Аннотация: Критический анализ книги Коноваловой о карте Идриси и новая трактовка некоторых спорных моментов, касающихся территории бассейна Волги: Артан, Кама, Вятка, Иднакар, город Табуни и страна Баджанаков, Русская река и страна Нибарийя.
Современная карта Восточной Европы.
1. КАМА, ВЯТКА и страна БАДЖАНАКОВ
Существует карта Мира арабского географа, картографа и путешественника Аль-Идриси с пространным описанием к ней (составлена к 1154 году). Этот текст подробно рассмотрен в книге Коноваловой И. Г. "Восточная Европа в сочинении ал-Идриси". Ниже приведены отрывки, касающиеся нашей темы с комментариями Коноваловой и моими (Е. Х.)
1. "Восточный рукав реки Исил [берет начало] в области басджиртов (башкир), затем течет между баджнаками и булгарами, являясь границей между ними; он течет на запад, пока не пройдет позади булгар; затем снова отклоняется на восток (юг), пока не минует русов, затем булгар, затем буртасов, затем хазар с тем, чтобы влиться в море ал-Хазар. Говорят, будто Исил разветвляется более чем на семьдесят рек, но главное русло реки впадает в море ал-Хазар. Говорят, что если воды этих рек объединить, то они образуют более полноводную реку, чем Джайхун или река Балх. От этой реки отделяется рукав (шу'бат), [текущий] на запад до впадения в море Нитас, о чем мы уже сказали".
2. "Ал-Хазар - это название страны, а ее столица - Исил. Исил - это [также] название реки, которая течет к ней от русов и булгар и впадает в море ал-Хазар. Исток этой реки [находится] в восточной стороне, в некоей области "Опустошенной страны" (бипад aл-Хapa6), затем река проходит через "Зловонную землю" (ард ал-Мунтина) на запад до тех пор, пока не пройдет позади булгар, после чего возвращается на восток и протекает через землю русов, затем через [землю] булгар, затем через [землю] буртасов и течет [далее] в землю ал-хазар, пока не впадает в море. О ней говорят, что от нее отделяются свыше семидесяти рек (дельта), а основное русло реки течет к хазарам".
3. "Все они берут начало в этой горе, называемой Аскаска (Уральские?), и текут на запад, пока не соединятся в одну [реку], которая затем течет до земли булгар, поворачивает на восток (на юг), пока не дойдет до границ земли русов, и там разветвляется. Один ее рукав (Дон,- арабы считали, что Дон и Итиль соединены каналом, на самом деле существовала переволока для купцов) течет до города Матраха (Тмутаракон) и впадает в море между ним и городом Русийа. Что касается второго рукава, то он спускается от земли булгар и течет на юго-восток до земли хазар и впадает за Исилем в море ал-Хазар."
Вот, что пишет сама Коновалова о трёх группах Руси в трактовке Идриси.
"Русов три группы. Одна их группа называется Равас, и правитель (малик) ее живет в городе Кук(и)йана. Другая их группа называется ас-Салавийа, и правитель ее живет в городе Салав. Этот город [стоит] на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и правитель ее пребывает в городе Арса. Город Арса - красивый укрепленный город на горе, и местонахождение его - между [городами] Салав и Кук(и)йана. От Кук(и)йаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня [пути] (Е. Х. - в некоторых переводах вместо "4 дня пути"указано "18"). Купцы-мусульмане из Арминийи (Армения) доходят до Кук(и)йаны. Что касается Арсы, то шайх ал-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не проникает, так как они обязательно убивают всякого чужестранца, входящего к ним, и [поэтому] никто не отваживается войти в их землю. От них вывозят шкуры черных леопардов и черных лисиц и свинец - все это [вывозят] от них купцы [из] Кук(и)йаны".
"Основой сообщения ал-Идриси о трех группах русов послужила версия данного рассказа из труда автора X в. Ибн Хаукаля. Вместе с тем ал-Идриси не ограничился простым заимствованием сведений, приведенных Ибн Хаукалем. Он попытался включить их в свою систему представлений о географии Восточной Европы, используя для этой цели имевшиеся в его распоряжении устные свидетельства о городах региона. Благодаря реализации своего намерения ал-Идриси сообщает о трех группах русов и их главных городах так, как будто они реально существовали в его время.
Ибн Хаукаль вслед за ал-Истахри говорил о том, что группа русов с центром в Куйабе является ближайшей к Булгару. Ал-Идриси же пишет, что город Кукийана - это населенный пункт из числа городов земли Булгар. Далее ал-Идриси называет Кукийану, городом тюрок, именуемых "Руса". И только после этих сведении о городе Кукийане в "Нузхат ал-муштак" следует текст с рассказом о трех группах русов. Очевидно, с утверждением ал-Идриси о том, что Кукийана - это город тюрок, именуемых "Руса", следует связывать и тот факт, что лишь в его сочинении в рассказе о трех группах русов фигурирует наименование первой из них с центром в городе Кукийана - равас. У Ибн Хаукаля: "Рус - племя в стороне Булгара между ними и ас-Сакалиба (славяне). И ранее отделилось племя тюрок из их страны (булгар) и ушло в места между странами ал-Хазар и ар-Рум. Их именуют Баджнакийа (печенеги)".
Таким образом, дополнения ал-Идриси касались внешнего облика города Арса ("укрепленный", "красивый"), особенностей его местонахождения ("на горе"), его удаленности от других городов русов, а также его тесной - и исключительной - связи с купцами из города Кукийана. Характер дополнений, сделанных ал-Идриси к сведениям авторов IX-XI вв., побуждает предположить, что эти данные он мог получить из устных источников, скорее всего, от лиц, имевших контакты с купцами, посещавшими Арсу, или слышавших рассказы о таких торговцах.
Чем можно объяснить тот факт, что самые существенные дополнеия сделанные ал-Идриси, касались именно Арсы? На наш взгляд, это вязано с тем, что рассказ о трех группах русов в том виде, в каком он дошел до ал-Идриси в изложении авторов IX-XI вв., уже не соответствовал известным ему реалиям XII в. Недаром Киев и Новгород описаны у ал-Идриси под другими наименованиями и в других частях "Нузхат ал-муштак". Совершенно очевидно, что ни Куйаба, ни Кукийана не ассоциировались у ал-Идриси с Киевом. Последний, как мы видели, носит в его сочинении название Кав и упоминается среди прочих городов Поднепровья в 5-й секции VI климата. Точно так же город Салав не имеет никакого отношения к Новгороду, известному ал-Идриси под его скандинавским наименованием Хольмгард и охарактеризованному в 4-й секции VII климата. Понятно, что названия этих городов в тексте Ибн Хаукаля уже ничего не говорили ал-Идриси. Именно поэтому исходным моментом для включения самого рассказа о трех группах русов в свое повествование послужило для автора "Нузхат ал-муштак" отождествление им самим данных о городе Салав, находившемся в Кумании или на границе с нею, и сведений о главном городе второй группы русов из рассказа Ибн Хаукаля. В отличие от Куйабы и города Салав, названия которых в живой речи современников ал-Идриси звучали по-другому, наименование Арса, по-видимому, было употребительно в языке XII в. Поэтому те сведения, которые ал-Идриси удалось получить об этом городе, он и внес в рассказ о трех группах русов.
