Аннотация: Обзор рассказов на Конкурсе Опытных Авторов. Отборочный тур.
КОА: отражения в глубинах зеркал. Обзор 6-й группы
В этом конкурсе я оцениваю по трем критериям:
1. Профессионализм воплощения замысла, стиль;
2. Оригинальность, наличие смысла;
3. Энергетика текста, образность.
Оцениваю произведения согласно парадигме развития современной литературы. С некоторыми основными категориями можно ознакомиться в статье Владислава Сикалова"В зоне абсурда" ("Зеркало недели" N12 (792), 27 марта 2010 года) или здесь (копия статьи).
1. Литвин В.В. Лунные котята - дорога домой
1. Интересная стилизация под ритмизованную прозу. Получилось создать атмосферу, я бы сказала, "станцевать вальс на лезвии ножа". Но вальс с самим собой, с мечтой, которая никогда не сбудется. На мой взгляд, это произведение об одиночестве и потере самого себя, об отражениях, каждое из которых ненастоящее, но истинное в определенное мгновение. Котята - утраченное детство, тени - нереализованная сексуальность, главный герой - то отражение, которое видят окружающие, и в чем-то оно ненавистно (сравнение с крысом). Но самый интересный Принц, как мне кажется, он и есть настоящий главный герой, преданный самим собой, не нужный ни людям, ни миру. Осень уходит незаметно, как жизнь, и она не жестока. Все умирают. А мечта, оставшись без человека, который дал ей жизнь, только и может бродить среди опавших листьев, так и не воплотившись в реальности.
Как и всякая ритмизованная проза, текст вызывает очень много ассоциаций. Как и всякая ритмизованная проза, она сложна и в написании, и для восприятия. Работа с ритмизованной прозой - признак профессионализма.
Говорить о стиле не считаю нужным: в ритмизованных произведениях он зачастую не определяется.
2. Что касается оригинальности, то здесь сложнее.
Присутствуют штампы:
"- Вы не скажите, как пройти в библиотеку?"
"Танцевать - не целовать, и разговаривать - это тоже не целоваться."
Также есть неоправданная повторяемость и каскадность, не подкрепленная эмоционально:
"Я почесал лоб.
Я почесал затылок."
Неоправданное противопоставление старости и молодости, поскольку герои как таковые отсутствуют. Герой один - рассказчик.
Также неоправданно смешение сказочных элементов Европы и Японии, хотя понятно, что на сегодня эти мифологии наиболее активны в нашем обществе.
Еще более неоправданный уклон к стебу. Если в сравнениях с крысом еще проглядывается попытка психологического построения образа, то это
"Я вынул из воздуха лист зеленоватого шелка и размашисто, как японские иероглифы, широкой кистью начал выводить русские буквы: Увяла роза. "Заморозки, однако", - Подумал чукча. " - неудачная попытка стебного юмора.
Оригинальность, без сомнения есть. И, на мой взгляд, она проявилась наиболее в том, что читателя "обманывают": хотя повествование ведется от первого лица, но истинным героем является тот, кто в конце требует назад свой золотой, свою загубленную жизнь.
Смысл тоже есть, но, подозреваю, что я, как читатель, вкладываю в это произведение совсем другой смысл, нежели автор. И безысходность этого рассказа мне не нравится.
3. Хотя атмосфера произведения должна быть легкой и печальной, как ранняя осень, но мне все время казалось, что эта "легкость" - легкость тлена, а печаль - гниение листьев под ногами, которые только кажутся золотыми. Почему-то мне стало немного гадко. Мне не нравится энергетика этого текста.
Образность же зачастую излишня, перехлестывает там, где это не нужно. Чувствуется, что произведение делалось как стилизация под ритмизованную прозу.
2. Кутай В. Сказка о заветном слове
1. Еще одна стилизация, но уже под "старорусский стиль". Стиль этот неоригинален и безлик. Кто бы сейчас не работал в нем, выделиться особо не сможет. На мой взгляд, сейчас работа в таком стиле является признаком непрофессионализма, поскольку такие произведения поверхностны, и писать их, честно говоря, легко: минимальная ритмизация, изменение порядка слов, подходящая тема - вот и готова еще одна сказочка про что-нибудь доброе, мудрое, вечное на псевдоисторической основе.
