Хаврюченко Алексей Владимирович : другие произведения.

За что мы любим историю (Фантастический очерк)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Copyright c1998 Alex V. Khavriutchenko
За что мы любим историю
Фантастический очерк
(перевод с татарского)

-- Итак, детки, запишите сегодняшнее число: двадцать четвертый день 
рамадана, -- учитель Касымбек лениво прихлопнул пролетавшую мимо 
очумелую от весенней жары муху.
О Аллах, почему эти дети любят историю? Что они в ней нашли? И почему 
я уверен, что они ее любят? Хороший вопрос, не правда ли? Еще один 
хороший вопрос: за что ее люблю я? - привычно размышляет учитель.
-- А год писать?
-- Если у тебя плохая память, Хамит, можешь писать.
У Хамита своеобразное чувство юмора, и он старательно выводит "1380-й 
год хиджры".
-- Теперь, детки, строкой ниже пишем тему урока: Али, перестань дергать 
Ильмиру за косы: Нет, это не тема урока. Тема урока сегодня: Али, я кому 
сказал, прекрати, а не то:-- учитель грозит пальцем.
-- :прибежит дикий швед и утащит в горы, -- продолжает Али.
-- Вот именно -- Никогда не вредно согласиться с учеником по пустякам.
Смех в классе.
Скорее всего, большинство из них любит историю за то, что здесь не надо 
переутруждать себя размышлениями, не надо ничего высчитывать, выводить -- 
знай говори себе. Молоть языком -- не ворочать мозгами. А работа мысли с 
историей у них никак не ассоциируется. Может, вобще-то, им нравится не 
история, а урок истории? Так, наверно, вернее:
-- Ладно, посмеялись -- и будет. Тема: "Воссоединение Золотой Орды с 
Монголией. 601-620 года": Что, Махмут?
-- А разве в 601-м году Золотая Орда существовала?
Махмут -- известный баламут. Историю он определенно любит, ведь выучи 
ее -- и ты уже не такой, как все. Можно прихвастнуть перед одноклассниками. 
Но, о Аллах, почему он по-прежнему надеется переспорить меня и всех 
профессоров истории, написавших учебник. Наверно, просто выпендривается:
-- Нет, Махмут.
-- А в 620-м?
-- Тоже нет.
-- А как же могла Золотая Орда воссоединится с Монголией, если Орды этой 
не было?
-- А это, Махмут, ты уже должен был прочитать в учебнике, чтобы сегодня 
ответить на уроке: что ты и сделаешь через пять минут.
Махмут теряет всякий интерес к дальнейшему разговору и утыкается носом 
в учебник. 
Только так с ними и можно: дай им работу, чтобы не забивали мозги 
чепухой. Ну, а теперь вернемся к уроку.
-- Конечно же, вы все знаете, что к 600-му году хиджры, или XIII-му веку по 
старому летоисчислению Золотая Орда переживала период феодальной 
раздробленности. К 20-м годам эта разробленность достигла своего апогея. 
Орда раскололась на отдельные ханства, из которых самыми сильными были 
Казанское, Итильское и Половецкое.
-- Как пишется "ханство", через "м" или через "н"? - поднимает голову 
Мурат.
-- Глупый ты, Мурат. Передам Салдык-Огле, чтобы поставил тебе двойку по 
татарскому.
Сосед разъясняет Мурату, что к чему, а учитель продолжает:
-- Орда по-прежнему страдала от опустошительных набегов славян. Еще в 
1179-м году: от Рождества Христова, то есть в 557 году хиджры, коварный 
киевский князь Ярослав своим набегом разорил все Половецкое ханство. 
Правда, в следующем году знаменитый татарский хан Кончак разбил наголову 
другого славянского князя -- Игоря -- но становилось очевидным, что 
самостоятельно отражать славянскую угрозу ханства были не в состоянии.
-- А разве Кончак был татарином?
-- Салават, стыдно не знать элементарных вещей.
-- А он башкир, -- поясняет сосед и получает от Салавата в ухо.
-- Ну-ну, успокойтесь. Нельзя обвинять человека в том, что он башкир.
