Фонарь из прошлого, который светит в будущее
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ФОНАРЬ ИЗ ПРОШЛОГО, КОТОРЫЙ СВЕТИТ В БУДУЩЕЕ ...
Санкт-Петербург
2014 год
Фонарь из прошлого, который светит в будущее...
ПЁТР ПЕРВЫЙ, ЛОМОНОСОВ, СУВОРОВ ...
ЛЕОНИД АНДРЕЕВ. ДАЛЁКИЕ БЛИЗКИЕ
СВЕТ ЛЮБВИ. "Быстры как волны все дни нашей жизни"... Быстры были волны в жизни самого Леонида Андреева, - дней его жизни с трудом хватило на 48 лет... (1871-1919 гг.). И это были дни и годы жизни не только русского писателя Леонида Николаевича Андреева. То были годы и нашей жизни, нашей истории, - и жизни России.
В творчестве Леонида Николаевича название играло огромную роль - он всегда стремился найти короткие, ёмкие и "говорящие" названия, которые словно служили вехами и его жизни. Они отражали тот страстный порыв, который и заставлял его снова и снова браться за перо... Каждый сюжет, каждый рассказ заставлял читателя повернуться лицом к новой проблеме, окунуться в её суть и увидеть её глазами художника... "Дни нашей жизни". Дни вашей, - дни твоей и моей жизни...
Орловская губерния, Орёл... Географический центр России исконно русская земля - насколько же она богата! Плодородная, щедрая - и не только знаменитой антоновкой да картошкой. Сколько талантов взрастила эта земля, этот небольшой провинциальный город, сумевший сохранить свою самобытность сквозь годы лишений, разрух и войн. Сколько славных имён русской литературы появилось именно здесь, на Орловщине - Тургенев, Лесков, Пришвин, Апухтин, Бунин, Леонид Андреев, да и Ясная поляна Льва Николаевича Толстого совсем рядом!.. Именно эта земля напоила Андреева талантом, именно она вскормила в нём неодолимую и жгучую любовь к России, - к её родным и милым орловским истокам. Именно эта орловская земля заставляла его и верить, и любить, и страдать. И творить заставляла она его.
Приведу два отрывка из известного письма Леонида Николаевича Николаю Рериху, - письмо написано за неделю до смерти автора, в августе 1919 года.
Как известно Финляндия отделилась от России в 1918 году - именно так в одночасье стали эмигрантами многие тысячи русских, в том числе и Леонид Андреев - ведь новая граница прошла как раз между его домом на Чёрной речке (ныне станция Репино) и Петроградом.
"Нет России. Нет и творчества... И так жутко, пусто и страшно мне без моего царства, и словно потерял я всякую защиту от мира. И некуда прятаться ни от осенних ночей, ни от печали и от болезни. Изгнанник трижды: из дома, из России и из творчества, я страшнее всего ощущаю для себя потерю последнего, испытываю тоску по "беллетристике", подобную тоске по родине. И не в том дело, что мне некогда писать или я нездоров - вздор! - а просто вместе с Россией ушло, куда-то девалось, пропало то, что было творчеством".
"Все мои несчастья сводятся к одному: нет дома. Был прежде маленький дом: дача в Финляндии... Был и большой дом: Россия с её могучей опорой, силами и простором. Был и самый просторный дом - искусство-творчество, куда уходила душа. И всё пропало. Вместо маленького дома - холодная, промёрзлая дача с выбитыми стёклами, а кругом - чужая и враждебная Финляндия. Нет России. Нет и творчества..."
Некто в сером, этот выдуманный и любимый Андреевым образ рока, преследовал неотступно, - он отнимал в своё небытие любимых и близких, он же в конце концов отнял и Россию и всё пытался обрушить его самого в тёмный омут депрессии, далеко-далеко от России, - от жизни. "Сердце не хочет биться, жизнь не хочет жить..." - писал Андреев в отчаянии. Писал в сентябре 1917 года, когда на его глазах начала погибать, мучаясь и страдая, его Россия, его и наша отчизна, без которой он не умел жить.
Последние два года своей жизни Леонид Андреев не мог писать прозу... Он мог писать - и писал - только политические статьи. А вернее - пламенные воззвания к разуму человека, русского человека. Эти призывы столь же страстно обращены - сквозь года, сквозь столетия и века - снова к человеку, ко всем нам...
