Предполагалось, что данный отзыв будет размещен в гостевой книге на сайте Александра Стражного (http://www.astra-lit.com), но сделать это не удалось из-за технических неполадок на сервере. Таким образом, текст публикуется здесь.
По поводу книги Александра Стражного "Украинский менталитет" (Глава "РИМ").
Можно было бы сказать, что автор недостаточно владеет предметом. Но, поскольку трудно поверить, что умный и образованный человек перед написанием книги не составил себе труда ознакомиться с историческим материалом, который должен был лечь в ее основу - остается предположить, что он намеренно искажает факты... Во-первых, не совсем понятно, какой именно Рим автор имеет в виду? Рим эпохи царей, времен Республики или Империи (которые также существовали по несколько веков и, естественно, в разное время отличались разными обычаями и нравами?)
Приведенное описание древнеримского общества никак нельзя назвать правдивым и объективным. (В лучшем случае это лишь часть истины, - но, как известно, "нет большей лжи, чем половина правды".) В этом можно убедиться, изучая как первоисточники, так и работы более поздних историков...
Цитата: "бедных и неудачников презирали. В Риме никому бы и в голову не пришло считать богатство пороком."
В течение многих веков "бедность", т.е., умеренность, неприхотливость в быту, отказ от роскоши, считалась в Риме одной из главных добродетелей. Цинциннат, Фабриций, Регул, Марк Курий Дентат, - эти прославленные полководцы и государственные деятели, воплощавшие в себе образ идеального римского гражданина, стали знаменитым примером скромности и простоты нравов. Известен случай, когда консула Корнелия Руфина исключили из сената "за роскошь", т.е. у него было 10 фунтов серебряной посуды (всего около 3,5 кг.)
Со времен заката Республики среди римлян, действительно, появилась жажда обогащения и любовь к роскоши. Эта все возраставшая страсть к накопительству в итоге стала одной из причин, приведших Рим к упадку. Но это свойство неизменно осуждалось лучшими из современников, как "порча нравов", и никогда не считалось чем-то похвальным.
Цитата: "...Такое понятие как дружба в Древнем Риме едва ли существовало - отношения между людьми строились на прагматизме."
Вот как говорили о дружбе сами римляне:
"...Бессмертные боги, пожалуй, за исключением мудрости, ничего лучшего людям и не дали... Что пользы от счастливых обстоятельств, если у тебя нет человека, который порадовался бы им так же, как ты сам?... Тот, кто смотрит на истинного друга, смотрит как бы на свое собственное отображение...
Воспоминания о нашей дружбе (со Сципионом) настолько радуют меня, что мне кажется, будто я прожил счастливо, так как жил в одно время с ним." (Марк Туллий Цицерон, "О дружбе").
Луций Анней Сенека, "Письма к Луцилию":
"...я поверил в нашу дружбу - истинную дружбу, которой не расколют ни надежда, ни страх, ни корысть, такую, которую хранят до смерти, ради которой идут на смерть.
...Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть, за кем пойти в изгнанье, за чью жизнь бороться и отдать жизнь."
Цитата: "...Что касается рабов, то в отличие от Греции, где раба считали чуть ли не членом семьи, римский раб - "бездушная грязная скотина", которую нужно как можно чаще сечь и держать, как бешеную собаку, на цепи..."
Безусловно, многие хозяева обращались с рабами жестоко, и эти примеры широко известны. Но, во-первых, в Греции положение было точно таким же: раб считался собственностью, вещью господина, личность его не играла никакой роли ни в государстве, ни в обществе, ни в семье. Все, что он приобретал, считалось собственностью хозяина; последнему принадлежала также власть разрешать и запрещать браки. Наказание голодом было самое обыденное. В случае более тяжкой вины рабов ожидала тюрьма, бич, розги, виселица, колесование. Участь рабов, занимавшихся в мастерских, была еще хуже. Рабов-земледельцев заковывали в цепи, которых не снимали и на время работ. Оковы на ногах, кольца на руках, железный ошейник, клеймо на лбу - все это не было редкостью. Описание жестокого обращения с рабами встречается у многих греческих писателей. Вот, например, известные слова из сочинения Аристофана: "Плетьми бей, души, дави... На дыбу вздерни, жги, дери, крути суставы... можешь в ноздри уксус лить, класть кирпичи на брюхо. Можешь все!"
Если уж говорить об отношении к рабам как к членам семьи, то хотя бы на словах это понятие существовало именно в Риме: "Наши предки... хозяина называли "отцом семейства", рабов - домочадцами (familiares)". (Сенека, письмо XLVII, 14). Во-вторых, можно назвать и немало случаев человечного отношения к рабам. Например, вот что писал Плиний Младший одному из своих друзей:
"...Я вижу, как мягок ты со своими рабами; тем откровеннее признаюсь тебе, как я снисходителен к своим..."
