Аннотация: Все, что не уместилось в правила и тем не менее интересно.
Журнал "Химия и жизнь" выходит 12 раз в год и публикует по одному рассказу в номере (основной объем журнала занимают научно-популярные статьи). Вместе с тем, у "Химии и жизни" есть электронный адрес, который легко найти в сети - в многочисленных списках "изданий, время от времени публикующих фантастику или вообще что-то типа этого". Дальше понятно: в журнал приходят сотни фантастических произведений, из которых бывают опубликованы единицы. Больше двенадцати вещей в год мы не можем взять при всем желании - можем только меньше, если в каком-то из номеров фантастики почему-либо не будет. Вдобавок многое из присланного совсем нам не подходит. (Ибо не все распространители адресов добавляют в свои списки информацию о том, КАКУЮ фантастику публикуют эти издания, хотя бы о жанре и объеме.) Результат очевиден: много нерезультативной работы для нас, много напрасного ожидания и обид для авторов. Конкурс помог нам изменить это положение.
Какие рассказы нам нравятся?
Основные требования вытекают из специфики журнала.
В конкурсе может участвовать любой рассказ, написанный на русском языке. К рассмотрению принимаются рассказы неопубликованные, опубликованные небольшим тиражом (до 1000) или опубликованные в изданиях, не поступающих в продажу на территории РФ. То есть, если рассказ был напечатан в журнале, который продается, скажем, только в нескольких городах Украины, - участвовать можно.
Существенный момент: мы печатаем только рассказы, удовлетворяющие этим условиям (то есть неопубликованный, или опубликованный маленьким тиражом, или опубликованный не на территории РФ). Поэтому, если рассказ победил на конкурсе и принят к публикации - пожалуйста, не торопитесь нести его в другое издание. Если, чего доброго, там оно выйдет раньше, чем у нас - с публикацией могут возникнуть проблемы. Вот позже - сколько угодно.
Сетевые публикации, как сказано выше, препятствием не являются. Участие в конкурсах - тоже (кроме конкурсов "Химии и жизни" прошлых лет). Но подумайте сами, имеет ли смысл выставлять рассказ, если в прошлый раз он занял 62-е место.
Объем
Больше 6 журнальных страниц под фантастику мы не выделим! И миниатюр тоже не публикуем. Посему минимальный объем - 8000 знаков С ПРОБЕЛАМИ, близкий к максимуму - 25000. Но мы будем считать объем по конвертору СИ, поэтому пределы указаны несколько иначе: 10-30 кб. Когда вы разместите рассказ на своей страничке, его объем по конвертору СИ будет указан рядом с названием, и станет ясно, не надо ли вам сократить или дописать свое произведение, прежде чем выставлять его на конкурс.
Объем по СИ больше того объема, который показывает статистика текстового редактора, так как его увеличивают, например, знаки абзаца. Иначе говоря, если мы возьмем два рассказа с одним и тем же количеством знаков и пробелов, больший объем по конвертору СИ будет иметь тот, в котором много диалогов с короткими репликами и мало потоков сознания. Мы в курсе, что некоторых писателей это раздражает, но придется потерпеть. Конкурс проводится на "СамИздате", и всё здесь будет так, как принято на "СамИздате", ибо не ходят на чужой ресурс со своим уставом. Кроме того, мы отбираем рассказы для публикации, а объем по конвертору СИ лучше отражает объем после верстки. Поток сознания заполняет страницу плотно и равномерно, а диалог... в общем, понятно.
В заданный объем вписаться необходимо, исключений не будет. И не говорите, что ваше произведение не вынесет сокращений. Большинству рассказов оно только на пользу. Если же ваш рассказ принадлежит к меньшинству, значит, он, увы, не для "Химии и жизни". Напечатаете еще где-нибудь.
Не надо пользоваться наивными хитростями вроде "добирания" слишком маленького объема тэгами "включить курсив - выключить курсив". Рекомендации по дозволенным способам уменьшения объема можно посмотреть, например, в хелпе для участников конкурса "Фантастический детектив" (http://zhurnal.lib.ru/d/detektiwklub/02_help.shtml). Но редакторский опыт нам подсказывает, что сокращение длиннот менее вредит художественности, чем сливание абзацев в один длинный и замена имен на короткие.
