...Эти люди, которые часто, почти ежегодно, предпринимают набеги на Понт Эвксинский (le Pont Euxin) и наносят большой вред туркам. Они много раз грабили Крым (Crime"e), принадлежащий Татарии (Tartarie), опустошали Анатолию (Natolie), разоряли Трапезунд (Trebisonde) и достигали даже устья Черного моря, в трех милях от Константинополя, откуда, предав все огню и мечу, возвращаются с большой добычей и некоторым [числом] рабов, обыкновенно малых детей, которых оставляют у себя в качестве прислуги или же дарят вельможам своей страны. Пожилых людей они никогда не берут с собой, разве что тогда, когда считают их достаточно богатыми, чтобы заплатить за себя выкуп. Число [казаков] никогда не превышает шестидесяти тысяч человек, когда они предпринимают свои набеги, чудом переправляясь по морю на плохих судах, изготовленных собственными руками, форму и конструкцию которых я опишу позже.
Ремесла, которыми занимаются казаки. Говоря об отваге казаков, совсем не лишним будет сказать о том, каковы их нравы и занятия. Итак, вы узнаете, что среди этих людей встречаются опытные вообще во всех необходимых для жизни ремеслах: плотники, [умеющие строить] как дома, так и суда, экипажные мастера, кузнецы, оружейники, кожевники, шорники, сапожники, бочары, портные и т. д. Они очень искусны в приготовлении селитры (компонент пороха, производили из содержимого старых могил), которая в изобилии имеется в этих краях, и делают превосходный пушечный порох. Женщины занимаются пряжею льна и шерсти, из которых выделывают полотна и ткани для общего употребления. Все хорошо умеют возделывать землю, сеять, жать, печь хлеб, приготавливать мясо различных сортов, варить пиво, меды, брагу (breha), курить водку и пр.
Нет ни одного человека между ними, к какому бы возрасту, полу или состоянию он ни принадлежал, кто бы ни старался превзойти своего товарища в пьянстве и гульбе. Нет среди христиан и таких, которые бы в той же мере, как они, усвоили привычку не заботиться о завтрашнем дне.
Впрочем, справедливости ради, [нужно признать] все они способны ко всякого рода занятиям, хотя иные бывают более искусны, нежели другие, в тех или иных ремеслах. Встречаются и такие, чьи познания значительно шире, чем рядовых. Одним словом, все они довольно умны, хотя занимаются главным образом только тем, что полезно и необходимо преимущественно тех дел, которые касаются деревенской жизни...
Они исповедуют греческую веру, называя ее по-своему русской (Rus), свято почитают праздничные дни и соблюдают посты, продолжающиеся в течение восьми или девяти месяцев в год и состоящие в воздержании от употребления мяса. Они настолько упорны в соблюдении этой формальности, что убеждают себя, что спасение [души] зависит от различия пищи. За то взамен, мне кажется, вряд ли какой-либо народ в мире сравнялся бы с ними в способности пить, ибо не успевают они отрезвиться, как тотчас же принимаются (как говорится) лечиться тем, от чего пострадали. Все это, впрочем, происходит только в свободное время, но, когда они воюют или подготавливают какое-то дело, они крайне трезвы, а грубость можно заметить только в одежде. Они остроумны и проницательны, смышлены и щедры без расчета, не стремятся к большому богатству, но чрезвычайно дорожат своей свободой, без которой они не могли бы жить; именно поэтому они столь склонны к бунтам и восстаниям против местных сеньоров, лишь только почувствуют притеснения со стороны последних. Так что редко проходит более 7-8 лет без того, чтобы [казаки] не бунтовали и не восставали против них. Впрочем, это люди вероломные и коварные, предатели, которым можно доверять, лишь хорошо подумав.
