"Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие -- душевная подлость".
Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ (19в):
"Некоторые, не занимаясь или занимаясь очень мало душевным деланием, а упражняясь в одном телесном, не без примеси фарисейства - одно телесное делание не может обойтись без фарисейства - нисколько не чувствуют жала совести и обличений ее в греховности, по этой причине признают такое состояние своего спокойствия достойным одобрения. В мнении своем они поддерживаются и утверждаются многими явными добрыми делами своими и похвалою человеческою. На этом основании они считают такое состояние спокойствия прямым последствием деятельности богоугодной, жизни добродетельной, безукоризненной. Спокойствие обращается по временам в безотчетную радость: они не останавливаются признавать эту радость благодатною. Горестное самообольщение! Душепагубное ослепление. Самообольщение основано здесь на самомнении, а самомнение есть повреждение душевного ока, родившееся от неправильной деятельности и рождающее еще более неправильнувд деятельность. Возлюбленный брат, спокойствие, которым ты уверяешься в верности пути твоего, есть не что иное, как несознание и неощущение своей греховности, происшедшее и происходящее от нерадивой жизни, а радость, которая по временам рождается в тебе по причине наружного преуспеяния и человеческих похвал, отнюдь не есть радость духовная и святая: она - плод самомнения, самодовольства и тщеславия. Такое состояние мнимого спокойствия святые отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертию ума прежде смерти тела[777]. Нечувствие или умерщвление души состоит, в отъятии и отступлении чувств покаяния и плача от нашего духа, в отступлении спасительного болезнования, называемого сокрушением, от нашего сердца. Безболезненность сердца, или мнимое спокойствие, есть верный признак неправильности образа мыслей, неправильности подвига, самообольщения. "Какое бы высокое жительство ни проходили мы, - сказал святой Иоанн Лествичник, - но если не стяжали болезнующего сердца, то это жительство - ложно (притворно) и тщетно".
"Ты впал в грех? не приходи отэтого в уныние, в недоумение. Естество наше заражено грехом: уже естественноему рождать из себя противоестественный грех. Так естественно недугу возбуждатьсвойственные ему влечения и требования в страждущем теле, зловредные дляздравия телесного; так естественно земле, подвергшейся проклятию Творца,произрастать из себя плевелы. Никто не сеет плевелов: сами собою зачинаются ирастут они; они -- следствие и выражение болезненности, которою отравлена земля.В беззакониях зачатые, во грехах рожденные , мы уже естественно производимиз себя грех; производим его не потому, чтоб он был естествен нашей природе,вышедшей из рук Творца непорочною, но потому, что он естествен недугу,заразившему природу. Опытный земледелец не предается унынию и малодушию, когдаувидит, что нива его покрывается плевелами: с терпением, постоянством и трудомон исторгает и исторгает их. В свое время усилится пшеница, покроет землюгусто, отвлечет все земные соки в себя, -- и плевелы, которым не даноусилиться, ослабеют, по необходимости уступят доброму плоду. Подобным поведениюземледельца в отношении к плевелам должно быть поведение подвижника в отношениик греху. Не будем унывать, удивляться, ужасаться, приходить в недоумение, видявозникающий в себе разнообразный грех, не сочтем это явление явлением странным:"от юности моея мнози борют мя страсти", исповедует Святая Церковь отлица каждого из членов своих; до самой кончины человек подлежит влиянию греха.В постоянном бодрствовании над собою будем исторгать из себя самыепервоначальные проявления греха в помыслах и ощущениях, не допуская имразвиваться и усиливаться. Если же по нерадению нашему или по стечениюнепредвиденных и неотразимых обстоятельств случится совершить грех на самомделе, и тогда нет места для расслабления, безнадежия и отчаяния. Врачевствопокаяния всемогуще, как врачевство, преподаемое всемогущим врачом -- Богом.Исцеляет оно от всех грехов и от всех страстей. Пребывание в смертном грехе,пребывание в порабощении у страсти есть условие погибели вечной."
"Колеблется торжество над грехом у всех человеков, колеблется в течение всей земной жизни их; колеблется у великих угодников Божьих; колеблется не одними грехами простительными, колеблется нередко грехами смертными. Праведник едва спасется,-свидетельствует Писание; седмерицею падет праведный и восстанет покаянием."
