Тохта : другие произведения.

Янычары ч.1 Орден бекташи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О янычарах пишут часто. Иногда их представляют как суперэлитных воинов, не знавших неудач, иногда, особенно при описании более позднего времени, вообще лишают их всех воинских качеств. Нередко, даже в научно-исторической литературе, янычарами часто называют всех пеших воинов османской армии. Такие же разногласия вызывает и роль янычар в государственном аппарате империи. Данная статья представляет собой попытку разобраться в том, что представляли собой янычары в разные моменты их истории, какова была их роль в османской армии и государственном аппарате. Поскольку это именно попытка, я буду рад услышать любую критику.

  Янычары- их значение в Османской империи.
  
  Часть первая
  
  XIV-XVI вв.
  
  Как известно, Османский бейлик (княжество) возник в конце XIII в. Вначале он
  представлял собой просто небольшое тюркское племя кайлы (или кайи), бежавшие от натиска монголов в тюркскую Анатолию (М. Азию). Они могли выставить примерно четыре сотни воинов (1), т.е. их численность насчитывала примерно пару тысяч человек.
  Под руководством легендарного, т.е. известного только по легендам, Эртогрула они получили небольшое владение (удж) для кочевания от Никейского султана в обмен на воинскую службу и охрану границ.
  Основателем и организатором новоявленного образования стал Осман (1281-1324 гг.), получивший после смерти отца титул бея. Именно он заложил основы нового государства.
  Следует отметить, что при создании своего государства Осман опирался на две традиции.
  С одной стороны, привлекал для организации государственного аппарата улемов (мусульманское духовенство и интеллигенция в одном лице), которые выступали знатоками и носителями ближневосточных традиций государственности.
  С другой стороны он использовал византийцев, в первую очередь пограничных воинов. Характерно что среди первых тамариотов нередко встречаются фамилии, характерные для греков, принявших ислам (Михаилогуллары, Эвреносогуллары).
  Основу его армии, выросшей примерно до четырех тысяч человек, по прежнему представляла собой племенное ополчение (таифе).
  Кроме того, он так же использовал тимариотов. Именно Осман начал давать своим воинам тимары (участки земли с крестьянами, иногда рынки и т.д.) в обмен на службу. Фактически перед нами типичные феоды или поместья, раздаваемые за службу. При условии лояльной службы тимары передавались по наследству. Если поместье приносило 2000 акче в год, тимариот должен был служить лично, а если больше, то на каждые дополнительные 2000 акче дохода владелец должен был приводить с собой джебелю (латника).
  Тимариотами, вероятно, становились наиболее успешные воины, представители верхушки племени и византийцы (возможно за ними таким образом закреплялись земли, которыми они уже владели). Позднее, со второй половины XIVв. тимариоты составляют основу турецкой армии.
  Так же важную роль в османской армии того времени играли гази (тюркское название абдалы). Они представляли собой мусульманский аналог крестоносцев, т.е. борцов за веру и добычу, обычно формировавшийся за пределами бейлика или из чужаков. Нередко их возглавляли исламские мистики суфии, представители различных орденов, в том числе мевлеви, бекташи и т.д. Характерно, что Гази было прозвищем и самого Османа и его наследника Орхана (1324-1362 гг.).
  С помощью унаследованной от отца армии, Орхан в течении почти десяти лет осаждал крупный византийский город Бруссу. Когда город наконец сдался, Османы получили в свое распоряжение значительные налоговые сборы с него и окрестных земель. Многолетняя осада показала Орхану необходимость создания пехоты в его армии, идеи, реализовать которую позволили полученные средства.
  В результате были созданы создали первые пехотные подразделения- отряды яя, аналоги которых существовали и в соседних бейликах (2). Они формировались по следующему принципу- несколько семей крестьян получали освобождение от налогов, а взамен должны были выставлять в поход одного воина. Во время похода он получал жалованье.
  Позднее по тому же принципу стали набирать и всадников-мюселемов.
  В качестве пехотинцев турки использовали и отряды азапов (холостяков), получавших жалование только во время службы (похода). Это были молодые люди, участвовавшие в войнах султана в надежде на жалование, добычу и возможность сделать карьеру, перейдя в состав яя или тимариотов.
