Хлюстов Михаил Владимирович : другие произведения.

Авиамарш контекст 7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читатель! Если тебе понравился текст, можешь оценить его в рублях. Счет 2200 1529 8365 1612


   Новый человек в летающем мире.
  
   "Уходящей натурой", отживающим свой век персонажем в "Золотом теленке" представлен Остап Бендер. Параллельно выведен новый "восходящий" герой новой эпохи - авиатор. Правда в сюжете романа этот протагонист никакой роли не играет, но Героический Пилот - характерная примета времени. Таков бывший обитатель "вороньей слободки" летчик Севрюгов.
  
   "Задолго до семейной драмы Лоханкиных летчик Севрюгов, к несчастью своему, проживавший в буйной квартире номер три, вылетел по срочной командировке Осоавиахима за Полярный круг. Весь мир, волнуясь, следил за полетом Севрюгова. Пропала без вести иностранная экспедиция, шедшая к полюсу, и Севрюгов должен был ее отыскать. Мир жил надеждой на успешные действия летчика. Переговаривались радиостанции всех материков, метеорологи предостерегали отважного Севрюгова от магнитных бурь, коротковолновики наполняли эфир позывными, и польская газета "Курьер Поранный", близкая к министерству иностранных дел, уже требовала расширения Польши до границ 1772 года. Целый месяц жилец квартиры номер три летал над ледяной пустыней, и грохот его моторов был слышен во всем мире.
   Наконец Севрюгов совершил то, что совершенно сбило с толку газету, близкую к польскому министерству иностранных дел. Он нашел затерянную среди торосов экспедицию, успел сообщить точное ее местонахождение, но после этого вдруг исчез сам. При этом известии земной шар переполнился криками восторга. Имя Севрюгова произносилось на трехстах двадцати языках и наречиях, включая сюда язык черноногих индейцев, портреты Севрюгова в звериных шкурах появились на каждом свободном листке бумаги. В беседе с представителями печати Габриэль д'Аннунцио заявил, что только что закончил новый роман и сейчас же вылетает на поиски отважного русского. Появился чарльстон: "Мне тепло с моей крошкой на полюсе". И старые московские халтурщики Усышкин-Вертер, Леонид Трепетовский и Борис Аммиаков, издавна практиковавшие литературный демпинг и выбрасывавшие на рынок свою продукцию по бросовым ценам, уже писали обозрение под названием "А вам не холодно?". Одним словом, наша планета переживала великую сенсацию"...
   ..."В тот же день мир задрожал от новой сенсации. Смелый Севрюгов нашелся. Нижний Новгород, Квебек и Рейкьявик услышали позывные Севрюгова. Он сидел с подмятым шасси на 84 параллели. Эфир сотрясался от сообщений: "Смелый русский чувствует себя отлично", "Севрюгов шлет рапорт президиуму Осоавиахима", "Чарльз Линдберг считает Севрюгова лучшим летчиком в мире", "Семь ледоколов вышли на помощь Севрюгову и обнаруженной им экспедиции". В промежутках между этими сообщениями газеты печатали только фотографии каких-то ледяных кромок и берегов. Без конца слышались слова: "Севрюгов, Нордкап, параллель, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, Кингсбей, пимы, горючее, Севрюгов".
   Ильф и Петров не упустили случая в очередной раз пройтись по "злободневным чарльстонам".
   Рассказ, разумеется о ледовой эпопее экспедиции Нобиле. Под фамилией Севрюгов "зашифрован" полярный летчик Борис Чухновский. Один из первых пилотов - кумиров СССР уже упоминавшийся ранее в связи с Юнкерсом ЮГ-1. Правда, он уроженец не Черноморска-Одессы, а Питера. Детские годы провел в Гатчине рядом с первым в России аэродромом. С этого момента не мог помыслить себя вне авиации. Гражданскую воевал за красных в небе над Балтикой и Волгой.
   Поиск пропавшей экспедиции описан Ильфом и Петровым в целом верно, опущена деталь с отказом Чухновского сообщить свои координаты прежде, чем будут спасены найденные его экипажем итальянцы. Про коммунальные разборки авторы, разумеется, нафантазировали для иллюстрации разницы между "большими" и "маленькими" людьми.
   0x01 graphic
   Борис Чухновский во время спасения экспедиции Нобиле. 1928 год.
  
