|
|
||
МЫ - МАНКУРТЫ |
В интернет-издании "Украинская правда" была опубликована статья Остапа Кривдика "Русские в Украине: вынуждены меняться. Часть 2". Поскольку я отношусь именно к этой категории граждан - написал отклик. Текст был сырой и "УП" его не давала, зато разместила статью одессита Валерия Песецкого "Мнение русскогоговорящего украинца". Хороший, содержательный материал. Собственных аргументов мне как-то стало жалко, я подсократил текст, кое-где выправил его и заменил свое название на Мнение русскогоговорящего украинца - 2Безусловно, прав О.Кривдик в том, что нам, русским украинцам, комфортно чувствовавшим себя в прошлые времена, трудно смириться с ролью национального меньшинства. И многим это не удается, особенно в местах компактного проживания русских. Хотя трудно - не значит невозможно. Я причисляю себя к тем, кому это удалось. Меньшинство, так меньшинство - не вижу в этом ничего особо унизительного для себя. С готовностью соглашаюсь и в том, что многие украинцы сделали огромный вклад в развитие Российской империи, а затем Советского Союза. Даже более того - многие украинцы и сейчас, как известно, укрепляют экономику соседней страны. Ну, конечно же, абсолютно недостойно употреблять в русском контексте украинские слова в пренебрежительной форме, что свидетельствует, в первую очередь, о низкой культуре этих "насмешников". Разве что добавлю к этому, что чуть не ежедневно встречаю в западноукраинской прессе русские словосочетания в украинском контексте с однозначно издевательскими интонациями. Прав Остап Кривдик и в том, что в советском искусстве, в первую очередь - кинематографе, были созданы типы этакого простоватого и добродушного украинца, по формулировке автора - "безвредных носителей шаровар и любителей сала" и "злопамятных бандитов-бандеровцев". А вот фраза "В исторический момент распада СССР шаровароносцы с бандеровцами вдруг стали единым сообществом, язык которого стал государственным" вызывает некоторые сомнения. Вдруг только мышки размножаются. С большой натяжкой единым это сообщество можно еще было считать при советской власти, в рамках господствовавшей тогда концепции "новой исторической общности людей", не говоря уж о "пролетарском интернационализме". Для поддержки этой концепции коммунисты не жалели денег - десятки, сотни миллионов полновесных советских рублей, которые мы тогда именовали "деревянными", уходили в "наглядную агитацию", в содержание Всесоюзного общества "Знание", разветвленную сеть политобразования и т.п. В 1991 году все это развалилось и Украина начала скатываться к дезинтеграции. Кто интересуется проблематикой, тот знает - последние пятнадцать лет в Украине из года в год растут показатели национальной отчужденности, ксенофобии и антисемитизма. И галичанин с полтавчанином, конечно, украинцы - отрицать это может только недалекий или недобросовестный человек - но очень разные. И язык государственный есть, а единого - нет. И сообществом единым, не формальным, а настоящим - нам еще только предстоит стать. Если будем мудры. Я не думаю, что русскоязычные украинцы уж так сильно боятся стать национальным меньшинством. В конце концов, это уже свершившийся факт. Не желают быть второсортной общностью? Несомненно. Так же, как и лишаться привычной идентичности насильно. Русские украинцы помнят о Голодоморе в начале 30-х годов. Этому преступлению сталинского режима нет и не может быть оправдания. Мы знаем о массовых репрессиях гражданского населения на западноукраинских землях в послевоенный период. Среди нас есть люди, которые осуждают эти действия и принимают на себя часть моральной ответственности за эти преступления. Однако мы помним и о том, что во вполне недалекие брежневские времена, граждане УССР жили гораздо лучше, чем население "метрополии". И военные пенсионеры после службы в России мечтали выйти в отставку в Прибалтике, или в благословенной Украине. И 40% нынешнего населения Украины, мечтающее о возврате СССР(!), о чем недавно сообщили в ужасе галицкие газеты, наилучшее тому подтверждение. Украина не исключение. Население большинства постсоветских республик живет хуже, чем при коммунистах, а некоторые - катастрофически хуже. Я как раз не отношусь к упомянутым сорока процентам, а также к нынешним коммунистам или сочувствующих им. Просто надо писать правду. Да, нам не подходят ни прибалтийский, ни белорусский варианты решения национальных проблем. И вообще ничьи в принципе не могут подойти. Потому что мы - Украина, со своей историей, своими традициями, своим населением и, к сожалению, со своими проблемами. Которые надо решать своими, украинскими способами. Цитата: "В случае утверждения русскокультурных как единого политико-языкового сообщества, роль украинских россиян резко меняется: они из национального 17%-ного меньшинства становятся авангардом количественно большей "русскоязычной" части населения..." Так вот что пугает. А там уж, дескать, недалеко и до утверждения русского, как первого государственного языка. Мне неизвестны хоть сколько-нибудь серьезные политические силы, ставящие своей целью превращение Украины в Россию. Что вполне понятно, учитывая абсолютную утопичность подобных планов. Более того, русское национальное меньшинство вполне готово объединиться со всеми для дальнейшего развития независимого украинского государства. Но надо понимать, что оно никогда