"Эхо прошедшего"... "Мне часто снится один и тот же сон. Он преследует меня. Стоит мне уснуть, как знакомое чувство тревоги охватывает душу. Делается душно, и больно колотится сердце... Летний вечер. Тишина. Зарево заката охватило полнеба. Я иду по незнакомой дорожке, но я знаю, что это дорожка нашего сада, что вот сейчас из-за поворота покажется красная крыша нашего дома с его белыми трубами и башней... Оказывается, сны передаются по наследству...
Жизнь жестоко расправилась с мечтой, - тоска выхолостила сердце и стержень вынула из мечты. Казалось, пустота навеки поселилась а душе и окрест... Однако жизнь ещё и непредсказуема, и весьма непоследовательна - дойдя до последней, гибельной черты... Вернулась жизнь, а вместе с жизнью вернулась и мечта. И снова, с новой силой заиграло воображение, и снова реальные очертания былой мечты... Этот Дом был весь рождён и соткан воображением моего деда - он не только придумывал слова-символы, он не просто мыслил ими, но и жил среди них. Для него это был не только дом, в котором надо жить. Этот Дом стал для него и символом самой России, и символом вновь начинавшейся жизни... Огромный этот Дом, стилизованный под нордический стиль, стал и неким физическим воплощением, олицетворением самого Андреевского символизма... Он любил этот Дом как мечту, как жизнь, как своё воображение, которое дарило ему столько мучительных горестей и ослепительных радостей, столько счастья и страдания. Он страстно полюбил свой Дом, существовавший только в его воображении, - но неизмеримо сильнее стала его любовь, когда из чарующего эфира воображения Дом стал превращаться в реальность. И в реальности этой можно было писать, любить... встречать друзей и знакомых, - то есть жить...
Революция 1917 года, отсоединение в 1918 году Финляндии от России... Действительность заставила Леонида Андреева жить эмигрантом... на собственной даче. Дом угрюмо потемнел... Он брал морской бинокль и долго, часами смотрел за границу, в сторону Петрограда, в сторону России, ставшей внезапно другой - далёкой и странной - страной...
12 сентября 1919 года Дом на Чёрной речке опустел - умер хозяин. И как болезнь неизлечимо больного человека, который чувствует свою заброшенность, слабость и ненужность разрушение дома стало быстро прогрессировать...
Так и умер Дом. Вместе с Домом умерла и мечта... Мечты, как и сны, передаются по наследству... Даниила Андреева прославила его знаменитая книга "Роза мира"...
Эту книгу я придумала давно - окольными путями к её идее меня вела сама жизнь, вернее её далёкое "эхо прошедшего"...
Удивительное свойство Андреевского таланта - он соединяет прошлое и будущее. Он освещает - и прошлое, и будущее...
Острый, пронзительный талант, он словно стискивает сочувствием душу праздного читателя, и читатель этот уже не может быть ни праздным, ни скучающим, - он уже не может поверхностно-равнодушно читать строчку за строчкой. И лениво отложить в сторону книгу он уже тоже не может...
Эта книга не похожа на своих собратьев - она не научна, в ней мало сносок на источники, в ней мало аналитики, да и всяких дат маловато. Всё это в избытке можно найти в специальной литературе, в книгах и статьях самых разных литературоведов...
Источник моей книги один - любовь. Любовь ко всем тем, похороненным давно и живущим поныне, кто явится здесь в роли литературных авторов. Многие удивились бы, узнав, что и они обладают литературными способностями...
Книга для меня - живая память о любимых людях, тех, кого я знала, тех, с кем знакома не была и тех, кто умер задолго до моего рождения.
Книга эта - памятник любви. Любви огромной, верной и многогранной. Любовь, память и нежность, - к людям, к Дому своему, к России, - вот движущая сила всех "участников" этой книги.
Наше существование на этой земле - это дни нашей и вашей жизни. Дни далёкие и близкие. Люди - далёкие и любимые, такие близкие и родные. Дни той жизни, что увела в небытие близких, родных и таких любимых. Дни нашей с Вами, читатель, жизни, которая кажется порой яркой и жгучей, а порой пустой, тяжкой и невыносимой...
Далёкие времена, далёкие, давние люди, - что было... что будет. Иных уж нет... И иных всё больше, - в мире ином. Всё больше близкого и родного остаётся там, за жестокой чертой Ушедшего, - светлого и любимого. Всё больше ценишь прошлое и всё меньше ждёшь от будущего... Но странно! Чем дальше их далёкие души, тем ближе к сердцу и душе льнут их дальние тени. До боли сердечной дороги, так понятны, так близки! Далёкие и близкие.
