Что посеешь - то и пожнёшь ...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ЧТО ПОСЕЕШЬ - ТО И ПОЖНЁШЬ...
"Учитель, воспитай ученика,
чтоб было, у кого потом учиться..."
"Быть человеком трудно.
Мне только десять лет - и я уже встревожен..."
"В любые времена хороший педагог - товар штучный..."
Санкт-Петербург
2016 год
"Государство и свобода личности - это взаимосвязано.
Нет государства - нет и личности, нет и свободы"...
"Мы тебе можем дать хорошее образование,
всё остальное ты должен сделать сам"...
Книжный вопрос: "Как называлась деревня, ныне это село Ломоносово, где родился будущий первый русский учёный, естествоиспытатель мирового значения Михаил Васильевич Ломоносов"?
Абсолютное большинство многочисленных участников игры ответило: Холмогоры и ошиблось.
Правильный ответ: Ломоносов родился в деревне недалеко от Холмогор, а называлась эта деревня Мишанинское.
Победитель получил книгу:
Михаил Ломоносов. Сборник "Древняя Российская история"
В этом своём труде наш великий энциклопедист, химик, физик, геолог, поэт, художник и историк проводит параллели в истории нашей страны с историей Римской империи. Ломоносов первым активно выступил против так называемой "нормандской теории" о неисторичности русского народа. Он, напротив, считал, что славянский язык и народ простираются в глубокую древность, и подчёркивал выдающуюся роль наших государственных начал и ярких исторических личностей. А второе сочинение в этом сборнике посвящено разработке и теоретическому обоснованию открытия Северного морского пути.
"Объявление: 55-летняя женщина, мать троих программистов,
просит кого-нибудь непсихованного
научить её пользоваться Интернетом"
Фёдор Михайлович Достоевский "Братья Карамазовы"...
"Иван Карамазов в беседе с братом Алёшей говорит, что "никакая высшая гармония, Алёша, не стоит слезинки хотя бы одного несчастного ребёнка"...
Вот такая тема...
- Ребёнок приходит в этот мир беззащитным и беспомощным. Он полностью зависит от своих родителей и от действий других взрослых. Он верит в их любовь и надеется на их защиту. Но, к сожалению, именно дети чаще всего страдают от беззакония, от безразличия и жестокости. Это очень печально. Ведь дети, несомненно, - лучшая часть человечества. Они добры и невинны, и не могут сами постоять за себя. Вот почему наша жизнь должна проходить под девизом: уважение к ребёнку и его правам, чтобы ни один ребёнок в мире не проронил ни единой слезинки.
- Нельзя допустить, чтобы дети стали жертвой несправедливости. Подписанная в 1959-ом году "Декларация о правах ребёнка" стала новым поворотным пунктом в истории международного права. Последнее десятилетие общественность стала обращать должное внимание на права ребёнка. Ведь ребёнок беззащитен. Ему гораздо тяжелее, чем взрослому, отстоять свои права. Поэтому необходима государственная поддержка, обеспеченная качественной работой социальных служб. Ведь формирование будущего поколения - залог здорового и стабильного общества.
- Дети - это самое главное, что у нас есть. Дети - это наше будущее. Поэтому мы должны постоянно заботиться об их интересах и попытаться сделать так, чтобы наши дети были лучше, чем мы сами. Однако порой в угоду чему-то большему и великому интересы конкретного ребёнка ставятся на второй план. Так происходит, например, в некоторых европейских странах, где, якобы ради закона и блага всех детей страдает простой ребёнок, которого отбирают у родителей. Поэтому мы должны ни в коем случае не допустить этого. У нас для этого существует ювенальная юстиция и конвенция о правах ребёнка. Однако главным институтом, существующим для блага детей, является семья. Поэтому мы должны неустанно укреплять семейные ценности, крепить семью, дабы более не пролилась слеза ни одного ребёнка.
- Слеза ребёнка действительно стоит дорого. Особенно в современно мире. Казалось бы, прогресс, цивилизация, люди защищены, а выясняется, что в наше время дети страдают так же, как и тысячи лет назад...
