Аннотация: Философия имени, символизм, идеи и опыты русской эзотерической герменевтики.
Работа и Труд
Смыслы, связи, различия
"...теория проявленности истины не только плодит фанатиков -- людей, убеждённых в том, что все, кто не видит очевидной истины, одержимы дьяволом, -- но способна приводить и к авторитаризму, хотя и не так прямо, как пессимистическая эпистемология. Это обусловлено тем простым обстоятельством, что истина, как правило, вовсе не очевидна. Поэтому предполагаемая очевидная истина постоянно нуждается не только в интерпретации и утверждении, но и в переинтерпретации и переутверждении"9.
Поппер К. Р.
Труд и Работа, что это?
Не углубляясь в наукообразность, попробуем посмотреть на эти два термина, слова, имени, с точки зрения житейской мудрости. Сразу оговорюсь, что Шопенгауэр к этому рассмотрению никакого отношения не имеет, ибо его воззрения отражают иные вопросы постижения окружающей нас действительности.
Понятно, что Труд, он и в Африке труд, и где хочешь он труд, и труд кругом....
Как говорится, без труда ничего не поймаешь, а в общих чертах, труд - дело почётное....
А Работа? Всю её, не покладая рук, как показывает практика, не переделаешь. Да и сил на неё надо много, но по труду и честь или награда бывает...
Работа бывает труд-ная, а бывает и не-труд-ная.
Получается, что Труд характеризует Работу и является её определяющим показателем.
Следовательно, понятие Труд шире, чем понятие Работа, исходя из разнообразия видов работ в области труда: "...они суть части, содержащие целое (totales partes)"21.
Однако некоторым исследователям кажется, что эти понятия синонимичны. Они считают, что Работа и Труд отражают одни и те же результаты действия. Соответственно можно называть и продукт этого действия неким трудом или некой работой. И выглядит это так: по-труд-ился, получи результат своей деятельности - вот работа - факт этой интеллектуальной или иной какой-либо деятельности...; по-работа-л - и вот уже перед твоими глазами предстаёт труд, как объект - результат деятельности через посредство инстинктивных манипуляций, приложения творческих усилий или исполнения неких заранее выверенных операций, последовательностей, программ, технологических установок.
Представляется, что для кого-то труд, как "мимолётное виденье", явился и исчез - "с глаз долой, из сердца вон", а для кого-то приложение сил - труд всей его жизни. Таким образом, понятие Труд обладает некой ценностью или ценностным содержанием, и, конечно же, тесно связан с культурными особенностями субъекта или культурой сообщества.
В различных культурах один и тот же труд может иметь различную ценность и оценку, как и работа, исполняемая в различных условиях или оцениваемая на некотором историческом этапе развития цивилизации.
Нельзя однозначно утверждать, что чем более развито в культурном отношении сообщество, тем ему легче выполнять работу, которая выполнялась в более ранние исторические периоды. Существуют некоторые техники или приёмы древних мастеров, которые на современном уровне развития человечества повторить проблематично или трудно. Из этого следует, что Труд и Работа, при анализе цивилизаций и их производительных сил, не имеют в процессе развития человечества линейной зависимости, как в ценностном показателе, так и в технологическом показателе приложения сил. Чем общество становится более технологически развитым, ценности одного и того же труда или работы меняются. Ценность может теряться вообще, а может возрасти значительно. А работа может не нести уже однозначно более меньших или больших затрат интеллектуальной или физической энергии, чем это было в прежние времена.
Гераклит был весьма близок к истине, когда утверждал, со слов Платона, что всё движется и ничего не остаётся на месте*, или, как замечает герметическая мысль "...Поскольку всё подчинено ...законам, нет ничего постоянного, ничего установленного, ничего неподвижного среди рождённого, ни на небе, ни на земле"**. Нет постоянства, но есть зависимость от изначального Условия1 и порядка, связанного с этим Условием.
"...Порядок есть основа мира, весь мир держится именно благодаря Порядку"***
Не сочтите это за догматический детерминизм, но каждому времени в истории развития человечества надлежат и предлагаются свои труды и свои работы.
В повседневной жизни часто представляется, что всё приходящее или проявляющееся в ней, которое требует приложения наших сил, случайно и что именно случайности управляют развитием. Но нет такой случайности, которая не была бы вплетена в какую-либо закономерность: "случайность является составной частью структуры мира, играет важную роль в его эволюции и познании. Это начало ответственно за наличие пластичности, гибкости, изменчивости, порождения в процессах эволюции истинно нового. Тем самым случайность символизирует собою открытость мира, открытость будущего, встречи с ранее неизвестным"2.
Когда многое непонятно и зыбко, и неизбежно столкновение с тайной, самое время вспомнить слова Гольбаха, что в природе нет ничего случайного. В Природе "всё следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами..."3.
В Природе всё в полном порядке, а говоря о Порядке, следует всегда предвосхищать закономерности. Конечно, существует Закон, о котором нам мало что известно, но который естественно априорен и определяет в той или иной мере силы необходимые для всех процессов во Вселенной. Силы направлены, имеют своё приложение, и этим производят необходимые и достаточные действия, выполняя некую важную Работу. Через соответствующие действия вселенского или космического масштаба и была порождена Жизнь Всего.