-- Кто был башкир? Кончак? -- опять поднимает голову Мурат:
:и получает двойку за нарушение порядка на уроке. Через минуту порядок 
уже установлен, дети отхохотались и уже слегка раздраженный учитель 
продолжает:
-- Было ясно, что для отражения гибельных набегов славянских племен, 
находящихся на более низкой стадии развития, но живших в постоянных 
войнах и бравших верх за счет многочисленности и жестокости, необходим 
сильный центр, способный объединить усилия раздробленных ханств. 
Поскольку в Орде такого центра не было, то страна оказалась на грани гибели. 
И единственным ее спасением оказалось окрепшее в те времена Монгольское 
государство во главе с великим Чингиз-ханом, которе взяло опеку над 
братскими татарскими народами.
-- Ого. Наверно, Чингиз был действительно великим человеком, раз его 
братья жили за пять тысяч километров от его родины, -- сказала глупенькая 
Ильмира.
-- Дура, -- фыркнул Рашид, -- Подумаешь, Чингиз: Вот у моего дяди 
родственники от Бордо до Пекина, а если их кто-то тронет -- он приедет со 
своей братвой и набьет всем морды.
-- Рашид! Как тебе не стыдно?! О чем ты говоришь на уроке?
-- Как о чем, учитель? Вы что, не помните? Месяц назад нашего 
физкультурника собирали по частям:
Да, легко не бояться за оценки, имея таких родственничков... Но учитель я 
или кто? Командую я здесь или нет? Надо им это напомнить.
-- Так! Все! Это вы мне должны рассказывать об этом. Махмут, отвечать!
Махмут все-таки не любит готовиться к уроку сам. Он отрывается от 
учебника, взлетает над столом (фигурально, конечно же) и тараторит:
-- Выслушав послов от желающего присоединиться Половецкого ханства, 
Чингиз с радостью принял их под свою защиту. Войска под командованием 
воеводы Субудая отправились в освободительный поход, чтобы помочь 
великому делу воссоединения татарских народов в одну великую монгольскую 
семью:
-- А если закрыть книжку? -- учитель хищно смотрит на Махмута, и тот 
вынужден отодвинуть учебник.
-- :В то время, как половецкие татары одной: э-э-э единым: э-э: вместе с 
радостью поддерживали историческое решение о воссоединении, нашлись 
изменники, которым их собственная выгода от связей со славянскими 
князьями застилала: э-э : нужды: помыслы: нет!.. интересы народа. Они 
организовали сопротивление, возглавляемые: этим: как его: -- и Махмут 
обиженно тянет. -- Я забы-ыл.
-- Продолжай пока что, -- милостиво разрешает учитель.
-- Да: Значит: Но народ не пошел за изменниками, и тогда они позвали на 
родную землю жестоких, коварных и: ну, как всегда плохих врагов:
Вот лентяй, даже формулировку точно выучить не может. 
-- :В 621 году хиджры в половецкие земли вторглось огромное войско 
славян, ведомых изменниками. Но половецкий народ, сражаясь плечом к плечу 
с братскими монгольскими войсками, в битве на реке Калке наголову разбил 
захватчиков. Таким образом, кроме присоединения к Монголии Половецкого 
ханства была решена проблема защиты: э-э: дружеского: -- Махмут 
окончательно сбивается, и учитель снисходительно опускает голову. Махмут 
тут же выхватывает глазами строки из услужливо пододвинутой соседом 
книги и выпаливает, -- :братского народа крымских татар, чью этническую 
близость с монголами так легко заметить.
Взрыв хохота застает учителя врасплох. Дети укатываются со смеху, а 
светловолосый, сероглазый толстяк с чисто тюркским именем Иван, недавно 
приехавший из Крымской Кафы и повсюду хвастающий своими крымско-
татарскими корнями, заливается краской.
-- Хватит, -- прерывает их учитель и ждет, пока утихнут волны смеха. -- 
Садись, Махмут. Четыре.
-- Почему четыре?
-- За непонимание ключевых фактов.
-- Но:
-- Хочешь доказать, что знаешь на пять? -- с долей угрозы спрашивает 
учитель.
