Хаген Альварсон : другие произведения.

Семинар "Партенит-2011"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впечатления от поездки на романный семинар "Паретнит-2011"


Семинар "Партенит-2011"

   Наконец-то Хаген вернулся домой, в Равенсфьорд, после долгих странствий. Ну, всё-таки осень, пора бы. Домочадцы обрадовались и устроили пир. Потому что Хаген очень удачно сходил в викинг и привёз всем подарки. Когда же все перепились, Хаген откланялся, оставил гостей на супругу Асгерд и пошёл кропать фотоотчёт.
   Чтобы не рассказывать по сто раз вечерами у камина.
   Ибо лень.
   Понимаю, что поздно. Но, как шутят у нас во фьорде - лучше помереть поздно, чем никогда.
  
   Строго говоря, это не столько отчёт, сколько сумма моих впечатлений и размышлений от романного семинара для писателей-фантастов "Партенит-2011" под руководством Андрея Валентинова и сэра Генри Лайона Олди. Как там - съел сливу, долго думал, ага. Хотя и фото тоже есть. Может быть, сие будет кому-нибудь любопытно.
   (Если вам интересно чисто про Олдей - переходите сразу к надписи "Прядь о Мудрых").
  
   Прядь о Южной земле.
   Вначале - в целом про южную землю. Для тех, кто не был (издеваясь).
   Теперь я знаю, куда попадают души умерших писателей-фантастов. Кроме Толкиена (который в Валиноре) и Лукьяненко (которому, надеюсь, уготован сумрак). В Партенит. Посудите сами: горы, море, вино и куча кошек. Усатых и полосатых там действительно очень много. На каждом шагу. У меня даже закралось подозрение, что кошек большинство даже в партенитском поссовете, и председатель наверняка такой здоровенный мордатый котяра. А людей они просто терпят. Во всяком случае, мне удалось погладить всех пушистиков, до которых я смог дотянуться, без особо негативных последствий в виде выцарапанных глаз. А нашего поди погладь, ага...
  
    []
  
   Это тигр. Только маленький.
  
    []
  
   Кошка Умница. Она живёт в библиотеке. Предполагаю - пописывает книги, по примеру кота Мурра, известного под псевдонимом Э.Т.А. Гофман.
  
    []
  
   На тропе войны.
  
    []
    []
    []
    []
  
   Мои друзья: Полосатик, Чернышка, Рыжик и Толстый.
  
    []
  
   Волкодав. Просто много болел...
  
   Оно понятно, чего их столько развелось: тепло, зимы не холодные, жрачки много, да и естественных врагов в виде шаурменов и бастурматоров почти нет. Вредного производства тоже нет, чистый воздух, берег пока не засрали, что радует. Ну, не успели: Партенит - молодой городок, раньше был вообще закрыт, отдыхали тут разные генсеки, гомосеки и прочая номенклатурная сволочь. А теперь вот и писатели-фантасты добрались, спасибо организаторам, и персонально - Глебу Гусакову и Светлане Поздняковой. Лучше места и не придумать...
   Вообще, Партенит крайне удачно вписывается в окружающую природу, словно вырастает из самих гор, из скал и ущелий. Конечно, высотные новострои под Аюдагом несколько портят вид, но не так чтобы до возмущения. Медведя, который прилёг здесь тысячу лет назад, ничто не затмит.
  
    []
   []
   []
   []
   []
   []
   []
   []
   []
  
   А вот живописные кучи-кручи. Прямо над шоссе.
  
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
  
   Всякие разные виды на город и горы.
  
    []
  
   А это типа на Тибете :)
  
    []
    []
    []
    []
  
   Мост. Под ним водятся тролли...
  
    []
    []
    []
  
   Такие вот речушки - основные водные артерии Крыма. Когда-то, тысячи полторы лет назад, это был плодородный край, с широкими реками и озёрами. Потом случилось крутое землетрясение, которое изменило рельеф и ландшафт полуострова, и вода ушла под землю и в море. В этом, частично, секрет своеобразия природы Крыма.
  
    []
    []
    []
    []
  
   А ещё я удивился, обнаружив в Партените поселение двергов... то есть, гномов.
  
