомнить на всю жизнь...
"Мы расстаёмся только с тем, что было в нём смертного, но Ленин бессмертен, бессмертен и Ленинизм"...
После похорон Ленина мы возвращались в училище, уже не в Петроград, а в Ленинград. Город в эти дни получил новое имя. Ленинградом назвали его питерские рабочие. Второй съезд Советов Союза СССР записал в решении: "Пусть отныне этот крупнейший центр Пролетарской Революции навсегда будет связан с именем величайшего из вождей пролетариата Владимира Ильича Ленина!"
Я пришёл в партийную ячейку, принёс заявление с просьбой принять меня в партию... Заявление состояло из нескольких строк, но в них заключался самый важный для меня итог всего продуманного и понятого в траурные дни в Москве...
В зале сидели участники Революции, бойцы Ленинской закалки, а мой жизненный путь только начинался...
Мне предстояло пройти его так, чтобы стать достойным звания коммуниста...
Две летние кампании наш курс ходил в плавание на старой, но дорогой всем нам "Авроре"... Как и многие моряки, я сохранил глубокую привязанность к ней...
Во время стоянок в Кронштадте мы часто бывали в этом городе, который тогда являлся главной базой Балтийского флота. Здесь всё овеяно морскими и революционными традициями. Уже три века стоит этот город-крепость в Финском заливе. Первые сооружения возводились ещё под руководством Петра Первого. Изумляли их масштабы. Искусственный остров Кроншлот с могучими фортами... Видел Кронштадт многие морские сражения. Провожал корабли в кругосветные плавания...
Издавна славился Кронштадт революционным духом матросов и рабочих. Восстание осенью 1905-го года, бунт на линкоре "Гангут" в 1915-ом году...
А в феврале 1917-го года забурлила митингами Якорная площадь. Кронштадт стал крепостью Революции. По приказу Ленина в октябре 1917-го года отсюда направились корабли в Неву, на штурм старого мира.
В гражданскую войну кронштадтские форты своим огнём громили войска Юденича...
Матросские отряды сходили с кораблей и отправлялись на сухопутные фронты...
Десять дней мы провели в море, потом вернулись в училище... Нам был предоставлен отпуск... А безделье быстро надоедает, даже в молодом возрасте... Мы нашли во дворе училища небольшой парусный бот... Привели его в порядок, спустили на воду и почти весь день ходили по Неве под парусом... Нас не смущал ни дождь, ни ветер. Между тем погода портилась всё больше...
Как-то сентябрьским утром мы не узнали Неву. Над ней низко проносились тяжёлые тёмные облака. Под ударами шквалистого ветра наш бот всё чаще черпал бортами воду. Но это не пугало, а скорее, развлекало нас. Такова молодость!
Под натянутыми парусами мы лихо лавировали среди тихоходных буксиров и барж... Мы направили наш ботик к своей стоянке у гранитной набережной...
А вечером мы увидели наш бот на необычном месте. Он плыл по залитой воде улице... Мы кинулись к нему...
Только теперь мы поняли, что в городе началось настоящее наводнение...
Нева вышла из берегов. Ветер крепчал...
Позвонили из Василеостровского райкома партии: нужна помощь...
По пояс в воде бредём на Большой проспект.
Мутный поток бурлит под свист ветра...
Отступая, вода уносила всё, что попадалось ей на пути...
Утром нас снова мобилизовали - помогать восстанавливать разрушенное...
А бед Нева натворила немало...
Весна 1925-го года... Все мы повзрослели... Воспитатели всё чаще напоминали: скоро сами будете командирами с большими обязанностями и ответственностью...
Судьба моя была решена: Черноморский флот...
Годы пребывания в подготовительной школе и Военно-морском училище совпали с периодом восстановления флота. Молодой Советской республике пришлось начинать всё сначала. В гражданскую войну почти полностью вышел из строя Черноморский флот. Одни корабли погибли в боях, другие по приказу Ленина потопили сами моряки, чтобы не отдавать в руки врага, третьи были уведены белогвардейцами в Бизерту - французскую базу в Африке...