- Конфуций. Великий китайский учитель. И так случилось, что он некоторое время был судьёй. И однажды ему подали иск, в котором отец обвинял сына. Какое судебное решение принял Конфуций, когда увидел, что отец обвиняет сына?
- Конфуций отправил обоих в тюрьму, не вынося приговора. В конце концов, отец отказался от обвинения. И Конфуций отпустил их обоих на свободу.
- Греческий историк Плутарх рассказывает нам о спартанском после. Он был отправлен к персам. Те спросили, лично от себя тот явился, или же его послало государство? Как звали этого посла, и как он ответил?
- Его звали Полистратит. Он сказал: если моё поручение будет удачным, от имени государства прибыл. Если нет - по частному делу приехал.
- Древняя спартанка, узнав, что спартанское войско разбито, но её сыну удалось спастись, отправила ему письмо. О чём писала счастливая женщина?
- Она писала ему: Сын мой, о тебе пошла дурная слава. Сними позор или умри.
- Как случилось, что афиняне казнили Сократа? Да, он был признан виновным, но разве нельзя было применить к нему какое-то более мягкое наказание: оштрафовать его, выслать за пределы государства, посадить в тюрьму?
- В афинском суде тогда действовал следующая процедура: одно наказание предлагали обвинители, другое - сам обвиняемый. Судьи должны были выбрать из двух предложений и не могли предложить своё собственное наказание. Либо казнь, либо герой Афин. Обвинители Сократа предложили смерть. Сократ предложил предоставить ему высшие государственные почести. Судьям ничего не оставалось, как проголосовать за смертную казнь.
- Китайский император призвал к себе главу большого китайского семейства и спросил: как тебе удаётся сохранить мир среди твоих домочадцев. В ответ глава клана попросил лист бумаги и начертал сто иероглифов...
- Глава семейства сто раз написал одно и то же слово: терпение. Мы всевозможными средствами приучаемся к терпению, чтобы каждый относился к другим терпеливо и сдержанно. И этим достигаем всеобщего согласия.
- Древнегреческий философ Тотон создал модель идеального государства и решил осуществить её на практике. С этой целью он, мудрейший из мудрейших, отправился на Сицилию к тирану Дионисию Старшему. Они там разговаривали, разговаривали... Он объяснял тирану идею идеального государства, о справедливости говорил... А как и почему он оказался на острове Ригин? И кто его туда доставил?
- Его туда отправил народ афинский. Его продали в рабство. Тиран доставил.
- Заключённых в древних Афинах каждую весну на несколько дней отпускали. Интересно, для чего? Что они смотрели?
- В древних Афинах каждую весну на несколько дней заключённых отпускали, чтобы они могли поучаствовать в дионисиях, театральных представлениях, посвящённых богу Дионисию, богу виноделия. Они смотрели трагедии. Каждая трагедия состояла из трёх трагедий. Они разбавляли вино 1:8 и считали, что вино в чистом виде вредно.
- Какой год при Юлии Цезаре был самым длинным и почему?
- Это был год 46-ой. В этом году была реформа календаря, и так получилось, что было 14 месяцев и 445 дней в году.
- Рим. Это было в году 45-ом до Рождества Христова. Было хорошее угощение, и вдруг неожиданно врывается солдаты, хватают несколько блюд и уносят. Как это можно юридически охарактеризовать?
- Тогда был закон, направленный против роскоши и разрешалось тратить на еду определённую сумму. В выходные дни разрешалось тратить не более 300 с., а в будние дни не больше 200с.
- Кто и на каких языках написал на табличке: Иисус Назарей царь Иудейский?
- Прокуратор Понтий Пилат. Он написал по-еврейски, по-гречески и по-римски.
- В древней Персии ребёнка до пятилетнего возраста не показывали отцу. Почему?
- Греческий историк Геродот объясняет: это делается для того, чтобы в случае смерти ребёнка в младенческом возрасте не доставлять отцу огорчение.