   Из чисто городских достопримечательностей:
  
    []
  
   Церковь Святого Бога (или Святого Николая, не помню)
  
    []
  
   Обелиск в честь жителей посёлка, отличившихся в годы Второй Мировой
  
    []
    []
    []
    []
    []
  
   А это непереводимый туристический фольклор :))))
  
    []
  
   Тёмная башня Стивена Кинга :)
  
   А внизу, под каменной мордой исполинского медведя, начинается дорога чайки, тресковая дорога, тропа кита (или, применительно к местным реалиям, дельфина) - Море.
  
    []
    []
  
  
   Здесь начинается путь в неведомое.
  
    []
  
   Что скрыто в глубинах памяти?
  
    []
  
   То, с чего всё началось, и куда всё вернётся.
   Голубая планета.
  
    []
    []
  
   На пляжу не лежать! Тут водятся коркодрилы!
  
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
  
   Прибрежные земли уже оккупированы, так просто не пройтить:)
  
    []
  
   A ship with Black Sails! :))))
  
    []
  
   Чайка Джонатан Ливингстон. Он тут главный.
  
   Ещё в Партените есть замечательный сад. Так просто туда теперь тоже не пройти, по крайней мере, не во всякое время, вход платный. Я, понятное дело, проходил бесплатно: тот не зовётся викингом, кто платит, когда можно показать бейджик участника семинара. Весьма живописное место с удачной планировкой, чистое и тихое.
  
    []
  
   Блин, эта парочка испортила мне кадр...
  
    []
    []
    []
    []
  
   Сосны, конечно, не такие, как у нас во фьорде, но тоже симпатичные
  
    []
    []
  
   Местное божество-хранитель, ещё со времён эллинов, и козлик.
  
    []
    []
    []
    []
  
   А вот тут прилёг отдохнуть Абу Али Хусейн ибн Сина. Поскольку сад расположен на территории санаторного комплекса, то ничего удивительного в этом нет. Он консультирует местных костоправов. Кстати, у меня тут завалялся его "Канон медицины" в десяти томах, если кому надо (на правах рекламы).
  
    []
  
   Это энт со стильной причёской :)
  
    []
  
   В Китае бамбука уже нет, съели коммунисты. А здесь чутка осталось. Хотел выломать себе на трость, но не дотянулся...
  
    []
  
   Прикольное небритое дерево.
  
    []
  
   ...if I was a Blackbird... Эта пичуга не хотела фотографироваться, пришлось за ней побегать.
  
   А потом, как раз когда обсуждали мой текст, город внезапно окутал туман. Нибелунги пришли, не иначе. Когда туман наползает с моря - это завораживающее зрелище...
  
    []
  
   Вот такой вид с веранды пансионата "Санрайз" в хорошую погоду.
  
    []
  
   Кто спёр Аюдаг?!! Или медведю надоело, и он пошёл по своим делам?
  
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
    []
  
   Вот так. Был городок - и нету. Зато потом море тёплое...
  
   Семинаристов поселили вот в этой усадьбе, пансионат "Санрайз", очень уютный и кормят хорошо. Хозяевам и персоналу - земной поклон.
  
    []
    []
    []
  
   А вот здеся, в городской библиотеке, проходили занятия:
  
    []
    []
  
   Вот мы и добрались до главного. Что ж это за чудо-семинар и зачем туда ехать (ну, за исключением моря, гор, вина и кошек)?
   Короткая справка для тех, кто глубоко в танке.
   Литературный семинар под руководством писателей-фантастов Г.Л. Олди и А. Валентинова проводится под эгидой общественной организации (как утверждает Глеб Гусаков - с печатью!) "Созвездие Аю-Даг" в пгт. Партенит уже третий год подряд. Из присланных работ (романы объёмом от 6-8 до 20, если память не изменяет, а.л.) отбираются 14 текстов, затем разбиваются на две группы (по 7 работ, что характерно) и отправляются на читку мэтрам. После чего мэтры проводят вскрытие и лоботомию литературного Франкенштейна. И если тот еще может ходить - работу рекомендуют к публикации, с минимальной доработкой или без оной. Предупреждение: собственно, публикации это не гарантирует, это не, прости-господи "Коронация слова", хотя семинаристам есть чем похвалиться: публикабельность текстов - 40 % (тогда как в среднем, на самотёке в издательствах - около 5%). Вот урожай:
  
    []
    []
  
   Но главное не это, друзья. Главное - возможность получить волшебный пендель (и литературный инструментарий) от ведущих магов и волшебников отечественной фантастики. Это может быть больно, может быть травматично, а при изначальной позе "да хрена, я и так всё знаю-умею" - возможен фатальный исход. Но тут ведь как - ноу пейн, ноу гейн (чё значит, не знаю, но звучит круто, по-импортному).
   Собственно об разборах попозджее, а пока об то, что кроме.
   Возможность поучаствовать в мастер-классах по малой форме, сиречь по рассказам. В этом году их было, вроде, две штуки: под руководством Антона Первушина (на который я не попал, ибо не с чем, ибо люблю читать хорошую НФ, но не люблю писать, не моё) и под руководством Натальи Егоровой и Сергея Байтерякова (который я нашел весьма полезным).
   С него и начнём.
   Обсуждение рассказов проходит в четыре круга: идея (не фантдопущение, "О, у них мечи разговаривают!", ага...), а главная мысль; структура и конфликт; герои; стиль. Честно говоря, не очень понял, почему конфликт отнесли к тому же кругу, что и структуру (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), а не к идее - смысловому пласту, ну да ладно. Каждый участник тезисно высказывается по каждому пункту каждого рассказа, в то время как автор молчит. Слово пчёлам дают после обсуждения: объяснить концепцию, ответить на возможные вопросы, задать свои вопросы по тексту, поблагодарить коллег или анонсировать смыртэлный абыда. В результате автор получает максимум мнений по своему тексту в максимально сжатой форме, что есть гут. Овсянку по столу тут не размазывают.
   Всячески советую всем, кто (всё ещё, не смотря ни на что) работает в малой форме.
   Также творческий тандем Егорова-Байтеряков сделал нам всем большой подарок: любопытную лекцию о психотипах в голливудской сценаристике; теорию психотипов можно применять и в литературе.
  
    []
  
   На лекции в библиотеке.
  
   Чё за ботва, или ху из психотип. Как я это понял.
   Есть девять основных типов психологии героя, как то:
   1). Учитель - перфекционист; я-знаю-как-надо; принципиальный человек, который скорее подавится и подавит все и вся, чем поступится принципами. Причем - набор принципов может быть абсолютно любым. Религиозные лидеры, Савонарола, Коперник. "Каждый принцип найдет своего выразителя" (с).
   2). Друг - слуга. Часто - спутник главного героя. Остро нуждается во всеобщем одобрении, хочет всем помочь, альтруист. Сэм Гемджи, бабушка из грустной истории Санаева, Ватсон.
   3). Выпендрёжник. Носорог на пути самореализации в обществе. Карьерист, озабочен имиджем и позитивным пиаром. Яркий пример - обе героини истории "Дьявол носит Прада".
   4). Мой друг художник и поэт. Облако в штанах. Существо, погруженное в творчество и мечтательность, оторванное от реальности, в поисках духовности, своего истинного Я, красоты и смыла жизни. Анна Ахматова, Амели, Дон Кихот, Мастер Булгакова.
   5). Чокнутый умник. Уникальный специалист и социопат; прекрасно разбирается в деле, но не умеет адекватно контактировать с людьми, они ему малоинтересны. Доктор Хаус, Шерлок Холмс, Паганель, Док из "Назад в будущее", Декстер, Леон-киллер.
   6). Ученик, последователь. Шестёрка. Выражаясь по-гумилёвски, субпассионарий. Найдёт себе идеал и готов в огонь и воду. Гарри Поттер.
   7). Прожигатель жизни. Попробовать всё. Часто - гламурное ничтожество. Жизнь в поисках удовольствий. Дон Хуан де Марко и Джек Воробей, оба в исполнении Деппа, Саманта из "Секс и город", Костик из "Покровских ворот", Морячок из "Мама, не горюй".
   8). Босс-барбосс. Тиран, самодержец, лидер и вождь. Всех к ногтю. Я вам покажу Кузькину мать. Дон Карлионе, Сталин, Гитлер, Лукашенко.
   9). Дауншифтер. Маленький человек. Я тихо сижу, починяю примус. Герои Кафки, кот Леопольд, Фродо, Форест Гамп.
   Далее следуют характеристики психотипа в разных состояниях духа, от наилучшего к наихудшему, типовые реакции на раздражители, взаимодействие с другими психотипами, жизненные страхи и приоритеты. Конечно, персонажи не обязательно бывают "чистыми", там масса нюансов, переходных состояний, но "не более двух типов на героя", хотя тут бы я поспорил. Как поспорил бы и с идентификацией авторами теории некоторых лит. героев. Так, я не согласен, что Гендальф - 7, "попробовать всё", мне кажется, он прежде всего 1 - "учитель", и в меньшей степени 5 - "специалист", но это уже нюансы. В целом теория занимательная.
   Для чего она нужна?
   Я не стал бы её абсолютизировать и специально подгонять героя под выбранный тип, ни к чему хорошему имхо это не приведёт. Но при работе над текстом невредно протестировать героя. Вдруг вам кажется, что он ведёт себя как-то не так, меняется без видимых причин, становится недостоверным, входит в необоснованное противоречие с собою же. Отмазка "а я так вижу" помогает не всегда, ибо часто, особливо у начинающих авторов, это просто творческий астигматизм или конъюнктивит.
   Применительно же к реальным людям эта теория как правило даёт сбои. Ибо в человеке столько понамешано. Хотя всё равно начинаешь примерять психотипы на друзей и знакомых, с довольно забавным результатом. Я сам, например, довольно твёрдая 5.:)
   Кому надо подробно - вышлю архив по мейлу.
   А всем тем, кто любит и ценит НФ "ближнего прицела", в случае приезда на романный семинар в Партенит настоятельно рекомендую посетить мастер-класс Антона Первушина. Зачем? Ну, друзья мои, хотя бы из чисто шкурных соображений. Антон и Елена Первушины проводят разбор и отбор рассказов для дальнейшей публикации в журнале "Полдень ХХII" век. Правда, окончательное решение принимает главред Борис Натанович, но, как говаривал Берия, попытка не пытка, не так ли?
   Кстати, Антон Первушин наконец-то дал urbi et orbi вразумительное и, думаю, универсальное определение НАУЧНОЙ фантастики. Не только оригинальное, применимое фантдопущение, но и прописанный в тексте НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ, разумеется, вложенный в уста и действия героя-выразителя идеи, учёного. Самый простой пример: профессор Шнапс, объясняющий пионеру Сироже принцип действия квантового синхробульбулятора. Утрирую, конечно: сейчас нужно искать более действенные сюжетные ходы, но принцип, думаю, понятен.
  