На Балтике дела сложились иначе. К двадцатым годам весь флот после возвращения из Гельсингфорса собрался в Кронштадте....
Большинство кораблей Балтийского флота продолжало стоять на "кладбище", и, казалось, не было никакой надежды в короткие сроки ввести их в строй. И вдруг они стали оживать. Мы видели это собственными глазами во время летней практики и радостно приветствовали каждую новую боевую единицу...
Затянулся на флоте и процесс подготовки командного состава...
Если в Красную Армию к тому времени пришло много бывших царских офицеров, которые, пройдя сквозь горнило гражданской войны, доказали свою преданность Революции и уже занимались строительством Вооружённых сил, то на флоте было по-другому...
Основное ядро царского флота составляла каста родовитых дворян - оплот самодержавия. Февральскую революцию офицеры встретили в большинстве своём единодушно. А в дни Октября мало кто из них остался с народом...
Многие оказались ярыми врагами народа, покинули родину, когда корабли ещё в 1917-1918 годах стояли в Ревеле и Гельсингфорсе, другие выжидали, оставаясь на флоте или устроившись на гражданскую службу: преподавали в школах, работали мелкими служащими в учреждениях, встречались даже священники из бывших флотских...
Но всё же нам были известны в те годы имена бывших царских офицеров, безраздельно перешедших на сторону Советской власти и преданно служивших ей, хотя не всё происходившее понимали правильно, не со всем, что делалось на флоте, соглашались...
Пусть судостроительная промышленность была ещё слаба и флоты небогаты кораблями, нас, курсантов, не удручали эти временные трудности. Мы покидали военно-морское училище с огромной верой в будущее страны и её флота...
Итак, я избрал Чёрное море и новый крейсер "Червона Украина" ("Адмирал Нахимов"), строительство которого началось ещё перед Революцией и закончилось только в двадцатых годах...
Незамерзающее Чёрное море, Крым с его кипарисами, Черноморское побережье Кавказа... Вот и Севастополь, главная база Черноморского флота...
Первые шаги - трудные...
В военно-морском училище мы горячо спорили, что труднее: построить корабль или подготовить для него командиров...
В ту пору большинство из нас думало: "были бы корабли, а командиры найдутся"...
На "Червоной Украине" я понял, что подготовка хороших, опытных командиров - сложный и длительный процесс. Чем стремительней развивается техника, тем короче сроки постройки корабля. Зато подготовка офицеров становится более продолжительной: ведь им приходится осваивать более сложную технику...
За время службы на крейсере не всем удалось осилить крутой подъём. Произошли крупные изменения и в командном составе, и среди рядовых...
Постепенно на наших глазах и при нашем участии новый крейсер становился более сраженным организмом. Начались учебные стрельбы из пушек и торпедами. Мы совершали длительные плавания. Два года спустя "Червону Украину" можно было уже считать боевым кораблём...
Салют наций... В мае 1928 года "Червона Украина" совершила поход в Стамбул. Нам предстояло встретить и эскортировать яхту "Измир", на которой возвращался из Стамбула падишах Афганистана, посетивший нашу страну и Турцию.
27 мая крейсер в сопровождении трёх эсминцев вышел из Севастополя, а на следующий день был уже в живописном Босфоре. Несколько крутых небезопасных поворотов в узостях пролива - и мы стали на якорь около бывшего султанского дворца. Начались бесконечные визиты высокопоставленных гостей, салюты в их честь. Международные флотские обычаи точно определяют, кому и сколько полагается давать выстрелов...
