Густов Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

История жилища Древней Греции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.61*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Материал сильно упрощён и... не наука. Историкам не читать! ___Издано: Зодчество Древней Греции // Летопись интеллектуального зодчества. 2004. No 1. с. 34-38


  
   На дворе находилася маслина с темной
Сению, пышногустая, с большую колонну в объёме;
Маслину ту окружил я стенами из тёсаных, плотно
Сложенных камней; и, свод на стенах утвердивши высокий,
Двери двустворные сбил из досок и на петли навесил;
   Гомер (Одиссея)
  
   О, великая Древня Греция!
   Как много доброго и прекрасного создала, ты! Скольких людей покорила, ты, своей чарующей природой и добротой людей твоих, коими руками создавалось и создаётся то великолепие, что восхищает миллионы людей уже третье тысячелетие! Да и может ли не вострепетать тот, кто хотя бы издали увидел творения твои, о, Древняя Греция!
  
   Фидий и Лисипп, Мирон и Поликлет, Пракситель и Александр, Скопас и ... Храмы Зевса в Афинах, Геры в Пестуме, Аполлона в Коринфе, Мавзолей в Геликарнасе и, конечно же Парфенон афинского акрополя.
   Так уж сложилось, что нелитературное культурное наследие Древней Греции в подавляющем большинстве случаев воспринимается именно так. Мы помним имена прославленных скульпторов Эллады, но предаём забвению творителей других "скульптур" - архитекторов. И несправедливость этого воспринимается ещё сильнее, когда мы понимаем, что труд первых и вторых был взаимосвязан в Древней Греции куда сильнее, чем в наши дни.
  
   Грецию с полным основанием можно считать праматерью европейской культуры. Природные границы, независимый дух местных народов способствовали возникновению самобытной, отличной от своих предшественников и современников, культуры. Но величие Эллады возникло не на пустом месте, а произросло от трех могучих корней - островных государств Эгейского моря, Египта и государств Ближнего Востока. Впитывая подобно стволу дерева через эти корни многовековые знания своих предшественников, жители Древней Греции получили толчок к развитию новой культуры, раскинувшей свои ветви над всем миром.
   Историю Древней Греции традиционно принято подразделять на следующие периоды: раннеархаический (гомеровский) период (XII - VIII века до н.э.); архаика (VIII - начало V века до н.э.); классический период (V век) и эллинизм (403 - 146 годы до. н.э.).
   Но, прежде чем более подробно взглянуть на Элладу, обратим свой взгляд на Крит и Микены, чья культура была наиболее близка Древней Греции из всех её предшественников.
  