    []
  
   Антон Первушин, "Чёрный человек российской фантастики".
  
   Ну, что еще? "Роскошь человеческого общения" (с), или как там у классика. Тут гораздо приятнее, удобнее и легче найти толкового собеседника, чем на любом конвенте. Имхо, конечно. Тут больше возможности, меньше пафоса и суеты. Можно даже найти соавтора :).
  
    []
    []
  
   Литературные посиделки на веранде.
  
   Можно найти редактора, который прочтёт вам лекцию о стилистике.
  
    []
  
   Нина Цюрупа разбирает текст Ивана Ломаки. Аж кости трещат.
  
   Можно подурачиться.
  
    []
  
   Можно лицезреть героев, которых должно быть три.
  
    []
  
   Триумвират.:)
  
    []
  
   Андрей Валентинович в вышиванке: обожает дразнить ура-патриотов всех мастей
  
   В конце концов, можно просто пообщаться с хорошими людьми.
   Далее следуют фото, которые более-менее получились. Приношу искренние извинения как тем, кто попал сюда, так и тем, кто не попал.:)))
  
    []
  
   Марина Артлегис (слева) и Арина Трой (справа), из группы Олди, авторы романа "Тёмные твари", который мне понравился, пожалуй, больше всех.
  
    []
  
   Анастасия Галатенко, художница и писатель-фантаст, вольнослушатель.
  
    []
  
   Татьяна Богатырёва, музыкант и писатель-фантаст, вольнослушатель.
  
    []
  
   Светлана Позднякова, председатель КФЛ "Аю-Даг", главный тактический координатор организации семинара. Что бы мы без неё делали.
  
    []
  
   Наталья Деева, писатель-фантаст, группа Олди, автор романа "Хирург", на мой взгляд - технически наиболее сильного, хотя и уязвимого с этико-эстетической точки зрения. Шалого в президенты! :)
  
    []
  
   Наталья Деева и Нина Цюрупа, удачный творческий тандем.
  
    []
  
   Павел Белов, группа Олди, мой сосед по комнате и автор романа "Нибиру", а также обладатель самого внушительного опыта по выживанию на болоте (ну, во всяком случае - из моих знакомых).
  
    []
  
   Евгений Данилов, исторический реконструктор и писатель-фантаст; к сожалению, ни одного нормального кадра с его прекрасной творческой половиной, соавтором Екатериной Лесиной, у меня не получилось. На прошлом семинаре Олди разбирали их роман "Смерть ничего не решает".
  
