Аннотация: Обзор ВСЕХ произведений, поданных на конкурс "Оживший миф". Интерактивный учебник стихосложения для молодого поэта.
Летопись мифов живых и мертвых
Если вы здесь, то вам, верно, интересно узнать, почему я решила обозревать конкурс "Оживший миф"?
Главная причина - некомпетентность жюри.
Решив провести конкурс "Оживший миф", жюри не ознакомилось даже с элементарными теориями мифа. Настаивая на "классическом" подходе, жюри должно бы знать, что не существует ни одного научного определения понятия "миф", которое отражает суть мифа.
Цитата: "Главное - волшебство или чудо, раскрытое в Вашем стихотворении, а так же - назидательный смысл!"
О чуде я промолчу, потому что работы, выбранные жюри для конкурса, показывают отсутствие у выбравших даже зачатков фантазии - непременного условия "волшебства" и "чуда".
Но сделай жюри хотя бы шажочек в сторону мифу, оно бы не ставило во главу угла "назидательный смысл". В мифе нет и не может быть назидательного смысла! Миф не знает понятия "мораль", как не знает понятий "добра" и "зла", потому что объединяет в себе и то, и другое. Откуда в таком случае в мифе может появиться назидательный смысл?
Цитата: "По каким критериям определяются победители? - Жюри руководствуется следующими критериями: соответствие заданной теме и объему, художественность исполнения, красота формы (стиль, размер, рифмы и т.д.), оригинальность и своеобразие. Так же учитывается общее впечатление от произвденеия." [правописание сохранено]
Как мы увидим на конкретных примерах, жюри не придерживается ни одного из своих критериев.
Особенно меня поразила техническая "подкованность" жюри. Если первая партия стихотворений, взятых в конкурс, еще отвечала элементарным требованиям стихосложения, то вторая - это просто ужас. Куда смотрело жюри и чем оно в это время занималось вместо конкурса - непонятно, но такого количества ошибок, сколько имеется в принятых произведениях, нужно еще поискать. Это у жюри конкурса "Оживший миф" называется "красотой формы".
Возникает вопрос, настолько ли некомпетентно жюри? Или все, изложенное выше, задумано именно так?
Это ведь не первый конкурс на Самиздате, где даже непосредственно жюри занимается подменой понятий. Самиздат вообще часто можно уличить во всевозможных фальсификациях.
Я покажу только некоторые направления, но вы и сами можете проанализировать ситуацию:
- Нередко объем произведений, их тематика, стилистика, подходы, сама информация, умения и знания хозяина раздела не соответствуют возрасту и фактам биографии автора.
- Некоторые авторы создают у себя на страничках гостевые книги, часть из которых пользуется большой популярностью, где автор играет роль не последнего собеседника. А теперь задумаемся, такая книга - это настоящий форум, отнимающий достаточно много времени. Кто имеет время, чтобы так бездумно его тратить?
- Есть комментаторы, которых вы можете встретить на многих страничках, они комментируют столь активно, как будто только тем и занимаются, что "ловят" вывешенные произведения. Снова возникает временная проблема: на чтение и комментирование нужно тратить просто прорву времени. А когда писать, жить, работать?
- С комментариями и комментаторами вообще все не так просто. Нередко мировоззрение комментатора и автора странички, на которую он ссылается, разнится. Причем автор не возмущается, хотя подобные комментаторы очень активны, и можно смело отбросить версию, что автор просто не знает о комментаторе.
- Сбои нередко идут и в ритмомелодике речи самого комментатора. Но если учесть, что мастеров, способных подделать ритмомелодику, единицы, то можно предположить, что под одним и тем же именем выступают разные люди. Конфликта между ними мы тоже не встретим.
- Комментаторы достаточно часто ходят парами и тройками, при этом роли строго распределены так, чтобы автор выбрал одну из предлагаемых сторон. В общении таких "команд" очень много лжи и фальши.
- Четкое распределение ролей видим и в так называемых "кругах" - их пять - до ста посетителей, до пятисот, до тысячи, более тысячи и первая рейтинговая страница по посещаемости. Кроме посещаемости при общении влияют такие факторы: возраст и город проживания. "Спускающиеся" с верхних кругов авторы предстают в виде авторитетов и давят посещаемостью, их мнение зачастую более ценное, ибо их же читают! И мы тоже хотим, чтобы нас читали, поэтому будем прислушаться и делать так, как делают они.
- Особый интерес представляет то, как новый "актер с ролью" выводится на нужный круг. Ведь никто же не анализировал динамику статистики, правда? А там можно разыскать много интересного. Помним только, что в нормальной демократичной системе нет приоритетов для отдельных начинающих авторов.
