Дарья Снежная, Любовь Ремезова "Артефактика. От теории к практике"
Хорошая женская книжка с незамысловатым сюжетом. Вроде бы ничего особенного, но... Я очень люблю, когда авторы в подробностях рассказывают о том, как функционирует магия в их мире. Из этой книги я много "узнала" о создании артефактов. И еще один плюс -- книга получилась очень светлая, оставляющая за собой хорошее настроение. Это ценно.
Кира Измайлова "Городская магия"
Чем хороша эта книга -- она предельно реалистична. Несмотря на магию. Собственно, магия вписывается в современный нам мир столь органично, что ни в малейшей степени не разрушает привычных о нем представлений. Просто она есть. Ну и плюс к тому -- динамичный сюжет, живые герои и добротный текст. Не просто грамотный, а такой... основательный. Что не может не радовать, ибо редкость по нынешним временам.
Макс Фрай "Первая линия. Рассказы и истории разных лет"
Писать о Фрае -- дело неблагодарное. Во-первых, потому что о Фрае все давно сказано, а что не сказано, то подумано, а во-вторых, Фрай узнаваем(а) в каждом своем слоге, и в этом самом слоге, собственно, главное его/ее достоинство и состоит. Но зато теперь я знаю, что такое постмодернизм! Нет, конечно, я и прежде была знакома с классическими определениями. Мало того, я обычно в состоянии поставить диагноз при чтении: вот это -- постмодернизм, а это -- ни разу не он. Просто эта книга содержит несколько мыслей, которые помогли мне осознать некоторые ключевые моменты, и постмодернизм, хоть и выворачивает порой мозги наизнанку, но больше меня не пугает, а это дорогого стоит. Ну и культурный багаж автора восхищает, чего уж там.
ФЕВРАЛЬ
Хелен Уэкер "Голем и джинн"
Честно признаюсь, долго не могла вчитаться в книгу и неоднократно пыталась бросить. Останавливало только то, что этим я распишусь в своей окончательной несостоятельности как читателя - мол, привыкла голимую попсу читать, а как что посерьезнее - сразу в кусты. Однако примерно с середины повествование по-настоящему увлекло, и дальше уже было просто не оторваться.
Это чуть в большей степени сказка для взрослых, чем магический реализм, но основная мысль лежит, как мне кажется, за пределами сказочного сюжета. Это книга об эмиграции: об оставленном где-то там, за пределами сегодняшнего дня, понятном мире и попытках найти себя в мире новом.
Что зацепило: обыденные мелочи, которые мы фиксируем сознанием, но обычно не пытаемся облекать в слова, автор описывает одной-двумя четкими фразами, отчего эти мелочи словно обретают объем. Примеров приводить не стану, полагаю, каждый может что-то свое найти.
А в целом - добротная современная проза, да еще и в очень неплохом переводе.
Стипино творчество вообще целебно. Оно лечит от затяжной хандры, не проходящей усталости, внутренних нестроений.
Эта вещь - как раз такая. Эликсир жизни, действие которого невозможно переоценить. Потому что читаешь - и улыбаешься. И хмарь отступает.
МАРТ
Лина Алфеева 'Тесса Громова. Смертельный ритуал'
Абсолютно равнодушна к этому автору, да и сама книга - не сказать чтобы шедевр, но ей удалось зацепить кое-какие струны в моей душе. Меня как кинестетика страшно радует, когда магию в фентези не просто видят или как-нибудь абстрактно ощущают, а обоняют или осязают. Чаще всего в книгах по запаху различают виды магии, здесь - иначе. ГГ распознает по аромату мага, создавшего чары, поскольку дар каждого конкретно человека имеет запах. И вот у меня в связи с этим вопрос: а какие еще книги вы знаете, где магия пахнет? И как именно она пахнет? Ну и вообще о необычных способах восприятия магии.
Кира Измайлова 'Наследство' ('Принцесса с револьвером')
Вот как раз этого автора я люблю. И всякий раз, когда мне в руки попадает не читанная ранее книга Измайловой, ей удается меня удивить. На сей раз - умопомрачительным коктейлем, в котором смешались разные жанры - там и постапокалипсис (магический), и фэнтези, и сказка, и вестерн. Пьянит неимоверно.
