Хлобустов Олег Максимович : другие произведения.

История музея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История создания и выживания единственного в мире музея, находящегося в Санкт-Петербурге

   Музей "Гороховая, 2", Музей истории политической полиции России XIX -XX веков.... Он разместился в доме, где некогда находились царская охранка и ВЧК...
   В Санкт-Петербурге, напротив всемирно известного здания Адмиралтейства, находится старинный четырехэтажный особняк, возведенный в конце XVIII века известным архитектором Джакомо Кваренги для лейб-медика императрицы Екатерины барона Фитингофа. Ныне здесь размещен музей, который, к сожалению, не известен широкой публике, поскольку не включен в перечень основных достопримечательностей Северной столицы. А между тем его экспозиция, пожалуй, могла бы заинтересовать многих людей, ведь посвящена она политической полиции России и органам госбезопасности.
  
  ДО РЕВОЛЮЦИИ...
  
  Почему музей разместился именно в этом доме?
  
  После смерти Фитингофа особняк был выкуплен городской казной у его наследников, и с 1804 года в нем расположились "губернские присутственные места", то есть часть администрации Санкт-Петербурга. Факт этот интересен еще и потому, что здесь трудились будущие декабристы Кондратий Рылеев и Иван Пущин.
  
  С конца 1877 года дом передается санкт-петербургскому градоначальнику, для служебной квартиры которого со стороны двора пристраивается пятый этаж. При высшем столичном должностном лице, ведавшим административно-полицейскими вопросами, непосредственно в помещении бывших присутственных мест размещаются Отделение по охране общественной безопасности и спокойствия, или хорошо знакомая нам охранка, а по соседству - губернское жандармское управление. Правда, затем они сменили адреса: губернское жандармское управление в 1898 году перебралось на Миллионную улицу, 11; в 1906-м Охранное отделение переехало в бывшую квартиру Александра Сергеевича Пушкина на набережную Мойки, 12.
  
  Именно в доме на Гороховой, 2 24 января 1878 года Вера Засулич стреляла в градоначальника генерала Федора Трепова. Сюда привозили покушавшихся на жизнь императора Александра II народовольцев Александра Соловьева, Николая Рысакова, Николая Кибальчича, других менее именитых государственных преступников.
  
  В мемориальном кабинете, ныне воссозданном в интерьерах конца XIX века, после Трепова восседал жандармский подполковник Георгий Судейкин - несмотря на столь скромный чин, фактически являвшийся руководителем российской политической полиции и впоследствии убитый собственным агентом - знаменитым провокатором Сергеем Дегаевым...
  
  ...И ПОСЛЕ
  
  По иронии судьбы, в том же доме в течение 80 дней - в декабре 1917-го - марте 1918 года - будет находиться Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, а ее председатель, "рыцарь революции" Феликс Дзержинский ненадолго займет кабинет Трепова и Судейкина...
  
  До окончания строительства широко известного в Ленинграде-Петербурге "большого дома" на Литейном проспекте в старом особняке располагались питерские подразделения ВЧК и ОГПУ. 30 августа 1918 года в подъезде дома эсер Канигиссер застрелил председателя Петроградской чрезвычайной комиссии Моисея Урицкого.
  
  Между прочим, еще в 1925-1929 годах в особняке существовал первый Музей ВЧК-ОГПУ, правом посещения которого обладали все члены ВКП(б). Его появлению предшествовало следующее обращение Дзержинского к сотрудникам органов ОГПУ от 13 марта 1925 года:
  
  "Дорогие товарищи!
  
  История ВЧК-ОГПУ как органа диктатуры пролетариата имеет громадное значение не только при изучении Октябрьской революции и последовавшей затем борьбы за сохранение и укрепление власти пролетариата, но и практическое для европейского в его борьбе с капитализмом.
  
  В будущем историки обратятся к нашим архивам, но материалов, имеющихся в них, конечно, совершенно недостаточно, так как все они сводятся в громадном большинстве к показаниям лиц, привлекавшихся к ответственности, а потому зачастую весьма односторонне освещают как отдельные штрихи деятельности ВЧК-ОГПУ, так и события, относящиеся к истории революции. В то же время кадры старых чекистов все больше распыляются, и они уносят с собой богатейший материал воспоминаний об отдельных моментах, не имеющих зачастую своего письменного отражения.
  
  Поэтому мы, учитывая необходимость подбора материалов, которые полностью и со всех сторон осветили бы многогранную работу всех его органов, обращаемся ко всем старым чекистам с просьбой заняться составлением воспоминаний, охватывая в них не только работу органов ВЧК в разных ее направлениях, но и политическую и экономическую, сопровождающую описываемые события, а также характеристики отдельных товарищей, принимавших активное участие в той или иной работе, как из числа чекистов, так и местных партийцев вообще".
  
  Но Дзержинский потребовал: "Все составленные таким образом материалы считаются совершенно секретными, пишутся от руки, на машинках не перепечатываются и в подлинниках (не оставляя у себя копии) направляются через фельдъегерский корпус лично в адрес заместителя председателя ОГПУ". И это во многом сказалось на историографии советских органов госбезопасности. В дальнейшем, в ходе проведения репрессий и чисток, бесценные документы были уничтожены.
  
  И БЕНКЕНДОРФ, И КАЛУГИН
  
  Чуть более тридцати лет назад в особняке Фитингофа, который еще в 1918 году был взят под охрану государства как памятник архитектуры и истории, открылся Мемориальный музей-кабинет Дзержинского, от которого и ведет свою родословную сегодняшний музей "Гороховая, 2" - филиал Петербургского музея политической истории России.
  
  Есть тут свои герои и антигерои. От первого шефа жандармов и начальника Третьего отделения Александра Бенкендорфа до Николая Клеточникова, проникшего в святая святых политического сыска империи по заданию народовольцев. Или от друга Пушкина Ивана Липранди, по мнению многих литературоведов, выведенного в образе главного героя Марио в повести "Выстрел", до Федора Достоевского, проходившего обвиняемым первой категории по делу "противоправительственного кружка" петрашевцев.
  
  Одним из интересных экспонатов этого дореволюционного раздела музея является картина Лупанова, запечатлевшего взрыв кареты Александра II 1 марта 1881 года, - художник оказался случайным свидетелем этого события.
  
  В других залах представлена история советских и нынешних российских органов государственной безопасности. На первоначальном этапе существования музея немалую помощь ему в пополнении экспозиции оказывало Ленинградское управление КГБ, а затем УФСБ по г. Санкт-Петербургу.
  
  Среди экспонатов, кстати, - фотография руководителей областного управления КГБ, на которой (среди прочих) запечатлен и небезызвестный генерал Олег Калугин. И это понятно: он, подобно многим другим, скажем так, "негативным персонажам", тоже навеки неотделим от недавнего прошлого страны.
  
  - Мы видим свою задачу в том, чтобы донести до наших современников свидетельства прошедших эпох, - говорит директор музея Людмила Михайлова. - Мы не стремимся расставлять каких бы то ни было оценок - это дело историков и профессионалов других специальностей, мы же обязаны показать историю в наших экспонатах, рассказать о ней, в том числе и через судьбы конкретных людей...
  
  Олег Максимович Хлобустов - полковник запаса, эксперт Фонда национальной и международной безопасности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"