- Первая страница рейтинга по посещаемости - это сплошная фальсификация. Посещаемость почти всех авторов, находящихся там, наталкивает на размышления. Сначала что касается тематики "самых популярных разделов", она рассчитана не по аудитории пишущих людей или тех, кто еще не забыл, что такое читать книги, а по законам желтой прессы, законы жанра соблюдены (читатели желтой прессы книги не читают и на Самиздат ходить по факту не могут). Но значение тематики первой страницы гораздо глубже - это искажение истинных направлений в современной литературе.
- Очень легко поддается сомнению и сама посещаемость. Если вы зайдете на первую, допустим, десятку "самых посещаемых" страничек и увидите, какой бред там размещен, вы больше никогда там не появитесь. Поэтому их посетители - это каждый раз совершенно новые люди! Вы себе представляете 36 или 65 тысяч постоянно новых посетителей (это учитывая динамику посещаемости всего остального Самиздата)? Сомневаюсь.
- Кроме того, само изменение посещаемости. Не все странички, открытые больше года назад, теряют часть посещаемости с началом нового месяца, некоторые теряют ее не полностью. И ведь никто не проверит, действительно ли у автора исчезло "законное" количество посещений.
- Статистика же - это просто Клондайк для размышлений. Статистика Самиздата (да, и не только Самиздата, если говорить о литературных сайтах) почти всегда не отвечает динамике пиков популярности, законам восприятия и распространения информации. Законы эти давно открыты, и они работают, их нарушение в таком масштабе говорит о вмешательстве в систему статистики и намеренном искажении результатов.
- Странно ведет себя не только статистика, но и сами авторы. Нередко мне доводилось натыкаться на странички, где не работает ни психология творчества, ни авторская психология. Это очень легко проанализировать, как и саму статистику: просто подключите логику, здравый смысл и не пренебрегайте чувством. Вас ждет множество удивительных открытий! Авторы ведут себя иногда просто "смешно" и неадекватно: странные адреса почты, создаваемые исключительно для вида, что почтовик подсказал, то и взято, пренебрежение к своим произведениям, можно встретить в строке адреса и "/rmfcfrntyg.shtml", например, имя автора в строке адреса не соответствует заявленному на страничке или представляет собой полный бред, про "игры" с полом я уже молчу. Можно продолжать еще долго.
- Но случается и настоящий цирк. Я никогда не забуду, как у "Наград Самиздата" за несколько часов в рейтинге появилось двенадцать десяток, чтобы исказить истинную картину рейтинга. Понятное дело, что в здравом уме никто не будет ставить любую оценку подобному "произведению".
- Еще один вопрос: известно ли вам, сколько тысяч нужно потратить в сутки на Самиздат, чтобы мы видели его таким? Из какого фонда выделяются эти бешеные деньги? И, главное, с какой целью? Я предлагаю вам самим найти ответы на эти вопросы.
Ладно, хватит о Самиздате, я об этом еще напишу. Хотя только на первый взгляд Самиздат представляется местом сбора тысяч авторов, где можно "на других посмотреть и себя показать". Присмотришься, и становятся видны огромные картонные декорации.
Но нужно помнить, что декорации от воды, особенно соленой, размокают.
А теперь непосредственно о конкурсе:
Я рассматривала произведения по времени подачи заявки, независимо от того, в какой ветке она появлялась.
При оценивании я делала три блока:
"Техника" - так бы рассматривал ваше произведение редактор или эксперт по версификации.
"Не техника" - читательское восприятие, в данном случае мое.
Ритм четырехстопный дактиль с усеченной последней стопой и мужской клаузой.
Рифма парная мужская.
Не техника:
Жаль мне того, кто возьмет это "стихотворение" за пример. К технике, конечно, придраться сложно, но вот смысл... Краткое содержание: путник оказывается на берегу реки, протекающей через вековой лес, вода серебрится от лунного света, в реке танцует круг русалок, человек попадает под их чары, и наутро зеленая гладь нежно ласкает его тело.
А теперь подумаем над тем, что мы сейчас прочитали и поймем: логики здесь нет никакой. Автор никогда не был в вековом лесу, иначе бы знал, что лесные речки нешироки, почти полностью скрыты ветвями деревьев, поэтому луна может их "серебрить" в течение очень короткого времени, нескольких минут (мы еще упустим, что делал путник в том лесу и как он туда попал, обычные путники, которых можно так просто околдовать, по вековым лесам не ходят). Гладь не ласкает, она недвижима, кроме того, зелень это микроорганизмы и ряска, требующие света, закрываемого кронами деревьев, поэтому речка в таком лесу просто не может быть зеленой. И возникает вопрос: откуда там взялись русалки? Автор что, не знает, кем русалки были в прошлом? Или верит в версии "Диснея"? Оставим в стороне, как русалки могли образовать круг в такой небольшой лесной речке...