Из этих рассуждений, и памятуя о том, что существует структурное взаимопроникновение и иерархичность мироздания****, можно предположить, что Работа и Труд закономерны на любом уровне своего проявления, а раз закономерны, то и необходимы, и необходимы жизненно. Более того, любые силы, которые направлены на Работу и Труд, не могут быть случайны и, следовательно, не могут быть напрасными или "пустыми". Принято же иногда восклицать, говоря кому-нибудь: "...вот что ты там в пустую молотишь..., займись чем-нибудь стоящим...". И тут, вдруг, становится понятно, что пустоты-то нет, а если кто-то и что-то "молотит", то ведь всему есть причина, да и ценность результата от "молотьбы" индивидуальна.
Другое дело, что человеку часто бывает трудно оценить меру собственных сил, необходимых для той или иной работы, того или иного труда. Мера приложения этих сил связана со знанием, как самих Сил, так и с закономерностями их существования, что представляет большую проблему из-за непонимания общего Закона и Миропорядка. Мера связана, в том числе, с представлением об области приложения сил, и понимания надлежащего этой области Условия её организации и функционирования.
----------------------------
* "...по Гераклиту, ...всё сущее движется и ничто не остаётся на месте" или далее "Гераклит говорит где-то: всё движется и ничто не остается на месте", а ещё, уподобляя всё сущее течению реки, он говорит, что "дважды тебе не войти в одну и ту же реку". (Платон. Кратил / Пер. с др. греч. Т. В. Васильевой // Соч. в 4 томах. - М.,: Мысль. 1990. Т.1. С.635,636)
** Асклепий. Высокий герметизм // Гермес Трисмегист и rерметическая традиция Востока и Запада / Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат, фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. - К.; -М., 1998. Гл.11. п.30.
*** Т.ж. Гл.14. п.39.
**** "То, что ...внизу, соответствует тому, что ...вверху; ...чтобы осуществить чудеса единой вещи" / лат. "Quod est infИrius est sМcut id quod est supИrius...." (Изумрудная скрижаль // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат, фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. - К.; -М., 1998.. С. 314-315).
-------------------------------
Процесс постижения законов Природы неотделим от сущности человека, от его деятельности по организации собственной жизни.
Постижение Законов и применение их является необходимостью, первейшим трудом и насущной работой. И тяжкими трудами окрашены будни человека для обретения того насущного, без чего немыслимо его выживание.
В Священном Писании Всевышний заповедовал Адаму: "...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3.19), или "Ты будешь есть от трудов рук твоих..." (Пс.127. 2).
По Гесиоду это звучит так:
"...Скрыли великие боги от смертных источники пищи:
Иначе каждый легко бы в течение дня наработал
Столько, что целый бы год, не трудился, имел пропитанье...
...Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днём от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им...".6
И сегодня понятно, даже на бытовом уровне, что "Труд человека кормит, а лень портит"4, то есть "Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто"4, и что теоретическая или практическая деятельность необходима, и стимулирует эту деятельность инстинкт выживания.
"Деятельность труда отвечает биологическому процессу человеческого тела, которое в своём спонтанном росте, обмене веществ и распаде питается природными вещами, извлеченными и приготовленными трудом, чтобы предоставить их в качестве жизненных необходимостей живому организму. Основное условие, которому подчинена деятельность труда, это сама жизнь"5. А где Жизнь, там порядок - Закон существования и реализации Всего.
Понятно, что вместе с жизненной необходимостью, существуют у человека и дополнительные желания - вожделения, которые стимулируют его к деятельности и трудозатратам по их реализации, производству или овеществлению. Древние герметические источники сообщают о том, что: "Бог, Отец и Господь, после богов создал человека, соединив в равном соотношении тленную мирскую часть и Свою часть божественную, и в итоге изъяны мира были внедрены в тело. Потребность в пище, которая у нас общая со всеми тварями, предаёт нас желаниям*, а также вожделение и все иные пороки нашли своё место в человеческой душе"**. Приверженность к материальному или любовь к вещам, как к объектам вожделения, страсть к элементов предметного мира, во все времена не приветствовалась, а порой и осуждалась. Для совершенствования личности человека, акцент всегда делался на работу с внутренним Я, на то, что надлежит материальной сфере, на духовную часть и основу, как человека, так и Природы. Познание Мира невозможно без познания сущности этого образования и его Законов. Собственно и вещи или объекты следует рассматривать, как элементы Природы, обладающие важными частицами основ мироздания и самого Творения. И тогда верно будут поняты слова Достоевского: "...любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах"7. Истину или истинное содержание вещи***, её суть, невозможно познать без Труда и глубокой внутренней Работы, без погружения в сферу Любви. Любовь - Душа Мира****.
---------------------------
* "...желание - это воля, изгибающаяся в обе стороны; из-за существующей у нас склонности к греху, возможно, она более расположена к злу, чем к добру, однако никто не принуждает её к злу без её согласия" (Эразм Роттердамский. Философские произведения / Пер. с нем. Ю. М. Каган, под ред. д.ф.н. В. В. Соколова. - М., 1987. С. 263)...