- Египетский фараон велел изобразить на храмовых стенах момент своего зачатия. С какой стати?
- Он хотел обосновать свою власть тем, что он произошёл от Бога.
- Как вам эти страшные слова Ивана Карамазова про слёзы ребёнка? Вы же видите их каждый день.
- Сложно мне ответить на этот вопрос, потому что самое большее, что я хотел бы в жизни, - это чтобы этих слёз не было. Где тот Господь Вседержитель, который допустил, чтобы ребёнок плакал?
- А вы помните, что с Иваном произошло? С ума сошёл...
- Никто из нас это позволить себе не может. Это большое счастье родиться и быть человеком. Это уже счастье, и за это надо быть благодарным.
- В отличие от Ивана Карамазова вы можете помочь и помогаете.
- Я корю себя, что не успеваю всем помочь... Ещё одна спасённая жизнь, кому-то помощь оказана - это лучшая награда, которая может быть для нас.
- Это адская работа, потому что в каком-то смысле вы спускаетесь в ад, для того чтобы извлечь оттуда маленькое, иногда совершенно невинное существо.
- И такое бывает. Спасти, прийти на помощь просто и легко, если это сделать вовремя. И если бы нас были миллионы вокруг одной слезинки ребёнка, если бы мы объединялись все вместе, совершенно по-другому шла бы эта работа... Что случилось? Кто тебя обидел? Чем тебе помочь? Это должно быть нормой в нашей жизни. А мы сталкиваемся часто с антинормой. И здесь первое - ты находишься в шоке. Но недолго, потому что дальше надо действовать...
После своей военной карьеры я выбрал мирную профессию адвоката. Адвокат, врач, учитель - люди, которые приходят на помощь... Прежде чем делать какие-то предложения, я стараюсь обсудить это с обществом, с экспертами. Тяжело иногда приходится объяснять, что, отказываясь от смертной казни, введя мораторий на смертную казнь, мы предполагали, что всё-таки главное - неотвратимость наказания. Если совершено чудовищное, античеловечное преступление против ребёнка, есть пожизненное наказание. Но мне не хватает аргументов объяснить, что пожизненное наказание применяется в одном случае из ста...
- Сократа казнили, потому что была такая процедура: обвинитель предлагал приговор, и сам обвиняемый должен был предложить приговор. И в данном случае обвинители потребовали смерть, а Сократ велел, чтобы его удостоили высшей награды Афинской республики. Как вы считаете, это что, это самоубийство? Когда вас назначили на этот пост, вам не казалось, что это в каком-то смысле почти убийство вас как адвоката, как сочинителя?
- Нет. Я думаю, что это очень серьёзный вызов чисто по-человечески. А в жизненном плане - это какая-то новая миссия, может быть. Может быть, я к этому шёл очень долго. Эта сфера мне была абсолютно неизвестна. В том, что мы сделали все вместе, моя заслуга очень небольшая. В этой сфере что-то удалось сделать. Поэтому что бы ни происходило вокруг меня, я очень чётко вижу этот путь. И буду идти по нему, пока сил хватает.
- То, что вы делаете, это почти святой подвиг... Об одном хочу вас попросить: берегите детей. Они же беззащитные..."
СЕЙТЕ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ
Детям вручили красочные альбомы "Герб, флаг, гимн"...
УЧИТЕЛЬ
"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени"...
Эта известная поэтическая строка Николая Васильевича Некрасова по нынешним временам звучит как анахронизм. Конечно, и сегодня есть замечательные, авторитетные учителя, к которым в класс родители просто мечтают устроить своих детей, однако, если посмотреть в общем отношение современного общества к учительскому труду, то очевидно, что оно не идёт ни в какое сравнение с тем, что должно быть...
- Советская система образования... Её многие хорошо помнят, и сегодня всё чаще можно услышать сожаление о тех временах и том авторитете, которым пользовалась профессия учителя. Как вы думаете, почему возникают такие сожаления?
