Хлобустов Олег Максимович : другие произведения.

Кто разрушал Советский Союз?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Большое видится на расстоянии... Тайны гибели Великой державы.

  Десятилетия, прошедшие со дня прекращения существования СССР, не умалили интереса граждан, и не только нашей страны, к причинам этой геополитической катастрофы. Ежегодно появляется немалое количество книг, освещающих различные аспекты политики перестройки, в том числе - и деятельность органов КГБ [1].
  Нередко, однако, акцент в этих произведениях делается не на освеще-
  ние роли КГБ в обеспечении безопасности страны, а на, якобы, репрессивной стороне его деятельности, что продолжает подпитывать сохранение в историческом сознании ложных мифов и стереотипов.
   Происходившие в СССР процессы перестройки следует рассматривать параллельно с устремлениями, целями и задачами как внешней политики, так разведывательно-подрывной деятельности спецслужб ведущих государств мира.
   При этом следует помнить слова В.А. Крючкова, сказанные на XXVIII съезде КПСС 2 июня 1990 г.: "на Западе открыто говорят, что не намерены свертывать разведывательную работу по Советскому Союзу, причем выде-ляют на нее во много раз больше средств, чем можем себе позволить мы.
  Опыт пяти лет перестройки показывает, что социализм, демократия нуждаются в защите. Экстремисты действуют все более дерзко, широко ис-пользуют оружие, подстрекают людей к совершению государственных преступлений" [2, Том 1, С. 195].
   Отметим также, что наиболее масштабные и острые подрывные акции коллективного Запада против СССР осуществлялись не при "железном" Ю.В. Андропове, а при демократичном, тактичном, Открытом для диалога и склонном к компромиссам М.С. Горбачеве. Напомним лишь некоторые из знаковых шагов на пути к гибели Великой державы.
   25 июня 1985 г. на заседании Совета национальной безопасности (СНБ) США были "рассмотрены вопросы, связанные с избранием Генеральным Секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева".
  В мае 1990 г. СНБ утвердил план действий в отношении СССР, кото-рым предусматривалась "поддержка всех внутренних оппозиционных сил". Ничего иного, кроме грубого и циничного вмешательства во внутренние дела СССР во имя сокрушения своего геополитического конкурента, это решение американского руководства не представляло.
  Начало 1990 года было ознаменовано все возраставшей активностью антикоммунистических сил, впервые гласно и массово заявивших о своих требованиях:
  4 и 25 февраля 1990 г. в Москве на Манежной площади прошли массовые митинги, по разным оценкам, собравшие, соответственно, в 70 - 100 и 250 - 300 тысяч участников, в "поддержку перестройки" и требовавшие "отмены статьи 6-й Конституции СССР". Данные события явились еще одним очевидным свидетельством роста поляризации и радикализации общественных сил, падения авторитета и доверия населения к властям Москвы и Союза ССР.
  14 марта III Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и до-полнений в Конституцию (Основной закон) СССР". На следующий же день постановлением Съезда Горбачев был избран президентом СССР.
  А 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов по инициативе председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина принял Декларацию о государственном суверенитете. Этот документ противоречил Конституции РСФСР и СССР, и, по сути дела, означал начало разрушения правовой основы единого Союзного государства "как геополитической реальности и субъекта международного права".
  "Демократическая" часть российских депутатов, заняла исключительно жесткую конфронтационную позицию по отношению к "союзному руководству", явно пренебрегая как законодательством РСФСР и СССР, здравым смыслом, так и соображениями рациональности и необходимостью нормализации все ухудшающегося социально-экономического положения в республике.
  В июле 1990 г. исполнявший обязанности директора ЦРУ Роберт Гейтс информировал президента Дж. Буша, о чем стало известно КГБ, что "все более вероятно, что через год или два народное восстание, политические потрясения и акты насилия еще более усугубят нестабильность, царящую в СССР".
  В октябре 1992 г., во время первого в истории визита директора ЦРУ в Москву, Р. Гейтс на Красной площади признавался журналистам: "Мы хорошо понимали, что Советский Союз ни гонкой вооружений, ни экономическим давлением, ни тем более, силой не возьмешь, его можно было взять, только организовав взрыв изнутри" [3].
