Харин Евгений Анатольевич : другие произведения.

Булгары и Каринцы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Большинство Вятских историков не сомневаются в булгарском происхождении Арских князей села Карино. Однако прямых подтверждений этого нет. Правда, известно, что окрестные удмурты звали татар-каринцев бигерами. В документах по Казанской губернии встречаются "бигеры" и "крешены-бигеры". Разберемся с этим вопросом. Крешенами звали крещеных татар живших на территории бывшего Казанского ханства. После присоединения к Московии-России часть его населения добровольно-принудительно крестили. Бигер в устных преданиях жителей Карино (татар и удмуртов), а также русских потомков названных бигеров Татарстана - булгарин, домонгольский житель Волжской Булгарии, на основе которой и появилось позже Казанское ханство. Бигер по-удмуртски - татарин, кряшены - это крещенные татары, ныне проживают компактно в Граховском районе Удмуртии. Но тождественны ли понятия бигер и татарин?
   Если речь идет о крещеном бигере (булгарине), то это может означать переход из ислама в православие после присоединения Казани к Москве. Но нельзя исключить и более ранние времена, есть мнение, что часть булгар пришедших на Волгу в 8-9 веках уже были христиане. В правобережье нижней Камы булгар-мусульман до середины 13 века не было, лишь во второй половине века они перебрались сюда за Каму от татаро-монгол.
   О том кто был предками казанцев (Волжские булгары или пришлые татары) споры идут давно. Например, Каринские татары-князья считают себя потомками домонгольского булгарского князя. Бигер - дословно и есть болгар, Л только выпало. По генам у татар очень большое разнообразие, включая (как и у северных русских) финские и скандинавские корни. Пока можно принять вариант смешенного происхождения нынешних казанских татар. каринцы считают себя булгарскими князьями домонгольских времен. По разысканиям одного казанского историка, возможно связать их предка с эмиром Бачманом, правителем степной нижневолжской части Булгарии - столица Саксин. Диалект каринцев носит следы половецкого и северокавказских языков. Каринские князья, вероятно, вышли из кавказских, но у них есть разные рода и у которых разное наверно происхождение. Бигер однозначно первоначально булгарин, но разумеется, со временем при "отатаривании" булгар в 14-17 веках смысловое значение несколько видоизменилось.
  
   Булгары волжские были, это факт, и притом жили примерно в границах нынешнего Татарстана, а в прошлом Казанского царства. О массовом истреблении булгар известно лишь в году захвата их монголами в 1236, а также от а Тамерлана в 1391. Многие уцелели но перебрались за Каму в Приказанье. В 14 веке сюда на территорию Булгарии прибывали отатаренные кипчаки и наверно потомки иных южных народов, ставших основой Золотой Орды. Но потомки булгар и их метисы с татарами сохранились. Споры историков булгаристов и тюркистов продолжаются.
   Родословная Каринских князей (составлено жителями Карино):
  
    []
  
   Из статьи П.М. Сорокина 'Арские князья в Карине' (Памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка, 1896)
   'Карино - название группы деревень Ярославской волости Слободского уезда, насе- ленной татарами. Это исторический центр всего татарского населения северной части Вят- ской губернии и крупнейшее здесь инородческое селение. Оно находится в 12 верстах от города Слободского. Каринцы играли когда-то небольшую самостоятельную роль, как подручные Московского князя в борьбе против Казани. Но их значение еще этим не исчерпывается. Их происхождение - загадка и привлекает любопытство тех, кто ознакомился с историей и археологией края. Для исследователя древнейшей истории Вятского края каринцы интересны в том отношении, что некоторые данные связывают их, 'арских князей', по крайней мере,- с государством волжско-камских болгар. Именно, каринцы-князья представляются наследниками власти предполагаемых болгарских властителей".
   У каринцев сохранились рукописные шеджере, которые прослеживаются до 13 века, времени легендарного эмира Бачмана из племени Аль-бурли или бурж-оглы. Каринских князей татарские историки выводят от его рода.
   1 []
   2 []
   3 []
   4 []
   5 []
   В Родословной булгары упомянуты в подзаголовке и в преамбуле (слева вверху). В последней фразе из отрывка статьи Сорокина. Исхаков говорит о кипчакских корнях Арских князей, правителей Болгарского виайлета Золотой орды. Из всего этого и других подобных мнений можно сделать однозначный вывод о происхождении каринских князей от потомков булгарских правителей домонгольского времени, укрывшихся от гонений на Вятке. В ролословной главное в заголовке и в примечаниях вверху, мелко но прочесть можно: бигеры=булгары, Карабай (легендарный князь, прообраз был но жил позже) бежал от монгол (которые повоевали половцев и на их земле устроили потом свое государство, Бачман как раз правил этой провинцией Саксин), составлена родословная каринским краеведом Касимовым, значит отражает местное представление о своей истории, сама родословная устарела, конечно, бумаге этой 15 лет. Сорокин упоминает о существовании устойчивого мнения о булгарском прошлом каринских князей. И потрудитесь, все-таки, познакомится с аргументами Верещагина и моими по данной теме, там много интересного. Разумеется, прямых доказательств пока нет, но косвенных достаточно чтобы принять во внимание булгарскую версию. Да, и где еще могли сохраниться потомки булгарских правителей, как не на Вятке!?
   Аристократия Улуса Джучи составлялась из князей и эмиров прежних государств и племен включенных в состав нового государства, в том числе и русские князья и булгарские. Последние даже могли занимать высокое положение карабеков, как пишет Исхаков. Разумеется, со временем многое менялось, некоторые рода отодвигали подальше или даже уничтожали. Данные генетики пока не полны, но, видимо, было несколько Каринских родов разного происхождения. Как я написал выше, предки Бачмана могли быть из Кавказских князей, что не противоречит их происхождению с территории Турции. Важно то, что они были правителями кипчакского Саксина, который был южной булгарской провинцией. Булгарская знать бежала от монголов на север в район Казанки, не подвергавшийся погромам до конца 14 века.
  
