Гуляев Владимир Георгиевич : другие произведения.

История моего Рода Часть 4-6

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 []
  
   История моего Рода
   Часть 4, 5, 6 (продолжение)
  
  
  Часть 4. Ишим или Коркина слобода
  
  "В документах XVII(17) века можно найти упоминания о Коркиной слободе. Это и есть первые упоминания об Ишиме.
  Точная дата основания слободы неизвестна, однако можно предположить, что возникла она между 1670 и 1687 годами (по сведениям "Списка населенных мест Тобольской губернии" за 1912 год Ишим был основан в 1631 году).
  Почти целое столетие после своего основания Коркина слобода выполняла функцию военного укрепления на Ишимской оборонительной линии.
  До появления Коркиной слободы эту местность периодически занимали кочевники. Русские двигались на восток, постепенно захватывая Сибирь.
  Как только территория, на которой через много лет появился город Ишим, была захвачена русскими, началось строительство Коркиной слободы в целях укрепления прав на занятую территорию.
  В 1721 году Пётр I(1) ввёл новое административно-территориальное деление. Новая территориальная единица называлась дистрикт, то есть, округ.
  В Тобольском воеводстве были выделены Ялуторовский и Ишимский дистрикты. Коркина слобода стала центром Ишимского дистрикта. Кроме того, слобода выполняла функции центра Ишимской оборонительной линии.
  Когда набеги кочевников на этой территории сократились, Ишимскую оборонительную линию упразднили и военные стали постепенно покидать слободу, а все имевшиеся здесь строения были проданы крестьянам." http://www.ccdi.ru/photoblog/gorod-ishim-tyumenskaja-oblast-osnovanie-ishima-korkina-sloboda-.html
  
  Из предположения, что мои предки были родом из Коркиной слободы, следует то, что они, Гуляевы, могли быть "служилыми людьми", т.е. людьми несшими военную службу. Это подтверждается и наличием "бойцовских" черт в характерах многих Гуляевых.
  Посему, после "упразднения Ишимской оборонительной линии" наши предки, привыкшие выполнять воинские обязанности и не пожелавшие резко переходить в "крестьянство", могли податься дальше на Восток.
  
  Из истории хорошо известно, что служилые люди принимали самое активное участие в освоении Сибири. Например, во время похода Ермака в Сибирь.
  
  В казачьих "сказках" того времени вместе с именами Посника Иванова (Губаря), Федора Чукичева, Семена Дежнёва, в пору самых первых походов их двух отрядов на реки Собачью (Яну) и Индигирку из, только что основанного, Якутского острога в 1640-1641гг. для сбора ясака, упоминались и другие фамилии участников тех походов, а именно, Л.Н. Жеребцов в книге "историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами", издательство "Наука" 1982г., пишет:
  
   "Кроме руководителей отрядов - Федора Чукичева, Дмитрия Зыряна и Богдана Зырянова, которые, вне всякого сомнения, были выходцами из края коми*, в составе отрядов встречаются служилые: Д.Падерин, Лыткин, С.Аврамов, В.Пермяков, Ф.Чуркин, Ф.Пермяк, Д. Гуляев, Гилев, К. Юдин, М. Коновалов, К. Королев, С. Протопопов, Ф. Ветошкин, Вижемцев, Т. Боголюбов, И. Катаев, М. Колесов и десятки других.
  * - Русские в древности народ коми называли пермью. Слово "пермь" известно уже в начальной летописи, составленной около 1095 г., и обозначало какой-то северный народ, плативший дань русским: "в Афетовой части сидят Русь, Чудь, Весь, Меря, Мурома, Заволоцкая чудь, Пермь, Печора, Ямь" и т. д. "...Эти народы от колена Афета, живущие в странах Севера""
  
   Интересно еще и то, что служилые люди, столь быстрыми темпами продвигаясь на восток, осваивая неизведанные огромные пространства, не имели возможности заниматься сельским хозяйством. Основным их способом добычи пропитания была рыбная ловля и охота на соболя и разного зверья в "новых землицах", что было вполне естественно. И это всё вместе взятое оставляло определённый отпечаток в их характерах и воспитании детей, привыкавших к походной жизни. Со временем, конечно, и эти русские воины-первооткрыватели сибирских земель начинали вести осёдлый образ жизни, были вынужденны начинать заниматься работами на земле, но сильная тяга к охоте и рыбалке ещё долго сидела в них и их потомках.
  
