Аннотация: Материалы по истории Слободского на Вятке. Реконструкция города 16-го в. Дом Михаила Архангела. Колога. Заметки о старом Слободском городе. Слобожане-жидокопы. Булатов и др. Грамота 1528г. Монастыри, музей, кладбище, День города.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в славный город СЛОБОДСКОЙ!
День Города - 2010 (8 часов вечера, жара +35, легкая дымка от лесных пожаров, фото автора)
(следующие 5 фото взяты у Марины Колеватых(Невзорова) сайт Одноклассники)
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ
Краткий путеводитель
Самый русский город
По исторической части города
От автостанции, куда прибывает основной поток приезжающих, направьтесь к центральной части города по улице Ленина, по направлению на север. Осмотрев Христорождественский монастырь, (можно обойти его по улицам Большевиков и Гоголя) вы окажетесь на ул. Вятской. Поверните затем налево и побывайте в находящемся неподалеку мемориальном доме-музее латышского поэта Яна Райниса. Отсюда можно пройти по улице Вятской до главной площади, где расположены основные туристские объекты города (см. план- схему).
1. Автостанция
2. Здание бывшего Реального училища (ныне педагогического колледжа)
3. Христорождественский женский монастырь
4. Старейшее каменное строение города (ныне типография)
5. Дом-музей Я. Райниса (двухэтажный деревянный дом, здесь же комната А. Грина)
6. Колокольня Преображенского собора с курантами
7. Благовещенская церковь (краеведческий музей)
8. Михайло-Архангельская деревянная церковь
9. Гостиный двор (торговый центр)
10. Анфилатовский банк (ныне городская библиотека им. А.Грина)
11. Памятник воинам-слобожанам, погибшим в 1941-1945 годах, территория древнего города
12. Свято-Екатерининский кафедральный собор
13. Никольский храм (место крещения будущего писателя А.Грина)
14. Дом К.Анфилатова (ныне Дом детского творчества).
15. Здание городской администрации
16. Стела 'Алый парус'
17. Часовня Иоанна-Предтечи
18. Троицкая церковь, старое кладбище
Официальная дата основания Слободского - 1505 год. До XVII в. город был деревянным. Древнейшее бревенчатое сооружение в нем, и, предположительно, в Европе - построенная в 1610 г. без единого гвоздя Михайло-Архангельская надвратная церковь. В 1973 году церковь экспонировалась в Париже, на выставке "Русская деревянная пластика".
Ныне в Михайло-Архангельской церкви - филиал краеведческого музея, где находится коллекция деревянных культовых скульптур XVII - начала XIX вв.
До наших дней сохранились Свято Екатерининский кафедральный собор XVII века, Троицкая церковь XVIII века (действующие), Благовещенская церковь XVIII в. (главный отдел краеведческого музея), ансамбль Христорождественского женского монастыря XIX века (передан епархии).
Украшение центральной части города - городская площадь. Здесь высится 66 метровая колокольня Преображенского собора, не дошедшего до наших дней. Колокольня сооружена в 1823 г. в стиле позднего классицизма по проекту И. Дюссар-де-Невиля. В 1851 г. местный мастер В. Рысев смонтировал в ее верхней части куранты диаметром 2,5 метра. Они и сегодня отсчитывают время.
На всю Россию в прошлом славились колокола Бакулевых, самовары братьев Поповых, напольные часы Д. Воробьева.
Изделия местных мастеров можно видеть в залах Слободского краеведческого музея.
Улицы города хранят память о многих известных людях. Это родина академика А.Бакулева (1890-1967) (усадьба-музей выдающегося кардиохирурга находится в окрестностях Слободского - д. Бакули). В Слободском родился писатель-романтик А.Грин (сохранился частично Никольский храм, где был крещен будущий создатель 'Алых парусов', 'Золотой цепи', 'Бегущей по волнам'). В 1899-1901 гг. в Слободской был сослан латышский народный поэт Я.Райнис (дом-музей находится на ул. Вятской). Из Слободского парнишкой ушел на фронт Г.Булатов, водрузивший в составе штурмовой группы первое красное знамя на одном из фронтонов рейхстага в 1945 г. (захоронение героя - на новом городском кладбище).
Слободской - купеческий город. Он расположен на пересечении важных торговых путей. Среди исторических достопримечательностей городского центра - добротные купеческие особняки, строение Гостиного двора, торговые ряды. Хорошо сохранилось здание городской Управы, где размещался и Анфилатовский банк, первый в России (1810) общественный банк (т.е. переданный под управление выборного городского органа). Созданный на средства слободского купца К.Анфилатова, банк своей деятельностью во многом определил развитие города в XIX - начале XX века. С именем Анфилатова связана и первая русская торговая экспедиция в США (1806).
Двигаться обратно к автостанции можно по аллее вдоль берега реки мимо бывшего вечного огня и скульптуры воина-победителя, а далее возле детского парка (пройдя затем к памятному знаку 'Алый парус' на берегу реки в районе моста).
В завершении экскурсии побывайте у Троицкой церкви и осмотрите надгробия 19 века на старом кладбище - одном из красивейших мест города (на берегу реки за стадионом). Здесь же можно посетить памятник австрийским военнопленным и советским воинам умершим в госпиталях.
От себя добавлю. Возле Троицкой церкви можно сесть в городской автобусный маршрут 3 и посетить уникальное Чуршинское городище расположенное в центре п. Первомайский (7км на юг). Здесь бывали остготы, гунны, древние русы и ушкуйники, а, возможно, и Булгарские князья.
Глава 1. Древний город
От средневекового Слободского города ещё в конце 19 века сохранялся дугообразный вал длиной около 180 м, высотой до 4 метров и шириной в основании более десяти. Планомерных археологических работ в Слободском не велось. Археологические находки, добытые д. и. н. Л. Д. Макаровым (Ижевск) в ходе разведочных исследований на остатках вала и вдоль кромки берега, дали ему основание говорить о возникновении здесь русского города в конце 14 века на месте уже существовавшего более древнего поселения, укрепления которого он датирует 13 веком.
В настоящее время остатки вала Слободской крепости представляют собой небольшой продолговатый бугор между зданием полиции и Екатерининской церковью. Внутри него были обнаружены деревянные укрепления различных конструкций, отражающие этапы перестройки городовых стен. В восточной части вала сохранились ряды брёвен, скрепленных с помощью крюков (сучьев), что характерно для городов западных славян 8-10 веков. Внутривальные конструкции подобного типа изредка встречаются в стенах детинцев древнерусских городов: Минска, Витебска, Киева, Москвы (сер. 12в.), Твери, Смоленска и Новгорода (Рюриково городище, городки на Маяте и Луге 10в.). Все они отно?сятся к домонгольскому времени. Как видим, такие деревоземляные стены применялись при строительстве ранних и притом важнейших крепостей Древней Руси. Это весьма интересный и неожиданный факт, ничего подобного на Вятке и на сотни километров вокруг нет. Исходя из него, укрепления Слободского детинца были сооружены не позднее середины 13в. Кто были его строители? Московские вятичи, новгородские словены или еще кто? Было это массовое переселение на Вятку или сюда прибыли только специалисты-градостроители? Без детальных исследований ответить на эти вопросы невозможно.
