Интуиция - источник познания
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ИНТУИЦИЯ - ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ
Санкт-Петербург
2016 год
Тихий внутренний голос" господствует над разумом и
чувствами человека и открывается только
особо развитой интуицией...
Из всех источников познания интуиция является самым важным...
Интуиция - от латинского "пристально, внимательно смотреть", чутьё, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте; в идеалистической философии - непосредственное, то есть мистическое, постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений...
Книжный вопрос: "Назовите имя духовного лидера одной из крупнейших стран мира, который всю свою жизнь боролся против раздиравших его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой".
Правильный ответ: Махатма Ганди.
Книжный вопрос: "Это такое поведение и образ действий, при котором первым требованием является ненанесение вреда, ненасилие. Определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, направленное против самого зла, а не против людей, его творящих. Состоит в неубиении, в ненасилии, в непричинении вреда всему живому: людям, животным, растениям, никогда никоим образом: ни мыслью, ни словом, ни делом. Это слово пришло из санскрита.
Правильный ответ: ахимса.
Победителям достаётся книга: Махатма Ганди "Моя жизнь".
В 2000-ом году британцы, владевшие Индией с середины 18-го века до 1947 года, согласно опросу Би-Би-Си, объявили махатму Ганди человеком тысячелетия. Махатмой, что означает "великая душа" его впервые назвал Рабиндранат Тагор. А "отцом нации" соотечественники величают его по сей день.
Книга махатмы Ганди "Моя жизнь" представляет собой интереснейший рассказ о том, как один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии, проповедник философии ненасилия, учитель жизни искал свой собственный путь. Его автобиография читается на одном дыхании и даёт пищу уму и сердцу философам, искателям истины самых разных толков, систем и направлений.
Мохандас Карамчанд Ганди (1869 - 1948) и его мировоззрение
Возникновение независимой Республики Индии явилось событием огромного исторического значения. Оно стало возможным в результате многолетней героической борьбы индийского народа за национальную независимость.
Выдающимся деятелем национально-освободительного движения в Индии был Мохандас Карамчанд Ганди.
Некоторые авторы считают, что Ганди не придерживался определённой религии, а воплотил в своих религиозных воззрениях синтез важнейших элементов всех верований, что он был выдающимся последователем пророков и реформаторов различных религий. "То, что мы теперь имеем в личности Ганди, - это последнее и самое возвышенное следование Лао-цзы, Конфуцию, Будде, Зороастре, Исайе, Иисусу".
Однако Ганди опровергал подобные взгляды, подчёркивая, что единственная религия, которую он исповедует и которой предан, - индуизм.
Порабощённая английскими колонизаторами, раздираемая внутренними классовыми противоречиями, Индия того времени являла собою средоточие всех видов угнетения политического, принижения социального, огрубения и затемнения духовной и нравственной жизни масс...
Молодая индийская буржуазия видела в религии одно из средств объединения всех социальных слоёв индийского общества в интересах борьбы против иноземного колониального господства. Её идеологи возвели религию в своего рода символ национального и социального единения Индии. Ганди, как один из них, тоже не избежал приверженности религии...
Классовые интересы индийской национальной буржуазии, возглавлявшей национально-освободительную борьбу народа, побуждали Ганди, с одной стороны, к определённому использованию политической активности масс и, с другой - к удержанию их в рамках такого движения, которое не угрожало бы руководящему положению буржуазии. Этому в наилучшей форме отвечала религиозная окраска учения Ганди.
Религиозная форма идеологических и политических концепций помогала Ганди сделать его программу доступной широким народным массам именно в том аспекте, какой был желателен национальной буржуазии.
Ганди пытался доказать единство политики и религии. Он считал, что религия - реальная сила, способная служить насущным жизненным интересам. Религия, не связанная с жизнью, должна, по мнению Ганди, исчезнуть; политика, не основывающаяся на религиозных принципах, не может иметь успеха.
Стремясь обосновать единство религии и политики, Ганди постоянно подчёркивал практически действенную природу религии, её активную роль в общественной жизни. "Религия, которая не учитывает практические дела и не помогает их решать, - указывал Ганди, - это не религия". В соответствии с таким пониманием религии Ганди и считал себя "практическим идеалистом", для которого религиозно-идеалистические принципы служили определяющим началом всей его деятельности...
Согласно его воззрениям, основу мира составляет божественная реальность, существующая объективно, вне и независимо от воли и сознания человека. Материя, природа вместе с человеком есть вторичное, производное от высшей божественной сущности.
Решающий способ познания божественной сущности, то есть абсолютной истины, по мнению Ганди, - прислушиваться к некоему мистическому "тихому внутреннему голосу". Он заявляет о своём твёрдом убеждении в том, что божественная сущность изо дня в день открывается человеку, и если не все это осознают, то единственная причина в том, что "мы глухи к тихому внутреннему голосу". "Тихий внутренний голос", утверждал Ганди, господствует над разумом и чувствами человека и открывается только особо развитой интуицией. Не случайно поэтому Ганди заявлял, что единственный тиран, которого он признаёт в этом мире, - "тихий внутренний голос"...
Нравственность в представлении Ганди - комплекс вечных, неизменных принципов поведения человека, независимых от уровня исторического развития общества и не связанных с определёнными социальными условиями жизни и классовыми отношениями...
Ненасилие - важнейшая этическая категория. Ганди считает, что ненасилие - это принцип, не навязываемый человеку извне, а внутренне присущий его природе. Ненасилие не является выражением нравственной пассивности или слабости; наоборот, по мнению Ганди, это активное моральное начало, призванное воздействовать на противника с целью преодоления в нём духа насилия и обращения его к любви и справедливости. Ненасилие означает не покорность воле тирана, а противопоставление ей всех душевных сил человека. Поэтому осуществление ненасилия - это такой моральный акт, который требует от человека большого душевного напряжения и храбрости.
"Ненасилие есть вершина храбрости".