Археологические материалы из Булгара свидетельствуют о том, что в XII в. в состав населения Волжской Булгарии входили волго-окские славяне, финны и скандинавы, что в самом Булгаре было несколько посадов с небулгарским населением, занимавшихся ремесленной деятельностью (Смирнов А.П. Древняя Русь и Волжская Болгария. - Славяне и Русь. М., 1968, с. 167-172; Казаков Е.П. О ранних контактах волжских булгар со славянами и поволжскими финнами по археологическим материалам. - Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986, с. 77-82; Кочкина А.Ф. Находки древнерусской керамики на Билярском городище. - Там же, с. 117-122; Халиков А.Х. Волжская Булгария и Русь (этапы политических и культурно-экономических связей в X-XIII вв.). -Там же, с. 17; Хузин Ф.Ш., Валиуллина С.И. Славяно-русские материалы в Биляре. -Там же, с. 97-105. Смирнов А.П. Волжские болгары. М., 1951, с. 60.). По древнерусским источникам известно, что в начале XIII в. в Булгаре существовало христианское кладбище".
(Конец цитат.)
При описании Агидель и низовий Камы, которых Идриси принимает за верховья Идель-Волги, он перечисляет народы живущие по этим берегам. "Восточный рукав реки Исил [берет начало] в области басджиртов (башкир), затем течет между баджнаками и булгарами, являясь границей между ними; он течет на запад, пока не пройдет позади булгар; затем снова отклоняется на восток (после слияния Камы и Волги арабская Идель как бы поворачивает на юг), пока не минует русов, затем булгар, затем буртасов, затем хазар с тем, чтобы влиться в море ал-Хазар (Каспий)".
В другом отрывке - "Исил - это [также] название реки, которая течет к ней от русов и булгар и впадает в море ал-Хазар. Исток этой реки [находится] в восточной стороне, в некоей области "Опустошенной страны" (бипад aл-Хapa6), затем река проходит через "Зловонную землю" (ард ал-Мунтина) на запад до тех пор, пока не пройдет позади булгар, после чего возвращается на восток и протекает через землю русов, затем через [землю] булгар, затем через [землю] буртасов и течет [далее] в землю ал-хазар, пока не впадает в море" - баджанаков нет, но есть некая Зловонная земля ( ард ал-Мунтина) - возможно, это "перевод" испорченного слова "вентин" (венты, будины). Правда, на самой карте "земля Мунтина" показана возле истоков Итиля, а "страна Баджанаков" - на другом берегу и заметно северо-западнее.
Итак, сначала идут басджирты-башкиры, ныне живущие по берегам реки Белой (Ак-идель) и ее притока Уфы. Выражение течет между баджнаками и булгарами, являясь границей между ними, подразумевает, что правобережье Камы ниже устья Белой не входило в территорию собственно Булгарии, а это Удмуртия, бассейн Вятки и Приказанье.
Фрагмент карты Идриси-Роджера (реконструкция Конрада Миллера 1929г.), север внизу, восток слева, здесь представлен регион России, город Булгар на Волге вблизи перекрестия "67".
(взято: http://memory.loc.gov/cgi-bin/map_item.pl von Konrad Miller)
На самой карте Идриси мы видим следующее. Поволжье до устья Камы показано совершенно реально: сначала идет земля (ард) хазар, затем земля буртас, затем земля булгар. Вблизи от берега Итиля-Волги (в одном фарсахе) обозначен город Булгар. Устье Камы также реально. Примерно на месте нынешней Казани на неком возвышении указан город Артан (Арсания). Правда, дальнейшее течение верхней Волги (выше Казани) на карте повернуто на юг и представлено в виде легендарного "рукова Итиля", впадающего в Черное море. Вероятно, Идриси со слов информаторов не видевших никакого рукова-переволоки из Итиля в Дон на пути в Булгар, посчитал за него верхнюю Волгу, "впадающую в Итиль" выше Булгара. Тем более, что по этому пути, через Волгу и Оку, можно попасть в Днепр и далее в Черное Море.
"В стране Внешняя Кумания (билад ал-Куманийа ал-хариджа) находятся город Таруйа и город Аклиба. Оба они - процветающие города, похожие один на другой состоянием дел и сложенные из одинакового камня. Между Таруйа и городом Салав на юг сто миль по малонаселенным степям. От Таруйа до города Аклиба восемь дней пути. Это самая крайняя область Кумании в наше время" (прим. 1). В другом месте Идриси объединил города Кукийану, Салав и Арсу в один вид "Внешняя Русь" - ар-Русийа ал-хариджа.
На карте местность между Артаном и оз. Ганун (прим. 2) подписана как "государство Русия". Аклиба показана неподалеку от реки Атил, в непосредственной близости от города Артан. Город Таруйа нанесен на карту к северо-западу от Аклибы и к северу от города Салав, рядом с озером Ганун. В это озеро с востока течет река Шалуй. В верховьх одного из ее притоков подписана "страна Баджанак" с городом Табуни на неких горах. С юга она граничит с Булгарией, а с юго-востока - с басджирдами.
Арабы хорошо знали окрестности Булгара, поэтому положение города Артан (Арса) можно считать надежно установленным, - это Казань. Находящийся поблизости от него город Алкиба и схожий с ним по описанию (и соединенный с ним дорогой в 8 дней пути) город Таруйа (вариант чтения: Таруба), можно идентифицировать следующим образом. Во-первых, в рассказе об этих двух каменных городах "Внешней Кумании", под которой понимается северная Русь, можно угадать скандинаво-русские крепости Алабугу и Ладогу. Последняя как раз находится вблизи от Ладожского озера. Во-вторых, нельзя исключить, что белокаменная крепость Алкиба на холме это дубликат Арсы-Артана. То есть, рассказ о каменной крепости, названной общим для подобных сооружений на карте Идриси именем "Аклиба" (в буквальном переводе с тюрского "Белый холм", есть еще две Аклибы, см. прим.), относится к Арсе-Ошелю-Казани. Из современной археологии известно, что Старая Ладога и Учель-Казань обзавелись очень схожими по конструкции стенами из белого камня как раз в первой половине 12в. (об этом будет сказано ниже) Название Таруйа-Таруба могло произойти от скандинавского Аль-дейгью-борг": "аль" было принято арабом за артикль, "дейгьюборг" трансформировалось в "Таруба".
В озеро Ганун с востока впадает река Шалуй, в верховьях которой располагается Страна Баджанак с единственным городом Табуни на неких горах. С юга к стране Баджанак примыкает река Атил (нижняя Кама), что совершенно исключает отождествление данных баджанаков со степными печенегами. Судя по карте, город Табуни расположен почти точно к северу от города Булгар (прим. 3). Нет сомнений, что "баджанаки", упомянутые в описании Идриси в качестве северных соседей булгар являются жителями бассейна Вятки - вятчанами. Правда, изображенная на карте река Шалуй-Вятка отделена от Итиля некими холмами.
Коновалова обходит стороной сообщение о русах живущих возле Булгар, Артан, а заодно и страну Баджанаков. Отсутствие Волги, Вятки и Камы также ее не смущает. вот как она пишет:
"Кроме основного течения реки ал-Идриси знает два притока Атила. Оба они безымянные. Один из притоков показан на карте в виде реки, два истока которой берут начало в горах Айани, расположенных к северо-востоку от горы Аскаска, у северного края карты, неподалеку от горы Кукайа 157. В тексте об этом притоке почти нет никаких данных. Не сказано, какой это приток - правый или левый, как он называется, каково его течение и где лежат его истоки. Он упоминается лишь однажды в 7-й секции VII климата в связи с описанием стоящих на этой реке городов басджиртов 158.
Таким образом, можно полагать, что первый безымянный приток Атила на карте отражает сведения о Каме от ее верховьев до впадения в Волгу, а под ее двумя истоками, изображенными на карте ал-Идриси, следует понимать собственно Каму и, вероятно, Вятку. А вот второй безымянный приток Атила, берущий начало в восточной части горы Айани, может соответствовать реке Вишере. В пользу отождествления этих безымянных притоков Атила с верхней Камой и Вяткой говорят и традиционные связи Прикамья с Волжской Булгарией, где арабы черпали свои знания об этом регионе. Именно в Прикамье, как известно, найдено большое (количество кладов с восточными монетами и серебряной утварью". - Очень путанно и туманно.