  Мои предки, в частности отец и дед, а также многие родные и двоюродные их братья тоже были заядлыми охотниками и рыбаками.
  
  Это, конечно, не говорит о том, что на основе этого можно определить родовые связи.
  Но, я думаю, что за сотни лет люди, занимающиеся одним и тем же ремеслом из поколения в поколение, получают определённый "отпечаток" на генном уровне. Потому-то в нас и повторяются определённые черты характера наших предков и глубоко спрятанные в подсознании "знания образа их жизни".
   При изучении различных исторических источников я непроизвольно сравнивал не только имена, но и род занятий людей по фамилии Гуляевы, живших 200-300 лет назад, с образом жизни своей семьи, своих ближайших родственников, жизнь которых проходила и проходит сейчас на моих глазах.
   Так изучив различные переписные книги (ориентируясь на 1680-1720гг.) я обнаружил более-менее большое количество Гуляевых, проживавших в те годы практически "рядом" друг с другом (по сегодняшним, конечно, меркам - рядом) и, которые могли являться близкими родственниками. Основное внимание я уделял Гуляевым с именами, обобщёнными мной в 3 части.
  
  Я понял, что основные корни родни могли начаться не только в Коркиной слободе (Ишиме).
  Сам Ишим, конечно, был родиной некоторых предков, но он, в тоже время, мог быть и определённым перевалочным или промежуточным пунктом, то есть - временным "укрытием" в качестве "служилых", для воинственных и прогрессивных людей того времени, несогласных с условиями своей жизни, а потому гонимых и ищущих волю, свободу и новые земли. Но могли быть и другие причины для переселения (миграции), о которых мы сегодня вряд ли сможем узнать (даже читая самые умные книги самых умных историков)!
  
   Буду мыслить сам, в соответствии с моим виденьем возможно происходивших когда-то каких либо событий, читая и вникая в исторические документы, соединяя факты с предположениями. Главное - мой читатель должен понять, что он читает исследовательский, но далеко не научный материал, который можно считать "первоосновой, верной на 100%".
  
   Идём, неспешно далее...
  
  Тобольск граничил с Коми, Пермью и Ненецким северным краем. Коми имела протяжённые границы с Архангельской областью. В преданиях (воспоминаниях) русских-сибиряков часто ностальгически проскакивают такие названия, как - Ухта ("ухты"), Печора (песня "У Печоры, у реки...) и, немного реже - Сыктывкар, просто как упоминание. А в Коми, оказывается, проживало "очень много" русских, практически в равном количестве с коми, почти 50/50.
  
   И вот, выйдя на Тобол, я обнаружил то, будем называть это "интуитивным соображением", что в Тоболе мои предки не могли жить с давних времён. Скорее всего, они пришли "в-туда" из Коми-области и какое-то время там задержались и пожили, не образовывая крепких связей. Это мои интуитивные догадки, потому я, на этом уровне, и исследую "ход предков" в Сибирь. Просто другого пути у меня нет.
  
   На эту мысль меня навела интернетовская информация: "Гуляевы - выходцы из Шошки в 1678 году "пришли" в село Деревянск, расположенное в Коми".
  
  Часть 5. Коми?!
  
  Деревянск (Дереваннöй) - село на левом берегу Вычегды в устье р. Деревянной, центр сельской администрации, в 25 км от с.Усть-Кулом Усть-Куломского района. Возникло в 1658.
  В 1678 записано как "деревня Деревянного кряжу на реке на Вычегде над курьёю Келчовою". Один из первопоселенцев, Мануил Петрович Попов с братьями Ефимом, Дорофеем и Михаилом, пришёл в Деревянск "с погосту Вишеры" (Богородск).
  Большинство первых жителей Деревянска пришли сюда из более удалённых районов Коми края. Денис и Еремей Кирилловичи Кирушевы, Андрей и Иван Кондратьевичи, Никон и Кузьма Агеевичи Кирушевы переселились в Деревянск "с погосту Усть-Сысолы".
  Братья Яков и Данило Максимовичи Гуляевы "поселились из Сысольские волости из Шошек" (современное село Шошка в Сыктывдинском районе).
  Некоторые фамилии имеют русское происхождение и вообще в образе жизни и их традициях много русского. Видимо когда-то (еще в доручевские времена) бассейны рек Вычегда и Сысола имели часть русскоязычного населения, но они восприняли коми язык и стали прозываться - коми. http://ruch.selakomi.ru/o_sele/
  