Во второй половине 14 века наблюдается перестройка Вятских городов, вероятно, связанная с притоком выходцев из Новгородской земли. По гребню старого земляного вала (рис.3, поз.1) были поставлены срубные стены (городни) с башнями, известные по описанию 1629 года. 'Город Слободской древянной, рубленой над рекою над Вяткою ветх, погнил и розвалялся, а у него двои ворота да две башни глухих, а меж ворот и башен 200 городен, по мере около всего города 275 сажен'.
Стены и башни делались в виде двухъярусных деревянных срубов, при этом нижние этажи со стороны крутого берега реки и оврага использовались под жильё и хозяйственные нужды, с напольной (наиболее подверженной опасности при осаде и штурме) - частично засыпались утрамбованной глиной. По верху устраивали ходы сообщений для обстрела при нападении.
Внутри во многом схожего вятского городища Никульчино были построены жилые стены, - рядами параллельно напольной стене, что характерно для казарменного проживания мужчин-воинов. Вероятно, такая особенность была и у Слободского детинца. В дальнем недоступном углу обычно находилась башня-донжон - хранилище ценностей и средоточие местной власти. Учитывая ограниченность территории и достаточную свободу нравов того времени, в качестве церкви-часовни использовали верхний этаж одной из башен, обычно воротной. Здесь хранили христианские святыни, особая икона висела над входом, общие службы совершались под открытым небом. При наличии балкона на нем выставляли иконы и служили оттуда. Пример такого строения - наша деревянная часовня Михаила архангела (см. след. главу).
Вероятно тогда же территория Слободского увеличилась за счет напольной части: к старой крепости площадью около 1,5 га пристроили новый город - огражденный посад площадью примерно 2,5 га. В описи 17 века он упомянут как 'острог', в ту пору также ветхий. О его устройстве сведений не было.
В 1993 году вдоль улицы Володарского для прокладки подземных коммуникаций была прорыта глубокая траншея, которая прорезала древний посад города. Наблюдения специалистов из Кирова, дали следующие результаты. В 120 м к югу от сохранившегося фрагмента вала были обнаружены нижние бревна сруба шестиугольного сооружения, вероятно башни. К северу от неё культурный слой вдвое толще (около метра), что говорит о наличии здесь поселения, - ограждённого посада. С юга сохранились остатки небольшого вала. Можно полагать, что от этой башни до берега реки проходило ограждение, выполненное в виде забора из брёвен.
В 100 м к северу от этой башни найден фрагмент конструкции из горизонтальных брёвен идущих поперек улицы, - нечто вроде двух срубных стен на расстоянии 1 метр друг от друга. Такой тип стен (тарасы) широко применялся в 15 веке. Эта оборонительная линия идёт примерно параллельно рассмотренной выше. Важно отметить, что обнаруженные укрепления никак не связаны с детинцем. Поэтому остается признать, что Слободской город в 15-16 веках состоял из двух отдельных частей - детинца и окольного города (огражденного посада, острога). Конфигурация острога определена мною по положению башни (рис. 3, поз. 2), двойной стенки (3), остатков мостов (4), а также с учётом чертежа города 17 века. Западная его сторона доходила до Торговых рядов на ул. Советской. Стена окольного города, примыкающая к детинцу, располагалась на отдельном валу и была сделана в виде двойных бревенчатых срубов с перевязями. Нижняя часть пространства между стенками была заполнена грунтом, верх использовался для передвижения. Это была дополнительная линия обороны на подступах к детинцу (основному убежищу).
Чертеж города Слободского из книги Г. В. Алферовой "Русские города 16-17 веков".
Это довольно редкий документ, подробных чертежей городов той поры сохранилось очень мало. (Север справа). К сожалению, пока нет возможности прочесть текст на полях.
На его основе с привлечением результатов археологических исследований мною сделана реконструкция города предшествующего периода. Город состоял из двух отдельных огороженных частей, Детинца-крепости и окольного города (острог по описи начала 17в.)
План (реконструкция) Слободского города 15-16 веков
1 - Детинец и церковь Екатерины, правее - колокольня церкви Вознесения;
2 - церковь Афанасия великого на посаде, возле неё могильник 12-16 веков;
3 - церковь соборная Преображения Господня с колокольней на Торговой площади,
4 - церковь Николая чудотворца, перовоначально, возможно, находилась в проездной башне;
5 - Монастырь вноводевиче с церковью Святого образа нерукотворного (основан в 1629 г.?);
6 - шестиугольная башня (арх. выявлена);
7 - двойная стенка (арх. выявлена);
8 - остатки вала Детинца (арх. выявлены);
9 - церковь Иоанна Предтечи (по описи 1615 г.).
М - мосты (арх. выявлены два бревенчатых настила, предположительно, М4 и М1)
Вдоль ул. Володарского в 1993г. была прокопана траншея, стенки которой исследованы специалистом Л. Сенниковой. На реконструкции - это линия с цифрами сантиметров культурного слоя (30-50-70-100-).
Справа (на чертеже) мужской Богоявленский монастырь, основан в период 1580-1610г. Сохранилась надвратная часовня Михаила архангела.
Вид города Слободского в 15-16 веках (рисунок автора).
Свидетельства древности Слободского города покоятся в его земле. По годовым кольцам на срезах стволов деревьев можно с высокой точностью определить год их рубки, а, следовательно, дату строительства укреплений. К сожалению, многое уже безвозвратно утрачено, но важно сохранить оставшееся нетронутым для будущих исследователей, которые должны ответить на главный вопрос: кто и когда основал наш город?
Глава 2. ДОМ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА
"В числе сохранившихся памятников вятского деревянного зодчества есть одно здание, построенное в начале семнадцатого века - в 1610-1614 гг. Срублен тот храм из сосновых бревен диаметром 8-10 вершков. Больше двухсот годовых колец можно насчитать на срезе бревна.