АПРЕЛЬ
Джиллиан (Ульяна Каршева) 'Маски зверя'
(http://samlib.ru/d/dzhillian/maski.shtml)
Джиллиан - автор... ну, скажем, несколько неровный. Идеи неизменно интересные, а реализация иной раз может подкачать. Прежде всего это выражается в некоторой небрежности текста. Возможно, при такой авторской плодовитости это неизбежно, но читать иногда бывает трудно. Поэтому время от времени я делаю перерывы и, случается, пропускаю одну или несколько вещей, а потом возвращаюсь к ним. Вот и 'Маски зверя' из тех, к которым я вернулась. И не пожалела: вещь получилась великолепная. Местами щемяще-трогательная с тревожной ноткой. О чем она? Наверное, о том, что любому дару должна прилагаться ответственность. И о том, как разрушающе сказывается на даре любое злоупотребление. Отдельное спасибо автору за концовку: когда уже все казалось ясным и решенным - вдруг такой мощный аккорд в конце.
МАЙ
Макс Фрай 'Так не бывает'
Фраевские сборники тем хороши, что собирают под одной обложкой разных людей, которые дышат и пишут на одной волне. Не одинаково, нет, а так, словно бы от одного источника питаются. Ну и атмосферу создают, и тут уж, хочешь -- не хочешь, а погружаешься, позволяешь затянуть себя на глубину и начинаешь мыслить и чувствовать в том же ритме. И даже пытаешься что-то творить, но это быстро проходит, потому что невозможно долго пребывать на этой волне, если твое личное безумие изначально не сродни царящему в книге.
Так вот, в этом конкретном сборнике живет совершенно сумасшедший - сумасшедше притягательный и завораживающий - цикл рассказов Александры Зволинской. И среди этих рассказов есть один, который по-настоящему тронул мое сердце -- просто до светлых слез. Это 'Клуб любителей жизни'.
На самом деле они все разные -- и рассказы, и авторы, -- но совершенно не мешают и не противоречат друг другу. И в том, наверно, немалая заслуга составителя, что они так гармонично уживаются под общей обложкой.
И еще все рассказы объединяет эдакая восхитительная незавершенность -- хочется перелистнуть последнюю страницу и заглянуть дальше, на ТУ сторону.
Единственный автор, который в моем восприятии остро диссонирует с окружением, - Сап Са Дэ. Прочитала и постаралась забыть.
Янина Логвин 'Гордая птичка Воробышек'
Об этой книге не писал восторженные отзывы только ленивый. Но для меня это не показатель... Современный любовный роман -- это ярлык, за который я заглядываю крайне неохотно. Обычно мне мало просто романтической истории, мне нужен антураж, на фоне которого эта история будет развиваться, -- особенный мир, особенные обстоятельства.
В общем, я так бы и прошла мимо, если бы не отзыв одного очень уважаемого мною человека.
А роман оказался великолепный. Там не только любовная история, но и отношения между людьми вообще -- во всей их остроте, с болью и любовью, предательствами, терпением и нетерпимостью. И -- непростые пути к пониманию и прощению.
Динамичный сюжет и высокая эмоциональная насыщенность. Не в последнюю очередь - о том, что даже на самом дне жизни может найтись место для чего-то светлого - для дружбы, доверия, любви. Вот так кратенько, но на самом деле эта книга меня просто вышибла из седла. Возможно, это даже не художественными достоинствами обусловлено, просто вовремя пришло.
Остальное -- в комментариях.
ИЮНЬ
'В Питере жить: от Дворцовой до Садовой, от Гангутской до Шпалерной. Личные истории'
Сборник, в общем и в целом, на мой взгляд, не слишком удачный, порадовал меня двумя историями.
Первая - 'Через Атлантиду - дворами' Татьяны Мэй. Питер - лукавый и загадочный, его тайны открываются тем, кто охвачен азартом познания. Этот город - вечный подросток, даже когда маскируется под печального взрослого, познавшего жизнь. Он играет с нами, заманивает и искренне радуется, когда мы откликаемся на его призыв к игре.
Вторая история - 'Планета Ржевка' Ольги Лукас. Она напомнила мне, что Питер - это не только исторический центр, что он гораздо больше, шире. Он состоит из множества миров-планет, и на каждой идет какая-то своя жизнь, одновременно похожая и непохожая на другие. Это мир моего детства, с его играми, фантазиями и страхами, которым мы так охотно поддавались. Да и сейчас поддаемся, только наши страхи стали другими.