  Я, к своему стыду, начав собирать данные о своём роде, оказался слегка профаном в области географии, даже в рамках своей родной страны. К моему удивлению, повторюсь, я узнал, что Коми находится почти на Севере и граничит с Пермью и Ненецким северным краем, тогдашним Тоболом (Тюменский край), Архангельским краем и Уралом (бывшая Свердловская область - как меняются времена, и как прямо на глазах меняют историю!), Кировской областью. По своему не знанию, а скорее всего не хотению (не желанию или пренебрежению) узнать об этом в свои школьные годы (по географии у меня всегда была четвёртка, видимо равная жёсткой тройке), я и упустил эту информацию тогда. Да, она мне и не нужна была каждодневно: тогда в молодости были другие интересы, другие приоритеты. Моё проживание в городе Норильске мне нравилось: тогда всё было "сегодня и сейчас". А то, что будет позже - мы создадим!
  
  А вот, что происходило когда-то раньше, очень давно в 16 или 17 веках, меня, да думаю, что и многих моих сверстников, в то время, не особенно интересовало (только в рамках уроков истории и литературы). Вообще не интересовало до той поры, пока я не приехал на летние каникулы на свою малую Родину в 1966 году. Тогда были похороны моей прабабушки, бабы Давыдовой.
  
  Сколько было много родни!
  
  Я, девятилетний пацан, смотрел на многочисленную родню, родственников разных возрастов и односельчан, пришедших проводить в последний путь мою прабабушку! Их было просто много.
   Наверное, тогда это всё и началось, и родственники, уходившие в прошлое, видимо, открывают нам дорогу в будущее...
  
   Но, мы о Коми XVI века.
  
  "Переход к стабилизации историко-демографического развития.
  Период тяжелейших испытаний, выпавших на долю народа коми, оказался, к счастью, не слишком продолжительным.
  Мало-помалу положение стало меняться к лучшему. После вхождения во II половине XVI в. в состав Русского государства Казанского и Астраханского ханств, укрепления там власти московских государей появилась возможность для освоения Поволжья, нижней Камы и нижней Вятки русскими.
  А уж после того, как рухнуло под ударами "государевых ратей" Сибирское ханство, перед русскими крестьянами открылись просторы Сибири и Приуралья.
  Эти более богатые по сравнению с Коми краем (страдавшим к тому же от сильнейших неурожаев) земли привлекли внимание множества людей.
  Сотни и тысячи переселенцев с Русского Севера (а именно они составляли большинство тех, кто осваивал Сибирь в XVII в.), минуя Коми край, устремились за Урал.
  В последней четверти XVII века в Сибири насчитывалось около 130 тысяч переселенцев! из Европейской России, примерно две трети которых проживали в самом западном Тобольском регионе, по соседству с Коми краем.
  Что было бы с коми народом, если бы всего лишь четверть от этого числа поселилась в Коми крае, где в середине XVII в. насчитывалось всего 15-16 тысяч коми?..
  С началом массового освоения русскими Вятско-Камского региона, Поволжья и Зауралья в XVII в. на территорию Коми края стало приходить все меньше переселенцев из русских регионов.
  Границы между территориями расселения коми и русских на западе и северо-западе в XVII в. постепенно стабилизировались там, где они пролегают и поныне - по с. Спаспоруб на Лузе у с. Межег на нижней Вычегде близ д. Коптюги на Вашке и д. Латьюги на Мезени. А жившие западнее отдельные группы коми в течение XVII-XVIII вв. постепенно смешались с русскими."
   https://studopedia.ru/4_94905_ocherk-III-komi-kray-v-XVI-XVII-vekah.html
  
   Вот и выискал я то, что искал.
  Для сведущих: этим я не сделал открытие "Америки", но то, что для себя открыл - это точно!
  