** Асклепий. Высокий герметизм // Гермес Трисмегист и rерметическая традиция Востока и Запада / Сост., коммент., пер. с др. греч., лат, фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. - К.; -М., 1998. Гл.7.
*** "Предусмотрительный [человек], знающий и умудрённый, познавший смыслы вещей и особенности людей, может быть признан первым советником и правой рукой правителя...".
("Наставление от Кагемни" (XXVI век до н.э.) / The Instructions of Kagemni // Jaromir Malek in The Oxford History of Ancient Egypt, p.87)
**** Согласуясь с теорией и практикой Русской эзотерической герменевтики:
Любовь = (96) = Душа Мира...
--------------------------------
Таким образом, Труд и работа могут быть как экзистенциальными, насущными (от сущего), реальными или объективными, так и трансцендентными, то есть связанными с субъективной деятельностью личности, его совершенствованием на метафизическом, сущностном (от сущности) уровне....
Для рассмотрения терминов Труд и Работа, в плане открытого или экзотерического (греч. exoterikos - "внешний") исследования имён, обратимся к словарям. При этом будут интересовать наиболее общие воззрения на эти имена, а не прикладные, касающиеся ряда естественных наук, где работа, например, представлена, как действие силы по перемещению некоего тела на определённое расстояние..., хотя и в этом есть своё зерно истины и несомненный к этому интерес. Кстати и иной тезис, что труд являться единственным источником всякого богатства или ценности, тоже может быть принят, как имеющий право на существование. Ибо ещё Баумгартен говорил, что: "Если многие [предикаты-утверждения], взятые вместе, образуют достаточное основание для одного, то они Находятся в Согласии. Само согласие есть Совершенство, а то одно, в чём они согласуются, есть Определяющее Основание Совершенства (средоточие совершенства). В совершенстве многие определяются сообразно одному и тому же основанию; следовательно, в совершенстве имеется порядок и общие правила..."8.
Если Работа и Труд жизненно необходимы, то где Жизнь, там определённый порядок, правила и иные структурирующие элементы, а через согласованные усилия и системно выстроенные энергоинформационные преобразования можно достичь совершенства. То есть получается, что Работа и Труд, важные компоненты достижения совершенства.
Когда говорят, что "работа выполнена идеально" или "это само совершенство", то, подразумевая для этих выражений наличие ценностного показателя или критерия, следует понимать, что результатом труда явилось то, что исполнено соразмерно и верно, соответствуя правилам, учитывая многие нюансы и условия, закономерности и обстоятельства.
В итоге следует, что результат усилий или явленное произведение процесса труда или работы должно быть гармонично не только само по себе, в объективном представлении, но и находиться в согласии с надлежащей сущностью, с Природой и её надлежащим Условием.
Итак..., мнения, словари, энциклопедии...
Что говорят, и что пишут о Труде и Работе?
"Аристотель (384-322 гг. до н.э.) охарактеризовал трудовой процесс с двух позиций: активной деятельности, нацеленной на потребление, и продуктивной, нацеленной на производство. Мыслитель допускал существование как неодушевленных, так и одушевленных орудий труда. Если в активной деятельности человек как средство выступает в качестве раба, то в продуктивной деятельности - в качестве ремесленника, т.е. когда человек является предметом пользования - он раб, а когда орудием производства - ремесленник. Аристотель показал, что труд является рабским не в силу технической природы, а ввиду социальной организации. Общество делает рабский труд необходимым и закономерным"*.
В XIII веке, Майстер Экхарт в своих наставлениях указывал, что человек, не имеет возможности обойтись без труда:
"Если праведен кто, с тем случится одна вещь из двух: либо ему предстоит обрести Бога в делах и Его научиться удерживать, либо все дела он должен оставить. Но поскольку в этой жизни человек не может обойтись без труда, -- который людям присущ и которого существует множество видов, -- постольку пусть научится он иметь своего Бога во всём, во всех делах и на всех местах оставаясь несвязанным"**.
----------------------------
* Социология труда / под общей ред. Р.В. Карапетяна. - М. Издательство Юрайт, 2016. С. 17.
**Экхарт Майстер. Речи наставления // Об отрешённости. - М.; - СПб, 2001. С.21.
Экхарт Майстер Иоганн / Eckhart von Hochheim (1260 -1328) - немецкий теолог и философ...