   Эпопея спасения Умберто Нобиле и остатков экипажа цеппелина "Италия" отражена в фильме Михаила Калатозова "Красная палатка". Бориса Чухновского сыграл молодой Никита Михалков. ЮГ-1 показан одним из героев повествования наряду с ледоколом "Красин".
   0x01 graphic
   Воспроизведение 60-х годов итальянским журналом собственного материала конца 20-х. Самолет, отважные полярные летчики, Умберто Нобиле, Титина, красная палатка.
  
  
   Антонов
   Вот, например, что писал некто С. Сендерей об обстановке в Парке культуры и отдыха в "жаркие майские дни" 1930 года (журнал "За пролетарскую музыку", 1930, N 6, с. 7):
   Музыкальная жизнь парка протекала нездорово. Махровым цветом распускалась цыганщина. Бродили по парку группы парней и девушек, распевали "Ты жива ещё, моя старушка", "Всё выше и выше", надрывали "Цыганочку". Музыкально-хоровые бригады были первым весенним ветерком, освежившим затхлую музыкальную атмосферу парка. Зазвучала новая пролетарская песня. Есенинщину, авио-марши стали постепенно вытеснять -- "Конная Будённого", "Нас побить, побить хотели", "За морями, за горами".
   .....
  
   Антонов:
   Определённый перелом наступил в январе следующего года, когда съезд комсомола принял шефство на военно-воздушным флотом, а строчки из авиамарша "Всё выше" прозвучали тогда даже с высокой съездовской трибуны. Это означало, что стихийно возраставшая во все предшествующие годы популярность авиамарша достигла такой стадии, когда интриги конкурентов повредить ей уже не могли. И хотя ничто -- ни мелодия авиамарша, ни его текст -- ничто в 1931 году не изменилось, но качественный скачок был настолько явным, что и по сей день в иных источниках авиамарш "Всё выше" датируется именно 1931 годом.
   Конец цитат.
   Травля сорвалась. В 1933 году Авиамарш официально был утвержден гимном Советских ВВС. Евгений Долматовский во все тех же "Любимых песнях" приводит даже номер приказа Реввоенсовета: N 132 от 1 августа 1933 года, подчеркивая его исключительность - единственный случай, когда марш какого-либо рода войск утверждался на столь высоком уровне.
   Антонов:
   А некоторое время спустя, в начале августа 1933 года, произошло событие, навсегда отделившее судьбу авиамарша от судеб его авторов: "Всё выше" был признан официальным маршем военно-воздушных сил Красной Армии. Менее чем через неделю после этого, 13 августа 1933 года, было подписано в печать и запущено в производство качественно новое издание авиамарша "Всё выше" -- внизу титульного его листа стояло: "ОГИЗ. Музгиз. Москва". Государственное музыкальное издательство, нотная доска 14169... И почти одновременно: издание "Для голоса без сопровождения", нотная доска 14168, тираж 500 тысяч экземпляров...
  
   Конец цитаты.
  
   0x01 graphic
   Комсомол - шеф авиации. Плакат 30-х годов на украинском языке.
  
   Долматовский в статье из "50 великих песен" вспоминает слова Константина Циолковского об Авиамарше: "Прекрасная музыка, Хорошие и замечательно правдивые слова". Слова великий космист мог прочесть с листа, но что в них правдивого? Да есть мечта, есть энтузиазм, полет духа. Может быть, слова согласовывались с внутренней правдой Циолковского? Он жил в будущем, в своей космической реальности, где мечтания Авиамарша уже осуществилось. На счет музыки.... К тому времени Циолковский почти полностью оглох, едва разбирал через ушной рожок крик собеседника. Сложно понять, как смог оценить красоту музыки. Утверждение остается на совести Долматовского.
   Композитор ссылается и на иной авторитет - Валерия Чкалова. Факт остается фактом: в сталинском перелете Москва - Ванкувер знаменитый пилот постоянно напевал Авиамарш. В данном случае ирония неуместна, что именно Авиамарш был любимой мелодией Чкалова, чему есть немало свидетельсив.
  
   С пением Авиамарша молодежь шла в аэроклубы, авиамодельные кружки, клубы планерного и парашютного спорта. Исполнением Авиамарша начинаются вошедшие в моду авиационные парады. 10 лет понадобилось маршу для официального признания.
  