  Кроме того, в армии Орхана использовались отряды рабов, пожелавших поступить на службу султана. Они использовались на самых опасных участках и были не слишком надежны.
  Наличие мощной армии и использование феодальныхмеждуусобиц позволили османам захватить соседний бейлик, Кареси. В это же время они нередко выступают как наемники византийцев, активно участвуя в их междуусобных войнах и одновременно продолжая захватывать их владения в Малой Азии.
  При всех своих успехах, османы в первой половине XIV в. оставались относительно небольшим княжеством, по многим параметрам уступавшим соседним бейликам, например Айдын, Сарухан, Ментеше, привлекавшим основное внимание соседей.
  Перелом произошел в середине века, когда в руки османов попали ключевые византийские крепости, особенно Галлиополи, контролировавшей Дарданеллы.
  Опираясь на эту крепость, османы начали регулярные набеги на Балканы, а затем перешли и к завоеваниям.
  Большую роль в этих набегах играли отряды акынджы (удальцы, налетчки), продолжавших традиции гази. Чаще всего они формировались за пределами османского государства, но поскольку для прохождения на территорию христиан и обратно они использовали его земли, то османский правитель сохранял над ними определенный контроль, выражавшийся в определении им целей для набега и получения 1/5 добычи, в том числе рабов.
  Большую роль в успехах тюрок играла слабость их врагов. После ослабления Византии и потерей ею большей части своих владений на Балканском полуостровероль лидера в регионе попеременно переходило то к одному, то к другому государству- Болгарии, Сербии, Эпирскому деспотату и т.д.
  Однако стоило такому лидеру усилиться и расширить свои владения, включая в свой состав и греческие земли с их феодалами, как вскоре его собственная феодальная знать, усилившаяся за счет захвата новых земель, разрывала государства на части.Таковой была судьба и самого сильного в первой половине XIV в. балканского государства, Сербии. Захватив в правление Стефана Душана (1331-1355) значительные территории , давшие возможность последнему принять титул король сербов и греков, оно после его смерти распалось на части, которые не смогли дать достойный отпор новым завоевателям.
  Благодаря всем этим факторам следующий правитель османов, Мурад I Худавендигяр (Повелитель) (1362-1389), первым принявшим титул султана,
   за время своего правления захватил большую часть Фракии и Болгарии.
  Так же он сумел навязать свой сюзеринитет западно тюркскими бейликам.
  Для усиления своего контроля султан нередко переселял своих подданных, особенно ненадежных кочевников- юрюков, на Балканы, а часть христиан в Анатолию.
  После гибели султана в битве на Косовом поле, где он разгромил сербов, тем самым захватив лидерство на Балканах, его наследником стал Баязид Йолыдрм (Молниеносный), прозванный так за умение быстро перебрасывать войска из Анатолии на Балканы и наоборот.
  Однако молодое турецкое государство могло повторить путь той же Сербии. Ведь по условиям того времени именно феодалы обеспечивали правителю и поддержание порядка на местах и мобилизацию мощной армии. Тем более что состав тимариотов османов был очень многообразен. Он включал воинов, добившихся успеха у них на службе (что не гарантировало стопроцентной верности их и особенно их потомков), гази, самостоятельно захвативших свои владения на Балканах, иногда добившихся их признания как собственности (мюлька), тимариотов других беликов и христианских феодалов, сохранивших свои владения путем признания власти султана, пусть и при сохранении своей веры (особенно в первом поколении).
  Тем не менее, уже при создании османского государства были созданы два института, позволявшие османскому правительству держать своих феодалов под контролем.
  Во первых из числа улемов был сформирован судейский корпус кади (судей) не подчинявшимся местным властям и даже имевшим определенные административные полномочия в городах. Это позволяло разделять власть на местах и обеспечить взаимный контроль тимариотов и кади.
  Во вторых, именно при султане Мураде, приблизительно в 1362 г. (3), по предложению кади (судья) Бруссы Кары Халкы-паша, и будущего великого визиря, был создана мощная гвардия, получившая название капы кулу (рабы дворца), ядро которой составили йони чери (новое войско), вошедшие в историю как янычары. Считалось, что воины-рабы, не имеющие родственных связей с местной элитой и вообще населением бейлика, будет преданными слугами султана.