   Важным косвенным признаком может служить появление с 1490г в титулатуре Ивана 3 "князя Болгарского". Кроме Каринского княжества никаких иных болгарских земель к Москве не было присоединено на тот момент. Далее цитата из статьи Д. Исхакова:
   "После 1487 г. титул 'князя Болгарского' появился в титулатуре правителей Московского государства в результате известных событий - если, конечно, он не был 'заимствован' из титулатуры нижегородских князей - можно высказать гипотезу о том, что этот титул сохранял свое значение и в период Казанского ханства. Входил ли он в официальную титулатуру казанских ханов, пока сказать определенно невозможно. Но выражение 'Болгар вилаятенен пайтэхете булган Казан' (Казань, являющаяся престольным для Булгарского вилайета'), использованное в 'Зафер-наме - и вилайети Казан' Шарифа Хаджитарханы (1550 г.), допускает такую возможность. Однако при этом необходимо учесть возможную трансформацию титула 'князя Болгарского' в 'князя Казанского'. Похоже, что такое изменение происходило достаточно плавно: с начала XV в. г. Казань при чеканке монет обозначается как 'Булгар'". (статью найти не сложно по данной цитате).
   Правители Московии России последовательно добавляли в свой титул гербы и звания присоединенных земель. Болгарию ввели с 1490г. Причина этого события объясняется двояко: или заимствование из титулатуры Нижегородцких князей, где она появилась за сотню лет до того, или напрямую от вятского каринского княжения. Нижегородцы имели в левобережье Вятки некоторые влаления рядом с Каринскими князьями. В любом случае, появления в титулатуре Москвы "Болгара" связано с Вятским походом 1489г. Хотя некоторые историки ищут причину в событиях вокруг Казани 1487г. Но это сильно натянуто.
   Исторически надежных сведений о булгарах и вятчанах 9-15 веков очень мало. Многие документы и сообщения в летописях, видимо, уничтожены. Поэтому приходится выстраивать гипотезы на совокупности косвенных свидетельств, это обычное дело историков древности. Чем я и занимаюсь. Шеджере противоречивы и не надежны по разным причинам, хотя их надо принимать в рассмотрение наряду с прочими источниками. Среди современных казанских татар есть потомки булгар, их шеджере ведут род от булгар. Каринские родословные-шеджере существуют в нескольких вариантах, в них упоминаний о болгарском прошлом нет. Но следует учесть, что шеджере составляли во времена, когда ссылки на булгар стали не актуальны, тем более, что Арские князья были включены в аристократию Казанского ханства, а, шире, Улуса Джучи. Повторю, что происхождения от булгар-бигеров придерживаются самими нынешними потомками Каринских князей, о чем они высказывались в местной печати.
  
   А.В.Егоров. Гипотезы о времени появления Каринских татар в Вятском крае в свете археологических исследований (отрывки из статьи):
  
   В 2013 г. окрестности с. Карино были обследованы в ходе археологической экспедиции 'Научно-производственного центра по охране объектов культурного наследия Кировской области' под руководством автора данной статьи. Было установлено, что размеры памятника составляют около 90х65 м. По краю площадки и с напольной стороны идет кольцевой вал высотой 1-2 м и шириной 1-1,5 м. С напольной же стороны, предположительно, проходит вторая линия вала, почти полностью распаханная. Площадка памятника отделена от коренной террасы заплывшим рвом глубиной до 4 м. В юго-западной части городища был заложен шурф, в котором ниже дерна залегал пахотный слой коричневой супеси мощностью 0,10,15 м. Под ним фиксировался слой угля мощностью до 0,25 м. В шурфе были обнаружены несколько обожженных костей животных и один фрагмент керамики коричневого цвета с примесью песка в тесте. Данный фрагмент керамики предположительно выполнен в булга-ро-татарской традиции (автор благодарит д. и. н. Ф. Ш. Хузина за помощь в предварительном определении керамического материала, обнаруженного в окрестностях с. Карино в ходе разведки 2013 г.). В окрестностях Каринского городища было открыто два селища с поздне-средневековым материалом - Деветьяровское I и II. Характерно, что на территории Деветья-ровского I селища был также обнаружен фрагмент керамики, выполненный в булгаро-татар-ской традиции, отличающийся от основной массы находок данной категории.
   Сплошные кольцевые валы нехарактерны для средневековых городищ Вятского края. Ближайшие городища с аналогичными укреплениями и названиями 'Кала-Тау' известны на территории Среднего Поволжья и определены как булгарские или булгаро-татарские. Р. Г. Фахрутдинов относил подобные городища с кольцевой системой обороны и небольшим культурным слоем к типу феодальных замков. На территории Среднего Поволжья автор выделял 73 подобных памятника [20]. К такому же типу относит хорошо укрепленные городища с небольшой площадью до 6 га и А. М. Губайдуллин [21]. Городища определяют мощные оборонительные укрепления при небольших площадях и наличие нескольких окружающих селищ, представляющих собой открытые поселения-деревни в поместье феодала. Хотя в окрестностях с. Карино выявлены лишь поздние селища, таковыми могут быть современные татарские поселения -д. Деветьярово (где на Деветьяровском I селище был обнаружен фрагмент керамики в булга-ро-татарской традиции) и само с. Карино. Оба эти поселения имеют древнюю историю и, вероятно, на заре своего появления были связаны с городищем. Много сходных с Каринским городищем черт имеет Старо-Барановское городище Спасского района Республики Татарстан.
   Интересны и другие объекты, расположенные вблизи Каринского городища. Около него стоит упомянуть почитаемый ручей (местное название - Мрслан-тешме) и надгробные памятники нач. XVI в. с арабской и тюрко-татарской эпиграфикой, почитаемые местным населением на близлежащем кладбище (местное название - Мазар-кладбище). Подобное кладбище с ранними надгробиями и 'святой' ручей имеется у Чувашско-Бродского городища в Алькеевском районе Татарстана [23]. Похожие на Каринское городище памятники известны в бассейне Б. Черемшана, это Утяшкинское, Ошинское и Елантовское городища.
   Каринское городище, расположенное вдалеке от основных территорий татар рядом с русской Вятской землей, может рассматриваться как сочетающее в себе функции городища-замка и городища-форпоста. Подобными функциями обладало Елховское городище в Альметьевском районе Республики Татарстан. Оно возникло изначально как феодальный замок, но со временем переросло в городок-крепость, один из опорных пунктов булгар [25].
   По характеру укреплений Каринское городище предварительно можно интерпретировать как памятник булгаро-татарского типа и отнести к периоду позднего Средневековья. Появление в окрестностях с. Карино первых тюркоязычных поселенцев, вероятно, следует связывать с возникновением данного памятника и отнести к периоду не ранее XV в. Надгробные памятники, известные на территории старого татарского кладбища у с. Карино, хотя и относятся к началу XVI в., по многим параметрам архаичны и напоминают надгробия XV в. из с. Тат. Ходяшево Республики Татарстан [26]. XV в. датируются и первые письменные источники по истории каринских татар. Д. М. Исхаков, на основе их анализа, предполагает, 'что создание на севере Арской даруги особого фортпоста в виде укрепленного городка 'Кала-тау' было связано с походом московских войск 1459 г. на Вятку' [27]. Возможно наличие среди первых тюр-коязычных поселенцев и определенной части волжских булгар. Некоторые исследователи видят таковых в бессермянском населении края. Отмечается, что чепецкие татары состоят из двух этнических компонентов: булгарского, в своей основе бессермянского, компонента и зо-лотоордынско-тюркского, т. е. собственно татарского компонента [28]. И оба этих компонента испытали определенное влияние со стороны проживавших в крае удмуртов.
   Начиная с XIV в., по мнению С. Х. Алишева, происходит отток тюркоязычного населения с территорий Волжской Булгарии на обширную территорию Предкамья [29]. Вероятно, с одним из таких переселений, намеренным или вынужденным, стоит связывать и появление каринских татар в бассейне р. Чепцы и образование там целого конгломерата татарских деревень.
  (Конец цитат)
  