   КРИТ
   История и культура Крита и по сей день остаётся достаточно таинственной, не смотря на то, что Крит обессмертили как "Илиада" с "Одиссей", так и многочисленные греческие мифы. Наиболее известным является миф о прославленном зодчем древности Дедале, который построил на Крите и центр царской власти Кносский дворец (2000-1600 гг. до. н.э.), и таинственный лабиринт, в котором обитал Минотавр. Многие исследователи сходятся на том, что Кносский дворец и лабиринт были одним строением. Косвенным подтверждением этому может служить сложнейший план дворца, постоянно усложнявшийся в результате многочисленных перестроек и реставраций.
   Структура, устройство, размеры и убранство дворца ясно говорят о немалых достижениях цивилизации в области строительства.
   Во-первых восхищают стены дворца. Помимо сырцового кирпича критские строители использовали кладки из массивных известняковых плит, что требовало значительного мастерства как в перемещении больших тяжестей, так и в их обработке блоков с целью их подгонки друг к другу. Конечно же, строительные известняки не поддаются качественной полировке, но их цвет и природная шероховатость производят удивительно приятное впечатление.
   Выбор известняка для строительства основных несущих элементов здания обусловлен тем, что в первой половине второго тысячелетия до н.э. строители ещё не имели инструментов с прочностью, достаточной для обработки, скажем, гранита. Изделия из железа в массовом количестве стали производиться лишь спустя три-четыре века, а бронза, свинец и олово были не так уж прочны, как того хотелось. Известняку же с помощью достаточно простых орудий труда можно было придать необходимую форму.
   Для придания помещению большей парадности использовалась настенная живопись, носившая как религиозный, так и светский характер, подтверждением чему являются обнаруженные на стенах дворца фрески.
   Вполне возможно, что для украшения стен использовали различные способы драпировок, но получить археологические доказательства тому невозможно.
   Второе, на что необходимо обратить внимание, заключается в сложной конструкции самих стен, которые состояли из нескольких слоёв материала. Следует отметить, что такая строительная техника была типична не только для Кносского дворца, но и для всего капитального строительства Крита. И было это обусловлено тем, что остров расположен в зоне высокой сейсмической активности, и возведённые однородные стены не могли сопротивляться землетрясениям.
   По этой причине основание стен составляли из двух рядов огромных поставленных на ребро блоков. Пространство между ними заполняли бутовой кладкой на глине, а, чтобы блоки не упали наружу, их попарно, скрепляли деревянными брусьями. Для придания стенам дополнительной вибрационной прочности их почти всегда делали из достаточно податливого сырцового кирпича, усиленного деревянным каркасом. На наиболее же ответсвенных участках дворца применялась более дорогая и трудная по изготовлению, но и более сейсмоустойчивая каменная кладка на глине с деревянным же каркасом.
   Следует отметить и тот факт, что технология восстановления дворца после землетрясений была по своей сути первой безотходной технологей строительства, когда разбитые при катастрофе блоки не выбрасывались как ненужные, а измельчались и использовались в качестве межстенного заполнителя.
   Отмеченное не может не вызывать увжания, помятуя о том, что лишь в наши дни при сносе жилых зданий стали использовать ресайклинговые технологии по перерабоке и дальнейшему использовани материалов разрушенных зданий.
   И если здесь ещё нельзя говорить об интеллектуальном доме, то можно смело констатировать зарождение одного из направлений интеллектуального строительства.
   Третье, что подтвердает высокий уровень зодчих крита, это широкое использование как уличных, так и внутренних, колонн не только в декоративном, но и в функциональном плане.
   Во время строительства Кносского дворца не существовало ещё подъёмных устройств, позволяющих производить установку тяжёлых каменных колонн. По этой причине колонны изготавливались из крепких пород древисины. После же установки колонны окрашивали в красный цвет, добавлявший помещению ощущение величия и радости.
   Опорные колонны внутренних помещений позволяли создавать большие по площади помещения, отказываясь он набора небольших комнат, что характерно для строений, основными несущими элементами которых являлись стены. При этом многочисленные проёмы создавали сквозные живописные перспективы, раскрывали окружающий пейзаж и почти стирали грань между интерьером и внешним миром. Глаз человека, даже длительное время пребывающего в стенах дворца, не уставал от каменного одноообразия, благодаря игре света и тени и приближённости цвета и рельефа здания к естественному буйству природы Крита.
   В свою очередь наличие многочисленных колонн в помещении делало возможным создание внутренних "двориков", которые имели не только, а, скорее всего, даже не столько декоративные функции, стремление к которым прослеживается во всей архитектуре дворца, сколько практическое значение.
   Дворец занимал достаточно большую площадь. При этом нельзя было не учитаывать тот факт, что внутренние помещения здания, построенного преимущественно из камня, холодны, сыры и темны даже в сухой жаркий солнечный день. Для устранения указанных недостатков можно было бы применить постоянное отопление и освещение с помощью огня. Но подобное было слишком дорогим удовольствием. Поэтому строителями и было принято решение о сообщении внутренних помещений с внешним миром через систему нескольких внутренних "двориков". Преимущественно солнечная погода острова позволила решить возникшую проблему таким достаточно простым способом.
  
   МИКЕНЫ
   В отличии от островного Крита, Микены были наиболее важным центром юга Балканского полуострова первой половины второго тысячелетия до н.э. Создатели Микен (вероятно, ахейцы) осели здесь около 2000 г. до н.э., впитав в себя элементы местной культуры.
   По этой причине на первых этапах развития микенская культура не отличается самобытностью. Однако в дальнейшем в ней зарождаются свои характерные особенности, наиболее ярко проявившиеся в своеобразных купольных погребальных сооружениях - толосах.
   Следует отметить, что культура материковой Греции значительно отставала в своем развитии от Критской. Жилые строения имели несколько харектерных отличий. В отличчие от комплексов сооружений на Крите в Микенах часто встречаются отдельно стоящие здания. Очаг практически всегда выполнялся стационарным, в то время как на Кипре предпочтение отдавали уже переносным жаровням. В качестве крыши использовались плоские перекрытия из бревен, тростника и глины. Высокая же двускатная крыша из ветвей и соломы, характерная для Крита, использовалась лишь в святилищах.
   В качестве основного строительного материала жилых строений использовался сырцовый кирпичь и дерево. Известняковые же камни применялись для строительства стен дворцовых зданий и стен города. При этом использовались камни неправильной формы (так называемая "циклопическая кладка"), которые собственным громадным весом придавали устойчивость стене, не требуя дополнительных связующих материалов.
   Все оборонительные сооружения Микен были объединёны в единую систему, что было просто необходимо в условиях охвативших всё Восточное Средиземноморье постоянных беспорядков и войн за господство, в результате которых микенская цивилизация и была фактически уничтожена в ХII в. до н.э. На смену микенцам в Греции пришли дорийцы, которые и подготовили будущий расцвет Эллады.
  
   ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
   Достаточно сложно описать двенадцати вековую историю архитектуры Древней Греции в нескольких страницах. Родовой строй раннеарахаического периода и пришедший ему на смену рабовладельческий диктовали разные требования к строительству. Но, не смотря на все различия, строительство в Древней Греции всех эпох имеет одно общее, что роднило все города-государства материковой, островной и малоазийской Греции. И это объединяющее начало заключалось в ярко выраженном доминировании объектов религиозного характера.
   Уже в глубокой древности оформился тип здания, воплотившего в себе идею единства и величия города-государства. Этим зданием стал храм, архитектура которго наиболее активно развивалась в период архаики, когда произошло становление системы архитектурных ордеров, которая в последующем легла в основу всей античной архитектуры.
   К началу VIII в. до н.э. крупные жилые строения могли себе позволить только цари, поэтому нет ничего удивительного, что на начальном этапе храмы уподобляли главному помещению царского дворца, так называемому мегарону. В результате этого древнейший "храм в антах" состоял из небольшого помещения, открытого на восток, имел двускатную кровлю покрытую керамической или мраморной черепицей. Фасад украшался парой колонн. Однако данный тип строения в последующем использовался лишь для небольших сооружений.
   Для б*льших храмов использовали считающиеся более совершенными типы строений с четыремя колоннами только на переднем или и на заднем фасаде соответсвенно. Классическим же типом греческого храма, получившим торжественную простоту и законченность, стал храм прямоугольной формой в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой.
   Однако заслуга зодчих Древней Греции заключалась не только в создании указанных форм храмов. В результате многочисленных проб и ошибок была разработана архитектурная система, получившая в последующем у римлян название ордера. Ордер поражает и по сей день своей цельностью и ясностью, благодаря строгому математическому расчёту и гармоническому соотношению частей, образующих единое целое.
   Изначально использовалось два варианта ордера: дорический и ионический. Первый был распространён с областями материковой Греции, второй - в островной и малоазийской Греции. При этом считалось, что дорический ордер воплощает идею мужественности, а ионический - женственности. По этой причине в указанных ордерах колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами) или женскими (кариатидами).
   Но мастерам Древней Греции весь мир обязан не только созданием ордера. Многие вопросы, связанные со строительством жилых домов обычных граждан города, также были решены строителями Эллады.
   И основной их заслугой в области гражданского строительства стало строительство города в соответствии с предварительным планам и по определённым законам, а не хаотично, как это было ранее.
  
