Сегодня на устах многих любителей кино один вопрос: так всё-таки хто - Джокер Хита Леджера или же Джокер Хоакина Феникса?
При всём своём почтении к таланту и памяти ушедшего совсем молодым австралийского артиста, при всём уважении к его многочисленным почитателям отдаю свой голос за Хоакина Феникса.
И вот почему.
Думается, сравнение фильма Кристофера Нолана 'Тёмный рыцарь', вышедшего на экраны одиннадцать лет назад с триумфально шагающим сейчас по экранам планеты 'Джокером' Тодда Филлипса окажется явно в пользу последнего.
'Тёмный рыцарь', на мой взгляд, вполне заурядный боевик с примитивным сценарием и вяло играющими знаменитыми артистами, которым, по сути, и играть-то нечего.
Единственное и бесспорное достоинство фильма - яркая игра Хита Леджера. Спору нет, без него лента стала бы и вообще провальной.
Хотя, как по мне, у образа, созданного австралийцем, есть два минуса. Первый - это то, что авторы фильма подают нам своего Джокера в абсолютной статике, по принципу: каким ты был, таким остался... Слишком уж однообразно! И второй, более существенный, минус лежит в плоскости нравственной.
Скажите на милость, какие чувства хотели пробудить своей лирой создатели 'Тёмного рыцаря' образом полоумного клоуна, который более двух часов экранного времени то и делает, что с циничной ухмылкой поливает из автомата или взрывает своих пусть и не совсем законопослушных сограждан?!
Сочувствуешь ли такому герою? А ничуть. Интересно - да. Прикольно. Но не более.
Совсем иная история - 'Джокер' Тодда Филлипса. Это тот редкостный и счастливый случай, когда из сора масс-культуры произрастает прекрасный цветок настоящего искусства. Это действительно высокая трагедия, когда самым тщательным образом, сантиметр за сантиметром, прослеживается траектория крушения человеческой души. Талантливый, светлый, ранимый, пусть и не совсем здоровый индивидуум, искренне стремящийся дарить людям, прежде всего маленьким, улыбку, радость, ежедневно сталкиваясь с ложью, унижением, избиениями не за что, постепенно превращается в монстра, готового потопить в крови этот жестокий и несправедливый мир.
Джокер в исполнении Хоакина Феникса - это оживший пронзительный 'Крик' Мунка. Это та актёрская вершина, с которой, перефразируя слова Бродского об Андрее Платонове, ступать некуда.
И ещё одна немаловажная составляющая данной ленты. В ней, как в матрёшке, по точному наблюдению Антона Долина, заложен превосходный мюзикл. И потрясающая пластика Феникса рождает ассоциации не только с Чарли Чаплином и Робертом де Ниро, что прямо подсказывают авторы ленты, но и с Майклом Джексоном и его учителем 'музыки тела' Марселем Марсо, и еще дальше во времени - с Жаном-Луи Барро (мим Батист из легендарного фильма Марселя Карне 'Дети райка').
Вне всяких сомнений, работа Хоакина Феникса достойна 'Оскара'. Хотя не велика трагедия, если актёр его и не получит. В этом контексте достаточно вспомнить имена таких писателей - не нобелевских лауреатов, как Лев Толстой, Чехов, Набоков...
После просмотра 'Джокера', словами поэта, действительно хочется шататься по городу и носить с собою даже не впечатления, а настоящее потрясение.
Как раз во время таких 'шатаний' мне пришли строки, которыми хочу и закончить эти заметки: