Гвелесиани Наталья : другие произведения.

Встреча с Ильей Чавчавадзе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Наталья ГВЕЛЕСИАНИ
  
  
  ВСТРЕЧА С ИЛЬЕЙ ЧАВЧАВАДЗЕ
  
  
  Однажды мне захотелось перечитать стихи и прозу знаменитого грузинского поэта и прозаика Ильи Чавчавадзе, жившего во второй половине 19 - начале 20 веков.
  
  Конечно, я была наслышана о нем. Кто его у нас, в Грузии, не знает... И даже что-то читала в школьные годы. Но не более того.
  
  А тут вот - вдруг захотелось взять и перечитать основные произведения именно этого автора. Причем, основательно.
  
  Потому что меня очень интересовало, кто из писателей был предельно честен и действительно мыслил об идеальном.
  
  И вот я вспомнила, что есть такой автор как И. Чавчавадзе. Которого грузинская православная церковь даже канонизировала в качестве святого праведного Ильи.(За его возвышенные дела и писания).
  
  Я отправилась в центр Тбилиси и стала искать книги И. Чавчавадзе у букинистов, которые раскинули свои стеллажи у станции метро"Площадь Свободы". Как раз рядом с Первой школой, у здания которой на постаменте стоит каменный Илья вместе с другим своим замечательным современником - поэтом Акакием Церетели. А напротив, через дорогу, прячестся за современными зданиями недалеко от Республиканской библиотеки - небольшой храм Св. Троицы, где Илья обвенчался с верной супругой Ольгой Гурамишвили.
  
  Там были разные издания... Но я присмотрела себе то самое, где в одном томе были объединены и поэзия, и проза. Книга называлась "Сочинения" и вмещала в себя все или почти все художественое творчество И. Чавчавадзе. В отличие от обширной публицистики, не изданной на русском языке, художественное творчество И. Чавчавадзе лаконично. Некогда ему было заниматься чистым творчеством - общественных дел хватало на целое министерство, а он был один. Но зато каждая написанная строка емкая, а каждое произведение - подлинный шедевр.
  
  Но я почему-то в тот день так и не купила этот сборник.
  
  Почему-то я уехала домой. Руководствуясь теми соображениями, что, быть может, удасться найти более современное издание. (В том, что я присмотрела, листы пожелтели от времени, читать их было сложно).
  
  Но на следующий день - 1 августа - я решила все-таки купить это издание. И вновь отправилась из своей окраины в центр города.
  
  Купив на этот раз сборник, я вернулась домой и решила прежде чем начать чтение - посмотреть в интернете какие-то более современные сведения об И. Чавчавадзе.
  
  Каково же было мое удивление, когда я узнала, что это был день накануне празднования православной церковью Грузии дня Святого Ильи пророка, а заодно и дня памяти Святого праведного Ильи (Чавчавадзе).
  
  То есть я купила книгу, принялась ее читать, узнала из нее в чем-то удивительные для меня вещи и буквально напиталась возвышенными мыслями и чувствами - непосредственно перед днем Св. Ильи Чавчавадзе.
  
  Я узнала, что этого писателя считают "отцом отечества". Его кипучая деятельность на протяжении полувека грандиозна. И. Чавчавадзе был не только писатель, но и общественный и государственный деятель. Он не только создал "Общество распространения грамотности среди грузин", но даже реформировал грузинский язык.
  
  Святой праведный Илья (как называют его в народе) поставил перед каждым человеком задачу - стать личностью с глубоком духовно-нравственным измерением. Причем, немало преуспел в ее практическом воплощении. И прежде всего - на собственом прмере.
  
  Он вел народ именно христианским путем. И декларировал это прямо.
  
  Причем, он в итоге, уже будучи пожилым, но по-прежнему активным общественным деятелем, был убит - то ли по заказу царской охранки, то ли - по заказу набирающих силу большевиков. Из опасения, что передовые идеи этого гражданина могут оказаться влиятельней идей временщиков.
  
  Короче, я поняла - какими могут быть святые писатели. (Так как много размышляла об этом и искала такие личности, и постоянно вопрощала об этом в своем сердце).
  Оказалось, что их не обязательно искать где-то за океаном.
  Причем, я увидела творчество выдающегося деятеля грузинского народа совершенно под другим углом. Совсем не под тем, под каким его иногда видят узкие националисты.
  Эти строки прямо-таки племенели в груди - кстати, они были написаны молодым поэтом, когда он был студентом Санкт-Петербургского университета, 1 августа - 1 августа 1858 года:
  
  Мы живем - и, тем самым, владеем божественным даром;
  Но порой свою жизнь мы впустую расходуем, даром.
  Нам, рожденным из праха, обреченным в грядущем на тленье,
  Не пора ли понять невозвратность любого мгновенья?
  О, глупцы! Мы Спасителя слово о жизни забыли:
  Драгоценность она - не пылинка средь облака пыли!
  Неужели живем мы, Христова завета не зная,
  Что для жизни грядущей дана человеку - земная?
  И не он ли велел нам, - хоть век всех живущих мгновенен,-
  'Как небесный отец, будь и ты, человек, совершенен!
  
