Хисамутдинов Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Традиционная мужская пляска, как часть подготовки бойца рукопашника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это скорее не статья, а доклад , прочитанный мной на конференции Центра Традиционных Русских Боевых Искусств в Твери в июне 2010 года.


   Включая в процесс обучения бузника практику русской пляски, я преследую несколько целей. Помимо того, что человек знакомится с традиционной культурой (а это не маловажно), он приобретает навыки, которые впоследствии помогут ему более быстро и на новом уровне усвоить те знания, которые будут посвящены "чистой" борьбе. Немного ниже я раскрою эту тему более подробно.
   Сейчас же поговорим о мужской пляске, которая является частью традиционной культуры - фольклора. Для лучшего взаимопонимания определимся с понятийным аппаратом. Фолькло?р -- это вид коллективной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме. Основные категории фольклора - это коллективность, традиционность, формульность, вариативность, наличие исполнителя, синкретичность. В данном случае нас интересует синкретичность.
   Синкретизм (от греческого synkretismos - соединение) - 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга); 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (например, различных культов и религиозных систем в поздней античности - религиозный синкретизм периода эллинизма).
   Как мы видим, одним из признаков фольклора является синкретизм - соединение, взаимосвязь. Из этого определения, можно вывести следующее: в русской традиции пляска, трудовые навыки и борьба имели в основе единую базовую культуру движений - так называемую манеру, на которой и строились все целевые движения. Они преследовали единую цель - при множественном повторении сократить до минимума потребление мышечной силы и энергии, быть максимально физиологичными, не иметь негативных последствий для здоровья при длительном употреблении. Можно объединить эти функции двумя терминами: эффективность и гармоничность.
   Пляска -- производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте и т. п. материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890--1907)
   Традиционной мужской пляской мы будем считать все, обозначенное в этой дефиниции при условии участия в процессе человеческого существа мужского пола. В данном, конкретном случае, это: перепляс, подгорного, ломание, русского, казачок, лунек, яблочко, каланиха, семдесят четвертая, шараевка, веселого, потешного, на-задор, под-драку, скобарь, горбатого, собака, мамонька, парная пляска (барыня, всевозможные кадрили, ланце, пляска с платочком) и многие другие, в основном, название свое получившие от наигрыша гармони, под который исполнялись.
   Итак, чего мы добьемся, включив обучение традиционному русскому плясу в курс бойца - рукопашника?
   Начну с коленец. Коленца, такие, как: замашка, Бузовка, Жаворонок, Жур, Соколик, Толкушка, Волчок, Столб, Крест, используемые в плясе, переводят на уровень подсознания универсальные движения, пригодные как для атаки, так и для защиты, но здесь, выполняемые под музыку, в непринужденной обстановке, что исключает психологическую усталость, присутствующую у большинства тех, кто пытался отрабатывать одно и то же движение многоповторно, преследуя цель, доведения его до автоматизма.
   При регулярных занятиях плясом можно отметить прогресс: в гармоничности движений, выносливости, координации, обострении чувства дистанции, точности. Пляшущий начинает задействовать разные ярусы ведения боя, повышается ловкость. Пляска подготавливает к бою лежа, сидя, на корточках, отрабатывются различные перемещения в сильном положении, повышается вариативность действий бойца, развивается умение импровизировать. Появляется цельность движения, выстраивается правильная, сильная конструкция, приобретается манера Бузы.
   Далее разбираются несколько основных коленец в Бузе и их применение в труду и РБ
   Замашка - движение сеятеля. Защитное движение, замах для удара.
   Бузовка - косьба. Защита, удар, выбивание оружия. Основное движение в бузе.
   Жаворонок - любое закручивающее движение. Применение принципа пары сил. Боевой бросок, болевые воздействия.
   Жур. Удары ногами, уход от атаки
   Толкушка используется при рубке дров. Помогает ускорить процесс обучения способу взрывного исполнения боевого движения
   И т.д. и т.п.
   Ниже приводятся упражнения, которые помогают развить умения и навыки, нужные бойцу - рукопашнику , подаваемые в полуплясовой-полуигровой среде:
      -- Зеркало: заводящий показывает плясовое движение на три счета. Четвертый счет - пауза, на первый счет следующего такта участники повторяют движение в том же ритме, плотно, гармонично, находясь в сильной конструкции, возвращаются в исходное положение.
  
      -- Земля и метеориты. Пляшущий в центре круга стоящих партнеров, не прекращая пляски, не ломая ритма, уходит от ударов, захватов за руки, одежду. Разрешается использовать только плясовые движения, коленца.
  
  
      -- Перепляс. Парная пляска, где каждый по очереди демонстрирует свое умение - акробатические трюки, прыжки, коленца, перевороты. Во время пляски пляшущий старается зайти за спину товарищу
  
      -- Каруселиха игра - танец - спарринг, где оба партнера могут проявить свои как плясовые, так и боевые умения. Под плясовой наигрыш гармони (могли использоваться балалайка, бубен) и драковые частушки, исполняемые зрителями, плясуны выполняют маховые удары ногами, находясь на дистанции, с которой бьющая конечность не достигает цели, но проходит в опасной близости от нее. С появлением куража, в ход идут элементы прикладной акробатики: колеса, кувырки, прыжки, схожие с коленцами присядки; хлопушки.
   В игровом процессе задействованы три яруса - нижний, средний, верхний, что вырабатывает навык работы по всем уровням. Также оттачивается чувство дистанции, умение пользоваться силой инерции, уход от "мертвых точек", понимание применения "Покачи". Руки непроизвольно выполняют "Бузовку".
   Каруселиха довольно энергозатратна, поэтому при длительном исполнении движения практикующих становятся более экономичны, "выключаются лишние" мышцы, в итоге мы получаем повышение выносливости и умение сводить к минимуму мышечные усилия.
  
   Использование музыкального сопровождения и пение частушек позволяет глубже понять психолого-философскую сторону русского боевого искусства. В отличие от восточных стилей, где от адепта требуется совершенное спокойствие во время схватки, русская традиция определяет состояние война словом "кураж" - веселая злость, игривость, задиристость.
  
   Итак, включение в тренировочный процесс хотя бы 2 часов в месяц занятий традиционным плясом вносит разнообразие, снимает психологическую напряженность, улучшает боевые качества, расширяет кругозор бойца, делает его ближе по духу и мышлению к русскому народу.
  
  
  
  
  
  
  
  

3

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"