Храбрость, мужество - моральная категория. Для осуществления ненасилия и для постижения истины необходимо преодолеть в себе всякий страх и воспитать в себе храбрость и бесстрашие.
"Есть только один, кого мы должны бояться, - это Бог"...
Любовь - моральная категория. Это абстрактное чувство всеобщего милосердия и всепрощения.
Исходя из основных принципов своей этической концепции, Ганди выдвигает ряд этических норм, практическое осуществление которых должно привести к достижению нравственного идеала, к моральному совершенству. Среди этих норм на первое место Ганди выдвигает брахмачарию.
Брахмачария - древний этический принцип религии и философии джайнизма, означающий воздержание от потворства своим слабостям. Ганди подразделяет брахмачарию на две ступени: так называемая органическая брахмачария - воздержание от потворства своим физическим вожделениям и совершенная брахмачария - абсолютная подконтрольность всех мыслей, слов и поступков. Без достижения первой ступени невозможно достичь второй, высшей ступени.
Проповедуя необходимость практического осуществления брахмачарии, Ганди делает упор на её первую ступень - на обуздание физических страстей. Человек, учит Ганди, должен подавлять в себе все, даже малейшие порывы к физическим удовольствиям или наслаждениям, вплоть до вкусовых ощущений. Но более всего Ганди был озабочен сексуальным вопросом. По его мнению, в отношениях между полами господствуют животные страсти; с его точки зрения, физическая связь - преступление, если отсутствует сознательное стремление произвести потомство.
Такая трактовка брахмачарии в этической концепции Ганди не только не находила сколько-нибудь серьёзных последователей, но и вызывала решительную критику и острые возражения со стороны его ближайших сотрудников.
В этической концепции Ганди существенное место занимает также моральная проблема отношения к женщине. Он выступил глашатаем всестороннего раскрепощения женщин и привлечением второй, лучшей половины населения Индии к активной политической деятельности, к сознательному и длительному участию в национально-освободительной борьбе.
Правдивость - этическая категория. Ганди указывает, что самоограничение и воздержание должны быть подлинными, исходить из внутренних побуждений, а не показными.
Между тем деятельность английских колонизаторов в Индии особенно ярко демонстрировала, что нет такого преступления, на которое не пошёл бы капитал ради наживы, и что обман и лицемерие - неизменное средство, которым он пытается прикрыть свои преступления. Общество, в котором никто не может разобрать, где кончается "честная" нажива и начинается мошенничество и обман, не может обрести подлинную правдивость как единую для всех действенную нравственную норму.
Справедливость. Понятие справедливости Ганди не ограничивает рамками нравственных отношений между людьми. Он рассматривает справедливость и в политико-правовом аспекте. Он объявляет несправедливыми действия колониальных властей, ущемляющие интересы индийского народа. Ганди не признавал, что требование "всеобщей" справедливости в условиях классово-антагонистического общества - утопия, что есть буржуазная справедливость являющаяся "сторожевой собакой буржуазного богатства", и справедливость трудящихся, которая "подчинена интересам свержения капитала".
Ганди считает, что богатство неизбежно порождает праздность и роскошь и тем самым ведёт к нарушениям принципа брахмачарии. Поэтому имущие классы, к которым обращает свою проповедь Ганди, должны разумно ограничивать себя во владении имуществом. Ганди поясняет, что не ставит целью экспроприировать кого-либо или перераспределять богатства, ибо тем самым он погрешил бы против принципа ненасилия, а просто считает морально недопустимым, чтобы кто-либо обогащался, в то время как миллионы людей лишены элементарных средств к существованию. Он возмущался разительным контрастом между роскошью, в которой живёт маленькая кучка богачей, и вопиющей нищетой масс, но путь решения этой проблемы видел не в социальных преобразованиях, а в осуществлении нравственных принципов.
"С таким доводом и взглядом не согласится, вероятно, ни один современный демократ... Добиться успеха - это значит сбить с ног других и взобраться на их поверженные тела. Если эти стремления поощряются и притягивают к себе большую часть нашего народа, то неужели Гандиджи думает, что ему удастся достичь в такой среде осуществления своего идеала нравственного человека. Он хочет развить дух служения; это ему удаётся в отношении некоторых; но до тех пор, пока общество считает образцом тех, кто вышел победителем на поприще стяжательства, а главной движущей силой признаёт стремление к прибыли, огромное большинство людей будет следовать этим путём".
Аскетический дух моральных принципов Ганди находит наиболее яркое выражение в его этике поста. Ганди рассматривает пост как этическую и политическую категорию: это не только норма поведения человека в определённых обстоятельствах, но и средство политической борьбы. Ганди сам нередко прибегал к объявлению голодовок для достижения политических целей...
Ганди полагал, что нравственные принципы всегда руководили и должны руководить поведением людей, и все неурядицы в общественной жизни он объяснял нарушением этих "вечных" принципов. Между тем, разумеется, никогда не было и нет вечных и неизменных принципов нравственности.
"Гармония между лицом и обществом не делается раз навсегда: она становится каждым периодом, почти каждой страной и изменяется с обстоятельствами, как всё живое... Превосходное поведение вчера может быть прескверно сегодня. Незыблемой, вечной нравственности так же нет, как вечных наград и наказаний".
Ганди создавал свою этическую концепцию как абстрактную теорию идеальной общечеловеческой морали, необходимой всем людям в любых обстоятельствах. Но в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, нет и не может быть единой для всех общечеловеческой морали.
"Мораль истинно человеческая, стоящая выше классовых противоречий и всяких воспоминаний о них, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда не только будет уничтожена противоположность классов, но изгладится и след её в практической жизни".
Этическая концепция Ганди является завершением его религиозно-философских воззрений, которые в свою очередь служат основой его общественно-политических взглядов.
В феврале 1919-го года он создал организацию Сатьяграха сабху, члены которой обязались не повиноваться законам, которые союз признает неприемлемыми.