Когда уже садилось солнце, на борт крейсера прибыл военный губернатор Стамбула. Он провёл у нас положенные пятнадцать минут, отведал русской икры и русской водки, затем попрощался и под звуки оркестра сошёл на свой катер. Едва катер отвалил от трапа, на нашей мачте, как положено, взвился турецкий флаг, а носовые пушки открыли пальбу...
В ту пору страна приступала к реализации лозунга "Флоту быть!", принятого на Девятом Всероссийском съезде Советов. До того времени он оставался как бы в тени, руки до него не доходили. Да это и понятно: промышленность была слаба, средств недостаточно, приходилось ограничиваться восстановлением старых кораблей, а о строительстве новых даже не мечтали...
"Защита берегов - это общая задача всех Вооружённых Сил нашей страны".
Залогом успешного ведения войны является хорошо организованное взаимодействие Армии и Флота...
Начальник Морских сил твёрдо верил в необходимость создания сильного флота. В его аппарате начал разрабатываться план строительства кораблей, рассчитанный на длительный срок, план, в котором самое большое внимание уделялось подводным лодкам, торпедным катерам, авиации и надводному флоту, но "без линкоров и вашингтонских крейсеров"...
Были созданы Боевой устав ВМС и Корабельный устав...
Рассказывали, что вокруг него всегда было шумно и весело, что за общительность, изобретательность, остроумие его очень любила молодёжь, что в его доме было всегда многолюдно. Он обладал редкостным даром сразу же располагать к себе. Может, потому и сам не мог жить без коллектива...
"Большая дисциплина у нас есть, а малой ещё нет"...
На флоте мелочей нет. На первый взгляд кажущаяся неискушённому человеку мелочь могла привести к трагическим последствиям...
Он был старшим из тринадцати детей, родители работали на суконной фабрике. Мальчишкой встал к станку и их первенец. Он стал любимцем рабочих, его избрали секретарём профсоюза. Ему не исполнилось и шестнадцати, когда он вступил в социал-демократическую партию...
Трудно ему пришлось. Для партийной работы требовались и немалый опыт, и серьёзное образование. Отсутствие житейского опыта восполнялось общительностью, умением быстро сходиться с людьми. Что касается широты кругозора, здесь выход был один - самообразование.
Книги до предела укоротили ночи. Дюжий организм вынес и недосыпание, и недоедание. Вот тогда и помогли ему упорная тренировка воли и памяти, целеустремлённость, собранность... Он отлично плавал, выступал в соревнованиях по теннису, волейболу, увлекался коньками и лыжами.
В 1912 году, когда его призвали на военную службу, он уже имел немалый стаж подпольной работы...
С первых же дней Февральской революции он - в гуще событий...
Он председатель солдатского комитета, работает в Военной организации Петроградского комитета большевиков, в июле его избирают в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов...
В Октябрьские дни он во главе небольшого отряда участвует в штурме Зимнего дворца...
Таких людей, беззаветно преданных делу Ленина, сильных духом, глубоко принципиальных, партия направляла на самые ответственные и самые опасные участки...
...Между тем наш крейсер приближался к Крыму. Вот и Севастополь. Перед тем как сойти на берег, он обратился к морякам крейсера с призывом крепить дисциплину и выразил благодарность за успешный поход. В конце своего выступления он рассказал, каким должен стать Флот в будущем.
Из Севастополя начальник Морских сил направился на судостроительные заводы, где закладывались новые боевые корабли...
Южные сумерки коротки. Скоро они сменились темнотой. Только яркие крупные звёзды освещали море и отодвигали горизонт. Мы прокладывали курс на Сочи...
Наши гости, собравшись на мостике, наслаждались вечерней прохладой...
Сталин и Орджоникидзе были ещё не старыми людьми. Оба были одеты в серые кителя... Они хорошо знали планы строительства флота. Зрели они годами...
Уже минули три года, как крейсер поднял Военно-Морской флаг.
Время делало своё. "Червона Украина" стала по-настоящему боевым кораблём...