  Начало очередному витку "войны суверенитетов" между Россией и "союзным центром" положил закон РСФСР от 24 октября 1990 г. "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР". В нарушение Конституций СССР и РСФСР, он предоставлял Верховному Совету (ВС) и Совету министров России право "приостанавливать" действие "законов и иных актов высших органов государственной власти Союза ССР, указов и иных актов президента СССР". Его реализация на практике однозначно привела бы к прекращению существования Советского Союза де-факто [4, СС. 768-769]. В то же время, этот закон стал примером как для руководства союзных республик СССР, так и автономных национальных республик в составе РСФСР.
  27 декабря 1990 года IV Съезд народных депутатов СССР принял по-становление "О положении страны и первоочередных мерах по преодолению сложившейся кризисной социально-экономической и политической ситуации".
  Последний год существования Советского Союза начался с дальней-ших провокационных действий антиконституционных и антисоветских сил, приведших к новому кровопролитию: 10 января 1991 г. Горбачев принимает запоздалое обращение к ВС Литвы о "незамедлительном восстановлении в полном объеме действия Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на территории республики", которое было столь же незамедлительно отвергнуто адресатом. При этом надо подчеркнуть, что литовские власти целенаправленно игнорировали положения закона СССР от 3 апреля 1990 г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".
  13 января 1991 г. в Таллине Б.Н. Ельцин подписал с руководителями Литвы, Латвии и Эстонии договор о взаимопризнании независимости этих республик и основах их межгосударственных отношений с РСФСР.
  В ночь на 14 января, в результате спровоцированных массовых беспо-рядков, в Вильнюсе погибли 14 человек. Как впоследствии установило рес-публиканское бюро судебно-медицинских экспертиз, 13 участников демон-страции погибли от выстрелов литовских пограничников и иных лиц, зани-мавших здание Вильнюсской телебашни, и подчинявшихся напрямую "генеральному директору Департамента охраны края" А. Будкявичусу.
  14 февраля Ельцин прибыл в Вильнюс, где выразил от имени ВС РСФСР поддержку Литве, а также с руководителями парламентов прибал-тийских республик подписал обращение к Генеральному секретарю ООН о созыве международной конференции по проблеме государств Прибалтике.
  При обсуждении положения в Литве депутаты Леннинградского городского Совета запретили выступление делегированного шахтера из Кохтла-Ярве. А.А. Собчак также запретил оглашение телеграмм от русского населения Литвы, осуждающих позицию националистов "Саюдиса". [5, С. 217; 6, СС. 774-775].
  7 февраля, накануне референдума о судьбе Союза СССР, В.А. Крючковым была представлена записка М.С. Горбачеву о политическом кризисе, охватившем страну, и представлявшем серьезную угрозу его безопасности. Она информировала Горбачева о том, что "стали явственными возможности развала единства Союза ССР, демонтажа общественно-политической и экономической системы. Спровоцированная решениями ряда союзных республик "война суверенитетов" практически свела на нет усилия по стабилизации экономики..." [Подробнее см.: 6, СС. 366-373]. Однако, у выпускника - золотого медалиста юридического факультета МГУ М.С. Горбачева не хватило политической воли и гражданской ответственности принять все необходимые правовые меры для исправления этого вопиющего положения.
  19 февраля в выступлении по центральному телевидению Б.Н. Ельцин обвинил М.С. Горбачева в попустительстве диктатуре, развале экономики и потребовал от него незамедлительной отставки, что знаменовало дальнейший рост противостояния российского руководства с "союзным центром", называвшимся "главным врагом перестройки" в стране.
  23 и 24 февраля во многих городах СССР прошли многотысячные митинги (в Москве, по оценкам СМИ, они собирали до 300 тысяч участников) в поддержку Ельцина и с требованиями отставки Горбачева с поста президента СССР. Есть немало свидетельств роста напряженности в стране, в том числе - и сотрудников органов КГБ [7, СС. 302-304, 8, СС. 7-21].