У Махмута такого желания не возникает, и он, насупленный, падает на стул. 
Теперь он подавлен и мешать не будет.
-- Так, дети, времени осталось мало и поэтому: ну и еще чтобы избежать 
глупых вопросов, я расскажу все остальное сам. Итак, Половецкое ханство и 
исконно монгольский Крым были присоединены к Монголии. Вскоре 
присоединилось и Казанское ханство, а жители Казани встречали монгольское 
войско цветами. Братская помощь помогла татарам отбить набеги славян, и на 
давнишних монгольских землях Приднепровья и Поволжья настала пора 
расцвета ремесел и искусств: Что, Хамит?
-- Учитель, и все-таки я не понимаю, почему Приднепровье считается 
исконно монгольской землей, ведь Монголия находится так далеко.
Вот он весь Хамит, какой он есть. Обязательно ему нужно влезть в мелочи, 
и пока он всего не поймет -- не отстанет. Вредная привычка. Пора его от этого 
отучать.
-- Хамит, ты ведь знаешь, да и вы, детки, должны знать о теории 
происхождения всех евразийских народов из одной языковой семьи. Так вот, 
ближе всего к этому народу как раз приходятся монголы. Принято считать, что 
они откочевали от Черного моря на восток около семи тысяч лет тому назад.
-- А зачем же им это понадобилось?
-- Вот вырастешь, станешь профессором -- все поймешь, -- щедро обещает 
учитель. -- А пока что давайте обратимся к книге для чтения по истории. 
Читаю: "В это время в Золотую Орду все чаще стали прибывать послы из 
славянских княжеств с просьбами защитить их от нападений со стороны 
германцев и шведов. Новый хан Золотой Орды Батый понимал, что это будет 
тяжелая задача, но в помощи соседу не отказал. Так началась война с 
германцами. Она осложнялась тем, что феодальная верхушка славян, не 
желавшая терять власть, организовала подпольную войну, использовав при 
этом религиозный фанатизм своего народа. Собираясь в небольшие отряды, 
они нападали на татарские поселения, обозы, войска, а когда их окружали -- 
предпочитали погибнуть, а не сдаваться. Но у этой войны не было будущего, 
поскольку основная масса русского народа поняла, что их единственной 
надеждой является Золотая Орда:"
-- А если закрыть книгу, -- мстительно цедит Махмут.
Как?! Он еще шевелится?! Раздавить его!
Класс замирает в ожидании бури. 
-- Два тебе! Два, за нарушение порядка!
Гнев учителя бушует еще некоторое время, но вскоре затихает, разрядив 
всю свою мощь на озлобленно сжавшемся Махмуте. Все возможности для 
дальнейшего развития трагических событий прерываются звонком на 
перемену.
-- До свиданья, дети, -- хмуро говорит вслед выходящим ученикам учитель. 
Махмут останавливается в дверях и тихо бурчит: "Педант!"
Вот так: И никакой признательности. Бьешься тут, понимаешь:
-- Простите: -- это опять Хамит. 
До чего же назойливый: Что бы ему такого сказать? 
-- Учитель, я так подумал: Ну: В общем: Почему именно татары объединили 
всю восточную Европу? Почему не кто-нибудь другой?
-- А, сынок, -- учитель довольно улыбается. Много кто хотел это узнать, и 
Хамит не первый, кто получит свой ответ. -- Очень просто: именно у монголов 
в душе было заложено стремление к объединению. Самим ходом событий им 
было суждено объединить всех в единое государство. Такова была 
историческая неизбежность. Или это не очевидно?
-- А разве у других не было этого стремления? -- теряется Хамит.
-- Конечно нет. Татары уникальны:
Хамит уходит с улыбкой. Это хорошо. Пусть будет счастлив, зная ответы, и 
не задается дурацкими вопросами.
Учитель завязывает тесемки своей папки и также довольно думает: "О 
Аллах, и все-таки я люблю историю за то, что она может давать на все 
вопросы такие четкие и однозначные ответы."

31.07 - 06.09.98
Кацивели - Киев


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"