Любому человеку, с самого раннего детства, хочется быть заметным для окружающих, хочется выделиться, стать лидером в какой-то компании, в каком-то деле, добиться определённых успехов, достичь определённых высот.
У каждого была (и есть) своя планка достижения. Все доходили до первой планки - записи в школьном дневнике. Они, записи, бывали разные: и положительные и отрицательные. Каждая запись определяла дальнейшее поведение: в одном случае - сделать что-то ещё лучше, в другом - постараться быстрее исправить отрицательное. Но это не говорит о том, что на этом всё заканчивалось. Нет, с этого только всё начиналось.
Пройдя октябрятский и пионерский всеобуч, каждый из нас выбирал свои направления, свои тропки в жизнь: кто в спорт, кто в азы науки, кто в искусство, не забывая при этом про основную учёбу. Благо, что в советское время было чем заняться помимо учёбы. В каждой школе работали различные кружки и секции по разным интересам и направлениям: спортивные, театральные, музыкальные, танцевальные, хорового пения, моделирования, кройки и шитья, математические, географические, краеведческие, литературные, шахматы и шашки и другие.
После 6 или 7 класса практически каждый школьник полностью определялся и выбирал одно главное направление по основным своим интересам и способностям. Если это был спорт, то помимо основного вида спорта, которым занимался школьник, например
волейбол и баскетбол, он участвовал в спортивных соревнованиях практически по всем видам спорта. А если ещё и получал награды в виде дипломов или грамот, то, конечно же, его интерес к спорту удваивался.
Небольшой пример из жизни.
1968 год.
Нашему 5-а классу повезло. У классного руководителя муж оказался тренером по лёгкой атлетике. После Нового года он предложил всему нашему классу после уроков дополнительно заняться спортом в школьном спортзале. Три раза в неделю весь класс с удовольствием посещал эти занятия. Было интересно: делали зарядку, играли в пионербол, бегали на стометровке, лазали по канатам...
В общем делали почти тоже, что и на уроках физкультуры, только здесь это было просто по нашему желанию и без оглядки на получение оценки. К концу учебного года наша секция поредела, так как некоторые одноклассники ушли в ДЮСШа заниматься фехтованием, плаванием, гимнастикой и акробатикой, хоккеем, а кто и просто перестал ходить.
А в 6 классе остальные тоже определились в других видах спорта.
Я и ещё несколько ребят выбрали баскетбол, и в 6 классе у нас уже появилась своя команда по баскетболу. Они же были костяком и в других командных соревнованиях проводимых в школе: футбол, лёгкая атлетика, лыжи и коньки. Участвуя в школьных соревнованиях мы начали побеждать где в командных играх, где индивидуально. Это было очень приятно: получить Грамоту или Диплом за 1-е, 2-е или 3-е место.
Эти маленькие победы окрыляли. Потом некоторые из нас, и я в том числе, были приняты в среднюю сборные школы кто по баскетболу, кто лёгкой атлетике, плаванию, футболу и другим видам спорта. Там уже были другие соревнования - городские межшкольные. А в начале 7 класса я ещё увлекся и волейболом. Во второй учебной четверти после матча по баскетболу тренер из ДЮСШа, который присутствовал на нескольких матчах подряд, предложил мне начать тренироваться в секции по волейболу.
Начались интересные тренировки по 5 раз в неделю, потом товарищеские матчи, городские соревнования. И не только по волейболу. Потом первые победы, грамоты, спортивные разряды.
Но главное, что эти занятия спортом укрепляли наше здоровье, закаляли характер и помогали в учёбе.
Помимо участия в спортивных соревнованиях школьники из СССР участвовали и в различных олимпиадах: математических, химических, исторических и литературных. Там тоже были награждения.
Спортивные секции и соревнования, различные кружки работали также на базе летних пионерлагерей. И там тоже были поощрения в виде Грамот и Дипломов, переходящих кубков.
Помимо этого, в пионерских лагерях мы участвовали в турпоходах, соревнованиях и игре в "Зарницу", и эта деятельность сплачивала нас и прививала нам чувство коллективизма.
Именно поэтому люди, выросшие в СССР, считают своё детство полноценным и счастливым и с ностальгией вспоминают школьные годы.
СССР идеологически поддерживал в своём населении на каждом этапе положительные эмоции, как бы, между прочим, само собой. Одной из очень сильной оценки достижений школьника, студента, инженерно-технического работника, рабочего или колхозника было награждение Почётной грамотой. Это был действительно - ПРАЗДНИК!
Сейчас можно говорить об этом много разного и по-разному! Но, всё-таки это было ЗДОРОВО, когда тебе вручали диплом или грамоту за достигнутые тобой успехи в учебе, спорте или в труде! Да это были не деньги. Это было больше денег! Во много раз больше денег и Дороже их.