Аннотация: Третья группа СНП, обновлено 23.11.09, рассказы и миниатюры
Эхо подземелья
Обзор - третья группа
(рассказы)
В Волшебном лесу случаются порой удивительные вещи. Ну, на то и Волшебный. Шумно в трактире "У Бобра" - впрочем, как всегда; хором поют лягушки во владениях Водяного; да и под волшебным дубом сегодня жарко. Что такое, не разозлился ли снова Огонёк? Да, тут как тут, выбрался из своей пещеры, но на сей раз он не при чём. Во всём виноват наш дорогой художник Палитра: он открыл художественную выставку! Где он нашёл столько талантливых художников?.. А тут уже пошли споры, даже завязалась потасовка, ведь все жители Волшебного леса чрезвычайные ценители прекрасного (особенно экс-чемпион медведь Мате - ну, с ним по понятной причине лучше не спорить...) - и, само собой, старый Мухомор не мог не высказаться по такому знаменательному поводу!
Нет-нет, не бойтесь, плесени на полотнах не будет, я же не плесневой грибок какой-нибудь. Вон Огонёк вообще вплотную крутится, и ничего!
Только вот что... Мухомор - гриб ядовитый, имейте это в виду, и не говорите, что не знали:-)
Рассказы
Ветнемилк К.Е. Охота на Хоттабыча
Приятная картина, хорошо технически оформлена, с юмором всё в порядке. Персонажи напомнили чудную картину "Старики-разбойники". Порадовал гуманистический идейный посыл. Добротная проработка благородной, но чертовски трудной темы, обозначенной в законодательстве как "сроки дожития". Хотя, с другой стороны, всё это уже где-то так или иначе мелькало. Плюс название - уж сколько этих охот, на пиранью, на изюбра, на золушку...
Субботин М.В. Гнета
Хоррор на русском этно-фольклорном материале? Как жанровая попытка - засчитано; как художественное произведение - не уверен. Два эмоциональных центра тяжести: злобный домовой (ужас) и смерть бабушки (испуг? печаль? шок?), причём не вполне очевидно, как они между собой взаимосвязаны. Картина разваливается. Плюс этот мотив насчёт того, что бабушкины (народные) сказки-де милые... Ох, лучше помолчу.
Ситников И.Б. Спать!
Эдак можно дитёнка и до нервного срыва довести! Однако приятно; вспомнился бредбериевский эффект мотылька. И насчёт косноязычного сказочника хорошо: не умеешь - не берись!
Ширманова Г.П. Атомные часы
Довольно бледная, хотя и чёткая картина встречи человека с фантастическим, запредельным. Встречи, которая, однако, никак ни на ком не отражается. Да и само запредельное... Ну атомные, ну часы, ну показывают чёрте-что, ну, назначили нового хранителя... Ни психологии, ни идеи, ни даже кафкианского абсурду. Условимся на том, что я чего-то не понимаю в вашем творчестве. Возможно, не понимаю ничего.
Попов В.Г. Часовщик
Блестяще. Вот это действительно ужас. Картина о том, чем заканчиваются ошибки педагогики. У Веллера в "Легендах Арбата" есть похожая история про Зураба Церетели, но там не фантастика, а юмор. Здесь же... "Тебе нас не жалко?" - "если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам"... мурашки по коже. Хуже всего то, что это святая правда. И плевать на ближних и дальних своих.
Паршев О.В. Перекрёсток
"Не имя, а горький миндаль с привкусом мёда" - красиво, и таких языковых/психологических вкусностей там немало, что радует на фоне общего "ноль-стиля". И замысел интересный, хотя, быть может, излишне романтический, но - специи по вкусу. И юмор (мотив "Титаника" как корабля любви и надежды) на месте. Но сказать, чтобы очень запомнилось - нет, не очень...
Халь Е.Х. Снп-2009: Мытарь
Не очень понятно, зачем давать пояснение в эпиграфе (это для совсем уж одарённых?), больше претензий нет. Отличная картина, которая возвращает нас к проблеме выбора в критической жизненной ситуации. Очень ярко - Настя, Мытарь, живые герои. Да, мы действительно платим за малодушие, за страх, теряя право на собственную судьбу. Но до чего же туманным и холодным представляется будущее того, кто отказался платить... И только ли за страх взимается пошлина с нас, грешных?
Неуймин А.Л. И холст мой будет больше неба!
И снова о разрушительной силе искусства. ..."мы неправильно пишем слово творец. Похоже, его нужно писать через "А", проверочное "тварь"" - угу, тварец, тварьцы, мне это запомнилось ещё у Олди в "Бездне...", и ведь не поспоришь. Благими намерениями. Рай как итог принуждения. Вот только откуда этот комплекс мессии? Уж не от непризнанности ли "гения"? Или общество уже настолько дошло "до ручки", что ему необходимы именно такие спасители?
Диалоги хорошие, но в целом ощущается нехватка метафор...