Вот и книга - о них. Ставших далёкими, но оставшихся такими живыми...
Быстры, как волны эти дни жизни, что отмерены кем-то - мне, вам, всему сущему.
Но и как волны творческой, литературной жизни давались нелегко Леониду Андрееву, так волны личной, внутридушевной жизни были сложны, неоднозначны и... коротки...
Сквозь десятилетия, которые отсеивают бытовую шелуху, - сквозь очищающий свет веков (ведь Леонид Андреев родился в веке XIX, жил и умер в начале века ХХ, а я пишу эти строки уже в веке ХХI) я смотрю на фотографии...
Чем больше проходит времени, отмеренного мне, тем сильнее сближает оно, - с прошлым... Чем ближе подводят меня мои годы к той единственной черте - ибо не повторяется она никогда - тем больше родства душ, тем большая глубина нежности. И тем глубже и светлее омут любви. И мне кажется, - мы вот-вот увидимся, познаем обоюдное: счастье родства. И тогда... И тогда на Землю мы больше не вернёмся... (Ирина Андреева, 2011 год)
ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ (1871-1919 ГГ.) "ДНЕВНИК САТАНЫ"
САШКА ЖЕГУЛЁВ. Жаждет любовь утоления, ищут слёзы ответных слёз. И когда тоскует душа великого народа - мятется тогда вся жизнь, трепещет всякий дух живой, и чистые сердцем идут на заклание.
Так было и с Сашею Погодиным, юношею красивым и чистым: избрала его жизнь на утоление страстей и мук своих, открыла ему сердце для вещих зовов, которых не слышат другие, и жертвенной кровью его до краёв наполнила золотую чашу. Печальный и нежный, любимый всеми за красоту лица и строгость помыслов, был испит он до дна души своей устами жаждущими и умер рано, одинокой и страшной смертью и убийцами, участь которых добровольно разделил; и нет ему имени доброго, и нет креста на его безвестной могиле.
Детство Саши. Были и ещё минуты радостного покоя, тихой уверенности, что жизнь пройдёт хорошо и никакие ужасы не коснутся любимого сердца...
Но, как видит глаз сперва то, что на солнце, а потом с изумлением и радостью обретает в тени сокровище и клад, - так и Линочкина яркая талантливость только при первом знакомстве и на первые часы делала Сашу неприметным. И менялось всё с той именно минуты, как увидит человек Сашины глаза, - тогда вдруг и голос его услышит, а то и голоса не слыхал, и почувствует особую значительность самых простых слов его, и вдруг неожиданно заключит: а что такое талант? - да и нужен ли талант? Но неохотно открывал Саша свой взгляд, как будто знал важность и святость хранящейся в нём тайны...
Наставник мудрый. Радовалась саду, но не умела по возрасту оценить его тайную силу и думала главным образом о пользе для здоровья детей; для души же ихней своими руками захотела создать красоту, которой так больно не хватало в прежней жизни... Начала с утверждения, что красота есть чистота... И всю квартиру она привела к строжайшей чистоте, сделала её первым законом новой жизни... Потом занялась красотою вещей. Со вкусом вдруг изменила обычный облик всех предметов, словно надышала в них красотою...
И всем, кто видел, нравилось жилище; для детей же оно было родное и оттого ещё красивее, ещё дороже. И если старый сад учил их Божьей мудрости, то в красоте окружающего прозревали они, начинающие жить, великую разгадку человеческой трудной жизни, далёкую цель мучительных скитаний по пустыне...
От знакомств она уклонялась: от своего круга отошла с умыслом, а с обывателями дружить не имела охоты, боялась пустяков и сплетен; да и горда была. Но те немногие, кто бывал у неё и видел, с каким упорством строит она красивую и чистую жизнь для своих детей, удивлялись её характеру и молодой страстности, что вносит она в уже отходящие дни...
Дети растут. Года три жила Елена Петровна спокойно и радостно и уже перестала находить в Саше то особенное и страшное; и когда первою в чреде великих событий, потрясших Россию, вспыхнула японская война, то не поняла предвестия и только подумала: "Вот и хорошо, что я взяла Сашу из корпуса". И многие матери в ту минуту подумали не больше этого, а то и меньше.