   0x01 graphic
   Плакат начала 30-х годов.
  
   Чего достигла советская авиация за эти годы? Успехи впечатляют. Прежде всего, она продемонстрировала свою силу и боевую мощь в конфликте на КВЖД. "В копилке" значились международные перелеты. Экспорт самолетов исчислялся десятками штук в год. Перечислить все достижения просто невозможно. Ограничусь кратким обзором.
   НЭП сворачивали - акционерные общества выходили из экономической моды. АО "Добролет" в 1930-м переименовано в ВО ГВФ - Всесоюзное Общество Гражданского Воздушного Флота. Еще через два года ГВФ сливается с "Укрвоздухпуть" и "Закавиа", и становится госкомпанией "Аэрофлот".
   0x01 graphic
   Рекламный плакат Аэрофлота. З0-е годы.
   Данные, которые можно почерпнуть в любой энциклопедии: "за это время самолеты "Добролета" пролетели более 10 миллионов километров, перевезли 47 000 пассажиров и 408 тонн грузов". Для того времени немало. По 4 - 10 пассажиров за рейс...
   0x01 graphic
   Плакат "10 лет ГВФ" 1933 год.
   В 1933-м самолетный парк советских ВВС превысил 5000 единиц! Из них боевых более 3000 машин. Сопоставимо с ведущими странами мира. Почти треть авиапарка все еще составляли Р-1. Следует отметить, что прототип Р-1 - ДХ-9 в то время обрел вторую жизнь в британских ВВС участием в колониальных войнах в Ираке и Афганистане. И в других странах ДХ-9 не спешили списывать до середины 30-х. Так что Р-1 вполне соответствовал времени, а на смену ему уже вставал поликарповский Р-5. Для учебных целей производился У-2 Поликарпова - самый массовый биплан в истории авиации.
   В планах оснащения ВВС все больший вес приобретают тяжелые бомбардировщики Туполева. Освоены производством двухмоторный ТБ-1 и четырехмоторный ТБ-3. Таких машин нет ни у кого в мире. В планах постройка 2000 штук ТБ различных типов. Доктрина Дуэ разворачивается в своем классическом виде. Пройдет еще три года, и в середине 30-х СССР станет обладателем самых мощных ВВС в мире! Армады тяжелых бомбардировщиков, скоростных бомберов, лучших в мире истребителей.
   0x01 graphic
   Плакат. Конец 30-х годов.
  
   Увы, накопленная в середине 30-х авиационная мощь сыграет со страной Советов недобрую шутку. Самолеты устареет к началу Великой Отечественной, с перевооружением на новое поколение самолетов страна запоздает. Что не помешает построить в Войну почти 160 тысяч (!) самолетов.
   Промышленность может такое позволить - помимо реконструированных авиазаводов царских времен, построены новые в Горьком, Воронеже, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, Казани. Заложены новые авиапредприятия в Саратове, Смоленске, Арсеньеве, Химках, Ленинграде, и так далее... Перечень новых авиамоторных заводов столь же обширен.
   Сложилось свое оригинальное советское авиастроение, одним из девизов которого станет многократно повторенная ведущими авиаконструкторами формула: "Красивый самолет хорошо летает". Возглавляемые талантливыми "шефами" конструкторские школы можно считать на десятки. Поликарпов уже колдует над чертежами И-15 и И-16. Над малоизвестным сегодня И-17, ставшим прообразом всех знаменитых советских истребителей Великой Отечественной: МиГ-2, Як-1, ЛаГГ-3 и его приемника Ла-5. Туполев, Яковлев, Илюшин, Сухой, Бериев, Камов давно возглавляют свои КБ.
   Традиция сбора народных средств на авиацию прочно вошла в советскую жизнь. В 1928 году Туполев приступил к созданию крупнейшего в мире бомбардировщика ТБ-4. Построенный к 1932-му самолет не устроил военных своей тихоходностью. Его образец так бы и остался в единичном экземпляре, если бы поэт и публицист Михаил Кольцов не предложил создать на его базе агитационный самолет. Мало того - целую агитационную эскадрилью.
   Кольцов, будучи в 1932-м главным редактором журнала "Огонек", обратился с его страниц с призывом собрать средства на строительство "агитгиганта" и агитэскадрильи. Самолету, как и всей "Особой сводной агитационной эскадрилье", дали имя "Максим Горький", благо подоспел юбилей 40-летия творческой деятельности первого пролетарского писателя. В короткий срок на постройку АНТ-20 "Максим Горький" советские люди по подписке собрали 6 миллионов рублей.
   С начала кампании по сбору средств на авиацию имевшую пиком "Наш ответ Керзону" прошло девять лет, от "Ответа Чемберлену" - пять. То есть начинает совпадать с главным ритмом жизни Страны Советов - пятилетками.
  
