Харламов Игорь Борисович : другие произведения.

Трофейные корабли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История трофейных кораблей СССР.    

  
Трофейные корабли
  
  
  Апологеты, из числа свидетелей "святого ленд-лиза", кричат об огромной помощи СССР со стороны США. Правда тут выясняется, что Монголия поставила материальной помощи не на много то и меньшей чем США. Да и у СССР был ещё один источник пополнения своих возможностей, превосходящий помощь от всех остальных стран. Это трофеи. Вот о трофейных кораблях в составе ВМФ и пойдёт речь.
  
   []
  
  Линкор "Новороссийск"
  
   []
  
  Болгарская канонерская лодка "Надежда" в Севастополе.
  
  По сути первым трофейным кораблём стала болгарская канонерская лодка "Надежда". Правда был ещё один трофей, немецкий тральщик захваченный в Риге, но о нём ниже. Так что вернёмся к "Надежде", которую сами болгары называют её "крейсером". Но это слишком громкое название для кораблика водоизмещением в 717 тонн, скоростью в 18 узлов, и имеющего всего 2 × 65-мм и 2 × 47-мм орудия. Бывшие на вооружении кораблика 2 × 100-мм орудия использовались в 1918 году для береговой обороны.
  
  В 1918 году "Надежда" пришла в Севастополь, в котором находилась в составе оккупационных войск. А в сентябре этого года встала там на ремонт. И оставалась в Севастополе, когда немецкие войска сменили войска Антанты.
  
  15 декабря 1918 года на корабле началось восстание. Выстрелы на борту болгарского крейсера услышали солдаты Антанты, находившиеся в порту. "Надежду" блокировали корабли английского военно-морского флота и к вечеру восстание было подавлено английским отрядом. После чего корабль оказался без экипажа.
  
  Покидая Севастополь, весной 1919 года, силы Антанты разрушили двигатель корабля и демонтировали приборы и оборудование. После окончания гражданской войны "Надежда" оставалась в Севастополе, но не использовалась. С течением времени состояние корабля ухудшалось, а в условиях дефицита ресурсов 1920-х годов, желания восстанавливать устаревший корабль, у руководства СССР, не возникло. В конце 1920-х годов корабль разобрали на металл.
  
   []
  
  40-футовыми "СМВ" на Чёрном море.
  
  Следующие трофеи нашего флота относятся к периоду операции в Энзели. Там 18 мая 1920 г. Произошло пленение всего белогвардейского флота на Каспии. И среди длинного списка возвращённых из-под контроля интервентов кораблей оказались и пять торпедных катеров, переданных Англией своему ставленнику Деникину. Все пять катеров, оказавшиеся "40-футовыми СМВ" постройки 1917 г., были отправлены в Петроград по железной дороге. Затем после изучения эти трофеи были привезены в Севастополь и 28 февраля 1924 г. включены в состав ЧФ.
  
   []
  
  "L-55" в доке.
  
  Ещё одним трофеем гражданской войны стала английская "L-55", которая погибла на мине, уклоняясь от атаки эскадренного миноносца "Азард" 4 июня 1919 года в Копорском заливе. О погибшей в Копорском заливе "L-55" на время забыли, пока в конце 1926 года ее случайно не обнаружил тральщик "Клюз", проводивший испытания нового придонного трала. Весной 1927 года руководство Морских Сил подняло вопрос о подъеме корабля. 11 августа 1928 года подводная лодка оторвалась от грунта и на гинях спасательного судна "Коммуна" была доставлена в Кронштадт, где и была поставлена в док.
  
  После отчистки отсеков была выявлена степень повреждений подводной лодки. И по результатам их оценки и было принято решение о восстановлении субмарины. Неоценимую помощь оказали найденные на лодке после подъема технические описания и эксплуатационные инструкции. В конце июля 1931 года полностью восстановленная "L-55" была предъявлена заводом Постоянной комиссии по испытанию и приемке кораблей. Принятая от промышленности подводная лодка использовалась для подготовки личного состава подплава, а также для проведения испытаний корабельной аппаратуры.
  
   []
  
  "L-55" в составе ВМФ.
  
  К началу Великой Отечественной войны "Л-55" уже утратила боевое значение. В 1940 году субмарина выведена из боевого состава и переформирована в опытовую, а во время войны "англичанка"", став зарядовой станцией, обеспечивала действия подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота на коммуникациях противника.
  
   []
  
  Канонерская лодка "Шексна" нашей Ладожской флотилии.
  
