Аннотация: Это что-то типа словаря, содержащего также мои мысли о Парфии.
ПАРФЯНСКИЕ ЗАМЕТКИ
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ И МОИ МЫСЛИ О ПАРФИИ
• Парфия - историко-культурная область на СВ Ирана и Туркмении. Центром древней Парфии был город Ниса (недалеко от Ашхабада).
• Парфяне - первоначально кочевое племя, основавшее свое государство в середине III в. до н.э.
• Парфянское Царство - крупное государство на территории нынешних Ирана, Ирака, Туркмении и половины Афганистана. Просуществовало с середины III в. до н.э. по начало III в. н.э. Из всех источников про него известно крайне мало - только римские историки и путешественники описали Римо-Парфянские войны и частично гос. Устройство, как правило представляя парфян варварами. Пренебрежение парфянами было и у их наследников - Сасанидского Ирана и мусульманских династий. О культуре известно еще меньше (в основном из археологии), точнее почти ничего, кроме того, что она была смесью эллинистической с передневосточной и кочевнической.
• Месяц Азер - примерно декабрь, последний день месяца - кажется, 23-е или 22-е декабря, то есть месяц заканчивался зимним солнцестоянием.
• 241 год эры Аршака - (первоначально был 247-й) шестой год до нашей эры, эра Аршака велась с 247 г. до н.э. Я думал над двумя датами, т.к. с одной стороны передо мной были результаты исследований Кеплера, с которыми согласилась Церковь. Кеплер высчитал, что именно в этом году в небе произошло то событие, о котором написано ниже. Я же не мог понять (и вполне резонно): "Как Иисус Христос мог родиться за шесть-семь лет до Рождества Своего??" В конце концов для удобства повествования и сюжета я "помирился" с Кеплером и вынужден был списать несовпадения на недостатки раннехристианского летоисчисления. В контексте этой главы принятие той или другой стороны было для меня особенно важно, т.к. за семь лет между кеплеровским и традиционным Рождествами в Парфии произошла смена царей: вместо старого и мнительного Фраата IV, сославшего всех родственников в Рим, пришел юноша Фраатак, за которого правила его мать, одновременно жена и нареченная богиня во плоти.
• Гекатомпил - полулегендарная столица раннепарфянского государства, лежавшая где-то на пути из Рея (пригород Тегерана) в Нису. До сих пор не найдена.
• Ктесифон - главная столица Парфии с того времени как парфяне заняли Месопотамию. Находился Ктесифон точь-в-точь на территории Багдада.
• Селевкия - город, основанный греками в междуречье Тигра и Евфрата. В целом Селевкия лежала на Тигре, напротив Ктесифона. Там до парфянского завоевания концентрировалось греческое население, а в парфянское время - смешанное Греко-семитское. Селевкия постоянно бунтовала в надежде на большую независимость, чем давали ей парфяне. Кроме этих двух городов в районе узкого перешейка между реками был и древний город Вавилон - итого три крупных города на крохотном пространстве.
• Царь царей - основной титул государей в Парфянском царстве. Причем это не пустая формальность, а отражение реального строя державы: государство было разделено на крупные уделы, где сохранялась местная власть и свои царские династии, зачастую враждебная центральной власти. Такая система привела к довольно быстрому распаду Парфянского царства. Цари царей избирались из рода Аршакидов.
• Маргиана - современный западный Афганистан.
• Род Суренов - исключительно влиятельный род в Парфии, фактически вторые люди после Царя царей. Родовой вотчиной Суренов был Систан (он же Сакастан - земля саков) - пограничная область между Ираном и Афганистаном. Обычно считается, что все три "волхва с востока" были магами - жрецами, звездочетами, но я сделал одного из них знатным вельможей и неплохим политиком.
• Марзбан - наместник на крупной территории. Марзбаны и сатрапы, в отличие от местных царьков, реально подчинялись Аршакидам, но поставить их было делом нелегким - это было возможным только в случае прерывания местной династии.
• Гиркания - область на юге Каспийского (Гирканского) моря.
• Окс - река Амударья.ъ
• Последний Спаситель: в древнеперсидской религии зороастризма, также как и в христианстве, существовало учение о Спасителе мира. Более того, этих Спасителей должно было прийти в мир целых три - по одному в каждое тысячелетие после пророка Заратуштры, имя которого все говорили и говорят по-разному. Надо сказать, что в отношении к Спасителю и Концу света зороастризм - религия даже более человеколюбивая, чем христианство: после Великого суда все люди пройдут через расплавленный металл, но праведникам он покажется молоком, а грешникам - собственно расплавленным металлом. Но вечных мучений нет в принципе: после очищения огнем наступит тотальное прощение и абсолютный всеобщий рай.
• Что касается "церемоний": все авторы, от Страбона до Кошеленко, говорят об исключительной любви парфян к пышной титулатуре и церемониалам. Однако ни один не описывает хотя бы одной такой церемонии.
• Карен - еще один значительный парфянский род. Считается, что таких родов, как Сурены и Карены, было семь, в том числе Михраны и Испахпаты.
• Вазурги - высшие вельможи.
• Ямуга - некий очень почетный титул, который переводится по-разному. Грубо говоря - "знатный, предводитель".
• Фрааспа - город в Мидии Атропатене (современный иранский Азербайджан), отбивший в 36 г. до н.э. нападение шестидесятитысячного войска Марка Антония.
• Эрбад - высший сан жрецов в зороастризме.
• Саошиант - собственное имя Спасителя.
• Противостояние Юпитера и Сатурна в доме рыб - то самое явление, кторое высчитал Кеплер для 7 г. до н.э.