Лаки : другие произведения.

Памятка писателям: элементы образа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проведя полгода за непрерывной редактурой, я наконец вспомнила, что являюсь филологом )) И настрочила очередную памятку всем, кто хочет писать и пишет, - знакомьтесь: составные части персонажа ) Ага, "из чего же, из чего же, из чего же сделаны..." (с.)


Памятка писателям: элементы образа

  
   Герои в произведении - ключевые фигуры: с их помощью развивается сюжет, их глазами читатели смотрят на мир и вместе с ними переживают все приятности и неприятности, выдуманные автором. И чтобы образ получился цельным и "живым", над ним придется потрудиться, придумывая и прописывая все его элементы.
   А элементов образа - очень много ) Выдуманный вами образ не сводится лишь к подробностям внешнего вида и длинным эмоциональным диалогам )) У него множество граней и слоев, каждому из которых важно уделить пристальное внимание, особенно если герой - главное действующее лицо.
   Итак, из чего состоит образ любого персонажа? Две основные части - внешний вид и внутренний мир.
  
   Внешний вид:
   1. Визуальный облик.
   Общие элементы визуального образа - цвет глаз, волос и кожи, рост-вес, комплекция, черты лица, наличие-отсутствие каких-либо конечностей, походка - сутулая или с прямой спиной. Дополнительные элементы - необычная форма ушей или губ, прическа, шрамы, хромота, очки, родинки, усы-борода, веснушки и т.д.
   Внешний вид - это знак. А наше сознание наполнено стереотипами, которые откликаются на знаки. Как при знаковом слове "яблоко" мы представляем себе образ фрукта и его вкус, так и при описании героя связываем его внешность с шаблонными чертами характера.
   Так, человека пухлого и низкорослого многие сразу посчитают добряком, рыжую и зеленоглазую женщину - страстной и свободолюбивой натурой, прихрамывающий черноглазый человек со шрамом - однозначно бандит, голубоглазая блондинка - недалекого ума ангелочек. И так далее.
   2. Одежда и обувь.
   Мы сами одеваемся, исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей мы одеваем и обуваем по тем же принципам. И так же выбираем цвет и крой одежды и обуви, аксессуары вроде шейных платков или шляп.
   Знающим людям одежда и ее цвет расскажут о нас многое - о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик - хотя бы цветовой гаммы - могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры - они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.
   3. Аудиальное и кинестетичное восприятие.
   К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.
   Наверняка многие замечали, что иногда голос соответствует внешнему виду: так приятная внешне женщина говорит тихим, спокойным и мелодичным голоском. А иногда - нет: так, невысокая хрупкая девушка говорит хриплым басом.
   К аудиальному восприятию образа также относят все звуки, издаваемые человеком: покашливание, кряхтение, сопение, восклицание, смешки. И неустанно сопящий или сморкающий человек вызывает определенную эмоциональную реакцию, которая дополнит образ. Равно как и голосовые характеристики национальных особенностей речи - известное диалектное "оканье" или "яканье", "проглатывание" последнего слога и др.
   Кинестетичное восприятие - это ощущение человека. Запахи, интуитивное восприятие, ощущение ауры. Есть известные расхожие выражения - "от него исходила аура опасности", "у него тяжелая энергетика, и он подавлял собой". А уж про запахи много говорить не стоит, и так понятно. И пренебрегать этими ощущения не стоит, они являются необъемлемой частью персонажа и добавляют ему "жизненности".
   4. Эмоциональные и поведенческие реакции.
   Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица - все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.
   Эмоциональные реакции - это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему. Так, персонажи бледнеют от злости, краснеют от ярости, розовеют от смущения, зеленеют от тоски. Они радостно или злобно улыбаются, морщатся от неудовольствия, прищуриваются в подозрении и корчат гримасы, дразнясь.
   Поведенческие реакции - это, собственно, видимое поведение, в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях. Кто-то любит накручивать на палец прядь волос, кто-то - пощипывать мочку уха, кто-то - почесывать нос, кто-то при разговоре подкрепляет слова жестами и машет руками.
   Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в повествование. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ В этом может помочь наблюдение - за собой, за окружающими, за случайными прохожими.
   Любой человек - это уже, считай, готовый персонаж произведения, с которого можно списать внешний вид. Так же, как и позаимствовать внутренний мир.
  