Пришло извещение о том, что я зачислен слушателем Военно-Морской академии. Мне разрешили выехать в Ленинград прямо из Одессы, где командам кораблей был предоставлен заслуженный отдых...
В нашей кают-компании состоялся прощальный ужин...
В тот вечер мы вспоминали минувшие дни. Ведь на корабле, который для моряка одновременно и дом, и место службы, всяко случается: печальное и смешное...
Кают-компания... В этом слове для моряка заключено многое. В кают-компании принимают пищу, проводят занятия с командой корабля и офицерами... Но... Весёлое настроение в минуты отдыха тоже важно... Человеческие нити протягиваются от сердца к сердцу и связывают всю команду корабля, от командира до матроса. А без этого не может быть высокого, здорового политико-морального состояния в бою. Привязанность сослуживцев друг к другу подтверждается ещё вот чем. Встречаясь через много лет, люди хорошо помнят, кто командовал флотом, отдельными кораблями, даже кто был боцманом на каждом их них. Хоть устраивай вечер воспоминаний и пиши книгу о Черноморском флоте...
Червоноукраинцы непременно расскажут, как боцман, решив уйти со службы, вставая с побудкой, повторял каждый день: "Скорей бы поужинать да спать"...
Он коротал оставшиеся дни. Осенью действительно покинул флот. Но, проработав год на "гражданке", снова возвратился на корабль и честно служил на нём до конца. Настоящий моряк не может жить без корабля!
Наша кают-компания была на редкость дружной и одной из весёлых...
О многом вспоминали мы в тот прощальный вечер...
Этот трагический случай вновь напомнил нам о необходимости крепить дисциплину и в совершенстве владеть техникой...
Прощальный вечер в нашей кают-компании превратился в вечер воспоминаний. Простившись с друзьями, я съехал на берег...
Впервые за несколько лет мне довелось увидеть свой корабль с берега.
"Вот он каков, наш крейсер", - с восхищением думал я...
С большим волнением я переступил порог красивого здания на 11-й линии Васильевского острова в Ленинграде, где размещалась Военно-Морская академия...
С первого же семестра те из нас, кто окончил в своё время Военно-Морское училище, почувствовали, насколько легка для нас эта программа, какие возможности предоставляются для самостоятельной работы. Использовали мы свободное время каждый по-своему: одни читали военно-морскую литературу, другие углубляли свои знания в той или иной науке. Мы с соседом по столу решили изучать иностранные языки, чтобы читать в подлинниках труды иностранных теоретиков военно-морского искусства...
В ту пору в академии проходили оживлённые дискуссии на тему:
"Каково будущее Советского Флота?".
Нам пришлось быть не только их слушателями, но и участниками...
В начале 1930-ых годов нашей промышленности было уже по плечу строительство кораблей почти всех классов. Упрочившееся положение СССР на мировой арене требовало более активного выхода на морские просторы.
В Центральном управлении Морских Сил обдумывались наброски обстоятельной лет на десять - программы развития Советского Флота...
Какой флот необходим нашей стране? - вот главная тема дискуссий в академии.
Руководство академии и большинство слушателей придерживались двух основных точек зрения: первая - строить главным образом подводные лодки, вторая - не забывая о строительстве подводных лодок, большое внимание уделять и надводному флоту... Приводились примеры, как немцы, имея в Первую мировую войну сильный подводный флот, едва не поставили на колени владычицу морей - Великобританию...
Наши сомнения тех лет разрешила Великая Отечественная война...
Итак, заливы или проливы?
К сторонникам "проливов" относились те, кто без учёта экономических возможностей страны предлагал строить только крупный флот, как бы возрождая старые стремления царского правительства овладеть проливами для выхода в Средиземное море. Те же, кто предлагал строить лишь малые корабли или катера, причислялись к сторонникам "заливов", то есть людям, ограничивающим задачи флота Финским заливом и пассивной обороной у своих берегов...