    []
  
   Побухать, святое дело. Банкет. Философская дискуссия на тему "За что можно убить представителя той или иной профессии?".
  
    []
  
   Аждар Улдуз, город Атырау (Гурьев), Казахстан. Автор романа "Сэйд", группа Валентинова. Я вначале удивился: "сейд" на древнеисландском значит "чёрное колдовство", а на финском - священный камень-божество, но оказалось, что роман Аждара - про гашишинов, чьё имя и род занятий стали нарицательными в ряде европейских языков (to assassinate, for example). Вообще, очень интересный человек. Облазил с репортажами весь Магриб, переводил стихи поэтов Средней Азии. С нетерпением жду выхода его романа.
  
    []
  
   Александр Гриценко, известный писатель и драматург, председатель Высшего экономического Московской Городской Организации Союза Писателей России. На открытии семинара Александр Гриценко торжественно вручил Г.Л. Олди членские билеты МГО СП России, как о том сказано в пресс-релизе семинара на www.audag.org. А в этом году Александр Гриценко предоставил одно членство в МГО СП России, одну вакансию в кандидаты в члены этой организации и одну именную стипендию. Решением Оргкомитета и мастеров членство в МГО СП России получил Игорь Вереснев (вольнослушатель, г. Макеевка, автор романа "Лунный зверь", одного из лучших кибер-панк-романов, что мне доводилось читать за последние лет пять...), а кандидатом в члены СП стала Наталья Егорова (вольнослушатель, г. Химки); стипендию же получил - уж не знаю за какие заслуги! - ваш покорный слуга.
  
    []
  
   Павел Сашин, автор романа "Призрак Анхен", группа Валентинова.
   На заднем плане - моя морда.
  
    []
  
   Принесение ритуальной жертвы: шашлык-машлык.
  
   Так, вроде всё. Если кого забыл - их бин склеротик. Meine Entschuldigen.
   Вот мы и добрались до самого вкусного. Здесь заканчивается сага об отчёте и начинается эссе. Снорри, скажи Хаскульду-гюсману принести еще пива и набей мне трубку: ибо это будет долгий разговор, и не скажу, что из простых.
  