   Для сравнения рассмотрим Елховское городище у д.Елховка Новошешминского сельского совета, правый берег ручья Елховка, левого притока реки Шешма. Расположено в 1,8 километрах к юго-западу от деревни и занимает площадь 28 тысяч квадратных метров. Материал представлен в основной булгарской керамикой.
   Замечу, что это коренная территория Волжской Булгарии. Керамика городища отнесена к булгаро-татарской, то есть, она имеет определенные отличия свойственные территории Волжской Булгарии существовавшей в рамках Золотой Орды 14-15 веков. Хотя в целом она отнесена к татарской (ордынской). Татарская керамика в тот период встречается даже на территории Москвы, а также до 2% от общего количества на некоторых Вятских городищах (Хлыновское селище, Ковровское городище и др.). Булгары как народ сохранялись примерно до 15 века, а их потомки (метисы с другими народами) существуют поныне. Приведу другие свидетельства и мнения.
   http://bulgar-portal.ru/nokrat_bulgarlar
   Статья "Серебряные булгары" слободского краеведа С.Пленкина. Не со всем могу согласиться, по его мнению, появление на Вятке Карино-Нукрат можно связать с погромом в 1236 году монголами булгарского города Нукрат Булгар, часть населения которого отошла за Каму и позже за Чепцу.
   "Учитывая тот факт, что город 'Нократ Болгары' больше не восстанавливался после разрушения, а также устные предания, передаваемые из поколения в поколение среди каринских татар, и ряд эпиграфических объектов и памятников булгарской культовой архитектуры, есть все основания полагать, что именно 'нухратские булгары', предки нынешних каринских татар, поселились во второй половине XIII века с разрешения великого князя в бассейне р.Чепцы, где проживали предки современных удмуртов ('ары') или племя ару, по описанию ал-Гарнати...
   Касимов Гильман Гусманович, представитель известнейшей фамилии в с.Карино, на основе данных архива Удмуртского института истории языка и литературы УрОРАН, Казанского института истории языка и литературы РАН, Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) и других источников, составил родословную чепецких татар, где указывает время основания поселения Нукрат (Карино) -1250г. и называет булгарского князя - первого правителя предков каринских татар - Карабай.
   Что касается Арских князей, наместников Карино, то они появились (на Чепце) значительно позднее, возможно в конце XIV - начале XV века после восстановления разрозненной Волжской Булгарии, входящей в состав Золотой Орды, когда рост социальных и политических сил обусловил перенос столицы на новое место - город Казань был построен в устье реки Казанки, в месте впадения ее в Волгу - центральную реку Восточной Европы, имеющую экономическое и стратегическое значение, что наиболее вероятно как выполнение условий договора, заключенного между вел. кн. Василием и ханом казанским Улу - Мухаммедом 25 августа (?) 1445 года". (конец цитат)
  