  В данном тексте капы кулу и янычары будут использоваться как синонимы, поскольку они формировались одинаковым способом, и играли роль придворной гвардии, хотя в отдельные моменты истории сипахи (конные гвардейцы) и конфликтовали с янычарами. Так же в состав корпуса входили на правах отдельных подразделений джебеджи (оружейники), а немного позднее в его состав вошли и топчу (артилеристы) и хумбаджи (бобардиры).
  Следует отметить что сипахи, т.е. конными всадниками (иногда говорят сипаги или спаги) нередко именовали и тимариотов, поскольку они так же служили в конном строю, но в данном тексте сипахи это только воины капы кулу.
  Корпус был создан, скорее всего согласно ближневосточным традициям создания гвардии из гулямов (мамлюков)- рабов. Однако в нем отразились и такие османские традиции, как использование отрядов гази, т.е. воинов чужаков, воодушевленных борьбой за веру, упор на развитие пехоты, точнее пеших лучников и т.д.
  Формирование корпуса проходило за счет разных источников. Наиболее известным был налог девширмие, заключавшийся в наборе христианских подростков в возрасте 7-14 лет по одному человеку с сорока дворов. Налог собирался раз в четыре-пять лет, большей частью на Балканах, а так же среди христиан Анатолии.
  Христианские источники подчеркивают ужас от того, что у родителей забирали детей, а детей разлучали с семьями. Османские напротив, говорят о том, что для того, что бы пристроить своих детей на выгодную службу или просто избавиться от лишних ртов, некоторые родители даже давали взятки. Представляется, что в разных случаях происходило по разному.
  Однако участник корпуса говорит о том, что основным был выкуп пленным детей и подростков (4). Так же и английский историк Д. Николле пишет о том, что девширмие давал султану примерно от одной до трех тысяч подростков, а общее количество рабов, набираемых на службу, достигало восьми тысяч (5), т.е. большинство будущих янычар были малолетними рабами, выкупленными для службы.
  Говоря об источниках пополнения корпуса, не стоит забывать, что, что вначале, во всяком случае, до середины XVв. в число янычар нередко зачисляли рабов, особенно военных специалистов.
  Так же в число янычар несколько раз вводились крупные пополнения за счет дворцовой прислуги (псари, сокольничие, бостанджи), чье происхождение (рабы, свободные турки?) неясно.
  После принятия на службу будущих янычар отдавали на работу в мусульманские семьи в Анатолии. После этого они еще в течении пяти-семи лет учились в учебных лагерях, затем сдавали экзамены и в случае успешной сдачи поступали в состав корпуса. Так же будущих янычар использовали как рабочую силу на верфях и т.д.
  Наиболее способных подростков отдавали в дворцовые школы, где они в течении двух-семи лет получали неплохое образование, а так же выполняли обязанности дворцовой прислуги
  В дворцовых школах проводилось обучение не только владению оружием, но и литературе, музыке, хорошим манерам. Выходцы из них занимали офицерские должности капы кулу, при дворе султана и в государстве в целом. Так, одним из учеников дворцовых школ был Синан, самый известный архитектор османской империи.
  Учитывая количество соотношение капы кулу и количество набираемых, можно уверенно сказать, что далеко не все набранные таким образом, проходили обучение до конца и становились янычарами. Часть оставались рабами или погибали в ходе обучения.
  Для того что бы понять процесс превращения мальчиков христиан в рьяных воинов ислама и султана, следует рассмотреть основные идеологические основы османской империи, основы, которые привлекали многих за пределами османской империи, заставляя рассматривать ее как пример идеального государства.(6)
  Основой миропонимания людей того времени безусловно была религия. Для османов такой религией был ислам сунитского толка. Судя по легендам (7) сам Осман, возможно, вначале не был мусульманином, во всяком случае, не знал что такое Коран. Вообще следует отметить, что вначале на османов оказывали большое влияние различные суфии, чье понимание ислама была весьма своеобразным, нередко включавшим те или иные языческие элементы. Со временем османы безусловно усвоили и ортодоксальный ислам.
