Наименование Слобода упомянуто в Едомском летописце в связи с событиями 1489 года, у С.Герберштейна и в грамотах 16 века. В разговорной практике оно изредка употребляется и поныне. Жителями соседнего татарского села Карино город в недавнем прошлом звался Колога (Калга).
Историкам прошлых лет о Слободском городе ранее 16 века ничего не было известно. Это давало основания рассматривать его как новое окраинное поселение не затронутое ходом событий 12-15 веков. Существовало мнение, опирающееся на предание в книге Вештомова, как сплавляясь по Летке, устюжане сначала основали городок Шестаков, и лишь позже из него выделилась Слобода.
Почему в отличие от остальных городов Слободской не имеет собственного названия, а лишь констатацию некого отношения к слободе? Если поселение изначально было названо Слобода, то тогда на тот момент других слобод еще не существовало. Или когда-то Слободской город имел своё название, но оно почему-то было забыто или отменено. В любом случае это явно выделяет Слободской из всех остальных городов на Вятке, да и в России вообще. Автору известен только еще один ныне существующий небольшой город Слободской в Ростовской области, а также Слободск на Невле 12 века. Окончание СК - типично для "россифицированных" топонимов городов 17-19 веков. Местные названия отличались от них. Например, древнейший славянский город Смоленск изначально звали Смоленец, а в северных новгородских говорах - Смоленич. По известным законам образования топонимов, существующая сейчас архаичная форма "Слободской" подразумевает наличие утраченного со временем существительного: Слободской город.
В границах нынешнего Слободского существует нескольких древних поселений. Одним из них, вероятно, являлась слобода Демьянка. Ныне это микрорайон г. Слободского (2 км вниз по реке от центра). Древнейшая ее часть находилась между улицей Обороны (западная сторона) и не очень высоким в этом месте, но каменистым берегом Вятки. С юга (вдоль пер. Фабричный) её прикрывал прямолинейный овраг (в нижней части у берега реки хорошо сохранился и имеет довольно крутые склоны), а с севера - речка Пятериха и её материковый берег, тянущийся вдоль улицы Октябрьской. С запада, очевидно, существовал вал, ныне отсутствующий. Площадь квадратного в плане поселения получается типичная для вятских городков 14-15 веков, - примерно полтора гектара.
Пешеходный мостик через ров в слободе Демьянка.
Существовала ли эта слобода во времена республики? Козьма и Дамиан были особо чтимыми русскими святыми. Слобода Демьяница могла быть названа по часовне в их честь. В описи 1615 года в окрестностях Слободского речка Демьянка, нынешняя Петериха. В церковных документах помянут Козмодемьяновский придел в Никулицской церкви.
Для поселения людей привычных к передвижению по воде наиболее подходит место впадения в реку ее небольшого притока. В частности, в устье речки Спировки, на Ремзаводском холме, вблизи которого в далеком прошлом протекала река Вятка. В Спировку было удобно заводить небольшие речные суда, - еще в 20 веке в ее устье была пристань. Кроме того, холм представляет собой естественную защиту с трех сторон. Даже в настоящее время это возвышенное место оставляет впечатление некоторой искусственности, а лет сорок назад, когда территория завода была значительно меньше, многие в этом не сомневались. Любопытно, что улица, поднимающаяся вверх по холму, называлась Верхняя. (Теперь это ул. Райниса, любимого слободского поэта советской поры.) В описании монастыря под 1615 годом: "Да в Хлыновском пригороде Слободском над рекою Спировкою монастырь, а в нем... (далее перечислены церкви и другие строения)..., да за монастырем двор конюшенный, да слободка в шесть дворов". Монастырь стоит "над рекою Спировкою", выходит, в ту пору река Вятка уже ушла от коренного берега.
Немного севернее на высоком коренном берегу стоит деревня Верхние Кропачи (Верховская), некоторые наблюдения заставляют предполагать древность данного поселения. Ровная площадка на мысу, явно рукотворный прорытый в берегу спуск к реке (ныне поросший лесом), нечто похожее на эскарпированные склоны. С 17 века здесь был центр Верховского стана д. Гриднево. Гридница, гридня - 'помещение для телохранителей' др.-руск.
Ныне Вятка в этом районе изменила русло, далеко ушла от коренного берега. Замечу, что подобная картина модификации речного русла наблюдается и вокруг древних центров Хлынова, Шестаково, Родионовского и Подчуршинского городищ. Все они когда-то были основаны в непосредственной близости от воды на высоком берегу Вятки, обычно при впадении в нее небольших притоков (ручьёв).
Таким образом, мы имеем на достаточно небольшом расстоянии (около 5 км) группу из нескольких поселений. К их числу нужно добавить Родионовское городище на южной окраине Демьянки и Подчуршинское городище (5 км ниже по реке). Можно предположить, что все они имели свои местные названия, но для внешнего наблюдателя сливались в одно большое поселение - Слобода.
Родионовское селище (городище) расположено на огородах деревни напротив устья Белой Холуницы, занимает часть овальной надпойменной террасы высотой 9-11 м над уровнем воды в реке. С юга ограничено оврагом с ручьем. Исследовано 39 кв. м площади, обнаружена подпольная часть наземного срубного жилища 3,4 на 1,8 м, в нем остатки досок и корыто, каменные плитки, кремневая пластина, оселок, слюда, кости животных, остатки глинобитной печи, керамика двух типов: 14-15 веков и 16-17 веков. Вероятно, поселение в этом месте было и ранее. Вблизи городища в 19 веке при рытье берегового спуска к реке были найдены древние захоронения (М): черепа продолговатые, не характерные для местного населения, меч, бронзовые украшения. Находки утрачены, но их можно отнести к древнерусским или скандинавским. Возле Родионово в прошлом был Каринский перевоз, переправа на восточный берег и далее путь на Карино. Каринцы звали Слободской город "Колога". Возможно, это имя в прошлом относилось к Родионовскому поселению. Название Колога схоже по звучанию с восточной оконечностью Норвегии провинцией Хологаленд, отсюда, из крепости Варта, шла торговля с Биармией. О связях вятчан с живущими на берегу океана вартами существует предание.