Но уже близилось страшное для матерей. Когда появились первые подробные известия о гибели "Варяга", прочла и Елена Петровна и заплакала: нельзя было читать без слёз, как возвышенно и красиво умирали люди и как сторонние зрители, французы, рукоплескали им и русским гимном провожали их на смерть; и эти герои были наши, русские...
К тому времени с Дальнего Востока потянуло первым холодом настоящих поражений, и стало неприятно думать о войне, в которой нет ни ясного смысла, ни радости побед, и с лёгкой бессознательного предательства городок вернулся к прежнему миру и сладкой тишине...
В окно смотрела вечно чуждая людям, вечно страшная ночь...
Только те жертвы принимает жизнь, что идут от сердца чистого и печального, плодоносно взрыхлённого тяжёлым плугом страдания...
Сны.... Но откуда эта тайная тоска, когда всё так хорошо и жизнь прекрасна! Не радуется ли утро дню и день вечеру? - и не всегда ли плывут облака, и не всегда ли светит солнце и плещется вода? Вдруг среди весёлой игры, беспричинного смеха, живого движения светлых мыслей - тяжёлый вздох, смертельная усталость души. Тело молодо и юношески крепко, а душа скорбит, душа устала, душа молит об отдыхе, ещё не отведав работы. Чьим же трудом она потрудилась? Чьею усталостью она утомилась? Томительные зовы, нежные призывы звучат непрестанно; зовёт глубина и ширь, открыла вещие глаза свои пустыня и молит... Или этот ночной гул мощных деревьев навевает сны о вечной усталости, о вечной жизни и беспредельной широте?.. Но зачем так ярки сны?..
Трудное время. Но уже наступило страшное для матерей, пришло незаметно, стало тихо, опёрлось крепко о землю своими чугунными ногами. Кто думает, отрывая ежедневно листки календаря, что время идёт? Красная кровь уже хлынула с Востока на Россию, вернулась к родным местам, малыми потоками разлилась по полям и городам, оросила родную землю для жатвы грядущего было спокойно, и вдруг стало беспокойно; и кто из живущих мог бы назвать тот день, тот час, ту минуту, когда кончилось одно и наступило другое...
- Это твоя красота, она очень хороша, и я очень уважаю в тебе эти стремления; да мне и самому прежде нравилось, но она хороша только пока, до настоящего дела, до настоящей жизни... Понимаешь? Теперь же она неприятна и даже мешает...
- Красота никогда не может помешать.
- Я не хочу тебя обидеть, мамочка, но мне всё это кажется лишним... Или эта твоя чистота... это что-то ужасное, сколько она берёт времени! Ты подумай...
- Да зачем тебе так нужно время?
- Нет, погоди! Потом я занимаюсь гимнастикой - вот тебе ещё пятнадцать-двадцать минут. Потом я обмываюсь холодной водой и докрасна растираю своё благородное тело. Потом...
И выходило так по его словам, что весь день он только и делает, что чистит себя... А Линочка жаловалась на свои таланты, которые отнимают у неё много времени.
- Да на что вам время?..
Когда перестали дети ходить в церковь?
И когда в городе появились на улицах казаки? И когда произошёл первый террористический акт?.. И когда она начала бояться... - до ужаса, до неистовых ночных кошмаров?
Когда приделан железный засов к двери?..
Отец... Генерал... Но как же это непохоже на прежнюю усталость взгляда, где-то в себе самом черпавшего вечную тревогу!..
Мама... Она разбудила его и рассказала всё о своей жизни с генералом - о первом материнстве своём, о горькой обиде, о слезах своих и муке женского бессильного и гордого одиночества, доселе никем ещё не разделённого... До сих пор она не простила мужа и не может простить... О самой настоящей жизни шло дело...
- Я люблю его.
- А простить - нет?
Что было потом? То, о чём надо всегда плакать, вспоминая...
Пьяна я материнской радостью моею!..
Только теперь осознал ту тяжесть, что, начинаясь от детства, всю жизнь давила его мысли...
И она сказала, что любит его - не прощает и любит. И это возможно? И как, какими словами назвать то чувство к отцу, которое сейчас испытывает сын его - любовь? - ненависть и гнев? - запоздалая жажда мести и восстания и кровавого бунта? Ах, если бы теперь встретиться с ним...
Ваша кровь в моих жилах, и рука моя, пожалуй, не менее тяжела, чем ваша, и вы узнаете...