Так что, в погоне за моралью и техникой автор даже не проанализировал написанное.
Ритм четырехстопный амфибрахий с усеченной стопой в нечетных стихах.
Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских элементов.
Не техника:
И снова хорошо написано, эмоциональные игры со словом "уставший", полное попадание в третьем куплете и ощущение падения между третьим и четвертым куплетами, сильные чувства во всех последующих стихах после падения.
Ритм сложный, состоит из восьмистихных куплетов и шестистихных припевов. В основу положен четырехстопный хорей с односложной женской клаузой, но встречаются также (в третьих и последних стихах как куплетов, так и припевов) двусложные женские клаузы с пятистопным хореем. Кроме того, в таких удлиненных стихах видим зачастую пиррихиизованный хорей в четвертой стопе. Но пиррихиизованный хорей используется не в каждом случае, обусловленном структурой, например, последние стихи первого и второго припевов и третьего и пятого куплетов, а также третий стих третьего куплета.
Конечно, такая непростая структура не может быть выдержана. Хотя львиная доля ритмических ошибок встречается именно в начале поэмы. К таким ошибкам относятся односложные женские клаузы вместо двусложных в третьем и восьмом стихе первого куплета, и мужские нулевые клаузы вместо односложных женских в первом и втором стихе первого куплета и первом, втором, четвертом и пятом стихе первого припева.
Рифма состоит из двух терцетов с добавлением одного двустишья между ними в куплетах. При этом добавленное двустишье рифмуется со вторым терцетом, а третьи стихи обоих терцетов рифмуются между собой.
Не техника:
Попытка вплести в современные реалии исторический миф десятого столетия, на мой взгляд, не увенчалась успехом. И даже ритмизация в стиле гуслярских переборов и вставленные современные словечки не приближают поэму к читателю.
Ритм пятистопный хорей в сложной структуре четырехстихных и пятистихных куплетов, где каждый третий куплет пятистихный. Видим две константы в третьей и пятой стопе (есть и ошибки в последних стихах первого и пятого куплетов), четвертая стопа зачастую пиррихиизована.
Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских элементов, а в пятистихных куплетах дополнительный стих с односложной женской клаузой рифмуется с первым стихом.
Не техника:
Написано мутно и бессмысленно, видно, что автор не понимает то, о чем пишет, ценность, на мой взгляд, представляет только последний трехкуплетный блок. Да и то видно зачарованность автора образностью ради образности.
Ритм четырехстопный ямб с константой во второй и четвертой стопе (ошибки: пятый стих). Также есть и грубые ритмические ошибки, где нарушен сам ритм. Это первая стопа четвертого стиха, первая стопа шестого стиха, первая стопа восьмого стиха, первая стопа девятого стиха, третья стопа девятого стиха, четвертая стопа двадцать первого стиха.
Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских элементов, очень скользкая рифма, могу заметить.
Не техника:
Разговорная речь, конечно, очень интересный прием в стихосложении, но здесь, на мой взгляд, он не удачен, стихотворение сливается в сплошной ритмический шум.
Ритм, положенный в основу, - ямб. На этом ритмические характеристики заканчиваются, ямб в поэме может быть любой длины, иногда ритм сбивается, константы как таковой нет, с окончанием стихов часто проблемы, сбитый размер.
Рифма перекрестная, несистематизированная, часто скользкая.
Не техника:
Хотя технически поэма далеко не совершенна, попадаются проходные строки, корявая речь, не обоснованное использование обращения "Вы", автору сложно подобрать слова, но одновременно с этим при чтении возникает ощущение тепла, что, на мой взгляд, главное для творчества, ведь технике можно легко научиться.
Ритм, положенный в основу, - ямб. На этом ритмические характеристики заканчиваются, ямб в поэме может быть любой длины, иногда ритм сбивается, константы как таковой нет, с окончанием стихов часто проблемы, сбитый размер.
Рифма перекрестная, несистематизированная, часто скользкая.
Не техника:
Все то же, что и в предыдущем случае, только хочу добавить, что здесь уже я тепла не ощутила, не занимайтесь мудрствованиями, идите своим путем.
Номинации:
Философствования.