  Следующими трофеями советского ВМФ стали трофеи "Зимней войны". Всего за время войны Финляндия потеряла 71 корабль. В том числе 14 боевых кораблей (4 канонерских лодки, 4 минных заградителя, 4 тральщика, 1 сторожевой катер и 1 яхту, которая использовалась как сторожевик). И 57 единиц вспомогательного флота (1 ледокол, 2 транспорта, 4 парохода, 6 буксиров, 4 шхуны, 2 землечерпалки, 40 катеров). В том числе в Баренцевом море были захвачены 2 катера и тральщик. А на Ладожском озере 4 канонерских лодки, 3 минных заградителя, 2 тральщика. Однако первоначально все трофейные корабли были разоружены и переданы в торговой флот. Правда во время войны канонерские лодки "Ааллокас" (300 т.) и "Аунус" (100 т.) были мобилизованы в Ладожскую флотилию. Как канонерские лодки "Шексна" и тральщик ТЩ-100. Оба корабля сыграли большую роль в бою у острова Сухо, на Ладоге. Но об этом позже.
  
   []
  
  Будущий "Смоленск".
  
  В сентябре 1939 года советские войска вошли на выморочную территорию, оставшуюся после разгрома немцами Польши. Заняв Западную Украину, Западную Беларусь и Южную Литву, с Вильнюсом. В хоте этого похода были интернированы корабли бывшей польской Пинской флотилии. 5 мониторов, 3 бронированных канонерских лодки, 21 бронекатер и вспомогательные суда. Всего более 60 единиц. Вспомогательные суда были переданы речному пароходству. А 5 мониторов, 3 канонерки и 17 бронекатеров вошли в состав советской Пинской флотилии. Вошли уже как трофеи. 19 декабря 1939 года Польша объявила войну СССР. Из-за передачи Литве 19 октября "Вильнюса с городками". Долго до панов доходило. Значит, ввод советских войск 17 сентября для поляков поводом для войны не стал. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии в октябре 1939 года они тоже стерпели. А вот передачу Литве Вильнюса задело панскую гордость. Правда, только через 2 месяца. Но как бы то ни было, трофеи есть трофеи. Которые и организовали, приснопамятную Резуном, Пинскую флотилию СССР. В которую, из состава советской Днепровской флотилии, было передано всего несколько кораблей. А сама Днепровская флотилия стала Дунайской.
  
   []
  
  Наши моряки на "Торуне" - "Виннице".
  
   []
  
  Трофеи бывший польский монитор и бронекатера.
  
  Ну а в 1940 году Балтийский флот получил ещё одно неожиданное пополнение. В его состав вошли ВМС Прибалтийских государств. Из специализированных кораблей там было 4 подводные лодки и 4 сторожевика. Остальные представляли из себя переоборудованные гражданские корабли. Трофеями эти корабли не были. Как никак эти страны сами вошли в состав СССР. А корабли, в основном, ну кроме уж самых одиозных, сохранили свои старые названия и экипажи. Трофеями они не были, ну может быть за исключением сторожевика "Вирсайтис". Это был бывший немецкий тральщик М-68. Который в январе 1919 года был захвачен нашими в качестве трофея в Риге. И использовался в составе нашего Балтийского флота до мая 1919 года. Пока не был оставлен в Рижском заливе и не перешёл под контроль латвийских бело-националистов. А в 1940 году трофей вернулся.
  
   []
  
   []
  
  ТЩ-100 во время войны.
  
  А вот следующие трофейные корабли захватил упомянутый ТЩ-100. В бою за остров Сухо. Оставшись на Ладоге без кораблей, и сумев перекинуть туда только несколько катеров, финны попросили помощи у союзников. Италия направила отряд торпедных катеров из 4 единиц. А вот немцы... Они предоставили флотилию десантных кораблей люфтваффе. Геринг был большой затейник. И стремился как можно больше расширить своё влияние. Для этого и создавал полевую армию из авио-полевых дивизий. Создал он так же танковые и механизированные дивизии своего имени. И даже пытался создать флот. И вот такая озёрная флотилия люфтваффе и была создана на Ладоге. И в конце октября 1942 года совместная немецко-итальянско-финская флотилия из 30 вымпелов попыталась высадить десант на ладожском озере Сухо. Прикрытым одной 3-х орудийной батареей. Четвёртое орудие ну ни как, не помещалось на острове. Рядом в дозоре находились уже упомянутый ТЩ-100, бывший финский боевой корабль, и морской охотник МО-171.
  