   0x01 graphic
   Плакат начала 30-х годов.
  
   В 1929-м авиационный мир потряс рекордный Юнкерс G-38: 4 двигателя, 24 тонны веса, 7 членов экипажа (со стюардами), 35 пассажиров.
  
   0x01 graphic
   Юнкерс G.38
  
   Туполевский АНТ-20 рассчитывается на 42 тонны полетного веса. 8 (!) двигателей - 6 на крыльях, 2 в выносной мотогондоле "тяни-толкай". 5 членов экипажа, 48 пассажиров. Позже число пассажирских мест довели до 64. Крупнейший авиалайнер тех лет. На борту АНТ-20 кроме просторных салонов и кабины пилотов имелись электростанция, кинозал, библиотека, типография, горячий буфет. По ночам при низкой облачности небесный агитатор должен был проецировать на облака агитационные фильмы (Привет, Маяковской!). Футуристическую проекционную установку создать не успели. Зато установили акустическую установку "Голос с неба" вещавшую с небес на землю агитки, перекрикивая рев 8 моторов.
   "Максим Горький" изумил своими превосходными летными качествами испытавшего его Михаила Громова. Восхитился гигантом и Антуан де Сент Экзюпери, посетивший Москву весной 35-го.
   0x01 graphic
   АНТ-20 "Максим Горький" в полете.
  
   Справедливости ради надо отметить, что самым большим пассажирским самолетом тех лет оказался Дорнье Х с 12-ю (!) двигателями. Брал на борт 160 пассажиров. Эта летающая лодка могла стартовать и садиться только на пространную и спокойную водную поверхность, поэтому к полноценным авиалайнерам ее отнести нельзя. Трансатлантическое турне Дорнье Х 1929-30 гг. оказалось удачным, хотя и не без поломок. Однако гигант в серию не пошел. Великая Депрессия похерила надежды на его коммерческий успех.
  
   В агитэскадрилью включили и другие самолеты единичной или мелкосерийной постройки, которые могли достойно представить народу советскую авиацию. Таковым оказался АНТ-14 - пятимоторный моноплан, построенный Туполевым для трассы Аэрофлота Москва-Владивосток. Это был первый в СССР полноценный авиалайнер, комфортабельностью салона не уступавший мировым образцам. По весогабаритным характеристикам он немного уступал Юнкерсу G-38, но зато почти догнал "немца" по грузоподъемности и пассажировместимости: 2 пилота, три стюарта, 32 пассажирских места. Аэрофлоту лайнер не пригодился - не нашлось достаточно желающих для постоянных рейсов в такую даль. "Поездом надежней" - хоть езды две недели, а не сутки полета с посадками на дозаправку.
   АНТ-14 подарили агитэскадрилье, где он получил имя "Правда" в честь главного советского официоза. В последствии большая часть самолетов получила имена в честь советских печатных изданий: "Известия", "Огонек", "Работница", "Красная Звезда", "Комсомольская правда", еще многие и многие. И, конечно, "Крокодил". Да, и здесь он! Самолет АНТ-9 был специально декорирован и раскрашен под карикатурного крокодила.
   0x01 graphic
   АНТ-9 "Крокодил" агитэскадрильи "Максим Горький". 30-е годы.
  
   Летали в агиэскадрильи К-5 конструктора Калинина. Нельзя не упомянуть в связи с темой Авиамарша и три цельнометаллических "Сталь-2". Основной парк составляли У-2. Имелся автожир, был и дирижабль. Своеобразная "летающая ВСНХ (ВДНХ)" советской авиации, в пику американским "летающим циркам".
   Не пригодившийся Аэрофлоту АНТ-14, названный "Правда", долгое время являлся флагманом агитэскадрильи. "Правда" совершала вывозные полеты над Москвой. За 10 лет службы столицу с высоты птичьего полета увидело 40 000 пассажиров. Приобщиться к небу теперь мог каждый желающий. Большую часть билетов для своих сотрудников закупали организации и профсоюзы. При индивидуальной покупке билет обходился в 25 рублей, при коллективной заявке - 20 рублей с человека.
  
