Аннотация: О субъективной сущности мировосприятия.
Предисловие.
Впервые о субъективной сущности времени и пространства автор задумался в достаточно пожилом возрасте, открыв для себя совершенно новый мир, и пытаясь сблизить строго материалистическое отражение реального мира, в котором прожил большую часть жизни, с новым осознанием и оценкой безмерного по многообразию отражения мира в каждом конкретном субъекте.
О первых потугах автора сблизить эти понятия упоминалось в книге "В тени троянского коня" (2016) [1], а затем, работая, по просьбе редакции ЭНС (электронный научный семинар), над отзывом на статью Элеоноры Левин о влиянии длительных временных циклов на интеллектуальные всплески в процессе развития цивилизованного мира [2].
Начну с последнего.
Время.
Время, - одна из наиболее сложных философских категорий, развитие которой начиналось со времен Платона и, по мере накопления знаний, приобретало различные толкования и формы. Сегодня к этой категории, как правило, относят одномерное и однонаправленное (из прошлого, через настоящее, в будущее), определение последовательности любых процессов и форм объективной и субъективной (психической) деятельности в изотропном и однородном пространстве. По мнению автора, это наиболее приемлемая форма определения времени, включающая в себя все многообразие толкований.
По мнению автора, именно к этому определению времени относит свои исследования упомянутая в предисловии Элеонора Левин, сопоставляя пятисотлетние отрезки времени с позиций интеллектуального всплеска ("часы Феникс") в культуре цивилизованного мира.
Но если мы взглянем на фактор времени с собственных субъективных позиций, появляются естественные сомнения. Одно из двух, либо время неоднородное и переменное, либо пространство неоднородное и многофакторное, что нужно учитывать соответствующими коэффициентами. В этом, автор сам себе противоречит, подчеркивая субъективность скорости течения времени, доступное к осознанию каждым конкретным субъектом (по крайней мере, человеком). Одномерность времени подобной корректировки не позволяет осуществлять.
Вот как определяют субъективное восприятие времени в разные периоды жизни и интенсивности заполнения.
Этот подход, по мнению большинства ученых, носит абсолютный характер и количественно корректируется по мере загруженности в старости..
Своеобразную коррекцию времени автор произвел в своей книге [1], пытаясь сопоставит время дарения евреям Торы с гораздо более поздним историческим временем написания греческих мифов и первых исторических сказаний восточных славян, и сопоставляя их посредством современной исторической науки. В этом сопоставлении делается попытка включения качественной оценки оси времени по рассматриваемым конкретным событиям.(своеобразный многофакторный анализ).
Пространство.
Из многочисленных значений понятия "пространство" мы рассмотрим только наиболее распространенное его значение, определенное бесконечной трехмерной протяженностью. В обиходе под этим понятием пространства понимается трехмерное (Евклидово) пространство (длина, ширина, высота), которое применимо к материальному миру нашего обитания. Но, уже в этом определении заложено некоторое противоречие, так как для определения понятия привлечен математический инструмент (сам по себе нематериальный, идеальный, являющийся широко распространенным инструментом науки, но не признанный материальной наукой, в которой господствует эксперимент и его повторяемость. Речь идет о математике..
Словосочетание "...бесконечная трехмерная протяженность..." несет в себе не конкретные материальные границы нашего дома, а воображаемые в сознании границы мира. Сама математика создается посредством идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Этот идеальный, субъективный мир является неотъемлемой частью нашего бытия и неотделим от нас, как бы мы его не пытались определить. И помогает в этом тот же математический инструмент, названный многомерным пространством.
Многомерное пространство, с математической точки зрения, это объект, имеющий не три точки координат, а больше. Четырехмерное пространство, это трехмерное с временной координатой, пятимерное имеет еще одну координату (например, эмоциональность, если мы научимся его математически определять, и т.д.).
Для чего это нужно нам, homo sapience?
Совершенно необходимо, если мы хотим, наконец, осознать и понять парадоксальную фазу сна (сновидений) и их роль, как функции живого организма [3,4,5].
Без осознания многомерности нашего мира совершенно невозможность понять поведение наших соседей по общежитию, избравших другие нормы общинного поведения. В первую очередь, это касается , так называемых homo savieticus, ограниченных шорами материализма и не способных вникнуть в многомерность мировосприятия. Это касается абсолютно всего, от фотографического отражения многообразия внешних (туристских ) объектов, до непонимания и неприятия норм поведения с первого взгляда на них. Даже образ жизни и поведение проживающих по соседству религиозных меньшинств, о котором большинство понятия не имеет, не вызывает у подавляющего большинства никакого интереса для изучения.
А, всего то, нужно осознать многомерность пространства, чтоб найти в нем место и религии, и собственной душе, и душевному миру своих близких, и о возможном месте размещения Б-жественного начала в этой нематериальной составляющей всего живого. Для этого, всего то, нужно осознать присутствие в любом организме одновременно двух начал - материального и идеального.
Материальность мира
Чудо жизни на нашей маленькой планете превосходит все творения человечества. Мы не должны оставаться полуслепыми туристами, наблюдающими из окон автобуса, вращая головы вправо и влево, или сквозь маску аквалангиста в подводном мире. Каждый обязан примерять на себя многообразие мира, вдыхать его полной грудью, пока природа (Творец) не изменил условия восприятия информации.
А как быть с объективным миром, существование которого невозможно отрицать, так как он был создан (Творцом) гораздо раньше, чем жизнь и сознание?
Мои коллеги по научному цеху, большая часть которых зациклена на материалистическом мировоззрении, даже мысли не допускают, что этот мир создан для живых существ и, как следствие, понятия не имеют, что он из себя представляет. Для них важно разобраться, какая клетка мозга хранит ту, или иную, информацию, а не как она отражается в сознании.
Что мир из себя представляет и для чего создан знает лишь Создатель и понимает до конца его сущность и назначение. Для нас смертных, он всего лишь источник информации, которая перерабатывается и отражается в сознании.
Специалист в области информатики, чаще всего не задумывается о субъективности мира, в котором уготовано место каждому конкретному субъекту, по его роли в этом мире и назначении. Для материалиста мир, и его объекты, неизменны. Только это дает ученому возможность познавать этот материальный мир, отсекая непонятное и не характерное, по субъективному мнению . Но этот профессиональный взгляд на мир, не мешает, почему то, воспринимать все виды искусства и соглашаться с материальным отражением субъективного взгляда на мир художника, музыканта, режиссера, писателя и даже фотографа.(фотоаппарата и его широкими техническими возможностями.) Искусство, в основе своей, не материально, как бы мы не желали увязать его с материальным воплощением в картину, книгу, фильм, или спектакль.
.
В этом многообразном субъективном мире совершенно конкретную роль играет и религия. Это открытие роли религии, нерелигиозным автором, окончательно перевернуло представление и о духовном мире. Оказалось, что есть область знаний, которая ближе всех подобралась к секретам жизни, и примирила все многообразие представлений о мироздании, замкнув его на, так называемом, духовном воплощении. В этом мире нет нужды "верить". В их мире в Б-га не верят. Каждый истинно религиозный твердо знает, что Творец живет в их душах, и, все, о чем шла речь в этой статье, для них не является чем-то неожиданным. Из поколения в поколение они беспокоятся о душевном состоянии своего потомства, и лишь на второе, или третье, место ставят материальную сторону жизни.