23 марта 1919-го года Ганди опубликовал манифест, по которому на 6 апреля назначался всеиндийский хартал - день повсеместного прекращения работ, день молитвы и поста... В марте и апреле по всей Индии прокатилась мощная волна демонстраций и забастовок. В некоторых местах вспыхнули восстания. Всюду население оказывало сопротивление колониальным властям. Движение далеко вышло за рамки, в которых его хотел удержать Ганди.
Эта кампания принесла Ганди огромную популярность по всей Индии и определила его большое влияние в Национальном конгрессе. Съезд Национального конгресса в 1919-ом году, в работе которого впервые принимал участие Ганди, со всей очевидностью показал, что большинство делегатов и в ещё большей мере огромные массы людей, следившие за работой съезда со стороны, желали, чтобы руководство взял на себя Ганди.
На чрезвычайной сессии Национального конгресса в Калькутте в сентябре 1920-го года был официально принят предложенный Ганди план движения под лозунгом сатьяграхи. С этих пор и на многие годы сатьяграха стала господствующим методом национально-освободительного движения индийского народа. Личные воззрения Ганди по вопросу британского колониального господства претерпели сложную эволюцию. От мнения, что "Британская империя существует для блага всего мира", и практического участия на её стороне в англо-бурской и первой империалистической войнах в качестве организатора и руководителя санитарных отрядов Ганди пришёл к решительной критике британского колониального господства в Индии. Он становится убеждённым противником колониальной системы и основной задачей борьбы объявляет достижение национальной независимости Индии. "Мы не ведём борьбу против отдельных англичан. Мы не желаем разрушать жизнь англичан, мы хотим разрушить лишь систему, которая унизила нашу страну в теле, духе и душе". Но исторические события шаг за шагом подводили Ганди к пониманию того, что борьба против колониальной системы есть борьба за изгнание английских империалистов из Индии. Эволюция воззрений Ганди в этом вопросе достигла своего кульминационного пункта в период Второй мировой войны, когда по стране прокатилась волна массового антиимпериалистического движения. В итоге от абстрактных идей борьбы против "системы" Ганди приходит к конкретному лозунгу, выраженному в известной резолюции, обращённой к английским властям: "Вон из Индии", принятой 8 августа 1942-го года на заседании Исполнительного комитета Национального конгресса в Бомбее. Но Ганди решительно осуждает путь насильственной борьбы и настоятельно рекомендует только путь мирной революции. "Никогда не забывать о значении применяемых средств, даже если преследуемая цель справедлива, ибо средства управляют целью и меняют её... Позаботьтесь о средствах, а цель сама позаботится о себе"...
Важнейшими формами осуществления сатьяграхи были несотрудничество и гражданское неповиновение...
Следуя своему религиозно-философскому учению, Ганди связывает принцип мирного несотрудничества с нравственным совершенствованием людей...
Он разъезжал по городам и сёлам Индии и в непосредственном общении с простыми людьми разъяснял им задачи, пути и средства борьбы. Он обращался к миллионам крестьян, ремесленников и рабочих, призывая их активно включаться в борьбу за свободу и независимость родины...
Согласно религиозно-этической концепции Ганди, характер общественных отношений всецело определяется господствующими моральными принципами. Только моральное самоусовершенствование может привести к устранению социальных пороков. Коренное же преобразование социальных отношений всецело во власти Бога. "Последователь свадеши никогда не берётся за непосильную задачу преобразования мира, ибо он считает, что миром движут и всегда будут двигать законы, установленные Богом"...
"Махатма Ганди преобразовал всю сцену индийской политики. Его боевые призывы двадцатых годов воспламенили в умах четырёхсот миллионов индийцев идею массового сопротивления империализму. Они пробудили демократический дух, они открыли совершенно новую эпоху в борьбе Индии за свободу"...
30 января 1948-го года Ганди был убит одним из членов реакционной индуистской организации...
Страстное желание видеть Индию свободным, процветающим государством снискало ему искреннюю любовь и признательность соотечественников, которые наделили его титулом Махатма - "великая душа" и считают его "отцом нации".
Предисловие автора
По настоянию ближайших товарищей по работе я согласился написать автобиографию...
- Что вас толкает на эту авантюру? Писание автобиографий - обычай, присущий Западу. Что Вы будете писать? Допустим, завтра вы откажетесь от положений, которые Вы сегодня считаете принципиальными, или пересмотрите сегодняшние планы. Не окажется ли тогда, что люди, руководствующиеся в своих поступках вашим авторитетным словом, могут быть введены в заблуждение?..
Я просто хочу рассказать историю моих поисков истины... Мне хотелось бы рассказать о известных мне одному духовных поисках, в которых я черпал силы для моей деятельности в сфере политики... В течение тридцати лет я стремился к одному - самопознанию. Я хочу видеть Бога лицом к лицу, достигнуть состояния... Я живу, двигаюсь и существую только для достижения этой цели. Всё, что я говорю и пишу, вся моя политическая деятельность - всё направлено к этой цели... Будучи убеждён, что возможное для одного - возможно для всех, я не держу в секрете свои эксперименты. Не думаю, что это снижает их духовную ценность. Есть вещи, которые известны только тебе и твоему Творцу. Их, конечно, нельзя разглашать. Эксперименты, о которых я хочу рассказать, другого рода. Они духовного или скорее морального плана, ибо сущностью религии является мораль... Я смотрю на свои эксперименты как учёный, который хотя и проводит их по возможности точно, тщательно и обдуманно, но никогда не претендует на окончательность своих выводов, а оставляет широкие возможности для размышлений...
Для меня истина - главенствующий принцип, включающий множество других принципов. Эта истина есть правдивость не только в слове, но и в мысли, не только относительная истина в нашем понимании, но и абсолютная истина, вечный принцип, то есть Бог. Имеется бесконечное количество определений Бога, ибо проявления Его бесчисленны. Они наполняют меня удивлением и благоговейным трепетом и на какой-то момент ошеломляют. Но я поклоняюсь Богу только как истине. Я ещё не нашёл Его, но ищу... Всё же до тех пор, пока я не познал абсолютной истины, я должен придерживаться относительной истины в моём понимании её. Эта относительная истина должна быть моим маяком, щитом и вехой. Хотя путь этот прям и узок, как лезвие бритвы, для меня он был самым быстрым и самым лёгким... Этот путь спас меня от печали, и я продвигался вперёд, руководствуясь внутренним светом, озарившим меня. Часто на этом пути я видел слабые проблески абсолютной истины, Бога...