Они чрезвычайно крепкого телосложения, легко переносят зной и холод, голод и жажду, неутомимы на войне, мужественны и смелы, а скорее безрассудны, ибо не дорожат своей жизнью. Таборы - это возы, за которыми казаки укрываются, когда передвигаются по голой степи. Больше всего они обнаруживают ловкости и стойкости в сражении в таборе под прикрытием возов (ибо они очень метко стреляют из ружей, которые составляют их обычное вооружение) и при обороне укреплений; они недурны также и на море, но при езде верхом они не настолько искусны. Помню мне случилось видеть, как всего 200 польских всадников обратили в бегство 2000 их наилучших воинов. Но правда и то, что под прикрытием своих таборов сотня казаков не побоится и тысячи поляков или даже [нескольких] тысяч татар. Если бы они были так же доблестны в конных сражениях, как в пеших, то, думаю, были бы непобедимы. Они высокого роста, проворны, энергичны, любят хорошо одеваться, что особенно заметно, когда разживутся у соседей [добычей], ибо в других случаях они носят довольно скромную одежду. Они отличаются крепким от природы здоровьем и даже почти совсем не подвержены той [распространенной] по всей Польше эпидемической болезни, которую медики называют Вliса по той причине, что волосы у всех пораженных этой болезнью страшно спутываются и сбиваются в комок; местные жители называют ее "гостец" (gosches, колтун, вероятно, не был распространен у казаков в силу бритья волос на голове). Мало кто из них [казаков] умирает от болезни, разве что в глубокой старости, большинство гибнет почетной смертью, слагая головы на поле брани...
Столь жестокое рабство приводит к тому, что многие [крестьяне] уходят, а наиболее смелые убегают в Запорожье (Zaporouys), которое является местом убежища казаков на Борисфене. Проведя здесь некоторое время и приняв участие в морском походе, они считаются уже запорожскими казаками (Cosaques Zaporousky).
Комментарии. Замечание о слабости казаков в конном строю говорит об отсутствии традиционных для степных народов навыков, что однозначно исключает происхождение Днепровских казаков непосредственно от татар и кавказцев. Применение во время обороны на открытой местности "табора" (кош) - общий прием у разных народов. Происхождение первых казаков из лесной полосы выдает их привычка к деревообработке (плотники и строители судов). Вместе с тем, навыки в обработке кож говорят о соседстве в прошлом с городскими татарами. Привычка к выпивке, производству браги и самогона, еще более приближают казаков к Прикамью. Приверженность казаков к "Русской" вере свидетельствует о происхождении их от древних русов. Всем отмеченными особенностям, а также множеству иных, отвечает Вятская земля.
В казачество принимали всех желающих хорошо зарекомендовавших себя в бою, отчего со временем этнический тип видоизменялся в сторону восточноевропейского славянского. Этому также способствовала женитьба на местных женщинах, в основном, славянках.
http://boplan.pereplut.net/opys.htm - здесь полный перевод рукописи Боплана с фр. на укр.
Вот отрывок (перевод на русский язык мой):
"Когда у них возникает намерение пойти в море, то, не имея разрешения короля, они берут его у своего старшого, созывают Ruds, то есть Раду, и проводят выборы атамана, который возглавит их в этом походе, придерживаясь такого же обычая, о котором мы рассказывали относительно выборов старшого, хотя атаман этот нужен только на определенное время. Дальше они отправляются к Воинской Казне [Sczabenisza Worskowa], места своего сбора и строят здесь суда около 60 стоп длиной, 10-12 стоп шириной и 12 - глубиной. Такое судно не имеет киля; его основа - этого човна - из вербы или липы, длиной до 45 стоп.
Сбоку оно обшивается и завершается досками от 10 до 12 стоп длиной (набора) и до одной стопы шириной, которые прибиты [деревянными] гвоздями, причем каждый ряд внапуск на следующий, как и в обычных речных судах, и так до тех пор, пока [лодка] не достигнет 12 стоп в высоту и 60 - в длину, расширяясь в меру повышения. И это понятнее на рисунке, какой я в общих чертах набросал. На нем можно видеть толстые, как бочки, вязанки камыша, которые плотно крепятся одна к одной по всей длине лодки от одного края к другому и крепко крепятся [к бортам] лыком из липы или дикой вишни. Строятся они так, как привыкли и наши плотники, с перегородками и поперечными лавами, а потом просмаливаются. Пользуются двумя рулями по краям лодки, как показано на рисунке, поскольку лодки очень длинные и надо было бы много времени, чтобы развернуться, когда возникает потребность в разворотах во время бегства.