Одним из наиболее интересных археологических памятников Вятской земли является Подчуршинское городище. Это связано с его расположением на высоком холме, а также с окружающим его ореолом таинственности (легенды богатырского цикла, рассказы о подземных ходах закрытых железными дверьми). Макаров Л.Д.: "Городище располагается в центре поселка Первомайский на овальном холме естественного происхождения высотой около 30 м от его подножия (85 м от уровня поймы р. Вятки, протекающей в 400 м к югу). Склоны холма достаточно круты, они поросли посадками кедра и кустарником. На склонах видны неширокие уступы, по одному из которых (на высоте 16-18 м) проходит современная грунтовая пешеходная дорога, имеющая подобное же ответвление наверх. Площадка городища овальной формы размером 145x30x70 м, что составляет около 0,5 га.
К древнерусскому времени относятся остатки оборонительных сооружений в виде срубной стены шириной 5 м, разделенной на клети, длиной от 3,8 до 5,75 м. Следы стены удалось выявить по канавкам от вдавленных под своей тяжестью в грунт срубов. Обнаруженное в пределах раскопа укрепление имело изгиб, подчиняясь кривизне площадки. Внешний край площадки был дополнительно эскарпирован (подрезан) с целью придания стене большей высоты. Аналогичного типа оборонительные стены, нижний этаж которых использовался под жилье и хозяйственные нужды, хорошо изучены на городищах Южной Руси домонгольского времени.
Судя по находкам створок креста-энколпиона жители крепости были православными. На одной створке изображено распятие Христа и четырех святых в концевых клеймах, а на обломке другой- богоматерь и два святых. Изделие датируется первой третью XIII в. Однако языческие традиции оставались для вятских поселенцев популярными длительное время. Об этом свидетельствуют растительные мотивы на перстне и накладке, отражающие аграрную магию, а также геометрическая символика на пряслице, явно намекающая на отзвуки былого поклонения Яриле - солнцу.
Вещевой комплекс Подчуршинского городища (керамика славяноидная) укладывается в рамки XII - XV вв., однако более характерны здесь находки XIII -XIV вв., что и может являться датой древнерусской крепости".
Городище напоминает княжеский замок и подтверждает факт прибытия на Вятку на рубеже 12-13 веков военизированного коллектива. Нельзя исключить, что на Подчуршинском городище размещалась резиденция князя изгоя, потомка Ивана Берладника с его дружиной (см. 2 часть).
Но вернемся к Слободскому. До сих пор центр Слободского называется просто "Город", существуют устойчивые выражение такого типа: "пошёл в город", "купил в городе". Субъективно в это понятие входят улицы Слободская (Володарского), Глазовская (Советская) и Христорождественская (Ленина), ограниченные с севера и юга улицами Энгельса и Грина. Как известно название "Город" (на различных языках) давалось первоначальному крупнейшему поселению в округе, так как для его обозначения не требовалось особого наименования. Со временем город расширялся, но городом продолжали звать его древний центр.
Слободское городище. Обозначены остатки вала и могильник.
К 1629 году "город Слободской ветх, погнил и развалялся", городовые укрепления уже много лет не подновляли. Хотя средства для этого при необходимости найти было возможно: на рубеже веков в Слободском был построен монастырь на 20-ти гектарах с 4-мя церквами и другими помещениями. Обветшание старых Слободских стен говорит о том, что серьезных ограждений ему иметь не полагалось, Вятка перестала быть пограничьем. Известно также, что к началу 17 века на Вятке было запрещено изготовление оружия. Исключение делалось лишь для центра местной власти, каким стал к тому времени Хлынов, где продолжали строить оборонительные сооружения. Народные бунты никто не отменял. Туда свезли всё наличное вооружение и боеприпас.
Монастыри в те времена являлись военизированными укрепленными поселениями, строились они на окраинах городов, а их стены были частью оборонительных сооружений городов. Из монашеской братии не занятой работой формировались охранные отряды, деятельность которых по защите интересов православия распространялась иногда на десятки и сотни верст в округе. Не ввиду ли ожидаемой защиты от разбойников и воров слобожане так пеклись об устройстве у себя монастыря? Тем более что посад, с севера примыкавший к городу в 16-17 веках, помимо оврага вдоль речки Козульки и берега реки не имел серьезных ограждений.
В 1 части говорилось о правильной форме Слободского холма. Вполне возможно, что здесь был временный городок пришедшего на Вятку огромного московского войска со своим спуском к реке (10) и кладбищем (12). Расположение на вершине холма удобно для военного лагеря. Подобные остроги строились на вновь завоеванных землях Сибири в 17-18 веках. Ниже мы попробуем найти следы этого поселения в сохранившихся документах и сооружениях.
Всё сказанное ставит Слободской город в особое положение, можно полагать, что именно здесь был военный, экономический и политический центр восточной части Вятской земли в первые годы после присоединения к Московскому государства до построения нового Хлынова.
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Прежде чем рассматривать сохранившиеся Вятские документы 16 века необходимо очень кратко напомнить исторический фон той поры.
Управление провинций присоединённых к Москве в конце 15 - начале 16 веков осуществлялось через наместников, - полномочных представителей Московского правителя. С помощью многочисленных чиновников они вершили судебную власть, собирали различные налоги, вели учёт населения и мобилизацию в случае военной необходимости. Там, где они сами не могли оперативно управлять, посылали своих доверенных лиц и тиунов. Суды по важным делам вершили сами наместники с помощью дьяков и разных судебных исполнителей: доводчиков (звавших к суду и производивших следствие), приставов (они стерегли обвинённых), праветчиков (взыскателей штрафов, пени и долгов), и недельщиков (посыльных с поручениями по уголовным делам).
Наместники сидели на кормлении, то есть за свою работу брали с населения определённые деньги и продукты натурой. Кроме того, они получали различные поборы за услуги и разбирательства. Разумеется, много брали сверх установленного обычаем в виде принудительных внеурочных подношений. Такой режим в первые десятилетия напоминал оккупационный. Для снятия напряжённости и "разрешения" возникавших тяжб и скандалов наместники часто сменялись, но при этом наблюдалась некоторая семейственность в их назначении (например, князья Ухтомские присылались на Вятку из поколения в поколение).
Со смертью Василия Ивановича в 1533 году власть в Москве заколебалась, стала переходить из рук в руки, при этом наместники обнаглели окончательно.
Недовольство местного населения подогревалось тем фактом, что, как это было на Вятке и в Новгороде и Пскове, прежние городские жители (бывшая элита) после завоевания края были выведены в массе своей, а на их место присланы Московские чиновники и переселенцы из других земель, отличавшиеся по наречию, обычаям, культуре, отчасти даже внешности и этническому происхождению. В новых провинциях, не забывших ещё прежние относительно демократические порядки, наростало сопротивление, проявлявшееся в разбойных действиях и бунтах. (Здесь и далее в этой главе выдержки из Карамзина).