Этот ребус попытался решить А. Коробейников в alexei.idnakar.ru/pdf/ima.pdf ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ
Он подвергает критике Коновалову и Рыбакова и принимает р. Шалуй за верховья Волги выше устья Камы. По его мнению, "горы" на карте Идриси, разделяющие Итиль и реку Шалуй, в действительности означают переправу. За Вятку он принимает реку, текущую с севера в страну башкир, с двумя городами на ее берегах(прим. 4).
Такой трактовке противоречат надписи на карте и комментарии к ней самого Идриси. Река, принимаемая Коробейниковым за Вятку, течет (по крайней мере, в нижней своей части) по "стране Басджиртов"; а река Шалуй очень близка к "стране Баджанаков".
Название "Шалуй", с учетом известного в лингвистике перехода "Й" в "Н", очень похоже на "Холун" - распространенный в бассейне Вятки гидроним, а также, его можно связать с упоминаемым еще Геродотом далеким северным городом Гелон, населенном гелонами и будинами (в последних угадываются предки удмуртов, вотины-вотяки).(прим. 5)
В верховьях ее главного притока - Чепцы, расположено крупнейшее в первой половине 12в. в бассейне Вятки городище Иднакар (вблизи от него есть и другие схожие городища меньших размеров). - Это обозначенная на карте Идриси столица страны Баджанак город Табуни (прим. 6). Таким образом, на карте можно идентифицировать Чепцу-Вятку, текущую с востока на запад до устья Моломы, а затем поворачивающую на юг и впадающую в Каму-Итиль. По Моломе, Югу и Сухоне можно было попасть в северные русские земли в районе Белого, Онежского и Ладожского озер. Это обстоятельство отражено на карте в упрощенном виде, как прямая водная магистраль. Река с двумя рукавами "впадающая" с севера - это Сев. Двина и Вычегда.
Учитывая приведенные выше выводы Коноваловой, что под городами Кукийана и Салав у Идриси нельзя понимать Киев и Новгород (описанные отдельно), можно предложить такую интерпретацию. Названные города описаны как входящие в сферу интересов булгар, поэтому они должны находиться сравнительно недалеко от устья Камы. Салав по звучанию очень напоминает "Ярослав" (Яр-салав). Он находится к югу от города Таруйя, под которым можно понимать Белоозеро или Ст. Ладогу. Второй город на карте подписан как "Kiniu", он ближе к Булгару. Его можно отождествить с городом Муром в низовьях Оки, который по-булгарски звался Кан.
За верхнюю Каму можно принять текущую с севера в страну Басджирт безымянную реку с двумя городами Масра и Касра. Этот регион (ныне юг Пермского края) примыкает к землям башкир и в прошлом мог входить в их владения. Здесь на правом притоке Камы р.Обва имеется Рождественское городище (3,5 га) с многочисленными булгарскими находками, наибольший расцвет его приходится на 11-13 вв. К западу от него на расстоянии 1км находится Филипповское (малое) городище. Общая площадь двух одновременно существовавших городищ и посада составляет 6,5 га. Касра по-арабски означает "дворец" (замок), что вполне подходит для малого городища. Со словом "масра" чуть сложнее. Египтяне называют свою столицу Мыср или Маср. Этимологически Мысра означает "часть солнца", (сектор, ср. с русским словом мыс), Ра - бог солнца. Отсюда Масра - солнечное, счастливое, райское место, иносказательно - святой город мусульман. Это название подходит для Рождественского городища, где при раскопках обнаружена мечеть и мусульманское кладбище.
Река, которую мы отождествили с Камой, вытекает с гор, за которыми есть речная система (с озером), которую можно рассматривать как истоки данной реки. В таком раскладе, западный рукав является истоком Камы. Возле него стоит еще одна надпись "страна Баджанак". Первая, как уже говорилось, относится к бассейну р. Шалуй (западнее, по соседству). Это обстоятельство указывает на проживание баджанаков не только в бассейне р. Шалуй (Чепцы), но и юго-восточнее, - между верховьем Камы и Итилем. Эта территория довольно точно соответствует нынешней Удмуртии. Наличие двух надписей на карте может подразумевать два отдельных региона проживания баджанаков, что согласуется с двумя анклавами проживания удмуртов-вотяков: правобережье низовий Камы и бассейн Вятки.
(Коробейников, отдадим должное, делает в указанной работе, как бы в догонку, несколько неожиданное замечание: "В литературе народ басджирт однозначно связывают с башкирами. Следовательно, логичным становится смелое, но пока необоснованное предположение, что народ (и область) баджнак с правого берега нижней Камы, показанный в районе устья Вятки, есть не что иное, как производное от этнонима вотяк или топонима Вятка". - Однако, выше этого замечания под Вяткой он понимает безымянную реку, которую мы отождествили с верхней Камой. По его мнению, названия городов Масра и Касра (на этой реке) могут быть созвучны латинским терминам "овечий" и "бобровый". При чем тут латынь?! Туман не меньше, чем у Коноваловой.)
СКАЗАНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ О СЛАВЯНАХ И РУССКИХ. А. Я. ГАРКАВИ
XIII. Из "Книги о чудесах стран" Абу-Дулафа Мисара ибн-Мухальхаля аль-Хазраджи ал-Янбуи (около 942-3 по Р. X.)
Об этом писателе известно весьма немного. Когда родился он, когда умер и когда писал свое сочинение неизвестно. Прозвание Хазражди указывает, что принадлежал к арабскому племени Хазрадж, а другое прозвание, Янбуи - что он был из города Ямбу близ Мекки... В 331 (942-3) году он, по поручению владетеля, проводил обратно посольство какого-то Загангского князя (названного "царь Сина", Китая)... В этом путешествии при возвращении на родину Абу-Дулаф проходил многие туркские, тибетские и индийские области, что доставило ему материалы для составления "Книги о чудесах стран", которая однако до нас не дошла, а сохранились от нее лишь некоторые отрывки в словаре Якута и у Казвини, откуда Курд фон Шлецер заимствовал изданный им отдел из сочинения Абу-Дулафа, где мы берем следующий отрывок...
"Затем (после племени Наджа) пришли мы к племени, известному под именем Баджнак; это люди длиннобородые, усатые, производящие набеги друг на друга. Едят они только просо и сочетаются с женщинами на открытой дороге. Мы путешествовали среди их двенадцать дней и нам рассказали, что страна их прилегает к северу и к стране Славян. Они никому не платят дани".
Под именем "Наджа" Вюстенфельд разумеет Ногайцев и ему следует Курд фон-Шлецер. Что Печенеги соседили в X веке с русскими и Славянами достаточно известно из Несторовой летописи о времени княжения Игоря, где говорится, что в 914-5 и в 920 годах они нападали на Русь, а в 944 году этот князь воспользовался наемными всадниками из Печенегов для своего похода на Византию. От Константина Багрянородного мы узнаем о переселении этого народа сперва в окрестности Урала, откуда он был вытеснен Хазарами и (г)Узами к западу, около Азовского моря и Таврического полуострова; он же определяет расстояние от Руси до владений Печенегов в один день езды. Яинболль приводит слова Ибн-Хаукаля, также согласные с этим, ибо этот путешественник говорит: "часть Турка выселилась из своей страны и отправилась в местность между Хазаром и Румом, их зовут Баджнаками".