Можно отречься от отца? Глупо: кто же я тогда буду, если отрекусь! - ведь я же русский... Вообще русским свойственно... что свойственно русским?..
Бесталанные... Экое горе, какие мы с вами бесталанные! Только вы, я думаю, ошибаетесь, нельзя этого допустить, чтобы у вас не было таланта. Может, не обнаружился ещё? Это часто бывает с молодыми людьми. Таланты-то ведь бывают разные, не только что карандашиком или пером водить... Да как же могу я этому поверить! Что не рисует да языком не треплет, так у него и талантов нет Вздор, преподлейший вздор! Талант у него в каждой черте выражен...
- Ручьи текут, а мне кажется, будто это слёзы народные...
Но прошло время, и вдруг оказалось, что уже давно и крепко и до нестерпимости властно его душою владеет покойный отец, и чем дальше, тем крепче; и то, что казалось смертью, явилось душе и памяти, как чудесное воскресение, начало новой таинственной жизни. Всё забытое - вспомнилось; всё разбросанное по закоулкам памяти, рассеянное в годах - собралось в единый образ, подавляющий громадностью и важностью своею... Острая ненависть столкнулась с чем-то невыносимо похожим на любовь, вспыхнул свет сокровеннейшего понимания, загорелись и побежали вдаль кроваво-праздничные огни...
- Юноша, не баламуть! Раз имеешь личное, то живи по закону, а недоволен, так жди нового! Убийство дело страшное, и только тот имеет на него право, у кого нет личного. Только тот и выдержать его может. Если ты не чист, как агнец, отступись! По человечеству прошу!.. Такие времена, что, того и гляди, в сумасшедший дом попадёшь...
Весна...
- Нет, вы скажите, почему у русской революции только и есть похоронный марш? Поэтов у нас столько..., и все первоклассные, а ни одна скотина не догадалась сочинить свою русскую марсельезу! Почему мы должны довольствоваться объедками со стола Европы или тянуть свою безграмотную панихиду?
Нет имени у того чувства, с каким поёт мать колыбельную песню - легче её молитву передать словами: сквозь самое сердце протянулись струны, и звучит оно, как драгоценнейший инструмент, благословляет крепко, целует нежно...
- Да, все силы революции разбиты...
- Она боялась людей, которые мало едят...
Саша хмуро смотрел вниз и вздрогнул, когда голос загудел прямо над его головою:
- Нет, ты будь чист, как агнец! Как стёклышко, чтобы насквозь светилось! Не на гульбище идёшь, а на жертву, на подвиг мученический, и должен же ты каждому открыто, без стыда, взглянуть в глаза!..
- Поймите же вы, сумасшедший же вы человек, что и дела, дела должны быть чисты!..
Ночами... Вдруг стало стыдно читать газеты, в которых говорилось о казнях, расстрелах, и из каждой строки глядела безумно-печальными глазами окровавленная, дымящаяся, горящая, истерзанная Россия... Что такое Россия?..
Гасли чёткие мысли, такие твёрдые и общие в своей словесной скорлупе, теряли форму образы, умирало одно сознание, чтобы дать место другому...
Звал Бога на помощь и предавал Ему жизнь свою и дух...
"Как купец, который накрал, а потом жертвует гривенник"...
И только одно спасло его в эти дни от самоубийства: та жёлтая тошнота, тревога предчувствия, знак идущего, верная подруга незавершённой жизни, при появлении которой не верилось ни в университет, ни в своё лицо, ни в свои слова. Нужно только подождать, ещё немного подождать: слишком грозен был зов взволнованной земли, чтобы остаться ему гласом вопиющего в пустыне...
Дальнейшее об отце...
- Чудесный закат! К моему лицу идёт, как нельзя лучше!
Небо между голыми сучьями было золотисто-жёлтое и скорей походило на осеннее; и хотя все лица, обращённые к закату, отсвечивали тёплым золотом и были красивы какой-то новой красотой - улыбающееся лицо Колесникова резко выделялось неожиданной прозрачностью и как бы внутренним светом...
- Да вы в зеркало смотритесь!
- Смотрюсь. Лицо - зеркало души.
- Глаза, а не лицо...
От судьбы всё равно не уйдёшь... Но какая страшная будет ночь!..
Нельзя ждать... Много и жестоко меня били, и нет у меня настоящего доверия к людям, - две ноги ясно вижу, а дальше начинаются сомнения...
