Аннотация: Сценарий-ретро.
О событиях,которые были ещё так недавно и уже так давно...
У КАЖДОГО СВОЯ КРЫША.
(киносценарий)
КРЫША: - верхняя часть здания, служащая
его покрытием и защищающая от
атмосферных явлений,
- связи во властных и правоохрани-
тельных органах,
- покровительство,
- место жительства,
- шляпа,
- roof (анг)…
Поздним вечером на перроне железнодорожного вокзала.
Моросит мелкий дождь. Пассажиры кучками суетятся у вагонов. Диктор объявляет посадку на поезд. Проводники, с важным видом, не спешат впускать мокнущих пассажиров в вагоны.
При входе в вокзал, у окна маячит фигура долговязого мужчины в длинном плаще непонятного цвета. В широкополой шляпе, потерявшей уже свой первоначальный вид, что, конечно, можно списать на моросящий дождь.
Человек не спешит входить в здание вокзала. Он курит. Но, приглядевшись к нему какое-то время, можно заметить, что он что-то высматривает в светящихся окнах вокзала.
Двери хлопают туда-сюда. Пассажиры, кто - с огромными баулами, кто - с нагруженными тележками, снуют то - на перрон, то - обратно. Челноки. Можно подумать, что совершается какое-то переселение народов. Картину дополняют разгуливающие цыганки с чумазыми детьми.
Внутри вокзала уютнее, чем на улице. Счастливчики, которые умудрились занять места, дремлют, краем глаза следя за вещами. Остальные жмутся к стенам, колоннам. Кто - на корточках, кто - заморившись, развалились на полу.
У билетных касс, как всегда, очередь. Билетов нет, но люди всё равно чего-то ждут и надеются.
Кассирша в окошке деловито что-то перекладывает с места на место, изредка постукивая пальцами по клавиатуре компьютера.
--
Свободных мест нет, - объявляет она.
Волнение прокатывается по очереди и затихает. Никто, в общем-то, не скан-
далит. Все всё понимают, да к тому же кассирша - миловидная. Хоть и не девочка уже, но выглядит ещё (или старается) привлекательной.
За стеклом над окошечком табличка:
"Вас обслуживает Тимофеева А.В."
Теперь становится понятно, что (а, вернее, кого) высматривает человек в плаще и шляпе. Хоть далеко и через окно, но ему - видно.
Касса. Окошечко. В нём - кассирша.
Кончившаяся сигарета обжигает человеку пальцы, но он не выкидывает её. Достаёт новую и осторожно прикуривает от окурка.
ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД.
Касса. Окошечко. В нём - та же кассирша. Компьютера ещё нет. Она кладёт телефонную трубку:
--
К сожаленью, вам не повезло. На "198" свободных мест нет.
У окошечка склонился мужчина. Что-то в нём знакомо. Всё тот же плащ,
только - новый и светло-серый, та же модная широкополая шляпа. Да и весь вид, как из журнала мод.
--
Как знать, как знать… В последнее время мне только везёт.
--
Счастливый, - задумчиво завидует кассирша.
--
А зовут вас - Аня, угадал? Анжела?..
--
Алла, - улыбается девушка.
--
Меня - Стас. А поскольку, билетов нет и, надеюсь, не предвидится, то
такая симпатичная девушка не оставит в беде одинокого мужчину.
--
Командировочный, небось?
--
А похож?
--
Да нет вроде, - опять улыбается девушка.
--
То-то же. Разрешите представиться - свободный художник, в поисках
впечатлений и натуры, волею судьбы залетевший в ваш, наверное, прекрасный город.
- Вечером будет "14"-скорый. Я попрошу сменщицу, она забронирует вам место, - перебивает девушка. - Вас устроит?
- Отлично! В долгу не останусь, - переходит на шёпот Стас. - А когда вы сменяетесь?
--
Подойдите через полчаса…
По привокзальной площади летит Стас, развевая длинными полами своего
плаща, словно, крыльями.
Из киоска звукозаписи гремит музыка, что-то под Армстронга. Музыка - что надо. Как раз под настроение.
Возле цветочного ларька Стас задерживается. Но заморенные, полузавявшие гвоздики госторговли его не устраивают, и он летит дальше.
Огибая с ловкостью прохожих, он чудом ни с кем не сталкивается. Кое-кто оглядывается на странного субъекта и, в зависимости от характера, улыбается или недовольно ворчит.
На другой стороне привокзальной площади у гастронома - цветочный ряд. Выбор здесь большой. В ведёрках и банках у бабок - только что срезанные цветы, ещё влажные от росы или, скорее всего, обрызганные водой для товарного вида.