   Отметим еще одно важное обстоятельство: накануне референдума о будущем Советского Союза, 7 марта 1991 г. ВС СССР дал согласие на назначение членами Совета безопасности вице-президента СССР Г.И. Янаева, премьер-министра СССР В.С. Павлова, В.В. Бакатина, министра иностранных дел А.А. Бессмертных, председателя КГБ В.А. Крючкова, министра внутренних дел Б.К. Пуго, министра обороны СССР Д.Т. Язова.
  Как подчеркивал руководитель следствия по делу ГКЧП В.Г. Степан-ков, "в этом кругу Горбачев яростно защищал сохранение Союза как федерации, единой финансово-кредитной, налоговой системы, говорил, что нельзя доводить народ до обнищания, что надо делать все, чтобы обеспечить социальную защиту людей, надо наводить конституционный порядок в стране, соблюдать законы СССР и указы Президента. Именно над этим надо всем работать, говорил президент" [9, C. 66].
  Таким образом, костяк будущего Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) составляли высшие должностные лица Советского Союза - пятеро из восьми членов Совета безопасности. Они были конституционно наделены полномочиями по выработке и проведению в жизнь мероприятий по поддержанию надежной государственной, экономической и экологической безопасности страны, преодолению чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.
  В этой связи обвинения в адрес членов ГКЧП в "захвате, узурпации" власти представляются безосновательными, а их намерения и действия по преодолению тяжелейшего общественно-экономического кризиса в стране - вполне правомерными.
  17 марта 1991 г. состоялся Всесоюзный референдум по вопросу о бу-дущем Советского Союза, в котором приняли участие около 80% избирате-лей СССР, 76% из которых ответили "да" на его вопросы: 1. Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности?; 2. Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как единого государства?
  В РСФСР одновременно проводился референдум о введении в республике поста президента. В референдуме в России приняли участие 75 % избирателей, и 71,3 % из них поддержали введение поста президента РСФСР.
  Необходимо подчеркнуть, что 6 мая 1991 г. В.А. Крючков и Б.Н. Ельцин подписали протокол об образовании, в соответствии с решением Съезда народных депутатов РСФСР, Комитета государственной безопасности РСФСР в статусе союзно-республиканского государственного комитета. В этом качестве он получил двойное подчинение - КГБ СССР и органам власти РСФСР. Исполняющим обязанности председателя КГБ РСФСР был назначен полковник В.В. Иваненко, заместитель начальника Инспекторского управления КГБ СССР.
  КГБ РСФСР первоначально располагался в здании Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной и насчитывал всего 14 сотрудников и не имел в своем подчинении территориальных органов.
  16 мая 1991 г., впервые в истории нашей страны, был принят закон СССР No 2159-1 "Об органах государственной безопасности в СССР". Под-черкнем, что особенно важно в связи с развертывавшимся искусственным противопоставлением "центра" и союзных республик, включая и РСФСР, что статья 10 закона гласила: "Органы государственной безопасности республик - союзно-республиканские органы государственного управления - осуществляют руководство в сфере государственной безопасности на территории соответствующей республики, непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности органов государственной безопасности и в пределах компетенции несут ответственность за обеспечение государственной безопасности республики и Союза ССР".
   18 - 19 июля в Москве прошло первое Всероссийское совещание руководителей территориальных органов КГБ РСФСР. С одним из докладов на нем выступил и.о. председателя КГБ РСФСР В.В. Иваненко. В интервью агентству "Интерфакс" он заявил, что "российский КГБ не будет копировать союзные структуры, а будет следовать своим путем в обеспечении безопасности России". "Интерфакс" далее так цитировал его слова: "КГБ [РСФСР] должен руководствоваться идеей служения отечеству и законной власти, а не партийным структурам" [10].
   В.В. Иваненко свидетельствовал, что В.А. Крючков твердо выполнял эти договоренности, без ограничений предоставляя КГБ РСФСР информа-цию для докладов Б.Н. Ельцину [11].
   Подчеркнем то важное обстоятельство, что 23 апреля в подмосковной резиденции Ново-Огарево М.С. Горбачев и руководители 9 союзных республик - России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, - подписали "Заявление 9 + 1", в котором декларировались принципы нового союзного договора.