   []
  
   []
  
  ТЩ-100 сегодня в Новой Ладоге.
  В общем, когда немецко-итальянско-финская флотилия, бежав при появлении канонерок нашей флотилии, включая и "Шексну", вернулась на базу, то люфтваффе недосчитал 14 десантных барж, паромов и катеров. Финны и итальянцы потерь не имели. Бежали быстрее. Непосредственно у острова нашими трофеями стал десантный паром "Зибель"" и катер. Которые использовались нашим флотом. Ещё возле острова на мелководье находилось несколько паромов "Зибель". Но снять их с мели и увести в порт помешали осенние шторма и ледостав. А к весне эти трофеи оказались разрушены.
  
   []
  
  Немецкие десантные баржи типа "Зибель"", подбитые и брошенные, на мелководье, у острова Сухо, на Ладожском озере. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова Сухо, при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение.
  
   []
  
  После этого боя итальянцы и немцы тихо убрались с Ладоги. Передав свои корабли финнам. От немцев финнам перешли два парома "Зибель", 4 десантных баржи и 4 катера.
  
   []
  
   []
  
   []
  
  "Керчь" бывший итальянский крейсер.
  
  В 1943 году нашими трофеями стали 2 БДБ. Захваченные на Азовском море и в районе Очакова. Гораздо более серьёзное пополнение должно было прийти от сдавшегося итальянского флота. ОТ него нам полагалась весьма приличная часть. Линкор, крейсер, 2 эсминца, 3 миноносца,2 подводные лодки, 11 различных катеров. Но союзникам эти корабли были необходимы на Средиземном море и СССР на их замену были предложены корабли ВМС Англии и США. Которые как бы считаются поставленными по ленд-лизу. 1 линейный корабль, 1 крейсер, 9 эсминцев (1 погиб) и 4 подводные лодки (1 погибла). Корабли во временное пользование были получены в 1944-1945 годах.
  
   []
  
  "Выборг" в Выборге.
  
  Но особо урожайным на трофеи стал 1944 год. Разгром Финляндии, Румынии и Болгарии обогатили наш флот весьма значительными трофеями. Так финны передали нам все бывшие в их портах немецкие корабли и катера. Включая и 10 кораблей и катеров на Ладоге. А флоты Румынии, Болгарии и уцелевшие на Чёрном море немецкие корабли были переданы Черноморскому флоту. Про захват гражданских или мобилизованных судов я упоминать не буду. Но и они были весьма значительны. Так несколько немецких самоходных барж, в виде плавучих батарей вошли состав Днепровкой флотилии. В это время СССР были возвращены и все захваченные гражданские суда. В том числе и включённые врагами в состав своих флотов. В частности, финны вернули четыре буксира, строившиеся у них по заказу СССР и превращённые финнами в тральщики. Вернулись в состав ВМФ и трофеи наших врагов. Во время Второй Мировой Войны операторами трофеев с СССР выступили только Финляндия, 5 торпедных катеров и бронекатер, и Румыния, бронекатер. Финляндия вернула катера СССР. Румынский трофей погиб под ударом нашей авиации в августе 1944 года. Плюс с Финляндии СССР получил броненосец береговой обороны, ставший монитором "Выборг". Хотя формально корабль и был куплен. Но по условиям поражения Финляндии.
  
   []
  
  БО-53 бывший немецкий тральщик типа R.
  
  Болгария отдала в качестве трофеев 3 старых миноносца, несколько тральщиков, торпедных и сторожевых катеров. 4 сторожевых катера были бывшими югославскими. 2 доставшиеся в 1941 году болгарам, а 2 итальянцам. И в 1943 году перепавшие болгарам. Они были возвращены Югославии. А болгарские трофеи уже к лету 1945 года были возвращены Болгарии.
  
   []
  
  Большой охотник БО-54, однотипный БО-53.
  
  С Румынии СССР получил более существенные трофеи. 7 подводных лодок из них 4 бывших итальянских микроподводных лодки, 4 эсминца, 3 канонерских лодки, 6 речных мониторов, 2 сторожевика, 1 минный заградитель, 7 торпедных катеров, 8 сторожевых катеров, вспомогательные суда. Большая часть румынских кораблей была возвращена в 1945-1950 годах.
  
   []
  
  Из состава немецких ВМС на Черном море нашими трофеями стали 3 подводные лодки (U-9, U-18 и U-24), 15 быстроходных десантных барж, 4 тральщика типа R, ставших у нас большими охотниками и 29 катера-тральщика.
  
   []
  
   []
  
  Бывшие румынские эсминцы в Севастополе.
  