(Плиний позволял своим рабам оставлять завещания, свято выполнял их последнюю волю, всерьез заботился о тех, кто заболел; разрешал им приглашать гостей и справлять праздники.)
Сенека:
"Я с радостью узнаю от приезжающих из твоих мест, что ты обходишься со своими рабами, как с близкими... Будь милосерден с рабом, будь приветлив..."
Варрон (конец I в. до н.э.) и Колумелла (вторая половина I в. н.э.) - знаменитые авторы трактатов о сельском хозяйстве, которые пользовались среди римлян большим авторитетом. Варрон писал о том, что он поощряет и награждает рабов за усердие, им разрешалось иметь собственность (peculium), обзаводиться семьей. Вилику (управляющему поместьем) было приказано распоряжаться словом и волю рукам давать только в крайнем случае.
Колумелла пишет о собственном обращении с рабами следующее: он советуется с ними о том, что и как делать, разговаривает и шутит с ними, поощряет их наградами. Вилику запрещены телесные наказания: он должен действовать не страхом, а своим авторитетом, его должны почитать, но не бояться. Нельзя слишком напористо требовать работы: пусть даже раб прикинется на несколько дней больным и отдохнет. Усиленно подчеркивается внимание, с которым нужно относиться ко всем нуждам раба - к его здоровью, пище, одежде. Словом, во всех предписаниях звучит отношение к рабу, как к человеку.
Цитата: "Надежда" имела... скорее негативную окраску - она рассматривалась как нечто инфантильное и лишённое смысла. Сенека даже отнёс её к психическим болезням..."
В действительности Сенека осуждал стремление жить иллюзиями, не позволяющее человеку ценить сегодняшний день: "Надеждой" зовется благо, которое либо будет, либо нет... Главная причина надежды и страха - наше неуменье приноравливаться к настоящему." Но он же советовал в трудных жизненных обстоятельствах "...умерять страх надеждой", однако, не позволяя ей себя обмануть: "Надейся на справедливое решение, но готовься к несправедливому."
Цитата: "Хотя среди зажиточных римлян и бытовало убеждение, что праздность - идеал жизни..."
Снова возникает вопрос: о каком времени и о каком социальном круге говорит автор? Пожалуй, так действительно мог считать римлянин вроде Тримальхиона, сатирически изображенного Петронием, - разбогатевший вольноотпущенник, проводивший время в попойках. Но в течение многих веков Республики именно труд почитался в числе главных ценностей. Идеальный образ римлянина сочетал в себе черты воина и трудолюбивого земледельца. Весьма зажиточным человеком был Марк Порций Катон Старший, по праву считавшийся воплощением истинно римских добродетелей, - знаменитый политик, полководец, оратор, правовед, знаток сельского хозяйства, писатель. Если говорить о более поздней эпохе - богатейшими людьми своего времени были, например, Красс или Лукулл. Однако никто из них не стремился к праздности: это были прославленные военачальники и государственные деятели, неустанно служившие Риму.
Цитата: "...До III века до н.э. римская армия состояла из призванных на военную службу крестьян. Тогда она не представляла собой эффективной силы, воевала по большей части неуспешно."
Во времена ранней Республики, о которых идет речь, Рим успешно подчинял себе соседние народы, постепенно расширяя границы своей территории.
В 499 - 493 гг. до н. э. Рим одержал верх над Арицийской федерацией латинских городов; к середине IV в. до н. э. Рим уже имел полный контроль над Лацием и Южной Этрурией и продолжил экспансию в другие районы Италии. Первая Самнитская война 343 - 341 г. до н. э. завершилась победой римлян и подчинением Западной Кампании.
В ходе Второй (327 - 304 до н. э.) и Третьей (298 - 290 до н. э.) Самнитских войн римляне разгромили Самнитскую федерацию и нанесли поражение ее союзникам - этрускам и галлам. Рим укрепил свое влияние в Лукании и Этрурии, установил контроль над Пиценом и Умбрией и овладел Сенонской Галлией, став полновластным правителем всей Средней Италии.
Проникновение Рима в Южную Италию привело в 280 г. до н. э. к войне с Тарентом, самым могущественным из государств Великой Греции, и его союзником эпирским царем Пирром. В 276 - 275 до н. э. римляне победили Пирра, что позволило им к 270 до н. э. подчинить Луканию, Бруттий и всю Великую Грецию. Но эта победа стала лишь завершающим звеном в цепи предыдущих завоеваний, совершенных Римом в V - IV веках до новой эры.
(Завоевание Римом Италии вплоть до границ с Галлией завершилось в 265 до н. э. взятием Вольсиний в Южной Этрурии.)