  17 июня на совещании у Горбачева главы России, Украины, Белорус-сии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизстана, Таджикистана и Азербайджана, пришли к соглашению о проекте договора об образовании Союза Суверенных государств (ССГ). Договор этот с момента его подписания прекращал действие Конституции Союза Советских Социалистических республик, то есть, де-факто и де-юре, ликвидировал СССР как "геополитическую реальность и субъект международного права".
   Это означало, что граждане СССР в одночасье лишались Родины и всех прав, предусмотренных и гарантированных Конституцией СССР. А "демократ"-юрист Горбачев, таким образом, сознательно организовал и готовил конституционный переворот в стране.
   Первоначально, подписание проекта договора планировалось на осень. Однако, 29 июля в Ново-Огареве Ельцин, обоснованно предполагая возможность сопротивление конституционному перевороту в стране, уговорил Горбачева и Назарбаева перенести подписание договора об образовании ССГ Российской Федерацией, Казахстаном и Узбекистаном на 20 августа. И лишь позднее к ним должны были присоединиться другие союзные республики.
   В этот же день РСФСР признала независимость Литвы.
  17 июня, когда Горбачев принял решение "об упразднении СССР", оценка кризисного положения в стране была дана В.А. Крючковым на закрытом заседании Верховного Совета СССР. Он, в частности, подчеркивал:
  - Реальность такова, что наше Отечество находится на грани катастро-фы. То, что я буду говорить вам, мы пишем в наших документах Президенту и не скрываем существа проблем, которые мы изучаем... Конечно, причина нынешнего бедственного положения имеет прежде всего внутренний характер. Но нельзя не сказать и о том, что в этом направлении активно действуют и определенные внешние силы...
   Через несколько дней будет ровно полвека, как началась война против Советского Союза, самая тяжелая война в истории наших народов. И вы, наверное, сейчас читаете в газетах, как разведчики информировали тогда руководство страны о том, что делает противник, какая идет подготовка и что нашей стране грозит война. Как вы знаете, тогда к этому не прислушались. Очень боюсь, что пройдет какое-то время, и историки, изучая сообщения не только Комитета госбезопасности, но и других наших ведомств, будут поражаться тому, что мы многим вещам, очень серьезным, не придавали должного значения. Я думаю, что над этим есть смысл подумать всем нам...
  Нет такого принципиального вопроса, по которому мы не представляли бы объективную, острую, упреждающую, часто нелицеприятную информацию руководству страны и не вносили бы совершенно конкретное предложение. Однако, разумеется, нужна адекватная реакция" [12, СС. 387-392].
   Но не всегда такая адекватная политическая реакция на происходящее в стране следовала со стороны как М.С. Горбачева, так и Б.Н. Ельцина.
   Вот какие события в стране и мире привели к образованию 18 августа 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), сыгравшим трагическую роль в судьбе КГБ и самого Советского Союза [Подробнее см.: 1; 7; 9; 13].
  В конце сентября республиканские и областные территориальные управления КГБ в РСФСР были подчинены президенту Б.Н. Ельцину и председателю КГБ РСФСР В.В. Иваненко. Так начался процесс демонтажа системы обеспечения государственной и национальной безопасности Советского Союза, то есть "большой России", которая долгие годы являлась геополитическим конкурентом, единственным, кто осмеливался бросать вызов заокеанской "империи добра". И, вследствие этого, объявленной "главным противником цивилизованного мира".
  Следует отметить, что, несмотря на многочисленные инсинуации в отечественных и зарубежных СМИ, о, якобы "преступлениях КГБ", Государственная комиссия под председательством С.В. Степашина не смогла обнаружить фактов, свидетельствующих о "преступной деятельности" сотрудников органов госбезопасности СССР. Этот факт также подтвердит в ноябре 1992 г. и вердикт Конституционного суда Российской Федерации [14].