Постройку древнего здания связывают с именем Преподобного Трифона. Основатель мужского монастыря в Хлынове, он был не в ладах с жителями города и в начале семнадцатого века, оставя монастырь, ушел из Хлынова. Сначала в Москву, потом в Сольвычегодск, в Соловецкий монастырь. В 1608 году он вернулся на Вятку, но остался в Слободском, где его принял только еще обустраивающийся Богоявленский монастырь. При его участии в 1610 году в монастыре была заложена воротная сторожевая башня с надвратной церковью на ее втором этаже. Освятили ее во имя Архистратига Михаила уже после смерти Трифона 3 июля 1614 года. В качестве деревянной крепостной башни памятник является самым древним из числа сохранившихся на всей территории бывшего СССР и потому принадлежит истории не только Вятской земли, но и истории России. Во второй половине XVIII века Башня была уже ветхой. В донесении иеромонаха Романа с братиею от 27 сентября 1768 года о ней сообщалось так: 'Церковь деревянная над святыми враты ветхая, во имя святаго Архистратига Михаила, без трапезы, только при оной церкви одна паперть'.
Открытие столь древнего памятника на территории меховой фабрики 'Белка' (точнее, на территории мехового профтех училища, устроенного в бывшем монастыре) было в какой-то мере неожиданным. Трудно было предположить, что под уродливой обшивкой и современной железной кровлей скрывается во всей своей красе сооружение начала XVII века, - пишут исследователи, освободившие сруб от обшивки девятнадцатого века.
В семидесятых годах, после реставрации, выполненной под присмотром архитектора Б. В. Гнедовского, обновленный памятник показался 'во всей красе'. Как и следовало ожидать, он имел дна разных по характеру фасада, отразивших две его сути: восточный, внешний, принадлежал сторожевой башне и потому прорезан лишь двумя щелями-бойницами да проемом ворот, и западный, дворовый фасад часовни, украшенный приподнятой над воротами, разместившейся на выпусках бревен ажурной галереей, из которой можно было, переступив высокий порог, попасть в помещение часовни; на галерею вела одномаршевая пристенная лестница на южном фасаде. Со стороны двора башня больше походила на боярский терем, и только обитая лемехом главка и крест указывали на принадтежность его церкви.
Вскоре после окончания реставрации памятник был разобран и отправлен в Париж как экспонат выставки, с большим успехом представивший там пластику русского деревянного зодчества. После возвращения на родину для него нашли место в центре города". http://archidesignfrom.ru/archihistory_2/817-derevyannye-kletskie-i-shatrovye-cerkvi.html
От автора. Монастыри в древности имели вид небольших крепостей, часто выполняя оборонительные функции на подступах к городам. Как любая крепость, территория монастыря была ограждена стенами с башнями по углам. Башни кроме своих основных оборонительных функций выполняли и другие. Они использовались под амбары, жилье, на них устраивались колокольни и часовни. Особое значение имела воротная башня, в ней находились хорошо защищенные входные ворота.
Учитывая ограниченность территории и достаточную свободу нравов того времени, в качестве церкви-часовни часто использовали одну из башен, обычно воротную. Здесь хранили христианские святыни, особая икона висела над входом, при этом общие службы совершались под открытым небом.
Отрывок из книга Раппопорта.
'Характерной чертой башен некоторых крепостей было наличие в них навесных балконов-часовен над въездными воротами. Некоторые исследователи исключали культовое назначение навесных балконов и целиком относили их появление к задаче усиления обороны въездных ворот крепости. Это предположение, однако, не подкрепляется ни архивными источниками, ни конкретными сохранившимися памятниками. С самого начала балконы-свесы устраивались в качестве часовен, чему можно найти подтверждение в архивных исторических документах. Описание Илимского острога воеводой Качановым в 1703 году показывает, что в крепости было три башни с 'часовнями на свесе'. У Спасской башни одна часовня была 'снаружи за острогом, а другая в остроге'. Стоявшая напротив Спасской Богоявленская башня имела одну часовню - 'за острожною стеною'. На культовое назначение часовен указывает не только их название, но и описание конструкции и отдельных форм ('вершена бочкою, а наверх бочки маковица с крестом, опаяно белым железом, а бочка и маковица обита лемехом'), а также перечень главных икон с описанием их содержания. С 'часовней на свесе', обращенной за пределы острога, была третья проездная башня Илимского острога - Введенская. Устройство часовен над проездными башнями не было случайным. Как наиболее слабое место в системе оборонительного сооружения, воротные башни получали 'покровительство' святых. Для размещения икон и устраивались навесные часовни. Можно отметить также, что часто иконы размещались непосредственно над воротами'.
При наличии у башни-часовни балкона, открывали его ставни, выставляли иконы и служили.
Слободская деревянная часовня относится именно к таким. При этом она является самой ранней из сохранившихся. В своём облике она сохраняет черты оборонительного сооружения, но в целом это уже только дань прежней традиции. Балкон был обращен во внутрь монастыря.
Разрешение на обустройство и строительство Богоявленского (с конца 18 века Крестовоздвиженского) монастыря было получено в 1599 году, но неофициально силами самих слобожан монастырь в Слободском городе существовал и ранее. Надвратная часовня была построена в ходе возведения ограждений территории монастыря. Известно, что еще в одной башне позже была Троицкая церковь.
Михаил архангел относится к 'воинственным' святым Русской и Западноевропейской церквей. Он был первым святым у крестившихся норманов (монастырь Сен-Мишель). В это число также входят Георгий Победоносец, Илия Пророк и Николай чудотворец Мирликийский. Иконы этих святых особо почитали наши предки, занятые войнами и походами. Их брали с собой в далёкие и опасные военно-торговые экспедиции русские викинги, а позже их наследники, основатели Вятской республики 14-15 веков, ушкуйники, плававшие по рекам на своих лёгких 20-местных судах - ушкуях. Из документов следует, что в 16-17 веках Дом Михаила архангела (церковь) помимо Слободского монастыря был также в Шестаковском городке и, возможно, на Чуршинском городище.
К 20 веку деревянная часовня уже не использовалась по назначению и находилась внутри расширившейся территории монастыря, а после событий 1917 года (и последовавшего закрытия монастырей и большинства церквей в России) о ней вообще забыли. Однако в 1973 году на волне интереса к деревянной архитектуре северной Руси сруб отреставрировали и первым делом отправили в Париж на выставку. Надо отметить, что от прежней конструкции сохранилось не более половины брёвен, все детали (купол-маковка с крестом, крыша, ворота, боковая лестница и балкон) были сделаны заново. В настоящее время часовня является одним из главных архитектурных памятников нашего города, и чуть ли не главной приманкой для редких пока ещё у нас туристов.
Внутри часовни (ставшей филиалом Слободского краеведческого музея) размещена экспозиция предметов христианского культа 18-19 веков. Здесь особо выделяются полтора десятка небольших деревянных скульптур ангелов и святых, привезённых в Советское время откуда-то с севера области, где в глухих местах еще хранились традиции прошлого. Экспозиция открыта для посетителей по выходным дням в летнее время. Надо сказать, что кое-что из собранного здесь ранее - иконостас и часть скульптур - вывезли в Кировский музей. В настоящее время по особо чтимым православным праздникам (в Михайлов день) в часовне проходят службы.