- Моя жизнь никогда не была особенно весёлой. Конечно, главная причина - моя бесталанность, без таланта очень трудно быть весёлым, о есть и другое что-то, поважнее... В детстве вокруг мня было темно и печально. Отец мой был очень тяжёлый и даже страшный человек. Жестокий. Но главное, тупой и ужасно тяжёлый, и его ни в чём нельзя было убедить, и что бы он ни делал, всегда от этого страдали другие. И если б хоть когда-нибудь раскаивался, а то нет: или других обвинял, или судьбу, а про себя всегда писал, что он неудачник... Завтра я, пожалуй, раскаюсь в том, что говорил сегодня, но... иногда устаёшь молчать и сдерживаться...
- Был у нас кот, и такой несчастный кот: старый, облезлый... Несчастный кот! И всего несчастнее был он через меня: мучил я его ежедневно... Был я жесток. Откуда это?..
Кто я? Мне девятнадцать лет... Иногда я себя чувствую мальчиком, а то вдруг так стар, словно мне сто лет и у меня не чёрные глаза, а серые. Усталость какая-то... Откуда усталость, когда я ещё не работал?
- Народ работал. Его трудом ты и утомился.
- А тоска?
- Его тоскою тоскуешь! Я уже не говорю про теперешнее, ему ещё будет суд! А сколько позади-то печали, да слёз, да муки мученической. Тоска, говоришь? Да увидь я в России воистину весёлого человека... Нет в России весёлого человека, не родился ещё, время не довлеет весёлости...
- Ты ошибаешься во мне: не чист я, как тебе нужно. Ничего я не сделал, правда, я чувствую иногда так, как будто волочится за мной грех, хватает за ноги, присасывается к сердцу! Ничего ещё не сделал, а совесть мучит.
- И грех не твой. И грех позади.
- А если грех позади, то как же я могу быть чист! И не может родиться теперь на земле такой человек, который был бы чист. Не может!..
- А что грех на тебе отцов, так искупи!.. Смотри, вот твоя земля, плачет она в темноте. Брось гордых, смирись, как я смирился, её горьким хлебом покормись, её грехом согреши, её слезами омойся! Что ум! С умом надо ждать, да рассчитывать, да выгадывать, а разве мы можем ждать?.. Пусть они, умные да талантливые, делают по-своему, а мы, бесталанные, двинем по низу!..
Было ли это юношеское, мало сознательное отношение к смерти, или то стойкое мужество, которое так отличило Сашу в его последние дни, но о смерти и говорил он и думал спокойно, как о необходимой составной части дела...
Господа гимназисты... "Бороться против зла нет сил, а подлецом жить не хочу. Прощайте, милорды, приходите на панихиду"...
На распутье...
- Вот вы молчите всегда, тоже нехорошо. Человек, который себя уважает, любит обмениваться мыслями...
- Кому мои мысли интересны, тот и без слов их знает...
Мутилась душа, и страшно было, что расплачется - от любви, от остро болючей жалости... ко всем живущим. Прощался и уходил - смутный, тревожный, мучительно ищущий путей, как сама народная совесть, страшная в вековечном плену своём...
Душа моя мрачна... Не думать ему хотелось, а в одиночестве и тьме отдаться душой тому тайному, о чём дома и стены могут догадаться...
Сеятель щедрый... Кто-то невидимый бродил в потёмках по русской земле и полной горстью, как сеятель щедрый, сеял тревогу, воскрешал мёртвые надежды, тихим шёпотом отворял замороженную кровь. Будто не через слово человеческое, как всегда, а иными, таинственными путями двигались по народу вести и зловещие слухи, и стёрлась грань между сущим и только что наступающим: ещё не умер человек, а уже знали о его смерти и поминали за упокой. Ещё только загоралась барская усадьба и ещё зарева не приняло спокойное небо ночи, а уже за тридцать вёрст проснулась деревня и готовит телеги, торопливо грохочет за барским добром. Жестоким провидцем, могучим волхвом стал кто-то невидимый, облачённый во множественность: куда протянет палец, там и горит, куда метнёт глазами, там и убивают - трещат выстрелы, льётся отворённая кровь; или в безмолвии скользит нож по горлу, нащупывает жизнь. Кто-то невидимый в потёмках бродит по русской земле, и гордое слово бессильно гонится за ним, не может поймать, не может уличить. Кто он и чего он хочет? Чего он ищет? Дух ли народный, разбуженный среди ночи и горько мстящий за украденное солнце? Дух ли это Божий, разгневанный беззаконием закон хранящих в широком размахе десницы своей карающей невинных вместе с виновными? Чего он хочет? Чего он ищет?.. Грозное и таинственное время...
