Гуляев Владимир Георгиевич : другие произведения.

11. " Студенчество в Ссср - становление личности или путёвка в Жизнь"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

  Студенчество в СССР - становление личности или путёвка в Жизнь
  
  То, что написано ниже, было в жизни у большинства, прочитавших данную тему! 'Америку' она не открывает, но о родном СССР немного говорит.
  Годы жизни у нас, родившихся до 21 августа 1991г. - свои, но СССР - Общий!
  Представляю Вашему вниманию читателя небольшой экскурс в 1972-1977гг.
  
  Место - город Норильск.
  'Максимальная температура летом может достигать 32RС, а минимальная зимой до -50 RС и ниже. Все это усугубляется местными ветрами, которые нередко становятся причиной 'черной пурги' - штормового зимнего ветра скоростью 30-40 метров в секунду, при котором не видно ничего, дальше своего носа.'
  В жизни нам постоянно предоставляется право выбора, как в Русских народных сказках: налево пойти, направо или прямо. Одного не даётся: вернуться назад. Можно вернуться, но только в воспоминаниях.
  Быстро пролетели школьные годы.
  Восьмой класс.
  После первых в жизни экзаменов - встаём на распутье, куда пойти учиться: в ПТУ, техникум или в 9 класс?
  Один из моих друзей выбрал учебу в ПТУ на профессию токаря (выучился, потом стал токарем-универсалом высшего разряда), со вторым другом мы приняли решение: пойдём учиться в Техникум по специальности ПГС, остальные мои одноклассники пошли в 9 класс. Чтобы не болтаться по любимому
    []
  
  Друзья детства г. Норильск 1974г.
  городу без дела до вступительных экзаменов я устроился на работу в столярный цех РСУ ЖКУ учеником столяра. С первых дней мне 'сразу повезло': всю неделю я помогал пожилому столяру делать гробы.
  Может это была проверка меня на 'прочность нервов' или просто дали мне понять о бренности бытия: столяра они мужики весёлые, с изюминкой-хитрецой. Потом учили делать столы и шкафы, разные стенды и скамьи для спортзалов. Удары молотком по пальцам поначалу были, и занозы были, но в дружном коллективе 'этим хвалиться' не будешь. Не поймут!
  Отработав месяц, получил зарплату - 380 рублей! Первая моя покупка с честно заработанных денег - переносной магнитофон 'Весна'! Рублей за 220, вроде.
  Потом были вступительные экзамены в НВИИ на среднетехнический факультет дневного отделения ПГС (промышленно-гражданское строительство).
  Техникум - это уже совсем другая жизнь! Это не школьные уроки и переменки. Это уже серьёзнее, почти по-взрослому.
  Здесь другие взаимоотношения, другой стиль и ритм учёбы, ну всё другое. Хоть мы и считались учащиеся, но Техникум был дневного обучения и находился в здании Норильского Вечернего Индустриального институт (НВИИ), вот и звали мы себя все гордо - студенты!
  Здание института было мне знакомо уже год, вернее его спортзал на шестом этаже и его широкие лестницы с мощными перилами и ступенями из мрамора или гранита. Ступеней было с первого по шестой этаж - 126 шт. Ещё учась в школе, в 7 классе, я был принят в секцию ДЮСШ по волейболу - занятия проходили в спортзалах разных школ города.
    []
  
  Потом целый год, до окончания 8 класса, тренировки шли в спортзале техникума.
  Разминка начиналась на лестничной клетке: раз пять бегом вниз на первый этаж и подъемы вверх на шестой, попеременно, то на одной ноге, то на другой, то на руках с поддержкой за ноги напарником.
  Через полгода тренер нас покинул (стал тренировать команду девушек, которые ещё через полгода стали серебряными призёрами РСФСР по волейболу), я получил удостоверение тренера-общественника и вечерами стал вести секцию волейбола, состоящую из учащихся техникума, потом автоматически стал главным судьёй соревнований по волейболу и был избран капитаном сборной команды НВИИ.
  Спортом занималась добрая половина учащихся всех курсов техникума: были мастера спорта по легкой атлетике, хоккею, борьбе, лыжам и горным лыжам. Со спортом и учёба легче давалась.
  За первый курс мы прошли программу 9 и 10 классов и освоили первые азы будущей профессии. И главное, я думаю, что тогда нас обучали азам основ информационной библиографии. Кто помнит, библиография - это правильное и быстрое ориентирование в нахождении необходимой информации из сотен книг в библиотеках.
  Ещё мы изучали работу ЭВМ (компьютеров), основы информатики в Вычислительном центре, недолго и не столь углублённо, чтобы стать впоследствии программистами. Но азы этой науки мы 'грызли' с удовольствием - новое всегда было интересным, а тем более было интересно узнать, что вся
  информация может кодироваться на карточках, называемых перфокартами, посредством пробивания на ней 'хаотично' дырок, которые имели значения двух цифр - '0' и '1'! Это было не очень понятно, но занятно. Да и компьютеры тогда были в ВЦ огромные. Сотрудники вычислительного центра говорили нам, убеждённо говорили, что скоро наука сделает так, что компьютеры можно будет носить в портфеле.
  Верилось.
  