Стас выбирает розы. Белые розы.
Из киоска звукозаписи, уже другого, звучит та же музыка. Видно, самая популярная новинка на данный момент.
Заметно, что Стас в ударе. Бывают в жизни такие моменты, когда всё удаётся и кажется прекрасным, безо всякой на то причины.
Долговязая фигура в плаще и "ковбойской" шляпе устремляется к вокзалу. Но не по переходу, а прямо через площадь. Так же, как и раньше среди прохожих, Стас лавирует между движущимся транспортом. Какое-то такси резко, с визгом, тормозит. За ним - троллейбус. Образуется небольшая "пробка".
Но Стас уже далеко.
Взвод солдат во главе с лейтенантом приближается к вокзалу. Замыкает строй старшина.
Стас не успевает проскочить первым в двери. Ему приходится ждать, пока новобранцы в неуклюжих шинелях, с вещмешками пройдут в помещение вокзала.
Последний солдатик, замешкавшись, застрял в дверях. Тут же раздаётся окрик старшины:
--
Полехин! Мать твою!…
Подземный переход. У стены - уличные музыканты исполняют песню религиозного содержания.
Солируют двое детей: маленькая девочка и мальчик, чуть постарше. Им подыгрывает на гитаре бородатый мужчина. На повторах в аккомпанемент вступает женщина со скрипкой.
Песня жалостливая, с простыми словами, но очень искренними, что-то про "Боженьку".
Чистые детские голоса заставляют прохожих задержать свой суетный бег, и заворожено внимать уличным музыкантам.
Не исключение и Лёха Полехин, который останавливается, привлечённый красивой мелодией. Но это уже не тот молоденький солдатик. Время или что-то ещё отложило на нём свой отпечаток. Заметная седина и ссутулившаяся фигура изменили его облик в не лучшую сторону.
- Бабушка, а мы дадим им копеечку? - спрашивает пожилую женщину какая-то девочка в красной вязаной шапочке.
Песня кончается. Музыканты решают, что исполнять дальше.
--
"Таганку" давай! - кричит кто-то из подвыпивших. - Таганка! Все ночи
полные огня-я-я!…
Полехин собирается уходить. Но вновь начинается песня и он остаётся.
Женщина из "библейской миссии" обходит слушателей и раздаёт религиозную литературу.
--
Приходите к нам. Мы собираемся каждую пятницу в семь часов в ДК
заводского района.
В руках у Полехина брошюра с названием "Благая весть".
- Бабушка, ну дай копеечку, - просит девочка. Ей очень нравится, как поют её сверстники.
Вдруг Полехина оглушает тишина. В глазах то - темнеет, то - светлеет. Детишки поют, но звука не слышно. У Полехина подкашиваются ноги. Он оседает и валится на каменный пол.
Песня обрывается. Только скрипка ещё взвизгивает пару раз.
--
Человеку плохо!
--
Кто-нибудь из врачей есть?
--
"Скорую" вызывайте!
Люди обступили Полехина. Кто-то приподнял ему голову.
--
Бабушка, а что, дядя пьяный? - спрашивает любопытная девочка
пожилую женщину.
На кухне свистит чайник.
Стас просыпается в постели. Вставать не спешит.
Разглядывает фотографии на стене, на которых изображена Алла в разные периоды своей жизни.
На кухне сама Алла в халате "колдует" над плитой. Неожиданно вздрагивает от прикосновения. Это Стас, тихо подкравшись сзади, обнимает её. Целует в шею. Счастливая Алла не против, но продолжает готовить кофе.
--
Тебе когда на работу? - спрашивает Стас.
--
Я подменилась на сегодня. Позвонила с утра Нельке. Она согласилась…
--
Отлично, - заключает Стас. - Значит: целый день вместе.
Передают известие о прибытии в страну комиссии МАГАТЭ, для проведения научной экспертизы на заражённых землях от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
--
А, знаешь, я тут сдал своё художество за приличную сумму. Надо бы отметить. Как ты смотришь на то, чтобы посетить какое-нибудь ресторанное заведение?
--
Ты, что, на самом деле, художник? - не верит Алла.
--
Карандаш, бумагу, - требует Стас то ли в шутку, то ли всерьёз.
--
Да, ладно, - смеётся Алла. - Верю…
--
Давай, давай, - настаивает Стас.
Алла, пожав плечами, идёт искать в комнату что-нибудь подходящее для рисования. Стас, между тем, залпом выпивает горячий кофе.
Алла курит, позируя. Стас быстрыми ловкими движениями руки наносит контуры, штриховку… Видно, что он не новичок в этом деле.
