Как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Вопрос поставленный Булгаковым, прост и в то же время сложен. Добро и зло - контраст, без которого немыслима жизнь. С глубокой древности люди делили мир на темное и светлое. Силы зла и добра, служители света и тьмы, боги, идолы и божки. Эти краски стали палитрой для религий, темой для размышлений и сюжетом для произведений, причиной споров и войн.
"...Я пью за бытие"
"Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?" - насмешливо вопрошает булгаковский Воланд Левия Матвея. Ответа не последовало... Но разве смог бы бывший сборщик податей ответить своему собеседнику? Едва ли.
В вопросе Воланда заключен весь смысл мироздания. Добро и зло - вечные антиподы. Несовместимые стороны одного и того же, но одно не может существовать, если нет другого. На контрасте этих двух начал и держится мир. Но Левий не ответил на вопрос собеседника, и Булгаков заставил отвечать на этот вопрос каждого читателя - "доброго человека", того самого, которого так хотел увидеть Воланд.
Стоит ли говорит о том, что разделяет Воланда и Иешуа? Ни для кого не секрет, что они - представители высших сил, неподвластных человеку. Но есть ли между ними что-то, что их сближает? Вполне возможно.
Не заслужившие света заслуживают покой
Воланд и Иешуа - это две стороны одного - Бога. От Бога идет свет, от Бога идет покой. Но и к свету, и к покою, как мы видим, ведут разные пути. Если путь к покою лежит через сделку с Дьяволом, то к свету человек приходит сам. Удивительно другое. Булгаковский Сатана предстает перед нами... защитником истины. Действительно, теоретически Сатана должен быть защитником лжецов и преступников. Что мы видим на деле? Воланд наказывает Степу Лиходеева за разгульный образ жизни, Босого за плутовство, Семплиярова за измену жене. За что же наказывает Воланд этих людей? Ведь все эти пороки присущи "нечистой силе". Но пороки наказуемы и наказуемы ни кем иным, как Воландом. Что же это за пороки, за которые Сатана наказывает смертных? Пьянство, ложь, прелюбодейство - заповеди Христа. Что же получается? Сатана становится защитником учения Христа. Что бы делало добро, если бы не было зла? Зло карается еще большим злом, чтобы через наказание человек пришел к Богу.
Но здесь встает другой вопрос. Вопрос милосердия и справедливости. Что отстаивает Воланд, когда наказывает людей? Справедливость. Но справедливы ли его наказания в соотношении с виной наказуемого? Как истинный представитель темных сил, Воланд не знает милосердия. Ведь и Фриду он не желает прощать, так как "каждое ведомство должно заниматься своими делами". Его "ведомство" призвано наказывать, чтобы другое "ведомство" могло прощать.
Возможно, ответ на вопрос Воланда известен только самому Богу.
"...смертию смерть попрал"
В действительности проблема зла и добра существовала задолго до того, как Булгаков создал свой роман. На протяжении веков люди пытались постичь эту тайну. В конце концов, знания, собранные людьми, воплотились в одной из мировых религий - христианстве.
Обратимся к основе христианства - Библии. Несомненно, булгаковские Иешуа и Воланд отличаются от библейских Христа и Сатаны.
По сути дела роман о Понтии Пилате и Иешуа - Евангелие. Но в романе Булгакова Библия исходит из уст Воланда. Священное писание, написанное апостолами Христа и Евангелие от Воланда, написанное рукой Мастера. Может, потому никого и не удивило отсутствие важнейшего события в романе, на котором основывается христианство?
"Христос существовал. Не нужно никаких доказательств, Он просто существовал." На первый взгляд, поразительно признание существование Христа ни кем иным, как Сатаной. Однако удивляет другое. Евангелие от Воланда заканчивается практически там же, где и начинается.
Воскресение - основа христианства. Этого дня ждут и католики и православные. И дело здесь не в том, что перед нами событие исключительно христианского мира. Что предлагает нам Воланд? Сын человеческий остался им же и после смерти. Мы не видим в романе чуда Воскресения и Вознесения Сына Божия в Царствие Небесное. Если следовать мысли Воланда, добро умирает без шанса на новое рождение, зло же - вечно. Человек лишен надежды на прощение и свет, которое дает ему Великое чудо - Воскресение Иисуса, Сына Божия. Остается лишь ожидать наказания, которое неизбежно.
"Тьма опустилась на ненавидимый прокуратором город...".
А все-таки...
Всем известна фраза "Бог накажет". Эту фразу мы произносим в надежде на Божью кару, которая должна обрушиться на головы наших обидчиков. И каждый раз, когда наших недругов постигает несчастье, мы со скрытым удовлетворением думаем: "Бог наказал". Но мало кто задумался над тем, действительно ли эти наказания - дело рук божьих. Ведь если обратиться к Евангелию, то там ничего не сказано о том, кто и когда будет наказывать человека за его ошибки и грехи. Ведь основная мысль Священного Писания - мысль о всепрощении. И смерть Христа была во имя спасения человечества, во имя прощения.
Тогда кто же наказывает нас? И у кого есть на это право?
<