"Наместники во Пскове свирепствовали как львы по выражению современника: не только угнетали земледельцев, граждан, беззаконными налогами, вымышляли преступления, ободряли лживых доносителей, возобновляли дела старые, требовали даров от богатых, безденежной работы от бедных: но и в самых святых обителях искали добычи с лютостию Могольских хищников; жители пригородов не смели ездить во Псков как в вертеп разбойников; многие люди бежали в иные страны; торжища и монастыри опустели".
Картина полного произвола, грабежа и бесчинств. Поэтому в конце 30-х годов для успокоения населения в такие районы стали присылать из Москвы "губные" грамоты, выводившие из-под контроля наместников и их слуг наиболее болезненные судебные разборки по опасным уголовным преступлениям, предусматривающим суровое наказание. Населению этих провинций предлагалось организоваться и самому вести поиск, дознание и наказание преступников.
"Злоупотребления власти уменьшились. Сменили некоторых худых наместников, и Псковитяне освободились от насилий князя Андрея Шуйского, отозванного в Москву. Дума (боярская) сделала для них то же, что Василий сделал для Новогородцев: возвратила им судное право. Целовальники, или присяжные, избираемые гражданами, начали судить все уголовные дела независимо от наместников, к великой досаде сих последних, лишенных тем способа беззаконствовать и наживаться".
Внешние враги осмелели и вторгались в Россию. Казанцы временами мирные, стали в эти годы особенно часто нападать на российские владения, в том числе Пермь и Вятку. "Казанцы два года непрестанно злодействовали в областях Нижнего, Балахны, Мурома, Мещеры, Гороховца, Владимира, Шуи, Юрьевца, Костромы, Кинешмы, Галича, Тотьмы, Устюга, Вологды, Вятки, Перми; являлись единственно толпами, жгли, убивали, пленили, так что один из Летописцев сравнивает бедствия сего времени с Батыевым нашествием, говоря: Батый протек молниею Русскую землю: Казанцы же не выходили из ее пределов и лили кровь Христиан как воду. Беззащитные укрывались в лесах и в пещерах; места бывших селений заросли диким кустарником. Обратив монастыри в пепел, неверные жили и спали в церквах, пили из святых сосудов, обдирали иконы для украшения жен своих усерязями и монистами; сыпали горящие уголья в сапоги Инокам и заставляли их плясать; оскверняли юных Монахинь; кого не брали в плен, тем выкалывали глаза, обрезывали уши, нос; отсекали руки, ноги и - что всего ужаснее - многих приводили в веру свою, а сии несчастные сами гнали Христиан как лютые враги их. Пишу не по слуху, но виденное мною и чего никогда забыть не могу".
Картина местами напоминает описания зверств вятчан в послании Иова. Казань была альтернативным центром Российской государственности и даже российского этногенеза. Пленных селили в городах и окрестностях, часть их после перемены веры получала права, и участвовала в набегах наравне с татарами. В самой Казани проживало множество христиан, были здесь и церкви, не случайно на пепелище города в 1552 году была найдена знаменитая икона Казанской Божьей матери.
Против набегов казанцев устраивали беспокоящие ответные походы. В частности в 1545 году "две рати, одна из Москвы, другая из Вятки, в один день и час сошлися под стенами Казани, обратили в пепел окрестности и кабаки Царские, убили множество людей близ города и на берегах Свияги, взяли знатных пленников и благополучно возвратились". В данном случае, вероятно, участвовали не одни Вятчане, но и Устюжане.
О походе на Казань 1549 года есть такие сведения. По словам арабского летописца Шерифи "вражеское войско было многочисленным, как полчища муравьев и племя Яджуджа, а не людей". В войске Ивана IV было 11 огнестрельных пушек. Каждый их снаряд был опоясан железом и весил 1 батман (32 кг). Величина их была соразмерна с лошадиной кормушкой. Внутри завернутая в кованую медь белая нефть, сера и дробь из 4-5 свинцовых шариков. Всё это приводилось в движение укрепленным курком. "Ими стреляли темной ночью, словно как дождевая туча с неба. Эти огромные снаряды падали везде во внутрь города и ни у кого не было возможности подойти к ним и потушить. Кроме этого в войсках Ивана было 4-5 камнеметных орудия, каждое из которых выталкивало каменное ядро наподобие куска горы". Шерифи пишет, что схватки происходили около шести ворот, но город взят не был.
По примеру Турции и Крыма было решено создать особое отборное войско из 20 тыс. юнаков храбрых с огненной стрельбой. В 1550 году особый корпус стрельцов уже был создан. Он был поставлен под команду особых офицеров (голов), основная масса которых относилась к провинциальным дворянам, особенно заинтересованным в захвате чужих земель, она составила основу той опоры, которую создал Иван в будущей борьбе с феодальной аристократией.
В другом большом походе на Казань и строительстве Свияжска на Волге в 1551 году были учтены неудачи походов 1549-1550 годов. Вновь были привлечены западноевропейские специалисты, которые разработали новейшие инженерные изобретения, в том числе подкопы и мины под стены крепости. Была усилена артиллерия, которой предстояло сыграть решающую роль в осаде Казани.
В этом походе, по словам Карамзина, участвовал "из Вятки Бахтеяр Зюзин* со стрельцами и козаками". Вот, что пишет Казанский академик И. Тагиров. "Иван IV приказал, перешедшему на его сторону Бах-тиару Зюзину, блокировать, с отрядом казаков верхние речные пути к Казани. Касимовских татар он обязал, построив суда, перекрыть путь к столице ханства с низовьев Волги. И те, и другие должны были соединиться в наступлении на Казань с русским войском в Свияжске. 17 мая, не встретив никакого сопротивления, русский отряд занял Круглую гору у устья Свияги. При отряде находились 500 татарских эмигрантов во главе с князьями Костровым, Чапкуном Отучевым, Бурнашем и другими. Здесь же находился претендент на ханский престол Шах Али. Таким образом, Иван IV смог в борьбе с татарами использовать их же соплеменников. Царские власти обещали также нетатарскому населению ханства освобождение от податей, подарки в виде шуб и денег. В ряде случаев эти обещания даже выполнялись. Видных вельмож царь сам кормил и поил за своим столом".