МОЯ ЖИЗНЬ
Представители последних трёх поколений, начиная с моего деда, были главными министрами в нескольких княжествах... Отец мой был членом суда...
Я родился 2 октября 1869-го года... Мне было около семи лет... я поступил в начальную школу... Я был, должно быть, весьма посредственным учеником. Из этой школы я перешёл в пригородную, а из неё - в среднюю. Мне шёл тогда двенадцатый год. Не помню, чтобы я хоть раз солгал учителям или школьным товарищам. Я был очень робок и избегал общества детей. Моими единственными друзьями были книги и уроки...
Я считаю своей тяжкой обязанностью рассказать о том, как меня женили в тринадцать лет. Когда я смотрю на ребят этого возраста и вспоминаю о своём браке, мне становится жаль себя и радостно при мысли, что их не постигла моя участь. Я не вижу никаких моральных доводов, которыми можно было бы оправдать столь нелепо ранние браки...
По-видимому, я был обручён три раза, не зная об этом. Мне сказали, что две девочки, которых для меня выбрали, умерли одна за другой... У меня сохранилось слабое воспоминание о моём обручении в семилетнем возрасте...
Нас было три брата. Старший был уже женат. Родители решили женить одновременно моего среднего брата, который был старше меня на два или три года, двоюродного брата, который был старше меня на год, и меня. При этом они мало думали о нашем благополучии и ещё меньше - о наших желаниях; принимались во внимание только удобство и экономические соображения старших.
Браки у индусов - вещь сложная. Очень часто затраты на брачные обряды разоряют родителей жениха и невесты. Они теряют состояние и уйму времени. Месяцы уходят на изготовление одежды и украшений, на добывание денег для обедов. Один старается перещеголять другого числом и разнообразием предлагаемых блюд...
Старшие считали, что лучше покончить со всем этим в один приём: меньше расходов и больше блеска... Отец и дядя были уже в преклонном возрасте, а мы были последними детьми, которых предстояло женить. Возможно, им захотелось хорошенько повеселиться напоследок. Из этих соображений и было решено устроить тройную свадьбу...
Приготовления к торжеству заняли несколько месяцев. Только по этим приготовлениям мы узнали о предстоящем событии. Мне кажется, что для меня оно было связано только с ожиданием новой одежды, барабанного боя, брачной процессии, роскошных обедов и чужой девочки для игры. Плотские желания пришли потом...
Я помню во всех подробностях события того дня: как мы сидели под свадебным балдахином... Та первая ночь! Двое невинных детей, волею случая брошенных в океан жизни. Жена брата старательно осведомила меня, как я должен вести себя в первую ночь. Кто наставлял жену, я не знаю... Мы так нервничали, что не могли взглянуть друг на друга...
Впечатления, которые человек вобрал в себя в предыдущей жизни, настолько сильны, что всякие поучения излишни. Мы постепенно стали привыкать друг к другу и свободно беседовать. Хотя мы были одного возраста, я поспешил присвоить себе авторитет мужа.
Во времена, когда был заключён мой брак, издавались небольшие брошюрки. В них говорилось о супружеской любви, бережливости, детских браках... Вменяемая этими брошюрками в обязанность мужу верность жене в течение всей жизни навсегда запечатлелась в моём сердце... У меня не было совершенно никаких оснований сомневаться в верности жены, но ревность слепа ко всем доводам. Я следил за каждым её шагом, она не смела выйти из дома без моего разрешения. Это сеяло семена раздора между нами... Она желала ходить, куда хочет и когда хочет. Чем больше я ей запрещал, тем больше она себе позволяла и тем больше я злился. Мы, женатые дети, сплошь и рядом отказывались разговаривать друг с другом... Пусть, однако, читатель не думает, что наша жизнь была сплошным мучением. Все мои строгости проистекали от любви. Я хотел сделать мою жену идеальной. Я поставил себе целью заставить её вести чистую жизнь, учиться тому, чему учился сам, жить и мыслить одинаково со мной...
Бог спасает тех, кто чист в своих побуждениях...
Наряду с жестоким обычаем детских браков в индусском обществе существует другой обычай, до известной степени уменьшающий пагубные последствия первого. Родители не разрешают молодой паре долго оставаться вместе. Ребёнок-жена больше половины времени проводит в доме своего отца. Так было и с нами. В течение первых пяти лет брачной жизни (в возрасте от 13 до 18 лет) мы оставались вместе в общей сложности не больше трёх лет. Не проходило и шести месяцев, чтобы родители жены не приглашали её к себе...
У меня никогда не бывало плохих отметок... Насколько помню, сам я был не особенно хорошего мнения о своих способностях...
У меня было тогда ложное представление, будто гимнастика не имеет отношения к образованию. Теперь я знаю, что физическому воспитанию должно уделяться столько же внимания, сколько и умственному.
Я прочёл где-то о пользе длительных прогулок на свежем воздухе, и это понравилось мне. Я приучил себя много ходить и до сих пор сохранил эту привычку. Она закалила мой организм...
Из немногих друзей по средней школе особенно близки мне были двое. Дружба с одним из них оказалась недолговечной, но не по моей вине. Друг отошёл от меня, потому что я сошёлся с другим. Вторую дружбу я считаю трагедией своей жизни. Она продолжалась долго. Я завязал её, поставив себе целью исправить друга... Мать, старший брат и жена предупреждали меня, считая, что я попал в плохую компанию. Я был слишком самолюбивым мужем, чтобы внять предостережениям жены... Впоследствии я понял, что просчитался. Исправляющий никогда не должен находиться в слишком близких отношениях с исправляемым. Истинная дружба есть родство душ, редко встречающееся в этом мире. Дружба может быть длительной и ценной только между одинаковыми натурами. Друзья влияют один на другого. Следовательно, дружба вряд ли допускает исправление. Я полагаю, что вообще необходимо избегать слишком большой близости: человек гораздо быстрее воспринимает порок, чем добродетель. А тот, кто хочет быть в дружбе с Богом, должен оставаться одиноким или сделать друзьями весь мир...