  И плакаты, призывающие молодёжь к учёбе, не просто вдохновляли, а как бы само собой работали в нужном направлении (хотя мы их и не воспринимали с 'ох и ах!'.
    []
  
  Мы просто учились, чтобы получить специальность, чтобы стать взрослее и начать свою трудовую, да и семейную жизнь тоже (думали об этом, хотя вслух сильно-то и не произносили). Спорт с учёбой был рядом и не мешал, а даже наоборот - очень помогал. Но, бывало, что некоторые учащиеся-'студенты' не сильно-то стремились ни к учёбе, ни к спорту. И после 1 курса количество учащихся в нашей группе уменьшилось на 7 или 8 человек - они были отчислены. В других группах практически была такая же картина.
  Остался костяк, который почти в полном составе и 'дошёл' до диплома.
  В каждой техникумовской группе (на нашем курсе - четыре группы ПГС, две группы ГЭМ и одна группа - бухгалтера) был свой Совет в составе: комсорг, профорг, физорг и староста группы. Старостой избрали меня. И решали мы тогда вопросы не для 'галочки', а по-взрослому! (А нам было всего-то по 15-16 лет).
  Малый пример: за пропуски и 'хвосты по зачетам'
  должны были отчислить хорошего, умного парня.
    []
  
  Ну, были у него кое-какие нелады и семейные неурядицы у родителей. Это отрицательно сказывалось на его поведении и учёбе. Поддержали, обратились в деканат. Парня оставили учиться. Впоследствии он стал отличным руководителем строительного треста в Красноярске.
  А еще, уже на первом курсе, нам начали платить стипендию - 54 рубля! Тем, кто сдал вступительные экзамены на 4 и 5. Появились свои, кровные, учением заработанные деньги! И выплачивалась она все 12 месяцев в году. Пересмотр о выплате стипендии был персональный после каждого семестра.
  Помнится, билет до Москвы на самолете стоил - 48 рублей! А для студентов так вообще - 24.
  Со второго курса учёба пошла бодрее: спецпредметы, курсовые, производственные практики. Калькуляторов тогда не было, не говоря о персональных компьютерах.
  Многие вычисления мы делали в уме (это одно из достижений Советского образования!) или быстро производили на листочке бумаги.
  Самый доступный 'калькулятор' - логарифмическая линейка. Очень интересное устройство и пользовались мы раньше им часто! Помнится, производили довольно-таки сложные вычисления: умножали, делили и возводили в разные степени, извлекали корни, находили логарифмы и выполняли всякие тригонометрические вычисления. А, вот как она работает, сейчас уже без инструкции сразу и не вспомнить.
  А ещё был арифмометр 'Феликс' - чудо вычислительной техники. Он очень пригодился нам при выполнении курсовых и дипломных работ, хотя его можно было взять только на какое-то время в бухгалтерии какого-нибудь предприятия. В техникуме их было несколько штук, может с десяток, не больше.
    []
  
  Потом некоторым учащимся за хорошую учёбу, уже на втором курсе, и мне в их числе, стали платить повышенную стипендию - 66 руб. 50 коп. Это были - Деньги!
  После зимней сессии на неделю я решил слетать на Алтай деда с бабушкой проведать. Билеты Норильск-Красноярск-Барнаул на самолет, туда и обратно, обошлись по 27 рублей, от Барнаула до деревни деда (90 км) - 83 копейки на ПАЗике, гостинцы: бутылка водки для деда (3 рубля 12 коп.), 3 булки настоящего ржаного хлеба (42 коп.), 3 банки сгущенки (62 коп. х3 =1 рубль 86коп.), 3кг красной рыбы (3рубля 90коп.). Ну и в остатке у меня осталось около рубля от одной месячной стипендии в 66 руб. 50 коп. Вот такая была поездка с Севера на Алтай на одну неделю. Сможет ли сегодняшний студент пошива 2018-2019 года повторить всё тоже на одну месячную стипендию? Однозначно - нет.
  Производственные практики мы проходили 1-2 раза в год, по одному месяцу, и по-настоящему, на действующих норильских стройках: учились выполнять кирпичную кладку, укладывали бетон, штукатурили. Получалось не сразу, но старались. По окончании практики получали зарплату: рублей по 200 -250. Север! СССР!
  И это факт, что так и было.
  