   С точки зрения ислама Османское государство находившиеся на границе исламского и христианского мира и ведущее почти непрерывные войны с христианами, было государством, ведущим джихад, священную войну за веру, в отличие от большинства мусульманских государств того времени. Успехи в этой войне, позволившие всего за столетие превратить небольшое княжество в огромную империю, шедшую от победы к победе, и захватившую Константинополь, было в глазах многих людей того времени явным признаком Божьего благословения этого государства. С другой стороны, многие люди того времени видели в успехах мусульман доказательство истинности их веры (8).
  Другим важным элементов идеологии осман было стремление к справедливости.
  Справедливость понималась как соблюдение законов ислама (шариата).
  Это выражалась в особом внимании, которое часто декларировалось в различных указах султанов. Характерно, что о справедливости османского суда упоминалась и в записках янычара.(9).
  Важной частью это справедливости было и соблюдение прав зимиев (немусульман) прописанное в законах шариата. Открытые преследования иноверцев не допускались, в отличие от изгнания евреев в Испании и т.д., хотя разумеется мусульмане считались господствующим большинством.
  Так же и не ставилось целью насильственное превращение всех подданных султана в мусульман, что позволяло многим христианам служить в османской армии.
  Хотя будущие янычары, оказавшись в мусульманском окружении, всегда принимали ислам, этот факт так же подтверждал справедливость османов
  Еще одним проявлением справедливости было равенство, предписанное в Коране как равенство мусульман. Это равенство проявлялась в том, что в Османском государствекаждый человек, в не зависимости от своего происхождения, мог сделать карьеру.
  В то время как на Западе сословные привилегии играли огромную роль, как на Востоке уже сложилась своя знать, нередко абсолютно инородная, как мамлюки в Египте, в Османской империи каждый мог занять любую должность.
  Особо привлекательным это было для янычар, чувствовавших, по характерному выражению Наполеона, что каждый из них носит маршальский жезл в ранце, т.е. может занять любой, сколь угодно высокий пост, разве что кроме поста самого султана.
  Наконец, характерные для османов уважение к крестьянам и борьба с номадами было особенно актуальным именно для восточных областей, где начиная с XIв. сменявшие друг друга кочевники раз за разом захватывали власть, попутно грабя крестьян и уничтожая (сознательно или забрасывая) иррагационные сооружения.
  Именно на кочевников опирались почти все существовавшие в то время на Востоке режимы, щедро раздававшие кочевым племенам земли с крестьянами.
  Османы, несмотря на свое происхождение, и здесь наводили свой порядок. В их армии и государстве кочевники не имели привилегированного положения.
  Разумеется, эти принципы не стоит идеализировать. Справедливость понималась как поддержание норм средневекового мусульманского права (шариата) а не современных прав человека. Возможность карьеры компенсировалась намного меньшим уважением к человеческой жизни, чем в средневековой Европе, где происхождение и родственники могли защитить человека, во всяком случае, достаточно знатного.
  Что касается собственно янычар, об их мировоззрении мы знаем мало. Известно, что янычарский корпус и все янычары формально считались члена суфийского ордена бекташи. В османских хрониках корпус янычар называется корпусом бекташи, его глава имел должность офицера корпуса. Это позволяло объяснить обеты безбрачия и проживания в казармах.
  Бекташи были суфийским орденом, который пользовался большой популярностью на Балканах, там где набирали будущих янычар. В их учении хватало элементов, совершенно не характерных для ортодоксального ислама, например признание святой Троицы ( Аллах, Мухамед и Али), практику исповеди и отпущения грехов, причастие вином и сыром и т.д. Наличие подобных элементов позволяла этим суфиям намного эффективнее находить общий язык с христианами и обращать их в ислам, подчеркивая общие моменты обоих религий. Вероятно, эта гибкость помогала бекташи находить общий язык и с будущими янычарами, выходцами из семей христиан.
  Так же можно предположить, что янычары участвовали в ритуалах бекташи, которые включали в себя определенные практики (медитация, постановка дыхания, определенные упражнения) которые позволяли использовать скрытые возможности организма.
  Однако все эти предположения остаются только на уровне гипотез.
  Но положение янычар и тот факт, что их называли орденом бекташи позволяет сделать предположение что корпус янычар является, в определенной степени, аналогом христианских рыцарских орденов.