   Прядь о Мудрых.
   Аждар-бек в своем отчете сказал так: "Хотите стать писателем - пожалуйте в Партенит". Рискну оспорить сей тезис. Ибо 90% успеха - конечно, Arbeit, но всё же 10% - "мёд поэзии", талант. И если с этим делом дефицит, никакие курсы повышения квалификации не помогут. Хотя, наверное, получится толковый текстовик для форматных серий "Сталкер" или там "Армада".
   Там не надо мастерства. Ремесла достанет.
   Собственно, это то, с чего начали Олди. Всем, дескать, хочется сразу мастерства. Нет, братцы: ремеслом сперва овладейте. В чём разница? Ремесло - это азы. Это, например, умение отличить идею от фантастического допущения или удачного сюжетного хода. Идея - это главная мысль произведения, это ваша философская начинка. Подать идейный пласт грамотно и действенно - это ремесло.
   Умение обозначить конфликт произведения, вписать его в тело текста, в его кость и кровь. Конфликт произведения - это не драка между Васей Непийвода и Петей Твердохлебовым, это противостояние мировоззренческих принципов. Так, конфликт "Властелина колец" - это не тёрки между могучими перцами Гендальфом и Сауроном, но противостояние ответственной власти и безответственной, эгоистичной, "Тёмной Силы". Я сильно упрощаю, конечно, но это для наглядности. Прописать конфликт - это ремесло.
   Умение раскрыть тему и проблему. То, о чём вы пишете. Какие значимые, актуальные проблемы затрагиваете. Тема сисек - это не тема и даже не проблема, если только вы не пишете порно. Тема - это, например, любовь, война, социальные или психологические феномены - национализм, ксенофобия, суицид, одиночество, там, духовные поиски. Если у вас ельфы воюют против пильфов, то тема - не ельфы и не пильфы, а война. Ельфы и пильфы - это иллюстрационный материал. Это ремесло.
   Умение строить фабулу и сюжет без провисов, прогибов, затяжек и подтяжек. Знать, что такое экспозиция текста, развитие событий, пролог, эпилог, кульминация, предкульминация и финал. Что такое событие. Событие - это не скачки по крышам. Это действие, меняющее мотивацию героя или хотя бы ставящее его перед выбором. Умение грамотно компоновать эти структурные элементы - значит составлять сюжет. Это - ремесло.
   Умение прописывать и раскрывать героев, их внутренний мир, иногда богатый, иногда убогий. Показать, как и почему они, герои, меняются и зачем это надо. Не просто любоваться - ах, какой у меня эльф/вампир/ведьмочка! - но показать ПРОБЛЕМУ через героя. Тоже ремесло.
   Стиль, язык, композиция. Как мы владеем или не владеем словом. Как мы персонифицируем речь персонажей. Какие образы и выразительные средства подбираем для конкретных сюжетных ситуаций и идейно-тематических задач. Насколько у нас, извините за пошлость, богатый или убогий лексикон, насколько широк синонимический ряд, и насколько уместно использование того или иного слова, фразы, идиомы, тропа. Насколько мы чтим Лотмана и Нору Галь, хе-хе. Енто всё ремесло.
   И шо, ви таки можете мене спросить, я уже размазываю овсянку по столу? Ну таки да, а шо делать? Олди об это всё, наверное, уже язык намозолили. Не просто так. С молодыми авторами ситуация такова: они это всё знают, они это всё проходили в школе на уроках великого унд могучего, классе в 7-8, вроде бы. Да. Знают - но частенько НЕ УМЕЮТ. И обижаются, когда их тыкают в это мордочкой.
   И не только молодые.
   Кстати, недавно попалась одна чудная статья какого-то украинского литературоведа, и вот там сказано о ситуации в современной украинской литературе так: "Наши [украиноязычные] авторы уже освоили язык, теперь самое время учиться строить сюжет, они это уже могут". Поток нецензурной брани сквозь смех. Вот почему я не читаю современных украинских писателей. Укр.суч.лит., одним словом.
   Но украинцам простительно. Наша литература только вылезла из подполья. А русским? С их великой литературной традицией? Не стыдно, батюшки-светы?
   Разборы представленных текстов сэром Генри Олди касались прежде всего ремесла. В подробностях - посетите официальный сайт "Созвездия Аю-Даг", там уже начали выкладывать расшифровки. Или почитайте расшифровки прошлых семинаров, там тоже много интересного.
   Ну, а что же такое мастерство?
   Мастерство - это там, где начинаются нюансы. Которые поют романсы.
   Например, полифония. Да не на мобилке, в романе. Звучание нескольких стилей в рамках одного текста, причём звучание гармоничное. Авторская речь - один стиль, "темы" героев - другие, причем это касается не только прямой речи, но и, так сказать, обрамления, а это может быть обусловлено социальным контекстом персонажа, его внутренним миром, возрастом, культурой воспитания и так далее, и тому подобное. Так, в романе "Хирург" Н.Деевой полифония присутствует, в романе "Тёмные твари" М.Артлегис и А.Трой тоже, а в романе Ивана Ломаки "Ренегаты бессмертия" - нет, хотя я и не знаю, нужна ли она там.
   Или, например, взять такую штуку, как суггестивное влияние текста. Что попадает в подсознании, остается в глубинах памяти, затрагивает внутренние струны. Степень влияния. На мой взгляд, это вообще один из главнейших показателей качества произведения. То, что порой невозможно выразить словами. Что-то настоящее.
   Возможность восприятия текста на личном уровне. Когда автор закидывает крючки, за которые цепляет читателя, и тот начинает примерять на себя... ну, даже не героя, не мир, но - весь тот комплекс идей и проблем, который присутствует в романе. Яркий пример: роман "Свет в окошке" Святослава Логинова. Когда, отложив книгу, ты сидишь в оцепенении и вспоминаешь предков, древо рода своего, до самых корней: а им на том свете зачтется. Кто читал, тот знает, а кто не читал, советую.
   Инициальные линии героев: это, кстати, далеко не у каждого получается. Если создать героя под ситуацию, героя как инструмент, точно не получится. Речь идет не просто о красивом харизматичном герое - но о таком, который проводит читателя через испытания и выбор, через катарсис, который подчас реальнее реальных и живее всех живых и, чем черт не шутит, даже выражает какой-нибудь архетип. Подробнее - у Мирчи Элиаде.
   Еще немаловажный момент: личность автора в тексте, уникальный авторский стиль. То есть, хороший язык это зергут. Но наличие стиля - это уже признак мастерства. Писать так, чтобы по паре-тройке предложений угадывался именно этот автор. Нет, вы можете, конечно, перепутать Бабеля с Бебелем, а Гоголя с Гегелем, но тогда вы явно можете претендовать на пост президента какой-нибудь постколониальной державы.
   А как добиться присутствия личности автора в тексте, так, чтобы не выпячиваться, но донести до читателя свой взгляд, свою позицию, отличную, возможно, от позиции героев? На этот вопрос нет ответа. Только опыт, личный жизненный опыт автора. Только его радость и боль.
   Вот что такое мастерство. Я тут накидал много отсебятины, но, думаю, мэтры согласились бы хотя бы частично. Ну, или будет поле для дискуссии.
   Разбор сэром Генри Лайоном проводился по следующим категориям:
   - Структура;
   - Язык;
   - Персонификация речи героев;
   - Характеры героев;
   - Авторская индивидуальность;
   - Динамика внутреннего и внешнего событий;
   - Треножник: идейная, эмоциональная и эстетическая составляющие романа (это, кажется, Олдёвское ноу-хау, во всяком случае, раньше нигде не встречал).
   А также рубрики "Заметки на полях" (логические несуразности) и "Корявые оборотцы" (неверное словоупотребление и другие мелкие словесные идиотизмы).
   Ну и заключительное резюме: пациент либо жив, либо выносите.
   Это не так страшно, как кажется, и вовсе не так скучно, как полагают молодые и талантливые авторы. Если, конечно, молодые и талантливые хотят заниматься в первую очередь литературой, а не индустрией развлечений (в чем тоже нет ничего зазорного).
   Как работает Андрей Валентинов - не был, не знаю. Но практически все семинаристы из его группы остались довольны.
   После разбора текстов имели место беседы по общим окололитературным вопросам, на которые мастера отвечали уже вместе:
  