   Князей булгар было несколько отдельных по происхождению родов, ныне сохранилось не менее двух. Возможно, они собрались в Каринском анклаве постепенно, не все сразу. Но были выведены с другими знатными вятчанами в 1489г., жили какое то время вблизи Москвы (не менее года) но были отпущены на родину (видимо, не все), так как Москва нуждалась в военной силе для обороны Вятки и ведения войн с Казанью. Событие это обусловило появление титула "Князь Болгарский" у московского правителя.
   Согласно чувашским преданиям царем булгар был Нухрат. Видимо, это относится к правителю Старого Нухрата вблизи Биляра. Возможно, этот городок был центром государства гунно-угров (именьковцы и волго-вятско-камские финноугры) до появления здесь болгар.
   Аркадий Русаков. Коротко о Каринском княжестве
   https://ru.chuvash.org//html
   На основании сообщения в Джагфар Тарихы он пишет: "В 1229-м году в столице Волжской Булгарии в ходе борьбы булгарских династий за власть князем Гази-Бараджем для охраны царского дворца был сформирован казацкий отряд из заказанских булгар-язычников, являвшихся историческими предками чувашского народа. Когда Гази-Барадж был низложен, его казаки сбежали от преследований на Вятку (Нухрат) и на нижнем течении реки Чепец заложили княжество с центром Карино (Эляль). Корень названия с. Карино- булгаро-чувашское слово кар- ограда, Эляль состоит из чувашских слов эл- земля и ял- деревня". Автор далее выводит название другого вятского городка Кашкаров от чувашского слова кашкӑр- волк.
   Во второй половине 13 века "часть каринских булгар-язычников приняла православие и стала главенствующей в Нухрате. (Е.Х. - вероятно, их центром был городок Микулицын.) В 14-м веке другая часть каринцев в силу исторических факторов приняла ислам и вследствие этого отатарилась. (Е.Х. - это можно связать с появлением в Карино беглых Арских булгарских князей в конце века и последующим усилением Казани, см. ИСВ 4 часть.) Таким образом, в Каринском княжестве сосуществовали старая булгаро-чувашская этническая религия, православие и ислам. Но изначально все были язычниками, то есть булгарами, отказавшимися в 10-м веке по приказу царя Альмуша принять исламскую религию. В последствии булгар, исповедующих свою этническую религию, стали звать чувашами. То есть, основателями Каринского княжества изначально были язычники булгаро-чуваши (упоминаемая в грамотах 16 века 'чуваша каринская старая'). Каринцы (по утверждению ДТ) были фанатично преданными патриотами Волжской Булгарии". Конец цитат.
  
   Есть информация в книжке В.М.Сюткина и А.С. Ситякова "Нухрат-Карино. Серебряные булгары и арские князья". https://vk.com/wall-15311036_46019
   "С генеалогической точки есть полезное для носителей фамилий потомков кипчакских князей, от кого пошли сегодняшние Араслановы, Бузиковы, Деветьяровы, Долгоаршинных, Дуняшевы, Зянчурины, Касимовы и Ситяковы. Рассказано и о предках тех, чьи потомки имеют сейчас фамилии Абашевы, Байшихины, Галиевы, Зеленеевы, Зелениевы, Кибишевы, Кибешевы, Мизитовы, Митюковы, Сабрековы и Урасины".
  
   http://www.narodru.ru/smi4647.html
   Статья местного журналиста, слободского удмурта Рублева.
  
   Собственно булгарских или казанских документов нет. Они, безусловно, были, но, видимо, уничтожены давно (не касаюсь известных булгарских хроник, они вам, наверняка, не указ, там про Карино очень мало и неясно). В документах русских от конца 15 века, а более ранних очень мало, булгар почти нет, они к тому времени перестали быть актуальны, все тюркские народы были причислены к татарам. Поэтому для поиска исторической истины приходится вести расследование, устанавливать истину путем некого "судебного разбирательства", взвешивая все за и против. Историческая память людей в таком случае имеет большой вес. Для меня булгарское происхождение Каринских князей достаточно убедительно. Разумеется, предки некоторых Каринских князей могли быть не чистокровными булгарами, а назначенными правителями провинций из числа иных князей (русских, кавказских, половецких, и т. п.).
   Историческая память народов передается устно в виде преданий. А таковые у каринцев и их соседей удмуртов есть. Один из родов зовется Бигра, предположительно, это потомки метисированных вотинов и бигеров, булгар. О болгарском прошлом Карино писали вятские историки и краеведы, начиная с Вештомова.
   Каринские князья не раз подавали прошения на пролонгацию их звания и привилегий, но им отказывали. Возможно, документы об их булгарском происхождении были уничтожены намеренно, слишком важными персонами они бы становились в таком случае, лишние конкуренты. Но слухи явно ходили, и они попали в работы историков прошлого. Замечу еше раз, название Булгарские князья вовсе не означает что все они были Внутренними булгарами по происхождению, некоторые могли быть привлечены для управления булгарскими провинциями со стороны, в частости, из небулгарских княжеских родов.
   Есть версия происхождения Арских князей с территории Турции, якобы, они правили древним армянским городом Карин (Эрзерум). Отрывок из словаря Брокгауза:
   "Эрзерум соответствует древнеармянскому городу Карин (или Гарин-Калаба), имя которого греки переделали по-своему в Карано (а арабы - в Каликала). Византийский император Анастасий I (491-518 г.) укрепил его и дал ему имя Феодосиополя. В 502 г. город временно находился во власти персов, точно так же и в конце VI в., когда значительная часть его жителей была переселена в Гамадан. В 647 г. его завоевали арабы, с которыми из-за него неоднократно вступали в борьбу греки, но вскоре после 1000 г. он был последними окончательно оставлен. В 1047 г. лежавший по соседству древнеармянский город Ардзн был разрушен персами, и жители его бежали в Карин, который с этого времени стал называться Ардзн-Рум (а по-гречески Арзен), и уже из этого имени с течением времени образовалось Эрзерум. В 1201 г. Эрзерум попал в руки сельджуков, а в 1247 г. достался монголам; в 1472 г. он вместе с Великой Арменией перешел под персидское владычество, а в 1522 г. областью этой овладели турки".
   ОНОМАСТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЛИЗМЫ В ОЧЕРКАХ А. С. ПУШКИНА 'ПУТЕШЕСТВИЕ В АРЗРУМ'
   Абдалькарем Набель Джамель
   "Арзрум - арабское слово, которое происходило от первого слова арз - земля и второго слова рум - Рим, Византия т. е. земля Византии. От этого названия старая русск. форма Арзрум - город на востоке Турции, Эрзурум. В древности принадлежал Армении и назывался Карин от арм. кар 'камень'. Пушкин уделил особое место описанию этого города: 'Арзрум (неправильно называемый Арзерум, Эрзрум, Эрзрон), основан около 415 года, во время Феодосия Второго, и назван Феодосиополем. Арзрум почитается главным городом в Азиатской Турции. Арзрум славится своею водою. Евфрат течет в трех верстах от города".
   Кара очень распространенное слово в разных языках. В частности, такое имя встречается у славян и древних русов 10 века, и, разумеется, у Слободских удмуртов-вотинов и каринских татар (единично). Предположительно начальное название Эрзерума - Карин - от армянского кар-камень, город до конца 15 века был их, даже в 19 веке армяне составляли порядка 40% населения. Но имя может быть связано и с рекой Евфрат (Кара-су, по-тюркски Великая река), вблизи истока которой он расположен.
   Каринские князья могли какое-то время начальствовать в Карине. Когда это было - до монгол или при них - судить затруднительно. На мой взгляд, происхождение предков каринских князей (одного из родов) из правителей Эрзрума сомнительно.
   На основании особенностей языка и реконструкций родословных Кара-бека, считается, что предки каринцев сперва жили в Крыму, затем где-то в современных оренбургских степях. И только затем Казанский хан Улуг Мухаммат даровал им земли на Вятке. Время основания Карино можно связать с воцарением последнего в Казани. Процесс переселения князей мог занять много времени и промежуточное базирование наверняка было на территории Волжской Булгарии 13-14-го веков. Поэтому они и получили прозвание Арские (Болгарские). Но нельзя исключить, что некий род имел отношение и к номинальным правителям домонгольской Булгарии, там было несколько родов. Во времена Орды многое изменилось, в том числе номенклатура князей и эмиров, поэтому булгарское прошлое утратило актуальность, ссылаться на него уже не имело смысла. Ценилась принадлежность к новой ордынской аристократии.
  