Нейтак А.М. Шипящие
Картина будущего, в котором человек проиграл творению рук своих. Причём это даже хуже, чем "Терминатор": человек - паразит, приживала, иждивенец при искусственном интеллекте. И вся человеческая культура, весь духовный опыт оказывается равен или почти равен нолю (жалкие и смешные религиозные фанатики, всеобщий социальный пессимизм, угадываемый между строк). Напомнило "С нами бот!" Лукина. И по стилю тоже. Зато что? - зато гламурная кибертётка в качестве утешительного приза отстающим. Эх, как немного некоторым нужно для счастья!
Минасян Т.С. В темноте кинозала
Мрачная такая картина. Но - очень полезная, к тому же грамотно исполненная технически. Встраивается в систему личных мифов: какие причины нужны, чтобы покончить с собой, и готов ли ты после смерти смотреть сеанс за сеансом возможные варианты своей жизни? Да-да, дружок, и не будет ли тебе мучительно стыдно за бесцельно непрожитые годы? И - автор скромно умалчивает - расплатой ли является темнота кинозала, или воспитанием? И - когда долги будут выплачены, а ошибки осознаны - есть ли путь дальше, чем короткий перерыв между озарённой кинопроектором потёмками собственной души? Автор не отвечает; это прекрасно.
Лайм А. Завоеватель галактики
Несомненно, хороший сюжет - для журнала компьютерных игр. И еще напомнило 'Только ты можешь спасти человечество' Терри Пратчетта. Идея любопытна и поучительна, но она остается только идеей: ни персонажей, ни стиля.
Каракис Г. Всегда с тобой
Как-то уж слишком в лоб этот мотив ксенофобии, да и финальная расстановка акцентов предсказуема. Поучительная история для подростков, в самый раз, хороший социальный подтекст. Об упущенных по глупости возможностях. Исполнение - в расчете на пресловутого 'среднего читателя'.
Капустин А.Е. Тридцать минут
Забавный диалог на тему житейской философии. Парадоксальный? Да, пожалуй; и с юмором всё в порядке; но не сказать, чтобы шибко оригинальный, метафоричный или глубокомысленный. Такой вот сеанс философии и социальной психологии для обывателей. Силовики в конце смотрятся как приклеенные. А главное, любопытно, какие же выводы сделал для себя заядлый грибник?
Ильина И.И. Загадочное послание
Легенда - красочная, таинственная, зовущая в мир тёмного волшебства из четырёх серых стен рациональности... Или ещё одна встреча с нереальным, чудесным, не имеющая, однако, особых для главной героини последствий? Да и есть ли на этой картине герои? Мне видятся тени, обозначенные тёмные силуэты, без имён и лиц.
Горац Е. Семь Слоников
'Мне очен хотелось достать' - опечатка, не хватает 'ь'. Герой-художник - нет, не понравился, слащавенький, но для читательниц это, вероятно, не проблема. А слоники просто чудесные! Вот бы они заглянули и в наш лес... Не знаю, кого как, а меня лично эта нехитрая история умиляет и подкупает, знаете, греет душу.
Ерошин А. Хиж-6: Свет кромешный
Эта картина живо напоминает полотна Босха и особенно Питера Брейгеля-Старшего. Грязно-жёлтые, серые, бежевые тона, кроме тех мест, где совсем темно. Неумолимый, беспощадный, мистический фатум: почему люди ослепли? Что заставляет их прозреть? (Не лапание же столба, в конце концов?) И удручает реакция героя: сесть и разреветься, ах как всё плохо, вместо того, чтобы попытаться что-то исправить. Это опасно? Да. Но - дар зрения возвращен не просто так? Или?..
Виллерс Д. Дракон
Красиво. Леди и её дракон уходят в туман. Всё-таки не очень понятно, почему девушка видела именно дракона (это желательно обусловить какими-либо её предпочтениями, там, сказками из детства, хобби, увиденной картиной, собранным паззлом...), и мотив боязни зимы кажется не использованным до конца (а к этой фобии можно вернуться в финале) - впрочем, и так более чем убедительно. Грустный сюжет; но это светлая грусть.
Добрый Сосульки
Да, прекрасно. Всё на месте. Цветовая гамма гармонична, сюжет выверен, живые герои. Живые, даже будучи сосульками. У мальца, кажется, есть шанс, но - решают за него, вернее, не решают, а лишь усугубляют кризис. Вот так надо бороться с H1N1: мучает мигрень? Подать гильотину! Очень так... по-человечески, 'слишком человечески'. От этой картины веет ледяным ужасом, и становится холоднее, когда понимаешь, что сосулек не жаль. Автор - спасибо.
Асмю А.И. Ибо нет одиночества больше...
Импрессионизм? Поток сознания? Модерн? Ах, как жаль, я ничего не смыслю в авангарде, и потому не смогу оценить это произведение по достоинству... (Это не с прошлой ли 'Рваной Грелки' рассказ? Или цитата из Бродского выбрана безотносительно этого сетевого конкурса?)