Сударева Инна (Мышь из Минска)
http://zhurnal.lib.ru/s/sudarewa_i_w/
Эдит
http://zhurnal.lib.ru/s/sudarewa_i_w/edit.shtml
Техника:
Ритм трехстопный ямб с константой на первой и третьей стопе.
Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских элементов.
Не техника:
Призрак, бродящий по кладбищу. Как романтично! Вот только если бы это был призрак человека, трагически погибшего, то я бы еще могла что-то сказать, а так - просто картинка. Не более того.
Номинации:
Вневременье, картинка, пустозвон.
Сударева Инна (Мышь из Минска)
http://zhurnal.lib.ru/s/sudarewa_i_w/
Крошка Любовь
http://zhurnal.lib.ru/s/sudarewa_i_w/zdu.shtml
Техника:
Ритм трехстопный амфибрахий с усеченной последней стопой.
Рифма перекрестная мужская, анакруза односложная.
Не техника:
Какая прелесть, как будто сама согрелась вашим чаем из фиалок. Только почему в этой ночи столько печали? Это не то утраченное, что нельзя вернуть: пламя не гаснет никогда, только нужно подуть на угли.
Ритм сложный, стих состоит из двух ритмических единиц, разделяющихся цезурой в середине стиха, ритм до цезуры имеет вид двустопного хорея, нередко с нулевой анакрузой, но так как константа и анакруза не совпадают, то возможна и двусложная анакруза при безударности первой стопы, также присутствует добавочный слог после второй хореической стопы, но не всегда он имеет пиррихиизованный характер. После цезуры наблюдаем аналогичную ритмическую картину.
Видим несколько ритмических сбоев: третий и четвертый стих в девятом куплете, но мы можем рассматривать именно этот сбой как средство художественного выражения, и третий стих в одиннадцатом куплете, который также может быть средством передачи подтекста.
Рифма парная, почти всегда дактическая.
Не техника:
Очень хорошо написано, переданы эмоции обеих сторон, при этом ощущаются и эмоции автора. Но автор не диктует единственно правильную трактовку, поэтому читатель может сам выбирать, на чьей он стороне. Стихотворение очень красивое, все слова подобраны четко и выражают смысл в полной мере, особенно мне понравился десятый куплет: насколько можно в столь краткой форме передать такое!
Номинации:
Мастерство, Русь Матушка, живые мифы.
Вячеслав Б. (Ар Го) (Пироман) (piroman)
http://zhurnal.lib.ru/w/wjacheslaw_b_r/
Вести из глубинки
http://zhurnal.lib.ru/w/wjacheslaw_b_r/vig.shtml
Техника:
Ритм четырехстопный хорей с константой на второй и четвертой стопе и чередованием мужских и женских клауз, в шестом куплете структура претерпевает изменения, преобладают женские клаузы. Сбои ритма и константы такие: шестой стих второго куплета, пятый стих третьего куплета, восьмой стих пятого куплета, восьмой стих шестого куплета, первый и шестой стих девятого куплета.
Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских элементов, в восьмом куплете в первых парах наблюдаем сбой рифмы и попытку сделать ее парной.
Не техника:
Было бы смешно, если бы не было так грустно от невежества автора, который не разбирается либо в истории, либо в географии.
Номинации:
Современность, мрак, взгляд со стороны мрака, разрушитель мифов, политтехнологии.
Ритм сложный, куплет состоит из двух терцетов, а терцет из пары стихов, каждый из которых составляет двустопный анапест, последний стих каждого из терцетов к своему двустопному анапесту добавляет еще две анапестновидные стопы, причем последняя усечена и представляет собой двусложную клаузу. Три последних терцета (1,5 куплета) имеют односложную женскую клаузу.
Рифма парная, но третьи стихи терцетов рифмуются между собой, образуя куплет. При этом парные рифмы терцета мужские, а кольцевые стихи всегда дактические. Не считая усеченного куплета, где только один терцет.
Не техника:
Бедный автор, ему не о чем писать. Бедные читатели, им среди потока такого бреда не разглядеть нормальных произведений.
Номинации:
Антинародные сказки, пустозвон.
Исаев Владимир
http://zhurnal.lib.ru/i/isaew_w_s/
Башня в небесах
http://zhurnal.lib.ru/i/isaew_w_s/atower.shtml
Техника:
Ритм похож на третий пеон, если здесь вообще есть ритм. Сбоев столько, и в размере тоже, что перечислять их не имеет смысла.
Рифма парная, кроме первых стихов, где внутренняя рифма выдана за перекрестную.
Не техника:
Здесь может быть мысль, а может и не быть. Слишком плохо подобраны слова, чтобы что-то выразить.