Таким образом, не подлежит никакому сомнению, что Абу-Дулаф слышал о родине Печенегов, где, как видно, оставалась еще часть их во время его путешествия, а также про соседство их с Русью, которую они называли Славянами.
Конец цитаты.
Из Малого Идриси (http://idrisi.narod.ru/index.html)
"Седьмая секция седьмого климата содержит оставшуюся часть страны Басджарт, север земли ал-Мунтина и большую часть страны Баджанак. Из городов Басджарт Внутренней [можно назвать] Мастара и Кастара. Это маленькие города, которые мало кто посещает из торговцев. Туда никто не приезжает, поскольку они убивают [всякого] чужака, который вступит на их землю и в их страну. Оба эти города стоят на реке, впадающей в реку Асил...
Басджарт - это два племени, живущие в удаленной части страны ал-Гуз, неподалеку от страны Булгар. Число их - около двух тысяч мужчин, которые находят себе прибежище в лесных чащах, и никто из соседей не может их одолеть. Они подчиняются булгарам, они решительны и сильны. Крайние пределы страны Басджарт граничат с баджанаками. Басджарт и Баджанак - это тюркские племена...
Что касается страны Баджанак, то она маленькая, и до нас не дошло сведений об их городах (о городах больших, чем) кроме города Йакамуни (Табуни). Они представляют собой множество тюркских племен, воюют с ар-Русия и с соседящими с ними областями Рума. Они укрываются (укрепляются) в горах и лесах, где их никто не может одолеть (достичь, настичь). Народ Баджанак в сущности похож на ар-Русия. Они сжигают своих покойников. Некоторые из них бреют бороды, а некоторые заплетают их. Их одежда - короткие плащи. Язык их отличен от языка Русов и от языка Басджиртов".
Баджанаки с неясного времени жили в Приуралье, откуда они в самом конце 9 в. под давление хазар, гузов и булгар перебрались западнее, в Причерноморье (прим. 7). Араб в своем путешествии не покидал восточный берег Волги. Из чего следует, что в 10в. баджанаки частично продолжали жить на прежней родине, но судя по ремарке, отошли на север, где жили в своей небольшой стране. Вполне естественно предположить, что со временем они добрались до Вятки, где нашли укромный уголок на верхней Чепце. Так появилось разделение на печенегов и "вятчанаков". Арабы же, зная о прошлом этого народа, писали оба имени одинаково - баджнак. Народ этот был тюрского происхождения (языка), но европейского вида. В Прикамье они, видимо, подчинили себе часть местных финноугров, и постепенно смешались с ними. Появление поселений на Чепце во второй половине 9в. совпадает со временем исхода печенегов-баджанаков из степей Волго-Урала. Этим же веком датируют появление протоудмуртов в Прикамье.
В 10 -11 веках печенеги жили в соседстве с приокскими вятичами. Один из родов печенегов звался Кара Бай. Константин Багрянородный писал в 950г.: "фема Гиазихопон соседит с Булгарией, фема Нижней Гилы соседит с Туркией, фема Харавои соседит с Росией, а фема Иавдиертим соседит с подплатежными стране Росии местностями, с ультинами [уличи], деревленинами [древляне], лензанинами и прочими славянами". Печенеги Кара Бай соседили с Киевской Русью.
По современным арх. данным, территория расселения вятичей распространялась далеко на юго-восток от верховий Оки до линии ст. Рязань - Липецк - Курск (и даже Харьков). Таким образом, мы имеем два ареала расселения печенегов-баджанаков и соседних с ними два ареала вятичей! Что если вятичи - это печенеги, поселившиеся на севере в лесной зоне? Столкновения Киевских князей с печенегами часто совпадают по времени с войнами против вятичей. Вероятно, это были союзники, близкие в этническом плане. Нельзя исключить, что это один и тот же народ, - печенеги после утраты своей родины рассыпались во все стороны, но какое-то время сохраняли память о своём происхождении. В таком случае, Святослав после похода на хазарский Саркел привел в Киев пленных печенегов (вятичей), которых затем отпустили за выкуп (дань). Известно из летописи о нападением печенегов на Киев в 968 г., когда Святослав был на Дунае. Перед тем он ходил на вятичей. Не вятичи ли - "баджанаки" - это были? Баджанак - вятчанак, "к" - окончание как в словах поляк, туляк, вотяк.
Вятичи-печенеги (ославянившиеся на Оке) после нескольких поражений могли уйти далеко на северо-восток на Вятку и Чепцу к своим сородичам, так появилась страна Баджанак. Во времена Идриси печенеги в Причерноморье уже исчезли, поэтому на карте их здесь нет. Остался лишь изолированный северный анклав в районе верховий Чепцы и Камы.
О печенегах на Каме есть такое свидетельство: "Как указывает М. 3. Закиев, "древние центры расположения пермских татар, ставшие затем уездными городками, назывались Оса и Кунгур, которые совпадают с этническими названиями ос (ас - эс - ос - яс) и кунгур (конгор-кангыр). Последнее обычно считается самоназванием печенегов (Закиев, 1984: 161-169). Что касается названия ос (ас-...), то сегодняшняя наука располагает большой литературой, свидетельствующей о том, что оно обозначало тюркоязычные племена. В древнетюркских рунических памятниках VIII в. новой эры асы (яс, яз) зафиксированы как тюркские племена. Они часто упоминаются рядом с тюрками или как ветвь тюркских племен (Кляшторный: 34; Бартольд, т. II, ч. I: 402; т. V: 204, 587; т. VIII: 109). Имеются утверждения о том, что ясский язык по роду является печенежским (Мещерский: 454, 530)". Глава1. К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОВОРА ПЕРМСКИХ ТАТАР - Речь идет об отатаренном населении средней Камы, в прошлом называвшемся остяками. (Напомню, отяками названо в "Повести о стране Вятской" население верхнечепецких городищ 9-13в.; отяки названы также как оказавшие сопротивление русским при взятии Чудского города вблизи устья Чепцы. Живущие в этой местности Каринские Нукратские татары, имеющие языковую схожесть с Пермскими татарами, считают основателем своего рода некого Карабая. См. ниже. )
Река Ва-г-з названа в письме царя Иосифа (950-е) как место обитания многочисленного кочевого народа Баджа, - историками никак не идентифицирована (прим. 8). Сходство с рекой "Вати" у Фадлана есть. В таком случае, Вятка - это крайняя северная область расселения народа Баджа(нак). Любопытно, что в языке дунайских болгар есть слово "ветав", что означает "старый, ветхий". В чувашском языке, который считается наиболее близким к языку волжских булгар, ему соответствует слово "вата".
Итак, можно видеть, что в начале 12 века к северу от Волжской Булгарии существовало государство русов с городом-крепостью Артан (Казань), а также соседствующая с ним страна Баджанаков-Вятчан с центром на реке Чепце и с отдельной областью на Каме. В целом, это примерно Удмуртия и восточная часть Кировской области (включая верховья Камы с известными городищами Харино и Чердынь). Прослеживается связь населения верхней Оки 10-11 веков (вятичи) с печенегами и поселениями в бассейне Вятской Чепцы. На остальной Вятке значительных городов тогда не было (что подтверждается археологией), но, судя по всему, она принадлежала Артанским русам (камским булгарам). Замечу, что Коновалова в своей работе игнорирует данную тему. Упомянутых русов она соотносит со славяно-русским населением Булгарии, что верно лишь отчасти.
Страна Баджанак. "Горную землю" (gebel arda в правой верхней части) можно отождествить с "Нагорной стороной" (высоким берегом) реки Вятки и Камы.