Война началась в апреле 1551 года. Вниз по Волге начали сплавлять город-крепость Свияжск в разобранном виде. Одновременно из Москвы вышли воинские контингенты для оккупации речных путей. Первый отряд на судах спустился по Волге и занял дислокацию выше Казани. Второй отряд (из касимовских татар) пришёл к месту своей дислокации (ниже Казани) по суше. Третий отряд (главные силы) вместе со строителями дислоцировался в Свияжске. Четвёртый отряд, под командованием Бахтияра Зюзина, шёл с р. Вятки на р. Кама. Таким образом, были заблокированы все речные пути ханства - по Волге, Каме, Вятке и Свияге.
В 1551 году в июле отряд крымских татар бежал из осажденной Казани: "крымцы триста человек уланов и князей, и мурз, и казаков добрых, оприч их людей, пометав жён и детей, побежали вверх по Каме и прибежали к Вятке, а уже тут ... стоял Бахтеяр Зюзин с вятчаны да казаки, да Федька Павлов, да Северга. И крымцы, поделав тары (волокуши?), да везлися; и пришёл на них Бахтеяр с вятчаны и с казаки, да их (крымцев) побили наголову и потопили, а живых изымали, Кощака-улана, Иш-Махумета, мурзу Сулешева, брата крымского (хана) и иных уланов и князей, и ко государю (в Москву) привезли 46 человек". (Никоновская летопись)
ЗЮЗИНЫ довольно распространённая в ХV - ХVI вв. фамилия тюркского происхождения, скорее всего, от прозвища Сюдзи - сюзле "имеющий голос" (РБС, VII, с. 582). Ещё на рубеже ХV - ХVI вв. в Твери отмечается Бахтияр Зюзин (Веселовский 1974, с. 125). В середине и второй половине ХVI века упоминается несколько Зюзиных в Казани: так, под 1568 годом в Казани жили старый жилец казанский Зюзин Булгак (ПКК, с. 8,9,12,29); сын боярский Зюзин Василий (ПКК, с.28); старый жилец Зюзин Истома (ПКК, с. 29). Казанским государственным выборным дворянином был казанец Зюзин Беляница Лаврентьевич, крещёный во второй половине ХVI века. Подписи под его грамотой были утверждены в 1598 году царём Борисом Годуновым и подтверждены в 1613 году Михаилом Фёдоровичем Романовым (РБС, VII, с. 582). (От себя добавлю, зюзей русские звали свинью: "назюзился" - напился как свинья)
Фамилия Зюзин (вариант Зюздин) встречается до сих пор. Зюздинская волость была в прошлом на верхней Каме. У жителей окрестностей Слободского Карино встречается фамилия Зюзин и Дзюзин, и имя Дзюзя и т.п., но не у татар, а у вотинов. Откуда был родом Бахтияр Зюзин сказать трудно, мог быть московского происхождения, назначен на Вятку воеводой, мог быть перебежчик из Казани, а мог быть и из Вятских.
Имя Бахтеяр перекликается с речкой и селением к западу от Кирова (Хлынова) - Бахтинка и Бахта. Вероятно, здесь было владение этого воеводы и козачьего предводителя. "Бахтыева река" упомянута в жалованной грамоте 1553 года каринским татарам на владения: "от устья реки Чепцы до Бахтыевой реки...". Речка Бахтиярка впадает в Филипповку, южный приток Чепцы. В районе Фалёнок есть д. Бахтинка. (Мы вновь, как в случае "Карино - Карюгино", наблюдаем пару близких по звучанию, но разделённых расстоянием топонимов.) Владения Бахтияра занимали отдельные куски территории Хлыновского уезда на востоке и западе, полученные от царя за службу.
Осада Казани при отсутствии хана (умершего накануне) принудила Казанцев пойти на уступки, почти капитуляцию. Царица Суюмбике с сыном выехала в Москву (одна из жен Грозного носила фамилию Собакина), горный берег ханства (правый высокий берег Волги) был отдан России, 60 тысяч россиян вернулись на родину (но осталось ещё много), в том числе на Вятку и Пермь. В Казани народ присягал присланному из Москвы новому хану Шигалею, который, опасаясь мятежа, вскоре устроил резню, - с помощью приданных ему стрельцов перебил на пиру 70 знатных Казанцев.
В 1552 году в Казани началось восстание против россиян и служивших им татарских князей. Казанцы, видя постепенные, но верные стеснения своих прав и свобод, опасались своего полного изничтожения. Окончательное решение "Казанского вопроса" было не за горами.
В "Истории Казанского царства" факт покорения Казани передан следующим образом: "В последствии времени династия мусульманских ханов здесь пресеклась, и в Казани не было хана, но в то же время был в плену у русских Шигали-хан, которого мусульмане освободили и возвели на ханский трон. Между тем, русские, у которых был Калталу Джован, усилились; он подступил с войском к Казани, для покорения её, но в продолжении 7 лет, несмотря на беспрестанные стычки и приступы, не мог одолеть мусульман, а потому русские, до взятия Казани, построив при впадении Свияги город, сосредоточили в нем огнестрельные снаряды, орудия и провиант. Наконец Шигали-хан, тайно отрекшись от мусульман, соединился с русским государем и, подмочи порох, предал город русским. Мусульмане ничего о том не ведавшие, во множестве были истреблены. После этого поражения в 961 г., в год мыши, в знак скорпиона, по христианскому исчислению 1552 г., русский государь овладел Казанскою страною".*
Вятские стрельцы и козаки участвовали во взятии Казани и в дальнейших событиях. Военные действия переместились к северу, куда бежало много Казанцев, возмущавших вотяков, черемисов и башкир. Из грамоты от 7 марта 1553 года известно о жалобе Шестаковцев (20 км севернее Слободского) на разорение их округи: "охудали и одолжали от Казанских воинских людей". С учётом времени передвижения корреспонденции до Москвы туда и обратно (не менее двух месяцев) жалоба была отправлена из Шестакова в декабре 1552 года, и, следовательно, нападения Казанцев на Вятские земли пришлись на ноябрь и декабрь, (то есть, вскоре после взятия Казани 1 октября 1552 года). Скорее всего, татары уводили скот у крестьян для своего пропитания, но не исключена и месть за участие в войне.