   Версия происхождения от Бачмана вписывается в Эрзерумную прародину. По языку каринцы схожи с кавказской группой, понимают многие слова и могут общаться. Кроме этого, половецкий компонент тоже имеет место. Кавказ между Эрзерумом и половецкими низовьями Волги. Причины появления князей-изгоев в дальнем вотском левобережье Вятки прозрачны: многолетний погром Булгарии ушкуйниками, Тимуром и москвичами во главе с Юрием Дмитриевичем. (Кстати, я провожу параллели в исторических судьбах князя Юрия и хана Улуй-Мухамада. Может это было одно лицо!?)
  
  
  ДОПОЛНЕНИЕ 2023-24г.
  
   Я давно интересуюсь происхождением каринцев попутно с историей Вятки вообще. То что князья имеют различное происхождение высказывал мнение еще лет 16 назад, когда генеалогических проб не было. Сами они считают себя потомками булгарского князя воевавшего еще с татарами. Если это так, то они должны быть потомками легендарного рода Дуло пришедшего в Вост. Европу из Сибири с гуннами в 4 веке. К чингисидам они не имеют прямого отношения. К 11 веку род Дуло размножился, шла борьба за власть в Булгарии разных семей. Изгои оседали на периферии - Сев. Кавказе, Саксине, а также в русских и москово-вятичских землях. 11-12 века - время расцвета Саксина - прикаспийской столицы половцев, которыми мог править как раз булгарский князь-эмир Бачман ветви Дуло. На Самарской луке (это почти остров) было последнее убежище Бачмана, тут был городок булгар, отсюда он делал партизанские вылазки на монголов в Поволжье. Князья почти всегда имеют иное этнич. происхождение от основной массы народа им подчиненного, это почти закон природы)). Вот последние Романовы были практически германского происхождения из дома правителей нескольких стран Европы. Так и с булгарами. В 13 веке потомки Бачмана вошли в структуру власти Орды. В конце 13-го остатки булгар собрались в Приказанье, а в 15 -ом нашли убежище на Чепце в Карино. Бесермены - это потомки булгар-мусульман. Ныне растворились в татарах, удмуртах и русских. Что касается Иднакара и Чепецкой АК. С 9 века регион заселяли выходцы с Вятки (еманаевцы-именьковцы). Их верхнее сословие - известные по северным и восточным источникам торговые русы-биармы (Артан?), они же народ вису смешенного этнического происхождения (европеоиды с некоторой монголоидной примесью от местных финно-угров). Их поселения на Чепце носят характер торгово-ремесленных факторий, заметного присутствия властных структур не обнаружено (замки, курганные могильники с оружием). К каринскому населению 15 века отношение маловероятно, так как Чепецкие городища запустели к началу 14 века, что, вероятно, связано с политическими переменами на Волге, - погром Булгарии в 13 веке и вследствие этого разрыв торговых связей. Биармы по сообщению саги бежали от татар на север и получили убежище на севере Норвегии, с которой торговали и хорошо знали тамошнюю ситуацию.
   Чепца в 14 веке опустела (сохранилась оседлая жизнь возле Иднакара, где появились булгарские захоронения), заселятся стала с низовий от Карино с 15 века. Сначала сюда пришли вытесненные с берегов средней Вятки ушкуйниками северные праудмурты (славяно-вотские метисы по моей версии), а вскоре (1400г.) булгарские и суздальские князья изгои. Первые поселились в вотском Карино, а вторые - по др. берегу Чепцы от устья до Хлынова (которого тогда еще не было). При дворе булгарского князя Ентяка в качестве ближнего окружения могли быть и потомки иных (не правящих в данный момент) княжеских родов с отдаленным родством по мужской или даже женской линии. Все они получили позже название Каринских или Арских князей (мурз). В конце 16 века положение Каринских князей сильно изменилось, их власть и влияние урезали власти Москвы, люди стали уходить вверх по Чепце и далее.
  