   Издревле в основе жилого строительства лежали природные условия местности. Так южный климат Греции сказался на планах жилых домов и общественных зданий с их внутренними дворами, игравшими роль открытых залов. Горный рельеф учитывался при выборе места строительства укрепленных акрополей и архитектурных ансамблей обычно религиозной направленности.
   Форма же жилых зданий обуславливалась существующим инструментами, материалами и технологиями строительства.
   Так наиболее древнейшие жилые дома возводились из бутового камня на глиняном растворе. Относительно непрочные глинобитные стены требовали придания зданию закругленной сзади формы. Создание деревянного каркаса, заполненного сырцом, позволило перейти к более удобной прямоугольной форме построек. Однако изменение формы стен не изменило расположение очага, который как и ранее располагался в центре помещения под дымовым отверстием в кровле.
   Увеличение площади основного помещения привело к установке деревынных столбов, которые поддерживали центральную часть крыши. Дальнейшее разрастание дома и строительство дополнительных хозяйственных помещений потребовало объединения всех указанных построек в единый комплекс во избежание случайного или умышленного захода посторонних людей и животных. Отмеченное привело в возникновению деревянных или каменных заборов, которые и сформировали двор.
   Однако до V в. до н.э. строительство как отдельных домов, так и дворов, велось практически всегда хаотично, хотя и вокруг основного строения города - акрополя. И это продолжалось до тех пор, пока не зародилась греческая градостроительная теория, получившая название "регулярный город".
   По словам Аристотеля структура "регулярного города" была разработана милетским архитектором Гипподамом. Сущность такого "гипподамова" города заключалась в прямоугольной сетке улиц, сочетающейся с регулярно распланированными площадями.
   Регулярная планировка не нашла широкого применения в старых городах с их хаотичной структурой, и о планировке можно судить лишь по более поздним городам, которые будучи разрушены, не были отстроены вновь в соответствии с новыми веяниями архитектуры.
   На примере одного из таких городов - Олинфы - можно говорить о том, что жилые кварталы имели одинаковые размеры, примерно 100в40 м, и разделялись пополам вдоль квартала с задней стороны двух рядов домов проходом шириной около 2 м. Данный проход служил для удаления нечистот. Не только в "регулярных", но и во многих других греческих городах использовалась элементарная канализационная в виде сети канализационных кюветов, обычно перекрытых каменными плитами.
   Таким образом каждый квартал состоял из двух рядов пяти одинаковых строительных участков с размерами примерно 19в20 м. При этом дома на смежных участках имели общие боковые стены.
   Тем самым "гипподамов город" регулировал не только улицы и площади, но и внутриквартальную планировку и блочную застройку жилых кварталов.
   Направление улиц определялось главным образом рельефом, а не сторонами света. Главные улицы шли вдоль горизонталей, второстепенные же - по уклонам, которые могли быть столь круты, что улицы фактически становились лестницами. В архитектурном плане улицы практически не отличались, и их однообразие нарушалось только общественными фонтанами, служившими для разбора воды.
   Фасады жилых домов, выложенные из сырцового кирпича, выполняли защитную от внешних посягательств роль. Поэтому с улицы в дома вёл лишь один путь - входная дверь. Окна же, если и выходили на улицу, то только на втором этаже.
   Точно так же как в своё время с целью защиты собственности стали появляться заборы, так же и города окружали себя стенами, которые изначально делались из сырцового кирпича на каменном фундаменте, а с V в. до н.э. - целиком из камня. Высота и защищённость стен всегда выбиралась с учетом рельефа местности.
   Следует отметить и то, что городские стены строитись не вплотную к домам, и, охватываемая ими территория могла значительно превышать площадь жилой застройки города.
   Незначительно изменился город и в эллинистический период. По-прежнему использовалась гипподамова система кварталов. Однако улицы ориентировались строго с севера на юг и с запада на восток. Строгая ориентация всех кварталов города позволяло легче организовывать очистку и водоснабжение, связать центр города с его периферией удобными для передвижения кратчайшими путями.
   Помимо упорядочения ориентации кварталов произошло и разделение городов на центр, с кварталами зажиточных рабовладельцев и торговцев, и периферию, кварталы ремесленников. Главным же общественным центром города стал комплекс городских площадей с сооружениями общественного, торгового и культового назначения: рынки с лавками, здания для собраний органов городского самоуправления, спортивные сооружения, учебные заведения, гавани, дворцы монархов и среди прочих сооружений также храмы.
   Однако, если строгая ориентация кварталов по сторонам света стала практиковаться лишь в элинистическом периоде, то подобная ориентация помещений внутри дома использовалась греками с давних пор.
   Обычно несколько к югу от средины дома устраивался дворик. Перед жилыми комнатами находился крытый проход, отделенный от двора столбами. Расширение прохода, находившегося с северной стороны двора, соответствовало климатических условий Греции. Летом при высоком стоянии солнца портик защищал жилые помещения от перегрева, а зимой, когда низкие лучи солнца проникали в портик, он превращался в резервуар нагретого воздуха.
   Дома классической эпохи во многих случаях были двухэтажными. При этом произошли вынужденные изменения в системе отвода дыма из помещений первого этажа. Использовавшаяся до этого система вытяжных окон в потолке стала невозможной, поскольку при этом дым должен был бы проходить через второй этаж. Перенос же очага на второй этаж был сложной задачей даже не столько в техническом, сколько в психологическом плане. В связи с этим была разработана система удаления дыма с первого этажа, лёгшая в последующем в основу камина.
