Посещение Максимом Острова - ересь. В прямом смысле слова, что с христианской, что с мусульманской точки зрения. Про остальные религии говорить не буду, не уверен, но подозреваю, что аналогично дело обстоит. Истинно верующий бы так писать не стал, а игра ума на такую тему как бог и душа... Остерегись, автор (совет агностика). Да и весь эпизод какой-то никчёмный, нудный, затянуто-скучный. Описания старой войны со всякими "Верховными советами", убийством безвинного драконыша и прочим ничего не дают ни развитию сюжета, ни интриге. Но снижают динамику. Зачем вставка с описанием правил спортивной игры? ГГ в эту игру играть не будет, сама игра высосана из пальца. Зачем? Количество знаков для издания? Пошёл читать четвёртую книгу".
- Вот такое письмо, Фома, я получил от читателя в качестве отзыва на книгу "Тест на разумность".
- И что, огорчился или обрадовался?
- Конечно, обрадовался! Любое письмо от читателя - хвалит ли он тебя в нем или ругает - для начинающего писателя лучший допинг!
- Передозировки не боишься?
- Пока, к сожалению, нет.
- К сожалению?
- Да, Фома, к сожалению. Ведь откликов пока очень мало для того чтобы составить полную картину отношения читателей к прочитанному.
- Тавтологией потянуло.
- Пусть! Будет у читателя еще один повод для критики. Пусть критикуют за тавтологию, за стиль, за язык, за сюжет, за грамматику, в конце концов! Критика хоть и горькое, но лекарство, если она, конечно, аргументирована, как в этом письме.
- То есть: пусть будет больше откликов хороших и разных?
- Именно!
- А это письмо, я смотрю, тебя шибко задело?
- Задело, Фома, задело! А вот за дело или не за дело, в этом мы сейчас попробуем разобраться. Начну с ереси. Строго говоря, автор письма, безусловно, прав: то, что говорится в "Тесте на разумность", конечно, ересь. Но эта ересь сродни ереси Коперника, Галилея, того же Канта. Уход от догматов исключительно с познавательной целью, в попытке обосновать с философской точки зрения существование Бога, отчасти подтвердить правильность тех же догматов, может вызвать недовольство скорее у агностиков, нежели у верующих. Более страшна, на мой взгляд, другая, накрывшая современный мир ересь - поголовная бабломания. Этой болезнью заражена большая часть населения Земли. В первую очередь это относится к странам, где правит демократия. В этих странах довольно много людей причисляют себя к верующим. Может и так, но эта вера на всякий случай, а вдруг Бог и правда есть? Такой верующий, перекрестившись или совершив намаз тут же спешить пасть ниц перед Идолом. Золотой телец возведен ими на пьедестал, который много выше Божьего престола. Только одного они не понимают. Бог сострадает людям. Золотой телец требует только жертв: обнищание культуры, потеря нравственности, уничтожение семьи как ячейки общества и так далее. Если так пойдет дальше, то придет время, когда Идол будет равнодушно наблюдать за тем, как два последних представителя рода человеческого рвут друг другу глотки за последний нераспределенный слиток золота.
- А ты, не того, не очень? - спросил Фома, пока я переводил дух. - Что плохого в том, что люди хотят жить лучше.
- Вопрос не в том, чтобы запретить мечтать людям о лучшей жизни - пусть мечтают, вопрос в том, чтобы заставить их задуматься о цене благополучия.
- То есть поставить нравственность выше бабла? - сказал, как отрезал Фома.
- Хорошо бы, - вздохнул я. - Но я не утопист, я прагматик. Нравственность не пересилит бабло, а прагматизм - может! Если власть имущие поймут, что нет иного пути, как обуздать бабло, поставить его если не после нравственности, то хотя бы после великой цели, то они спасут человечество или, хотя бы, продлят его существование на много миллионов лет.
- И что это за великая цель? - с ироний в голосе спросил Фома.
Я не поддался на провокацию и ответил совершенно спокойно:
- Ну, хотя бы, космическая экспансия. И не в ближний космос, коим по моим понятиям является наша Солнечная система, а много мегапарсек дальше.
- Хорошо, с этим понятно, - сказал Фома. - А как ты ответишь на вторую часть письма?
- Дело в том, что "Сослагательное наклонение" задумывался мной как стержневой роман, к которому в дальнейшем я буду в той или иной степени прицеплять другие произведения. Примером такой привязки служат повести "Маневр Снегова" и "Та сторона Земли", а так же рассказ "Мастер". Отчасти, даже, "Кухонная философия". А новый цикл произведений под общим названием "Сокрэмль" ("Последний поход Горутра" уже выложен на сайт) как раз дает прямой ответ на вопрос читателя. А что касается придуманной мной игры "Флайбол", то я рассчитываю на то, что ей заинтересуются создатели компьютерных игр.
Я посмотрел на Фому. Выглядел он что-то уж слишком серьезно, и я поспешил добавить:
- Как ты уже понял: я не догматик. В отношении своего творчества в том числе.
- Что ты имеешь в виду? - спросил Фома.
- Во-первых, в любом моем произведении, так или иначе, скрыта ирония, в первую очередь, к самому себе как писателю. Во-вторых, перед каждым из моих произведений можно поставить преамбулу: "А что, если так?".
- То есть, ты скорее спрашиваешь читателя "как тебе это?", чем пытаешься его в чем-то убедить?