Цитата: "...Вечно, по представлению римлян, душа не жила. Не существовало у них и могущественного бога смерти, аналога греческому Аиду. Дух умершего исчезал неизвестно куда, связей с живыми не поддерживал..."
Римским богом смерти был Орк (Orcus), которого также называли Дит или Диспатер. Ему были посвящены устраивавшиеся раз в сто лет т. н. секулярные игры с искупительными ночными жертвоприношениями. Также в Риме существовали два храма другого, более древнего божества смерти - Вейовиса (о них упоминают Тит Ливий и Овидий). Богиней смерти, мрака, подземного царства была Мания (Mania), культ которой римляне заимствовали у этрусков. Упоминания о "подземных богах" встречаются еще в V в. до н.э.
Духи умерших предков - "маны" - согласно традиционным верованиям, были способны оберегать живущих, но также и наказывать за непочтение к ним. "Наши предки хотели, чтобы люди, покинувшие эту жизнь, считались в числе богов", - пишет Цицерон. - "Воздайте должное богам манам - это люди, которые покинули жизнь; считайте их за божественные существа". Вообще выражение di manes - "боги-маны" - было самым распространенным. Сокращение этих слов - буквы "D.M." (dis manibus) - постоянно встречается на надгробных памятниках. В эпитафиях нередки обращения к живым от имени умершего с просьбой почтить его память, совершить небольшое приношение в его честь. Римляне считали манов божествами-покровителями, обращались к ним с просьбами о помощи и заступничестве, веря, что они могут участвовать в земных делах. 22 февраля в Риме отмечали праздник Каристии, или Cara cognatio, когда считалось, что среди собравшихся родственников присутствуют и покойные члены семьи. Души безродных покойников, так называемые ларвы и лемуры, считались злыми, так как их некому было помянуть; чтобы умилостивить или отогнать их, устраивались особые обряды - лемурии, справлявшиеся в мае.
Цитата: "...В III в. до н.э. римляне переняли у греков пантеон их богов...."
Если говорить о заимствованиях, многие религиозные представления римляне переняли у этрусков. Греческих же богов они просто отождествили со своими, проведя параллели Зевс - Юпитер, Арес - Марс, Афродита - Венера и т.д.
Цитата: "любовь для них значила не много... Любовь вообще, в том числе любовь между мужем и женой, считалась понятием бессмысленным. Римские философы, в частности Сенека, всячески предостерегали от любовных отношений мужа и жены."
Сенека предостерегал против разврата и неумеренной жажды чувственных наслаждений. Именно он писал о том, что "разврат для женщин - не просто порок, а нечто чудовищное". Что касается супружеской любви - вот как он сам пишет о своей жене:
"Ее жизнь стала едина с моею... разве не самое отрадное, когда жена так тебя любит?"
Когда Сенеке был прислан смертный приговор, его молодая жена Паулина потребовала вскрыть вены и ей. Она осталась жива только потому, что Нерон приказал перевязать ей раны и остановить кровь...
О древнеримском отношении к браку можно более подробно прочитать, например, в монографии М. Е. Сергеенко "Жизнь Древнего Рима": "...До нас дошли две формулы, в которых грек и римлянин выразили свое отношение к браку и свой взгляд на него. Грек женится, чтобы иметь законных детей и хозяйку в доме; римлянин - чтобы иметь подругу и соучастницу всей жизни, в которой отныне жизни обоих сольются в единое нераздельное целое... "Я вышла за тебя замуж, - говорит Порция Бруту, - не только чтобы спать и есть с тобой, как гетера, но чтобы делить с тобой и радость, и горе..."
И, наверное, недаром в римских надгробных эпитафиях так часто говорится о любви, связывавшей супругов при жизни. Вот, например, одна из таких надписей периода республики: "Коротки мои слова, путник: остановись и прочти их. Под этим бедным камнем лежит прекрасная женщина. Она неизменно любила своего мужа..." А вот другая надпись, относящаяся уже к имперскому времени: "Она была духом-хранителем моего дома, моей надеждой и моей единственной любовью. Чего я желал, желала и она, чего я избегал, избегала и она..." И таких памятников в Риме можно увидеть немало.
Из писем Плиния Младшего к жене:
"...Ты пишешь, что очень тоскуешь без меня... Я же письма твои читаю и перечитываю; все время беру их как новые. И тем сильнее разгорается тоска по тебе..."
"Нельзя поверить, как велика моя тоска по тебе. Причиной этому прежде всего любовь, а затем то, что мы не привыкли быть в разлуке... ты - мой отдых среди трудов, утешение в несчастии и среди забот..."
Автору книги: если Вы прочитали этот отзыв - мне больше нечего добавить к написанному. Надеюсь, что, если содержащаяся в нем информация не была Вам знакома, Вы сочли ее интересной для себя.