"Несколько раз земля Арская присягала и снова изменяла: Луговая же долее всех упорствовала в мятеже. Россияне пять лет не опускали меча: жгли и резали. Без пощады губя вероломных, Иоанн награждал верных: многие Казанцы добровольно крестились, другие, не оставляя закона отцов своих, вместе с первыми служили России. Им давали землю, пашню, луга и все нужное для хозяйства. Наконец усилия бунтовщиков ослабели; вожди их погибли все без исключения, крепости были разрушены, другие (Чебоксары, Лаишев) вновь построены нами и заняты стрельцами. Вотяки, Черемисы, самые отдаленные Башкирцы приносили дань, требуя милосердия. Весною в 1557 году Иоанн в сию несчастную землю, наполненную пеплом и могилами, послал стряпчего Семена Ярцова с объявлением, что ужасы ратные миновались и что народы ее могут благоденствовать в тишине как верные подданые Белого Царя".**
Вятчане участвовали во взятии Астрахани. "Государь, призвав Дербыша из Ногайских Улусов, весною в 1554 году послал с ним на судах войско, не многочисленное, но отборное: оно состояло из Царских Дворян, Жильцов, лучших Детей Боярских, стрельцов, Козаков, Вятчан". Здесь Вятчане не причислены к Козакам, вероятно это мобилизованное местное население, сохранившее прежние традиции и навыки ушкуйников.
Добавим, что по замечанию Соловьева, "у татар под именем козаков разумелся третий, самый низший отдел войска, состоявшего из (1) Уланов (царевичей-чингисидов с отрядами отборной гвардии), (2) Князей (20 родов, в основном монгольских и кипчакских со своими кочевыми ордами), и (3) Козаков". То есть козаками первоначально называли непрофессиональную разноплемённую часть татарского войска, впрочем, добровольно присоединившуюся. Каринцы активно участвовали в войнах с Казанью. Помимо татар в их конных отрядах наверняка были и вотины с бесермянами. Нельзя исключить, что именно они понимались под казаками в войске Бахтияра Зюзина. При осаде и взятии Смоленска Московским войском "пищальники псковские и других городов пошли на приступ, а посоха понесли примет. Из этого рассказа видим, что городское народонаселение продолжало участвовать в походах, поставляя пищальников; селяне поставляя посошных, или посоху, они употреблялись для работ: когда пищальники и земцы пошли на приступ, посошные понесли примет". Таким образом, можно предполагать, что упомянутые выше Вятские стрельцы были набраны из горожан. Судя по документам начала 17 века, в Шестаковском городке хранилось огнестрельное оружие, следовательно, были там и пищальники-стрельцы. В описи Слободского города запасов оружия на тот момент не числится.
Активность Москвы в конце 40-х - начале 50-х годов объясняется тем, что в 1547 году подросший наследник Иван утвердился на троне, отстранил прежде влиятельных бояр, и стал лично участвовать в государственных делах. В этот период он во многом полагался на "добрых советников", и кое в чём преуспел.
Судебник 1551 года упорядочил и узаконил окончательно начатые ранее боярами вынужденные преобразования-уступки. Рядом с государевым судебным механизмом (наместников и их ставленников - волостелей) существовал другой, выборный. Представителями последнего были в городах городовые приказчики и дворские, а в волостях (впоследствии и в посадах) старосты и целовальники. Старосты были двоякого рода: выборные полицейские и выборные судебные. Общества были разделены на сотни и десятки и выбирали себе блюстителей порядка: старост, сотских и десятских; они распоряжались раскладкою денежных и натуральных повинностей и вели разметные книги, где записаны были все жители с дворами и имуществом. Старосты и целовальники, которые должны были сидеть на суде наместников и волостелей, выбирались волостями или же вместе с ними и теми городами, где не было дворского. Важные уголовные дела подлежали особым лицам - губным старостам, избранным всем уездом из детей боярских; в описываемое время их суду подлежали только разбойники. Это учреждение явилось в некоторых местах еще в малолетство Ивана, и вызвано было усилившимися разбоями.
Здесь и далее выдержки из Костомарова. "Судебник заботился об ограждении народа от тягости государственного суда и от произвола наместников и волостелей; последние, в случае жалоб на них, подвергались строгому суду. Выборные судьи могли посылать приставов за людьми наместников и волостелей; и если бы наместники и волостели взяли кого-либо под стражу и заковали, не заявивши о том выборным судьям, последние имели право силою освободить арестованных. Только служилые государевы люди подлежали одному суду наместников и волостелей".
Однако большее значение для перемены судебной власти на местах имели Уставные и Губные грамоты, даваемые отдельным городам и волостям с конца 30-х годов. Известно 7 ранних грамот 1539 - 42 годов. Две первых были даны Белозерцам и Каргопольцам. Слободская грамота 1540 года - третья по счёту из числа известных на сегодня.
"В 1542 году дана грамота Важской земле. Заметим, что в этом крае древнее понятие о выборном праве могло укорениться более чем во многих местах, так как это была исстари новгородская земля. Жители сами подали об этом челобитную, жаловались на тягости, которые терпели они от наместников и волостелей; последние в этой челобитной изображаются покровителями воров и разбойников; многие из жителей, не находя возможным сносить такое управление, разбегались, а на оставшихся ложилось все бремя налогов, в которых уже не участвовали убежавшие. Жители просили дозволить им избрать десять человек излюбленных судей, которые бы, вместо наместников, судили у них как уголовные дела (в душегубстве и татьбе и в разбое с поличным), так и земские, а за это жители будут ежегодно вносить в царскую казну оброка полторы тысячи рублей за все судные наместничьи пошлины, не отказываясь, однако, при этом от исполнения государственных повинностей и взносов: посошной службы (обязанности идти в рать, один воин от сохи, единицы меры пахотной земли), городского дела (постройки городовых укреплений), денег полоняночных (на выкуп пленных), и ямских (на содержание почт)".
"В Устюжне вместо прежнего двоесудия по Судебнику, явилась грамота, по которой устюжане вовсе освобождались от суда волостеля. Наконец, в 1555 году, эта мера сделалась всеобщею, правительство совсем изъяло посадских и волостных людей от суда наместников и волостелей, предоставив им выбрать излюбленных старост. Но разбойные дела оставлялись за другими выборными судьями - губными старостами. Впоследствии мы опять встречаем признаки строя противного этому нововведению, из чего следует заключить, что распространение выборного самосуда не на долгое время принялось в своей полноте".
Через короткое время начался откат, права данные в 1540-х годах были частично отобраны. Как можно судить по Вятским грамотам, наместники и их представители вновь стали судить за разбой и другие опасные преступления. Другими словами, в середине 50-х годах в жизни России и Вятки произошли во многом обратные перемены. Иван Грозный во второй части своего царствования нагнал страху на людей, и те забыли про свои возвращённые на время права. Перестройка и демократизация 16 века кончились едва начавшись***.