    []
    []
  
   Вот (тезисно) те сентенции, которые мне показались наиболее важными и полезными:
   - О писании формата. Есть такое мнение, что если начинающий автор пишет "формат", то рано или поздно получит право писать и издавать - для души; как показывает опыт, никто ничего не получает;
   - Собаку пишут с трёхлетнего ребёнка, а кошку - с избалованной девчушки лет семи;
   - У нас отобрали все средства описания добрых, хороших, благородных людей; много пишут сентиментальной прозы, но практически нет прозы романтической: авторы боятся пафоса, боятся показаться смешными (про меня в свое время так и говорили: "напыщенный клоун" - Х.А.);
   - Авторы обожают страдать своих героев. Страдания гипертрофированы. Обычные чувства читатель уже не воспринимает, ему подавай расчленение героя тупой бамбуковой пилой. Читатель не видит и не слышит полутонов. Быть может, это просто такое поветрие сейчас;
   - А еще современный читатель - и писатель! - избалован обилием бесконечных сериалов и продолжений (предлагаю поднять тост за тридцатую книгу из цикла "РДР" - "Пфальцфюрст". Каково названьице, а? - Х.А.);
   - Играете (пишете) злодея - ищите, в каких ситуациях он добрый; пишете смельчака - ищите ситуации, где он трусит, и тому подобное: играть на контрастах.;
   - Театральная метафора: в зале вы должны проводить больше времени, чем на сцене, вы - режиссер, пусть даже играющий. (Здесь я вынужден не согласиться, но об этом позже);
   - Идея произведения - это не линия, это - многогранный кристалл. От себя добавлю: линия - это моралите;
   - Открытый финал хорош тем, что вводит читателя в текст, делает соучастником и даже в некотором роде соавтором;
   - Критика в фантастической литературе - это чаще всего вкусовщина, подкрепленная красивостями, поскольку критик обслуживает издателя. В критике нет системы, нет традиции фантастического литературоведения;
   и, наконец, моё любимое:
   - В Интернете сидят идиоты, злобные и несостоявшиеся идиоты.
   С чем нас всех и поздравляю, друзья мои.:)))))
  