не будет этого делать на основе идеологических доктрин Донцова с Бандерой или Ющенко со Зваричем. С этим придется смириться, и никакие Универсалы не помогут. Каждый раз, когда наш Президент со слезой в голосе повторяет "Моя нацiя!", у телевизоров нервно вздрагивают те самые 8 миллионов 300 тысяч русских граждан нашей державы, которых Остап Кривдик упомянул в начале своей статьи. По моему скромному мнению, у Президента многонациональной страны, каковой является Украина, собственная нация может быть только после 18-00 - во внерабочее время. С супругой и детками. А с 9 до 18 у Президента Украины одна нация - сорок семь миллионов граждан государства, будь они хоть трижды русскими, евреями, татарами или, по его выражению, моголами. Что же мне делать, если я не принадлежу к президентской нации? Уехать, что ли? Так мне некуда ехать, я тут родился, между прочим, и живу уже поболее, чем Президенту лет от роду. Напоминать о том, что Президент может иметь в виду политическую нацию - не надо. Виктор Андреевич, как известно, является по взглядам этническим националистом, и попытки создания политической нации на основе комплекса вины русских вряд ли будут удачными. Сегодня упоминание о идее покойного В.М.Чорновола создать в Украине федеративное государство вызывает, как бы это помягче сформулировать, неадекватную реакцию гаранта Конституции и его единомышленников, количество которых, правда, на глазах уменьшается. А идея была не так уж и плоха. Во всяком случае, ничем не хуже, чем мысль объединить Украину на основе ментальных ценностей Галичины, желательно православной. Думаю, что к идее федерализма мы еще вернемся. Жизнь заставит. И тогда памятник автору идеи, недавно торжественно открытый, может получить новое звучание. Следующая часть статьи начинается с утверждения: "Наиболее касающимся украинско-русских культурных отношений является вопрос русификации". Да нет, он был таковым в прошлом. Теперь наиболее касающимся украинско-русских культурных отношений является вопрос украинизации. Еще несколько тезисов автора в начале раздела небесспорны. Не буду останавливаться на всех. Для примера можно взять следующий: "Опасным является то, что именно российско-культурное сообщество было больше всего втянутым во все советские процессы, часто составляя саму верхушку режима - на Западной Украине эта разница была просто откровенно этницизированоой". А украинская общность что, вся постоянно протестовала, что ли? Откровенная неправда. А русская "этницизированность" руководства на Западе Украины имеет тоже вполне объяснимые и прозаические причины. Нельзя было из галицких крестьян сразу делать директоров заводов и управляющих трестами. Уже был не 1918-й год. И не надо говорить, что вся интеллектуальная элита была уничтожена советами. Во-первых, далеко не вся. Во-вторых, количество галицкой интеллигенции было изначально столь малым, что покрыть потребности бурно развивающегося народного хоязйства было невозможно. Цифры довоенной польской статистики достаточно красноречивы, причем в их украинской интерпретации, и, если поинтересоваться содержанием брошюры В.Огоновского "Национальная, социальная и профессиональная структура населения Львова по переписи населения 09.12.1931 г.", что несложно сделать, то можно понять, что причины этой самой злополучной "этницизированности" достаточно многогранны, мягко говоря. Характеристику Волынской резни поляков, кстати, 43-го, а не 42-го года, как "этноэкономического конфликта" оставляю на совести автора. Видимо, ему это представляется "достаточной моральной оценкой". Нет проблем. Надо все-таки вернуться к главному и сопоставить несколько сот лет жесточайшей русификации и прямого уничтожения украинского языка с последними пятнадцатью годами преступно медленной украинизации. Что ж, на Западе Украины, где я живу и могу говорить со знанием дела, она, т.е. украинизация, прошла вполне успешно. Во Львове, где до войны проживало сорок с чем-то тысяч украинцев, и во многих районах которого еще в 60-е годы прошлого века не было ни украинцев, ни украинского языка, сегодняшнее господство украинского очевидно. Зайдите в мое любимое кафе "Марципан" на бывшей улице Пушкина, которая сегодня носит имя Генерала Чупрынки - и Вы никогда не услышите русской попсы, потому что хозяйка пани Галя - национально сознательная украинка. В государственных учреждениях общаются исключительно по-украински. Возможно, по закону мы, русские украинцы, имеем право и по-русски о чем-то спросить. Честно говоря, не знаю, потому что мне неизвестны русские львовяне, хотя бы раз совершившие такую дикую попытку, разве что совсем дряхлые старцы, получающие пенсию в сберкассах. Соответствующее объявление еще с 91 года красуется и в моей поликлинике. Автор этих строк, как и его ближайшее окружение, на улице, в магазинах, маршрутках и прочих местах общается исключительно по-украински, что, впрочем, частенько делал и до 91-го года. Молодые львовяне, за исключением четырех знаменитых слов "великого русского мата", в большинстве своем уже не знают русского языка, хотя самоуверенно вписывают владение русским как иностранным в свои резюме. Читают по-русски с большим трудом, а на практике - просто не читают. Кстати, на днях моя юная знакомая, в этом году завершившая учебу во Львовском национальном университете, сомневалась, стоит ли ей в своем