Примечание*. Цитата взята из работы И. Тагирова. Вот что он пишет о взятии Казани.
"По некоторым данным численность русских войск достигала 520 тыс., 300 тыс. из которых составляли кавалерия и стрельцы. В их число входило и 60-ти тыс. войско, возглавляемое Шах-Али, 10 тыс. казаков, 10 тыс. мордвы, 10 тыс. немцев и поляков. В Казани же было 50 тыс. мужского населения, из которых лишь 40 тыс. боеспособно. Немногим более 30 тыс. бойцов находилось в засаде вокруг Казани. При осаде города были применены современные технические изобретения, подкопы и мины, установкой которых руководил английский инженер Бутлер, получивший впоследствии в знак благодарности обширные земли под Казанью.
23 авг. город был обложен сплошным кольцом тын и окопов. Против летучего отряда Япанчи под руководством князя А.Горбатого-Шуйского было направлено 30 тыс. конных и 15 тыс. пеших казаков. Этот отряд рассеял сравнительно небольшие силы казанцев, опустошив арские земли. Царь приказал всех пленных привязать к кольям перед укреплениями, чтобы они умаляли казанцев сдаться. Тогда же к стенам подошли приближенные царя и предложили им покориться. Казанцы, тихо выслушав их слова, ответили тучей стрел в своих пленных соплеменников, говоря, что им лучше погибнуть от своих, чем от поганых христиан.
Штурм начался с артиллерийского обстрела. Друг за другом били 150 орудий. Не смогли задержать начало штурма и успешные действия казанской конницы, направленные против русского отряда, располагавшегося на Высокой горе. 4 сентября был произведен взрыв под источником воды, снабжавшим город. 30 сентября был взорван подкоп под стенами города. Однако штурм был отбит.
Новый подкоп и штурм были осуществлены 2 октября. На этот раз действия оказались успешными. Штурмующие сумели ворваться в город. Начался неравный бой. На первых порах положение казанцев в какой-то мере облегчалось нежеланием русских идти в бой, многие из которых или оставались лежать, прикинувшись мертвыми, или же сразу же приступили к грабежам. Татары же, по словам автора "Казанского летописца ", сражались мужественно, и в ряде случаев враг вынуждался бежать с поля битвы с возгласами "секут!", однако затем натиск усилился.
Когда русские заняли посад, то разная челядь при войске бросилась в город для грабежа; за ними и воины покидали ряды и разбегались грабить татарское имущество. Татары воспользовались случаем и дружно ударили на поредевшие отряды; полки заколебались, начали отступать и при этом беспорядок усилился; на всех нашла паника; грабители бросились бежать без всякого порядка; не находя выхода, многие бросались со стен".
Х. Атласи: Между тем город был взят и пылал в разных местах; сеча прекратилась, но кровь еще лилась: раздраженные победители резали всех мужчин, коих находили в мечетях, в домах, в ямах; брали в плен только женщин и детей". Расправа над населением была ничем неоправданна, число мертвых не поддавалось учету. Луга от Казанки до леса, лесные поляны были усеяны татарскими трупами. Люди в буквальном смысле ходили по ним. В ряде мест они валялись целыми кучами. Было захвачено так много пленных, что Иван Грозный приказал пригодных к работе мужчин убить, а оставшихся раздать войскам.
После того как город вычистили от многочисленных трупов, царь торжественно въехал в город, лично водрузил крест над Кремлем и освятил соборную мечеть Благовещения. Затем он возглавил крестный ход по городским стенам.
Ю. Пивоваров: "Москва мечом и кровью меняла все, но, изменяя Русь, она меняла и себя; и наоборот, меняя себя, превращала себя в Московскую Орду".
Замечу, что истреблялось в основном взрослое мужское население, это очень схоже с практикой монголов в 13 веке. Обратим внимание на фразу: лично водрузил крест над Кремлем и освятил соборную мечеть Благовещения.
Примечание**. Вот ещё отрывок из работы И. Тагирова. "К восставшим марийцам (зима 52-53) присоединились татары и южные удмурты. Восставшие очень быстро продвинулись к Казани и уничтожили два высланных против них отряда правительственных войск. Развернув успех, восставшие переправились на Горную сторону и разгромили войско, возглавленное Салтыковым-Морозовым, высланное против них, и осадили города Васильсурск и Свияжск. Продвижение восставших было настолько быстрым, что они вскоре оказались на собственной территории Московского государства. Опустошению подверглись села Нижегородской, Вятской и Муромской земель. Все это для царских властей оказалось неожиданным ...
В то же время правительство одновременно с вооруженным подавлением недовольства населения приступило к строительству линии крепостей. Так возникли Царевосанчурск, Царевококшайск, Уржум и Малмыж.
Завоевание ханства усилило процесс обезземеливания татарского крестьянства. Во владение русских помещиков перешли земли 206 деревень и 60 пустошей, обрабатывавшихся до этого татарами. Татарские крестьяне вынуждены были уходить на юг и юго-восток.
Состав населения присоединенных, территорий резко менялся и определялся главным образом колонизаторской политикой царского правительства. Сразу же после присоединения Казанского ханства для охраны границ на постоянное жительство отправлялись как русские люди, так и крещеные татары. Так, в 1661-1663 годах 323 из 506 служилых людей Алатыря являлись татарскими мурзами. В дальнейшем, когда государственная граница отодвинулась на юг, пограничным городом становится Карсун, куда из Курмыша на поселение было направлено 435 татар. Кроме них были посланы и русские стрельцы.
С постройкой Симбирска, Инсара и ряда укрепленных городов в них также были переселены русские и татары из других районов, а также донские и запорожские казаки. В 1683 году на Сызранскую черту, соединяющую Сызрань с Пензой, переводят дворян, казаков, детей боярских, а также мурз и татар Симбирской черты. Городским жителям здесь отводят земли, платят денежное жалованье".