"Мы - слабый народ потому, что не едим мяса. Англичане питаются мясом, и потому они могут управлять нами. Ты ведь видел, какой я крепкий и как быстро я бегаю. Это потому, что я ем мясо. У тех, кто питается мясом, никогда не бывает нарывов и опухолей, а если и бывают, то быстро проходят... Попробуй, и сам увидишь, какую силу оно даёт"... Он часто хвастал передо мной своими успехами и ослеплял меня ими, потому что всегда нас ослепляют в других качества, которыми мы сами не обладаем... Кроме того, я был трусом. Я боялся воров, духов и змей. Я не решался выйти ночью из дому. Темнота приводила меня в ужас. Я не мог спать в темноте, мне казалось, что духи подкрадываются ко мне с одной стороны, воры - с другой, змеи - с третьей. Поэтому я спал только со светом... Мне начало казаться, что мясо сделает меня сильным и смелым, и если вся страна начнёт питаться мясом, мы одолеем англичан...
Решительный день настал... Мы нашли укромный уголок на берегу реки, и там я впервые в жизни увидел мясо. Был также и хлеб из пекарни, которого я никогда не пробовал. Козлятина была жёсткой, как подошва. Я просто не мог её есть.
Ночь я провёл очень скверно. Меня мучили кошмары. Едва я засыпал, как мне начинало казаться, что в моём желудке блеет живая коза, и я вскакивал, мучимый угрызениями совести... Я поддался соблазну, поборол своё отвращение к хлебу, справился с жалостью к козам и пристрастился к мясным блюдам, если не к самому мясу. Так продолжалось около года...
Моё стремление исправить друга оказалось гибельным для меня... Дружба с ним однажды чуть не довела меня до измены жене. Я спасся чудом. Друг повёл меня в публичный дом... Я направлялся прямо в объятия греха, но Бог в своей безграничной милости спас меня от меня самого... Очень часто провидение вмешивается и спасает человека вопреки его желанию. Как всё это происходит, в какой степени человек свободен и в какой степени жертва стечения обстоятельств, в каких пределах имеет место свободное волеизъявление и когда на сцене появляется судьба - всё это тайна и останется тайной...
Безусловно, одной из причин моих разногласий с женой была дружба с этим человеком... Друг всячески раздувал пламя моей подозрительности по отношению к жене...
Яд подозрений исчез только тогда, когда я понял, что жена не раба, а товарищ и помощник мужа, призванный делить с ним на равных правах все радости и печали. Как и муж, жена имеет право идти собственным путём...
Я должен поведать ещё о нескольких случаях своего падения... Вместе с одним из моих родственников я пристрастился к курению. Нельзя сказать, чтобы курение или запах сигарет доставляли нам удовольствие. Просто нам нравилось пускать облака дыма изо рта...
Но этого было мало. Нам хотелось независимости. Казалось невыносимым, что ничего нельзя предпринять без разрешения старших. Наше недовольство в конце концов достигло такой степени, что мы решили покончить самоубийством. Но как это сделать? Где достать яд? Откуда-то узнав, что семена датуры действуют как сильный яд, мы отправились за ними в джунгли и раздобыли их... Но вдруг мужество покинуло нас...
Нельзя было очиститься без чистосердечного признания...
Только тот, кто пережил любовь, знает, что это такое...
Чистосердечное признание и обещание никогда больше не грешить, данное тому, кто имеет право принять его, является наиболее чистой формой покаяния. Я знаю, что моё признание совершенно успокоило отца и беспредельно усилило его любовь ко мне...
Мне шёл шестнадцатый год. Отец мой был прикован к постели... Жена моя тогда ждала ребёнка...
Отцу с каждым днём становилось хуже... У меня такое впечатление, что... Но Бог решил иначе. Когда смерть неминуема, средств спастись от неё не существует... Бедный ребёнок, родившийся у моей жены, прожил всего три или четыре дня...
Первое знакомство с религией. Школу я посещал с шести или семи лет до шестнадцати. Там меня учили всему, кроме религии... Термин "религия" я употребляю в самом широком смысле - как самопознание или познание самого себя... Храм не привлекал меня. Мне не нравились его блеск и помпезность. Кроме того, до меня дошли слухи о совершавшихся там безнравственных вещах, и я потерял к нему всякий интерес... Но то, чего я не получил там, дала мне моя няня, старая служанка нашей семьи... Хорошее семя, брошенное в душу ребёнка, не пропадёт даром...
Я научился быть терпимым к другим религиям, но это не значило, что во мне жила живая вера в Бога...
Глубокие корни в моём сознании пустило лишь убеждение, что мораль есть основа всех поступков, а истина - сущность морали. Истина стала моей единственной целью...
Выпускные экзамены на аттестат зрелости я сдал в 1887-ом году...
"Времена изменились. Ни один из вас не может рассчитывать достигнуть должности вашего отца, не получив должного образования... Если он пойдёт по юридической части, ему придётся учиться дольше, а к тому времени, когда он кончит, будет тьма адвокатов... Я послал бы его в Англию... Стать адвокатом совсем нетрудно. Через три года он вернётся... Представьте себе адвоката, вернувшегося из Англии... Тогда ты сможешь обеспечить свою большую семью. Времена быстро меняются, и жить становится с каждым днём труднее. Самое мудрое - это стать адвокатом"...
Желание поехать в Англию настолько овладело мной, что я сумел побороть трусость... Это было моё первое путешествие...
"Я не уверен, что в Англии можно жить без ущерба для религии... Когда я встречаюсь с крупными адвокатами индусами, то не вижу разницы между их образом жизни и образом жизни европейцев. Они неразборчивы в еде и не выпускают изо рта сигар..."