Обычно я даже не дочитываю произведения, написанные в подобном стиле, поскольку не жду от них ничего примечательного. Не могу сказать, что и этот текст поразил меня в самое сердце или заставил задуматься.
Кроме того, произведение нуждается в вычитке на ошибки и опечатки.
2. Как я уже сказала, оригинальностью произведение не блещет. Да и мораль, которая заменяет здесь смысл, затерта до дыр.
3. В тексте нет какой-либо энергетики. Он похож на десятки ему подобных. Образность даже не функциональна - она часть антуража, необходимого для этого стиля.
3. Цуркан В.А. Проклятие Мессинга
1. Рассказ вызвал у меня противоречивые чувства. С одной стороны, читается легко, и, вероятно, также легко забывается, поскольку по стилистике похож на стандартные фантастические рассказы, которые могут принять к печати - здесь любые эксперименты не нужны и даже вредны. С другой стороны, в рассказе есть попытка объединить "научность" (рассуждения о ДНК, геномах и т.д.) и психологию (переживания и мысли главного героя). Для фантастики это интересно и нетипично, хотя именно в этом соединении - будущее фантастики. Хотя сказать, что автор далеко пошел по этому пути, я не могу.
Яркий авторский стиль в этом рассказе, на мой взгляд, также не проявился.
2. Также, с одной стороны, рассказ не оригинален, поскольку рассуждения о пророках и предсказателях уже стали в фантастике общим местом, а про Мессинга не писал и не снимал только ленивый. Но с другой, я думаю, автору все-таки удалось найти какую-то свою грань этой темы, ведь рассказ не хочется бросить читать на полуслове. Хотя в конце складывается впечатление, что текст писался ради последней фразы.
Но смысл в рассказе, без сомнения, есть. Другой вопрос: как его воспримет читатель, и какие выводы сделает.
3. Энергетика текста нулевая. Своеобразная "вибрация" ощущается только в кульминационной сцене, но слишком слабо, чтобы зацепить. Если бы герои были более прописаны, а психология раскрыта, наметился некий конфликт со своими выразителями, то рассказ заиграл бы живыми красками. Образность здесь нужна только на психологическом уровне.
4.Лысенко С.С. Кольцо Всевластья
Пользуюсь своим правом не оценивать это произведение.
5. Шемяков А.В. Планета Айс-2094.Ru
1. Огромные абзацы, неровная ритмика, во второй половине рассказа идет медленное соскальзывание в "старорусский стиль" повествования в его ритмизованном современном варианте. На мой взгляд, это огромный минус.
Оригинального авторского стиля в тексте я также не увидела.
2. Не могу сказать, что что-то подобное я уже читала, но и ощущения новизны также нет. Смысл. Ну, не понимаю я, в чем смысл этого рассказа. Шутка - не более того.
3. Энергетика текста нулевая. Много слов, эмоционально не связанных между собой, повествование похоже на тараторенье в пьяной компании. Главный герой мог бы стать ярким образом, этот потенциал у него есть, но рассказ не предусматривает развитие любых образов.
6. Границын В. Уходи и не возвращайся
1. Рассказ написан живо, интересно, ярко. Хорошо прописана динамика. Органично развивается сюжет. На атмосферном уровне рассказ тоже очень объемный. Прописаны детали, штрихами описан мир - это, на мой взгляд, явные признаки профессионализма.
Удачно использованы каскады, причем они не только описывают действие, но и создают движение атмосферы:
"Шампанское в холодильник. Ужин в микроволновку. Ожил визор. Реклама. Криминал. Ток-шоу. Опять реклама. Снова какое-то шоу... "
Использован монтаж, "кадр" четкий и прописанный.
Автор чувствует текст, используя разные приемы передачи информации (и зачастую наиболее эффективные). Это и сухой не описательный диалог, когда важны только голоса, и психологические детали, как улыбка андроида, когда нужно обратить внимание на развитие образа, и др.
Герои типичны, и одновременно - это личности. Для сегодняшней фантастики такое сочетание достаточно редко, поскольку сейчас фантастика, как и фентези, больше тяготеет к типажам. Но за этим сочетанием, на мой взгляд, будущее фантастики.
Я бы сказала, что в этом рассказе есть авторский стиль.