С каждой стороны от 10 до 15 весел, и скорость больше, чем у турецких весельных галер. Есть также и мачта, на которой они [казаки] ставят довольно неумело сделанный парус; используют его лишь в тихую погоду, а при сильном ветре предпочитают грести, их лодки не имеют верхней палубы, и когда наполняются водой, камыш, привязанный вокруг лодки, не дает ей затонуть... В каждую лодку садится от 50 до 70 человек, каждый из которых имеет два ружья (ручницы) и саблю; на лодке есть также 4-6 фальконетов и запас еды, чтобы хватило на всех. Одеты казаки в рубашку и шаровары, имеют еще одни сменные, плохонькую свиту (куртку) и шапку, 6 ливров (фунтов) пороха, достаточное количество свинца, запас ядер для фальконетов; у каждого (капитана судна) есть годiнник. Так вот выглядит летучий казацкий лагерь на Черном море, который бесстрашно нападает на наиболее значительные города Анатолии... Прибыв туда, высаживаются на берег, каждый с ружьем в руке, оставляя в каждой лодке для охраны только двух мужчин и двух подростков".
Казаки для ориентирования на море применяли какой-то прибор. Предполагают, что это был заимствованный у арабов квадрант для измерения высоты светил. По наивысшему положению Солнца можно определить момент полдня, направление на юг и широту места. Однако, прибор в тексте назван "годiнник" (часы), поэтому правильнее это приспособление отождествить с солнечным компасом - гномон. Это небольшие солнечные часы со специальными шкалами для определения широты и направления на север, которые применяли еще викинги. http://pagesperso-orange.fr/cadrans-solaires/navigation/viking/viking.html
***
Первоначальное ядро протоказачества могло быть очень невелико, скажет, 5 сотен. Проследить пути такого небольшого коллектива вряд ли возможно обычными историческими методами.
В казаки принимали почти всех, лишь бы подходили для дела. И татар принимали, отрицать невозможно, а уж европеоидов типа Булгар - не было причин. На Дону вместе с казаками в одних городах проживали некие татары "хеждеки" (вероятно, искажение от "узбеки", так звали себя сторонники-мусульмане хана Узбека среднеазиатского происхождения), которые предстают как народ с военно-кочевой традицией и с выраженной кочевой культурой: 'У этого народа хешдек - изумительные кони, отличные латы и кольчуги, остроконечные мечи из области Махай, прекрасные ружья из области Мазанде-ран, отменные стрелы и луки из областей Шираз и Гилян, хорошие щиты и пики' [Челеби, 1979, с. 154].
'Хешдеки и казаки - это одно [целое], и они вырвут у вас Азов из рук'. То же самое было и в Булгарии и на Вятке (напомню, как митрополит упрекал вятчан в единении с погаными). Союзники всегда нужны.
Давно подмечено, что древние предания наиболее полно и продолжительное время сохраняются на окраинах обитания этноса. Былины Киевского цикла сохранились на далеком русском севере, там же много казачих легенд и песен. В центрах же идет процесс непрерывного перемещения масс людей, видоизменений самого их этнотипа, что приводит к потере этнической памяти, замена ее более новыми и от того яркими и близкими впечатлениями, переделке древних преданий на современный лад. На Дону и Днепре в 16-17в. происходили бурные события, в казачество шла масса выходцев из соседних народов и культур, здесь заварилась новая каша и новый казачий этнос. Если в "вятском казачьем" этносе превалировали условные булгары (обулгаренные славяно-финноугры), то в новых условиях их заметно разбавили и русские, и татары, и литва, и, отчасти, кавказцы. Для большинства новых казаков воспоминания о Вятке были пустым звуком. Кроме того, Вятка в прошлом носила разные названия: Нукрад, Вису, Перем-Биармия, Колывань, Арская земля и др.
Вот отрывок из документа периода Смутного времени:
ЮХАН ВИДЕКИНД. ИСТОРИЯ ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ.