  
  Я считаю, что на Илью Чавчавадзе вывел меня Св. Дух.
  
  Для меня Св. Дух - это живая реальность.
  
  ...И можно бы было на этом закончить.
  Но у истории есть продолжение.
  Следующиим утром, в день памяти пророка Ильи, а также святого праведного Ильи Чавчавадзе я отправилась на Тбилиское море. Это такое водохранилище - всего в десяти-пятнадцати минутах ходьбы от нашего корпуса.
  Решила я окунуться в чистые воды и символически смыть в этот день с себя все суетное.
  Эта идея - омыться чистыми водами - была так сильна, что я не особо обращала внимание на сгущающиеся тучи и поблескивающие в них молнии.
  Я не обратила внимание и на то, что на обычно многолюдном пляже в тот день почти не было народу.
  Более того - никто и не купался, кроме каких-то двух-трех пловцов - их головы мерно качались вдали подобно мячам. Причем, мячи находились за буйками.
  А ближе к берегу стоял по грудь в воде православный священик с курчавой бородой. Он был в рясе и с крестом. Глаза его были зажмуренны. Видимо, он молился. Стоя во всем облечении прямо в воде.
  Меня это удивило. Но не очень. Идея поскорее окунуться в воду была сильна.
  И я таки, проворно раздевшись, окунулась.
  Затем немного походила по ней, по воде, взад-вперед. И вышла на берег.
  
  И тут я почувствовала недомогание.
  Я почувствовала, будто все мои руки, ноги, туловище, грудь, спина - покрылись мертвой водой. И эта смертная вода пронизывает меня до костей.
  Напала грусть.
  И еще сильнее заблистали молнии.
  Стало греметь.
  
  Одевшись, я поскорей отправилась домой. Удивляясь своим не оправдавшимся ожиданиям. Ведь я вроде как собиралась омыться живой водой. А вместо этого - получается, пропиталась как губка - мертвой.
  
  Позже, когда я уже подходила к дому, молнии засверкали сильней и грянул грозовой дождь. Он тоже впитался в ту губку, которая уже пропиталась до того чем-то заплесневелым, и эти благотворные капли, вероятно, начали там какую-то целительную работу.
  Поэтому, наверное, я не простудилась всерьез. Меня только немного знобило с неделю. И было грустно. Потому что я чувствовала в своем теле и душе какую-то сметрность.
  Но я читала и читала книгу И. Чавчавадзе, невзирая на это недомогание. И божественные воды его вдохновения ту печаль осушали.
  
  Наконец, меня осенило - надо узнать про то, что нужно и чего нельзя делать в день Пророка Ильи.
  Благо, что есть под рукой интернет, к которому можно всегда обратиться с вопросом. Из него я узнала, что в день пророка Ильи категорически запрещается купаться. Особенно в водоемах.
  
  Процитирую отрывок из некой статьи про это:
  
  "Что нельзя делать на Ильин день?
  Купаться. Это, пожалуй, самый главный и наиболее известный запрет, связанный с днем Святого Ильи. На Руси верили, что в Ильин день оживляется всякая нечисть, в том числе подводная. Поэтому ходить в Ильин день на реку или озеро считалось дурной приметой. Запрет на купание, кстати, распространялся и на все дни после этого праздника. В северных регионах он был связан с тем, что в это время менялась погода, вода остывала и при купании можно было заболеть. В южных регионах после 2-го августа вода в водоемах зацветала."
  
  Причем, запрет на купание распространялся и на другие ближайшие дни. А нарушители могли стать и нередко становились - утопленниками.
  
  Правда, если человек попадал под дождь - это действавало на него целительно. Причем, на весь год.
  Так что - слава святому пророку Илье и святому праведному Илье (Чавчавадзе)! - меня, несведующую, без дождя не оставили.
  Но зато и урок я получила хороший.
  Настоящий, практический.
  Ведь без него я, привыкшая над приметами посмеиваться, проверять все умом - в запрет бы, конечно же, не поверила.
  
  Чуть позже я узнала, что 1 августа накануне дня пророка Ильи в нашем водохранилище утонул мужчина.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"