   Внутренний мир:
   1. Психологический аспект.
   В первую очередь это характер, отражающийся все оттенки личности. Характеру важно уделить самое пристальное внимание, поскольку он должен быть достоверным и логичным. То есть, задуманные черты личности, соединяясь, не должны противоречить друг другу. И не должны быть однотипными - у личности много граней.
   Если вы начали работу над персонажем и не знаете, как учесть все составляющие характера, ознакомьтесь с типами темперамента. Распространенных всего четыре - холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. К каждому типу прилагается набор характерных черт, которые можно развивать по ходу сюжета.
   Также не стоит забывать о причинах, которые влияют на формирование характера, - семейные отношения или отсутствие семьи, знаковые события прошлого. Это откладывает отпечаток на личность. Поэтому историю героя и его развитие до точки начала истории хорошо бы придумать заранее.
   Следующий аспект психологии образа - это цели и мотивы поступков, причины мотивации, потребности.
   Наличие цели и стремлений - показатель самодостаточности. И, помимо победы над мировым Злом, у героев должны быть свои личные цели, от мелких (выспаться) до глобальных (добыть принцессу и полцарства).
   Мотивы - это побудители, то, что активно толкает героев вперед. Мотивы могут сформировать ключевую цель (хочу богатства + хочу принцессу + хочу прославиться = пойду убивать Горыныча). Чем не двигатель сюжета, кстати?
   И еще об одном аспекте психологии образа - о внутренней речи, о мышлении.
   Мышление - это процесс отражения действительности: обрисовка мира, анализ персонажей и событий, моделирование действий. Мыслительный процесс героев должен быть логичным и отвечать особенностям возраста, пола, расы, социального положения.
   Мышление - это отражение "я" персонажа. А он не должен быть во всем похож на вас, особенно если по воспитанию, возрасту, полу и расе вы отличаетесь. Тем более если вы - женщина, которая пишет от лица мужчины-воина, столетнего мага или двухсотлетнего эльфа. В таком случае именно вам придется подстраиваться под чужое мышление, а не подгонять его под свое. Не забывайте об этом.
   2. Философский аспект.
   Философский базис - пусть небольшой - вещь необходимая. Это понимание мира, понимание своего места в мире, жизненные принципы, отношение к жизни и смерти, к любви и предательству, к вере и т.д. Затяжная демагогия на тему "Быть или не быть" в современной литературе не приветствуется, но добавить философский "обоснуй" поведению героя можно.
   Например, добро всегда победит зло, а быть на стороне победителя - лучше, чем проигравшего.
   И, конечно, не забывайте о разнице в философии нелюдей и людей, мужчин и женщин, детей и стариков.
   3. Социальный аспект.
   Человек, как говорится, - животное социальное. Герой вашей истории - тоже. Либо он растет и живет в социуме, подчиняясь его порядкам и законами, либо - живет отшельником-одиночкой в лесу. И то, и другое отражается на личности персонажа.
   Умеет человек жить по законам общества или чихать на них хотел? Признает все обычаи и по субботам ходит в церковь или об обычаях знает, но не блюдет их? Готов следовать социальным стереотипам (родился, отучился, устроился на работу, женился, умер) или ищет иную судьбу?
   Здесь же пару слов можно сказать об общении. Мы вынуждены идти на контакт, и либо учимся общаться, либо нет, либо от природы общительны, либо нелюдимы и неисправимо.
   Важно учитывать и социальные статусы. Социальный статус отвечает за многое: за мироощущение (я - никто, если нищий, я - все, если сын герцога), за мотивацию и ее причины (у меня ничего нет - хочу все иметь, или - у меня и так все есть, можно развлекаться), за формирование личности и т.д. Социальный статус - это не только профессия, но и воспитание (или отсутствие оного). Выразители социального статуса - поступки и речь. И особенное внимание при работе с персонажем обратите именно на речь.
   Так, герцог не может "блинкать" или "нукать", не может позволить себе изъясняться как простолюдин - даже среди семьи или друзей. А необразованный кочегар будет иметь небольшой словарный запас, основу которого составляют ругательства и простейшие шаблоны речи ("А я че?").
   При проработке речи, конечно, самое удобное - ориентироваться на классическую литературу, заимствуя у мастеров шаблоны речи.
   4. Культурный и этический аспект.
   Помимо того, что люди - социальные животные, они еще и продукты культуры Культура - это национальный язык, традиции, история, менталитет и так далее. Культурный аспект в персонаже - его место в историческом настоящем, почитание национальных традиций, уважение к моральным и этическим принципам культуры - или неуважение, знание религии или мифологии и др.
   Так, в обществе может быть принято уважать старших и чтить культ предков, в том числе и мертвых. Отражение в личности - страх перед смертью, боязнь наказания от духов предков, соблюдение определенных моральных и этических устоев, дабы не прогневать мертвых.
  
   Резюме: Герой - личность сложная. Многие авторы создают героев, интуитивно ориентируясь на себя и свое ближайшее окружение. Этот путь хорош для начала, но после, если не научиться смотреть на героев со стороны - как на объект работы, из-под вашего пера будут выходить однотипные персонажи, похожие друг на друга как две капли воды. Да, новое имя и цвет глаз, другая прическа и, вероятно, половая принадлежность, а все остальное? Если абсолютно все ваши персонажи будут одинаково "лукаво улыбаться" и "накручивать а палец прядь волос"... Сможете ли вы серьезно заявить о себе, если не разнообразите круг выдуманных образов? ;)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"