- Наверное, потому что, во-первых, многие ещё застали эту систему, учились в то время. Многим запомнилась тёплая школьная атмосфера, которая была, вузы, которые принимали в студенты строго, но, тем не менее, гарантировали трудоустройство, занятость после окончания учебного процесса. В тот период, когда и школа, и вузы были главными, основными поставщиками знаний, информационных ресурсов, казалось, что от них очень многое зависит. Это объективно было действительно так. Я помню, что мне очень нравилось то время, и я думаю, что и многим тоже. Я знал, что, заканчивая школу, я мог выбрать специальность, я уже к завершению школьного обучения знал, что я хочу стать программистом. Это была не очень оплачиваемая работа. Я знал, что буду получать 120 рублей, к 30 годам я обзаведусь семьёй, у меня появится квартира большая. И в общем... такая предначертанная жизнь. Определённость карьерного движения. Понимание, чем ты интересуешься и как ты сможешь удовлетворять своей деятельностью свои потребности. Это очень обнадёживало и привлекало. Образование давало совершенно ясную карьеру, социальный лифт в жизненной ситуации. При такой стабильности общества на образование можно было надеяться и получить от него многое...
- Атмосфера была тёплая... А сейчас она стала более прохладной, более деловитой?
- Я бы не сказал, что она стала более прохладной, но более деловитой - точно. То есть какие-то отношения клиентские по отношению к школе просочились... Мы говорим: ЕГЭ, натаскивание на ЕГЭ... Это глобальный процесс. И, конечно, в ситуации, когда жизнь изменилась, когда профессии постоянно меняются, когда они существуют недолгое количество времени, когда даже внутри существующей компании нужно постоянно менять свою профессиональную траекторию, готовиться всё время к чему-то новому. Вызов постоянно учиться, он создаёт стрессовую ситуацию на школьном уровне, когда дети понимают, что то, что здесь говорится и те интересы, которые складываются применительно к обучению, они будут постоянно меняться, и придётся ещё не раз переучиваться.
- Зачем тогда это всё нужно?
- Да, как говорит молодёжь, зачем мы тогда "паримся", понимая, что потом ещё придётся много раз переучиваться?
- Вы говорите, что школа потеряла монополию на трансляцию знаний в детскую голову. Может быть, тогда есть смысл сделать программы более лапидарными, не накачивать ребят информацией в том объёме, в котором сейчас это происходит, понимая, что они недостаток информации смогут всегда дополнить с помощью Интернета, а школа должна им дать главное: уметь ориентироваться в этом безбрежном море информации, уметь находить то, что им надо в данный момент времени?
- Это тот случай, когда легко сказать, но трудно сделать. И в России 1960-ых годов... В 1958-ом году появилась наделавшая много шуму статья "Школа должна учить мыслить". Это был такой кардинальный поворот, который происходил из Московского государственного университета. Группа философов, учёных, педагогов попыталась сделать другую модель школьного обучения, которая направлена не на усвоение большого объёма информации, а на владение определёнными навыками и компетенциями, где умение учиться, умение мыслить, умение выделять существенное, работать в команде, взаимодействовать друг с другом, какие-то навыки проектной работы. Вот это было выведено во главу угла обучения. Там были несколько ответвлений от этого посыла, так называемое обучающее направление и ещё ряд направлений. И в ряде школ это активно культивировалось, проводился ряд экспериментов. Вполне удачно. И многие из этих подходов приняты на вооружение в разных системах образования в мире. Известны подходы, когда наши психологи работают в Нью-Йорке, на Гаваях, в Израиле, а Арабских Эмиратах, где подобного рода школы продолжают консультировать. Такая ситуация, когда "нет пророка в своём Отечестве". У нас это тоже есть, но чуть-чуть. Сейчас появляются глобальные системы обучения, которые пытаются впитывать все эти новые наработки, методики, которые звучат в мире... Это подход, когда вне зависимости от того, есть какие-то государственные установки, нет установок и стандартов, учителя сами начинают строить систему образования, опираясь на эти глобальные вызовы. Но самое главное в том, что они чувствуют в большей степени свою нужность детям. Они не трансляторы и передатчики некоторого самоценного объёма информации, они организаторы образовательного движения, которые пробуждают любознательность, познавательный интерес к разным сферам деятельности и областям знаний...