Рубина... наверно, не гениальна. Просто очень хороша. Тем хороша, что полна неожиданностей при всей ее узнаваемости. Читаешь - описание. Яркое, сочное, образное, но - описание. И вдруг - фраза, даже одно слово - и становится смешно до слез или грустно, тоже до слез.
Я могу не прикасаться к ее книгам годами, а потом берусь, потому что точно знаю, что найду искомое - слово, которое толкнет, разбудит что-то внутри меня. За то и люблю.
Первая - нежная, красивая, романтичная. Причем красив не только сюжет, но и сам текст, в котором каждое слово на своем месте, каждое - работает. Иногда я ловила себя на желании читать это вслух - как стихи.
Вторая... Вот кто бы мог подумать, что тридевятые земли - совсем рядом? Надо только уметь заметить. Повесть - игра в слова, игра словами, вовлекающая, вводящая в игровой круг - только поймай настроение.
Биологическую идею, которую Далин положил в основу изображаемого общества, я оценить не могу в силу своей естественнонаучной безграмотности. Но сама возникшая на этой базе культура... Несостоявшийся этнограф во мне обливается горючими слезами. От зависти, разумеется. Выглядит все это очень убедительно. А изображение метаморфозы - не только и не столько телесной, сколько эмоционально-психологической - поражает в самое сердце.
Я начала читать книгу, пропустив аннотацию, и, как выяснилось, ничего не потеряла. Совершенно не представляя, что меня ожидает, я погружалась в мир постепенно. Автор, кстати, это погружение очень грамотно организовал - уже на первых страницах задаются основные координаты, общее представление о мире складывается сразу, и уже потом на готовую канву ложатся подробности, заполняя пространство смыслом. И то, что поначалу казалось диким, странным, неприемлемым, становится уместным, несмотря на чуждость.
В книге имеется несколько моментов, которые меня не слишком убедили - в частности, 'международная политика'. И государство Лянчин, которое, по моим представлениям, вообще не могло просуществовать так долго.
Еще книга заставила меня задуматься о прогрессорстве вообще... как идее. Множество разрозненных мыслей, но позже, если улягутся, попробую что-нибудь сформулировать на эту тему.
Непрямое продолжение книги 'Острожно, женское фэнтези', о которой я уже писала. Здесь обыгрывается еще один типичный для жанра штамп - парочка 'ректор и студентка'. Но вместо привычной ситуации, в которой находят друг друга состоявшийся мужчина и вчерашняя школьница, мы встречаем двух зрелых людей, за плечами у которых уже имеется опыт потерь и разочарований, и наблюдаем развитие их отношений. Разумеется, все это вплетено в захватывающую детективную интригу (или наоборот - интрига вплетена в отношения).
АВГУСТ
Марта Кетро 'Хорошенькие не умирают'
Шиза, конечно, но столь очаровательная, что хочется растащить ее на цитаты. Правда, почти сразу понимаешь безнадежность таких попыток: одна фраза тянет за собой другую, та - следующую, афористичность высказывания пропадает, и это, наверно, признак хорошего текста, который, в полном соответствии с определением, сплетается в неразрывное целое.
Между тем, я все-таки выложила пару цитат, жестоко вырвав их из контекста, на своей ВКонтактной страничке. Что делать, если именно эти слова, а не те, что строчкой ниже или выше, сказаны специально для меня или обо мне...
А о самой книжке лучше всего сказано в аннотации к ней. И прибавить нечего.
Джим Додж 'Трикстер, Гермес, Джокер'
Обычно я пишу здесь о книгах, которые понравились, хотя задача изначально была - о тех, что зацепили. Так или иначе.
Эта книга меня зацепила своей... неправильностью.
Нет, чтение, конечно, весьма захватывающее, особенно начало. Хотя процесс обучения главного героя выглядит порою странно и непоследовательно, однако с ним занимаются мастера своего дела, достигшие совершенства в том или ином искусстве. Юношу готовят... к чему? Не иначе как к великим свершениям. Тем нелепее в моих глазах выглядит концовка, когда все эти усилия оборачиваются пшиком. Пустотой. Ну или непостижимым преображением героя, восхождением его на некий новый уровень. И читателя герой, разумеется, собой не берет. Жестоко обломавшийся читатель в недоумении вопрошает: 'И... что?' - И ему (мне) в ответ говорят едва ли не открытым текстом: 'А ничего. Случилось непостижимое. Ты все равно туда не можешь да и не поймешь ничего'.