Примечание 1. Коновалова: "Связь рассматриваемого топонима с тюркской топонимией сомнительна. Дело в том, что в "Нузхат ал-муштак" фигурирует еще один населенный пункт с таким же наименованием - на северном побережье Африки, в Тунисе. Причем этимология арабского названия в данном случае легко установима. Наименование относится к крепости, расположенной на берегу Тунисского пролива, недалеко от Карфагена, и известной еще с римских времен под названием Клипеи (от лат. clipeus, i т - щит; переносное значение - защита, оплот, прибежище). Арабизированной формой этого римского наименования является "Келибия" - название, которое город носит и по сей день. Форма топонима, приведенная ал-Идриси - Аклибийа, - выводится, по всей вероятности, непосредственно из римского наименования: из-за наличия двух согласных в начале слова в арабской форме появляется вспомогательный гласный с хамзой, а звук п, которого нет в арабском языке, передается буквой ба. Таким образом, удовлетворительная этимология для названы "Аклиба" установлена только для средиземноморского города. Для точно такого же наименования применительно к двум другим населенным пунктам в Нижнем Подунавье и в Кумании - не найдено параллелей в топонимике этих регионов. Топоним "Аклиба" в районе Нижнего Дуная и в Поволжье не зафиксирован больше ни одним известным нам источником. Поэтому есть все основания для предположения о том, что "Аклиба" из рассматриваемого дорожника является наименованием, данным придунайскому пункту информатором ал-Идриси.
Сообщение ал-Идриси о куманской Аклибе будет подробно разобрано ниже в разделе "Половецкая степь" (этот "подробный разбор" во многом противоречит карте Идриси - Е. Х.). Здесь же скажем только, что географ говорит об Аклибе в Кумании как городе, сложенном из камня, т.е. о крепости. Таким образом, согласно ал-Идриси, два одноименных города в Тунисе и в Кумании являлись крепостями, причем с этим их отличительным признаком было связано, как мы установили, происхождение названия одного из них. Логично предположить, что по такому же признаку получил свое наименование от ал-Идриси (или его информатора) и населенный пункт в Нижнем Подунавье, местное название которого было неизвестно составителю "Нузхат ал-муштак".
Примечание 2. Коновалова: "Кроме озера Тирма, в "Нузхат ал-муштак" имеется описание еще одного озера Восточной Европы -озера Ганун: "На севере [страны] ал-Куманийа [находится] озеро Ганун. Поверхность его вод всегда скована льдом, за исключением небольшого числа дней в летнюю пору. В это озеро впадает восемь рек. Одну из них - реку Шаруйа -можно пересечь лишь в летнее время из-за того, что вода в ней очень холодная. В этом озере водится рыба, от которой берут много клея, а в прибрежных зарослях - животное, называемое бобром". На карте это озеро изображено к востоку от озера Тирма, несколько севернее последнего. Показаны реки, впадающие в озеро Ганун: две безымянные - с севера, три безымянные - с юга, а с востока - река Шаруйа с двумя притоками.
К.Миллер отождествил озеро Ганун с Онежским озером, а А.Рыбаков предложил искать его на маршруте Киев - Булгар, где-то близ Жигулевских гор. Нетрудно заметить, что сведения, приводимые ал-Идриси об озере Ганун, очень непосредственны: говорится о том, как долго на озере лежит лед, какой температуры вода в реке Шаруйа и в какое время года эту реку можно пересечь, наконец, какие рыбы и животные водятся в озере и его окрестностях. Ясно, что эти сведения ал-Идриси мог получить от побывавших в тех краях лиц. Подробности, сообщенные ему о низкой температуре воды в реке Шаруйа и в самом озере, позволяют считать, что речь идет об одном из северных озер Восточно-Европейской равнины. На наш взгляд, сведения ал-Идриси об озере Ганун можно сопоставить с той устной информацией о некоем северном озере, которая нашла отражение в рассмотренном выше cooбщении об озере Тирма. Оба эти сообщения, как нам представляется, имеют общий источник, о чем свидетельствует присутствие общих деталей - упоминание обитающих в озерах бобров и нахождение озер по соседству с Куманией. В таком случае мы можем отказаться от буквального понимания выражения о том, что озеро Ганун располагалось "на севере Кумании", т.е. в пределах Половецкой степи, а интерпретировать эту фразу по аналогии с данными, вошедшими в сообщение об озере Тирма - как указание на направление движения к северу от Кумании.
Названия озера Ганун (вариант: 'анун) и текущей в него реки Шаруйа (вариант: Шалуйа) не позволяют точно локализовать эти объекты. Возможно, верна точка зрения К.Миллера - к сожалению, никак им не аргументированная, - видевшего в нем Онежское озеро. Что касается реки, то в ее наименовании, вероятно, отразилось либо название впадающей в Онежское озеро реки Шуи, либо один из распространенных в северной части Восточно-Европейской равнины гидронимов с формантами -шор, -шар".
Примечание 3. Коновалова: "О том, что в распоряжении ал-Идриси имелись не только старые традиционные данные о булгарских городах, говорит и упоминание в "Нузхат ал-муштак" еще одного города в Булгарии: "Что касается страны булгар, то там находится город Сабун. Это укрепленный город, [расположенный] на вершине горы и окруженный возделанными землями, дающими хорошие урожаи. На севере этой страны [лежит] гора Кукайа". Название города, по всей вероятности, дошло до ал-Идриси в искаженном виде. В рукописях "Нузхат ал-муштак" имеется целый ряд различных чтений этого топонима: Сабун, Сабук, Камуни, Масуни, Махуни. Информацию ал-Идриси об этом булгарском городе, возможно, стоило бы сопоставить с данными писателя того же времени Наджиба Хамадани, который говорит о существовании четырех крепостей в Булгарии: Йасу, Мерджи, Эрнаса и Техшу. Одно из чтений названия булгарского города у ал-Идриси - Масуни - позволяет соотнести его с наименованием крепости Йасу, о которой пишет Наджиб Хамадани. Сказать что-либо определенное об идентификации города Сабун пока не представляется возможным".
Е. Х.: Город "Сабуни", учитывая "мерцание" звуков С-Т очень напоминает по звучанию и положению город баджанаков Табуни, отождествлённый нами с городищем Иднакар на Чепце (расположенном, кстати, на высокой береговой горе). Гора Кукайя на карте Миллера подписана как gebel Kufaja, - это северная рамка карты. Вероятно, к 12в. страна баджанаков на Чепце рассматривалась как булгарская область.
В булгарской хронике Джагфар Тарихы в главе "Хон китабы" есть подтверждение этому: "В Сары-тюбе господствует узийское племя канглы, которое еще называют буляр или байлар. Это племя в свое время вместе с сабанами возглавляло баджанаков, но было малочисленнее сабанов, почему баджанаков называют иногда и сабанами, но не канглы. Часть канглы с баджанаками ушла отсюда в Мардан, где обосновалась у озера Канглы дингезе (Шалкар) и к горе (шан) Черем (Черемшан), у которой находится великая столица нашей Державы Буляр... Гора Улугтау, древнее название которой "Черемшан", очень почитается баджанаками...". - Часть баджанаков возглавлялось булгарским племенем Сабаны, отсюда название города Сабуни. Археологически в культуре ранних булгар присутствует заметный печенежский элемент.
Примечание 4. Есть иное объяснение. Вспомним, что жителям Ару и Вису было запрещено приезжать в Булгар летом, а значит, вероятнее всего, по воде: Булгары опасались неожиданного появления у своих берегов чужих кораблей. Сами булгары также к ним, видимо, не плавали, походы совершали посуху (вероятно, зимой). Поэтому о водном пути по Вятке арабы не знали. Можно видеть, что на карте не указаны важнейшие торговые водные пути из Булгара в Новгород и Прибалтику (Вятско-Моломский и Волжско-Окский). Арабы получали географическую информацию об этом регионе от булгар, а те могли скрывать от них важные сведения. Знак "перегороженной реки" может означать запрет на плавание по ней, границу. Кроме того, карта дошла до нас в копии, на оригинале "гора" могла располагаться иначе или вообще отсутствовать.