- Вы сказали про учащихся-клиентов в школе... Может быть, пока образование не было названо услугой, перед учителем можно было преклонять колени. А перед тем, кто оказывает услугу, чего ж преклоняться? В ученика вложены деньги от государства или папы с мамой, а учитель должен отрабатывать эти деньги. Может быть, это было стратегической ошибкой: назвать образование услугой?
- Я присутствовал при рождении этого термина: образовательная услуга. И принято считать, что это министерство село, договорилось... Вот теперь мы будем работать в системе клиентской педагогики, у нас будет образовательная услуга, будут клиенты... Якобы была какая-то чиновничья придумка. На самом деле её, конечно же, не было. Дело в том, что когда менялась экономическая платформа, рыночные модели стали входить в социальную действительность, министерству финансов нужно было придумать, за что оно даёт деньги всем организациям бюджетной сферы: музеям, больницам, школам, вузам и так далее, весь бюджетный сектор. И первоначально это слово "услуга" оно пошло оттуда, из этой задачи финансиста: найти слово, под которое министерство финансов даёт деньги всей бюджетной сфере...
Я вспоминаю, как это в Европе называется. Обычно ходит термин "публичные финансы"... Это такое финансирование, которое даётся на нужды человека, такой перевод на русский язык "услуга"... Некоторое финансирование, направленное на потенциал, на развитие потенциала человека... Это, конечно же, не услуга...
- В России слово очень много значит...
- Да... Это слово само просочилось, и оно подсознательно стало будировать возражение, агрессивный настрой к этому понятию... Хотя в системах общемировых, когда речь идёт о финансировании бюджетной сферы, не используется понятие услуги...
- Российский учитель, преподаватель в вузе, он как-то свою роль иначе ощущает сейчас, в этих новых условиях или всё-таки "сеет разумное, доброе, вечное" и сердечное?
- У нас вообще ситуация, может быть, более усугублённая, чем где бы либо в мире. И связано это с тем, что первоначальное возникновение Русской, Российской школы строилось по лекалам возникновения церковно-приходских школ. 1804-ый год. Появление церковно-приходских школ. Позже эта регламентация была распространена и на все школы, в том числе, на гимназии министерством просвещения того времени. Регламентация строилась так, что учитель должен изложить некоторый объём тем. Это удивительная вещь. Потому что, когда главным предметом был Закон Божий, считалось, что само по себе приобщение учащихся к великим текстам, каким являлось Евангелие, базовые понятия литургии, богослужения, само по себе причастие к этим великим понятиям меняет человека, уже делает его духовно богаче, поднимает его. Ровно этот же подход переложен и на остальные предметы: на математику, на физику, на биологию, в общем, на весь комплекс изучаемых в школе наук... Оказалось, что учителя находятся в такой ситуации, когда они должны подпустить к текстам детей, и само погружение в некоторый объект культуры уже автоматически как-то поменяет человека. Ситуацию пробовали изменить в 1920-ых годах. Реформы Луначарского тогда были направлены на то, чтобы весь этот перечень объектов культуры, которым надо причаститься детям, сделать более свободным. Мы, например, наверное, единственная страна в мире, где так дорожат и трепетно относятся к перечню произведений по литературе.
- До сих пор?
- До сих пор. Если вы будете обсуждать, например, с финскими педагогами или с немцами, или с англичанами... С англичанами проще всего, у них тоже есть великий писатель Шекспир, по которому они написали, что Шекспира в школе обязательно нужно изучать, но произведение по выбору. Можно найти англичанина, который не изучал в школе "Гамлета", что немыслимо для российского школьника... Само по себе причащение к некоторым текстам, пришедшим к нам из церковно-приходских школ, осталось для нашей действительности таким таинством, когда учителя заботятся, чтобы это причащение состоялось...