   Для решения указанной проблемы часть комнаты как на первом, так и втором этаже, отделялась перегородкой. При этом несущей стеной могла являться как эта перегородка, так и внешняя стена дома. В последнем случае перегородка была достаточно тонка и выполнялась как из одного ряда сырцовых кирпичей, так и из дерева. При использовании древисины следовало защитить стену от возможного возгорания, для чего ее поверность предварительно обмазывали тонким слоем глины с последующим обжигом.
   Таким образом образовывалась вытяжная шахта, поднимавшуюся выше крыши, подобно трубе современных дымоходом.
   Однако вытяжная труба относительно малой высоты не позволяла эффективно отводить дым из помещений особенно большой площади. Поэтому для интенсификации движения воздуха в трубе в её нижней части устраивали дополнительный очаг. Конечно же отмеченное усложняло конструкцию, но позволяло повысить эффективность очистки воздуха в доме.
   Как уже отмечалось основным строительным материалом стен попрежнему являлся сырец. Полы в зависимости от достатка устраивались глинобитными или из каменных плит. Распространение технологии обжига глины сделала возможным строительство черепичных крыш не только в домах знати, но и простых жителей.
   Эллинизм не нарушил общих правил строительства жилых домов, возникших в классический период. Изменения наиболее ярко проявились в размерах домов. С одной стороны наблюдается уменьшение домов основной массы населения, с другой - разрастание домов наиболее богатых граждан города до размеров целого квартала. При этом подобные дома строились по схеме, когда жилые комнаты окружаются с четырёх сторон портиками с колоннами. Отмеченное в условиях южного климата дает возможность по-разному использовать пространство под колоннадами в зависимости от времени года и ориентации по странам света путем устройства бассейнов и зеленых насаждений.
   Значительные же изменения в архитектуре связаны с именем Александра Македонского. Не смотря на то, что он правил менее 13 лет (336-323 гг. до н.э.), его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Безоговорочно веря в превосходство греков над другими "варварскими" народами, Александр насаждал по всей империи греческую культуру. Однако знакомство зодчих Эллады с мастерами завоёванных земель не могло не наложить свой отпечаток и на архитектуру самой Древней Греции.
   Завоевание персидской империи и Египта привело к привнесению в строгую архитектуру роскоши и помпезности, которые становятся отличительной чертой эллинской культуры с конца IV особенно в малоазиатской Греции.
   При этом взаимовлияние культур не только видоизменило монументальное строительство, но и позволило усовершенствовать инженерные системы домов и городов в целом.
   Так хочется особо остановиться на двух изобретениях сделанных в II в. до .н.э.
   Первое стало очередной разработкой известного учёного Ктесибия, который проживал в Александрии и был уже хорошо известен всему античному миру, благодаря своим водяным поплавковым часам и водяному органу.
   Теперь же, в 120 г. до н.э., Ктесибий впервые в мире разработал новый тип насоса для перекачивания воды, получившего в последующем название поршневого. При этом талантливый инженер предусмотрел практически все элементы насоса, которые есть и по сей день. Осбый же восторг у современников вызвала клапанная коробка с двумя клапанами для всасывания и нагнетания жидкости и двупоршневая система с противофазным движением поршней, которая позволила подавать воду к потребителю практически без перерывов.
   Во избежание утечек воды из насоса при его работе, что могло быть обеспечено лишь тщательной подгонкой подвижных элементов, насос был выполнен целиком из бронзы, что по тем временам было очень дорогим проектом, финансирование которого было под силу лишь очень состоятельному заказчику. В качестве такового заказчика и выступил сам город Александрия. И предназначение насоса заключалось не в подаче питьевой воды для граждан, а для решения куда более важной задачи.
   Поршневой насос Ктесибия стал первым в истории человечества механическим средством тушения пожаров - пожарным насосом. При интенсивной работе пожарников, приводящих в действие поршни, струя воды могла достигать 10-15 м.
   Вторая инженерная разработка II в. до н.э., заслуживающая внимание, - это водопровод, построенный в 180 г. до н.э. по приказу пергамского царя Эвмена II.
   Следует заметить, что сами водопроводы или акведуки не были изобретением греков, а использовались ещё в начале второго тысячелетия до н.э.
   Но пергамский водопровод заслуживает отдельного разговора. Это действительно потрясающее строение даже сложно назвать обычным акведуком. Напорный трубопровод длиной около 3 км был выполнен из металлических труб, размещённых на каменных опорах. Материал, из которого были сделаны трубы, неизвестен, ибо сам трубопровод не дошёл до нас.
   Но не протяжённость трубопровода и не материалл, из которого он был сделан (подавляющее большинство акведуков имело каменные или кирпичные трубы), вызывает истинное восхищение. Трубопровод проходил по горам, и перепад высот при этом составлял до 200 м. Другими словами говоря, пергамский водопровод был рассчитанный на давление более 2 МПа (20 атм.). Даже с точки зрения сегодняшнего водоснабжения, когда перепад высот редко превышает 50 м (16-ти этажное здание), водопровод с таким давлением не может не вызывать уважения и желания научиться у древних тем секретам, многие из которых, к сожалению, утеряны.
   К счастью подавляющее большинство знаний и умений строителей Древней Греции были сохранены подлинным и великим продолжателем и совершенствователем традиций этого мастерства - Древним Римом.
  
Оценка: 3.61*11  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"