Проездная башня с надвратной часовней построена талантливыми вятскими мастерами без пилы и гвоздей. В отличии от самых ранних клетских церквей Михал-Архангельская имеет восьмискатную крышу. Стены их срублены в 'обло с остатком', на консольно выпущенных бревнах -'помочках' уст-роены сени. Для ограждения сеней - западного придела использована более лёгкая и экономичная каркасная конструкция. Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать со-временную и остроумную конструкцию, называемой 'безгвоздевой-самцовой' кровли, все части кото-рой крепились без помощи дорогостоящего железа. Конструкция такой кровли была такова, что не допускала проникновению влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчётом на естественное проветривание стен. В начале прошлого столетия Михаил-Архангельская часовня приобрела другой облик. Рубленные стены были зашиты тёсом и покрашены, крыша и глава покрыты жестью. Появились и новые украшения - окружные окошки, металлические решетки. Подобная участь постигла все деревянные церкви и часовни России. Первоначальный вид был им возвра-щен только в середине нынешнего века. До недавнего времени крепостная башня с часовней Михаи-ла Архангела Благовещенского монастыря - это чудом дошедший до нас памятник военной и куль-турной архитектуры - оставалась вне поля зрения исследователей. Трудно было предположить, что под уродливой обшивкой и современной железной кровлей скрывается во всей своей красе сооруже-ние начала 17 века. Дошла до нас и утварь этой древней часовни. Очень интересен здесь старый тябловый иконостас, перенесённый недавно из Слободского в Кировский художественный музей. В нижнем ряду находятся древние, может быть действительно времён Трифона, иконы Спаса Неруко-творного, Богоматери, Николы Чудотворца. Но больше других привлекает внимание четвёртая икона нижнего рада - Трифона Вятского и Прокопия юродивого, изображающая этих местных 'святых' с их подлинно индивидуальными чертами. Среди древних достопримечательностей Михаило-Архангельской часовни - 'сухие свечи' 17 века, которые теперь уже почти не встретишь в убранстве храмов, разве что в помещениях некоторых музеев. Их поверхность покрыта полихромной темперной росписью; черные, оливковые, красные полосы по белому фону образуют живописные зигзаги, чере-дуясь с конусовидным орнаментом. В часовне стояли и два кресла с богатой барочной резьбой и мно-гоцветной росписью, выполненные в середине 18 века Башня - часовня Благовещенского монастыря в Слободском -древнейший архитектурный памятник Кировской области и вместе с тем самое раннее деревянное сооружение, сохранившееся на территории России.
В феврале 1973 года часовню отправили в Париж на выставку 'Русская деревян-ная пластика от древнейших времён до наших дней'. Французы были в восторге. Рассказывают, что одна богатая парижанка обратилась к организаторам вы-ставки с просьбой помочь ей купить эту часовню, причём она была готова за-платить названную сумму. http://www.sloblib.narod.ru/slob/xronika3.htm
Сообщение с http://rusprogram.ru/va14 :
"Дошла до нас и утварь этой древней часовни. Очень интересен здесь старый тябловый иконостас, перенесенный недавно из Слободского в Кировский художественный музей. В нижнем ряду нахо-дятся древние, может быть действительно времен Трифона, иконы Спаса Нерукотворного, Бого-матери, Николы Чудотворца. Но больше других привлекает внимание четвертая икона нижнего ряда - Трифона Вятского и Прокопия юродивого, изображающая этих местных 'святых' с их подлинно индивидуальными чертами. Пробные расчистки художников, приоткрывая завесу вре-мени, позволяют нам реально представить облик Трифона - одного из 'главных действующих лиц' вятской истории рубежа XVI-XVII вв., отзвуки которой мы постоянно слышим на нашем пути.
Среди древних достопримечательностей Михаило-Архангельской часовни - 'сухие свечи' XVII в., которые теперь уже почти не встретишь в убранстве храмов, разве что в коллекциях некоторых музеев. Их поверхность покрыта полихромной темперной росписью: черные, оливковые, красные полосы по белому фону образуют живописные зигзаги, чередуясь с конусовидным орнаментом. В часовне стояли и два кресла с богатой барочной резьбой и многоцветной росписью, выполненные в середине XVIII в. Одно из них, находившееся в Екатерининской церкви, уничтожено слободскими церковниками, другое передано в Кировский музей".
Икона Вятские св. Трифон и Прокопий:
От автора. В настоящее время в часовне осталась часть скульптур и деревянный крест.
Часовня ныне стоит на Городской площади (виднеется слева за фонарем возле фонтана).
Глава 3. КОЛОГА
Известно бесерменское (каринско-татарское) название города Слободского - Колога (более точный вариант произношения "Халъга"). В тюркских языках "Халга" - крепость, цитадель, ворота, проход, застава. Так назывался пропускной пунк в Великой Китайской стене. Это несколько далеко от наших мест, поэтому поищем иное происхождение названия. Далее цитаты из Сети.
Холугаланд (норв. Hålogaland, возможное написание Халогаланд) - согласно скандинавским сагам, самая северная провинция средневековой Норвегии. В раннюю эпоху викингов, до объединения Норвегии Харальдом Прекрасноволосым, Холугаланд был небольшим королевством, вытянутым вдоль побережья между Намдаленом в Нур-Трёнделаге и Люнгеном в Тромсе под управлением вольных вождей - хёвдингов. Наиболее известным обитателем Холугаланда был, вероятно, Оттар, прославившийся своим путешествием в Бьярмаланд. Холугаланд часто упоминается в скандинавских сагах.
На древненорвежском языке название пишется как Hálogaland, а ее обитатели называются háleygir. Значение этнохоронима háleygir неизвестно.
Упоминается наместник короля округа Халога,иногда всю Норвегию называли Haloga-land.
Халогаланд ( Hálogaland ) - букв. 'Страна Северного Сияния', самая северная часть Норвегии.
Халога (Haloga) ЛМ - цитадель королевы Вамматар в Гиперборее. От названия местности в Лапландии - Халогаландия.
Отар был викингом из северной Норвегии. Он жил в самой северной провинции Halogaland, теперь - Helgeland, в округе Цmd, обнимавшем остров Hindey с окрестной береговой полосой. В настоящее время эта местность входит в состав департамента Nordland.
Средневаллийское прилагательное halawc (совр. валл. halog) определяется Университетским словарем валлийского языка [GPC: 1816] как 'dirty (грязный), soiled, defiled (порченый), unclean,profane, corrupt' и находит точное соответствие в др.-брет. haloc gl. luguhri [Fleuriot
1964: 206] и ирл. salach gl. sordidus [LEIA: S-16], из и.-е. *ttz/-'schmutziggrau
dd>
На мой взгляд, видна связь со словом Холуй (холун).