   0x01 graphic
   Рекламный плакат круговых полетов над Москвой на АНТ-14. 30-е годы.
  
   На "Правде" любопытствующую публику катал командир экипажа Василий Иванович Чулков. Тот самый "старик Чулков" из цикла А. Козачинского "Рассказы бывалого летчика". Реальный человек, воевавший в Гражданскую, в том числе над Керченским проливом. Потом гонявший басмачей в Средней Азии на Юнкерсе Ф-1. Прокладывавший северные трассы вместе с Чухновским. Хорошо знавший командира эскадрильи Михаила Кольцова и его друга Исаака Бабеля. Друживший с Козачинским и другими авторами "Гудка". И переживший почти всех их.
   Чулкову предстоит повоевать в Великую Отечественную командиром эскадрильи Ли-2, возить грузы в блокадный Ленинград. Жизнь сводит и разводит людей, а мы не устаем удивляться их судьбам.
  
   0x01 graphic
  
   В.И. Чулков. Вырезка из газеты "Красный Север" N 24 1941 год
  
   Поначалу роль флагмана агитэскадрильи исполнял АНТ-20 "Максим Горький". Его погубило воздушное ухарство. В Первомай 1935-го пилот летевшего рядом истребителя начал крутить фигуры высшего пилотажа и врезался в крыло гиганта. Погибло 50 человек - передовики производства, отличившиеся на постройке "Максима Горького", члены их семей, в том числе дети, экипаж, пилот истребителя Николай Благин.
  
   0x01 graphic
   АНТ-20 "Максим Горький" и И-5 Благина за секунды до катастрофы.
  
   Трагедия всколыхнула страну. За полгода советские люди внесли на постройку нового гиганта 68 миллионов рублей и еще 15 тысяч в инвалюте. По расчетам хватало на целую воздушную флотилию. В план заложили постройку 16-ти АНТ-20. Серийные лайнеры обходились несколько дешевле единичного прототипа. По четыре миллиона рублей вместо шести.
   Успели построить всего один - крупнейший в мире пассажирский АНТ-20 бис. Он же ПС-124, поскольку во время его постройки Туполев уже оказался в "шарашке". "Бис" обозначал шестимоторный вариант - отсутствовал парный двигатель в выносной мотогондоле, поскольку скоростные характеристики для лайнера оказались менее важны, чем весогабаритные.
   Новый лайнер Аэрофлота доставлял из Москвы в Минводы по 80 пассажиров за рейс. Вместо кинозала, библиотеки, типографии разместили дополнительные салоны с креслами и диванами.
   Конец 30-х уже не до мирных рекордов - мир в предчувствии новой мировой войны. Собранные народом деньги на эскадру пассажирских лайнеров пошли на строительство новых бомбардировщиков.
   В Великую Отечественную сбор средств населения на эскадрильи и танковые колоны принял невиданные размах. Даже отдельные люди могли обменять свои сбережения на именной самолет. В Фонд Обороны только на авиацию советский народ внес более 2 миллиардов рублей. На эти деньги только самолетов построено 2565 штук. Точное число бронетехники варьируется, чаще всего фигурирует сильно завышенная цифра в 30 000 танков и САУ. Еще 16 торпедных катеров и 8 подводных лодок. Семена, посеянные кампанией "Наш ответ Керзону", дали обильные всходы "нашего ответа Гитлеру".
   0x01 graphic
   Эскадрилья "Малый Театр Фронту" построенная на личные сбережения актеров Малого Театра. 1943 год.
   0x01 graphic
   Танковая колона "Московский колхозник" созданная на средства жителей Подмосковья. 1942 год. Половина Московской области еще лежит в руинах.
  