  Какова была численность янычар и капы кулу в целом, сказать трудно. Во первых, имеющиеся данные весьма обрывочны, во вторых янычары участвовали в боях и естественно, несли потери. Так в битве при Анкаре (1402 г), когда среднеазиатский правитель Тимерлан разгромил и взял в плен Баязида Йолдырма, янычары, окружавших султана, сражались до конца и погибли в бою.
  Но все же некоторые цифры известны.
  Вначале их численность янычар, а возможно и капы кулу в целом, вероятно колебалась в районе тысяче человек, но постепенно росла.
  Мурад II (1421-1451), уже имел порядка 3000 янычар. (10).
  В записках янычара, служившего в середине XVв. указывается что число янычар при дворе составляло около четырех тысяч человек (11). В 1475 г. общее число янычар указанно как 6000 (12).
  Возможно, что разница между двумя этими цифрами отражает соотношение между янычарами, участвовавшими в походах султана и небетчи, т.е. янычарами, стоявшими гарнизонами в различных крепостях. Следует отметить, что и те и другие периодически менялись местами.
  Общая численность капы кулу в это время составляла порядка 10 тысяч человек (6000 янычар, 3000 сипахи, плюс топчу, хамбараджи и джебеджи).
   Для того, что бы понять много это или мало, имеет смысл сравнить янычар с другими подразделениями. Кроме них, в состав османской пехоты входили уже упомянутые яя и азапы. В середине XV количество яя достигло 20 т. Количество азапов в это же время достигало 30 т. При этом основу османской армии составляла конница. Численность тимариотов в это время можно оценить примерно в 60 т. человек. Так же использовались различные отряды акынджи и юрюков, которые могли выставить до 40 т. воинов. (13)
  И наконец вспомогательные отряды войнаков и морталосов., набираемые из христиан (прокладка дорог, строительство мостов и т.д.).
  Разумеется, приведенные выше цифры касаются общей численности османской армии. В поле, т.е. для отдельного похода, а тем более конкретного похода, выходила только часть этих войск, поскольку многие были заняты поддержанием порядка в различных местностях империи, да и сами эти цифры говорят скорее о максимальном количестве, не учитывая больных, раненных и т.д.
  Но они, тем не менее, позволяют сделать вывод что капы кулу представляли собой важную, но все же далеко не основную часть османской армии.
  Следует указать, что в литературе, даже в исторической, обычно все пехотинцы османского султана называются янычарами. Как показывают приведённые выше цифры, это абсолютно не верно, хотя и отражает сложившийся стереотип.
  Еще одним традиционным стереотипом является представление о огромном численном превосходстве османов над всеми их противниками. Корни это явления связанны с тем, что для определения численности турецких армий обычно использовались данные их противников, заинтересованных в максимальном преувеличении для того, что бы подчеркнуть весомость своей победы или объяснить свои поражения.
  При этом следует учитывать что в период складывания империи, т.е. вторая половина XIV- первая половина XVвека противники османов не раз выводили свои армии в поле и атаковали османов на их территории, тем сам наглядно доказывая что считают османские армии вполне достойным, но равным противником, победа над которым вполне возможна. Таким образом, на первом этапе своего существования, победы османов явно объясняются не их численным преимуществом, а наличием более эффективной армии, важную роль в которой играли янычары.
  Мы мало что можем сказать о стратегии османов, кроме того, что обычно они предпочитали действовать медленно, захватывая владения своих противников шаг за шагом, нередко вначале грабя их владения, затем захватывая крепости или вступая в полевые сражения.
  В этих сражениях османы действовали согласно определенной тактике, стремясь, по возможности навязать свою волю противнику.
  Тактика османской армии выглядят следующим образом- первая линия, состоящая из акынджи и юрюков, представляла собой отряды легкой кавалерии. Их задачей было разведать расположение войск противника, тревожить его легкими атаками, и в идеале спровоцировать его атаку в нужном направлении и в нужное время. Целью этой атаки и основным ядром османской армии был ее центр.
  Там располагалась пехота, чьи позиции османы по возможности старались усилить инженерными сооружениями-кольями, волчьими ямами, телегами, иногда рвами и валами. Задача пехоты состояла в том, что бы принять на себя основной удар противника и остановить его.
  А затем в бой вступала тяжелая (по восточным меркам) конница тимариотов, которая наносила мощный удар с флангов.