  
   Недавно вышла книга "Генофонд татар". Сделанные авторами выводы по генеалогии Каринских князей вполне укладываются в гипотезу о булгарском происхождении. Возможно, даже от гунского рода Дуло. Саргатская АК (в лесостепной зоне Зауралья и Западной Сибири, вдоль крупных рек - Иртыша, Ишима, Тобола, по среднему течению Оми и в низовьях Исети) исчезает где-то в 4 веке, но одновременно появляются схожие с нею Кушнаренковская и Караякуповская АК на юге Прикамья, которые связывают с уграми, а это племя из союза гуннов. Саргатское царство - легендарный Туркленд из саг. Вожди гунном некоторое время жили на Каме, вероятно, это наиболее значимое в ту пору Елабужское городище (Асгард), рядом Тураевский курганный могильник.
   В Прикамье было предание о посещении края Александром Македонским - Искандером и постройкой им Елабужского замка. Более вероятно, что тут побывал царь Дарий, который по истории Геродота сжег деревянный город Гелон, преследуя скифов в 5 веке до. н. э. Елабужское городище вполне похоже на Гелон. Гунны-асы пришли с востока в 4 веке во главе с вождем-изгоем северо-китайского рода Дуло (Ашина) и какое-то время жили в Гелоне (Асгард в сагах). От династии гуннов пошли многие правители: Один, Аспарух, Кубрат, булгарские и даже, может быть, первые Киевские князья-каганы. В реальности рода вполне уверены многие историки. Вики так пишет.
   По моим представлениям, угры контролировали Прикамье до 9 века, когда численность булгар возросла и они начали подчинять Прикамских угров, часть их снялась с места и ушла за Волгу, пограбив на Днепре левобережных славяно-русов и кара-булгар. В конце 9 века угры или мадьяры обосновались в Паннонии-Венгрии. Часть угров осталась в Булгарии под именем Нохрат и жили там до прихода монголов. О роли угров в культуре Прикамья спорят историки, но что-то было, не случайно местные племена получили имя финно-угорских. Угры или близкие к ним племена проживали в левобережье Камы (Башкорт), а также на верхней Каме (4-7 века). На Чепецкую АК (7-13в) их прямое влияние незначительно. В 12 веке булгарам уже было не до верхней Камы и Вятки - там усилилось присутствие русов, да и сама Булгария стала подвергаться нападениям и постепенно слабела, половецкий Саксин, практически стал самостоятельным.
  
   Что касается генетики и родословия каринских князей N1c. Род пришел где-то в 4-5 веке из Сибири вместе с гуннами или вскоре после них. Возможно связать с уграми. В Булгарии представители этого рода заняли важную позицию, некоторые могли управлять регионом Прикамья, другие - на юге (Саксин на нижней Волге и Сев. Кавказ). Отношение рода к правящим семьям булгар 9-12 веков) пока не ясно. Но возможно это была одна из немногих семей уцелевших в ходе монгольского нашествия. Во всяком, случае, она вошла в правящий аппарат Орды. В период распада государства род нашел убежище на северной Вятской окраине. Каринские князья состояли из представителей разной степени родства, среди которых мог быть и ваш предок. (Нельзя исключить и отдельное существование вашего рода в Прикамье на Вятке, если здесь объявятся ваши родичи по общему предку). Так как его семья отделилась от основной ветви еще в домонгольский период, то князьями-мурзами их не считали.
  
   Надо представлять характер переселения народов той поры. Простой мужик с топором дальше соседней деревни или стойбища не уйдет. Нужна структурированная группа вооруженных сорвиголов на конях - банда, семья, клан, племя. В поисках веселой житухи за чужой счет они срываются с родных мест, в походе к ним присоединяются такие же бандюганы. Где-то им удается перехватить власть и занять в этом государстве место военно-правящей элиты, получив возможность оставлять большее, чем обычно потомство. Так возникали крупные генетические линии.
   Булгарские артефакты явного присутствия на Каме есть только на Обве (Рождественское городище), на Чулмане не так давно что-то нашли. На Иднакаре есть вещи, но и русские уже с 10 века. Вообще, могильники булгар-мусульман появляются на прав. берегу нижней Камы только во второй пол. 13 века, а на Чепце в 14-ом. На Ковровском в 12 веке отдельные вещи, возможно проживание, но пока нет могильника. В домонгольском Саксине (Самосдельское) булгарское присутствие есть, но относительно немного. Булгары в 10-12 веках совершали походы на соседей, брали дани и уводили людей, но далеко от своего центра на Волге не селились, только небольшими торговыми общинами-факториями.
   Последние годы Чепцу неплохо прошли археологи, надо их работы смотреть. Там жили очень своеобразные люди, даже черепа отличаются от нынешних сев. удмуртов - мужские более продолговатые. Скорее особый народ - биармы, русо-угро-финны с некоторым культурным влиянием булгар. Да, есть версия о соотнесении Иднакара и Чепецкой АК вообще с легендарной третьей Русью Арсанией. Последнее время ее отстаивает Смокотина. Я этот вопрос давно изучаю, пришел к таким же взглядам, но дело не только в Чепце. и на Вятке есть следы (традиции) более раннего пребывания неких русов, на Чепцу они отошли подальше от усилившихся булгар. "Царь Арсы" был по сообщению арабов, но археологических следов его местообитания на Чепце пока не найдено. Саги говорят о правителях Биармаленда. С их богатырями воевали скандинавы, иногда мирились и роднились как с равными, но где был главный город-крепость биармов - понять невозможно, только гипотетично это могла быть Алабуга (4-6 века), Подчуршинское городище (5-10), а позже Иднакар.
  