Фасмер:
I холу́й
I, отсюда прибалт-нем chaluj "холуй, прислужник" (Кипарский, Baltend 150)
Родственно наха́л (см), подхали́м, па́холок (см); см Преобр I, 595; Горяев, ЭС 394; Доп I, 51 Другие связывают еще с холо́п, холосто́й; см Соболевский, ЖМНП, 1886, сент, 146; Лер-Сплавинский, JР 24, 44 Смелые догадки см у Ильинского (ИОРЯС 20, 4, 156)
II, хо́луйник "закол для ловли рыбы", халу́й "камень, торчащий из-под воды в реке", арханг (Подв) Согласно Калиме (237 и сл), из фин kolu "рыболовный закол из свай и прутьев, куча камней" Знач "камень под водой", скорее, связано с холу́й I; ср па́сынок "подводный утес".
III хо́луй
III "сор, нанос от разлива на лугах; груда наносного леса, бревен", вятск, перм (Даль), колымск (Богораз), оло-нецк (Кулик) Согласно Калиме (236 и сл), из фин kalu, эст kalu "хлам" Иначе Брюкнер (KZ 51, 237), который предлагает невероятное сближение со ст-слав халѫга "ограда", сербохорв ха̀луга "сорняк, чаща", словен halȯ́ga "кустарник, хворост" Иначе Петерссон (IF 43, 77), сближающий это слово с хале́па "мокрый снегопад", др-инд cikhallas "болото", осет хului "сырость", вопреки Майрхоферу(386) Все это очень проблематично Из русск за-имств коми ke̮lui̯ "хлам"; см Вихм - Уотила 96
IV холу́й
IV "корм с отрубями для скотины", тверск (Даль) Возм, из фин, ср эст kõlu "шелуха, мякина, легкое, пустое зер-но"; см Калима 236 Не из нем Kleie "отруби", вопреки Горяеву (ЭС 394)
Захолустье
До сих пор не получило удовлетворительного объяснения Сравнивали за- и ст-слав халѫга "изгородь", словен halóga "кустарник, морская трава" (Маценауэр, LF 7, 217; Преобр I, 243; Горяев, ЭС 114), но в таком случае ожидалось бы захалужье. Влияние слова холосто́й (Преобр) невероятно Неудовлетворительно также сравнение с холо́п, холу́й у Соболевского (ЖМНП, 1886, сент, стр 146) Калима ("Neuphil Мitt", 1951, стр 167 и сл) пытается произвести захолустье из *захолостье от холост, что затруднительно фонетически.
[Сближение с холудина, хлуд см у Трубачева (ZfS, 4, 1959, стр 84) Иначе см Львов, "Этим исследования по русск языку", I, М, 1960, стр 32 - Т]
па́холок
род п -лка "парень, баловень", зап, вятск (Даль, Васн) От па- и *хоlkъ; ср сербск-цслав хлакъ ἄγαμος, др-русск холокъ - то же, цслав нехлакая "беременная" Далее, вероятно, связано с холо́п, холу́й (Соболевский, ЖМНП, 1886, окт, стр 146; Оштир, AfslPh 36, 444)
Итак, Халога и Холуй - применительно к местности имеют значение "отдённая, бросовая часть", - "захолустье".
Вятка входила в Биармию, посещаемую скандинавскими викингами в 9-13в. Центром власти Биармии могло быть уникальное Чуршинское городище на южной окраине нынешнего Слободского города. Между ними было также древнее Родионовское городище (см. ниже). Булгарских находок в этом районе немного. Вполне вероятно, что от викингов северный регион Вятки получил название аналогичное отдаленной северной оконечности Скандинавии - Халога, превратившееся позже в русском языке в слово Холун (Холуй). Не исключено и обратное влияние: так как жители северной Норвегии часто бывали в отдаленной части Биармии, их Скандинавское местопребывание получило такое же название. Замечу, что в районе Слободского - устье р. Белая Холуница (в прошлом просто Холуница). Река Шалуй есть на карте Идриси (см. в моей работе "Карта Идриси").
Это, казалось бы почти фантастическое, предположение имеет еще одно косвенное подтверждение. В 'Саге о Хаконе Хаконарсоне', написанной исландцем Стурлой Тордарсоном в 1264-1265 годах (охватывает период с 1203 по 1264 г.), по признанию исследователей, отличающейся вполне документальным характером, содержится следующий текст:
"Этим летом отправились они в военный поход в Бьярмаланд, Андрес Скьяльдарбанд и Ивар Утвик. У них было четыре корабля. И то было причиной их поездки, что ездили они в Бьярмаланд в торговую поездку за несколько лет до этого, Андрес из Сьомелингар и Свейн Сигурдарсон, Эгмунд из Спангхейма и многие другие. У них было два корабля. И отправились они назад осенью, Андрес и Свейн; а они остались с другим кораблем, Хельги Богранссон и его корабельщики. Эгмунд из Спангхейма тоже остался; и отправился он осенью на восток в Судрдаларики (Суздальское княжество) со своими слугами и товаром. А у халогаландцев случилось несогласие с конунгом бьярмов. И зимой напали на них бьярмы и убили всю команду...".
- То есть, речь идет о начале карательного похода на Биармов за нападение на зимовавших у них купцов-халогаландцев, случившееся за несколько лет до того. Таким образом, название Холагаланд (родина зимовавших купцов) наверняка было известно в Биармии. Можно предположить, что городок, где жили эти хологаландцы, назывался Халога. Из отрывка также видно, что направления в сагах отличаются от реальных, на что указывает исследователь Т. Н. Джаксон. Поэтому о местоположении Биармии этот текст напрямую ничего не дает. В настоящее время под Биармией понимают обширную северную территорию, включающую на юге Вятку и Каму. Бассейны этих рек были достаточно хорошо знакомы скандинавам.
В Биармию, судя по другим сагам, викинги плавали на судах вокруг Скандинавии (мимо Холагаленда) до устья С. Двины и далее вверх по реке. Где-то в верховьях они встали на стоянку. Один корабль вернулся домой тем же путем, а другой осенью ушел в Суздальскую землю, то есть перешел в бассейн Волги, что свидетельствует о возможности преодолевать волоки, а значит, попадание их в бассейн Камы и Вятки вполне вероятно. Часть его команды осталась на зимовку, но погибла в стычке с местными биармами. Вероятно, у викингов была своя небольшая фактория, где за зиму они намеревались скопить ценные меха, чтобы к прибытию весной корабля быть полностью готовыми. Нельзя исключить, что кто-то из них постоянно жил в этом краю. Как выяснил историк Н. Хан, южная граница распространения соболя проходила в те века как раз по средней Вятке. То есть, для купцов наиболее интересно было поселиться на этой границе или чуть севернее (то есть, выше по реке от г.Кирова). В начале 13в. в этом районе по археологии известны Никульчинское, Чуршинское, Родионовское и Слободское городища.