  Это простая на первый взгляд схема требовала от турецкой конницы умения маневрировать на поле боя, грамотно отступать и вовремя атаковать противника.
  От пехоты требовалась в первую очередь стойкость и огневая поддержка (значительную часть пехотинцев составляли лучники).
  Янычары практически всегда занимали место в центре. Однако следует уточнить, что скорее всего они не стояли в первой линии пехоты, принимая на себя натиск врага.
  Так по замечания современника, основной удар принимали на себя азапы (). Возможно ту же роль иногда играли и яя.
  Это подтверждается и фактом традиционного соперничества азапов и янычар, которое отмечают источники.
  Ставить в первую линию янычар, подготовка которых занимала порядка десяти лет, было просто глупо, слишком высока была их подготовка. Известен случай, когда во время междуусобных войн, вспыхнувших после поражения при Анкаре, отряд янычар в 500 воинов разгромил 5000 корпус восставших против османов айдынскихсипахи и азапов.(14).
  Кроме того, обычно янычары окружали султана, находившегося чуть позади основной линии войск, и вступавшего в сражения без крайней необходимости.
  Так же следует учитывать, а так же то, что хотя они использовали самое разное оружие, включая изогнутые мечи и копья, основным оружием янычар считался лук.
  Как известно, подготовка лучников требует большого количества времени (в идеале с подросткового возраста) и усилий. Это связанно не только и даже не столько с подготовкой снайперов а-ля киношные робин гуды, но скорее с тем, что необходима была серьезная физическая подготовка что бы использовать тугой воинский лук и посылать стрелы с силой, способной пробить не слишком тяжелые доспехи.
  Разумеется, это означает что янычары не участвовали в бою, скорее то, что обычно играли роль резерва, призванного переломить исход боя, например при прорыве противником линии азпов, либо добить противника.
  Кроме полевых сражений, османы активно захватывали вражеские крепости. Штурм отличался особым ожесточением, в нем участвовали все войска, хотя вначале в бой нередко бросались азапы и яя. При этом османы стремились максимально прикрыть свою пехоту лучниками, что сократить огонь из крепости.
  Янычары во время штурма чаще всего бросались в наиболее важные места- проломы, сделанные в стенах осадными орудиями, играя роль своеобразного спецназа, способного быстро выдвинутся к пролому и удерживать его, а в идеале ворваться в город и ударить защитникам стен в спину, не отвлекаясь на грабеж (15).
  Не менее важна была роль капы кулу во системе управления страной. Янычары занимали все ключевые крепости в стране, что гарантировало лояльность местных феодалов.
  Эта система прошла суровую проверку после разгрома Баязида при Анкаре. Следует отметить что в этом поражении большую роль сыграли анатолийские сипахи и кочевые племена, перешедшие на сторону Тамерлана. Им было известно, что в армии последнего воюют наследники анексированных недавно османами анатолийских бейликов.
  Тем не менее, несмотря на разгром армии и гибель в плену султана, Османская империя выжила. Кроме западноанатолийских бейликов, где по воле Тимура воцарились наследники их прежних правителей, остальные владения остались под контролем османов. Несмотря на то, что сыновья Баязида тут же разделили империю на части, никто из местных феодалов не попытался добиться самостоятельности.
  После многолетних междуусобиц, султан Мехмед I (1413-1421)сумел возродить османскую державу. Следует отметить, что после многочисленных восстаний и переходов тимариотов от одного брата к другому, султан начал более активно назначать на высшие должности выходцев из капы кулу.
  Еще одним важным изменением в составе османской армии стало сокращение количества и значения подразделений яя. Дело в том, что их участники совмещали крестьянский труд и службу в армии. Пока боевые действия шли относительно неподалеку от их участков, у них было время для крестьянской работы и возможность привести добычу домой. С ростом размеров империи им приходилось тратить все больше времени на переброску к театру военных действий. Прибыльность грабежа так же снижалось, так как добычу приходилось продавать за бесценок перекупщикам. В результате количество яя и мюселемов сокращалась, и они все больше теряли свой статус, превращаясь либо в смотрителей дорог и мостов, либо полностью сливаясь с обычными крестьянами. Это означало усиление роли янычар, которые должны были заменить яя.