2. С опаской говорю это, но думаю, что рассказ оригинален. Оригинален своей идеей. "Уходи и не возвращайся". Но не беги от проблем и реального мира, а уходи, чтобы построить новый мир, не разрушая старый. Зачем строить на костях? Зачем воевать с тем, что уже мертво? "В конце концов, если настоящие женщины не желают иметь детей, то чем они лучше искусственных?!" Люди не стали роботами, они просто перестали быть людьми, тени, тлен, отражения себя настоящих. И на самом деле настоящим людям остается только уйти из виртуального мира, в котором не осталось любви, в котором не хотят жизнь, творить, а хотят только брать. Брать для себя. И использовать всех и вся. Как же описанный в рассказе мир похож на наш...
Уйти, чтобы мир не умер, чтобы жизнь продолжалась. И какая разница, если технологии могут помочь этому исходу из виртуальности и фальши?..
Рассказ очень современен, и в этом его оригинальность и глубокий смысл.
3. Текст очень образный на уровне деталей, за счет образов героев и психологического и идейного пластов. Энергетика текста позитивная, я бы даже сказала, искрящаяся этим позитивом, неубиенностью жизни, которая, как росток, все равно пробьется через асфальт.
7. Грог А. Химия и Жизнь
1. Написано хорошо, чувствуется стиль, но как-то мутно. Соскальзываешь со слов, как с желе. Изрядно мешает "старорусский стиль", не верю я, что в будущем будут так говорить, даже через 400 лет после исчезновения с лица земли Москвы белокаменной. Правда, возможно, это просто не мой текст.
2. Смысл в произведении есть, хотя и изрядно избитый. На рассказы о страшном суде извели уже не одну сотню тонн бумаги, да только никто так и не поверил и не покаялся. Я к чему это говорю: мораль работает только в том случае, если подается через героев или очень яркий, архетипический, прочувствованный образ - сейчас иного пути нет. А здесь герой - кукла со стеклянными глазами, через которые, но не которыми, читатель видит рассказ. Поэтому текст ощущается отстраненно.
3. Яркий образ здесь только один - желе, хотя мне оно видится желтым, а не пепельным. Но этот образ какой-то компьютерный... как из атмосферной игры-стрелялки, которых немало развелось за последние десять лет. Такая же и энергетика текста - интеллектуально-компьютерная, ведь думать в этом рассказе все-таки нужно.
А вот смысл названия "Химия и жизнь" я так и не поняла. Хотя и "Время платить" слишком прямолинейно.
8. Байбаков С. Не сшитый фолиант
1. Я тоже читала "Молот ведьм". За одну ночь. Потому что оторваться от этой жуткой книги, если понимаешь ее, невозможно. А понять эту книгу можно только тогда, когда сознаешь, что этот жуткий бред - не фантастика, что за каждой страницей этой книги стоят десятки смертей, что каждое слово в ней плачено кровью и страданиями. Буквально, а не для красивого образа.
Ваш рассказ - фантастика. Ему я не верю ни секунды. Нет профессионализма в том, чтобы пересказать пытки, описанные в историческом документе. Профессионализм был бы в том, чтобы передать боль тех, о ком Вы пишете, отчаяние и непонимание Вашего героя, но чего нет в этом рассказе, того нет.
Излишняя детализация, неоправданно замедленный "кадр". Да и сам кадр, по сути, отсутствует, ведь за словами не стоит картинка.
Герой неживой.
Кроме того, текст нуждается в вычитке, чтобы не было подобных фраз:
"Против своей воли я направился к столу и уселся за него. На нем стояла чернильница, и лежал пучок перьев".
Хотя, возможно, рассказ слишком много вычитывался, и от этого потерял всякую жизнь.
2. Оригинальности в рассказе я не увидела. Смысл заменен непрочувствованной моралью.
3. Энергетика текста нулевая. Слова не наполнены личным эмоциональным опытом автора, не создают неповторимый авторский ритм, образная система отсутствует, поскольку образы-символы также не прочувствованны.
9. Дроздов А.Ф. Второй шанс
1. Вот уж не думала, что такая избитая тема может быть решена так ярко. Чувствуется профессионализм. Во всем. В описаниях, в построении кадра, в диалогах, в тонкости прописанных образов, в кинематографичных деталях. Есть авторский стиль. И, возможно, поэтому мне хочется чего-то большего. Еще и еще. Сильнее. Ярче. Чтобы запомнилось. Чтобы достало до самой души. Посмотрим, насколько это рассказ запомнится.