Происхождение имени. Казаки названы так татарами, а у татар это имя означает разбойников, то есть то же, что у венгров называют мартолоссами, а у итальянцев - бандитами. Название "запорожские" происходит, я думаю, от слова "табор", означающее лагерь, умело защищенный выстроенными в ряды возами, наподобие весьма сильного укрепления: в таком лагере они находят при нападении врагов последнее убежище. (Е. Х. - название запорожские он трактует явно неверно; для татар имя казак стало синонимом "разбойник", вспомним о нападениях ушкуйников и вятчан на булгарские и татарские города Поволжья)
Происхождение народа. Сюда в старину стекались самые разные люди, больше всего из России, привыкшие жить грабежом добычи у врагов, а также (также многочисленные) запятнанные бесчестием дворяне из Великой и Малой (Верхней и Нижней) Польши, люди, изгнанные за преступления из Франции, Италии и Испании. Все они обязаны следовать греческой религии и держаться русского языка, отказавшись от знатности рода, принять плебейские прозвища, отбросить всякую культурность и жить мужицкой (крестьянской) жизнью. Пока военная дисциплина у них не испортилась, они делились на роты и полки, жили в воздержании и послушании, непрерывно предаваясь войнам; необходимую пищу добывали охотой и рыболовством и больше всего уважали умеренность. Далекие от городской обстановки, чуждые невоздержанности и необузданности, они мало заботились или вовсе не думали об имуществе, гоняясь больше за оружием. В очаковских степях они часто победоносно сражались с татарами (да и турка с его галерами они не оставляют в покое, часто нападая на них в море).
Устройство. Войско они содержат в несколько тысяч человек, соблюдают военные чины, вели-чайший почет оказы-вают ветеранам и заслуженным воинам. Потому-то короли польские и давали им определенные права и свободы, ока-зывали милости, а часто и покровительство.
С течением времени старые нравы начали портиться: воинов перестали ценить за доблесть и заслуги, а стали стекаться туда отовсюду из русских областей преступники, которых закон изгнал с родины, и бездельники, бежавшие от земледельческой работы или ремесла. Эта не-пригодная к войне масса могла быть только обузой ветеранам (Их масса все более и более портилась, так что из них не вышло ничего, кроме разнузданных, беспутных и негодных шаек; между ними росли раздоры, и, таким образом, сами они были виноваты в том, что перестали быть силой). Умеренность, дисциплина, послушание сменились своеволием, как обнаружилось больше всего в нынешней войне, где они под предводительством Наливайки грабили все, что попадалось; они дерзнули даже избрать главнокомандующего (Они стали избирать себе разных предводителей, как ныне Наливайко, отправились разбойничать) и в настоящих боях сражались с Речью Посполитой. Она старалась не только силой, но и разными хитростями их укротить, но безуспешно. На войне они грабят, а в мирное время рассылают своих колонистов (расселяют своих людей) по селам и городам, выходя из подчинения господам (всецело подчинялись своим ко-мандирам). Немногие ветераны живут на старых местах у Борисфена, остальные же, разбогатев от добычи, думают только о себе, жиреют в праздности, заводят ссоры и часто на польских сеймах держат сторону тех, кто, исповедуя греческую веру, презирает западную. Поляки часто стараются привлечь их жалованьем, высылают против турок, которым тем весьма враждебны, поскольку считают себя христианами, чтобы разузнать, что делается в их земле...
* Как видим, начальное ядро казачества имело аскетические черты рыцарского ордена (уважаемого и признаваемого шляхтой), но пополнение его беглыми преступниками сильно исказило старые традиции. То есть, наблюдается процесс деградации днепровского казачества, а не становление его военной общности. Лишь часть ветеранов сохраняет древний порядок жизни.
Казаки, по свидетельству цитированного выше француза Боплана, "Все хорошо умеют возделывать землю, сеять, жать, печь хлеб, ..." Это были разносторонне развитые люди, занимались всем, что приносило доход и пропитание, - от сохи и рыбной ловли до войны.
ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ. КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ (турок, по Днепру в 1670г.).
КРЕПОСТЬ ЧЕРКАССЫ
Это каменная крепость во владениях польского короля. Однако наместник польского короля огра-ничен в своих действиях, и крепость находится под властью Дорошенко. [81] /153/ О характере мятежных казаков, или же бритоголового народа. Да помилует нас Аллах! Те, которые не видели этого народа, даже великие толкователи религии не могут знать, какова душа этих врагов общины Мухаммеда и других народов. Вступив в их страну в середине месяца мухаррема 1068 (конец октября 1657) года, мы проезжали по ней с молитвами; 'О господи, спаси нас от их злобы! Аминь!' Потому что однажды, во время войны за крепость Азов, я, ничтожный, хватил горя от этих злодеев и видел, как они воюют и дерутся 8.