Тематика
Журнал у нас научно-популярный, поэтому мы всегда рады видеть на своих страницах писателей, работающих в жанре научной фантастики, тех, кто пишет об ученых, науке, открытиях, изобретениях - о будущем цивилизации, которое создается в настоящем. Не исключены футурология, киберпанк, философская фантастика, историческая фантастика, альтернативная история, сказка или притча. У классической фэнтези (рыцари-принцессы-эльфы-гномы-драконы-маги), увы, немного шансов на публикацию в ХиЖ. Хотя такие случаи в нашей практике бывали, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Если автор имеет основания полагать, что его фэнтези-мир достаточно интересен и способен увлечь нашего читателя, то может попытаться. Но не говорите, что вас не предупредили: на этом конкурсе победить с мечом и магией будет нелегко, лучше использовать другие виды воздействия. Не рекомендуем также присылать бессюжетные и бессодержательные тексты.
Аудитория журнала - ученые (в основном представители естественных наук), студенты, школьники. Отсюда дополнительные рекомендации.
1). Помня о младших читателях, настоятельно просим авторов: не присылайте порнографию и жесткий ужастик. Оптимизм, пессимизм, реализм, цинизм или вера в светлое завтра - на ваше усмотрение, но от экстремально жестких сцен лучше воздержаться. Это не означает, что мы отрицаем жестокость в искусстве, это означает, что неаппетитные эпизоды не приветствуются на данном конкретном конкурсе. Пожирать живьем, свежевать, расчленять и насиловать в извращенной форме просьба в других учреждениях. И матом не ругайтесь попусту, без достаточно веских (не для автора, для читателя веских!) эмоциональных обоснований.
2). Приветствуются динамичный сюжет и оригинальность. Крайне желателен высокий литературный уровень (т.е. не только отсутствие грубых грамматических ошибок, но и уверенное владение словом). Зверствовать и проверять тексты со спелчекером и справочником Розенталя координатор не будет. Ибо нет человека, который всегда точно знает, нужна ли запятая перед тире. Но "жи-ши" все же лучше писать с гласной буквой "и", а слова "посветить" и "посвятить" не употреблять как синонимы: "посветил фонарем - посвятил себя литературе", не наоборот! Малограмотный литератор - это нонсенс.
3). Если для восприятия рассказа читателю необходим определенный запас знаний (хотя бы в масштабе средней школы), ненулевой коэффициент интеллекта, способность к логическому мышлению - это скорее будет отнесено к достоинствам, чем к недостаткам.
4). Просьба воздерживаться от адресных политических выпадов. В высокохудожественной форме освещать недостатки того или иного политического курса или общественного устройства - можно. А вот вводить в рассказ президента Дорожина, партию КПФР, политика Богоявлинского и олигарха Осиновского - не надо. Дурной вкус. Если автора обуревают гражданские чувства, это похвально. Но всегда можно выразить их без толстых намеков (которые, кстати, уже через десяток лет никому не будут понятны) и переходов на личности. А вообще-то наука в рассказе нас обрадует больше, чем политика.
Как определить, какая сцена жесткая и какой литературный уровень достаточно высок? - Приблизительное определение можно произвести с помощью собственного литературного вкуса. Более точно это сделают координатор и жюри. ;-) Напоминаем: координатор имеет право отказать в приеме рассказа не только в том случае, если объем и жанр текста не соответствуют условиям, но и в случае злостного нарушения четырех предыдущих рекомендаций. Особенно первых двух. Тупая чернуха и малограмотные сочинения будут отсеваться беспощадно.
Попытки обсудить этот момент с организаторами- "почему да почему так недемократично и негуманно, кто дал вам право не пускать поиграть хорошие рассказы из-за таких пустяков" - будет приравнено к флейму. Цитируя Козу Ностру, "организатор не обезян". Организатор никому и ничем не обезян! Наш конкурс, что хотим, то и делаем. А негуманное отношение к авторам в то же время является гуманным отношением к жюри. То есть в первом туре - к авторам же.
Еще напоминаем: главной целью конкурса является отбор рассказов для "Химии и жизни", а выяснение, чей рассказ самый гениальный, и улучшение общего качества фантастики в мире и его окрестностях - это по мере возможностей. Наши предпочтения некоторым любителям фантастики могут показаться странными. Возможно, победят совсем не те рассказы, которые заведомо победили бы в других местах. Бывало, что журнал отвергал хорошие рассказы и печатал другие - не самые блестящие, но вызвавшие у нас симпатию. Поэтому жалобы вроде "зачем вы выбрали этот отстой" и "почему вы не премировали этот супер-мега-хит" также не будут рассматриваться всерьез. Конкурс затеян в интересах журнала и потому субъективен. А супер-мега-хиты авторам никто не помешает послать в другие редакции. Как показывает практика, хорошие конкурсные рассказы свои места всегда находят.