"Тот узнал меру своей земной жизни, тот свел верный счет дням этой жизни, кто понял, что эта жизнь - не останавливающееся ни на минуту движение ,при котором будущее непрестанно делается прошедшим, а прошедшее непрестанно инавсегда нисходит, как в могилу, в несуществование. Постоянное движение недопускает никакому положению приобрести прочное постояноство: все проходитсвоей чередою, все изменяется, все улетает. Настоящее есть грань,передвигающаяся безостановочно, грань неуловимая, граньмежду будущим и прошедшим. На грани этой непрестанно претворяется будущее в прошедшее. Тот дал истинную цену земной жизни, кто не истощает на нее внимания, не привязывается к ней сердцем, кто не допускает себя быть обманутым прелестями и суетою ее, кто не признал постоянства в непостоянстве, положительности в неумолкающем, неопределенном движении, ктоведет себя и действует как странник, кто земную, временную жизнь употребляет на изучение и стяжание жизни истинной, вечной, небесной".
"Увы, Господь мой! Ты на кресте: я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на кресте, вися между небом и землею; Ты пронзен гвоздями; Ты прободен копием; Ты весь истерзан муками, предварившими распятие; Ты увенчан терновым венцом; уже увенчанный венцом терновым, Ты взошел на престол победы и владычества, на крест; с престола этого руками, пригвожденными ко кресту, Ты связал духов воздушных; ногами, пригвожденными ко кресту, Ты попрал смерть: я -- лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия, убегаю лишений и распятия, пребываю в вечной смерти. Тебя, распростертого и подъятого на кресте, Тебя, совершающего на кресте искупление и возрождение человек ов, осыпают поношениями и насмешками славные и сильные земли, злословит весь народ, народ ослепленный, обезумленный обаянием злобы: я -- стараюсь уловлять суетные похвалы и одобрения человеческие, жажду их ненасытно; лишаемый их, предаюсь скорби; едва донесется до моего слуха какое-либо ничтожное, обидное слово, как и закипает во мне неистовая ярость. На кресте Твоем Ты неупустительно исполняешь волю естественного Тебе Отца Твоего и Твою Божественную волю, единую с волею Отца, покоряя Божественной воле волю страждущего Твоего человечества: я -- стремлюсь постоянно удовлетворять моей поврежденной воле, воле, враждебной Закону Божию; с упорством защищаю мою волю, с ожесточением и гневом препираюсь о ней. Страдая на кресте, Ты молишься о распинателях, о убийцах Твоих; в облегчение вины злодеев Ты представляешь неведение их: я, пользуясь благоденствием, постоянно подвергаюсь ропоту, выражаю недовольство, с огорчением ратую не только против недругов моих, ратую против друзей моих, обманываемый моим порочным сердцем, моим порочным воображением. Умирая на кресте, Ты предаешь в руки Отца человеческий дух Твой, хотя, достоинством равный Отцу, Ты имеешь равную с Ним и единую власть над человеческим духом Твоим, хотя по человечеству Ты приял власть от соединенного в Тебе неслитно с человечеством Божества, власть и положить душу Твою и восприять душу Твою: я, омрачаемый плотским мудрованием и неверием, ищу во всех случайностях жизни устроить себя моим немощным разумом, моим соображением, по внушениям плотского мудрования и лукавства; я не хочу предать себя деснице Бога моего, не хочу призвать этой десницы в помощь себе, хотя всесильная десница Божия содержит меня полновластно, объемлет отовсюду. Когда один из воинов, представитель враждебного Богу человечества, пронзил копием Твое всесвятое тело, уже оставленное душою, тогда умершее тело Твое, продолжавшее жить в Боге и чудодействовать, источило из себя струю крови и струю воды. Воду Ты дал в омовение врагам Твоим, кровь -- в питие; истерзанное тело Твое предлагалось врагам Твоим как закланная, приуготовленная к употреблению снедь. Всемогущий и Всеблагий! в то время как человеки истощались в злодеяниях над Тобою, Ты весь истощился для спасения их, всего Себя отдавал им, чтоб претворить врагов и убийц в сынов и друзей, чтоб избавить врагов Твоих от вечных мучений в пропастях адских, чтоб доставить им вечное блаженное жительство в селениях неба. Еще прежде распятия распинатели сняли с Тебя одежду, оставили обнаженным: ризы Твои они разодрали на части и разделили между собою; о нешвенной срачице Твоей, привлекшей особенное внимание их, метнули жребий. Обнаженного, они возвели Тебя на крест. Все, все отдал Ты человекам: они как бы исчерпали всю Твою благость. Совершалось это по святейшей воле Твоей, хотя человеки и действовали по свободному произволению своему: они делались слепыми орудиями воли Твоей, не понимая того, -- делались орудиями воли Твоей по бесконечной премудрости, по беспредельной власти Твоей.