----------------------------
К концу XVIII века, в академической среде бытовало представление о работе, как о буквальном страдательном, принудительном или вынужденном действии*, и как о неком предметном или вещественном, объективном произведении - результате приложенного труда:
"Работа, ...1) В Св. писании означает неволю, рабство, рабское сословие... 2) Труд употребляемый или употреблённый на совершение какого дела, какой-нибудь вещи... 3) Иногда берётся за мастерство, художество... 4) Качество, образ, как вещь какая сделана... 5) Дело предлежащее к произведению"** <...> "Работа чёрная. Всякая тяжелая работа, в коей зачерниться, замараться можно...".***
Труду, подобно работе, приписывается аналогия с объектом или вещественным результатом приложения сил физических или интеллектуальных:
"Труд, ...1) Упражнение; употребление телесных сил или разума на совершение какого-либо дела, дела, какой-либо вещи, работы с некоторым напряжением ума или с заботою... 2) Самая вещь, самое произведение, работаю совершенное...".****
-----------------------------
*"Предлагаемое ...различение между трудом (работой) и созданием (изготовлением) непривычно... <...>...латинский между laborare и lacere или fabrican <...> французский между travailler и ouvrer, немецкий ...между arbeiten и werken. Во всех случаях только в словах для "работы..." явственно проступает побочное значение нужды и муки. В немецком первоначально только о крепостных, работавших в сельском хозяйстве, говорили, что они "arbeiten"; о ремесленниках говорили "werken", [как] "мастерить" [werk, как производство, дело, труд по планомерному воплощению идеи чего-либо в жизнь, - Прим. Авт]. Французское travailler заменило более старое labourer, но в свою очередь происходит от латинского tripalium, особого рода пытки, стало быть, имело некогда побочное значение пытки (см. Grimms WЖrterbuch, S. 1854 If., и Lucien FХbre, Travail; Evolution d'un mot et d'une idИe, в Journal de psychologie normale et pathologique, vol. XL1, no. 1, 1948)"5.
**Словарь Академии Российской. - СПб.: Императорская Академия Наук. 1789 - 1794. Т.5. Стб.4.
***Словарь Академии Российской. - СПб.: Императорская Академия Наук. 1789 - 1794. Т.5. Стб.5.
****Словарь Академии Российской. - СПб.: Императорская Академия Наук. 1789 - 1794. Т.6. Стб.294-295
-----------------------------
В конце XIX века, прежние представления о значениях рассматриваемых слов сохранились без явных изменений. Однако и труд и работа всё более смыкаются или объединяются в своём смысловом контексте. У Владимира Даля читаем:
"Работа, труд, занятие, дело, упражнение, делание <...> действие. ... Самое дело, вещь, что сработано... Чёрная работа, ломовая, где не нужно знание и умение, а труд и силы. Срочная работа, которую должно кончить к сроку; урочная ...не по часам, на-шабаш, до окончания заданного"* <...> "Последствие работы, старания, напряжения, сделанная вещь"**.
"Труд... работа, занятие, упражнение, дело; всё. что требует усилий, старания и заботы; всякое напряжение телесных и умственных сил; всё, что утомляет. <...> Без труда нет добра. <...> Труд, црк. стар. ...болезнь, боль..., хворь, ...недуг, ...скорбь..."***
На протяжении всего XX века, появляется множество словарей и энциклопедий. Активность в этой сфере книгоиздательства достигает своих вершин, а ознакомиться с мнением авторов многотомных фолиантов становится проще. В прочем, и высказываний по теме труда и работы появляется много, ввиду совершенствования моделей промышленного развития, широкого распространения идей трудового и рабочего движения, пропаганды ценностей людей относящих себя к этому особому классу.
Философская мысль этого периода вновь и вновь отмечала, что труд, это вынужденная деятельность и с трудом связаны всевозможные негативные дефиниции: "...труд по-прежнему
-----------------------------
*Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: В 4 т. -- СПб.-М.: Тип. М.О. Вольфа, 1880-1882. Т.4. С.1.
**Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: В 4 т. -- СПб.-М.: Тип. М.О. Вольфа, 1880-1882. Т.4. С.448
***Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: В 4 т. -- СПб. -М.: Тип. М.О. Вольфа, 1880-1882. Т.4. С.447-448.
-----------------------------
принадлежит царству необходимости и, следовательно, является несвободным"*.
Считалось, что люди, которые привлечены к этому роду деятельности, в большей степени терпят лишения, ибо работа им не в радость, а лишь средство для существования, да и средство это в своём финансовом эквиваленте неадекватно достойным условиям и качеству жизни**.
Те же, кто не обременял себя тратой сил, связанной с поддержанием физической жизни, скорее всего, обеспечивали своё существование за счёт иных или сторонних источников силы и её затрат**. Эта часть общества свои труды и работы связывала далеко не с телесными усилиями. Дефиниции к этому роду деятельности в описании трудов таких людей были скорее положительные, так как в ней было больше возможности проявления собственной воли, что давало простор творчеству. Эта деятельность некоторыми мыслителями вводится в ранг роскоши: "...если какие-либо виды деятельности не приносят материальной пользы... за такой деятельностью надежно закрепляется клеймо бессмысленной и избыточной роскоши. Теперь любое занятие, преследующее какую-либо цель, называется продуктивным только в том случае, если в итоге оно сулит прибыль <...> Место истины теперь занимает вероятность или точнее, возможность расчёта"***
В Настольном энциклопедическом словаре (1895 - 1901 г.г.) можно прочитать, что труд это: "затрата мускульной и нервной силы, направленная на удовлетворение потребностей человека.