   Следует только подчеркнуть, что затянувшийся период организацион-ных преобразований служб и управлений КГБ обернулся неожиданной, но благодатной форой для геополитических противников России: новые оперативные базы, и не только ЦРУ США, но и спецслужб других ведущих государств мира, появились уже не только вблизи границ России, но и в столицах бывших союзных республик СССР, включились в активную работу по сбору информации о происходящих в нашей стране политических, экономических и социальных процессах, по оказанию влияния на их направленность.
  Итоги первого этапа, а также предложения по дальнейшему "углубле-нию реформирования" органов госбезопасности рассматривались на заседа-нии Государственного Совета СССР 22 октября 1991 года.
  Предлагаемые Президентскому совету В.В. Бакатиным направления реформирования органов государственной безопасности сводились к сле-дующему.
  1. Функциональная дезинтеграция (по основным направлениям работы
  - разведка, контрразведка, охрана государственной границы и так далее).
  2. Децентрализация (полная самостоятельность республиканских
   органов безопасности в сочетании с координирующей ролью сохраняющихся общесоюзных союзных структур). Заметим, что данное предложение, объективно отражавшее сложившуюся политическую реальность, фактически и юридически означало согласие на развал не только системы обеспечения госбезопасности, но и самого Союза ССР.
  В тоже время, Бакатин и члены Госсовета вынуждены были признать, что безопасность государства и общества находится на самом низком уровне. Бакатин заявил, что "Предложения от имени КГБ мною в Госсовет внесены. Их поддерживает большинство руководящего состава и председатели республиканских комитетов" [См.: 15].
  В принятом 22 октября 1991 г. постановлении Государственного Совета СССР говорилось:
  1. Считать необходимым упразднить Комитет государственной безо-пасности СССР, Комитеты государственной безопасности республик и под-чиненные им органы считать находящимися исключительно в юрисдикции суверенных государств.
  2. Создать на базе Комитета государственной безопасности СССР на правах центральных органов государственного управления СССР:
  - Центральную службу разведки СССР (ЦСР) - для разведывательной работы в целях обеспечения безопасности республик и Союза в целом.
  - Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ) - для координа-ции работы республиканских служб безопасности и проведения согласован-ной с ними контрразведывательной деятельности.
  - Комитет по охране государственной границы СССР (КОГГ) с объе-диненным командованием пограничных войск - для организации охраны государственной границы на суше, море, реках, озерах и других водоемах, а также экономической зоны СССР.
  Установить, что финансирование и материально-техническое обеспе-чение указанных органов осуществляется за счет средств союзного бюджета и союзных фондов".
  Положения первого пункта цитируемого постановления означало уничтожение единого правового поля союзного государства, то есть, факти-чески, объявляло ликвидацию СССР с благословения медалиста-выпускника юридического факультета МГУ. А также согласие на "приватизацию" и суверенизацию бывших союзных республик, что и было осуществлено 8 декабря 1991 года лидерами Белоруссии, России и Украины в правительственной резиденции Вискули в Беловежской Пуще.
  Фактически эта дата заседания ГосСовета - 22 октября 1991 года стала последним днем существования Комитета государственно безопасности СССР. А последующие действия образованных государственных структур сводились к разделу его подразделений, стали, по сути своей, работой "комиссии по ликвидации КГБ".
  Подобное "реформирование", многочисленные организационные из-менения с выведением сотрудников "за штат", реально вели к приостановке оперативных дел и проведения контрразведывательных и оперативно-разыскных мероприятий, потере оперативных позиций, времени и возмож-ностей. Короче говоря, создали весьма комфортные условия для работы реальных противников нашего государства, нашей страны.
  Хотя, формально, закон СССР от 3 декабря 1991 г. No 124-Н "О реорганизации органов государственной безопасности" об образовании новых структур в сфере обеспечения государственной безопасности был подписан Горбачевым только 3 декабря 1991 года. Статья 1 данного закона повторяло приведенное постановление Государственного Совета, а также рекомендовала президенту СССР "обеспечить разработку и утверждение нормативных актов, регулирующих деятельность" создаваемых межреспубликанских органов безопасности.
