Аннотация: Впечатления от поездки на романный семинар "Паретнит-2011"
Семинар "Партенит-2011"
Наконец-то Хаген вернулся домой, в Равенсфьорд, после долгих странствий. Ну, всё-таки осень, пора бы. Домочадцы обрадовались и устроили пир. Потому что Хаген очень удачно сходил в викинг и привёз всем подарки. Когда же все перепились, Хаген откланялся, оставил гостей на супругу Асгерд и пошёл кропать фотоотчёт.
Чтобы не рассказывать по сто раз вечерами у камина.
Ибо лень.
Понимаю, что поздно. Но, как шутят у нас во фьорде - лучше помереть поздно, чем никогда.
Строго говоря, это не столько отчёт, сколько сумма моих впечатлений и размышлений от романного семинара для писателей-фантастов "Партенит-2011" под руководством Андрея Валентинова и сэра Генри Лайона Олди. Как там - съел сливу, долго думал, ага. Хотя и фото тоже есть. Может быть, сие будет кому-нибудь любопытно.
(Если вам интересно чисто про Олдей - переходите сразу к надписи "Прядь о Мудрых").
Прядь о Южной земле.
Вначале - в целом про южную землю. Для тех, кто не был (издеваясь).
Теперь я знаю, куда попадают души умерших писателей-фантастов. Кроме Толкиена (который в Валиноре) и Лукьяненко (которому, надеюсь, уготован сумрак). В Партенит. Посудите сами: горы, море, вино и куча кошек. Усатых и полосатых там действительно очень много. На каждом шагу. У меня даже закралось подозрение, что кошек большинство даже в партенитском поссовете, и председатель наверняка такой здоровенный мордатый котяра. А людей они просто терпят. Во всяком случае, мне удалось погладить всех пушистиков, до которых я смог дотянуться, без особо негативных последствий в виде выцарапанных глаз. А нашего поди погладь, ага...
Это тигр. Только маленький.
Кошка Умница. Она живёт в библиотеке. Предполагаю - пописывает книги, по примеру кота Мурра, известного под псевдонимом Э.Т.А. Гофман.
На тропе войны.
Мои друзья: Полосатик, Чернышка, Рыжик и Толстый.
Волкодав. Просто много болел...
Оно понятно, чего их столько развелось: тепло, зимы не холодные, жрачки много, да и естественных врагов в виде шаурменов и бастурматоров почти нет. Вредного производства тоже нет, чистый воздух, берег пока не засрали, что радует. Ну, не успели: Партенит - молодой городок, раньше был вообще закрыт, отдыхали тут разные генсеки, гомосеки и прочая номенклатурная сволочь. А теперь вот и писатели-фантасты добрались, спасибо организаторам, и персонально - Глебу Гусакову и Светлане Поздняковой. Лучше места и не придумать...
Вообще, Партенит крайне удачно вписывается в окружающую природу, словно вырастает из самих гор, из скал и ущелий. Конечно, высотные новострои под Аюдагом несколько портят вид, но не так чтобы до возмущения. Медведя, который прилёг здесь тысячу лет назад, ничто не затмит.
А вот живописные кучи-кручи. Прямо над шоссе.
Всякие разные виды на город и горы.
А это типа на Тибете :)
Мост. Под ним водятся тролли...
Такие вот речушки - основные водные артерии Крыма. Когда-то, тысячи полторы лет назад, это был плодородный край, с широкими реками и озёрами. Потом случилось крутое землетрясение, которое изменило рельеф и ландшафт полуострова, и вода ушла под землю и в море. В этом, частично, секрет своеобразия природы Крыма.
А ещё я удивился, обнаружив в Партените поселение двергов... то есть, гномов.
Из чисто городских достопримечательностей:
Церковь Святого Бога (или Святого Николая, не помню)
Обелиск в честь жителей посёлка, отличившихся в годы Второй Мировой
А это непереводимый туристический фольклор :))))
Тёмная башня Стивена Кинга :)
А внизу, под каменной мордой исполинского медведя, начинается дорога чайки, тресковая дорога, тропа кита (или, применительно к местным реалиям, дельфина) - Море.
Здесь начинается путь в неведомое.
Что скрыто в глубинах памяти?
То, с чего всё началось, и куда всё вернётся.
Голубая планета.
На пляжу не лежать! Тут водятся коркодрилы!
Прибрежные земли уже оккупированы, так просто не пройтить:)
A ship with Black Sails! :))))
Чайка Джонатан Ливингстон. Он тут главный.
Ещё в Партените есть замечательный сад. Так просто туда теперь тоже не пройти, по крайней мере, не во всякое время, вход платный. Я, понятное дело, проходил бесплатно: тот не зовётся викингом, кто платит, когда можно показать бейджик участника семинара. Весьма живописное место с удачной планировкой, чистое и тихое.
Блин, эта парочка испортила мне кадр...
Сосны, конечно, не такие, как у нас во фьорде, но тоже симпатичные
Местное божество-хранитель, ещё со времён эллинов, и козлик.
А вот тут прилёг отдохнуть Абу Али Хусейн ибн Сина. Поскольку сад расположен на территории санаторного комплекса, то ничего удивительного в этом нет. Он консультирует местных костоправов. Кстати, у меня тут завалялся его "Канон медицины" в десяти томах, если кому надо (на правах рекламы).