...Политическая экономия, следуя Ад. Смиту, различает Т. производительный и непроизводительный. К первому виду относится деятельность, имеющая целью непосредственно производство хозяйственных благ; всякий Т., неовеществляющийся в предметах, обладающих меновой ценностью, считается непроизводительным...
<...> Результат труда зависит от условий природы..., от размеров капитала, от организации производства..., громадное значение имеет качество самого труда и его организация. Качество труда определяется здоровьем работника, интенсивностью и искусством работы... <...> Побуждение к труду определяется важностью потребности, ради которой работает человек, и соотношением между затратой труда и результатами его... "****.
Трудоспособность в общественной среде представляет собой не только витальную категорию, характеризуя способности человека выжить, но и ценностную, определяющую его социальную значимость. Большая Энциклопедия под редакцией С. Н. Южакова (1900 - 1905) замечает, что: "Трудоспособность зависит: "1) от особенностей данного лица..., от климата, расы, пола, возраста, питания, упражнения..., силы воли, 2) от характера выполняемой работы (...положения тела, от мышц, принимающих в ней участия, от формы и величины выполняемых движений, ...величины затраченной силы); 3) от продолжительности ежедневной работы".
И далее: "Теплота, ежедневно образуемая вследствие сгорания пищевых веществ за счёт кислорода вдыхаемого воздуха в человеческом организме, частью превращается во внутреннюю работу (работодыхательных мышц, сердечной мышцы и пр.), частью же расходуется на
----------------------------
*Маркузе Г. Конец утопии // Пять лекций. Психоанализ, политика и утопия. - Бостон: Beacon Press, 1970. С.19. (Маркузе Герберт (19.07.1898 -- 29.07.1979) - немецкий и американский философ, социолог и культуролог...).
**"Тот, кто беден, - он враг. Будь враждебен к бедняку. [Он даёт] разъяриться толпе, помещённой в рабочие дома...". ("Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (XXII в. до н. э) / Папирус N 1116а (Государственный Эрмитаж). Текст: Golеnischeff W. Los papyrus hieratiques 1115, 1116A et 1116B da l'Ermitage imperial а Saint Petersbourg: St.-Petersbourg, 1913)....
"Никакой труд не рабский, если человек обеспечивает или сохраняет им свою независимость. Та же деятельность, однако, может быть и признаком рабства, если служит не личной независимости, которая важнее всего, а простому выживанию, и если, стало быть, в ней проявляется не суверенность личности, а подчинение необходимости и вынужденность" (Арендт X. Vita activa...)5.
***Хоркхаймер М. Затмение разума. К критике инструментального разума / Пер. с анг. А. Юдина. - М., 2011. (Хоркхаймер Макс (14.02.1895 -- 07.07.1973) - немецкий философ и социолог, профессор, ректор университета...)
**** Настольный энциклопедический словарь: В 8 т. -- М.: Изд. товарищества "А. Гранат и Ко", 1895-1901. Т.8. С.4816.
----------------------------
произведение внешней механической и духовной деятельности"*
Сам труд, условия труда, виды работ, трудоспособность и различия в качестве работника, значимость или ценность труда, всегда разделяли людей, стратифицировали общество, провоцировали и провоцируют социальное напряжение. Существует философское воззрение, что труд и работа вообще не способствуют удовлетворению в жизни и счастью. Что высшая задача человека освободиться от любого труда и снять с себя бремя работы. Так у К. Маркса в Капитале говорится, что царство свободы начинается там, где заканчивается труд. Скорее всего, он предполагал под трудом работу, как необходимость производства насущных благ**. В любом случае, после перерождения производственного труда в качестве работы, как необходимости и нужды, в производственный труд, который будет отстранён от потребности в работе, человек сможет трудиться на ином уровне, но всё-таки трудиться. Человек, пока он находится на стадии своего интеллектуального развития и совершенствования в духовной сфере, просто не может обойтись без труда, а значит и усилий над своим преобразованием и преобразованием всего, что его окружает. Он просто обязан трудиться, гармонизируя среду обитания в соответствии с Законом надлежащим в большей степени не над его существованием, сколько над его сущностью***. И термин "работать над собой" канет в лету, найдя себе достойную и ненасильственную замену - "трудиться"...
Хочется отметить, что философские, политические и экономические мысли настоящего, да и ближайшего периода, необходимо будут направлены на нивелирование напряжений и негатива, связанных с вопросами труда****. При этом будут востребованы: создание условий снятия социальных противоречий, реорганизация, модернизация и информатизация финансовых, производственных процессов и промышленных структур, замена физически затратных производств на производства интеллектуально насыщенные, организация системы справедливой оценки трудозатрат и распределения вознаграждения за то или иное приложение сил.
От общих рассуждений перейдём к конкретике и попробуем дать определения именам Труд и Работа, основываясь на коренных или старых русских значениях и представлениях.
В этом поможет Полный церковно-славянский словарь Григория Дьяченко.
Пойдём от общего к частному, и в самом начале рассмотрим имя Труд...