  Газета 'Заполярная Правда' ? 152 от 13.10.011г.
  ''Виктор МАСКИН, по материалам архивов Норильска от 1970г.: 'Но не только сессиями и зачетами жили студенты НВИИ. Вот несколько свидетельств об их труде и отдыхе:
  - 'ГК КПСС направляет коллектив художественной самодеятельности НВИИ для проведения концертов и лекций по ленинской тематике... по Таймырскому националь-ному округу'.
  - 'Приказ ? 81 от 26.06.70г.: '...Организовать спортивный оздоровительный лагерь для учащихся СТФ НВИИ в г. Феодосии с 4.08 по 23.08.70 г.'. Лагерь патриотично назвали 'Путоранами', на море поехали ребята из малообеспеченных семей. Во исполнение Постановления бюро ГК КПСС и исполкома Горсовета 'Об оказании помощи Управлению торговли в уборке урожая в совхозе 'Таежный'... направить в совхоз 'Таежный' учащихся 2-3-х курсов дневного отделения СТФ сроком до 5 октября 1970 года в количестве 232 человек'. С черноморских берегов на урожайные берега Енисея...''.
  После второго курса весь сентябрь мы были в 'трудовом десанте' в подшефном совхозе под Красноярском: заготовка картофеля, моркови и капусты для столовых Норильского комбината. Расчет за доблестный труд был натуральным (по мешку каждого овоща) и денежным (от 100 до 200 рублей) в соответствии с выполненными объёмами: кто-то меньше работал, кто-то больше. Учет был персональный и ежедневный, без приписок - в соответствии мешкам, заполненным под завязку.
  Вечерами ходили в клуб в кино и на танцы, сидели у костров, пели песни под гитару.
  Были некоторые не утряски с молодёжью совхоза, но это обычное дело, молодое. На то она и молодость, чтобы закалять характеры. Чаще старались решить вопрос мирным путем, путем переговоров, а не по блатному принципу - бить первым.
    []
  
  После окончания 'десантирования' и выполненных совхозных работ мы, гордые своими трудовыми успехами и 'дружественными прощаниями с местным населением', возвращались в Норильск теплоходом по Енисею. Очередная практика жизни закалила и определила: кто и чего стоит!
  Прошло ещё полтора года, в этот период я ушёл в академический отпуск на год, но это другая история, а мои однокурсники продолжили учёбу.
  И в марте 1976г., после 'защиты диплома', все они разъехались по разным городам страны на работу. Так как техникум был не отраслевой, а всесоюзный, то и распределение выпускников было по всему СССР. В тот год по заявке Министерства строительства СССР (а на следующий год, когда я заканчивал техникум, то распределение нашего курса было по заявке Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР), начиная от Керчи и до Владивостока (Керчь, Минск, Киев, Волгоград, Калининград, Псков, Нижний Новгород, Омск, Томск, Иркутск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Хабаровск, Владивосток и т.п.).
  Все молодые специалисты были обеспечены работой в качестве мастеров на стройках или в проектных организациях, жильём в общежитиях. Некоторые даже получили ведомственное жильё.
  Рассказанное мной выше, было для того, чтобы показать частичку на самом деле Добрых Времен СССР и подчеркнуть то, что Социальная программа Советского Государства за счет средств, полученных от добычи ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (нефть, газ, полиметаллические руды и пр.), была направлена на человека и для человека.
  Живший в СССР гражданин знал, что Государство:
  А. охраняет его жизнь;
  Б. заботится о его здоровье через бесплатные поликлиники, санатории, дома отдыха и профилактории;
  В. обеспечивает досуг детей в различных кружках при Домах культуры, Домах Пионеров, комнатах школьников;
  Г. предоставляет отдых детей в пионерских лагерях и занятия спортом в различных секциях;
  Д. старается воспитать человека, звание которого звучит гордо - Человек;
  Е. обеспечивает право бесплатного школьного, среднего и высшего образования.
  и многое, многое другое.
  Конечно, не всё было идеально в нашем СССР: были и воры, были и хапуги, были и зажравшиеся чиновники, но их было - мизер.
    []
  
  Главное было - ПРОГРАММА развития Государства. Целенаправленная. И в этой программе были представлены все направления развития общества. Всем всего Доброго в Жизни!
   2017
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"