- Учителя, ваши студенты, которые готовятся стать учителями, они себя кем видят, кем ощущают? Они как видят своё будущее?
- В какой-то момент у них наступает осознание того, что культура - это такое бездонное пространство, постоянно обновляющееся, и пробудить человеческий интерес к культурному феномену, заинтересовать ребёнка, "зажечь" глаза - это более важно, чем формальное прохождение программы. Это то, чего мы пытаемся добиваться: живое знание. Чтобы в университете было исследование, потому что исследование провоцирует людей на постоянное сомнение, раскрытие учебного материала с разных позиций, с разных точек зрения, на поиск себя в этом учебном материале, на ответы на вопрос, что тебе здесь интересно. Вот это то, что мы пытаемся добиться самыми разными способами. Например, расширяя число курсов по выбору, где студенты могут выбирать самые разные направления. Это тоже воспитание уважения к постоянно развивающейся культуре. Использовать и традиционные методики, и формировать восприятие к постоянно обновляющейся живой культуре, это даёт возможность несколько переустроить учительскую позицию...
- Студенты как это воспринимают?
- Это не просто воспринимается... Глубокие проникновения в суть изучаемого - это открытие... Есть у молодёжи такое выражение: "взрыв мозга"... Иной взгляд на проблему возможен... И попытка раскачать это внимание к учебному предмету, что можно по-разному подходить к решению разных задач, - это даёт возможность подготовить учителя, который может свободно ориентироваться в материале, но и ориентация на общие глобальные изменения, которые происходят в образовании. Потому что все международные исследования качества образования нацелены на то, чтобы раскрыть у ребят любознательность, смотреть с разных точек зрения на какие-либо проблемы...
- Вы сказали, что ваших выпускников радостно встречают в школах. А как вы относитесь к идее вернуть обязательное распределение, обеспечить выпускников рабочими местами и они будут обязаны отработать там какое-то время?
- Для города это не очень актуально. Наши ребята на третьем, четвёртом курсе уже проходят практику, чтобы быть ориентированным на какое-то учебное заведение. Многие из них, проходя практику, уже знакомятся с кем-то, завязывают связи, контакты. В этом смысле ориентируются на дальнейшее трудоустройство. Но это касается не только педагогов, потому что любые смежные специальности, мы готовим, например, юристов, что не специфично для педагогического вуза. В основном, это юристы в области образовательного плана... Расширилась договорная практика в системе образования... Необходимо создавать школьные системы самоуправления... Это всё вызывает к жизни новые места занятости, которые начинают появляться...
- По каким критериям студенты оценивают вуз, в котором они учатся на педагогов?
- Я бы обратил внимание на исследование "Как вы выбираете вуз? И какие вузы вам нравятся?" Что нравится студентам вуза? Здесь есть для меня неожиданные вещи. Это заинтересованные преподаватели. Это важнейший момент. По преподавателю должно быть заметно, что то, что он преподаёт, ему интересно.
- То есть он не отбывает номер...
- Да, он не отбывает номер, он занимается сам исследованиями... Заинтересованный преподаватель на первом месте. На втором месте - сложность учёбы. Учиться должно быть сложно... Дальше три показателя, которые связаны с бытом: ремонт, оснащение корпусов... хорошая столовая... комфорт... Мы на это легко реагировали... На девятом месте - лёгкая учёба...
- Был в вашей жизни учитель, перед которым вы готовы были смиренно преклонить колени?
- Да, и не один, в школе, в университете..."
"Недавно в школах проводили опрос среди детей разных возрастов - каких героев России они знают. Спрашивали и дошколят, и учеников постарше...
ИТОГИ ШОКИРУЮТ. Дети почти не знают Александра Невского, Дмитрия Донского, что-то слышали о Суворове и Кутузове. Путают Пушкина и Путина. Зато многие без запинки в числе кумиров называют Диму Билана, Пелагею и хотят быть на них похожими...