  Мощная армия позволила его наследника Мураду II продолжить завоевания Балкан. К его правлению относится и первое вмешательство янычар в политику. Когда Мурад отрекся от престола, они, видя молодость его наследника, подняли мятеж, разграбили дворцы сановников и потребовали от молодого султана вернуть на трон своего отца.
  Позднее, после смерти Мурада, его сын Мехмед, известный как Фатих (Победитель) (1451-1481 гг.) снова взошел на престол и вскоре захватил Константинополь, переименовав его в Стамбул, а позднее завоевал все оставшиеся владения на Балканах и в Анатолии. С пятидесятых годов в составе капы кулупоявились топчу, т.е. артиллеристы.
  В правление Баязида II Уали (Святого) (1481-1512 гг.) крупных войн практически не велось. Но в организации янычар появились серьезные изменения
  Во первых, поскольку после смерти Мехмеда Баязид захватил власть, разгромив войска своего брата Джема, то он усилил преданность янычар, раздав им щедрые подарки по поводу воцарения, и с тех пор каждый новый султан щедро одаривал свою гвардию во время вступления на престол.
  Во вторых, часть янычар была вооружена огнестрельным оружием.
  Тогда же часть янычар (вначале, видимо пожилые или инвалиды, имевшие статус пенсионеров) стали заниматься ремеслом, что бы прокормиться. Так, цех мясников в Стамбуле состоял только из янычар. В отличие от обычных ремесленников, янычары не платили налогов (16).
  Любимцем янычар того времени был Селим, сын Баязида, получивший прозвище Явуз (Лютый или Грозный). Отец считал, что наследником должен стать другой его сын, Ахмед, но Селим поднял мятеж, с помощью янычар разгромил посланные против него армии и сверг с престола отца, который вскоре умер в тюрьме, после чего казнил своих братьев.
  Селим II Явуз (1512-1520 гг.) начал священную войну с шиитами, во главе которых стоял персидский шах Исмаил, чья конница считалась неудержимой в атаке. Вырезав для начала несколько десятков тысяч шиитов в Анатолии, Селим в 1514 г. разгромил при Чалдыране персидские войска. Большую роль здесь сыграли пехота тюрок. Опираясь на вагенбург (укрепления из обозных повозок, скрепленных цепями) и активно используя артиллерию и мушкеты, турки сумели остановить атаки персидской конницы, а затем разгромить ее. В 1516 г. по той же схеме была разгромлена армия египетских мамлюков, считавшихся лучшими воинами мусульманского Востока. Теперь это звание перешло к янычарам.
   После смерти Селима власть получил его сын Сулейман, известный у европейцев как Великолепный, а у турок как Кануни (Законодатель) (1520-1566 г.). В годы его правления Османская империя достигала зенита своего могущества. Была разгромлена и частично захвачена Венгрия, присоединены большая часть Северной Африки (за исключением Марокко), захвачен Ирак.
  Османская армия была одной из лучших в мире .Как и раньше, ее ядро составляли тимариоты и капы кулу, к которым добавлялись отряды легкой конницы в виде акынджи и армии крымского хана. А так же вспомогательные части из моладаван и валахов.
  Янычары были по прежнему великолепным войском, но многолетняя система их подготовки делало невозможно резкое увеличение их численности, хотя подготовка тюфенкчи (так османы называли солдат, вооруженных ружьями) требовала намного меньшего времени, чем подготовка лучников.
  В правление Сулеймана численность янычар колебалась в диапозоне от 8 до 12 т.(17). Общая численность численность капы кулу, включая некомбатантов, достигала в 1527 г. 37627 ч. (18).
  Но этого было безусловно мало, что бы участвовать в походах, поддерживать гарнизоны крепостей и т.д. Традиционно ядро армии составляли тимариоты, служившие в коннице. Борьба с европейцами показала, что османам необходимо увеличить количество пеших стрелков, вооруженных огнестрельным оружием.
  Что бы сделать это и сократить свои расходы на содержание своих отрядов, многие провинциальные наместники, обычно носившие титул паши (опора царства) начинают создавать свои отряды не из всадников, как раньше, а из пехотинцев.
   Как известно, в Османской империи, как и Московском царстве, высшие чины получали не денежное содержание, а поместья в награду за службу. Доходы с поместья должны были не только обеспечить самого пашу и его семью, но и компенсировать его расходы на содержание личных помощников (чиновников, личной дружины и т.д.). Т.е. личные отряды вельможи набирали самостоятельно.