2. Вот этот текст как раз такой, где мораль не подменяет смысл, поскольку она прочувствована самим героем. И хочу обратить внимание на один момент: когда гибнет девушка и главный герой, по сути, платит ее жизнью и счастьем за свой второй шанс, он с легкостью соглашается начать с начала, хотя до этого был полностью добропорядочным, совестливым человеком. Это самая адекватная реакция в подобной ситуации, хотя на первый взгляд она может показаться неправдоподобной.
Нельзя сказать, что описание эпохи близкого нам всем прошлого оригинально, но в данном случае найдены яркие нотки. Герои и типажи гармонируют, время наполнено событиями, нет ничего лишнего, весь текст подчиняется внутренней логике, а не идеологическому заказу и моде. В этом, без сомнения, оригинальность рассказа.
3. Атмосфера динамичная, кажется, что не читаешь, а смотришь фильм. Энергетика текста высокая, но без всплесков. Этого, сознаюсь, мне не хватило, чтобы оценить рассказ очень высоко. Иногда профессионализм может сыграть такую шутку, когда слишком хорошо умеешь контролировать то, о чем пишешь. И главным образом, очень удачным и ярким, на мой взгляд, в этом рассказе является образ потерянного поколения, утратившего свой шанс на рубеже 90-х. Искренностью и пониманием трагедии потерянного поколения рассказ и цепляет. Рассказ преподносит хороший урок всем, кто может разделить судьбу тех, кто отказался от своего шанса и отказывается до сих пор.
10. Дерябин Г. Саранча
1. Текст очень плохо отформатирован. Автор, поработайте над этим - уважайте читателя. Если лет десять назад можно было сослаться на компьютерную безграмотность, то сейчас подобное может свидетельствовать о непрофессионализме. Эта одна из причин, почему текст не хочется читать дальше. Вторая причина - американский колорит, изрядно поднадоевший. Особенно из-за того, что авторы, пишущие о других странах, часто знают о них исключительно по книгам и фильмам. Стиль заимствованный из среднестатистических американских страшилок.
2. Не увидела в тексте оригинальности ни в сюжете, ни в героях, ни в апокалипсисе, ни в пугалках. Текст фрагментарный, нецелостный. Смысла этого рассказа тоже не уловила. Кроме того, мне он не запомнился.
3. Энергетика текста нулевая, образы используются как элементы декорации.
11. Вдовин А.Н. По ту сторону себя
1. Рассказ очень хорошо написан, увлекательно, интересно читать, пытаешься догадаться о причинах странных событий. Большое внимание уделено языку, удачна и сама стилизация под описываемое время. Чувствуется профессионализм автора, хотя говорить о стиле я не рискну. Вы ведь переводчик, благодаря работе умеете перенимать любые стили. :)
Но есть и некоторые минусы. Рассказ распадается на две части: в первой половине "репортер" штаб-ротмистр Окунев, во второй - Александр Лещинов. Эти две части ни на одном из уровней не сходятся и не образуют общую кульминацию. Проблема и с самим конфликтом. Если в первой части конфликт между Окуневым и Семеном Лещиновым прописан ярко, то конфликт второй части между Семеном и Александром теряется на фоне первой части. Кроме того, конфликты тоже не сходятся, хотя должны были бы сойтись в образе Семена Лещинова, образовать некий конфликтный треугольник Окунев-Семен-Александр с трансформацией Окунев-Александр.
Проще говоря, у этого прекрасного рассказа есть третья часть, которой пока в тексте нет. Но это исключительно мое мнение.
2. Да, вне всякого сомнения, рассказ оригинален и подходом к теме, и самим исполнением. Яркие развивающиеся герои, кинематографичность, четко прописанные детали и сцены. Психология, атмосфера. У этого текста немало плюсов. А вот смысл у этого рассказа немного от меня ускользнул из-за отсутствия смысловой кульминации, которая должна там быть. Гибнущая страна, меняющийся мир, переламывающий человеческие судьбы, судьбы лучших... У Вас получилось об этом написать. Но зачем Вы об этом писали, пока мне непонятно, в чем смысл этого рассказа для Вас лично, из текста не видно.