- Чья же это недоработка?
- Считаю, что здесь промах образования, общественных организаций. Ведь о Героях, оставивших свой след в истории Отечества, людях труда в классах почти не говорят, что неправильно. Молодёжь должна с малых лет гордиться выдающимися гражданами своей страны, уважение к памяти - и есть ПАТРИОТИЗМ..."
"В СССР русский язык учили всего 8 лет, но дети были более грамотными. Сейчас его преподают до 11-го класса, но дети даже на заборах пишут с ошибками. Это к вопросу о качестве образования..."
А КТО ЭТО У НАС ТАК СЕЕТ В РОССИИ?
Родину и маму не выбирают... Это данность нашего рождения...
"Нелюбовь к Родине как состояние души... Презрение к своему народу...
Это душевная болезнь... И такие душевнобольные люди у нас есть сегодня во власти, в культуре, в образовании... Они не любят Россию, потому что не знают её и не понимают... Они причислили себя к креативному классу, они ведут телевизионные программы, они ведут передачи на радио и, к сожалению, преподают в школах, колледжах и даже ВУЗах... И они влияют на юные умы России...
Хорошее образование без морали - это очень опасно...
Может быть, наша страна - слишком свободная? Может быть, зря некоторых реабилитировали? А у нас противоядие есть?..
Кто у нас преподаёт в гуманитарных ВУЗах? Бывшие "кухонные диссиденты", их дети, их внуки? Они готовят нам новую "пятую колонну", снова раскачивают ситуацию? Смещение акцентов очень важно. Это мина замедленного действия. Мы не заметили, как была заложена мина замедленного действия под Советский Союз. Мы можем не заметить за болтовнёй, как будет заложена мина под Россию. У них хорошо подвешен язык, они привыкли трепаться... Уболтают юные умы...
ВИП-дети не инженеры, не врачи и не военные..."
"Литература учит понимать жизнь. Русская классическая литература даёт ключ к сложнейшим жизненным ситуациям. Защищает от демагогических и примитивных оценок человеческих поступков. Помогает вглядываться в тонкости, в детали, не ограничиваться поверхностными, эмоциональными оценками.
Формирование внутреннего мира человека - вот задача русской классики".
Смещение акцентов очень важно...
Литература в школе: читаем или проходим?
"Что такое Россия?.. Пушкин, Толстой, Тютчев, Гоголь...
РОССИЯ - ЭТО РУССКИЙ ЯЗЫК
Это и есть Россия: та, где живу, та, что живёт во мне... Живу в русском языке и тем самым живу в России...
"Ты думаешь, что ты скроешь своё поведение. Нет, ты живи по правде, когда хочешь, чтоб тебе оказывали почтение"...
ЕГЭ приходят и уходят, а Россия, русская литература и русский язык - остаются...
1. Я зык есть то главное, что делает многочисленные этносы России единой нацией. Мы можем считаться единой нацией, пока изъясняемся на одном, понятном каждому из нас языке, - до тех пор, пока он остаётся живым, то есть продуктивным. А вот этим мы все должны быть озабочены - начиная со школьных лет.
2. Тесно связанное с языком наше общее литературное наследие - ещё одно общенациональное соединяющее нас достояние. Люди одной нации легко перекидываются извлечениями из этого наследия, не сомневаясь, что их поймут:
- Ты всё пела? Это дело!
Так поди же попляши!
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь...
- А судьи кто?
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Когда в России в какой бы то ни было компании называют имена - Евгений Онегин, Печорин, Чичиков, Наташа Ростова, - предполагается, что каждый из присутствующих понимает, о ком идёт речь...
Учитель-словесник - кроме него и семьи (увы, не всякой) больше некому! - должен ввести каждого ученика во владение своим наследием. То есть уравнять его в этом отношении с предшествующими поколениями...
3. Поэзия есть высшая форма цветения родной речи. Поэтому в отличие от музыки или живописи, которые для какой-то части людей могут оставаться недоступны в течение всей жизни, стихи на родном языке не могут быть недоступны носителю языка.