   Не стоит недооценивать сознательность отдельных граждан, их искреннее стремление приблизить Победу, отдав сбережения Родине. Но и на этот раз, главную роль сыграла пропаганда и партийная организация. Вновь "митинг - голосование - отчисление части зарплаты в Фонд Обороны... "добровольно-принудительное".
   Но метод сработал - фашизм был побежден. В том числе благодаря непонятному ныне принуждению, которое воспринималось с энтузиазмом, с оправданием: "Раз так надо - значит надо. Потерпим". И люди добровольно работали сверхрурочно, валясь, умирая у станков от усталости и недоедания, выдавая бесконечные "сверхплана". "Фронту надо - сделаем!" И сделали. Практически с каждого советского работника в Фонд Обороны удержали по одной месячной зарплате. Исключение делали только для многодетных матерей - половина зарплаты.
   0x01 graphic
   Плакат начала 40-х годов.
  
   Практику подобной агитации перенимали и другие воюющие страны.
   0x01 graphic
   Американский плакат 40-х годов, призывающий работников тыла производить больше вооружения для самолетов. До сих пор пользуется особой популярностью в Сети, обычно с припиской "Я ничего не понял!".
  
   Но это будет позже. Пока - в 20-30-е - к Войне готовились.
   С конца 20-х годов начинается мировая гонка за рекордами: высота, скорость, дальность. Новые герои времени - летчики-испытатели. Они на переднем крае прогресса. Советский народ знает - это те самые люди будущего, которых можно увидеть сегодня. Чкалов, Громов, Леваневский, Каманин, Раскова, Ляпидевский, Коккинаки, Гризодубова, Осипенко, Серов, Юмашев, Водопьянов, Беляков, Молоков.... Их уже целая плеяда. Летчики - квинтэссенция интернационального советского народа.
   0x01 graphic
   Плакат 1937 года посвященный перелетам экипажей Чкалова и Громова через Северный Полюс в Америку.
   Авиапарады становятся частью советского праздничного ритуала.
   . 0x01 graphic
   Плакат конца 30-х годов. Громов, Леваневский, Раскова на фоне правительственного павильона в Тушино, построенного специально для праздников Авиации.
   Сначала на Ходынском поле, потом в Тушино, а то и над Красной Площадью перед десятками тысяч зрителей пролетают сотни самолетов, ведомые знаменитыми летчиками. Страна встречает их триумфы Авиамаршем.
   0x01 graphic
   Плакат. 1933 год
   Как и через 20 лет...
   0x01 graphic
   Плакат 1952 год.
   Авиамарш тоже стал определенным музыкальным "рекордом" как по популярности, числу нотных тиражей и исполнений. Теперь он стал эталонным образцом. Уже иные поэты и композиторы, что типично для искусства, "подхватывали и развивали" успех. В "клонах" часты музыкальные "переклички" с Германом и Хайтом: темп, ритм, содержание текстов, метафоры.
   Например, одно из известных подражаний тоже называется "Авиамаршем". Летом 1927 года газеты "Гудок" и "Красная Звезда" напечатали стихотворение известного тогда поэта Бориса Ковынева.
  
Пропеллер, песню звонко пой,
Неси распластанные крылья
За вечный мир в последний бой
Плыви, стальная эскадрилья!

Где облака вершат полет,
Где мчат снаряды с гулким воем -
Гляди внимательней, пилот,
На землю, взрыхленную боем.

На нас пошлют огонь и дым,
Цистерны, вспененные газом.
Следи, пилот! Лови следы,
Чтоб всё взорвать и скомкать разом.

Ты будешь слышать дробь атак,
И там, где поезд не годится,
Где не пройдет угрюмый танк, -
Там ты пройдешь, стальная птица!

Гляди внимательней, пилот!
Идет на помощь эскадрилья.
Лети, советский самолет,
Неси распластанные крылья!
  
   Ультиматум Чемберлена был выдвинут в феврале - перед нами характерный образец музыкального "ответа Чембердену". Нетрудно считать темы "Летающего пролетария" Маяковского - с его выхода прошло всего 2 года. Но лейтмотив Германа определяющий.
   В 1929 году стихотворение подверглось переделке, в нем появились широко известные теперь строки.
  
   Там, где пехота не пройдёт
И бронепоезд не промчится,
Тяжёлый танк не проползёт -
Там пролетит стальная птица!

Припев:
Пропеллер, громче песню пой!
Неси распластанные крылья.
За вечный мир в последний бой
Летит стальная эскадрилья!