   800 лет назад жил сам Бачман (ум. около 1236), а дед явно ранее. Тут нестыковка с генетикой, но не критичная, так как все эти расчеты времени общего предка очень примерные, реально, плюс минус 100 лет, если не более (с тенденцией к омоложению). Мужчины особенно зажиточные и властные часто "сорят" своими генами, оставляя следы присутствия в местном населении (Ярмухамед).
   Насчет легендарного Карабека и связи его с Каринскими князьями у меня сомнения. Непосредственно с Вяткой никакого Кары в достоверных источниках нет, привязка идет на основе преданий каринцев. Карино (русское название) по-вотски звалось Кара-гурд - город Кары (а может быть и от вотско-пермского Кар - городок). Но надо учесть, что татары-булгары пришли сюда уже на обжитое праудмуртами место. Так что Кара мог быть их вождем или жрецом. В общем, Карабека могло и не быть вообще. Особенно учитывая несостоятельность шеджере каринцев, выявившуюся в результате ген. исследований и изучения ранних документов (одного предка у князей не было, как минимум, три разных семейных клана).
  
   Вот мои выводы (года три назад):
   "Прослеживаются несколько фамильных родов Каринских князей, некоторые из них (Араслановы и Дюняшевы) находятся в установленном родстве, другие только предположительно. Но, видимо, всего существовало не менее трех отдельных родоночальников. Легендарный Карабий мог быть одним из них, но упоминаемый в грамотах 1510г. Карачура явно не подходит для этой роли. Но, возможно, легенда возникла под влиянием преданий о его жизни. Имя Кара не встречается у князей, но было у каринских вотинов. Вообще, оно широко известно у славян и русов 10-18 веков. Да, и само удмуртское название Карино - Кара-гурт - не татарского происхождения, татары зовут его Нукрат".
  
   Бачман историческая личность, о нем во многих источниках есть сообщения.
   Историк 13-14в. РАШИД-АД-ДИН, в своем очень кратком описании похода монголов 1236-37г. на булгар, половцев, русских и др. народы Вост. Европы, довольно подробно описал события связанные с войной против половецкого хана Бачмана.
   "После этого, в ту зиму (1236-37г.), царевичи и эмиры собрались в [доли-нах] рек Хабан и отправили эмира Субэдая с войском в страну асов и в пре-делы Булгара. Они дошли до города [Булгара] Великого и до других облас-тей его, разбили тамошнее войско и заставили их покориться. Прошли тамошние вожди Баян и Джику, изъявили царевичам покорность, были [щедро] одарены и вернулись обратно, [но потом] опять возмутились. Вторично послали [туда] Субэдай-бахадура, пока он не захватил [их]. Затем царевичи, составив совет, пошли каждый со своим войском облавой, устраивая сраже-ния и занимая попадавшиеся им по пути области. Менгу-каан с левого крыла шел облавой по берегу моря [Каспийского]. Бачмана, одного из бесстыднейших тамошних эмиров, из народа кипчаков, из племени олбурлик, и Ка-чир-укулэ, из племени асов, обоих забрал [в плен].
   А дело было так: этот Бачман с группой других воров спасся от меча; к нему присоединилось скопище других беглецов. Он бросался во все стороны и что-нибудь да похищал; бесчинства его увеличивались со дня на день. Постоянного местопребывания он не имел, и поэтому войско монгольское не могло схватить его; он скрывался в лесах на берегу Итиля. Менгу-каан приказал изготовить 200 судов и на каждое из них посадить по 100 человек монголов в полном вооружении. Он же [сам] с братом своим Бучеком шел облавой по обеим берегам реки. В одном из итильских лесов они нашли свежий навоз и прочее, [оставшееся] от спешно откочевавшего лагеря, а среди этого застали больную старуху. От нее узнали, что Бачман перебрался на один остров и что всё, попавшее за это время к нему в руки в результате [его] злодеяний и бесчинств, находится на том острове. За отсутствием судна нельзя было переправиться через Итиль. Вдруг поднялся сильный ветер, вода забушевала и ушла в другую сторону от того места, где была переправа на остров. Благодаря счастью Менгу-каана показалось дно, и он приказал пустить в ход войска и захватить [Бачмана]. Его сообщников истребили - кого мечом, кого [утопили] в реке - и вывезли оттуда много имущества. Бачман умолял, чтобы Менгу-каан [сам] своею благословенною рукою довел его дело до конца; он [Менгу-каан] дал указание, чтобы его брат Бучек разрубил Бачмана надвое. Качир-укулэ, [одного] из эмиров асов, также убили.
   Он [Менгу-каан] провел там то лето, а после того, в такику-ил, в год курицы, соответствующий 634 г.х. [4 сентября 1236 - 23 августа 1237 г. н.э.], сы-новья Джучи - Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана - Кадан, внук Чагатая - Бури и сын Чингиз-хана - Кулкан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими. Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему со-глашению, пошли войною на русских". Про Бачмана у меня собрано Харин Евгений Анатольевич. Русь и Вятка 2 (samlib.ru)
  
   У монголов было принято усыновление, такие дети (иногда уже вполне взрослые) обладали всеми правами настоящих детей хана. Джучи и Бату вполне могли быть таковыми. Есть догадка, что Бату - это князь Ярослав Всеволодович, перешедший на сторону монголов (вместе с частью половцев и бродников) уже в ходе битвы на Калке в 1223г.
  
   "Появление рассматриваемого рода (Генофонд татар о каринцах N1c)связано с территорией Заказанья (современные северо-западные районы Татарстана), где, по-видимому, не ранее XIV и не позднее первой половины XV в. мог проживать его родоначальник. " Если принять во внимание, что в прошлом Казанское царство и Булгария включали в себя на северо-западе Мари-Эл и Чувашию, то именно эти чуваши и понимались под начальными бесерменами. Чувашей считают наиболее сохранившимися потомками булгар. Бесермене в таком случае, это чувашские мусульмане (булгары). Но продвижение совпадает по времени и географии с предполагаемым переселением чуваша-бесермен Ентяка (по Верещагину) в 1400г. из разгромленной московитами Булгарии на Вятку (Карино). Северо-запад Татарстана с прилегающими районами Мари-эл и Чувашии - часть территории бывшей Булгарии и Казанского ханства 14-15 веков. Арская сторона (дорога) - это северо-восток данных государств. Так что ваш предок из чуваш-бесермен, хотя на Вятке наверняка происходило смешение прибывших с местными праудмуртами.
  