   []
  
  Ещё одним трофеем стала немецкая подводная U-250. Захваченная в Выборгском заливе. "U-250" была потоплена в бою, но поднята и отбуксирована в Кронштадт. Где её поставили в док. Ожидание богатых дополнительных трофеев, взятых на этой подводной лодке оправдалось. В ходе осмотра отсеков подводной лодки, на ней, кроме различных судовых документов, шифров, кодов, была обнаружена шифровальная машинка "Энигма-М", а также новейшие самонаводящиеся акустические торпеды "Т-5" с эксплуатационными инструкциями. Кроме того, в ходе допроса пленных была получена информация об организации деятельности немецких подводных лодок и системе подготовки подводников. После того, как торпеды были извлечены из подводной лодки и подняты на стенку дока, началось их доскональное изучение. Сама подводная лодка тоже представляла для советского командования немалый интерес. Принадлежа к VII-C серии, она была представительницей самого распространенного типа субмарин за всю историю мирового подводного кораблестроения (всего Германия построила более семи сотен подводных лодок этого типа).
  
   []
  
  1945 год принес новые трофеи. 10 февраля 1945 года в Эльбинге наступающими частями Красной Армии были захвачены 166 сверхмалых подводных лодок "Seehund" XXVII-В серии, находящиеся в различной стадии постройки. Так же в число советских трофеев можно включить и "U-78" VII-C серии. Подводная лодка была принята Кригсмарине 15 февраля 1941 года и до марта 1945 на ней обучался личный состав 22-й флотилии. В ходе боев за Пилау 18 апреля 1945 года корабль был захвачен прямо у причала Морского вокзала. Но эти корабли для советской стороны никакого интереса не представляли. И все эти подводные лодки была сданы на разборку.
  
   []
  
  "Шлезвиг-Гольштейн"
  
  30 марта 1945 года войска 2-го Белорусского фронта взяли Гданьск. Здесь, на стапелях были обнаружены корпуса двадцати новейших подводных лодок XXI серии (U-3538 - U-3557). Еще для 14 субмарин (U-3558 - U-3571) были заготовлены секции. Летом 1945 года корпуса недостроенных подводных лодок были спущены на воду и переведены в Советский Союз. Секции так же были перевезены в СССР. Первые 13 субмарин включили в состав флота уже 13 апреля 1945 года. Оставшиеся 12 февраля 1946.
  
  Так же в качестве трофеев Советскому Союзу от Германии достались: один устаревший линейный корабль "Шлезвиг-Гольштейн", один недостроенный авианосец "Граф Цеппелин", "карманный"" линкор "Лютцов". тяжелый крейсер "Зейдлиц" и ряд более мелких кораблей (десантные баржи, тральщики, речные корабли).
  
   []
  
  Советские офицеры рассматривают трофей. Карманный "линкор" "Лютцов"
  
  Однако в судьбу трофейных кораблей влезла политика. Ни британцы, ни американцы не желали значительного усиления советского ВМФ. И вопрос о разделе флота побежденной Германии решался в июне 1945 года, на Потсдамской конференции союзников. Разделу подлежали более 500 боевых кораблей. Кроме того, в списках по разделу находились 1.339 вспомогательных судов различного назначения. Было определено несколько категорий трофейных судов. "А" - корабли, пригодны к немедленному использованию, "В" - корабли, нуждающиеся в ремонте в срок не более полугода и "С" - недостроенные или нуждающиеся в ремонте в течении более полугода. Корабли категории "А" и "В" попадали под раздел. Корабли категории "С", которые попали в руки союзников, разделу не подлежали, и согласно договоренностям, должны быть затоплены. Так советской стороне пришлось затопить недостроенные авианосец "Graf Zeppelin", тяжелый крейсер "Seydlitz" и поврежденный "карманный" линкор "Lutzow". В этот список так же так же попали подводные лодки XXI серии захваченных советскими войсками в Данциге. А также подводные лодки U-9, U-18, U-24 и U-250.
  
   []
  
   []
  
  Бывшая канонерка флота Маньчжоу-Го.
  
  В ходе военных действий с Японией в августе 1945 г. не было захвачено крупных военно-морских баз и центров судостроения наподобие немецкого Данцига. Тем не менее Тихоокеанский флот и Амурская речная флотилия пополнились следующими кораблями: 2 сторожевых корабля, 1 десантный корабль. К ним стоит добавить и захваченные военно-морские силы Маньчжоу-Го (4 канонерские лодки, 2 патрульных корабля береговой полиции, несколько катеров). Правда тут стоит упомянуть один из необычных трофеев. В 1919 году по заказу правительства Колчака, в Вятке была заложена серия бронекатеров. Два из которых оказались на Амуре. И были потеряны в период гражданской войны. Один из них был оставлен экипажем из-за аварии двигателя, во время шторма на озере Хасан. Второй был оставлен на Амуре, распоров дно об подводное препятствие. И вот один из этих катеров и был захвачен китайцами, восстановлен и зачислен в состав их Сунгарийской флотилии. В 1945 году бронекатер вернулся в состав родного флота.
  