Коновалова склонна видеть в этой реке Каму: "Кроме основного течения реки ал-Идриси знает два притока Атила. Оба они безымянные. Один из притоков показан на карте в виде реки, два истока которой берут начало в горах Айани, расположенных к северо-востоку от горы Аскаска, у северного края карты, неподалеку от горы Кукайа. В тексте об этом притоке почти нет никаких данных. Не сказано, какой это приток - правый или левый, как он называется, каково его течение и где лежат его истоки. Он упоминается лишь однажды в 7-й секции VII климата в связи с описанием стоящих на этой реке городов басджиртов.
Таким образом, можно полагать, что первый безымянный приток Атила на карте отражает сведения о Каме от ее верховьев до впадения в Волгу, а под ее двумя истоками, изображенными на карте ал-Идриси, следует понимать собственно Каму и, вероятно, Вятку. А вот второй безымянный приток Атила, берущий начало в восточной части горы Айани, может соответствовать реке Вишере. В пользу отождествления этих безымянных притоков Атила с верхней Камой и Вяткой говорят и традиционные связи Прикамья с Волжской Булгарией, где арабы черпали свои знания об этом регионе. Именно в Прикамье, как известно, найдено большое (количество кладов с восточными монетами и серебряной утварью". (Очень сбивчивое и туманное объяснение, - Е. Х.)
"Сведения, приводимые ал-Идриси о басджиртах (башкирах), также отчасти повторяют данные более ранних писателей. Новая информация касается городов басджиртов: "Из городов внутренних басджиртов [назовем] Мастр и Кастр. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как [туземцы] убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Исил". По всей вероятности, эти данные ал-Идриси получил из вторых рук: информатор географа сам вряд ли бывал в городах басджиртов и знал лишь их названия, а также имел представление о труднодоступности этих городов для купцов. Наличие целого ряда вариантов чтения названий городов (Мас.т.р, Маст.р, Мамир, Мас.рада; Кас.т.р, Камир, Кас.р) также говорит о недостаточной конкретности полученных ал-Идриси сведений о городах басджиртов. Основными занятиями башкир в XII в. являлись кочевое и полукочевое скотоводство, охота, в том числе пушной промысел, бортничество. Никаких городов в XII в. у башкир не было. Даже в XIII в. путешественник Вильгельм Рубрук отмечал полное отсутствие каких-либо поселений в стране башкир. Данные ал-Идриси о наличии городов у басджиртов могут отражать дошедшие до его информатора сведения о башкирских родо-племенных названиях - кесе и мишар".
О городах башкир можно узнать здесь: http://www.vatandash.ru/index.php?article=1692
"В стране башкир ал-Идриси подробно описывает города Намджан, Гурхан, Карукийа, "жители которых живут своим трудом, занимаясь торговлей и ремеслами". Вблизи города Намджан находятся "большие медные рудники, где работает больше тысячи человек. Там добывают много меди и везут ее в землю Хуваразм (Хорезм. - Авт.), страну Шаш (земли в долине реке Чирчик, правого притока Сырдарьи. - Авт.). Из этого города вывозят шкуры лисиц и шкуры животного, называемого ал-бабр, везут до моря ал-Хазар (Каспийское - Авт.), чтобы продавать их на Хазарском море... по высоким ценам". И.Г.Коновалова город Намджан локализует около современного города Орска, в верховьях реки Урал.
Город Гурхан среди названных городов самый крупный. "Там живет правитель тюрок (башкир. - Авт.), в распоряжении которого многочисленные воины, снаряжение и оружие, множество крепостей, протяженные возделанные земли. В этой стране из ремесленных изделий и предметов искусства... производят седла и оружие... такие великолепные и совершенные, какие не делают ни в одной другой стране тюрок". Археологами в районе Уфы обнаружены поселения с находками 12в.
Примечание 5. На Вятке существуют многочисленные гидронимы с корнем "холун":
Большая Холуница (приток Вятки напротив Котельнича),
Малая Холуница (там же),
Белая Холуница (устье чуть ниже Слободского),
Черная Холуница (приток в верховьях Вятки),
Холуная (устье около Нагорска),
Холуянка (Слободской район),
Холуновка (Нагорский район),
Холуденка (Орловскbq рай-он),
Холоватка (приток Моломы).
Добавим сюда озеро Холуново (старица реки Вятки вблизи Кирова).
Есть у нас и село Холуново на реке Летке. Холуйное - две дер. Песковск. в. Глазовского уезда. Замечу, что подобные топонимы встречаются в Новгородской области, например, дер. Холынья, а также на верхней Оке в районе проживания древних вятичей.
Считается, что форма "холун" является вариантом от слова "холуй" - песчаная коса, отмель, пляж (предположительно от кал - отбросы).
У Даля: "Холуй - вят. сор, дрязг, нанос от разлива, коим заволакиваются луга. || Холуй, холуйник, плетень рыболовный, яз, ез или заезок, арх.".
Фасмер: "хо́луй - сор, нанос от разлива на лугах; груда наносного леса, бревен", вятск., перм. (Даль), - из фин. kalu, эст. kalu "хлам". Иначе Брюкнер, который предлагает невероятное сближение со ст.-слав. халѫга "ограда", сербохорв. ха̀луга "сорняк, чаща", словен. halȯ́ga "кустарник, хворост". Иначе Петерссон, сближающий это слово с хале́па "мокрый снегопад", др.-инд. cikhallas "болото", осет. хului "сырость", вопреки Майрхоферу. Все это очень проблематично. Из русск. заимств. коми ke̮lui̯ "хлам"; см. Вихм. - Уотила".
На речке Ивкина (приток Быстрицы) есть небольшая деревня с названием Холуй. Стоит она на низинном песчаном берегу, что наглядно проясняет смысл самого слова "холуй". Нет только реки с названием просто "Холуница". (Правда, в ранних источниках 17 века так называют Белую Холуницу.)
Из приведённых размышлений можно сделать вывод, что в прошлом сама река Вятка за обилие песчаных пляжей, отмелей и стариц называлась Холун или Холуй. Вероятна связь данного имени с названием легендарного города Гелон, распологавшегося предположительно, в устье Вятки. Неисключено, что гидроним Холуница происходит от булгарского Холун-су, что можно перевести как "Холун река". Аналогично река Чепца имеет булгарский вариант Чуп-су. Слово "чупа" (чуп) может быть заимствовано славянами из тюркских языков, где означает "сор, мусор", что совпадет по смыслу со словом холуй. Заметна также связь с названием главного Вятского города, часто упоминаемого в Джагфар Тарихы, - Колын (в достоверной русской летописи в сообщении 1459г. он назван "Хилин", а позже известен как Хлынов).
Космоснимок городища.
Примечание 6. Городище Иднакар (Солдырское-1) 9-13в. на берегу правого притока Чепцы речке Пызеп в 500м от ее устья, возле деревни Солдырь вблизи г. Глазова Удмурской республики.
Из книги А. Коробейникова "Новый Иднакар: очерк историко-культурной реконструкции".
Восточнее его в радиусе 3км еще 3 селища и небольшой мус. могильник Бигершай 14в. Далее вдоль Чепцы могильник Чемшай 8-13в. и городище Сабанчикар (Солдырское-2, плохо исследовано, ныне считается утраченным), далее Адамское селище и могильник Мыдланьшай. В этой же местности есть и др. меньшие городища: Дондыкар (второе название Карйыл), Весьякар, Гурьякар, Зуйкар.