  Эти воины обычно набирались среди мусульман, чаще всего самих тюрок, или принявших ислам жителей других стран (арабов, боснийцев и т.д.). В случае долгой службы они могли рассчитывать на получение особого статуса, т.е. их хозяйства освобождались от налогов. Наиболее боеспособными из них считались отряды албанцев (арнаутов, как их называли турки). Считалось, что только арнаутские части способны сравнятся с янычарами по уровню боеспособности.
  Эти подразделения, известные османам под разными названиями- азапы, левенды, тюфенкчи, секбаны, сейманы, дели, кугугли и т.д., иностранцы обычно считали янычарами. Часто их называли янычарами в отдаленных от Стамбула провинциях- Йемене, Магрибе и т.д.
  Но при всех своих успехах османы продолжали отставать от европейцев в техническом развитии. Уже при создании артиллерии османы были вынуждены
  опираться на европейских специалистов, христиан и ренегатов (т.е. принявших ислам). Это продолжалось в дальнейшем и означало что турки, превосходящие своих восточных соперников именно по уровню владения огнестрельным оружием, в отношении европейцев отставали в развитии. Их артиллерия была весьма тяжелой, что означало серьезные проблемы при ее доставке. Османская армия, большая часть которой состояла из тимариотов, была иррегулярной, собиралась достаточно долго.
  Все эти недостатки ярко продемонстрировал поход на Вену в 1529 г. Официально он начался 19 мая, но к границам империи войска подошли 6 августа, причем из-за плохих погодных условий пришлось бросить тяжелую (осадную) артиллерию. К стенам Вены османы подошли только в начале сентября. Отсутствие артиллерии и осенняя грязь, сделавшая очень трудной вырывание траншей и подкопов для минирования, не позволило разрушить стены города. Важную роль сыграли и сами обороняющиеся, совершавшие активные вылазки, тем самым срывая осадные работы турок. Несколько жестоких штурмов так же провалились, поскольку немецкие ландскнехты сумели отбить все атаки. Османы были вынуждены отступить.
  Это означало что Австрия, основное препятствие на пути вторжения в Европу, осталась непокоренной. Продвижение турок на Запад было остановлено. Но при этом они продолжали считаться непобедимыми. Противники османов предпочитали избегать полевых, особенно генеральных сражений, укрываясь за многочисленными крепостями (австрийцы) или степями и полупустынями (персы)
  В целом в правление Сулеймана Османская империя достигла зенита, т.е. максимального могущества. А янычары заслуженно считались великолепной пехотой.
  
  Примечания
  
  1- Кинрос Л. Расцвет и упадок Османской империи с. 31
  2- Жуков К.А. Эгейские эмираты в XIV-XVвв. М. 1988. с.127
  3- Кинрос Л. Расцвет и упадок Османской империи. М. 1999. с. 273
  4- Записки янычара М. 1978 г. с.98
  5- Д. Николле Янычары М. 2004 с. 13
  6- Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран.М. 1984 г. с. 17
  7- Кинрос Л. Расцвет и упадок Османской империи с. 31
  8- Железкова А. Некоторые аспекты распространения ислама на Балканском полуострове в XV-XVII вв./Османская империя система государственного управления социальные и этнорелигиозные проблемы М. Наука. 1986. с. 107
  9- Записки Янычара. М. 1978 г. с. 97
  10- Жуков К.А. Эгейские эмираты в XIV- XVвв. 1988 с. 130
  11 Записки янычара М. 1978 г. с. 99
  12 Д. Николле Янычары М. 2004 с. 10
  13- Шамсудтдинов А.М. Проблемы становления османского государства по турецким источникам XIV-XV вв./Османская империя система государственного управления социальные и этнорелигиозные проблемы М. Наука. 1986. с. 33
  14- Д. Николло Янычары М. 2004с. 29
  15- Записки янычара М. 1978 г. с.111
  16. Мантран Р. Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного М. 2006 г. с.127
  17- Меер М С Новые явления в социально- политической жизни Османской империи во второй половине XVII-XVIII М. с. 168
  18- Д. Николле Янычары М. 2004 с. 11
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"