В 3 км от центра Слободского ниже по реке на северо-восточной оконечности деревни Родионовы находится Родионовское городище. Расположено оно в стратегическом месте: на береговом холме напротив устья притока Вятки реки Белой Холуницы. В этом месте в прошлом была переправа 'Каринский перевоз', и проходила дорога в направлении на татарское село Карино, Глазов, и далее в Пермь и Сибирь. В 1886 году рабочими при сооружении земляной насыпи у Каринского перевоза был обнаружен древний могильник. Здесь были найдены воинские захоронения с крупными продолговатыми черепами европейского типа, железные и бронзовые предметы, в том числе, меч. Подробное изучение памятника произведено в 1987 году отрядом Камско-Вятской археологической экспедиции под руководством Л.Д.Макарова. Были обнаружены следы земляных укреплений и культурный слой 6-15веков. Вполне логично предположить, что именно это Родионовское поселение первоначально называлось Колога. Так как оно находится на южной окраине города Слободского и первым встречалось приезжающим из-за реки каринцам, то в их восприятии это название перешло на весь город Слободской, что способствовало сохранению этого древнего названия.
Андерс Стриннгольм в книге "Походы викингов" (http://sundukis.narod.ru/source/string/part10.html), изданной в 1861 году на русском языке, пишет следующее:
'Незадолго до вторжения монголов изрублены были в Бьярмии все седоки одного торгового корабля, прибывшего туда из Халогаланда в Норвегии. Тогда два подручника норвежского короля, Хакона Хаконсона, с четырьмя сильно вооруженными кораблями отправились в землю бьярмийцев для отмщения им и их государю за убийство своих земляков. Мечом и огнем опустошили они Бьярмию и сделали богатую добычу, состоявшую особенно из серебряных монет и дорогих мехов. Это путешествие в Бьярмию, случившееся в 1222 году, - последнее, о котором упоминают древние исторические памятники...
О бьярмийском государстве известно, что оно пало около 1236 года во время вторжения Чингисхана и его монгольских орд в Северную Европу, а потом было покорено царем России Иваном Васильевичем в конце XV века'.
Последнее замечание еще более сближает Биармию с Вяткой. Вот побробности военной операции в Биармии:
"Андрес и Ивар произвели
там очень большие опустошения убийствами и грабежами
и добыли огромное богатство серым мехом и чистым
серебром'. Уже осенью возвращались они морским путем на родину, однако
случилось несчастье, налетел шторм, что не редко в
такую пору, 'их унесло течением на север'. Три корабля сумели выстоять против бушующего
моря, а четвертый - Ивара из Утвики - разбило, хотя
самому хозяину судна удалось спастись. Андрес благополучно
вернулся в Халоголанд и 'больше не плавал с
тех пор из Норега в Бьярмаланд".
В цитированной саге есть также известие о поселении биармов бежавших от татар примерно в сер. 13в. в Норвегии и их крещении. Вероятно, это были люди близкие к скандинавам.
А вот более прозаическая трактовка этого ребуса.
У Подвысоцкого мы находим 'Кулига, кулижка' - 1) расчищаемое и выжигаемое под пашню лесное место 2) крутой изгиб, поворот реки. Говорить: река дала кулигу. Отсюда: кулижное поле - расчищенное под пашню лесное место на мысе излучистой реки. Холм. Шеек. Пин.'
Даль пишет между прочим: 'Кулига, кулижка - клин земли, полоса, загон участок, не вошедший в тягловый надел, ровное место, чистое и безлесное, небольшой покос, пожня особняком среди пашен или лесу, прогалина, полянка, отличная растительностью, травою, ягодами, урожаем хле-ба, лужок на заводи, залив, самая заводь, прм. арх, клин лесу, остров, тер. ряз. / вост. лес расчи-щенный, выкорчеванный, росчисть, чищоба, чища подсева, починок, огнище, пожег, валки и пр. - Кулижное, починковое хозяйство особ. известно в сев. вост. губ. Хлеб хорошо кулигами, местами, полосами, островками. Река дала кулигу, колено, образовав по одну сторону сухую кулигу, мыс по другую мокрую, заводь, лужок. дать кулигу, дать крюк пег, кстр. В вят. кулига иногда значит по-чинок, выселок или деревня в лесу. Об ушедшем далеко или неизвестно куда говорят: у черта на кулижках (неправил. на куличках), т.е. неведомо где. Кулижный, в ней относящ. Кулижное поле, на росчисти, на пожеге, арх. на мысу излучистой реки. Кулижничать, рубить и выжигать лес под пашню. Кулижничанье ср. дело, действие это. Кулижник, кто вырубает и выжигает кулиги. Кулиговатое место, речка, обильная кулигами'.
В зырянском словаре Видемана мы читаем: 'Кулига, отдаленная пустынная местность, пустыня'.
Архангельская губерния - 3 примера
Вологодская губерния - 33 примера
Пермская губерния - 6 примеров (1 - в Верхотурском уезде, 2 - в Чердынском, 1 - в Пермском, 1 - при реке Кочь). В Чердынском уезде в настоящее время живет до 15-20 тыся пермяков, самых близких родственников зырян. Сами Зыряне встречаются в небольшом числе в северо-западном углу Чердынского уезда, на границе с Вологодской губернией.
Вятская губерния - 4 примера (2 - в Слободском, 2 - в Яранском)
Костромская губерния - 5 примеров
Ярославская - 11 примеров
http://avomarba.livejournal.com/53030.html#t79142
На Русском Севере до 18 века сохранялось старинное пространственное деление на кулиги, соответствовавшее терри-тории определенного куста деревень с лесами и полями. И происходит оно от финского слова kula - деревня, поселение.
Итак, Слободской в прошлом назывался местными аборигенами (вотяками и татарами) Колога. Это название мне известно из личных разговоров с каринцами. Так еще недавно называли город жители села Карино и его окрестностей (в 12-15км от города за рекой), - отдельного татаро-вотского анклава. Возможно, это имя небольшого начального поселения, которое появилось еще в 13в., если не раньше. Употребляется ими и слово Кала - город вообще. Но так они зовут и Киров. Различия в контексте фразы. Более точное произношение - типа Хэлъга, но надо учитывать особенности дру-гого языка.
Трактовка названия применительно к городу не ясна. На первый взгляд подходит такое: "крутой изгиб, поворот реки... место на мысе излучистой реки". Река напротив центра старого города упирается в крепкий берег и делает поворот. Рядом есть пойма-луг.
