II. Искупительная смерть Христа в спасительном Замысле Божием
Иисус предан "по определенному совету и предвидению Божию"
|
|
Насильственная смерть Иисуса не была случайным плодом несчастного стечения обстоятельств. Она принадлежит к тайне Замысла Божия, как объяснил это иерусалимским иудеям апостол Петр уже в своей первой проповеди на Пятидесятницу: "Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли..." (Деян 2,23). Этот библейский язык не означает, что те, что "предали Иисуса" (Деян 3,13), были всего лишь пассивными исполнителями сценария, заранее написанного Богом.
|
|
У Бога все моменты времени присутствуют в их настоящем. И Свой предвечный план "предопределения" Он установил, включая в Него свободный ответ каждого человека на Его благодать: "Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой" (Деян 4,27-28). Бог допустил деяния, вытекавшие из их ослепления, что-бы исполнить Свой спасительный замысел.
|
|
"...умер за грехи наши, по Писанию"
|
|
Этот Божий Замысел о спасении через предание на смерть "Праведника, Раба" (Ис 53,11)6 был возвещен в Писании заранее как тайна всеобщего искупления, то есть выкупа, который избавит людей от рабства греха. Апостол Павел в исповедании веры, которое он, как говорит, "принял" (1 Кор 15,3), провозглашает, что "Христос умер за грехи наши, по Писанию". В искупительной смерти Иисуса в особенности исполняется пророчество о страждущем Отроке Господнем. Сам Иисус раскрывает смысл Своей жизни и смерти в свете образа страждущего Отрока. После Своего воскресения Он дает это толкование Писания ученикам в Эммаусе, а потом и самим апостолам.
|
|
"Бог Его сделал для нас жертвою за грех"
|
|
Апостол Петр, следовательно, может так формулировать апостольскую веру в Божий Замысел спасения: "...искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, (...) драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для нас" (Шетр 1,18-20). Грехи людей, как следствие первородного греха, наказываются смертью. Посылая Своего Сына в образе раба, соответственном состоянию падшего человечества, из-за греха обреченного на смерть, "не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2Кор 5,21).
|
|
Иисус не познал осуждения, как если бы Сам согрешил. Но в искупительной любви, которая всегда объединяла Его с Отцом, Он взял на Себя бремя нашего блуждания в грехе против Бога, вплоть до того, что даже произнес от нашего имени произнести на кресте: "Боже Мой, Боже Мой! для чего ты Меня оставил?" (Мк 15,34; Пс 22,1). Сделав Его столь солидарным с нами грешными, Бог "Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас" (Рим 8,32), чтобы мы "примирились с Богом смертию Сына Его" (Рим 5,10).
|
|
Бог положил начало всеобщей спасительной любви
|
|
Отдавая Сына за наши грехи, Бог открывает тем самым, что Его замысел о нас есть замысел благоволения и любви, предшествующей всяким нашим заслугам: "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Ин 4,10)10. "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим 5,8).
|
|
Эта любовь не имеет исключений, о чем Иисус напомнил в заключении притчи о заблудившейся овце: "Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" (Мф 18,14). Он говорит, что пришел, чтобы "отдать душу Свою для искупления многих" (Мф 20,28); этот последний термин не ограничителен: он противопоставляет все человечество единственной личности Спасителя, Который отдает Себя, чтобы спасти человечество. Церковь следом за апостолами учит, что Христос умер за всех людей без исключения. "Нет, не было и не будет ни одного человека, за которого Христос не пострадал".
|
|
III. Христос Сам предал Себя Отцу за наши грехи
Вся жизнь Христа есть дар Отцу
|
|
Сын Божий, Который "сошел с небес не для того, чтобы творить волю Свою, но волю пославшего Его Отца" (Ин 6,38), "входя в мир, говорит: (...) Вот, иду (...) исполнить волю Твою, Боже (...) По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа" (Евр 10,5-10). С самого начала Своего Воплощения Сын посвящает Себя общественному замыслу Спасения в Своей искупительной миссии: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин 4,34). Жертва Иисусова "за грехи всего мира" (1Ин 2,2) выражает Его общение любви с Отцом: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою" (Ин 10,17). "Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю" (Ин 14,31).
|
|
Это желание отдать Себя замыслу искупительной любви Отца одушевляет всю жизнь Иисуса, ибо Его искупительные Страсти - причина для Его Воплощения: "Отче! избавь Меня от часа сего. Но на сей час Я и пришел" (Ин 12,27). "Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" (Ин 18,11). И еще на кресте, прежде чем "совершилось" (Ин 19,30), Он сказал: "Жажду" (Ин 19,28).
|
|
"Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира"
|
|
Иоанн Креститель, после того как согласился дать Ему крещение вслед за грешниками5, увидел и показал, что Иисус есть "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1,29)6. Он открывает таким образом, что Иисус есть в одно и то же время страждущий Отрок, молчаливо дающий вести Себя на заклание (Ис 53,7) и несущий грех многих, и пасхальный Агнец, символ искупления Израиля во время первой Пасхи (Исх 12,3-14)3. Вся жизнь Христова выражает Его миссию: "послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10,45).
|
|
Иисус свободно посвящает Себя искупительной любви Отца
|
|
Посвящая Свое человеческое сердце любви Отца к людям, Иисус "до конца возлюбил их" (Ин 13,1), ибо "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15,13). Так в страдании и смерти Его человеческое естество стало свободным и совершенным орудием Его Божественной любви, которая хочет спасения людей. Действительно, Он свободно принял крестные муки и смерть из любви к Отцу и к людям, которых Отец хочет спасти: "Никто не отнимает ее [жизнь] у меня, но Я Сам отдаю ее" (Ин 10,18). Отсюда вытекает неограниченная свобода Сына Божия, по Своему решению идущего на смерть.
|
|
На Тайной Вечере Иисус предварил добровольное жертвоприношение Своей жизни
|
|
Иисус высочайшим образом выразил свободное принесение Себя в жертву в совместной трапезе с двенадцатью апостолами "в ту ночь, в которую предан был" (1 Кор 11,23). Накануне Страстей, пока Он еще свободен, Иисус превращает эту Последнюю Вечерю с апостолами в поминание Своей добровольной жертвы Отцу ради спасения людей: "Сие есть Тело Мое, которое за вас предается" (Лк 22,19). "Сие есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф 26,28).
|
|
Евхаристия, которую Он учреждает в этот момент, будет"воспоминанием" (1 Кор 11,25) его жертвоприношения. Иисус включает апостолов в Свое приношение и просит их продолжать его. Тем самым Иисус ставит Своих апостолов священниками Нового Завета: "И за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиною" (Ин 17,19).
|
|