Ее первооснователем был один бежавший от татар [веро]-отступник, которого звали Черкес. По его имени и крепости нарекли Черкес-керман. Это не мощное каменное сооружение, а паланка, окруженная насыпным земляным валом с бревенчатым частоколом, которая стоит на берегу Днепра. В крепости около тысячи крытых тесом домов, монастырь с тремя колоколами. Ее лавки, пушки, арсенал великолепны, они доставляют большую радость. Так как ныне правитель ее - проклятый безбожник, отступившийся от татар некий полковник, то он не посмел даже пока-заться хану. Подарки его также не были приняты. В этой крепости три тысячи воинов. И неверные именно этой крепости, используя пригодные для того суда, грабят и разоряют прибрежные земли Черного моря.
Отсюда мы вновь отправились на юг берегом Днепра и за один переход достигли села Ломоватое. Это похожая на. город застава в самой середине области мятежных казаков. Она стоит на земле польского короля и находится под властью гетмана Дорошенко. На вид она больше крепости Чи-гирин. И все же окружность ее невелика. Это село на берегу реки с садами яблонь, груш, слив, по-лями овса и ржи. В нем двадцать церквей и пятьсот лавок. Но крепости в нем нет, потому и называют его Ломоватое. Отсюда мы вновь двинулись по берегу Днепра на восток и на кыблу и приехали в крепость Чигирин.
КРЕПОСТЬ ЧИГИРИН
Ныне это прочная крепость, имеющая три ряда стен. Расположенная на землях польских, она на-ходится под властью гетмана Дорошенко и имеет сорок тысяч вооруженного ружьями войска. Ци-тадель ее стоит на крутой скале. Вокруг крепости три ряда непроходимых рвов. Стоит она слева от Днепра и справа от Тясмина, и здесь обе реки встречаются друг с другом. Крепость расположена на обширном острове, налево и направо от него перекинуты наплавные деревянные мосты. В ци-тадели стоят дома солдат-казаков, все крытые тесом, с огородами и садами. Там же арсенал, вели-колепные пушки, монастырь с колокольней, похожей на башню.
Ее нижний внешний посад. Всего в нем насчитывается десять тысяч крытых дранкой домов с верхними этажами. Были видны двадцать семь колоколен. В торговых рядах расположились вся-кие ремесленники, но число их мне неведомо. В большей части лавок торгуют водкой, пивом, ме-довухой и вином. Садам нет числа. Очень много слив, груш, яблок, капусты, лука - порея и обыкновенного. Однако лимонов. померанца, гранат и инжира в этих местах не водится. Тот, кто увидит имеющиеся вокруг этой крепости орудия войны и [разные] дьявольские приспособления, рогатки, щиты, ядерные щипцы и самострелы, придет в изумление. Через ров, окружающий предместье, протекают воды реки Тясмин, а в тех водах видны разнообразные пики, менабы (?) и стальные луки. Тут и сам хитроумный дьявол пришел бы в изумление, если бы он увидел эти ору-дия уничтожения.
Когда в разговоре с ханом Мухаммед-Гиреем я сказал: 'Пусть Аллах дарует османам легкую по-беду [и вручит им эту крепость]', татарские старшины остались недовольны этой мольбой и отве-тили: 'Эвлия Челеби, если эта крепость перейдет в руки османов, то уважения к татарам совсем не останется, а их самих разве будет тогда кто-нибудь считать за людей?'.
В этой крепости Чигирин его высочество хан принял дары от гетмана Дорошенко и сказал: 'Он выполнил службу'. {А затем] он передал для польского короля ханский ярлык, составленный в красноречивых выражениях.
Эту крепость называют также Чихрил. Казаки же называют ее Чигиринец. Было уже отмечено (См. т. V. стр. 154), что это крепость, слева [240] от которой - Днепр, а внизу - река Тясмин, что это хорошо укрепленное строение с тремя рядами рвов и канав. Внутренняя и наружная часть кре-пости представляет собой' укрепленную паланку. Крепость находится под властью Дорошенко. Отсюда мы прошли через селение Ломоват один переход на восток к стоянке крепости Черкассы.