  Именно в XVII веке тысячи переселенцев (около 130 тысяч переселенцев!) с Русского Севера составляли большинство тех, кто покидал Архангельскую область, Ненецкий край и, минуя Коми, устремились за Урал для освоения Сибири. Естественно среди них могли быть (скорее всего!) были и мои предки - Гуляевы, Туевы, Кечины, а также предки ещё одной волны переселенцев, потомки которых впоследствии стали моими родственниками (родственники моей жены). Это первопроходцы и горнорудцы Волковы и Серовы, закрепившиеся в районе поселений: Усть-Каменогорск-Глубокое-Шемонаиха, а их потомки долгие годы проживали в городе Риддер (ранее, во времена СССР - город Лениногорск) Восточного Казахстана, граничащего с Алтайским краем. Музейные работники города, когда я побывал там в 2015 году, говорили мне, что и сегодня у них помнят фамилии Волковых и Серовых, и считают их причастными к основанию этого горнорудного города, наряду с Ф.Ф. Риддером (точность этой информации я намерен искать в сети интернета и осветить в последующих частях своей книги).
  
  Часть 6. Переселение в Сибирь
  
  Просторы тайги, непаханые веками земли и заливные луга за Уральскими горами, издавна были известны охотникам северных краёв. В поисках пушнины они ватагами в несколько человек на долгие месяца уходили из родных мест, а иногда и на несколько лет покидали свои семьи. Заходили они и в Западную Сибирь, строя себе в глухой тайге и на отлогих местах вдоль рек хижины-зимовья. Свободной земли вдоль реки Оби было много, много было и зверья разного. Да и государевых слуг да надсмотрщиков на многие сотни километров не наблюдалось. Потому, скорее всего, и стали появляться из охотничьих "зимовий" мелкие поселения, в которые с годами стали перебираться из-за Урала родственники и семьи рыбаков-охотников, тем более что на прежних местах жительства возникали большие трудности, связанные с неурожаями и непосильными оброками.
  
  "Упоминавшиеся трудности в хозяйственном развитии вызвали сильный отток населения в более благоприятные для жизни регионы.
  Жители Прилузья уходили в соседнюю Вятскую землю и даже дальше, в Казанский уезд.
  Многие выходцы с Сысолы и из некоторых других районов переселялись на Каму, где появились деревни с характерными названиями "Зыряновская", "Зырянка" и т.п. (зырянами стали называть коми, и это название употреблялось до 1920-х годов).
  Но больше всего людей ушло из Коми края в Сибирь. Коми сыграли важную роль в присоединении Сибири и Дальнего Востока к России. Как лучшие знатоки ведущих туда путей, коми (40 человек) стали проводниками в отряде Ермака, со знаменитого похода которого началось присоединение Сибири. Коми были в числе первых жителей многих сибирских городов, возникших в конце XVI-XVII вв.
  Раньше других, в 1586г., возникла Тюмень, со строительства которой началось прочное освоение Сибири. В числе обитателей города в I четверти XVII в. были стрелец Семейка Зырян, посадские люди Федоска Иванов Вычегжанин и Якунька Сысолич, крестьяне Васька Иванов Зырянин, Прошка Елистратов Вымич и выходцы из Коми края.
  В 1587 г. был основан Тобольск, ставший на долгое время столицей Сибирского края. Летопись рассказывает: "Лета 7095 (1587 г. - авт.) князь великий Феодор повелел взяти в новый городок Тобольск из вычегодские и вымские пермяки в служилые люди пять десят и с жоны и с детми". В начале XVII в. одна из улиц Тобольска носила название "Зырянская". На ней располагались дворы казаков Ивашки Вычегжанина, Томилки Вычегжанина и других. Во второй половине XVIIв. в Тобольске жили стрелецкий пятидесятник Васька Зырян и десятки служилых и посадских людей из Коми края: Якушко Вычегжанин, Марк Зырян, Савка Зырян, Васька Пуртов, Семейка Юркин, Тимошка Лузенин, Федька Сысолетин, Васька Выметин, Федька Чупров и др."
  https://studopedia.ru/4_94905_ocherk-III-komi-kray-v-XVI-XVII-vekah.html
  
  
   Правители государства Российского понимали, что без расширения владений на Восток будет труднее развиваться и поднимать своё величие: государству требовались новые торговые пути и новые земли, чтобы утвердиться как государство, с которым могли бы считаться европейские страны. А земли за "Камнем" были богаты не только своими просторами, но и ценными природными ресурсами: соль, пушнина, золото...
   Так, благодаря царским указам, стали появляться военные крепости, превращающиеся в города и крупные поселения, связывающие Сибирь с европейской частью страны.
  
