Гульков Иван Владимирович : другие произведения.

Лимонные дольки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кусок из комедийной пьесы о смысле жизни.


Лимонные дольки
Комедия в трёх актах.

  
Действующие лица:

Николай Александрович - Граф
Христиан Розенкрейц - Немец
Фёдор - Лакей
Фёкла - Кухарка

Акт I
Сцена I

  

Широкая гостиная графа. На большом старинном кресле, развалился хозяин. На изящном, витого дерева, столике, стоит серебряный колокольчик с длинной резной ручкой. Николай Александрович неторопливо перелистывает старый потрёпанный журнал.
Входит - Фёдор.

  
Фёдор: Извиняйте барин, к вам Х. Розе ... (силится прочесть мудрёное имя на визитной карточке) ... в общем немец! Изволите принять?

Граф нехотя поднимает глаза, бережно закрывает журнал и кладёт на столик возле колокольчика.

  
Николай А.: Проси!

Фёдор поспешно удаляется, и через минуту вводит в гостиную посетителя. Немец довольно высок, но страдает крайней худобой, бледен лицом, и имеет основательно потрёпанный вид.
Человек неуверенно подходит к креслу, вертя головой, и поводя шальными, на выкате, глазами.
Справившись с первоначальным конфузом, заговаривает неожиданно низким, хрипловатым голосом, сильно коверкая слова.

  
Христиан: Христиан Розенкрейц, к вашим услугам, граф! Прошу приносить мои извинения за поздний визит.

Николай Александрович приветствует посетителя широкой улыбкой, и жестом зовёт стоящего в дверях Фёдора, пододвинуть гостю кресло.

  
Христиан: Я приехать просить вас - спасать человечество! Вы конечно думать, что я Verrückt, но я знаю что говорить!

Иностранец приходит в сильную ажитацию, тараторит, глотая слова, и попеременно заламывая руки.

  
Христиан: Видте-ли, я совершить величайшее открытие в гистории! In der gesamten Geschichte! Es ist wundervoll! Я знать, зачем мы все жить, я открывать смысл жизни!

Николай А.: Фёдор, водки!

Фёдор поспешно убегает

  
Николай А.: Дорогой мой, зачем-же так волноваться? Сядьте по-удобней, расслабьтесь.

Фёдор возвращается с подносом. На подносе - маленький хрустальный графинчик, несколько ломтиков лимона и две полные, с горкой, рюмки. Фёдор ловко опускает поднос подле альбома, не пролив ни капли.
Граф услужливо пододвигает рюмку гостю, поднимает свою, и залпом пьёт, даже не взглянув на лимон.

  
Николай А.: Не угодно-ли выпить? (Наливает ещё одну, и употребляет аналогичным образом)

Христиан пьёт морщась и краснея, поспешно заталкивает в рот лимонную дольку. По его лицу проходит судорога.

  
Фёдор: Кислы-с (Разворачивается на каблуке и уходит, прикрыв за собой дверь)

Христиан: Та, это очень, ваше сиятельство, Я долго думать, и теперь, Bitte hören! (Далее переходит на Немецкий)

Христиан: Я понимаю, что выгляжу комично и нелепо, я сознаю весь патетический пафос своих заявлений, но я прошу дать мне лишь несколько минут, и я уверен, что вы поймёте всю важность моего открытия, а может и согласитесь разделить мою ношу.

Николай А.:(По Русски) Да-да, продолжайте, я вас внимательно слушаю. (Наливает ещё по рюмке, и вновь опустошает свою не дожидаясь гостя и не закусывая)

Христиан: И так, если позвольте, я начну с самого начала.

Граф бросает тревожный взгляд на стрелки каминнх часов.

  
Христиан:(Заметив его движение) О, не беспокойтесь, это совсем не займёт времени. Так вот, я вышел из большой небогатой семьи в городе Берне, где мой отец, держал часовую лавку.

В детстве, я часто слышал, как взрослые спорят о смысле жизни, о вечной душе, о боге, но никогда не понимал причины их споров. Все было просто, жизнь и есть сама цель, и никаких прочих смыслов не нужно. Я рос, получил сносное образование, загорелся нигилистическими идеями, которые лишь укрепили мою уверенность. С каким восторгом я полосовал Оккамовским лезвием по вздутым венам теософии!

Но шли годы, двое из моих братьев не вернулись с войны, по совести сказать, я даже не знаю за кого они воевали. Мать не вынесла горя, и слегла нервной болезнью. Отец совсем постарел, у него трясутся руки. Вы можете себе представить часовщика с трясущимися руками?

И я задумался - Что-же в сущности представляет из себя человек? Ведь есть некое "Я", некая внутренняя субстанция, отдающая себе отчёт. что она существует! Как материалист, я был уверен, что она должна проистекать из механизмов нашего организма, то-есть из физической, осязаемой и измеряемой действительности.Но как, черт возьми, как, простая бездушная материя, сродни камню или воздуху, состоящая из тех же мизерных частиц, может осознать себя?! А самое главное, и возможно самое страшное, зачем это нужно?

Сознание возникает из ничего, лишь для того чтобы навеки сгинуть.

Хлоп - и нету! (Выпивает залпом рюмку)

Все пропало! Нет ни памяти, ни знаний, ни накопленного десятилетиями опыта, ни нежности, ни ласк, ни любви!

Какая разница, как будут жить другие, и будут-ли, если нет вообще ничего, там, где пропадает разум. Некому раскаиваться, гордится, испытывать угрызения совести.