   Задержитесь еще на десять минут. Я кое-что утаил от вас. От тех из вас, кто чаще пишет сердцем, чем разумом. Кто чаще на сцене, чем в зале. Такие, как и я сам.
   Задержитесь, братья. Мне кажется, это важно.
   Конечно, партенитский семинар полезен в первую очередь "конструкторам": тем, кто нанизывает текст, словно ожерелье, на магистральную/сквозную идею или заранее выбранный конфликт. То есть, пишет, как положено. Еще есть интуитивный подход к творчеству: "я так вижу". Как, например, у Перумова: вначале идёт "ключ", картинка, образ, затем раскручивается сюжет. Причём изначально речь не идет ни о каком составлении плана, магистральной идее, изначальной сверхзадаче, зачастую неизвестен даже финал и примерное количество героев. Текст "пишется" сам по себе, по наитию, на ощупь. Автор в этом случае отличается от читателя только лишь тем, что первый узнает, чем всё кончилось, пребывая в основном "на сцене". Да, этот метод уязвим: начинающий автор выбрасывает недоделанный продукт в сеть, он не поставил точку, не вычитал, у него сырые макароны вместо лазаньи, он понятия не имеет, о чем он написал, о чем мог бы, но не дописал, а о чем должен бы, но не смог, не вытянул... Значит ли это, что интуитивный метод глубоко порочен по своей сути? Нет, не значит. Это значит, что порочен автор: Лень-батюшка и Дурь-матушка. На то есть палка наставника, а еще необходимость проводить жесткую редактуру, режиссуру, постановку кадра, света, музыки и т.д. "Интуитивные" авторы часто этим пренебрегают, им кажется, что и так проканает... Подробнее здесь:
   http://samlib.ru/h/hishnaja_p/000wolshebnaja_skola.shtml
   Мне больше подходит второй метод, интуитивный; и я знаю, что многим из вас - тоже. Значит ли это, что нам нечему учиться у мастеров на Медвежьей Горе?
   Полагать так - значит сильно заблуждаться. Мастер не даст больше, чем ученик может взять. И поэтому мы должны взять как можно больше. Знаете, почему?
   Потому, что хороший роман, написанный "конструкторским" методом, и хороший роман, написанный "интуитивно", часто не слишком сильно отличаются друг от друга, и что за дело мне, читателю, "какими потерями, мальчик, ты шёл к обретенью"? После того, как вы ставите точку и возвращаетесь на берег, вам придётся взглянуть со стороны на дело рук своих. Вы должны уметь показать, где у вас событие, где завязка-развязка, зачем вам полинезийская мифология и почему так много героев. Вы должны уметь объяснить - себе, не дяде Васе! - конфликты и идеи, которыми наполнен ваш мир. Я не говорю, что идея должна быть одна, крутая и сквозная: вы можете привести читателя на берег и даже, если хотите, одолжить ему невод, но вы не обязаны ловить за него рыбу. Что поймал, то и твоё.
   Но - вы должны знать клёвое, в смысле - клёвное место. Должны знать, хотя бы примерно, что там есть нечто. Тысячу лет назад было достаточно рассказать сагу. Теперь этого мало.
   Я знаю, братья - вы очень гордитесь своим даром и своим морем в глазах. Но вы часто забываете про инструмент. Про паруса. Про вёсла. Про сети и гарпуны. Про якоря. Про смолу и водоросли, которыми обросло днище. Конечно, каждый из нас на этой тропе - одинок. Но вовсе не обязательно быть легкомысленным одиночкой.
   Вы не сможете написать роман только на интуиции.
   Так земляника не растет.
   Три бесценных подарка получил я от сэра Генри Лайона Олди. Поезжайте и вы, коль скоро вам нужен инструмент. Медвежья Гора - хорошее место, чтобы испытать себя.
   Снорри, ты еще здесь?
   Погаси огонь: здесь заканчивается прядь о Мудрых.
  
   P.S. Зачем это нужно Олегу Ладыженскому и Дмитрию Громову? Они отдают долги.
   Надеюсь, мне доведется выплатить тот долг - но уже тем, кто пойдет после нас.
  
   P.P.S. Хотелось бы напоследок поблагодарить моих добрых друзей из днепропетровской литературной студии фантастики "Демосфера". А именно: Анну Игнатенко и Сергея Легезу за своевременный совет обратиться к Олди за помощью. Ваша помощь неоценима. Мой поклон.
   Кстати, для всё тех же друзей из "Демосферы": коль скоро это имеет значение, то сэр Генри не усмотрел в повести "Край твоих предков" признаков сентиментализма. Как сказал Дмитрий Громов: "если и есть, то в совершенно гомеопатических дозах".
  
   P.P.P.S. На одном из сайтов какой-то, с позволения сказать, мудак, намекнул, что Олди в Партените готовят очередное поколение "стирателей". У меня не сложилось такого впечатления. Олди дают инструментарий. А уж кто как его использует - дело каждого. В том числе - и мудака.
  

За сим кланяюсь,

всегда ваш,

Хаген Альварсон


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"