Он сказал матери: "Я возьму с мальчика три торжественных обета, и его можно отпустить". Он приготовил всё для обряда, и я поклялся не дотрагиваться до мяса, вина и женщин. После этого мать дала разрешение...
"Каста осуждает ваше намерение ехать в Англию. Наша религия запрещает путешествия за границу. Кроме того, мы слыхали, что там нельзя жить, не нарушая заветов нашей веры. Там надо будет есть и пить с европейцами!"...
4 сентября я покинул Бомбей...
Наконец в Лондоне... Я тосковал по дому, по родине. Я тосковал по материнской любви. По ночам слёзы текли по моим щекам и воспоминания о доме не давали возможности заснуть. Мне не с кем было разделить моё горе... Всё было чужое: народ, его обычаи и даже жилища... Мой обет вегетарианства причинял мне большие неудобства... Англия была мне не по нутру. Но не могло быть и речи о том, чтобы вернуться в Индию...
Много хлопот доставлял вопрос о моём питании... Хозяйка не знала, чем меня кормить... Я ежедневно молил Бога о поддержке и получал её. Я не могу сказать, что имел определённое представление о Боге. Это была простая вера, семена которой бросила в мою душу добрая няня...
При входе в вегетарианский ресторан я заметил в окне у дверей книги, выставленные для продажи. Среди них была книга Солта "В защиту вегетарианства". Я купил её и прошёл в столовую. Здесь я впервые со времени приезда в Англию сытно поел. Бог пришёл мне на помощь. Я прочёл книгу Солта от корки до корки, и она произвела на меня большое впечатление. С тех пор я стал вегетарианцем по убеждению... Теперь я сделал выбор в пользу вегетарианства и распространение его стало моей миссией...
Мне попались книги, описывающие простой образ жизни. Я отказался от двух комнат и снял одну, обзавёлся плитой и стал сам приготовлять завтрак. На это я тратил не более двадцати минут, так как варил только овсяную кашу и кипятил воду для какао. Второй завтрак я съедал в кафе, а вместо обеда опять пил какао с хлебом дома... Я усиленно занимался. Простая жизнь сберегла мне массу времени, и я успешно сдал экзамены.
Пусть читатель не думает, что моя жизнь была очень скучной. Как раз наоборот. Эти перемены привели в соответствие мою внутреннюю и внешнюю жизнь. Новый образ жизни более соразмерялся с материальными возможностями моей семьи. Жизнь стала правильнее, и на душе было хорошо...
Чем глубже изучал я самого себя, тем большей становилась у меня потребность во внутренних и внешних изменениях. Переменив образ жизни, я начал вносить изменения в мою диету. Я видел, что авторы книг о вегетарианстве очень подробно изучили предмет с религиозной, научной, практической и медицинской точек зрения. Рассматривая этот вопрос в этическом плане, они пришли к выводу, что превосходство человека над низшими животными вовсе не означает, что последние должны быть жертвами первых: наоборот, высшие существа должны защищать низшие, и те и другие должны помогать друг другу так же, как человек помогает человеку. Кроме того, они сформулировали положение о том, что человек ест не ради удовольствия, а для того, чтобы жить. И некоторые из них соответственно предлагали отказаться не только от мяса, но и от яиц и молока и проводили этот принцип в своей жизни...
В Англии существовало вегетарианское общество, издававшее еженедельный журнал. Я подписался на него, вступил в общество и очень скоро стал членом его исполнительного комитета. Здесь я познакомился с теми, кого считали столпами вегетарианства, и начал производить собственные опыты в области диететики. Я перестал употреблять сладости и острые приправы, присланные из дому. Я потерял к ним вкус, поскольку мои мысли приняли новое направление, и с удовольствием ел варёный шпинат, приготовленный без приправ, который в Индии мне казался таким безвкусным. Эксперименты такого рода навели меня на мысль о том, что обитель вкуса не язык, а мозг.
Конечно, мною руководили соображения экономии. В те дни было распространено мнение, что кофе и чай вредны, и предпочтение отдавалось какао. А так как я был убеждён, что человек должен есть только то, что укрепляет организм, то обычно отказывался от кофе и чая и пил какао...
В результате точного соблюдения обета у меня выработался новый вкус, значительно более здоровый, тонкий и постоянный...
Вегетарианство в то время было новым культом в Англии, оно стало новым культом и для меня...
Застенчивость - мой щит... Застенчивость не покидала меня во все времена моего пребывания в Англии. Даже нанося визит, я совершенно немел от одного присутствия полдюжины людей... Мне было стыдно за себя, а на душе тяжело от сознания своей бездарности. Последнюю попытку выступить публично я предпринял накануне моего отъезда из Англии. Но и на этот раз я оказался в смешном положении... Память совершенно изменила мне и, пытаясь сказать шутливую речь, я сам попал в смешное положение...
И только в Южной Африке я поборол эту робость, но ещё не окончательно. Я совершенно не мог говорить экспромтом...
Моя нерешительность в разговоре, раньше огорчавшая меня, теперь доставляет мне удовольствие. Её величайшее достоинство состояло в том, что она научила меня экономить слова. Я научился кратко формулировать свои мысли... Опыт подсказал мне, что молчание - один из признаков духовной дисциплины приверженца истины. Склонность к преувеличению, замалчиванию или искажению истины, сознательно или бессознательно, - естественная слабость человека, а молчание необходимо для того, чтобы побороть эту слабость. Речь человека немногословного вряд ли бывает лишена смысла: ведь он взвешивает каждое слово... Моя застенчивость в действительности - мой щит и прикрытие. Она даёт мне возможность расти. Она помогает мне распознавать истину...
