По каким критериям можно судить о личности поэта?..
Вдумаемся в то, что говорит М. Цветаева в статье "Искусство при свете совести". Цветаева проводит мысль, что сердце поэта там, за что он готов (мог бы, если бы не инстинкт самосохранения) - отдать жизнь. И она пишет, что и Молодца инфернального изобразила, и Пугачева пушкинского любит, в которых есть чара. Но за них и за эту чары она жизнь не отдаст. А перед семилетним ребенком и безызвестной монахиней, написавшими самые безыскусные строчки - она опускает глаза, испытывая огромное неудобство за все, что она пишет и делает. И вот за таких людей - она бы могла отдать жизнь. Сердце ее в самой глубинной его сути - с ними, хоть сама она к этому и не пришла. И мне кажется, что в итоге - Цветаеву надо судить по этому ее размаху, по этим ее мотивам... Которые ей не получилось воплотить в жизнь в собственном быту. Сильная, глубокая, но противоречивая и несчастная, трагическая личность, не сумеевшая объединить бытие с бытом...
Цветаева считает, что в поэзии вообще и ее поэзии - есть чара. Но пусть никто не обольщается - она понимает, что чара - это чара. И подлинное искусство без искуса- святое искусство - начинается там, где кончается над человеком власть чары. То искусство, до которого она не дошла. И поэтому она - виновна перед собственной совестью, а значит, и Богом.
Вчера вечером прочитала первые главы из Послания апостола Павла к Римлянам. Он пишет, что у язычников закон был - в сердце, а критерием блага - была совесть. (На эту мысль навела меня подруга, которая подходит к Писанию вдумчиво). Поэтому вполне обоснованно, что Иисус пришел именно к иудеям, понимавшим закон чисто внешне. Тогда как на Востоке - буддисты, даосы, индусы - понимали данные им законы не по букве, они духовней иудеев все понимали.
Павел пишет, что при таком положении, когда люди так запутаны, что уже перестали понимать духовный смысл закона, человек может спасаться не делами, а верой. То есть сокровище человека там, где его сердце, даже если он не сумел реализоваться в быту на уровне практических дел. И так как Цветаева была горячо верующим человеком (теплохладной ее никак не назовешь), то она спасается по ВЕРЕ, а не по делам. Она спасается глубинными мотивами. которые ею двигали. Тем, за что она могла бы отдать жизнь. Тем, где сокровище ее сердца.
Человек, по мысли Павла, спасается не столько делами, сколько верой, именно потому, что люди стали так внешне, в букве, а не в духе понимать закон, что следуя этому своему плоскому понимания они норовят и дела делать - в духе своего темного понимания. Например, предписывая в субботу ничегонеделание вплоть до запрещения исцелять людей, если кому в этот день стало плохо. Вот до чего доводит темнота и следование букве. Когда люди так уже с точности наоборот понимают написанное в законе, что распинают, не узнав, собственного Бога.
Поэтому - при такой ситуации - лучше судить не по делам. а по вере, по тому, где у человека - сокровище его сердца. И в этом смысле узнавшая Христа блудница, поклонившаяся ему с сердцем или хананеянка, прикоснувшаяся с верой к его одеждам и исцелившаяся по своей вере вышедшей из Иисуса силой - выше первосвященников, которые кричали: "Кто такой этот дерзкий гордец, возомнивший о себе, будто он разрушит и воздвигнет в три дня храм Божий? У совершенных - нет разлада между словом и делом.
А чем спасся разбойник на кресте, раскаявшийся только в последние минуты своей жизни? Какие он успел сделать добрые дела перед смертью?
Чем спасаются грешники, которые только на смертном одре понимают в какой мути прожили всю жизнь? И зовут священника, чтобы исповедоваться?
НЕСОВЕРШЕННЫЕ - у которых действительно такие плоды, какие были у Цветаевой - а она несовершенна - спасаются по глубинным намерениям их сердца. По МИЛОСТИ, а не по законам справедливости и возмездия. 11:08:59
Верою в лучшее, своими идеалами - спасаются.
Верою в Христа.