   Насколько я знаю, протофинны пришли много тыс. лет назад с востока, часть осталась на сев. Вост. Европы, а часть заселила Финноскандию, а уже оттуда спустя время (приобретя типично северные блондинистые черты внешности) стали расселяться в Прибалтике и Вост. Европе. При этом, сохранилась языковая схожесть с жившими здесь восточными финнами, хотя внешне нынешние удмурты, финны и эстонцы мало похожи.
  
  
   По общепринятой версии, 'Татарские княжеские роды проживали в селе Карино частью восходят к полулегендарному предку Кара-беку. В отличие от дворянских родов других групп служилых татар, все члены рода носили титул князь, а не мурза. Считается, что Кара-бек происходит из рода билярских эмиров, появился в Вятской земле в XV веке и основал село Карино. Согласно шеджере, он потомок Баджмана (праправнук: сын Канбар-бека, внук Калдар-бека, правнук Балым-бека, сына Баджмана). Есть две гипотезы о происхождении Баджмана - из рода эмиров Буляра (версия самого рода), или (версия Марселя Ахметзянова) - из рода Мангыт'.
  
   Тут многое вызывает сомнения. И сама легендарность Кара бека, и основание Карино, и 15 век. По моим версиям, на Вятку пришел последний булгарский князь Сентяк с семьей-родом и своими людьми чувашами-бесерменами (булгары-мусульмане). Жили они до того в низовьях Камы в городах. В летописи за 1360г. ушкуйники разграбили бесерменский Жукотин (город Джукетау). В Рогожском летописце 'Того же лета Новъгородци и Великого Новагорода оушкоуиници разбоиници взяша град бесерьменскыи на реце на Каме, нарицаемы Жюкомен'. В Архангелогородском летописце "Того же лета болярин Великого Новагорода Анфал Микитин ходил ратью на (князя) Кумада, взял город Жукотин и много бесермен побил".
   Окончательно те места (Предказанье) погромили москвичи князя Юрия в 1396 или 1399г. Вот тогда их остатки совместно с союзником беглым нижегородским князем Семеном (также пострадавшим от москвичей) укрылись на Вятке в вотском анклаве вокруг Карино, получившем булгарское имя Нукрат. Нижегородцы заняли левый берег от Хлыновки до устья Чепцы (Никольский погост). Легенда о Кара беке - поздняя выдумка, Карино основано славяно-вотскими метисами язычниками, предками северных удмуртов, изгнанных ушкуйниками с левобережья средней Вятки, где у них было главное святилище (на месте будущего Хлынова). Остатки святилища (зола от сгоревших идолов и храма?) в сопровождении жрецов перенесли сначала в Карино (вероятно, отсюда и название), а с появлением здесь булгарских князей и бесермен, - чуть севернее, на вотское поселение Чола.
   В летописи под 1401г. в рассказе о нижегородском князе:
   "B лето 6909 [1401]. Князь Василеи великы посла рать в Татаръская места на возыскание князя Семена Сузьдальского, дабы его кде самого обрел и княгиню или дети его, или бояр, крыяше бо ся бегая в Татарьская места. A воевода бяше (был) князя великого Июда Андреевич и Федор Глебович. И наехаша Семеновую княгиню Александру в Татарскои земли на месте, нарицаемем Чибирца, и ту изымаше ю y святого Николы, a церковь ту поставил некоторыи бесурменин именем Хазибавая.
   Они же абие (тотчас) имеше и ограбиша, и приведоша ю на Москву со детьми. И пребысть ту на дворе Белувутове, дондеже (до тех пор пока) князь Семен покорився и помирися, занже тогда бяше во ординскых странах. И слыша, што княгиню его изымав и со детьми, и казну его взяша, и сослався c великым князем, и вниде в покорение.
   И приеха изо орды на Москву князь Семен, добил челом великому князю Василию, взя мир поеха c Москвы князь Семен и c княгинею и со детьми на Вятку, но болен. Сы пребыл на Вятьке 5 месяцеи и преставися князь Семень Дмитреевич Сузьдалскы. И се убо 8 лет по ряду служил в орде, добиваяся своеи отчины, и служил четырем царем: первому Тактамышу, другому Аксаку, третему Темир-Кутлую, четвертому Шанебеку, и не обретая покоя ногама своима, и не вспе ничтоже".
  
   Местность "Чибирца в Татарской земле" - по мнению Верещагина, река Чепца в Арской (булгарской) земле. Суздальские князья дабы вернуть свои владения отнятые Москвой водили дружбу с булгарами, их отец даже считал себя "Болгарским князем", поэтому неудивительно, что Семён спрятал свою семью в стороне от обычного пути вдоль Моломы и Вятки, в Никольском Усть-чепецком погосте. Замечу, что это относительно недалеко от Кирдяпино (связывают с редким именем Кирдяпа одного из семьи князя), что проясняет привязку местности.
   Хазибавай (Гази-Бабай) не имя, а титул "знатный воин". Видимо, он дал средства на строительство церкви, а может и сам крестился. Басурманин в нашем случае вполне можно перевести как бесерменин, то есть, булгарин. Упомянутого выше князя Жукотина Камада вполне можно соотнести с Газибабаем. Во всяком случае, верхушка прибывших на Вятку булгар состояла из нескольких князей, бывших правителей нижнекамских уделов (Кашан, Джукетау, Чаллы, Арча и др.).
  
    []
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"