В то время в Англии было сравнительно мало студентов-индийцев. Те из них, кто был женат, обычно скрывали это. Учащиеся школ и студенты колледжей в Англии - холостяки, так как считается, что учение в колледже или школе невозможно совместить с жизнью женатого человека... Поэтому индийские студенты стеснялись признаваться, что они женаты. Была и другая причина для притворства. Если бы стало известно, что они женаты, то в семьях, в которых они жили, им нельзя было бы флиртовать с девушками... Я также не избежал этого. Ни минуты не задумываясь, я выдал себя за неженатого, хотя имел жену и сына. Однако счастливее от такого притворства я не стал... Если бы я не скрывал, что женат, ни одна девушка не стала бы со мной разговаривать и никуда не пошла бы со мной. Трусостью я отличался не в меньшей степени, чем скрытностью...
Бог хотел меня избавить от заразы лжи. Но не везде мне удавалось остаться невредимым. Однажды я отправился...
Знакомство с различными религиями. К концу второго года пребывания в Англии я познакомился с двумя братьями-холостяками - теософами. Они заговорили со мной о "Гите"...
Книга показалась мне бесценной. Со временем я ещё больше укрепился в этом мнении и теперь считаю эту книгу главным источником познания истины...
Они свели меня также в ложу Блаватской...
Приблизительно в это же время я познакомился с христианином из Манчестера. Он заговорил со мной о христианстве... Я стал читать, но никак не мог осилить "Ветхий завет"... Это стоило мне огромного труда и не вызывало ни малейшего интереса. К тому же я абсолютно ничего не понимал... "Новый завет" произвёл на меня другое впечатление, в особенности нагорная проповедь, тронувшая меня до глубины души...
Я решил, что прочту впоследствии по возможности больше книг на религиозные темы и ознакомлюсь со всеми главнейшими религиями.
Но разве мог я избежать знакомства и с атеизмом?..
Я бегло познакомился с индуизмом и другими религиями мира, но знал, что этого недостаточно, чтобы быть спасённым во время испытаний, уготовленных мне жизнью. Человек до определённого времени не подозревает и не знает о том, что ему предстоит пережить, через какие испытания пройти. Если он неверующий, то считает, что своей безопасностью обязан случаю. Если - верующий, то скажет, что Бог спас его, и сделает вывод, что благодаря изучению религии или духовной дисциплине он снискал расположение Бога. Но в час избавления он не знает, что спасает его: духовная ли дисциплина или что-то другое...
В то время я не знал сущности религии или Бога и того, как Он направляет нас. Я смутно понимал, что меня спас Бог. Во всех испытаниях Он спасал меня. Я знаю, что фраза "Бог спас меня" сейчас для меня полна более глубокого смысла, и всё же чувствую, что ещё не постиг всего смысла, заключённого в ней. Только более богатый опыт может помочь мне полнее понять её. Но во всех испытаниях, через которые я прошёл, - в духовной жизни, в мою бытность юристом, в период моей деятельности в качестве руководителя разных организаций, в сфере политики, - я могу сказать, что Бог спас меня. Когда всякая надежда утрачена, "когда никто не поможет и не утешит", я обнаруживал, что откуда-то появляется помощь. Просьба, богослужение, молитва - не религиозные предрассудки. Это действия более реальные, чем еда, питьё, сидение или ходьба...
Богослужение или молитва - это не плод красноречия или дань уважения. Они идут от сердца. Поэтому если удастся достичь такой чистоты души, когда она "преисполнена одной лишь любви", если все струны настроить на один правильный лад, они "задрожат и незримо растворятся в музыке". Молитва не нуждается в словах. Она сама по себе не зависит от усилий каких бы то ни было чувств. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что молитва - вечное средство очищения сердца от страстей. Но она должна сочетаться с полнейшим смирением...
В Англию приехал Нараян Хемчандра. Я уже слышал о нём как о писателе. Мы встретились...
Он заявил мне с великолепным спокойствием: "В отличие от вас я никогда не посещал школу и никогда не ощущал нужды в грамматике, чтобы выразить свои мысли... Я поставил себе целью перевести литературные сокровища многих других народов. Вы знаете, что мои переводы не дословны. Я довольствуюсь тем, что передаю дух подлинника..."
На эту тему он мог говорить без конца. У него было ненасытное желание путешествовать и изучать языки.
- Значит, вы поедете и в Америку?
- Конечно, как же я вернусь в Индию, не повидав Новый Свет?
- Но где же вы возьмёте деньги?
- А на что мне деньги? Ведь я не такой франт, как Вы. Мне нужно минимальное количество пищи и кое-какая одежда, а поэтому вполне достаточно того немногого, что дают мне мои книги и помощь друзей...
Он был сама простота, а его откровенность - подстать его простоте. У него не было и следа гордыни, за исключением разве его чрезвычайного самомнения о своих писательских способностях...
- Вы, цивилизованная молодёжь, трусы. Великие люди никогда не обращают внимания на внешний вид человека. Они думают о его сердце...
У меня существует обычай наносить визиты мудрецам всего мира...
Побыв несколько месяцев в Лондоне, Нараян Хемчандра отправился в Париж. Там он принялся изучать французский язык и переводить французские книги. К тому времени я уже довольно прилично знал французский, и он дал мне на просмотр свою работу. Это был не перевод, а краткий пересказ. В конце концов он осуществил и своё намерение побывать в Америке...
В 1890-ом году в Париже открылась всемирная выставка...
О выставке у меня осталось впечатление, как о чём-то огромном и многообразном. Я прекрасно помню Эйфелеву башню... В моей памяти до сих пор сохранились старинные церкви Парижа. Их грандиозность и царящее в них спокойствие незабываемы. Удивительна архитектура собора Нотр Дам, превосходно отделанный интерьер с изумительными скульптурами невозможно забыть. Я ощутил тогда, что сердца людей, тративших миллионы на строительство подобных храмов, были исполнены любви к Богу.