   "В 1590 г. был построен Лозьвинский городок, куда отправили по царскому указу шесть "судоделавцев" строить суда для плаваний по сибирским рекам. В 1593 г. возникли Пелым и Березов: "Лета 7101 (1593 г. - авт.) повеле князь великий Феодор послати пермяки вычегжаны и вымичи на Пелынь и Березов городки строити", - рассказывает летопись. "Пермичи и вымичи" упомянуты в царском наказе князю П.Горчакову, посланному строить Пелым, среди участников его похода. В их числе, вероятно, находился Андрей Енгрирев из вымского погоста Шошки - в писцовой книге говорится, что он "взят на Березов в казаки" в 1593 г. Немало выходцев из разных селений Коми края было среди жителей Березова в начале XVII в. Нечайка Петров был "взят на Березов в казаки" в 1600 г. из Турьи, Митька Алексеев "збежал на Березов" в 1601 г. из Коней. В 1595 г. в низовьях Оби был основан город Обдорск, само название которого (как и реки Обь) имеет коми происхождение. В 1597 г. была открыта новая дорога в Сибирь, ведшая с Камы на верховья р. Туры. В 1598 г. там построили г. Верхотурье. В 1635-1636 гг. среди "гулящих людей" Верхотурского уезда было 242 коми - с Вычегды, Выми, Лузы, Сысолы...
  После закрепления на ведущих "за Камень" дорогах началось продвижение переселенцев вглубь Сибири. На рубеже XVI-XVII вв. на р. Таз, впадающей в Северный Ледовитый океан восточнее Оби, появился г.Мангазея, основанный "служилыми людьми...и зырянами". Царь специально указал отправленным туда воеводам: "Взять...в вожи зырян торговых людей и вымич на все суда, сколько человек пригоже, которые б Мангазейский ход знали и толмачить (переводить - авт.) умели".
   Продвижение вверх по Оби от устья Иртыша началось со строительства в 1594 г. г.Сургута. В числе его первых жителей был Нефед Савельев из погоста Вездынь (Вездино). Через два года был основан Нарымский острог, где в 1620-х годах жили два вымича и сысолец, а около 1602 г. упоминаются жившие там коми: "Я со служивыми людьми и зыряны хоромы перенес". Для защиты южных границ на Иртыше в 1594 г. построили г. Тару. Среди тех, кто оборонял его от набегов татар, были пеший казак Петрушка Васильев Зырян и конный казак Спиридон Зырян.
   В 1604 г. царь Борис Годунов отправил воевод строить г.Томск и дал им наказ: "В новом Томском городе ... пашню устроити, ...а пашенные люди прибрати из зырян". В 1680 г. в Томске находились 83 служилых человека, которые (или родители которых) пришли туда из Коми края, среди них 27 вычегжан, 16 вымичей, 16 сысольцев, 3 лузянина."
   https://studopedia.ru/4_94905_ocherk-III-komi-kray-v-XVI-XVII-vekah.html
  
  Из вышеописанного можно было бы предположить, что братья Яков и Данило Максимовичи Гуляевы, "поселившиеся в деревне Деревянске из Сысольской волости из Шошек" (современное село Шошка в Сыктывдинском районе) могли пожить какое-то время в селе, но не очень долго, скорее всего они со своими семьями всё же вошли в те 130 тысяч первопереселенцев, ушедших за "Камень" на освоение новых земель, в надежде на лучшую и новую жизнь.
  
  Но мои исследования, на мой взгляд, будут однобоки, если я остановлюсь только на вышеупомянутых именах Якова и Данило.
  Для себя я почти определил, что Гуляевы могли пройти (проживать какое-то время) Коми край. Поэтому рассмотрим ещё несколько переписных книг Коми края начала 18 века.
  
  "ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА ЯРЕНСКОГО УЕЗДА 1710 ГОДА (Российский государственный архив древних актов. Ф. 350. Оп. 1. Д. 478) "КОМИ КРАЙ В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА. ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА ЯРЕНСКОГО УЕЗДА 1710 ГОДА. Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2015. 168 с. (Серия "Новые источники по истории Европейского Севера России". Вып. 2)".
  