3. Энергетика текста очень высокая, с динамичными переходами и всплесками, но без кульминационного взрыва. Рассказ образный на всех уровнях: от деталей-образов до образов всех героев, как главных, так и второстепенных.
12. Усачов М. Люлька
Пользуюсь своим правом не оценивать это произведение.
13. Капустин В. Источник боли
1. Рассказ написан интересно, хотя как-то немного... обычно, что ли. Хочется узнать, что случится дальше. Непроизвольно сравниваешь описанный мир и мир реальный, это позитив и свидетельство профессионализма автора. О стиле не скажу, поскольку рассказ достаточно ровный, одинаково выразительный, но не новаторский в стилистике.
2. Не могу сказать, что рассказ оригинален, поскольку он очень традиционен для фантастики своего жанра (в хорошем смысле), но что-то неуловимое, новое в тексте, вне всякого сомнения, есть. И смысл, проявленный через атмосферу печали и ярких героев, здесь тоже понятен, хотя смысловая линия так и не дошла до своей кульминации. Мир гораздо больше тех нескольких страниц, которые ему посвятил автор.
3. Энергетика текста достаточно высокого уровня за счет ярких сквозных образов ангелов, умирающей Анны и мрамора. Атмосфера рассказа печальная, слезная, как песня струй осеннего дождя. Кроме того, мне кажется, что у этого рассказа может быть яркое и интересное продолжение, герои бы такое решение автора одобрили бы. :) Кроме того, потенциал текста и мир позволяют написать на основе этого произведения полноценную повесть.
14. Молотов В. Успеть все
1. Рассказ написан неплохо, но без каких либо изысков. Язык стандартен, авторский стиль не ощущается, хотя образы прописаны довольно неплохо. Почему-то, кажется, что у героев есть прототипы, или же это так воплотились типажи?.. И лично мне надоело читать о серых людях с несбывшимися мечтами и смерти. Это уже, честно говоря, симптоматично, хотя и не в отношении к этому рассказу, а к фантастической (и не только) литературе в целом.
2. Честно говоря, оригинальности не увидела. И смысл... В чем смысл этого произведения? В том, что нельзя надеяться на отпущенное время? В том, что жизнь конечна и все умрут?.. Не знаю, не вижу смысла в происходящем. Даже мораль не используется для придания смысла произведению.
3. Энергетика текста низкая, без всплесков, хотя и стремится к кульминации благодаря образам ворон и креста. Образы используются как части декораций, иногда на грани с символами, это не плохо, но, как по мне, мало для создания образной системы.
Послесловие
После прочтения рассказов из 6-й группы мне грустно и даже тревожно. С разной степенью мастерства и ощущения мира и текста почти все авторы пишут о смерти. Только некоторые пишут о жизни и почти никто - во имя жизни, что, без сомнения, сложнее всего.
Конечно, каждое стекло, которыми являются и все рассказы, ведь пишутся они людьми со своим мировоззрением, - немного зеркало. В каждом таком стекле отражается что-то от личности автора, и, читая чужие рассказы, все равно каждый ищет там себя, читает о себе и для себя. Но мрачности общего фона этот психологический нюанс не снимает.
Хотя я понимаю, что подобный негативный, серый, по-Библейски "теплый" настрой - поскольку настоящее зло мало кто из тех, чьи произведения я прочитала на этом конкурсе, оказался способен написать (или не посчитал нужным, что в данном случае не принципиально) - царствует во всей современной литературе, достаточно инфантильной и мало профессиональной... О смерти пишут много и ярко в подростковом возрасте. Но, коллеги, нам же уже не по шестнадцать!
На мой взгляд, этот конкурс был организован не для развлечения (для развлечений конкурсов предостаточно), а для того, чтобы авторы, которые хоть немного ощущают себя литераторами и стремятся к профессионализму, могли встретиться. И такая встреча - хороший повод задуматься, что и зачем мы пишем.
И ответить на эти вопросы каждый может только наедине с самим собой.
Творческого вдохновения, сил, времени и скорого прихода весны и за окном, и в сердце. Ибо весна есть жизнь, и только ради жизни стоит творить и стремиться в будущее.
Успехов всем нам!
Если кого-то несправедливо обидела или зацепила, прошу прощения - это не было моей целью.
Для обсуждения рассказов, если таковое будет нужно, милости прошу в комментарии.