Дополнительные советы авторам научной фантастики
Хотя журнал и называется "Химия и жизнь", это не значит, что писать для нас можно "только про химию". Химия и жизнь - это и биология, и медицина, все, что по-английски зовется life science. Таким образом, в ваше распоряжение поступают генная инженерия и прочая биотехнология, физиология мозга, геронтология, биоинформатика и множество других полезных для фантаста вещей. Но нам интересны также материаловедение, инженерия, нанотехнология, фемтохимия, освоение космоса, глобальное потепление, утилизация отходов... да, в общем, мир устроен так, что, куда ни ткни пальцем, попадешь либо в химию, либо в жизнь, поэтому в выборе НФ-тем можно не стесняться.
Глубина проработки научного аспекта - на усмотрение автора. Но сразу предупреждаем, что грубые ошибки будут наказываться снижением балла. Например, если героя клонируют как овечку Долли, необходимо помнить, что клон героя не родится взрослым, а жизненный опыт при клонировании, вообще говоря, не передается. Тем же, кто будет писать о нанотехнологиях, желательно иметь в виду, что размеры менее одного ангстрема - это уже не нанотех, а ядерная реакция.
ВАЖНО: одно лишь упоминание модных научных дисциплин не делает рассказ научной фантастикой. Мало заявить, что герой у вас генный инженер, если он на свою работу в рассказе не пойдет, а станет ухаживать за обычной, не модифицированной генетически девушкой. Повесил ружье на стенку - учись стрелять. Не умеешь стрелять - не вешай ружья.
Ответы на часто задаваемые вопросы
"Химия и жизнь - 21 век" - это та же самая "Химия и жизнь", что была при Советской власти?
- Да, та же самая.
Как, разве "Химия и жизнь" еще существует?
- "Не дождетесь!" (с) Выходим ежемесячно, гонорары платим. А вот подписку по республикам - Украину, Белоруссию - мы практически потеряли. Но для украинских и белорусских авторов, пишущих по-русски, в этом есть плюс: как уже сказано, даже хорошие публикации по месту жительства не являются препятствием для публикации в "Химии и жизни", потому как аудитории заведомо не пересекаются. (Это не касается изданий, которые в России все-таки продаются. Например, киевскую "Реальность фантастики" в Москве многие знают. Если ваш рассказ был напечатан в этом журнале - нам лучше дайте что-нибудь другое.)
Где можно купить ваш журнал?
- В Москве - в киосках Университета и некоторых профильных институтов, в больших книжных магазинах, в киоске "Новой газеты" у метро "Чеховская", и, естественно, в самой редакции. Подробности на сайте: www.hij.ru , там есть информация о подписке, о покупке журнала в Санкт-Петербурге и на Украине, а также электронная версия журнала.
Почему вы обещаете напечатать не десять и не двенадцать рассказов-победителей, а только три?
- В "Химии и жизни" традиционно велика "роль личности в истории". Применительно к литературному отделу - это роль Бориса Аркадьевича Горзева. Его представления о том, какая фантастика нужна "Химии и жизни", - самые правильные. (Он же не учит других сотрудников редакции, какие статьи по биохимии и астрономии им готовить!) Можно допустить, что первые три рассказа-победителя понравятся и ему тоже, но за десять ручаться уже нельзя. Поэтому отбор рассказов для журнала будет проводиться по системе "царь я али не царь?!" - будет опубликовано столько рассказов, сколько пожелает завлитотделом, какие бы места в топ-листе они ни занимали. Вот такие мы отпетые монархисты.
Я не хочу участвовать в конкурсе, можно прислать вам рассказ прямо в редакцию?
- Нет смысла, вас все равно переадресуют сюда. Вне конкурса журнал сейчас рассказы не рассматривает. Исключения делаются лишь для наших постоянных авторов. С другой стороны, если кто-то из постоянных авторов захочет развлечься и поиграть на общих основаниях - будем рады. (Это НЕ КАСАЕТСЯ авторов, входящих в состав жюри данного конкурса: они не имеют права выставлять свои рассказы.)
Я сократил рассказ для конкурса, можно ли будет представить в журнал полный вариант, если он ненамного больше?
- Когда нам понравится сокращенный вариант, тогда и обсудим.
Вы иллюстрируете фантастику?
- Да! Если будет публикация, то будет и картинка. Но сразу предупреждаем, что эксцентричность талантливых художников "Химии и жизни" еще при прежней власти вошла в поговорку...