Примечание***. В 1551 году была первая попопытка исправления отступлений от православного греческого канона. Особым нападкам подвергалась Новгородская и Псковская обрядность. Собор 1551 года предписал внести исправления в церковные книги, в порядок крещения рукой, и в другие моменты церковной жизни. Похоже, что до того в России-Московии в вопросах веры существовал разнобой и еретичество, элементы язычества, католичества и даже ислама. "Такоже бы отныне и вперед все православные царие и князи и боляре и прочие вельможи и все православные хрестьяне приходили в соборные церкви и в прочие святые церкви ко всякому божественному пению без тафей и без шапок. И стояли бы на молитве со страхом и с трепетом откровенною главою по божественному апостолу. А тафъи бы отныне и впредь на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным таковая носити - безбожного Махмета предание". Особо был рассмотрен вопрос о святой Троице, видимо до того её как-то игнорировали. "Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андреи Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти". Интересно утверждение некого нововведени. "Якоже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены и доднесь такоже да пребывают неподвижимы. Такоже и ныне убо водружен бысть и поставлен святый крест благочестивым царем Иваном на соборной церкви пречистыя Богородицы на новопозлащенном верее, якоже есть воздвизальный крест им же благословляют. И тако достоит на славу Богу и на умножение лет благочестивому царю Ивану и на сохранение всего его росийского царьствия, и таковыя святые кресты на церквах и впредь до поставляются же".
"Да по дальним странам ходят скоморохи совокупяся ватагами многими до штидесяти и до семидесяти и до ста человек и по деревням у крестьян сильно ядят и пиют и из клетей животы грабят, а по дорогам разбивают. И о том ответ. Благочестивому царю своя царская заповедь учинити, якоже сам весть, чтобы от них впередь такова насильства и безчиния не было нигдеже никогдаже". Очевидно, скоморохи ходили по дальным странам по именному разрешению (грамоте) царя. Зачем это было нужно? - Грамоты покупались за деньги, репертуар "концертов", вероятно, был одобрен свыше, это были своего рода агитбригады.
Особо важен пассаж о запрете тройной аллилуи (тройного речевого прославления в конце торжественной молитвы). "Что во Пскове и во Псковской земле по многим монастырем и церквам да и в Новгороцкой земле по многим же местам доднесь говорили трегубую аллилуйю, кроме апостольских и отеческих преданий. Известно же уведехом от писателя жития преподобного отца нашего Ефросима псковского, нового чудотворца, как его ради святых молитв извести и запрети пречистая Богородица о трегубой аллилуйи и повеле православным хрестьяном говорити сугубую (двойную) аллилуйю, а третие "Слава тебе, боже". И того ради отныне всем православным хрестьяном говорити двоегубое аллилуйе, а в третие "Слава тебе, боже". Якоже святая соборная и апостольская церкви имея и предаде, а не трегубити аллилуйи, якоже преже сего во Пскове говорили и по многим местом, а в четвертое приговаривали "Слава тебе, боже". Сия несть православных предание, но латынская ересь: не славят бо Троицу, но четверят, и Святаго Духа глаголют от Отца и Сына исходяща, и тем раболепна Святаго Духа творят. И того ради не подобает святыя аллилуйи трегубити, но дважды глаголати аллилуйя, а в третии "Слава тебе, боже", понеже бо по-еврейски аллилуйя, а по нашему, по-русски, "Слава тебе, боже". Как видим, был предписан компромисный вариант: предписано дважды произносить "аллилуйя" (по обычаю Московии), а затем как бы в третий раз, перевод на русский - "Слава тебе, Боже". Сугубая аллилуйя была принята у азиатских христиан (Ариан и Несториан).
3. ГРАМОТЫ И НАМЕСТНИКИ
Теперь приступим. Вот список известных нам грамот 16 века.
1. 1505. Грамота Ивана Васильевича о назначении в Слободской городок нового наместника.
2. Грамота (примерно 1505 года) великого князя Ивана Васильевича о пожаловании Ивану Племянникову в кормление городка Орлова на Вятке.
3. Грамота 1505г. Арскому князу на разрешение призывать к себе на жительство вотяков.
4. Грамота 1510 г. декабря 18. Жалованная льготная и несудимая грамота Василия III каринскому татарину Девлетьяру Магмет Казыеву сыну на деревни в Чепецком стане.
5. Грамота 1510 года Карачуру Рамаданова сына.
6. Грамота 1520 г. Жалованная несудимая Василия III каринскому татарину Девлятьяру Магмет Казыеву с сыновьями на половину Карина.
7. 1511. Грамота Василия Ивановича о пожаловании в кормление городка Орлова на Вятке Федору Кофтыреву.
8. 1522 июнь (с припиской от 1534). Грамота Василия Ивановича в Слобоцкой городок наместнику Гаврилу Федорову сыну Мансурову от Ивана Васильевича (ответ на жалобу слобожан на Каринских князей, чувашей и вотяков, не исполняющих городовых повинностей).
9. 1528 Грамота Василия Ивановича наместнику Слободского городка верхнего Ивану Караулову о непринимании в город нетяглых казаков, лихих людей и скоморохов.
10. Грамота 1540 (с припиской от 1549) Ивана Васильевича о предоставлении полномочий жителям Слободского верхнего городка и его волостей на расправу с татями и разбойниками.
11. Грамота 1542 года на Вятку в Хлынов, Слободу, Карино, Котельнич и Орлов о расправе с разбойниками (вариант грамоты 1540 года).
12. 1542 г. Жалованная 'опасная' и бережельная грамота Ивана IV каринским князьям Сейтяку Алисуфову...
13. Грамота 1544 г. каринскому татарину Сейтяку Алисуфову на оброчное владение бобровыми ловлями.
14. Грамота 1546 года в Верхний Слободской городок о разборках с Шестаковцами.
15. 1546 октябрь. Грамота Шестаковцам (повторение грамоты 1542) на заведение нового городка и временное освобождение от налогов и поборов со стороны Слободского наместника и Слобожан.
16. Грамота 1547 года Арских князей Семена Девлетьярова,да Касима Газеева,да Сейтяка Аласуфова,да Башканду Карачурина...
17. Грамота 1547 года наместнику г. Слободского князю данилу ухтомскому запретить жителям г.слободского и слободского уезда крепить проход из реки вятки в алексеевское озеро.
18. 1548. Грамота Арским князьям на владения умершего татарина Мусы.
19. 1551. Грамота Каринским татарам на владения по реке Чепце.
20. 1551. арским князьям льготная на 2 года
21. 1551 г. Указная с прочетом грамота Ивана IV вятским старостам, целовальникам и всем крестьянам о запрещении 'воевать' удмуртов, подвластных каринским татарам.
22. 1552. Дарственная Есипа Труфановича на пожню трём Вятским церквам.
23. 1553. Грамота Арским князьям братьям Деветьяровым на владения по реке Чепце.