Глазовские вотяки в значительной мере переселенцы с нижней Чепцы, окрестностей Слободского. Поэтому не удивительно, что своему новому городу Глазову они также дали известное им прежде название города (Слободского) - Калага. Замечу, гласные о, а, у - взаимозаменяемы в течение веков и при заимствовании слов. Да и сами слова всё время меняют смысл. Поэтому о раннем значении названия судить трудно. Холога - крайняя северо-восточная область Норвегии. Поэтому начальный смысл может быть из финских языков - труднодоступное, уединенное, обособленное место. Это имя подходит к небольшому городку, каким наверняка был первоначальный Слободской в верховьях Вятки. Слово Кулига (деревня) у нас известно, поэтому его вариант в иноязычном произношении (Колога) вполне уместен.
Глава 4. Карта Слободского 1806 года
Ранний вариант герба
Глава 5. О ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ СЛОБОДСКОМ
Приведу несколько любопытных выдержек из "Вятской незабудки" (памятная книжка Вятской губернии на 1877 год). Она была выпущена известным книгоиздателем Ф. Ф. Павленковым, нахо-дившимся тогда в вятской ссылке. Вот как там описывается город Слободской:
Общий очерк Слободского за 1876 г.
"С внешней стороны Слободской не представляет никаких особенностей: город как город... то же обилие деревянных построек, те же немощеные улицы, тот же весенний и осенний разлив навоза на торговых площадях, заставляющих базарную промышленность не только процветать, но и благоухать, как и везде, или по крайней мере в большинстве наших уездных центров... Одна из особенностей Слободского - это обилие торговых заведений, кроме двух гро-мадных гостиных дворов, множество лавок устроено еще в частных домах, особенно на Глазовской улице - нашем Невском проспекте, так что в городе и его слободе Демьянке существует до 170 больших магазинов и лавок, не говоря уже о мелочных лавочках, ко-торые встречаются чуть ли не на каждом перекрестке...
Хотел Слободской щегольнуть по части освещения, но и тут не удалось ему отличиться. Зажи-точные домовладельцы согласились поставить около своих домов фонари и зажигать в них керо-синовые лампы. На первое время улицы действительно осветились, но какие-то 'злонамеренные' люди начали таскать не только лампы, но и фонари, хозяева поспешили убрать их, и город снова погрузился в непроницаемую тьму.
... Вообще же город тихий и деловитый с весьма мало развитой общественной жизнью, с патри-архальными нравами и без всяких претензий на шик, щегольство и роскошь. Поэтому отдельные лица, как бы ни была обширна их торговля и значительны капиталы, мало выделяются над общим уровнем, напротив, все сливается в один сероватый тон, все поглощены или добыванием куска насущного хлеба, или стремлением к наживе издавна установившимися способами.
... Каждый дом значительных размеров - это своего рода неприступная крепость, по наружному виду несколько похожая на благоустроенные тюрьмы. И внутри этих палат творится столько ди-кого, страшного, чудовищного.
...А каково здесь так называемое общество, интеллигенция, соль земли! Вот они со-шлись в клубе на танцевальный вечер или маскарад; сначала все идет довольно чин-но, хотя и вяло, сонно, безжизненно, дамы и кавалеры движутся точно тараканы, по-сыпанные персидской ромашкой. Но, благодаря частым посещениям буфета, мужчи-ны начинают понемногу оживляться, и, прежде всего, лезут в ссору с кем ни-будь, сводят старые счеты, выражают желание отомстить лицу, когда-то оскорбив-шему их бранью, а не то схватиться и врукопашную. Смотришь, купец Пашкин уже честит городового врача 'подлецом', учитель обозвал лесничего 'невежей', а молодежь уже и стулья употребила вместо холодного оружия, крики, шум, пьяный го-вор. В буфете положительно давка и впереди всех 18-летний купчик, угощающий шампанским единственного представителя здесь военного сословия - полковника Форселя. А в гостиной мирно спит на диване ветеринарный врач Закржевский, кото-рый почти каждый вечер является сюда выпить и уснуть.
...И странное дело - кого бы ни забросила судьба в Слободской из чиновников или врачей, всякий очень скоро поддается общему настроению, и до того сливается с мест-ными жителями, что утрачивает даже воспоминания об иной среде, иных нравах".
Статья "Кому у нас жить хорошо?" посвящена Городской Думе, где автор пишет:
"Они втихомолку обделыевают свои делишки, взимают налоги, расходуют их как вздумает-ся, поскольку строят что-нибудь "хозяйственным способом" и живут себе припеваючи. Доставление гражданам каких бы то ни было удобств считается возможным лишь в ТОМ случае, если зто не будет стоить городу ни копейки.
На городскую Думу и до сих пор слышатся сетования за то, что она продала на сруб лес, окружающий город, хотя это было уже около четырех лет тому назад. Вследствие того не только город лишился своего лучшего украшения, но и жители ближайших деревень на-чали испытывать недостаток в воде, так как после вырубки леса, находившиеся в нем ключи сильно обмелели...
Кому приходилось бывать на земских собраниях в Слободском хотя бы только за последние 6-7 лет, тот не мог не заметить значительной перемены к худшему в отношении гласных к земским делам. Прежде на этих собраниях можно было иногда услышать и дельный, об-стоятельно составленный доклад, и горячее слово в защиту своего взгляда, и живое со-чувствие к интересам населения и, наконец, увидеть основательное знакомство стой или иной другой отраслью земского хозяйства. Но мало-помалу все это изменилось: гласные начали относиться к своим обязанностям холодно, бузучастно, как чиновники; рутина поглотила земское дело окончательно и в 1876 году, например, все, начиная с докладов и кончая прениями, носило на себе печать самой безнадежной формальности.
Вообще бедность в людях, достойных занимать выборные должности, здесь так велика, что избиратели бывают поставлены в большое затруднение, кому отдать преимущество".
"Наши вятские крестьяне вряд ли даже считают ссылку в Сибирь строгим наказанием. Они боятся тюрьмы, острога, арестантских рот; на ссылку же, особенно в "места, не столь отдаленные", многие из них смотрят как на благодеяние, как на лучшее средство изба-виться от скудного надела неплодородной земли, дающей все более и более плохие урожаи, да от безысходной бeдности, гнетущей их на родине. Поэтому резолюция суда - сослать в Сибирь - встречается подсудимыми из крестьян нередко даже с радостью".
Напрягите свою память, читатель, и скажите нам, обнаружили ли Вы хоть когда-нибудь за время всей вашей школьной карьеры существование города под названием Слободской?