Через пять минут, когда сигарета кончается, портрет готов. Алла в восторге от поразительного сходства. Но не это главное. Большие печальные глаза женщины на портрете выдают мастера, который сумел увидеть то, что в повседневной жизни и не заметишь.
--
А Нельку можно с собой взять? - спрашивает Алла.
--
Куда ж без неё… - шутит, вроде бы, Стас.
В поле трактор перепахивает землю.
В самом посёлке дезактивация тоже идёт полным ходом. Но не учебная, а самая настоящая..
По безлюдной сельской улочке двигается пескоразбрасыватель. Личный состав рассредоточен по местам работы. Все работы производятся при полной экипировке: в защитных комбинезонах, в противогазах…
Как в фантастических фильмах, странные существа копошатся на своих отведенных участках.
Опрыскивателем занимаются два "марсианина". Они из шланга поливают дезактивирующим раствором здание сельской конторы. Окна и крыша покрыты грязными плямами.
Когда насос выходит из строя, они обмениваются жестами. Затем отправляются в сторону жилых построек.
В самой обычной сельской хате они срывают противогазы. Это - Лёха Полехин и Козлов Николай, они утирают красные вспотевшие лица, переводят дыхание.
Козлов, как хозяин, начинает что-то искать.
--
Не может быть, чтоб не было. Не может… - приговаривает он.
За окном с рёвом проезжает БТР, облепленный лупоглазыми существами с обрубленными хоботами.
--
Вот она родимая! - доносится из подпола радостный возглас Николая. Затем показывается его голова с трёхлитровой банкой, наполненной мутной жидкостью.
--
Да тут на целый взвод хватит! - улыбается он. - И закусон - огурчики…
Полумрак небольшого ресторанчика.
Столики ещё пустуют. А кабины вдоль стен уже заняты. В одной из них официант обслуживает Стаса с подругами.
--
А я месяц назад была на выставке художника Глазунова, - замечает Нелька, между прочим, после первого тоста. - А как вы относитесь к Глазунову?
--
Нелли, художники не всегда те, кто имеет персональные выставки, - разглагольствует Стас. - А что касается Ильи… талантливый кич, не более. Конъюнктура к тому ж…
--
А Исачёва видели? - показывает Нелька свою осведомлённость в живописи.
--
Знал я Сашу. Вот художник с большой буквы. Земля - ему пухом. Давайте помянем…
--
А правда, что он употреблял наркотики? не унимается подруга.
--
Разве в этом дело? - задумывается Стас. - Давайте лучше ещё по одной…
На небольшой сцене музыканты настраивают аппаратуру.
--
Девочки, я оставлю вас на минуту - сигареты закончились, - извиняется Стас и направляется в бар. Подруги, отнюдь, не скучают, а оживлённо делятся впечатлениями.
У стойки Стас заказывает сигареты и что-нибудь выпить. Пока бармен готовит ему коктейль, он краем глаза замечает у стойки бритого наголо человека. Тот демонстративно, якобы скучая, тасует карты.
--
Как у вас насчёт игры? - спрашивает Бармена Стас. Тот - не отвечает, а глазами показывает на "бритого". Картёжник, не дожидаясь, сам предлагает:
--
Партию не желаем?
--
Было б с кем, - не глядя, отвечает Стас, потягивая через соломинку коктейль.
--
Крайняя кабина от окна, - говорит "бритый" и уходит.
В зале наконец-то начинает звучать музыка.
--
Девочки, непредвиденное обстоятельство, - извиняется Стас, - На ловца и зверь бежит. Один местный меценат предлагает услуги. Интересуется моими работами. Вы уж не дуйтесь. Я долго не задержусь…
Повеселевшие от уже выпитого, подруги не обижаются и, когда Стас отходит, хихикая, наливают себе шампанское.
Подходя к крайней кабине, Стас замечает, что она расположена под углом и не просматривается из зала.
В кабине за столиком сидит человек в чёрных очках. Перед ним - пепельница, в которой дымится сигарета.
Санитарно-обмывочный пункт.
Душевая: личный состав производит обмывание тела водой с мылом.
--
Смотри, на старшину, не дыхни, - заговорщицки советует Козлов Лёхе.
--
Надо бы таблетками из индивидуальной аптечки заесть, - смеётся тот в
ответ.
Тут-то и появляется старшина Шарипкин.
--
Мать честная! - восклицает он. - Хасанов, что с тобой? Какой гадости наглотался?..
Равиль, с зелёным ртом, объясняет:
--
Так это я… Для профилактики, значит. В медпункте йод разобрали, а зелёнка осталась, значит.
Весь личный состав от смеха заходится, хватаясь за животы.