Субъект труда, как мы понимаем - Человек, он же "Трудник", как " = труженик, подвижник, тяжкими трудами изнуряющий своё тело...; послушник; "а братии у него собрано три старца да трое трудников" (Акт. истор. 1606 г. стр. 93)". Из текста понятно, что Труд, это затрата сил или энергии человека. Если делать акцент на физической силе "Три старца" этой возможностью не обладают, но "трое трудников" как раз для этого подходят лучше всего. Поэтому они именуются трудниками, а не просто членами братства. Предполагая же интеллектуальную деятельность или духовную практику, несомненно, требующую траты энергии и интеллектуальных сил, все члены "братии" способны к труду, в противном случае братство не имело бы смысла. Самое важное, что без затрат энергии труд невозможен.
----------------------------
*Работа // Большая Энциклопедия в 20 т. / Под ред. С. Н. Южакова. - СПб.: Тов. "Просвещение", 1900 - 1905. Т.16. С.64.
**"...царство свободы действительно начинается лишь там, где прекращается труд, определяемый необходимостью и мирскими соображениями; таким образом, по самой природе вещей оно лежит за пределами действительного материального производства. <...> истинное царство свободы, ...может расцвести только на основе ...царства необходимости". (Маркс К. Формула Троицы // Капитал. Т.III. Ч.VII. Гл.48).
*** "Человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, ему надлежит это обрести". (Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. ї 174, С. 220).
**** "...всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа! " (Еккл. 4:4)
----------------------------
Обобщая, можно сказать, что пока человек жив, он в любом случае затрачивает свою энергию, а, следовательно, он не просто существует, как объект природы, но трудиться, чтобы жить активно физически, интеллектуально и духовно. Отсюда "трудолюбный" или "трудолюбезный": "...тщательно обработанный..., 2) тщательнее, усерднее..., неусыпно", то есть с большой тратой сил и энергии. В противовес "трудоненавидение": " = леность, празднолюбие, уклонение от трудов" - корыстное или иное стремление к снижению затратам собственных усилий при сбережении жизненной энергии.
По Г. Дьяченко*, имя Труд имеет множественное значение. Одно из них: "...страдание, мучение, болезнь", как в Св. Писании: "Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь**, ибо проходят быстро, и мы летим <...> Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое..." (Пс.89:8-10,12).
Другое значение имени, как "...поприще, ристалище...", то есть это место или сфера где происходит приложение сил, где присутствует движение или некое действие, требующее траты жизненной энергии.
Следующее значение имени Труд, которое рассмотрим, это "труды давати", как "затруднять, утруждать, беспокоить, причинять огорчение". Тут представляется ситуация, которая провоцирует ответ, сопротивление, склоняет к противостоянию или противоборству. Это положение, которое заставляет нас затрачивать собственные силы, реагировать эмоционально, трудиться для преодоления всего внешнего и внутреннего, что привнесено в нашу жизнь и оказывает на нас воздействие.
Подведём итог и сделаем вывод.
Труд - общее понятие в описании процесса траты или затраты потенциальных энергоинформационных сил Всего существующего. Это любое приложение силы или энергии тела, мысли, воображения и т.д., отражённое в некотором конкретном результате, эффекте или чём-либо вообще, с целью или без определённой задачи, с мотивацией или без неё, действием предсказуемым или непредсказуемым, преднамеренным или неожиданным, инстинктивным или рассудочным, связанным с объективной реальностью или не связанным с ней...
Трудиться, это в частности и работать во исполнение заданного, при произведении чего-либо существенного или насущного...
Перейдём к рассмотрению имени Работа.
Субъект работы - Человек, он же может быть обозначен как "Раб" или "Рабыня"...
У некоторых читателей имена Раб и Рабыня, в обыденном представлении, могут вызывать негативные коннотации, но это не вполне верное суждение. Точнее не всегда так однозначно и так негативно. Разберёмся в деталях...
По Г. Дьяченко, "Раабъ или Рабъ = название учителей еврейских...". Если смотреть шире, то не только это учителя, но люди, принадлежащие определённой вере, служители некоего эзотерического и экзотерического сакрального культа, проводники определённых идей. То есть, это люди искренне и беззаветно преданны чему-либо. Определяющими значениями тут будут принадлежность и преданность, а затем служение, передача знаний и опыта. Далее, следуя по описанию словаря, имя "Раб" представляется, как "обитатель, житель, слуга, невольник...", то есть человек, принадлежащий определённому месту, дому, господину, работодателю и так далее.
----------------------------
*Полный церковно-славянский словарь / Сост. протоирей Г. Дьяченко. - М., 1993 (репринт издания от 1900 г). С. 534, 736 - 737.
** "...ибо страдающий плотию перестаёт грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией" (1 Петра. 4:1).
----------------------------
Дьяченко отмечает, что в ряде переводов, слово (имя) "Раб" может быть ориентировано и для обозначения "сына, дочери; мальчика, юноши; молодого невольника, слуги; ученика", что опять ориентирует на некую иерархическую определённость и принадлежность в положении. Более определённо представлено имя "Раба", где прямо указывается состояние полной подчинённости в плане услужения, а, следовательно, и принадлежности подчиняемому, а возможно и преданности ему.