Рябинушка... Только в песне познаёт себя и любит человек и теряет злую греховность свою...
- С детства с самого тянуло меня к народу, сказано ведь: из земли вышел и в землю пойдёшь... И создал я себе такую горделивую мечту: человек я вольный, ноги у меня длинные - буду ходить по базарам, ярмаркам, по сёлам и даже монастырям, ну везде, где собирается народ в большом количестве, и буду ему петь по нотам... И вдруг я почувствовал в себе такую силу и покой, точно я всего достиг или завтра непременно достигну. Отчего это?
- Оттого, что за народом стоишь. Трудно на этот постамент взобраться, а когда взберёшься и подымет он тебя, то и стал ты герой. И я сейчас твою силу чувствую.
- Какая огромная Россия! Закрою глаза, и всё мне представляются леса, овраги, реки, опять леса и поля. "Ты, рябинушка, ты, зелёная..." Сейчас мне не стыдно: скажи, ты веришь, что наш народ - великий народ?
- Верю...
Первая кровь...
- Вот я и убил человека: как просто! Убить просто, а раньше нужно долго...
- Тебе ужасно больно, Саша?
Саша молчал...
- Мальчик ты мой! Как ты вчера радовался... Я понимаю тебя, Саша, но ведь должны страдать и невинные. Я сам убил человека, и, ей-Богу, он не был виноватее твоего телеграфиста. И именно невинные-то и должны страдать, помни это. Когда грешный наказывается, то молчит земля, а гибнет невинный, то не только земля, а и небо содрогается, солнце меркнет...
А сам-то ты не виновен? И разве я что тебе говорю: не мучься? Нет, мучься, сколько есть у тебя муки, всю отдай, иначе был бы ты подлец, и смысла б в тебе не было! Этим ты землю потрясёшь, совесть в людях разбудишь, а совесть - она только и держит народ... А без совести пропадёшь, и будет место твоё пусто! Но, мучась, не падай, - зато смерть, когда она подойдёт к тебе и в глаза заглянет, примешь ты с миром.
- Ладно. Буду жить и мучиться - так, что ли?..
Такова сила заблуждения!..
Но с этого дня в его душу вошёл и стал навсегда новый образ: падающий к его ногам телеграфистик..., кровавая яма... Так стал убийцею Саша Погодин, отныне воистину и навсегда - Саша Жегулёв. За короткое время шайка Жигулёва совершила ряд удачных грабежей и нападений: была ограблена почта, убит ямщик и два стражника, потом...
Жегулёв. В новой лесной жизни с каждым днём менялся Саша Погодин... Вместе с новым выражением глаз... не было жизни в этой красоте, ушла она с первой кровью... Окаменел, - не улыбается, молчит...
- Тебе тяжело, Саша?
- Да. Мучусь. Но ведь так, кажется, и надо?
- Отчего ты со мной и поговорить не хочешь?.. Каменный ты стал какой-то...
- А ты требовательный человек: то много мучусь, то мало! Теперь, как врач, ты хочешь сказать, что жертвы под хлороформом не принимаются, - так я тебя понял?.. Но ты напрасно беспокоишься: мне не так плохо, как ты думаешь, или не так хорошо, не знаю, чего тебе больше надо...
Фома Неверный... Ну, Рассея-матушка, плохи дела твои, коли мальчишек спосылаешь!..
Елена Петровна. Елену Петровну вызвал к себе губернатор...
- Искренне страдаю, но, Боже мой!.. Вам известно... что этот... знаменитый разбойник, о котором кричат газеты, - Сашка Жегулёв есть не кто иной, как сын ваш, Александр?
До этой минуты Елена Петровна только догадывалась... До этой минуты ей казалось... А с этой минуты весь мир перевернулся, и всё стало другое, и всё понялось по-другому, и разум стал иной, и совесть сделалась другая; и неслышно ушла из жизни Елена Петровна, и осталась на месте её - вечная мать. Что это за сила, что в одно мгновение может сдвинуть мир?.. Просто: на миг что-то упало и потемнело в глазах, а потом стало совершенно так же, как всегда, и была только тихая радость, что Сашенька жив...
- Дети! А что будет с ними завтра, я знаю?..