24. 1553. Грамота Шестаковцам на освобождение от налогов на 5 лет.
25. 1555. Грамота священникам церкви Николы Великорецкого на освобождении от поборов и повинностей.
26. 1556. Грамота Вятским (татарским) князьям на владение двумя деревнями.
27. 1557. Грамота отякам Сырьянской волости Слободского уезда пожелавшим креститься на освобождение от повинностей на 3 года.
28. 1574. Завещание Ивана Иосипова сына Шелома.
29. 1580. Грамота на Вятку в Хлынов Трифону об устроении монастыря.
30. 1582-98. Церковные документы. Семь грамот о передаче Трифонову монастырю деревень и земельных владений, а также о защите его от поборов. Плюс, три грамоты: дарственная на пожню церкви, о продаже пожни Волковским храмом, и разрешение на строительство церкви в Котельническом уезде.
31. 1599. Грамота в Слободской, разрешение слобожанам иметь свой монастырь.
Примечание. В допетровские времена летосчисление на Руси вели "от сотворения мира". Для перевода в привычное для нас "от Рождества Христова" обычно достаточно вычесть из цифры лет 5508. Однако необходимо учитывать, что год в рассматриваемые нами времена (14-16 века) начинали с марта или с сентября. Первый вариант связан с языческой славянской традицией начала нового года со дня весеннего равноденствия (по ст. ст. примерно 1 марта), а второй, "московский", близок к восточной системе смены дат приуроченной к иудейскому календарю - 1 сентября. Некоторые летописи (Новгородская, Тверская, Вятская "Повесть") придерживались первого варианта, некоторые (Устюжские, Московские и перечисленные грамоты) - второго. Вариант необходимо определять в каждом случае на основании анализа текстов. Отчасти поэтому в списках летописей, работах историков и краеведов встречается разнобой в датировке событий и документов в один, а то и два года. В Вятских документах 16 - 17 веков написанных с сентября по декабрь для перевода в нынешнее летосчисление необходимо вычитать из числа лет 5509.
Наместники присылались на Вятку в города (центры уездов) с 1489 года. Документально известно о следующих Слободских наместниках:
Замятня Константинов сын Сабуров (заменён в 1505),
Андрей Иванов сын Племянников (назначен в 1505)*,
Гавриил Федоров сын Мансуров (1522),
Иван Семенов сын Караулов (1528),
Князь Даниил Даниилович Ухтомский (1546),
Князь Юрий Григорьевич Мещерский,
Григорий Щур сын Курчев (последний наместник, с дек. 1553 по дек. 1555).
В дальнейшем наместника в Слободском городе не было, а лишь представитель Хлыновского наместника Слободской волостель, что говорит о снижении статуса города, о причинах которого ниже будут высказаны предположения.
Первое упоминание о Хлыновском наместнике появляется в грамоте 1510 года.
В войне 1552 года с Казанью принимали участие Вятчане во главе с Григорием Сукиным, который, вероятно, был Вятским наместником. Известно о назначении Хлыновским наместником в 1555 году Бориса Ивановича Сукина, вероятно, родственника Григория Сукина. Наместничества часто передавались членам одной семьи (например, Племянниковы в Слободском и Орлове).
Хлыновские наместники и Слободские волостели упомянуты в грамоте 1556 года, присланной из Москвы татарским князьям для подтверждения их прав на две деревни, взамен сгоревшей в Слободском городке хранившейся там старой жалованной грамоты.
"...И кто у них в тех деревнях учнёт жити людей и крестьян наши наместницы Хлыновские и Слободские волостели и их тиуны кормов своих на них не емлют, и не судят их ни в чём оприч душегубства и розбоя и татьбы с поличным, а праветчики и доводчики поборов своих у них не емлют и не въезжают к ним ни во что, а ведают и судят тех своих людей и крестьян Матфейко Деветлияров да Шомай Казыев сами во всём, или кому прикажут; а кому будет чего искати на Матфейке Деветлиярове и на Шомайке Казиеве судит ино их наш наместник Хлыновской. А служат они с тех своих деревень мою царёву и великого князя службу сами, своими головами".
Последнее замечание говорит, что татарские князья, кормившиеся со своих деревень, по зову царя ходили на военную службу, что подтверждает другая грамота 1548 года, - о наследстве татарского князя Мусы. При этом из грамот того периода следует, что остальные жители Вятки постоянную военную службу не несли, но участвовали в военных походах. Обратим внимание на выражение "людей и крестьян". Его можно понимать так, что под началом у служивых князей жили в деревнях христиане и не христиане. (Это находит подтверждение в более поздних документах.)
Наместники были также в Орлове и Котельниче.
В 1555-56 годах система кормления наместников (непосредственное обеспечение их за счёт подвластной территории) была отменена. Они стали получать фиксированный доход из казны от собранных фиксированных налогов откупов. Но иногда самовольно вспоминали прошлое и требовали со своих подопечных больше положенного.
Перейдём к подробному разбору грамот.
Грамота 1505г., в которой великий князь пожаловал городок Слободской на Вятке в кормление Андрею Племянникову.
"Се аз, великий князь Иван Васильевич всея Руси , пожаловал есми Андрея Иванова сына Племянникова Слободским городком на Вятке под Замятнею под Костянтиновым сыном Сабурова в кормление. И вы, все люди того городка, чтите его и слушайте, а он вас ведает, и судит, и блюдет, и ходит у вас по старой пошлине, как было преж сего. Писано на Москве лета 7013 мая.
А позади у подлинной припись княз велики Иван Васильевич всея Русии. Печать вислая на красном воску". (Список-копия 17 века)
Судя по этой грамоте до него наместником был Тимофей Константинович (Замятня) Сабуров погиб под Оршей в 1514г. Сабуровы пошли от мурзы Чета (служил Ивану Калите), одного рода с Годуновыми. Михаил Сабуров служил Дм. Шемяке, а позже Василию Темному и Ивану Васильевичу (ум. 1464).
Андрей Племянников ведет род от Салтанеича Яндауганда Трегуба, вышедшему с братьями и челядью из Наручацкой Орды на службу Великому князю Константину Васильевичу Нижегородскому и Суздальскому. Потомки Салтанеича служили при московском дворе.
Рассмотрим интересную грамоту 1522 года. Вот её полный текст.
"От великого князя Василия Ивановича всея Русии на Вятку в Слобоцкой городок наместнику нашему Гаврилу Федорову сыну Мансурову или по нем кто наш наместник в Слобоцком городке будет.