Русская классика, от Пушкина до Чехова, как и лучшее в литературе 20-го века, - сегодня это едва ли и не буквально то самое наше всё, что мы можем предъявить в качестве конкурентоспособного. Нефть с газом, ядерное оружие и Толстой с Чеховым - вот то основное, чем располагает Россия...
Реальная же ситуация с русской классикой такова: так называемые программные произведения сегодня в каждом классе читают единицы. Остальные заканчивают среднее образование, вовсе не зная лучших образцов русской литературы. Сегодня это стало особенно очевидно.
И что? А вот что: каждый год сразу вслед за выпускным балом, в России сильно пополняется тот слой общества, который лишён, частично или полностью, второй после родного языка общенациональной связки: культурного наследия...
Чего вообще-то мы, культурное сообщество, и служащая обществу власть хотим, традиционно включая литературу в число школьных предметов? Того, чтоб этот учебный предмет прежде всего знакомил подрастающих сограждан с основными произведениями отечественной словесности, имеющих статус общепризнанного культурного багажа. Мы, соотечественники, принимаем за аксиому, что человек, вовсе не знакомый с ними или знакомый лишь понаслышке, оказывается лишённым чего-то невосполнимого другими средствами...
"Чувство прекрасного" и нравственный потенциал...
Взрослых литература не "воспитывает", но лет до 16-ти - очень даже воспитывает: выбор прочитанных книг немало определяет в формирующейся личности. А в дальнейшей жизни человек с полученными в школе этическими и эстетическими представлениями гораздо более полезен и приятен в обществе, чем тот, у кого они на нуле. Для себя, в общем-то, стараемся...
Современные уроки литературы мало работают на эти задачи. По большей части - это уроки начального литературоведения. И всем давно известно, что при достаточной изворотливости можно про "типы" и прочее у классика ответить на пятёрку, не прочитав ни строки самого классика...
"Выучивание учебника стало методом изучения литературы"...
"Из чисто справочных пособий учебники превратились в объёмистые руководства, где каждый автор и каждое произведение рассматривались с различных сторон. Тут можно найти параграфы, излагающие содержание и "основные мысли", определяющие "историческое значение" и т.д. Эти учебники, какими бы авторитетными специалистами они ни составлялись, все одинаково вредны или, в лучшем случае, не нужны для средней школы"...
"- Ничего, не впервые, изловчусь как-нибудь! - сказал мне десятиклассник, признавшийся, что совсем не читал Гончарова, о котором ему завтра предстоит написать сочинение. - Главное, чтоб было побольше протестов. Я так и напишу непременно: "Гончаров в своих романах протестовал против..." Уж я придумаю против чего"...
Легко овладев возможностями Интернета (он, как известно, лопается от рефератов по всем вопросам), школьники "пишут" (точнее, переписывают) сочинение на любую тему - про Пушкина, Грибоедова..., помещая на своё место все нужные "основные мысли" и "историческое значение", но не читая при этом ни строки "Евгения Онегина", "Горя от ума", "Капитанской дочки"... А не прочитали в школе - значит, не прочитают никогда...
Повсюду, и дома у школьников, в часы подготовки домашних заданий рядом, в компьютере, уже не поток - потоп информации. В нём тонут лучшие образцы русской литературы...
Школа не помогает сегодня выделить из потока и выловить эти образцы. Назойливое школьное литературоведение открывает бескрайний простор для скучнейшего пустословия и краснобайства, приучает к демагогии...
"Реализм - художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действительности..."
Надо полностью изъять из употребления требование "проанализировать" какое-либо классическое произведение, в прозе, в стихах и драматическое. Это дело только исключительно будущих филологов, гуманитарно ориентированных школьников. Остальные должны уметь понять роман или рассказ и прочувствовать стихотворение. Необходимость же "анализировать" полностью отшибает у подавляющего большинства какие-либо непосредственные чувства и собственные мысли по поводу наших классических текстов...