Принадлежность чему-либо не всегда может быть вне воли человека. Во многих случаях человек сам, добровольно возлагает на себя бремя служения, подчинения или работы, через определение своей принадлежности в исполнении конкретных обязанностей. Принадлежность тут выступает не абстрактно, а с набором конкретных законов и положений, правил и обязанностей, при обладании подчинённым необходимых для этого качеств, сил, знаний или компетенций, надлежащих его делам и поступкам.
"Работный" человек, это человек "...служащий, покорный, послушный", как в Св. Писании "По определениям Твоим всё стоит до ныне, ибо всё служит Тебе <...> Все повеления Твои - все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу <...> Слово твоё весьма чисто, и раб Твой возлюбил его <...> Правда Твоя - правда вечная, а закон Твой - истина" (Пс.118:91,128,140, 142).
Таким образом, подходя к интерпретации слова "Работа", следует отметить, что оно неотрывно от вольного или невольного исполнения неких правил, при полной или частичной принадлежности некому главенству, где в интересах главенства, и с определённым умением осуществляется или исполняется соответствующая заданному свыше деятельность.
По Г. Дьяченко, "Работаю... = служу рабски, ...занимаюсь каким-либо делом...".
Подведём итог и сделаем вывод.
Работа, как понятие частное и конкретное, не как физическая величина, но в отношении деятельности именно человека, это действие для достижения весьма определённого результата, эффекта или положения, при обладании функционалом, компетенциями или знанием. Это процесс исполнения обязанностей при производстве чего-либо или в служении, предполагая или планируя результат, применяя при этом свои физические и мыслительные способности...
Переиначивая высказывание Аристотеля, можно предположить, что если в активной деятельности человек является предметом пользования, то он работает*; когда человек сам по себе, есть орудие для произведения-самому-себе, и неограничен в свободе приложения собственных сил, то он трудится.
----------------------------
* "Человек принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком... представляет собой орудие активное и отдельно существующее <...>...где одна сторона властвует, а другая подчиняется, там только и может идти речь о какой-либо... работе" (Аристотель. Политика / Пер. С. А. Жсбелева // Аристотель. Собр. Соч. в 4 т. - М.,: Мысль. 1983. С. 382).
----------------------------
***
"Однозначность и двусмысленность зависят от того, является ли имя одним и тем же или не одним и тем же. Но причина имени заключается в том, что означает определение; и поэтому двусмысленность и однозначность зависят от их значения, а не от предположения"*.
Св. Фома Аквинский
Что даёт нам "Русская эзотерическая герменевтика"18, при рассмотрении имён (слов)?
Предложенная методология, через аналитическую философию, традиционные и классические символические методы, позволяет вскрыть глубинные характеристики терминов, то есть рассмотреть их явные и скрытые атрибуты, уточнить и расширить возможные суждения, приблизиться к исконному смыслу и истинности.
Переходя к эзотерической оценке слов (имён) Труд и Работа, ещё раз акцентируем внимание, что следует снять с них ореол синонимичности, подчеркнуть их самостоятельность в изначальном представлении, выделить индивидуальную определённость в характеристиках.
ТРУД.
Рассмотрим слово (имя) Труд.
В метафизическом и эзотерическом смысле, имя Труд вызывает неподдельный интерес. Уже первая буква этого имени ориентирует нас на глубокие корни его начал, тайную сферу его энергетического и информационного зарождения. Начальные буквы имени (слова), это всегда символический характер импульса последующего развёртывания, импульс по представлению основ смысла конструкции. Интерпретируя первые символы "Т" и "Р", можно говорить, что область их сочетания включает в себя множественность атрибутов возможного или потенциального в проявленном мире, находящихся на стадии своего возможного или потенциального выражения. Основным или ключевым значением этого сочетания символов может быть "Великая творческая потенция".
В астрологических символах это положение можно представить, как сочетание возможностей знака Козерога, фиксированную область которого отражает символ (буква) "Р", и знака Рыб, фиксированную область которого отражает символ (буква) "Т". В индийской системе соответствий управителей деканов (декад), символы букв "Т" и "Р" образуют союз Луны и Венеры. Такие сочетания знаков и планет символизируют внутренние желания, глубинную необходимость и потенцию к реализации своих потребностей, устремление к реальности, через фантазии, воображение и инстинктивные побуждения. В халдейской системе соответствий, это сочетание Юпитера и Марса. На этой базе символических представлений, можно говорить о неограниченных возможностях, которые ожидают своей реализации. Предположительно, что это может провоцировать некоторое напряжения, перед тем, как что-то следует выразить, представить, отразить, проявить, продемонстрировать. В любом смысле, это сочетание даёт представление о высокой энергетической заряженности.
Символы имени Труд завершающие конструкцию слова, представляют область реализации того импульса, который был обозначен в начале. Это этап, характеризующий результат-следствие того, что разворачивалось ранее, то, для чего была представлена и выражена причина.
В первом приближении или общих чертах, символы имени "У" и "Д", характеризуют "демонстрацию возможностей" всего проявленного, что было ранее в потенциальном качестве.
----------------------------
* Св. Фома Аквинский. Спорный вопрос о Союзе Воплощённого Слова / Пер. с лат. Р. Бусо.- Турин, 1953 г. Ст.2. Абз. 65366.