На основании анализа письменных сообщений, Коробейников высказывает сомнения в общепринятой локализации в древности главного города на Чепце, а также, его названия. Сам он связывает "Иднакар" с городищем Солдырское-2, имеющее второе название "Сабанчи-кар" (обратим внимание на сходство с наименованием города на карте Идриси: "Табуни-Сабуни-Сабаны"!). Некоторые исследователи указывают, также, на расположенное вблизи в речной петле Адамское селище. Коробейников интерпретирует обнаруженные следы жилищ на городище как квадратные чумы с фундаментами из бревен. Подобные конструкции были характерны для печенегов перешедших к оседлости, в частности, пограничников поселенных в хазарской крепости Саркел.
Схема городища Иднакар. Валы-стены были только с напольной стороны, остальные границы городка защищали крутые берега реки Пызем. Звездой обозначен колодец, в верхней северной части внешнего вала была воротная башня.
Историки спорят о характере этого поселения: центр власти, фактория булгар, временное убежище для округи. Его население было своеобразно и полиэтнично, находки разные: булгарские, финноугорские, древнерусские (скандинавские) и прочие. Кстати, это же можно сказать и о других более поздних городках бассейна Вятки.
Вот что пишет археолог Макаров Л. Д.
"На городище Иднакар уже в слоях Х-ХI вв. встречаются славянские вещи (шиферные пряслица,
футляры складных расчесок, двусторонние роговые гребни
прямоугольной и трапециевидной форм, некоторые виды украшений,
орудий труда, вооружения (Иванова М.Г., 1989б; 1998).
Отдельные находки дают основание говорить о вероятном
проживании славян на чепецких поселениях уже в то время. Так, на
городище Иднакар найдены костяные предметы X-XI вв., имеющие
признаки бесспорно властного характера: гребень с процарапанным на
ней княжеским знаком Рюриковичей, а возможно и прикладная печать в
форме шахматной фигурки, близкая древнерусским изделиям, с
изображением монограммы "м" и дополнительных деталей.
В течение XII в. на Чепце происходит переориентация торговли на
русские земли, когда появляются замки и ключи к ним, кольцевидные
височные подвески с напускной бусиной, рубчатые перстни,
кольцевидные, зонные и винтообразные бусы из полупрозрачного стекла,
черные с пластичным узором, серебряные
монетные слитки новгородского типа, плетеные браслеты, крестовключенные подвески,
калачевидные и овальные кресала и некоторые другие изделия,
постепенно оттеснявшие болгарский импорт
в предмонгольских слоях Иднакара выявлена керамика
славянского и славяно-финно-пермского характера: у последней форма и
орнаментация (линейный, волнистый, ногтевой) говорят о славянской
традиции, а формовочные массы (раковина, навоз, песок) - о финно-
пермской (по далеко неполным подсчетам Д.А.Салангина, на городище
Иднакар ее менее одного процента всей керамической коллекции: чуть
более 80 сосудов и около 200 фрагментов). Кроме того, обнаружены и
другие категории материальной культуры, маркирующие вероятное
присутствие на Чепце выходцев из Древней Руси: атрибуты православия
(крестики, иконка, змеевик, крестовключенные подвески) и славянского
язычества (амулет-топорик, подвеска-конек), а также кривичские
браслетовидные височные кольца с 'завязанными' концами.
Знаменательно, что практически все указанные выше предметы выявлены
на городище Иднакар и в его округе. Сочетание чепецких находок и
отмеченных нами вещей и керамики свидетельствует о древнерусском
компоненте среди жителей этого поселения'.
Примечание 7. http://turkmenhistory.narod.ru/pechenegi.html ПЕЧЕНЕГИ, тюркоязычный этнос, оторвавшийся от основных мест проживания. Печенеги - выходцы из Кангюя (Хорезма), поэтому их называли кангарами или кенгересами. Печенеги делились на две ветви - хазарскую и тюркскую. Свое название "тюркские" они получили от огузов, в состав которых входили под именем б е ч е н е. Их этноним до сих пор остается нерасшифрованным. Г.А.Федоров-Давыдов склонен видеть в этом слове значение "шурин, свояк", т.е кангары - свояки (баджанаки) огузов. С.А.Плетнев считает "бечене" производнным от имени тюркского вождя Бече. С.П.Толстов выводил их от имени древних жителей Хорезма - саков-пасианов, что более убедительно. Печенеги отделились от огузов и хазар, и на границах Хазарии (в Северном Прикаспии) объединились в союз племен, превратившийся впоследствии в ханство.
Печенеги, теснимые огузами, начали прорываться на запад в сер. 9в. как союзники хазар против булгар, и вытеснили угров-мадьяр в сер. 9в. В 898 г., печенеги перешли Волгу и прогнали их еще дальше в междуречье Днестра и Днепра. В 915 г. Они впервые появляются на Руси. Византийский император Константин Багрянородный в трактате "Об управлении государством", подробно описал (в 948 г.) места обитания печенегов и их орды.
Печенеги делились по тюркскому образцу на два крыла, в каждом из которых состояло по 4 рода. От Днепра до Волги располагалось правое крыло (Куэрчи Чур, Сары Кулбай, Бери Дилмач, Чопон), левое крыло - непосредственные соседи Руси и Болгарии (Йазы Гопон, Кабугшин Йула, Кара Бай, Йабды Эртим). Некоторые из этих родов находят аналогии с современными туркменскими родовыми названиями: эртем (у сарыков), гапан (у эрсари, геклен, эпрели, теке), не считая самого названия бечене среди 24 огузских племен. Под своим старым названием - кангар, они указываются в составе туркмен: канглы, конгур (гонур) у текинцев.
"Должно знать, - писал Константин Багрянородный, - что пачинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем (областей): Йавдиирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благородные, чем прочие: ибо это и означает прозвище кангар".
В 40-х годах X века печенеги учавствовали в союзе с русами в войне против Византии, которая поспешила откупиться золотом. В 964-965 гг. Печенеги состояли в войске Святослава, но, приняв на себы основной удар византийцев, отступили. Затаив обиду на князя, печенежский хан Куря захватил на Днепре Святослава и приказал изготовить из его черепа чашу.
С начала XI века печенеги уже выступают постоянными созниками киевлян и оседают на Руси. Одна из печенежских группировок в 1116 году потерпела поражение на Дону от кыпчаков и откочевала в Чехию, Словакию, Венгрию, Византию. Их роль в политической жизни этих государств огромна. Так, венгерский князь Токсон отдал в управление печенежским ханам - братьям город Пешт (нынешний Будапешт), а печенежский хан Мог занимал высшую должность в Венгрии - палатина и бачского жупана. О большой роли печенегов в европейских странах говорят названия томонимов: Печенисе, Печени и т.д.
В Киевской Руси печенеги составили вместе с другими огузскими племенами союз, выросший в Огузское княжество. После монгольского нашествия печенеги составили в Поросье основной костяк казачества. Еще в XVII веке говорится о печенежских черкасах, возглавляемых атаманом Серко. Печенеги вошли в состав туркменского, каракалпакского, татарского, украинского, венгерского и др. народов.