--
Два! Нет, три! Три наряда вне очереди! - кричит, рассвирепев, старшина
Шарипкин.
Человек в чёрных очках на глазах у Стаса вскрывает запечатанную колоду карт. Начинает тасовать складыванием концов в концы. Стас сразу понимает, что партнёр - опытный "игровой".
Стас снимает, выбрав карту, подрезает ею стасованную колоду. Партнёр видит, что подрезкой сбита его подтасовка, но не отказывается. Это входит в его планы - играет на заманку, давая Стасу в начале выиграть.
Проиграв несколько раз, "игровой" уже знает расположение карт в колоде, принимает его в расчёт при следующей тасовке и легко бьет Стаса "в лоб".
Стас закуривает. Теперь его очередь тасовать. Он применяет, так называемый "баламут". Тасует таким образом, что те карты, которые в неё всовываются - из неё же и вынимаются, а потом ставятся на прежнее место. Получается впечатление настоящей тасовки, а в конечном результате колода остаётся нетронутой.
На этот раз "кон" забирает Стас.
До "игрового" наконец доходит, что перед ним тоже опытный картёжник, Он только не догадывается, что Стас - "исполнитель", который выигрывает наверняка. В стране таких игровиков несколько, и имена их известны каждому шпанёнку.
Но провинциальный "катала" не знает этого. Он достаёт из дипломата пачку "зелёных" и кидает на стол.
Стас опытным глазом оценивает сумму и отвечает всеми наличными.
"Игровой" вскрывает новую колоду. Начинает тасовать. По его манипуляциям с картами, Стас определяет так называемый "запус", когда колода уже подобрана в нужном порядке и разделена пополам - в одной собраны все нечётные карты, а в другой - чётные, подточенные с концов.
Партнёр ловко захватывает половину колоды и вкладывает её так, что каждая карта попадает через одну на своё место. В следующий раз берёт опять половину и опять всовывает через одну. При очередной перекладке карты снова попадают на свои места. Тасовка идёт очень быстро и даёт полную иллюзию настоящей.
Стас снимает колоду, Тасующий слегка сгибает одну из половинок в руке и колода незаметно ещё раз перекидывается на старое место.
Но Стас уже знает карту, какая падет "в лоб".
Когда игра окончена, Стас собирает деньги.
Проигравший растерянно барабанит пальцами по столику.
Стас благодарит за игру и собирается уйти.
Но за спиной оказывается "бритый".
--
Постой, фраерок. У нас так не принято, - пятернёй усаживает Стаса на ме-
сто.
Бывший партнёр снимает чёрные очки, протирает пальцем глаз.
--
По закону даётся шанс отыграться, - заявляет он.
--
Только на наличные, - предлагает Стас. И добавляет: - "Под ответ" не
играю…
- Хорошо, - подумав, соглашается местный катала. - Пока погуляй. Через полчаса будут наличные… А ты попаси его, - даёт он указание "бритому". Берёт дипломат и направляется к выходу.
По пути к подругам, Стас задерживается у сцены и о чём-то беседует с музыкантом.
"Бритый" занимает место у входа и не сводит глаз со Стаса.
- А вот и я! - (Заскучавшие подруги - вздрагивают) - Никудышный сегодня я кавалер. Но ничего, наверстаем упущенное…
Стас поднимает бокал, Произносит витиеватый тост, Алла с Нелькой оттаивают.
Всё это наблюдает "бритый".
На сцене к микрофону подходит музыкант и объявляет:
--
А сейчас для нашего московского гостя и его замечательных спутниц -
зажигательный танец "ламбада"!
По залу прокатывается буря восторгов. И вместе с первыми аккордами музыки - в центр выскакивают какие-то нетерпеливые бабёнки, явно хватившие лишку.
Стас шутливо, с манерами дамского угодника, приглашает своих подруг на танец.
Заволновавшийся "бритый" даёт сигнал внимания своим ребятам, чем и "засвечивает" их перед Стасом.
Танцующих становится больше, Алла и Нелька лихо выделывают "па" ламбады.
Неожиданно в зале гаснет свет. Остаётся только мигание цветомузыки.
Как по сигналу, Стас оказывается на кухне и бежит по коридору. Типичное расположение ресторанных помещений не составляет труда сориентироваться к служебному выходу. Вприпрыжку спустившись по лестнице, Стас оказывается на первом этаже в банкетном зале.
Благо: свадебное веселье там в самом разгаре и на Стаса не обращают внимания. Жених с носом, форма которого выдаёт национальность владельца, уговаривает свою невесту, совсем ещё девочку.
--
Горько! - кричит Стас.