  (Л. 5) Лета 1710-го маия в 3 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по грамоте из Сибирского приказу, какова прислана в Еренск к стольнику и воеводе Ивану Ивановичю Немтинову за приписью дьяка Якова Щетинина.
  Велено в Сибирской губернии, как и в протчих во всех губерниях, во всех городех и уездех, переписать дворы и в них людей мужеска и женска полу от мала и до велика, не обходя никого, всех по имяном и в лета, для ведения его царьскому величеству о числе людей - сколько в котором городе есть. И по тому великого государя указу стольник и воевода Иван Иванович Немтинов в Еренску на посаде и в уезде дворы, и в них людей мужеска и женска полу переписал. А по переписи в Еренску //
  
  Во дворе посадцкой человек Иван Прокопьев сын Гуляев, осмидесят четырех лет; у него дети: Федор (Иванович), пятидесять трех лет; Петр (Иванович), пятидесять дву лет; жена ево Варвара, тритцати (написано - тратцати) семи лет; у него ж дети: Сергей (Петровч), полутора года; Гаврило (Петрович), полутретья месяца; Катерина (Петровна), осми лет; Никита (Иванович), сорока девяти лет; жена ево Акилина, тритцати осми лет; у них дети: Илья (Никитич), получетверта года; Петр (Никитич), года семь месяцов; Катерина (Никитична), шти лет; Василей (Иванович), сорока шти лет; жена ево // (Л. 9) Марья, тритцати шти лет; у них дети: Осип (Васильевич), четырех лет; Михайло (Васильевич), дву лет; Степан (Иванович), тритцати осми лет, в отъезде в Сибирьских городех; Ефим (Иванович), тритцати семи лет; Семен (Иванович), тритцати шти лет, в отъезде; у него ж Ивана работников иноземской породы и остяцкой: девка Анна, двенатцати лет; Ульяна, 37 одиннатцати лет; у него ж во дворе живет свойственница вдова Ксения Ларионова, штидесят шти лет; слепая девка Ксения Иванова дочь, штидесять пяти лет.
  Во дворе половник Ивана (Прокопьевич) Гуляева Стефан Иванов сын Лемзаков, штидесят лет; жена ево Меланья, пятидесят девяти лет; у них дети: Стефан, тритцати лет; // (Л. 14) Федора, пятнатцати лет; у Стефана жена Соломия, дватцати пяти лет; у них дети: Иван, полутора года; Евдокия, тринатцати лет; у него ж на подворье вдова Оксинья Григорьева дочь Белоголова, штидесят лет; у нее дети: Данило, дватцати пяти лет; Федора, тритцати лет. Деревня Микшина гора.
  Во дворе половник посацкого человека Ивана (Прокопьевич) Гуляева Исак Максимов сын Лятиев, штидесят трех лет; жена ево Ксения, штидесяти лет; дети ево: Варлам, тритцати лет; Семен, дватцати лет; у Варлама жена Анна, тритцати лет; половник же Осип Васильев сын Канев, сорока лет; жена ево Домна, // (Л. 30) тритцати девяти лет; дети ево: Матвей, девятнатцати лет; Яков, семнатцати лет; Онтроп, девяти лет; Иван, семи лет; Парасковья, дватцати лет; Анна, десяти лет
  Во дворе половник Федора (Ивановича) Гуляева Алексий Симанов сын Рогалев, штидесят лет; жена ево Парасковья, сорока лет; дети ево: Иван, дватцати лет; Борис, десяти лет; Иван же, дву лет; у Ивана большего жена Матрона, дватцати пяти лет; сын их Петр, годовой; у него ж Алексия дочери: Анна, пятнатцати лет; Евдокия, двенатцати лет; Стефанида да Оксинья, полугода. //
  Деревня Еренга.
  Во дворе половник посацкого человека Ивана (Прокопьевич) Гуляева Федор Исаков сын Лятиев, сорока лет; жена ево Анисья, тритцати пяти лет; сын ево Яков, девяти лет
  Во дворе половник Ивана (Прокопьевич) ж Гуляева Герасим Савин сын Рогалев, тритцати дву лет; жена ево Агрипина, тритцати лет; сын ево Стефан, четырех лет; половник же Матвей Юрьев сын Луговской, сорока лет; жена ево Анна, тритцати лет; дети ево: Марья, пяти лет; Овдотья, трех лет; мать ево Агрипина, осмидесяти лет.
  