Из ВИКИ: Печенеги (пацинаки, "патзинаки" (Византия), печеначи, пачинасе, пезенги, "биссенус" (по-латински), "бадзинаги" (по-армянски), "бешеньё" (по-венгерски), в казахской истории - западные кангары) - союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII-IX веках. Предположительно язык печенегов относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы. Упоминаются в византийских, арабских, русских и западноевропейских источниках. В конце IX века печенеги под давлением хазар и огузов переселились в Северное Причерноморье, откуда они вытеснили венгров, а со временем уличей и тиверцев. Из Причерноморья печенеги нередко совершали набеги на соседей - Киевскую Русь Болгарию, Венгрию и Византию. Кроме этого печенеги иногда вступали в военные союзы с Русью, а также активно торговали с ней. В конце XI века основная часть печенегов была вытеснена торками на левый берег Нижнего Дуная, откуда они массово переселялись в Византию. Другая часть печенегов осталась в Причерноморье и была ассимилирована торками и половцами. Кроме этого группа печенегов поселилась на южных границах Киевского княжества в качестве конфедератов киевских князей. Потомками печенегов иногда считаются современные гагаузы.
В европейских и греческих источниках получили название "пацинаки" или "пачинакиты", в арабских - "баджнак".
Согласно записям византийского императора Константина VII, сделанным в 950 г., владения печенегов простирались на западе до реки Сирет и были всего в 4 днях пути от Венгрии.
http://oldru.narod.ru/biblio/kb_imp2.htm#37 Константин Багрянородный:
"Да будет известно, что пачинакиты сначала имели место своего обитания на реке Атил, а также на реке Геих (Урал), будучи соседями и хазар, и так называемых узов. Однако пятьдесят лет назад упомянутые узы, вступив в соглашение с хазарами и пойдя войною на пачинакитов, одоолели их и изгнали из собственной их страны. Пачинакиты же, обратясь в бегство бродили, выискивая место для своего поселения. Достигнув земли, которой они обладают и ныне, обнаружив на ней турок (маджар-венгров), победив их в войне и вытеснив, они изгнали их, поселились здесь и владеют этой страной, как сказано, вплоть до сего дня уже в течение пятидесяти пяти лет.
Да будет ведомо, что вся Пачинакия делится на восемь фем, имея столько же великих архонтов. А фемы таковы: название первой фемы Иртим, второй - Цур, третьей - Гила, четвертой - Кулпеи, пятой - Харавои, шестой - Талмат, седьмой - Хопон, восьмой - Цопон. Во времена же в какие пачинакиты были изгнаны из своей страны, они имели архонтами в феме Иртим Ваицу, в Цуре - Куела, в Гиле - Куркутэ, в Кулпеи - Ипаоса, в Харавои - Каидума, в феме Талмат - Косту, в Хопоне - Гиаци, а в феме Цопон - Батана.
После смерти этих власть унаследовали их двоюродные братья, ибо у них утвердились законы и древний обычай, согласно которым они не имели права передавать достоинство детям или своим братьям; довольно было для владеющих им и того, что они правили в течение жизни. После же их смерти должно было избирать или их двоюродного брата, или сыновей двоюродных братьев, чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии. Из постороннего же рода никто не вторгается и не становится архонтом. Восемь фем разделяются на сорок частей, и они имеют архонтов более низкого разряда.
Должно знать, что четыре рода пачинакитов, а именно: фема Куарцицур, фема Сирукалпеи, фема Вороталмат и фема Вулацопон, - расположены по ту сторону реки Днепра по направлению к краям [соответствено] более восточным и северным, напротив Узии, Хазарии, Алании, Херсона и прочих Климатов. Остальные же четыре рода располагаются по сю сторону реки Днепра, по направлению к более западным и северным краям а именно: фема Гиазихопон соседит с Булгарией, фема Нижней Гилы соседит с Туркией, фема Харавои соседит с Росией, а фема Иавдиертим соседит с подплатежными стране Росии местностями, с ультинами [уличи], деревленинами [древляне], лензанинами (ветчанинами? - Е. Х.) и прочими славянами. Пачинакия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании - на шесть дней, от Мордии [Мордвы] - на Десять дней, от Росии - на один день, от Туркии - на четыре дня, от Булгарии - на полдня [Дунайской], к Херсону она очень близка, а к Боспору еще ближе.
Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие особые признаки (чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих): ведь одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремять этим как бы показать, что они отрезаны от своих и от соплеменников.
Должно знать, что по ею сторону реки Днестра, в краю, обращенном к Булгарии, у переправ через эту реку, имеются пустые крепости: первая крепость названа пачинакитами Аспрон, так как ее камни кажутся совсем белыми; вторая крепость Тунгаты, третья крепость Кракнакаты, четвертая крепость Салмакаты, пятая крепость Сакакаты, шестая крепость Гиэукаты. Посреди самих строений древних крепостей обнаруживаются некие признаки церквей и кресты, высеченные в песчанике, поэтому кое-кто сохраняет предание, что ромеи некогда имели там поселение.
Должно знать, что пачинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем: Иавдиирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благородные, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар".
Сообщение арабского географа ал-Бакри говорит о том, что печенеги предоставляют военнопленным "на выбор, желают ли они остаться у них на условиях полной равноправности и даже вступления в брак у них, если того пожелают, или быть отправлены обратно в безопасное для них место".
1. В русских летописях первое столкновение русов с печенегами датируется 915 годом, когда печенеги, расселявшиеся по степи, столкнулись с сопротивлением русов и заключили мир с князем Игорем.
2. Под 920 годом отмечен первый поход Игоря на печенегов. Обстоятельства похода, так же, как и его результаты, в летописях опущены.
3. В 944 году великий князь Игорь заключает с печенегами военный союз и нанимает печенежскую конницу для похода на Константинополь.
4. В 968г. печенеги осадили Киев, но были разбиты.
5. В 972 г. печенеги у днепровских порогов убили великого князя Святослава.
6. В 990-е гг. отношения между Русью и печенегами окончательно испортились. В 993 г. великий князь Владимир разбил их на Трубеже, но в 996 г. сам потерпел поражение под Василевом.
7. Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом и Святополком, выступая на стороне последнего. В 1016 г. они участвовали в битве под Любечом. В 1019 году печенеги потерпели поражение от великого князя Ярослава на реке Альте.
8. Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь. В это же время из-за Волги в Северное Причерноморье пришли торки (огузы), которые постепенно вытесняют печенегов на Дунай. После этого печенеги перестали играть важную роль в истории Руси.
Печенежское общество находилось на таборной стадии кочевания, в основе которой лежала военная демократия. Константин Багрянородный отмечает существование у печенегов восьми "фем" - крупных объединений, соответствовавших ордам. Во главе этих объединений стояли князья, или "архонты" (как называл их Константин Багрянородный). В каждой орде находилось по пять родов. Роды возглавлялись меньшими князьями. Орды во время войн и походов действовали по большей части самостоятельно, вследствие чего некоторые из них богатели и возвышались. Власть князей (ханов) наследовалась двоюродными братьями или их детьми, что свидетельствует о наличии пережитков матриархата в печенежском обществе. Князья осуществляли исполнительную власть. В экстренных случаях собиралась "сходка" (фактически - народное собрание) - характерная черта военной демократии.
http://bibliotekar.ru/hazary/56.htm
Примечание 8. ОТВЕТНОЕ ПИСЬМО ХАЗАРСКОГО ЦАРЯ ИОСИФА. ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ
"...Эти [местности] расположены на берегу моря Кустандины [Черного], к западной [его] стороне. Оттуда граница поворачивает по направлению к северной стороне, [к стране] по имени Б-ц-ра [Баджна ~ печенеги]. Они расположены у реки по имени Ва-г-з. Они живут в открытых местностях, которые не имеют стен. Они кочуют и располагаются в степи, пока не доходят до границы [области] Х-г-риим [венгров]. Они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат [мне] и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении 4 месяцев пути...".