  Помимо кораблей на Сунгари, из состава флота Маньчжоу-Го, было в ходе боевых действий захвачено ещё два корабля. Сторожевые корабли "Hai Lung" и "Hai Feng". Захваченные в Порт-Артуре. И ставшими в СССР пограничными сторожевыми кораблями "Ветер" и "Штиль".
  
   []
  
  "Hai Lung" в составе флота Маньчжоу-Го.
  
   []
  
  Пограничный сторожевой корабль "Штиль", трофейный маньчжурский "Хай Лун", 1947 г.
  
  Всего по репарациям было передано Советскому Союзу 155 немецких надводных кораблей, а также катера. В их числе: легкий крейсер "Нюрнберг", 7 эсминцев и миноносцев Z-14 "FriedrichInn", Z-15 "Erich- Steinbrinck", Z-20 "KarlGalster", Z-33, T-12, T-17, T-33 (прослужили до конца 1950-х годов), 3 старых миноносца T-107, T-158, T-196 (постройки 1910-х годов в конце 40-х - начале 50-х годов выведены из боевого состава), эскортный корабль F-7 (прослужил до 1956 года), 3 сетевых заградителя, 4 прорывателя минных заграждений, переоборудованных из гражданских судов, 43 минных тральщика специальной постройки (прослужили до конца 50-х - начала 60-х годов), 9 минных тральщиков, переоборудованных из китобойных судов (составили основу первой советской китобойной флотилии), 21 артиллерийская десантная баржа, 60 быстроходных десантных барж (с учётом захваченных ранее), 7 плавучих самоходных баз, включая переоборудованные теплоходы и патрульные суда, 1 правительственная яхта "Hela", некоторые другие корабли и катера.
  
   []
  
  
   []
  
  1948 г. Пограничный сторожевой катер типа R.
  
  Из катеров, с захваченными ранее трофеями в составе ВМФ СССР было 48 тральщиков типа R, 148 катеров-тральщиков (29 захвачено и 119 получено по репарациям или были достроены), 29 торпедных катера типа "шнелльбот". Кроме того, было передано 10 подводных лодок постройки. В состав ВМФ СССР вошли 4 "семерки" ("U-1057", "U-1058", "U-1064" и "U-1305м, в советском флоте "Н-22" - "Н-25", затем "С-81" - "С-84") и одна "девятка" ("U-1231", в советском флоте "Н-26", затем "Б-26"), которые после подъема и изучения "U-250" особого интереса для советских военно-морских специалистов не представляли. Наоборот, вошедшие в состав советского флота 5 новейших "электролодок" XXI и XXIII серий ("U-3515", "U-2529", "U-3035", "U-3041" и "U-2353", в советском флоте "Н-27" - "Н-31"), подверглись тщательному изучению как военных моряков, так и кораблестроителей.
  
   []
  
  Бывший румынский эсминец.
  По такому же принципу был разделен и японский флот (правда, на этот раз между четырьмя союзниками - США, СССР, Великобританией и Китаем). Корабли тоннажем выше эсминца использовались при репатриации японских солдат и граждан из территории бывшей "сферы сопроцветания", поэтому избежали раздела. Все японские подлодки были затоплены. В 1947 году все передаваемые СССР японские корабли были отправлены в порт Находка, где перешли на баланс Тихоокеанского флота. Из состава японского флота, при его разделе, Советскому Союзу досталось 34 корабля. В том числе - 7 эсминцев: "Hibiki", "Hatsuzakura", "Kiri", "Kaya", "Shii", "Harutzuki", "Kizi", 2 минных заградителя (1 переоборудован из гражданского парохода), 1 минный тральщик специальной постройки, 1 десантный корабль, 17 эскортных кораблей, 1 охотник за подводными лодками, 3 вспомогательных тральщика.
  
   []
  
  Тяжелый крейсер "Seydlitz" советского ВМФ.
   После окончания войны вопрос о разделе итальянского флота длительное время не был решен. Только в 1949 году Советский Союз вернул Великобритании и США полученные ранее корабли, взамен приняв линкор "Giulio Cesare" (в советском флоте "Новороссийск"), крейсер "Emanuele Filiberto Duca D'Aosta" ("Керчь") и 5 эсминцев. В этот список вошли и 2 подводные лодки, ранее принадлежавшие Италии - "Marea" (типа "Flutto" I серии) и "Nichelio" (типа "Acciaio").
  
   []
Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"