----------------------------
В обиходном представлении это может быть, как: "Что хотели, то и получили", "За что боролись, на то и напоролись" или, как в известном выражении, но наоборот: "Как полопаешь, так и потопаешь". В любом случае, можно сказать, что результат буквально стоит той энергии, информации или сил, которые для этого были затрачены. Потенция развернулась. Желаемое достигнуто, необходимость реализована и, что самое интересное, равновесие сохранено. Ключевым значением тут может быть: "Результат налицо", или "Ясность представления".
В астрологических символах сочетание букв "У" и "Д" можно представить, как сочетание возможностей знака Овна с его фиксированным деканом, и знаком Стрельца с деканом кардинальным. Управителями соответствующих деканов в индийской системе представлены планеты Солнце и Юпитер. Данное сочетание можно охарактеризовать, как "Успех", "Удовлетворение", "Достижение", "Достоинство", но на определённом уровне реализации.
При высоком уровне качества использованной энергии и информации на этапе реализации, достигается положение максимального раскрытия потенциала, появляется возможность не только восполнить затраты вложенного или потраченного, но и обрести нечто совершенно новое, "Дополнительное" или "Полезное". При низком уровне или качестве вложений, можно рассчитывать только на то, чего достойны, на "Посредственные" результаты, строго соответствующие-соразмерные незначительному-скромному количеству затраченного. В халдейской системе планетарных управителей деканов (декад) символы "У" и "Д" представляются сочетанием Солнца и Урана (Меркурия). В общих чертах, это непреложность результата, причинно-следственная закономерность, реализация "Закона Кармы" и воздаяние, аккумулирование рассеянной энергии и информации для перехода на иной уровень. Ключевым словом тут может быть "Информация", так как она может представлять в этом положении определённого качества идейные маркеры, которые и провоцируют силы для последующего развития.
Обобщая элементарное рассмотрение символов, можно отметить, что имя Труд, это реальное воплощение Закона сохранения энергии!
Из предшествующего рассмотрения имени, можно выделить некоторые его примечательные особенности. Наиболее заметное, это баланс или уравновешенность составных частей конструкции в представлении сути, то есть смысловая гармонию и ясность в определении характерных черт и их качеств. С одной стороны простота представления, но в ней, с другой стороны, воплощена идея и реализована величайшая закономерность мироздании. Если принять Труд как причину, то он провоцирует развитие, как следствие, которое заложено в нём самом в качестве Идеи. Другими словами, если Труд в своей реализации провоцирует импульс к развитию и имеет для этого развития соответствующие силы, то идея и силы для развития были заложены в сам Труд до процесса его реализации, то есть "a priori" (лат. "от предшествующего").
В контексте "Методологии философской интерпретации лингвистических конструкций"18, обратимся к гематрии и герменевтике.
"..." - характеристика уровней феномена (имени) через систему символов Таро;
... % ... - числовые значения имён, как смысловые антагонисты при интерпретации.
Sint - интегральное энергоинформационное воздействие феномена (имени) на внутреннее состояние сторонних объектов и качества среды;
Sint* - интегральное энергоинформационное воздействие феномена (имени) на внешнее состояние сторонних объектов и качества среды.
... - числовое значение - символическая характеристика качества переходного процесса от внутренней (потенциальной) характеристики к активной (кинетической) фазе самовыражения имени;
... - числовое значение - итог "мистического" сложения элементов феномена (имени);
... / ... - символическая интегральная оценка значения кинетической (проявленной) и потенциальной (скрытой) энергетики феномена (имени) по уровню её излучения (+) или поглощения (-)...
= - тождество, или тождественность значений феноменов (имён).
Гематрия...
Труд= (64) [19], Sint = Лев, Sint* = Овен; +1/0
Труд = (64) - Ко - (63) = Колода, Кадмон, Сын, Движение, Разум, Масло...
Труд = (64) = Короб, Тезис, Зерно, Доверие, Дождь, Совет...
Труд = (64) - Ко - (65) = Мать, Яхве, Синий, Тьма, Жиры, Воля, Целое...
Труд = (64) = "10" = (55) = Факт, Уран, Тело; (73) = Цель, Хнум; (82) = Я+Ты, Внезапно;
(91) = Созидание, Сознание; (118) = Сфера Жизни, Определение;
(127) = Страсть; (136) = Создание Начал; (154) = Сопереживать;
[46] = Духовная Сила; [64] = Исток Духовности, ...
Труд = [19] % [91] = Древо познания Добра и Зла...
Труд = +1/0 = Люди...
Внутренняя трансформация импульса в лингвистической конструкции, характеристика перехода от причины к следствию, её числовое символическое выражение: (64) - [19] = 45 = "9"
Аналогии проявленного выражения, как (45) = Звук, Правда, Мрак...
То, что окончательно представлено, как проявленная характеристика имени Труд (64), близка по объёму затрат и вложений в её организацию: (64) = 10 --- 9 = 45, но противоположна характеристикам качества переходного процесса конструкции: (64) % (46) - К