резюме указывать, что школа, которую она закончила - русская, чтобы не снизить свои шансы при поступлении на работу. Абсолютное торжество украинского языка. И всего-то за каких-то лет шестьдесят, из которых сорок пять украинский язык угнетали и уничтожали всеми возможными способами. Поразительная живучесть! Если кто-то, начиная от Президента страны и кончая паном Кривдиком, мечтает, чтобы так было во всей Украине - должен их разочаровать. Не будет. И не должно быть. Потому что Украина - не Галичина. Если верить газете "Аргументы и факты", за 15 лет независимости количество детей, обучающихся на украинском языке выросло с 50 до 78 %. Притом, что высшая школа украинская практически вся. Мало? Медленно? Ну-ну... И, наконец, ключевой тезис автора статьи "Русские в Украине: вынуждены меняться. Часть 2": "Каждый украинский русский должен нести ответственность за ту языковую и культурную ситуацию в Украине, которая сложилась в результате колониального искривления." Вполне европейское мышление - коллективной ответственности не бывает, поэтому я лично, как украинский русский, должен взять ее на себя. Должен заметить, что, категорически отказываясь от собственной моральной ответственности (этноэкономический конфликт!), пан Остап великодушно предлагает ее мне. Ну что ж, я готов. Действительно царская Россия всячески угнетала украинцев, действительно имели место уже в советские времена Голодомор и массовые репрессии, часть украинцев вправе приписывать это русским и я, как русский, несу свою долю моральной ответственности. И вполне могу заявить об этом публично, что и делаю. Только насколько искренне великодушие автора статьи? По его мысли, суть покаяния - "отрицать антиукраинское, понять проблемы прошлого и допустить их решение сегодня, даже если это неудобно (потому что сотни лет неудобно было именно украинцам)". Какое замечательное слово - "неудобно". То есть, по Кривдику, сотни лет украинцам было "неудобно", потому что их убивали, морили голодом и всячески угнетали, а теперь на нашей улице праздник, теперь пусть вам побудет "неудобно", как нам было! Господа, так вы нам просто хотите отомстить? Тогда так и надо говорить. И писать тоже. Теперь наш черед, теперь мы вас будем угнетать, а вы уж терпите, как мы терпели. Не по-европейски как-то. Последнюю часть своего материала пан Кривдик назвал "Выровнять искривленное" И, что вполне естестенно вытекает из предыдущих тезисов, другого пути развития украинской культуры, кроме уничтожения ее российской составляющей, автор не находит. При этом забавно, когда украинский националист выступает с чисто коммунистических позиций - запретить, и все тут. Азиатчина-с.... А где же ценности либерального общества? "...Без уменьшения русско-удобности невозможно достичь возобновление статуса и возможностей украинского на всей территории Украины". То есть и дальше будем снимать три фильма в год и писать сотню книжек, а москальского не допустим! И все будем смотреть и читать только "наше". Помногу раз. Думаю, что так - не будет. Последнее время часто слышу один и тот же глупый и фальшивый тезис из самых высокопоставленных уст: в Украине нет проблем с языками, а защиты требует украинский язык. Да как же нет проблем, если защиты требует украинский язык? Государственный язык требует защиты, а проблем нет! Как и элементарной логики и здравого смысла в этой фразе, придуманной референтами сами знаете кого. Да, государство должно поддерживать главный в нем язык. В первую очередь за счет развития и поддержки всей украинской культуры. Для этого у него есть достаточно возможностей. И украинская книга не должна, не может стоить дороже русской. Она должна быть дешевле русской намного. Как этого добиться, я не знаю, пусть болит голова у Януковича с Азаровым. Да, те жалкие миллионы, которые выделяются на отечественный кинематограф, не должны неиспользованными переползать из года в год. Да, не надо куму - эстрадную певичку назначать министром культуры страны с почти пятидесятимиллионным населением. Да, не надо сотни миллионов народных денег по дилетантской прихоти тратить на "мистецькi арсенали", когда в существующих музеях крыши текут. Но этого всего мы пока не можем. Только все мечтаем о создании "неудобностей" для меня, грешного. И последнее. "Психологически для украинских русских процесс самоидентификации будет достаточно сложным: осознать себя полноценным недискриминированним гражданином государства в юридическом понимании и в то же время меньшинством в понимании культурном - для того, чтобы, самоорганизовавшись, совместно обеспечивать свои культурные потребности." Уж конечно, задача не из простых. Откровенно предлагается мстить русским, создавая им "неудобства", а мы обязаны чувствовать себя недискриминированными гражданами этого государства, при этом желательно еще - культурным меньшинством. Расставлять по полочкам национальные культуры - занятие не самое благородное и благодарное. И я от этого воздержусь. Культурное меньшинство - уж как-нибудь. Лишь бы украинское культурное большинство со своими проблемами справились. А российское меньшинство поможет в этом, безусловно, если это не будет делаться за чужой счет. И пора избавиться от безумных мстительных идей. Поскольку в настоящий момент украинцы - "старшие братья". В государстве Украина. |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"