Я много читал о парижских модах и о легкомыслии парижан. Подтверждения этому можно было видеть на каждом шагу, но церкви занимали особое место. Каждый, кто входил в церковь, сразу же забывал о шуме и суете большого города. Менялись манеры человека, он исполнялся достоинством и благоговением, проходя мимо коленопреклонённого верующего у иконы Пресвятой Девы. С тех пор во мне всё более укреплялось чувство, что коленопреклонение и молитвы - не просто предрассудки: набожные души, преклоняющиеся перед Пресвятой Девой, не могут обожествлять простой мрамор. В них горит подлинная любовь, и они поклоняются не камню, а божеству, символом которого камень является. Я чувствовал тогда, что такое поклонение не уменьшает, а увеличивает славу Бога.
Должен сказать ещё несколько слов об Эйфелевой башне. Не знаю, каким целям она служит сегодня, но в то время одни говорили о ней с пренебрежением, другие - с восторгом. Я помню, что Толстой больше других ругал её. Он сказал, что Эйфелева башня - памятник глупости, а не мудрости человека. Табак, говорил он, худший из всех наркотиков. С того момента как человек пристрастился к нему, он стал совершать преступления, на которые пьяница никогда не решится; алкоголь делает человека сумасшедшим, а табак затемняет его разум, и он начинает строить воздушные замки. Эйфелева башня - одно из сооружений человека, находившегося под таким влиянием. Искусство не имеет никакого отношения к Эйфелевой башне. О ней никак нельзя сказать, что она украшала выставку. Она привлекала новизной и уникальными размерами, и толпы людей устремлялись к ней. Она была игрушкой. А поскольку все мы - дети, игрушки привлекают нас. Башня ещё раз доказала это. Этим целям, вероятно, Эйфелева башня и призвана была служить...
10 июня 1891-го года я выдержал экзамен и получил разрешение заниматься адвокатской практикой. 11 июня моё имя было занесено в официальные списки адвокатов при Верховном суде. 12 июня я отплыл на родину.
Невзирая, однако, на все мои занятия, я был бесконечно беспомощен и полон тревоги. Я не чувствовал себя достаточно подготовленным к юридической практике...
- Честности и трудолюбия вполне достаточно для того, чтобы заработать на жизнь. Не все дела сложные. Расскажите мне о том, что Вы вообще читали...
Я понял суть ваших затруднений. Вы читали явно недостаточно. У Вас нет глубоких знаний о мире, которые являются непременным условием для адвоката. Вы не изучили даже историю Индии. Адвокат должен знать природу человека. Он должен уметь прочесть мысли человека по его лицу. И каждый индиец обязан знать историю Индии. Она не имеет прямого отношения к Вашей юридической практике, но знание её необходимо...
И так, с каплей надежды, смешанной с отчаянием, я сошёл с парохода на пристани Бомбея...
Мне очень хотелось увидеть мать. Я не знал, что её уже нет в живых, и она не сможет вновь прижать меня к груди. Только теперь мне сообщили эту печальную весть, и я совершил полагающиеся омовения. Брат не написал мне в Англию о её смерти, так как не хотел, чтобы удар постиг меня на чужбине. Но и на родине эта весть была для меня тяжёлым потрясением. Я переживал потерю матери гораздо сильнее, чем смерть отца. Большинство моих сокровенных надежд рухнули. Но помнится, внешне я никак не проявлял своего горя, смог даже сдержать слёзы и жить, словно ничего не случилось...
Доктор Мехта познакомил меня с некоторыми своими друзьями и братом, с которым мы навечно подружились. Но я должен особенно отметить знакомство с зятем старшего брата доктора Мехты поэтом Райчандом...
Райчанду было тогда не более 25 лет, но уже с первой встречи я убедился, что это человек выдающегося характера и большой учёности. Было известно, что он "человек, обладающий способностью одновременно запоминать и следить за сотней вещей"... Я позавидовал такой способности, но не это очаровало меня. Свойства, действительно восхитившие меня, я открыл позже. Это были его глубокое знание священного писания, безупречность характера и горячее стремление к самопознанию. Впоследствии я убедился, что в самопознании он видел единственный смысл своей жизни...
Коммерческие операции его выражались в сотнях тысяч рупий. Он был знатоком жемчуга и бриллиантов. Он умел разрешить любой, даже самый запутанный деловой вопрос. Но всё это не было главным в его жизни. Главным была страсть к созерцанию Бога. На его рабочем столе всегда лежали религиозные книги и дневник... Человек, который сразу после разговора о важной коммерческой сделке начинал писать о сокровенных тайнах духа, был, разумеется, не дельцом, а подлинным искателем истины. Не раз и не два, а очень часто я наблюдал, как в разгаре коммерческих дел он погружался в благочестивые размышления. Я никогда не видел, чтобы он утратил душевное равновесие... Его слова проникали мне в душу. Я преклонялся перед его умом, его моральным обликом... Поэтому в моменты духовного кризиса я неизменно искал у него прибежища. Однако, несмотря на уважение к нему, я не смог отвести ему в своём сердце место гуру. Оно всё ещё не занято, и я продолжаю поиски...
Я верю в индусское учение о гуру, его значении для духовного познания. Несовершенный учитель может быть терпим в мирских делах, но не в вопросах духовных... Необходимо всегда стремиться к самоусовершенствованию, ибо каждый получает такого гуру, какого заслуживает. Бесконечное стремление к совершенству - право каждого. Оно его собственная награда. Остальное в руках Бога...
Три современника оказали сильное влияние на мою жизнь: Райчандбхай - непосредственным общением со мной, Толстой - своей книгой "Царство Божие внутри нас" и Раскин - книгой "У последней черты"...
Я понял, что профессия адвоката - плохое занятие: много показного и мало знаний. Во мне росло чувство ответственности...
Я напомнил чиновнику о нашем прежнем знакомстве, но сразу увидел, что это не Англия, и что чиновник в отпуске и чиновник при исполнении служебных обязанностей - совершенно разные люди. Политический агент признал наше знакомство, но напоминание, по-видимому, покоробило его.
- Надеюсь, вы пришли сюда не для того, чтобы злоупотреблять этим знакомством, не так ли?
Тем не менее я приступил к изложению своего дела... Этот урок оказал влияние на всю мою дальнейшую жизнь...