  (Л. 100) А по скаске той волости земского целовальника Макара Лапшина, которые вышеписанные дворы пустые, и тех дворов люди померли з женами и з детми;"
  
  "Половник" в те времена означал феодально-зависимого крестьянина, этот крестьянин-половник обрабатывал землю, взятую в аренду у своего господина на условиях отдачи половины урожая. Отсюда и название данного вида крестьянского сословия.
  Из этого наблюдения следует, что семья вышеназванного Гуляева Ивана Прокопьевича была не из бедных, раз имела свободные земли, которые сдавала в аренду безземельным крестьянам. И опять же из большого перечня в ПЕРЕПИСНОЙ КНИГЕ ЯРЕНСКОГО УЕЗДА 1710 ГОДА я выбрал данную семью по той причине, что в ней присутствуют имена (Иван, Фёдор, Сергей, Пётр, Илья, Никита, Мария, Катерина, Михаил?, Степан?, Василий?), которые и в последние сто лет неоднократно повторяются в каждой семьях моих родственников - Гуляевых.
  
  На основании этого же, в результате моих дальнейших поисков в интернете своих возможных предков, я привожу ещё одну более раннюю перепись.
  
   Перепись 1680г. деревни Верхотурского Николаевского монастыря на р. Пышме:
   "Переписью 1680 г. учтены крестьянин деревни Верхотурского Николаевского монастыря на р.Пышме (на ее месте позднее возникла Пышминская экономическая сл. - 31:1) Василий Федорович Гуляев, родившийся "в уезде Соли Камской, на Ейве Глухой во крестьянех у именитого человека Данила Строганова" и переселившийся в 1673/74 г., и крестьянин Пышминской сл. (20:1) Василий Давыдович Гуляев, пришедший из Спасской волости Важского уезда в 1659/60 г.
   Предком крестьян Гуляевых в Колчеданской слободе был крестьянин Никифор Иванович Гуляев, уроженец Кондратьевой сл. (Симбирский у.), поселившийся в Колчеданском остроге в 1692/93г. (перепись 1695г.). Согласно переписи 1719г., с Никифором Ивановичем Гуляевым жил сын Акинфий, у которого был сын Степан, своим двором жил другой его сын - Михаил Никитич Гуляев с сыновьями Иваном, Степаном и Алексеем."
  
  Из данной переписи имеем следующие имена Гуляевых ( 1659-1719гг.): Василий (его отец - Федор), Василий (его отец - Давыд). Никифор (его отец - Иван) и дети: Акинфий (его сын - Степан); Михаил Никитич (хотя отца звали - Никифор!) с сыновьями - Иван, Степан и Алексей.
  Итого получается в 2-х семьях имелись одинаковые имена: Василий - 2. Иван - 2. Степан - 2. И обращает на себя то, что отец был Никифор, а дети его записаны - Никитичи! Это ещё раз говорит о том, что иногда у наших предков были двойные имена, что встречается и сегодня в некоторых семьях: ребёнок записан в метриках под одним именем, а зовут его, вроде бы и схожим, но имеющим совсем другое значение именем.
  Повторюсь: у нас в родне тоже было такое: мой дед был Леонид, а все его звали Леонтием, и дети его имели отчества - Леонтьевичи; моего отца все звали Геной-Геннадием, а он был - Георгий, и у нас с братом отчества - Георгиевичи!
  
  Далее я рассмотрел Переписные книги города Нарыма, который был основан ещё в 1596-1598 годах, как Нарымский острог (ныне Тюменская область). Город Нарым был одним из первых поселений, который не могли миновать переселенцы из северо-западных районов Руси, в том числе из Коми края.
  1710: Сибирская губерния: Переписная книга города Нарыма с уездом...:
  "Книги переписные 710-го году Верхотурские, Нарымские, Кецкие. (л.533) 1710-го году августа в (...) день по указу Великого Государя Царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по наказной памяти за пометою воеводы Бориса Ивановича Серединина нарымской служилой человек Афонасей Луговской да с ним для писма Яков Якин ездили и переписывали в Нарыме и в уезде дворы и в них людей мужеска и женска полу от мала и до велика не обходя никого всех по имяном служылых и всякого чина людей.
  А сколько по переписке явилось и то писано в сей книге.
  