  Примечательно, что в то же самое время, 5 ноября 1991 г, в выступлении в Конгрессе США при утверждении его кандидатуры на пост директора ЦРУ Роберт Гейтс заявил: "Разведка становится во все возрастающей степени центральным фактором в формировании американской внешней политики... Самым важным является то, что возрастает роль разведки как единственной организации в системе американской администрации, которая смотрит вперед, можно сказать, разведывает будущее. Разведка значительно опережает другие ведомства США в оценках и определении проблем, с которыми США столкнутся через пять - десять лет и даже в двадцать первом столетии" [16, С. 274].
  
   Литература:
  1. Например, Платонов А.М. Тайная войны против СССР и России. М.,
  Книжный мир, 2016; Сойма В.М. КГБ в 1991 году. М., Сократ, 2017; Млечин Л.М. Комитет - 1991; Нерассказанная история КГБ России. М., Центрполиграф, 2017; Степанков В.Г. ГКЧП: Следствием установлено. М. Аргументы недели, 2021; Рыбас С.Ю. КГБ. Апокалипсис. Чекисты, националисты и гибель Старой площади. М. Вече, 2022.
  2. XXVIII съезд КПСС. Стенографический отчет. М., Политиздат,
  1991, Том 1, - 639 с.
  3. Панькина И. Путч, которого не было. Спектакль под названием
  "Авустовский переворот" ровно 15 лет назад был заказан США. // Экспресс - газета. 22 августа 2006 г. // https://www.eg.ru/politics/8156/. (Дата обращения 12.05.2022).
  4. Коняев Н.М., Коняева М.В. 100 лет российской истории. 1917 -
   2017. Хронология день за днем. М., Вече, 2017. - 1120. СС. 768-769.
  5. Пашков Б.Г., Козлов В.П. Краткая хроника основных событий
  России ХХ века. М., Книжный мир, 2004, - 304;. С. 217; Коняев Н.М., Коняева М.В. 100 лет российской истории. 1917 - 2017. Хронология день за днем. М., Вече, 2017. - 1120. СС. 774-775.
  6. Хлобустов О. М. Контрразведка в истории КГБ. М., Вече, 2022, -
  400 с.
  7. . Хлобустов О.М., Левшин Ю.Л. История столичного управления
  КГБ СССР. "Мы отвечали за все...". М., Вече, 2021, - 352 с.
  8. Савостьянов Е.В. Спецслужбы на переломе: О работе Московского
  управления КГБ - АФБ - МБВД - ФСК в переходный период". М., Достоинство, 2017, - 264 с.
  9. Степанков В.Г. ГКЧП: Следствием установлено. М., Аргументы
  недели, 2021, - 337.
  10. Пресс-конференция руководителей КГБ РСФСР: Мы пойдем своим
  путем. 19 июля 1991 года. (Дата обращения 21.09.2020).
  11. Млечин Л.М. Комитет 1991. Нерассказанная история КГБ России.
  М., 2017, - 383 с.
  12. Крючков В.А. Личное дело. Часть 2. М., Олимп, 1996, - 448.
  13. Хлобустов О.М. КГБ СССР. 1954 - 1991. Тайны гибели Великой державы. М., Аква-Терм, 2012, - 656.
  14. Материалы дела по проверке конституционности Указов президента Российской Федерации, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также проверке конституционности КПСС и КП РСФСР. М., тт. 1 - 6, CПАРК, 1996 - 1999, Т. 6. Документы, приобщенные к делу.
  15. Бакатин ВВ. Дорога в прошедшем времени. М., Центрполиграф, 2015. Приложения 5 и 6. // https://litra.pro/doroga-v-proshedshem-vremeni/bakatin-vadim-viktorovich/read. (Дата обращения 20.08.2020).
  16. Послесловие Нечипоренко О.М. к: Даллес А. Искусство разведки. М., Международные отношения, 1992, - 287.
  
   O.M. Khlobustov
  
  On the way to the death of a Great Power
  
   Annotaion: The article examines the intelligence and subversive activities of foreign states, as well as the history of the KGB of the USSR in the last years of perestroika - 1990 - 1991. Special attention is paid to the preparation of a new union treaty and the consequences of its failed signing.
   Keywords: KGB of the USSR, intelligence and subversive activities, pere-stroika, the US CIA.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"