И тогда, я понял смысл тех разговоров о смысле жизни, и в первый раз осознал, каким великим благом для человечества было изобретение религии!

Знать наверное, то, что я познал, слышать в каждом ударе часов - ускользающие мгновения затухающей жизни - это пытка пострашней испанского сапога.

Я понял, что вера, это счастье, и через то озлился на самих верующих, завидуя их спасительному безумию.

Граф достаёт из кармана золотую табакерку, и заряжает ноздри доброй порцией табака. Удовлетворённо чихает, и предлагает гостю. Тот. жестом, отказывается. Заметно, что ему не терпится продолжить рассказ.

  
Николай А.: Простите, все что вы рассказываете без сомнения интересно, я даже предположу, что оно умнС и оригинально ... кхм ... но если я правильно проследил за вашей мыслью, вся трагичность теории проистекает из модного нынче пристрастия к нигилизму. Вы рассматриваете ситуацию с единственной из множества возможных позиций, задаёте вопрос - предопределив ответ.

Ведь так нельзя, душа моя! Негоже рациональному человеку впадать в этот ваш м-материализм.

Слово-то какое пакостное! (Звонит в колокольчик)

Фёдор! Ещё водки!

Христиан: Вот вы. ваше сиятельство, изволили иронизировать по поводу оригинальности моих теорий, что-ж, готов признать, что рассказ мой до сих пор был довольно обыден, но это всё только, так-сказать, преамбула.

Входит Фёдор с ещё одним подносом, как две капли воды похожим на первый.

  
Николай А.: Вот, извольте заметить, удобнейшая вещь, самолично ходил на Сухаревку, разыскивал идентичную пару к моему графину. Люблю, знаете-ли, чтобы во всём порядок.

Пьёт не наливая гостю

  
Николай А.: Ну продолжайте свою "гисторию", не век-же сидеть.

Николай А.:(Фёдору)Спасибо Фёдор. пока всё.

Фёдор уходит унося первый поднос. Граф берёт со стола журнал, и рассеяно вертит в руках.

  
Христиан: (Обиженным тоном) Граф! Я сообщаю вам величайшие секреты бытия! Я мог-бы пойти к кому угодно, но мне рекомендовали вас, как умного и проницательного человека, способного понять... (Замечает что Н.А. по-прежнему занимается журналом) Извольте слушать!

Христофор пытается вырвать из рук Графа журнал. После непродолжительной борьбы, у иностранца остаётся горстка страниц, откуда-то из середины. Бледнея и пятясь, он пробирается к камину, и бросает листки в огонь.

  


.../ Недостающие страницы \...

  

Пятая Сцена (Третьего Акта)


В Гостиной у графа.
Те-же и кухарка.

Нахохлившись и подобрав под себя ноги, на кресле сидит граф, попеременно звонит в колокольчик и гаденько подхихикивает, закрывая ладошкой рот.

Из-за большой китайской ширмы, доносятся приглушённые голоса и вздохи Христиана и кухарки.
Встав на табурет, и перевесившись через ширму, за ними наблюдает Фёдор.

  
Николай А.: Хи-Хи-с!

Христиан: Ja!

Кухарка: Ох!

Фёдор: Э-эх!

Николай А.: Динь-Динь-Динь!

Христиан: Nein!

Кухарка: Ja!

Фёдор: Ох!

Николай А.: Ах!

Христиан:
Эх!

Кухарка: Тьфу!

Фёдор: Кислы-с!

Занавес
_______________________________

   Вот небольшой фрагмент списанный с чернового варианта одной из утерянных страниц пьесы. Надеюсь это немного поможет прояснить сюжет.
   Отрывок из третьей сцены, первого акта пьесы, "Гостиный Раёк" (первоначальное рабочее название)
.........................
Николай А.: Все ваши умствования, сводятся к бессмысленной попытке исторгнуть из себя плоды древа познания, в надежде, что вас пустят назад в Эдем.

Х. Розенкрейц: Да нет-же Граф! Если выражаться вашими категориями, я не ищу дороги назад в некие райские кущи животного невежества, я предлагаю построить свой собственный Эдем!

Фёдор:(тихо) Мечты-с.

Кухарка:(Фёдору шёпотом) Эка вы, Фёдор Тромимыч, словоёрсы тянете, яко аспид! (крестится)
.........................
  
   Ещё один, чудом уцелевший, кусочек.
   Отрывок из четвёртой сцены, второго акта пьесы, "Грёзы Прометея" (рабочее название)
.........................
Христиан: Всё замечательно просто, мысль, загнавшая нас в кабалу неотступного ужаса, сама-же и покажет дорогу к спасению.

Я имел удовольствие присутствовать во время одного прелюбопытнейшего эксперимента, проведённого в Венском хирургическом театре, моим хорошим знакомым.

Пара маленьких надрезов, стук-стук-стук - молоточком, и слабенький ток. причём заметьте, ни малейшего дискомфорта пациенту, сладко дремлющему в ласковых парах эфира. И, результат - абсолютное, безграничное, неисчерпаемое счастье! Страхи, заботы, проблемы, всё отступило под натиском ореола науки.

Не в этом-ли истинная цель знания? Не об этом-ли мечтали Руссо и Вальтер? Наука просвещения, освобождающая нас от пороков и страха!

Нужно лишь постучать во врата рая, и перед вами распахнутся створки. Стук-стук-стук!

В гостиную дверь стучат. Христиан вздрагивает от неожиданности.

   .........................
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"