И еще: речь идет о некой организации, стоящей... вне системы (в данном случае - официальной, государственной) или даже над ней. И в тексте буквально прочитывается мысль, что для настоящего развития надо подняться над системой. Однако эта организация, во-первых, сама проявляет себя как система со всеми ее слабостями, а во-вторых, когда действие разрешается пустотой, остается вопрос: а что сам автор? Считает ли он, что все так и должно быть? Или он пытается тонко иронизировать над самой идеей такой организации?
Я не могу сказать, что эта книга плоха. Наоборот, она наверняка нашла своего читателя. Просто этот читатель - не я.
СЕНТЯБРЬ
Элис Хоффман 'Практическая магия'
Видела множество неодобрительных отзывов на эту книгу, но все они связаны с не оправдавшимися ожиданиями читателей: одни сначала посмотрели фильм, а потом прочитали книгу, которая - о, ужас! - оказалась совсем не такой; другие ожидали больше любви, третьи разочаровались тем, что магии - той самой - в романе маловато.
Не знаю, о чем был фильм, я его не смотрела, но книга - не о любви и не о магии. Она о взрослении. Не только о том, которое переживают дети и подростки, хотя и о нем тоже, но еще и о том, которое происходит с нами в течение всей жизни, когда мы внезапно обнаруживаем, что выросли из себя вчерашних.
Не скажу, что это шедевр, гениальная вещь, просто книга пришла ко мне исключительно вовремя. Случается такое с книгами. Ну и со мной, разумеется.
Наринэ Абгарян 'С неба упали три яблока'
Первое впечатление - маркесовская атмосфера, эдакий замкнутый на себе умирающий мир. А потом понимаешь, что там в помине нет маркесовской темной безнадежности, а всё, напротив, пронизано светом. Он во всем - и в бедах, и в смерти, и в повседневности. И я не понимаю, как ей это удается. Но книга - потрясающая, пронзительная. Жизнеутверждающая.
Первый во многом напоминает наш, но все-таки слегка альтернативный. Спокойный и благополучный. По крайней мере, таким он кажется девочке из хорошей семьи.
Второй - яркий и самобытный... Хотя с тем же успехом здесь могли бы стоять другие слова: яростный и первобытный. Мир, где право сильного выше законов, а сами законы еще надо понять. Удивительный мир, живой, дышащий. Пугающий и завораживающе красивый одновременно.
И главные герои - дети своих миров. Такие же яркие и убедительные, оказавшиеся в эпицентре сюжетных бурь и пытающиеся найти путь друг к другу.
Ну да, пафосно у меня получилось. В книге - не так. У автора каждое слово на своем месте.
Дмитрий Емец 'ШНыр. ...'
Вообще-то я стараюсь не писать о циклах, которые я не прочитала полностью. Но для 'ШНыра' готова сделать исключение, хотя на моей читательской 'полочке' пока только первые три книги.
Потому что там есть мысль. Собственно, у этого писателя - всегда. За подростковыми приключениями - вполне взрослые... не открытия, нет. Просто четкие формулировки некоторых важных идей, о которых следует время от времени вспоминать.
А еще он хорош тем, что его можно растаскивать на цитаты. Иной раз просто веселые, но часто - исполненные глубокого смысла.
Тереза Тур 'Самая длинная ночь в году'
Просто добрая сказка, трогательная история любви на фоне политических игр, заговоров и расследований. Оставила по себе очень приятное впечатление. Кому-то эта книга может показаться неубедительной, но мне с ней было хорошо.
НОЯБРЬ
Макс Фрай 'Сказки старого Вильнюса'
Лет пять назад мне попала в руки эта книга. Я прочитала, получила свою порцию удовольствия и надолго забыла о ней. А недавно внезапно обнаружила, что книг таких уже целых шесть.
Я не спешила. Я смаковала. Растягивала удовольствие, перемежая 'Сказки' с другими книгами. В декабре дочитала последнюю. Каждая - прикосновение к сердцу. В основном это о любви. И о смерти. Собственно, как и все остальное у Фрая.
Меня почему-то особенно сильно зацепила пятая книга. 'Кайпиринья сердца' - вообще в грудь навылет. И 'Позвоните Барбаре' - чудо чудесное.