Это энт со стильной причёской :)
В Китае бамбука уже нет, съели коммунисты. А здесь чутка осталось. Хотел выломать себе на трость, но не дотянулся...
Прикольное небритое дерево.
...if I was a Blackbird... Этапичуга не хотела фотографироваться, пришлось за ней побегать.
А потом, как раз когда обсуждали мой текст, город внезапно окутал туман. Нибелунги пришли, не иначе. Когда туман наползает с моря - это завораживающее зрелище...
Вот такой вид с веранды пансионата "Санрайз" в хорошую погоду.
Кто спёр Аюдаг?!! Или медведю надоело, и он пошёл по своим делам?
Вот так. Был городок - и нету. Зато потом море тёплое...
Семинаристов поселили вот в этой усадьбе, пансионат "Санрайз", очень уютный и кормят хорошо. Хозяевам и персоналу - земной поклон.
А вот здеся, в городской библиотеке, проходили занятия:
Вот мы и добрались до главного. Что ж это за чудо-семинар и зачем туда ехать (ну, за исключением моря, гор, вина и кошек)?
Короткая справка для тех, кто глубоко в танке.
Литературный семинар под руководством писателей-фантастов Г.Л. Олди и А. Валентинова проводится под эгидой общественной организации (как утверждает Глеб Гусаков - с печатью!) "Созвездие Аю-Даг" в пгт. Партенит уже третий год подряд. Из присланных работ (романы объёмом от 6-8 до 20, если память не изменяет, а.л.) отбираются 14 текстов, затем разбиваются на две группы (по 7 работ, что характерно) и отправляются на читку мэтрам. После чего мэтры проводят вскрытие и лоботомию литературного Франкенштейна. И если тот еще может ходить - работу рекомендуют к публикации, с минимальной доработкой или без оной. Предупреждение: собственно, публикации это не гарантирует, это не, прости-господи "Коронация слова", хотя семинаристам есть чем похвалиться: публикабельность текстов - 40 % (тогда как в среднем, на самотёке в издательствах - около 5%). Вот урожай:
Но главное не это, друзья. Главное - возможность получить волшебный пендель (и литературный инструментарий) от ведущих магов и волшебников отечественной фантастики. Это может быть больно, может быть травматично, а при изначальной позе "да хрена, я и так всё знаю-умею" - возможен фатальный исход. Но тут ведь как - ноу пейн, ноу гейн (чё значит, не знаю, но звучит круто, по-импортному).
Собственно об разборах попозджее, а пока об то, что кроме.
Возможность поучаствовать в мастер-классах по малой форме, сиречь по рассказам. В этом году их было, вроде, две штуки: под руководством Антона Первушина (на который я не попал, ибо не с чем, ибо люблю читать хорошую НФ, но не люблю писать, не моё) и под руководством Натальи Егоровой и Сергея Байтерякова (который я нашел весьма полезным).
С него и начнём.
Обсуждение рассказов проходит в четыре круга: идея (не фантдопущение, "О, у них мечи разговаривают!", ага...), а главная мысль; структура и конфликт; герои; стиль. Честно говоря, не очень понял, почему конфликт отнесли к тому же кругу, что и структуру (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), а не к идее - смысловому пласту, ну да ладно. Каждый участник тезисно высказывается по каждому пункту каждого рассказа, в то время как автор молчит. Слово пчёлам дают после обсуждения: объяснить концепцию, ответить на возможные вопросы, задать свои вопросы по тексту, поблагодарить коллег или анонсировать смыртэлный абыда. В результате автор получает максимум мнений по своему тексту в максимально сжатой форме, что есть гут. Овсянку по столу тут не размазывают.
Всячески советую всем, кто (всё ещё, не смотря ни на что) работает в малой форме.
Также творческий тандем Егорова-Байтеряков сделал нам всем большой подарок: любопытную лекцию о психотипах в голливудской сценаристике; теорию психотипов можно применять и в литературе.
На лекции в библиотеке.
Чё за ботва, или ху из психотип. Как я это понял.
Есть девять основных типов психологии героя, как то:
1). Учитель - перфекционист; я-знаю-как-надо; принципиальный человек, который скорее подавится и подавит все и вся, чем поступится принципами. Причем - набор принципов может быть абсолютно любым. Религиозные лидеры, Савонарола, Коперник. "Каждый принцип найдет своего выразителя" (с).
2). Друг - слуга. Часто - спутник главного героя. Остро нуждается во всеобщем одобрении, хочет всем помочь, альтруист. Сэм Гемджи, бабушка из грустной истории Санаева, Ватсон.
3). Выпендрёжник. Носорог на пути самореализации в обществе. Карьерист, озабочен имиджем и позитивным пиаром. Яркий пример - обе героини истории "Дьявол носит Прада".
4). Мой друг художник и поэт. Облако в штанах. Существо, погруженное в творчество и мечтательность, оторванное от реальности, в поисках духовности, своего истинного Я, красоты и смыла жизни. Анна Ахматова, Амели, Дон Кихот, Мастер Булгакова.
5). Чокнутый умник. Уникальный специалист и социопат; прекрасно разбирается в деле, но не умеет адекватно контактировать с людьми, они ему малоинтересны. Доктор Хаус, Шерлок Холмс, Паганель, Док из "Назад в будущее", Декстер, Леон-киллер.