Миниатюры
Васильева Н. Равновесие
Ярко, экспрессивно, жёстко. Да? Да, и немного банально. Сатанисты придурки, конечно, но это не самое большое зло (есть ещё продажные чиновники и бытовые алкоголики, от которых люди попадают в больницы чаще, чем от фанатов Антошки Ла Вея). Можем ли мы за счет моральных уродов спасать потенциально нормальных людей? Да, конечно; можем ли мы точно сказать, кто заслужил смерть, а кто жизнь? Да, конечно, а что тут такого. Тем более, такой шанс, нельзя не воспользоваться! Однако техника исполнения - извините, 'средний читатель'.
Сотников О. Игра в прятки
У Родари, кажется, была сказка в тему, где мальчик хотел стать невидимым, его желание сбылось, о чем он сильно пожалел. Здесь ещё интереснее. Психологическая 'невидимость', незаметность, что ты есть, что тебя нет, всем до лампочки. Обычно не люблю сюжетов, где герой 'переигрывает' вариант своей судьбы, но в этом произведении - очень удачно. Да, и о сексуальной жизни в темноте - забавно, забавно, местами жутко.
Щипанов С.В. Дочь колдуна
Ничего примечательного. Как воспоминание из советского детства - хорошо, но тем, кто слабо знаком с некоторыми реалиями (экзотика плодотворной дружбы народов в Институте им. Патриса Лумумбы, например), сей текст вряд ли запомнится своими героями, проблемами, идеями или стилем. Моё мнение, конечно. Вуду, сами понимаете, фальшивое, обывательский штамп, хотя в этой культуре определённо есть где развернуться. Другое дело, что для этого необходима совершенно другая концепция...
Новиков И.А. Безобразная Эльза
Хорошо прописанная трагедия физического уродства человека. Горб как уродство несомненно представлен в культуре, но крылья... Впервые. А если подумать - да, средство полёта, мечта человека, это страшное зло - среди тех, кто не имеет крыл, трагедия птицы среди чревоходящих, да будет позволена мне эта метафора. И зависть, и 'научный интерес', и вообще... Но выход из ситуации удручает ещё больше, чем собственно трагедия.
Лайм А. Созерцатель
Снова модерн. Красочно, образно, визуально и кинестетически ощутимо, причудливо - и пусто по содержанию. Ну, сидит себе чудо марсианское, ну, смотрит, жизнь разумную ищет, ну, сомневается. Сюжет? Конфликт? Искал, искал, не нашел... Вот грибочек бы из него вышел просто замечательный.
Наталика Дороже жизни
У меня в подземелье завалялась книжица 'Жизнь и смерть ордена тамплиеров' Алана Демюрже. Это так, для ознакомления в феноменом рыцарских орденов. В остальном - претензий нет, красивая, поэтичная притча о долге, чести и жизни. Мозаичная фреска, вышитый гобелен. Согласиться ли с Диего? Пусть каждый решает сам; и хвала небу, что в реальной жизни далеко не каждый из нас сталкивается с ситуациями 'или-или'.
Клеандрова И.А. Самое обычное чудо
Обычное чудо - уже оксюморон. Герой познаётся в подвиге. Настоящая дружба превзойдёт всё. Не знаю... не верю. Извините, сюжет и смысл от меня ускользают. Впрочем, у каждого своя правда.
Карпицкий А.А. Ключ
Хе-хе-хе, однако забавно, а главное поучительно. Только непонятно, ключ не сработал, потому что был очищен от ржавчины, или он не работает в руках недостойного? В любом случае - довольно увлекательный мальчишеский сюжет.
Гривская Е. Глаза куклы
Хорошо, всё понятно, ревность губительно действует на любовь и предмет любви, а глаза куклы так и останутся навек пронзительно печальными, но скажите: зачем нам эта Зайка?.. Или замажьте её с глаз долой, или впишите в композицию. Как она отреагировала? Или она совсем уже... Зайка?
Госсен П. Alena875@mail.ru
М-дя, тягостное впечатление от этого этюда. Тем более тягостное, что это вполне осуществимая картина будущего. И хотел бы, а не поспоришь. Коротко, сжато, мастерски выписаны удручающие тенденции: полный упадок культуры ухаживания (пиво как молодёжный атрибут, скверный юморок, секс как обязанность, собственно, тяжёлый кризис человеческих отношений), 'леность сердца', тотальная виртуализация человека, ну, извечная пошлость, склонность человека к разнообразящим извращениям. Блестящая комикс-зарисовка на злобу дня - грядущего, и немного - нынешнего. Спасибо. Хорошо, что мы, мухоморы, размножаемся спорами.
Асмю А.И. Vivere non est necesse
Метафора уместна. Хорошая, твёрдая НФ. Ходить (ориентироваться) по морю (космосу; неизвестному пространству) необходимо; выживать при этом не обязательно. Справедливо? Не очень; а что поделать. Идейная составляющая - да, любопытно; психологическая - нет, тускло, блекло, скучно.
Вот такие впечатления от третьей галереи. Мухомор - не большой знаток искусства, но ему почти всегда есть что сказать. Обращайтесь, если что. До встречи в полуфинале!