И точно так же сильно разочаровала шестая. Во-первых, повторами. Вообще-то я и в более ранних книгах цикла встречала истории, читаные мною раньше в других фраевских сборниках, но списывала это на то, что те сборники вышли позже, для них были выбраны подходящие 'сказки', хотя на самом деле я, конечно, не сравнивала, какая из книг увидела свет раньше. Но шестая вышла только в этом году. И было странно встретить в ней уже знакомые истории. Сразу закрадывается мысль: а ведь они не специально для 'Сказок' писаны были, а только использованы для них в итоге... Хотя на самом деле это, разумеется, полная ерунда: какая разница, для чего и когда писаны, если теперь они нашли свое место в 'Сказках'?
Другое дело, что в шестом сборнике мне попались несколько историй, на мой взгляд, откровенно провальных. Ни о чем. Вот это - да. Это и есть настоящее разочарование.
Джулиан Барнс 'Пульс'
Каждый рассказ - точечное касание жизни, выхватывание световым лучом крохотного, но очень насыщенного момента. И - великолепные диалоги.
Я часто начинаю знакомство с новым автором именно с коротких рассказов. Может, потому что авторы в них лучше раскрываются. А скорее всего потому, что их не так обидно бросать, если чтение идет поперек души. Вот и Барнса с рассказов начала, и правильно сделала: быстро поняла, что это мой автор. Зато потом все пошло наперекосяк. Я схватилась за книгу из тех, что мне противопоказаны в силу... ну, скажем, моего эмоционально-интеллектуального настроя. Знала об этом, но все равно прочитала. Расковыряла болячки, утратила душевное равновесие... в общем, мне понадобилось время, чтобы справиться с этим. Следующая книга не пошла вовсе. И не потому, что она плоха. Просто - не моя. Но меня было уже не остановить, потому как я точно знала, что автор - мой. И я схватилась за следующую:
Джулиан Барнс 'Попугай Флобера'
Невероятно здорово. То, что я ценю в литературе - игра, в которую автор затягивает своего читателя. Чего стоят три хронологии жизни Флобера: хронология успеха, хронология провала и последняя - через призму высказываний самого писателя! А неожиданный поворот, когда читатель уже искренне верит, что это роман о Флобере, и вдруг выясняется, что не о нем, или, по меньшей мере, не только о нем? И биограф - персонаж Барнса - внезапно оказывается персонажем самого Флобера. Остается только восхищаться.
ДЕКАБРЬ
Марта Кетро 'Магички'
Собственно, это третья книга цикла, но я прочла ее первой и зацепила меня именно она. Да и сочинения внутри цикла не связаны сюжетно, просто перекликаются. О книге: множество интересных мыслей, не принципиально новых, а просто хорошо сформулированных и, что самое интересное, зачастую вложенных в уста весьма странных персонажей. И о персонажах: портреты дивные просто, даже не ожидала.
Эльчин Сафарли 'Когда я вернусь, будь дома'
Пробовала раньше читать этого автора, но мне не понравилось: приторно как-то. А тут вдруг схватилась снова. И - удивительно! - прочитала на одном дыхании.
Книга... скорее сердцу, чем уму. Хотя всяческие мудрые мысли разбросаны там и сям по тексту, эдакий цитатник. Но вообще-то роман о любви, над которой не имеют власти ни время, ни смерть. Без лишнего пафоса, просто - в письмах отца дочери, разлуку с которой он не может принять.
Елена Ахметова дилогия 'Месторождение Nr. 3' ('Спящий дракон' и 'Колыбельная')
Есть у меня слабость: люблю необычные миры. А что может быть более необычным, чем магия, поступающая к потребителям по трубам? А сам мир... такой странный - и такой узнаваемый...
А какие там эльфы! Достойное пополнение моей коллекции далеких от канона ушастых.
ИТОГИ ГОДА:
Автор года: Софья Ролдугина. И по количеству прочитанного и по произведенному впечатлению.
Книга года: 'Лестница из терновника' Максима Далина
Non-fiction: Эрик Дэвис "Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху"
ВОПРОС:
Стоит ли вести такой календарь в наступившем году? С одной стороны, хочется делиться своими маленькими читательскими радостями, с другой - не уверена, что именно в такой форме.
Если кому-то интересны мои взаимоотношения с прочитанным, есть возможность подписаться на мою страничку в ВК. Там появляются выдернутые из книг мысли, которые кажутся мне интересными, даже если я их не разделяю, или перекликаются с моими собственными, даже если они не новы.