Держим пари, что нет, и, со своей стороны, честно признаемся, что, отделённые от него пятнадцатью лье, мы не более бы знали о его существовании, если бы не обстоятельства, которые направили нас к этому славному городу. Скажем также, что без этого последнего обстоятельства я был лишён тех непредвиденных и фантастических эпизодов, которые расцвечивают иногда путешествия бродячего артиста. Я всегда имел особое пристрастие к сенсациям, которые должны встречать первооткрывателя неизвестного, но, за неимением случая пересечь Патагонию или чести быть прослушанным королевой Помора, город Слободской по всем данным кажется мне воплощением желаемых качеств для удовлетворения жажды экстравагантного. Дорога, неоднократно перерезанная потоками воды, которые значительно пополнились осенними дождями, казалось, повсюду заготовила для нас серьёзные препятствия. Надо было использовать наш верный и прочный экипаж-тарантас, и мы позаботились на этот раз нагрузить его корзиной провизии, способной противостоять самым несчастным обстоятельствам и самым голодным желудкам.
Та же дорога, обвалившаяся и разбитая, те же бесконечные пути, однообразные и пугающие своей глушью, обрамлённые чахлыми, сухими деревьями; те же пространства, тёмные и безлюдные, пересечённые обширными лесами, молчаливыми в своей непостижимой тайне. Вместо мостов, пугающих сюрпризами, плавучие мостки, столько же примитивные, сколько и опасные, служили для пересечения многочисленных ручьёв, превратившихся в бурные потоки. Так что у нас вырвался единодушный вздох облегчения, когда в конце дня мы увидели через туманную серость вырисовывающиеся купола церкви и силуэты нескольких человеческих жилищ, возвестивших нам город Слободской, а с ним и надежду на спасительный кров.
'Куда прикажете Вас отвезти, сеньоры?' - спросил наш ямщик с пафосом, заставившим предполагать, что нам предоставляется выбор отелей, так же многочисленных, как и разнообразных. 'В гостиницу наиболее чистую и приличную в округе', - был наш ответ, который нам пришлось подкрепить эпитетом 'дурак', средством необходимым, чтобы стимулировать рвение этого примитивного персонажа. 'Не такой дурак, как вы думаете, - промолвил он. - Постоялые дворы все так грязны и неприятны, что я боюсь везти туда таких сеньоров, как вы. Если вы не знаете, у кого можно было бы остановиться, советую вам продолжить путь'. Перед этим аргументом, вполне рассудительным, нам ничего не оставалось, как приказать ему везти нас на почтовую станцию, где мы найдём комнату, которая позволит нам отдохнуть несколько часов.
Местность, к которой нас сейчас приковал случай, находилась в иных условиях, чем большая часть уездных городов России. Мы находились в одном из тех городов ссылки, испорченных и скованных изоляцией, несущей скуку, порождающую праздность и ведущую к пьянству.
Добрый город Слободской, как назвал его наш благословенный станционный смотритель, кроме нескольких тысяч жителей - преимущественно государственных служащих, был богато оснащён классом людей, совершенно отверженных и опустившихся. Это были блудные сыновья, не признававшие никаких властей; горячие юнцы, порвавшие с общественным порядком; рано созревшие расточители; слишком яркие игроки, ущемляющие кошельком своих соседей и ещё другие типы, принадлежащие к племени злостных нарушителей. Это не было место ссылки, которое фантазии нравится отражать определённым родом поэзии, берущей источник в мире страданий, это не было тем более место, где бедный ссыльный мог возвыситься до благозвучного имени жертвы, и ещё менее - место тюремного заключения для наихудших злодеев. Это было место ссылки в его прозе - наименее абстрактное, рандеву этих отбросов, можно сказать, брака общественной продукции безделья в наиболее абсолютной форме. И этим избранным обществом наш несравненный Иванов (станционный смотритель) собирался украсить наш концертный зал.
Если вы имеете представление о провинциальном городе России, вы знаете всё почти без исключения. Но тот, кого злая судьба ещё не забрасывала в уездные города, - эти города или сёла, которые не пользуются могущественной поддержкой губернатора и некоторыми преимуществами, вытекающими из присутствия такого лица, - тот, говорю я, не способен представить безобразия более странного, чем то, какое представляет пустынная монотонность этих безлюдных улиц, высокомерно широких, без мостовых, без тротуаров, чаще всего забрызганных грязью, проходимых только благодаря тому, что почва утоптана лошадьми. Воображение напрасно искало бы бесформенности более безнадёжной, чем та, которую представляет стиль этих построек, деревянных домишек жалкого вида, созданных каким-нибудь местным плотником. Несколько церквей в византийском стиле с капризными формами, с золочёными куполами, какие встречаешь повсюду. Они придают яркий тон этой картине, которую мрачные и пустынные равнины торопятся окружить унылым покровом.
Постараемся, однако, отметить, что Главная улица, общее название главной артерии городов, была менее безлюдной, чем в славном городе Вятке; что она обещала приятную прогулку, скрашенную деревянным тротуаром и была окружена приличного вида домами, среди которых и городской клуб. Так сказать, царство выпивок и игры - единственное увлечение обитателей этих краёв. Добавим, что салон этого клуба должен был в скором времени стать местом музыкального торжества, уникального в истории Слободского, уникального в воспоминаниях артиста.
Начальник полиции, предупреждённый о нашем визите нашим другом Ивановым, принял нас, как большинство русских должностных лиц принимает аристократов: вежливо и трогательно-приветливо. Он обратился к нам также с деловым вопросом: 'Когда Ваше первое представление?' Озадаченные словом 'представление', выражением, которое нас уже неприятно поразило в устах мэтра Иванова и от которого он ни за что не хотел отступиться, мы сухо ответили: 'Мы не даём ничего, кроме концертов... Пусть публика не заблуждается насчёт нашей продукции, мы не акробаты'.
'Ах, месье, как Вы всё принимаете всерьёз, - возразил он. - Слово 'концерт' ещё не вошло в привычку в наших краях, никто ещё не привозил его сюда, не будем спорить о словах и организуем поскорее ваше пред... Я хочу сказать, концерт! Не сомневайтесь, что в интересе к Вам нашей публики у Вас недостатка не будет. Кажется, один из Вас, мсье, играет на инструменте, который мы знаем только по нашим танцевальным вечерам. Все будут заинтригованы, ручаюсь, услышать, как из него вытягиваются мелодийки! Месье Иванов, впрочем, мне очень его расхваливал'.
Браво, несравненный наш друг Иванов! Итак, мой музыкальный инструмент превращён в жеманную гитару, шумный контрабас, готовый выдать свои маленькие секреты. Нам, ободрённым простодушием чиновника, ничего не оставалось другого, как отправиться подготовлять события, которые должны были стать эпохой в нашем полном приключений турне и обещали нам необычные лавры.