  1. Двор Михайла Гуляева. У него жена Фекла; детей: Иван семнатцати лет, Семен семи лет, Дмитрей пяти лет, Иван трех лет; дочери: Ульяна, Стефанида, Марья, Матрона.
  2. Двор Потапа Гуляева. У него жена Василиса; детей: дочери Акилина да Пелагия.
  3. Двор Ивана Гуляева. У него жена Парасковья; детей: сын Антипа семнатцати лет, Прокопей четырнатцати лет, Михайло двенатцати лет, Иван восми лет, Никифор пяти лет, Григорей трех лет, дочь Марья. У Антипы жена Ксения. У него ж дочь Дарья.
  4. Двор Федора Михайлова Гуляева (его отец - Михаил). У него жена Пелагия, сын Яков трех лет, Иван году.
  И обоего в Нарымском остроге и в уезде по переписке мужеска и женска полу людей от мала и до велика тысяча триста тритцать три человека. Писал Иаков Якин."
  
  5. 1710 г.: Сибирская губерния: Тобольский уезд: Переписная книга переписи дворянина Андрея Ивановича Парфентьева:
  "Деревня Шишарина над рекою Исетью, (л 72) - Двор, а в нем живет пашенной крестьянин Онофрей Федоров сын Кожевников 45 у него мать вдова Катерина Митрофанова дочь 90 у него жена Феврония 40 дети Степан 17 иван 12 дочери девки Олена 13 Овдотья 4 Анна полугоду у него ж живет на подворье сестра ево салдацкая жена набору дьяка Андреяна Ратманова Ографена Федорова дочь 30 да у него ж живет на подворье бобыль* Самойло Иванов сын Гуляев (его отец - Иван) 45 жена у него Катерина 40 дети Степан 16 Микифор (Никифор) 2 дочь девка Марфа 18..."
  Итого получается в 5-х семьях (дворах) Гуляевых в городе Нарым и Тобольском уезде на 1710 год имелись следующие одинаковые имена: Иван - 6, Михайло (Михаил) - 3, Марья - 2, Пелагея (Прасковья) - 3.
  Примечание*. Бобыль - это новое московское наименование для тех же беспашенных людей, которые нанимают землю под дворы. Среди этих бобылей мы встречаем знакомых уже нам кузнецов, рыболовов и пр."
  
  Из своих поисков я почерпнул то, что семьи Гуляевых, и не только, в те очень далекие годы были всегда многочисленны и жили "оседло" (это было частично известно ещё со школы!...), одним двором многие десятки лет.
  До определенных обстоятельств.
  А "определенные обстоятельства" периодически возникали и возникают в стране и приводят к определенным действиям, таким как массовая миграция населения, восстания против несправедливости.
  
  В "Записках о современном состоянии раскола в Тобольской губернии." известного алтайского краеведа С.И. Гуляева описано то, что массовое переселение старообрядцев в Западную Сибирь произошло после принятия Петром I суровых мер против старообрядцев и это вызвало массовое бегство "недовольных..., особенно в 1682, 1683 гг. ...на Урал, на pp. Туру, Исеть, Тобол, Миас, Ишим и далее до Томска и Кузнецка", где они "селились вдали от церквей...".
  Позже он уточнил, что бежали жители Мурманского края в Западную Сибирь, которая тогда считалась Беловодьем, и расселялись в будущем Барнаульском округе.
  Первоначально Сибирь заселялась переселенцами из Поморья, среди которых в основном были старообрядцы, спокойно обходившиеся в своей жизни без попов. Затем в начале XVIII в. массово стали переселяться старообрядцы из Европейской части России (Нижегородская и Архангелогородская губернии).
  Селились они по берегам рек в местах удобных для земледелия, охоты и рыболовства, и подальше от любопытных глаз.
  Так, видимо, и мои предки Гуляевы в те давние времена поселились в здешних местах: с.Ново-Обинцево - Старообинцево и Шелаболиха (Алтайский край).
  
  Конец частей 4, 5 и 6.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"