   Очевидно, переделка связана с переложением стихов на музыку, автор которой до сих пор остается неизвестным. В Великую Отечественную добавились и следующие куплеты, скорей всего народного сочинения.
   Пилоту недоступен страх,
В глаза он смерти смотрит смело
И если надо жизнь отдаст,
Как отдал капитан Гастелло!

Пусть знает враг, что мы сильны!
Героям-патриотам слава!
За Сталинград и Ленинград
Отплатим мы фашистским гадам
   В начале 30-х выражение "стальная птица" стало настолько популярным, что дало имя разработке различными КБ цельнометаллических самолетов под общим названием "Сталь". Повторять опыт "чугунного осла" Хуго Юнкерса конструкторы не собирались. Сталь слишком тяжела, а поршневой двигатель не дает необходимой мощности (реактивные самолеты целиком построенные из стали появятся только в 60-е).
   Сталь в конструкции присутствовала в виде несущих элементов и различных легких сплавах. Самолеты "Сталь-6" и "Сталь-8" создавал инженер Роберто Бартини в свойственной ему революционной манере.
   0x01 graphic
   "Сталь 6" на велошасси.
  
   "Авиамарш" Германа-Хайта повлиял не только на авиационные или военные марши. Уместно вспомнить строки Лебедева-Кумача из "Марша Веселых Ребят" 1934 года, перекликающееся с германовким "мы":
  
   Шагай вперед, комсомольское племя,
   Шути и пой, чтоб улыбки цвели.
   Мы покоряем пространство и время,
   Мы - молодые хозяева земли.
  
   Мы все добудем, поймем и откроем:
   Холодный полюс и свод голубой.
   Когда страна быть прикажет героем,
   У нас героем становится любой.
  
   Дело не банальном стремлении отдельных авторов "быть в струе", "следовать стилю". Они были охвачены порывом, испытывали прилив энтузиазма поскольку Авиамарш дал советской песне новый запев, то новое ощущение "воздуха", "легкого дыхания", "весны человечества", что сквозит и в "Утро красит нежным цветом", "Весеннем марше", "Марше энтузиастов". И еще, и еще многих песнях-маршах той поры.
   Даже военные марши с их строгими традициями (в частности своим для армии каждой страны темпом марша "шаги в минуту") испытали влияние Авиамарша. Его отзвуки слышны у Чернецкого, особенно периода приближающейся Победы.
   Своеобразным завершением "сталинского этапа" музыкальной авиатемы стала столь любимая летчиками песня из фильма "Небесный тихоход" на стихи Алексея Фатьянова и музыку Василия Соловьева-Седого.
   Небо уже не просто покорено, оно обжито - "родимый дом", да и тема Икара подана с большой долей самоиронии, столь свойственной летчикам: "Мы друзья -- перелетные птицы".
  
   Вторая Мировая Война позволила шагнуть в небо буквально миллионам. Это не герои-одиночки или небольшие экипажи, не состоятельные пассажиры или командировочные по казенной надобности. Это сотни тысяч экипажей огромных бомбардировщиков, а так же средних и малых, транспортников, штурмовиков, разведчиков, истребителей. Это десантники многих десантных дивизий, парашютисты забрасываемый в тыл врага. Эвакуируемые раненные, больные, гражданские. И так далее во всех воюющих странах. Они стали "гостями неба" у его хозяев - пилотов.
   "Небожительство" летчиков теперь позволяет им петь о другом - о главном. Песня не столько о небе, сколько о любви, поскольку влюбиться молодому летчику все равно однажды придется.
   Парой-продолжением ей служит песня "Пора в путь дорогу" на стихи Соломона Фогельсона. Пилот уже влюбился и провел приятный вечер за вином, разговорами и пением песен. В ней звучит очередная метаморфоза рук-крыльев: "над милым порогом махну серебряным тебе крылом". Не удивительно, что "Небесный тихоход" популярен до сих пор, как и песни их него.
   Через пять лет Фатьянов написал "вдогонку" официозную "Мы люди большого полета" про "крылатое племя людей". Но большим успехом она не пользовалась, воспринималась именно как официоз. Как любая педалируемая тема, идея Икара начала приедаться и надоедать. Ей нужен был толчок в иной плоскости. Продолжение: http://samlib.ru/h/hljustow_m_w/aviam8.shtml

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"