Господь мой, Господь мой, даруй мне уразуметь значение креста Твоего; привлеки меня к кресту Твоему судьбами Твоими; возжги во мне любовь креста Твоего; сподобь меня отречься у подножия креста Твоего от порочных пристрастий к миру и ко мне самому; открой очи мои, как открыл Ты их блаженному разбойнику, чтоб я усмотрел в Тебе Господа и Бога моего; пошли плач в сердце мое, чтоб я мог постоянно плакать у креста Твоего; пошли молитву в сердце мое, чтоб я, распятый на ней одесную Тебя, пребывал постоянно устремленным к Тебе всем существом моим и, упоенный памятованием Тебя, забыл даже о существовании мира и греха; истекшею из ребр Твоих водою очисти скверны души моей и тела; руки Твои, распростертые на кресте, да примут меня, овцу заблудшую, в объятии Божества Твоего. Допусти меня к Твоей дивной трапезе: напитав Твоею всесвятою плотию, напоив Твоею всесвятою кровию, исполнив Твоим Святым Духом, соедини меня с Собою воедино навеки".....................................................................................................................Святгорский старец 20-ого века Иосиф Исихаст: "Ты же, обладающий такою ревностью и Божественной помощью, постарайся сыскать себе учителя, способного наставить тебя на этот превосходный путь. Если же и не найдешь, верно соблюдай путь отцов века сего. Тогда будешь иметь многих спутников и не будешь бояться прелести!" Таковы, полагаю, подлинная истина и смирение, как считают и святые отцы, умудренные в божественных предметах. И тот, кто говорит так, укрывается от великих и многочисленных искушений. А утверждаться в своем произвольно составленном мнении, ограничивая свой ум оковами своеволия, то есть, не позволяя ему свободно исследовать все предметы, согласовывая всю совокупность речей и деяний святых отцов, и таким образом приходить к некоему заключению -- дело, полагаю, тщетное и приносит величайший вред. Ибо это -- отрасль добровольной слепоты, свидетельство душевной немощи или же, скорее, сокровищница неразумия. Ибо тот, кто хочет совершать путь в безопасности и обрести духовное делание, должен всегда держать свой ум свободным и способным вместить все, что человек принял или, возможно, примет. И во всем, о чем он думает, во всем, что делает или уже сделал, он должен оставлять место сомнению, чтобы никогда не лишать себя полноты своей свободы".
Святгорский старец 20-ого века Иосиф ИCИХАСТ:
"Ты же, обладающий такою ревностью и Божественной помощью, постарайся
сыскать себе учителя, способного наставить тебя на этот превосходный
путь. Если же и не найдешь, верно соблюдай путь отцов века сего.
Тогда будешь иметь многих спутников и не будешь бояться прелести!"
Таковы, полагаю, подлинная истина и смирение, как считают и святые
отцы, умудренные в божественных предметах. И тот, кто говорит так,
укрывается от великих и многочисленных искушений. А утверждаться в
своем произвольно составленном мнении, ограничивая свой ум оковами
своеволия, то есть, не позволяя ему свободно исследовать все
предметы, согласовывая всю совокупность речей и деяний святых отцов,
и таким образом приходить к некоему заключению -- дело, полагаю,
тщетное и приносит величайший вред. Ибо это -- отрасль добровольной
слепоты, свидетельство душевной немощи или же, скорее, сокровищница
неразумия.
Ибо тот, кто хочет совершать путь в безопасности и обрести
духовное делание, должен всегда держать свой ум свободным и
способным вместить все, что человек принял или, возможно, примет. И
во всем, о чем он думает, во всем, что делает или уже сделал, он
должен оставлять место сомнению, чтобы никогда не лишать себя