--
Горько! Горько! - скандируют гости.
Но Стас уже в вестибюле. Плащ и шляпа в гардеробе отнимают у него драгоценные секунды.
Из ресторана выбегает "бритый" со своими ребятами. Видят, как от стоянки отъезжает такси. Кидаются к своей машине и преследуют его.
Когда преследователи скрываются из поля зрения, из-за колонны появляется Стас и быстро исчезает в арке соседнего здания.
Совхозная ферма.
В одном загоне, мыча, жмётся друг к другу скотина. В другом - тусуются с хрюканьем свиньи.
Рядом экскаватор заканчивает рытьё котлована.
У сельсовета старшина Шарипкин отрабатывает со взводом строевые приёмы и движение с оружием.
Чуть поодаль курит офицерский состав.
Тарахтит трактор. Рядовой Хасанов возится с грейдерным устройством. Одно из отделений занимается сортировкой труб и каких-то металлических колпаков.
Стоит прекрасная летняя погода. Не зная куда приткнуться, бегает взад-вперёд собака.
Перекур кончается. Какой-то лейтенант направляется ко взводу.
--
Первое отделение, - командует старшина Шарипкин, - на огневой рубеж!
К первому загону, шагом - марш!
Издали видно, как группы солдат рассредоточиваются на указанных рубежах, Неугомонная собака носится, не зная за каким отделением увязаться.
Полехин оказывается у второго загона.
Учуяв, что-то неладное, заволновались свиньи.
Тарахтит трактор. Старшина Шарипкин старается его перекричать:
--
Принять положение для стрельбы стоя!
Выдрессированный личный состав четко поворачивается вполоборота
направо к направлению на цель и, подхватывая автомат с плеча, энергично подаёт стволом вперёд.
--
Заряжай!
Полехин, удерживая автомат левой рукой за цевьё, правой вставляет магазин
и передёргивает затвор.
--
Огонь!
Раздаётся серия автоматных очередей и смолкает.
Визг свиней закладывает уши.
--
Огонь! - орёт старшина Шарипкин.
Начинается пальба. Лица солдат колотит вместе с автоматами. Сзади с кри-
--
Полехин, мать твою! - орёт старшина и бьет по автомату.
Очередь пронзает свинью. Закрутившись на месте, она валится и дрыгает
ногами. Автомат бьёт по свинье. Полехин от ужаса не может отпустить курок. Окровавленная свинья, не умирая, бьётся в судорогах.
У первого загона пальба никак не может заглушить дикий вой коров.
Тарахтит трактор.
Перепуганная собака, поджав хвост, уносится далеко в поле. Через несколько километров её загнанное сердце не выдерживает, она валится, тяжело дышит и затихает…
На траве у сельсовета сидят солдаты.
Почти все курят. Без пилоток, расстегнувшись не по форме. Никто ничего не говорит. Все молчат.
Слышатся отдельные выстрелы. Это старшина и несколько офицеров добивают раненых животных.
Снова начинает тарахтеть трактор, Это Равиль Хасанов приступает к работе. Туши коров и свиней грейдер сгребает и заполняет ими котлован.
Старшина Шарипкин руководит сооружением могильника. Третье отделение, не участвовавшее в стрельбах, устанавливает вытяжные трубы.
После всего этого над холмом остаются ровные ряды железных колпаков.
Опускается тишина. Но всё равно слышится какой-то гул.
В вестибюль фешенебельной гостиницы входят трое: солидный, с иголки одетый, чуть седоватый мужчины (Бурцев) в сопровождении двух плотных, коротко стриженых, парней. Они проходят к лифту.
Гостиничный номер.
Стас после принятия душа, сидит, в махровом халате, в кресле перед телевизором. При помощи пульта переключает каналы. Ничего интересного для себя не находит и останавливается на первой попавшейся программе.
На экране документальные чёрно-белые кадры: над Чернобыльской АЭС, словно стрекозы, кружат вертолёты. Дикторский текст комментирует: "На расплавленную зону реактора с вертолётов сбрасывались тонны песка, бора, свинца. После того как реактор был заглушен, вплоть до его окончательного захоронения (завершения строительства "саркофага") в атмосферу продолжала поступать радиоактивность до 100 тысяч Кюри…".
Затем следуют кадры шествия и манифестации в г. Минске - "Чернобыльский шлях". В первых рядах известные деятели политики и белорусской культуры: З.Позняк, В.Быков, А.Марочкин и др. Мальчик и девочка с чёрными повязками на лбу несут колокол с надписью "Чарнобыль - наш боль".
Звенит звонок, Стас отставляет банку с пивом и поднимается с кресла.