КРЕПОСТЬ ЧЕРКАССЫ
Уж было указано (См. т. V, стр. 152-153), что это паланка с насыпным валом на берегу Днепра, а правитель ее - полковник Хлан - какой-то неверный, который является крещеным татарином. Отсюда мы прошли один переход и пришли к стоянке у крепости Канев.
http://www.drevlit.ru/strany.html http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Celebi3/text5.phtml?id=1731 Описание донских городков, составленное турецким путешественником Эвлией Челеби, ко-торый, согласно его словам, в 1667 г. проехал по Земле донских казаков от волжско-донской Пе-револоки до Азова. Названия казачьих поселений у Эвлии совершенно не совпадают с известными топонимами. Турецкий автор сообщает следующие сведения (отрывки):
ШИВА. (предположительно Иловлинский городок). Расположен на правом берегу Дона у по-ворота его на запад, в одном переходе от Волги, на расстоянии слышимости пушечных залпов из больших волжских крепостей, "недалеко от места, где османы прокопали огромный ров, чтобы соединить Дон с Волгой ". Берег покрыт "здесь такими дремучими лесами, что через них не прой-ти ни одной живой душе, кроме как пешим людям, а из животных (могут пройти) только кабаны и косули", В городке 5 - 6 тыс. служилых казаков и еще население из "мусульманского народа хешдек". "Сильная крепость из дерева", имеющая "изрядное количество пушек". Поселение неве-лико: есть 1 - 2 церкви, торговые ряды и базар, У казаков много коров, овец и свиней. Население питается "рыбой, водкой, бузой", "фрукты и другие пищевые продукты редки".
ПАРАС. (предположительно Паншинский), Расположен в дневном переходе или дальше к западу от Шивы, на берегу Дона, который здесь неширок, поскольку "находится очень недалеко от истока"; по рассказам, реку "можно переехать на лошади". В городке до 1 тыс. служилых казаков и столько же "хешдек-татар" (в противоречие с этим, однако, указывается, что "гетман" городка и 5 - 6 тыс. "кяфиров" искали животных, брошенных в степи). "Весьма прочная деревянная кре-пость", имеющая 3 пушки бал-емез и "другие пушки - шахи". Городок четырехугольной формы, окружностью в "целых три тысячи шагов", имеет 1 тыс. домов, крытых тростником и камышом, улицы, вымощенные плитами в шахматном порядке, 5 - 6 церквей, до 50 лавок и постоялый двор. Близ городка стояли "со своими кибитками калмыцкие татары", занимавшиеся торговлей и при авторе откочевавшие. Казаки перед отъездом из городка выпили на дорогу "водку-горилку и на-питки пиво и мед".
Хешдеки предстают как народ с военно-кочевой традицией и с выраженной кочевой культурой: 'У этого народа - хешдек - изумительные кони, отличные латы и кольчуги, остроконечные мечи из области Махай, прекрасные ружья из области Мазандеран, отменные стрелы и луки из областей Шираз и Гилян, хорошие щиты и пики. И зимой и летом они ведут войну с калмыками, ибо у них весьма много от-важных и могущественных батыров и джигитов, 100 тысяч стрелков из ру-жей, 100 тысяч лучников; имеется также шесть пушек шахи'.
'Хешдеки и казаки - это одно [целое], и они вырвут у вас Азов из рук'.
Хешдехами Эвлия Челеби называет астраханских татар. Название это, у других турецких авторов не встречающееся, возможно, происходит от названия г. Астрахани (первоначально Хаджи Тархан). Но, учитывая что в Астрахани жили бывшие Сарайские ордынцы, то отождествление хешдеков с узбеками остается в силе.
По сведениям К.Крюйса, ряд городков делился на части: Черкасск был, "как еще и другие, на две стороны разделен: в одной стороне с печьми для житья зимою, а в другой летом" [2,С.50]. Черкасск: "Главный город па Дону... был построен так тесно и неправильно, что нельзя было найти порядочное место для гулянья. Почти ни один дом не имел двора"/ о временем дворы появились, но даже в начале XIX в., как свидетельствовал А.Л. де Романо, "огромное большинство дворов" занимало площадь "не больше 3-4-х саженей", в этих дво-рах негде было "вырыть погреб, поставить конюшню" (лошади и экипажи содержались за городом) [30, С. 12]. Узкие улицы в центральной части Черкасска походили на улочки сред-невековых восточных и, отчасти, западноевропейских городов: соседи из противоположных домов могли поздороваться за руку [30, С.11].