Журналистов ругали, ругают и будут ругать. Это всегда было в порядке вещей. Ругают политики, которым они путают карты. Ругают чиновники, которых они уличают во взятках. Ругают домохозяйки, которым просто надо кого-нибудь обругать. Все это относится к безосновательной критике. Большинство людей не понимает, что журналистика - это обычная профессия, которая ничем не хуже, а может, и лучше любой другой. А сами журналисты - люди, которым тоже надо есть, пить, одеваться, а значит, зарабатывать деньги.
Другое дело, что не все журналисты соответствуют идеалу. Кто-то переходит рамки дозволенного, кто-то неэтичен, кто-то попросту не умеет писать. А так как журналист всегда на виду, то и спрос с него больше, чем, скажем, с сантехника. Кстати, к сантехникам наши люди относятся с гораздо большей теплотой. И это легко объяснимо. Вы когда-нибудь видели сантехника, который вместо того, чтобы починить ваш кран, наоборот, окончательно его доломал? Я не видела. Зато журналистов, которые искажают реальные факты и преподносят их в неверном свете читателям, хоть пруд пруди. Так что врожденная неприязнь к ним вполне понятна. А после очередного просмотра американских фильмов, в которых непременно фигурирует от одного до двадцати назойливых репортеров, неприязнь к ним возрастает в геометрической прогрессии.
Но вернемся к сантехнику, который отлично чинит краны. Почему у людей редко бывают к нему претензии? Ответ прост: он в совершенстве знает свое дело. Чего никак не скажешь про журналиста. Потому что факультет журналистики учит чему угодно, но только не журналистике. И студенты начинают это осознавать где-то в начале второго курса. Ненужные предметы, бесполезные спецкурсы, скучные лекции. Учеба проходит в какой-то усыпляющей атмосфере.
Помните, в фильме "Матрица" момент, когда Нео очнулся в ванной с розовой жидкостью с кучей проводов в теле, через которые машины высасывали его энергию? А когда он столкнулся с реальной жизнью, у него все было атрофировано, и пришлось заново учиться жить. То же самое можно сказать про студентов журфака. Только сначала этого не осознаешь, тебя просто засасывает трясина бесполезности. А выбравшись из нее, начинаешь постепенно понимать, что ничего не знаешь и не умеешь. Причем выбраться удается далеко не всем. Многие засыпают навсегда. Те же, кому все-таки удалось проснуться, сталкиваются лоб в лоб со своим собственным незнанием. Хотите пример?
Несколько человек из нашей группы, включая меня, очень хотели выпускать молодежную газету. Нам казалось, что главное - найти деньги на пару-тройку выпусков, а дальше все пойдет как по маслу. Желание, как и вера, двигает горы, - деньги мы нашли. А что дальше? Этого мы не знали, и никто не мог дать вразумительного ответа. Мы шли напролом, то и дело, натыкаясь на множество непредвиденных препятствий. Мы допускали грубые, непростительные журналистские ошибки. Нас не учили тому, что такое отдел пиара и маркетинга и зачем он нужен. Нас не учили составлению проектов и бизнес-планов. Нас не учили элементарному, - грамотно и интересно писать и говорить. Помню, что я постоянно ощущала себя слепым котенком, барахтающимся в мешке. Причем прозреть и вылезти из мешка нужно было без посторонней помощи. Что мы и сделали, в конце концов. Однако мешок оказался не один и не самый темный, вот в чем загвоздка.
А теперь, представьте, что только в одном университете на факультете журналистики на одном курсе учится шесть групп. Всего четыре курса, у кого-то пять. В группе около двадцати человек. Не обязательно иметь аналитический склад ума, чтобы посчитать количество студентов журфака. Их около пятисот человек. А у нас, между прочим, есть даже институты журналистики. Неизвестно, сколько будущих репортеров выйдет из их стен. И каждый проходил практику, то есть был слепым котенком. Вот что рассказали мне "слепые котята", учащиеся журфака:
"Когда я пришла на телевидение, у меня спросили, имею ли я какое-нибудь понятие о кодировке и монтаже. А я даже не знала, как правильно держать микрофон, когда берешь интервью. Я чувствовала себя ребенком, который учится говорить"
"Что такое лид, я узнал на втором курсе, когда пошел на практику в газету"
"Я не умела пользоваться диктофоном, не знала, с какой стороны подойти к компьютеру, не знала, какие вопросы задавать, когда берешь интервью"
"Я всегда хотел работать на радио. Университет меня ничему не научил. Научила жизнь. Я работаю на радио, и обязан этим только себе. На журфаке было весело, мы каждый день пили пиво, но знаний я не получил никаких"
"Нашей группе все время казалось, что мы ничего не делаем. Мы пытались жаловаться, что нас ничему не учат, хотели, чтобы нам ввели какие-то дополнительные предметы. Но все это, конечно, ни к чему не привело"
В данное время опрошенные мною ребята работают в средствах массовой информации. Хорошо работают или не очень, я не знаю. Знаю только то, что каждый из них учился своей профессии уже на рабочем месте. И каждый порой жалеет, что пошел на факультет журналистики. С таким же успехом можно было пойти на любой другой факультет, считают они, а журналистом я бы все равно стал.
А знаете, что интересно? Преподаватели не любят журфак. С первого курса нам неустанно повторяли, что самые плохие студенты - журналисты. Результаты контрольных у них всегда ниже, чем на других факультетах. Поведение значительно хуже. И способностей никаких. Только и знают, что пиво да сигареты. "Вы же журналисты!", - любимая фраза преподавателей. Однако если я не ошибаюсь, в первую очередь мы - студенты, раз находимся в стенах университета. А студентов нужно учить, и хорошо учить. Чаще всего гениями не рождаются, а становятся. С помощью хороших учителей. А если таковых не имеется, то и число гениев, соответственно, будет значительно меньше.
Вообще-то, если рассматривать не одну профессию, а все образование в целом, то можно написать книгу. И глав в ней будет ровно столько, сколько профессий. Самой длинной и захватывающей частью, скорее всего, будет глава: "Почему юристы берут взятки?". Или, нет, вот эта глава: "Моя милиция меня бережет". Хотя образование здесь уже отходит на второй план, будучи вытеснено экономическим фактором.
Но не буду отклоняться от темы, ведь я пока еще пишу про журналистов. И есть еще один нюанс, о котором многие, оказывается, не знают, а когда узнают, то очень удивляются. На журфак чрезвычайно легко поступить! Определенное количество публикаций давно уже не требуется для того, чтобы вступить в ряды студентов факультета журналистики. Достаточно набрать минимальное количество баллов (сорок из ста двадцати) на экзамене в виде теста, и ты зачислен. Тест включает в себя четыре предмета - математика, русский язык и литература, география. И неважно, наберешь ли ты свои сорок баллов благодаря знанию математики или великого и могучего русского языка. Это совершенно не имеет значения.
Отныне будет важно только то, что ты внес плату за обучение, и будешь вносить ее все последующие годы. Чтобы ВУЗ, в котором ты учишься, продолжал свое существование. А тысячи студентов получили высшее образование. Вопрос, нужно ли им это образование, не интересует никого. Главное, что это нужно государству.