Аннотация: По следам визита в школу Викка в Чикаго.
Навигатор с прыгающей по карте Чикаго стрелкой доставил меня к дверям со знаком "Ordo Templi Orientis", чем привёл в некоторое замешательство. "Какие-то странные виккане", - думается мне. Облезлые двери первого этажа жилого здания на самом севере города, по соседству с пунктом передержки домашних животных и небольшим кафе. Витрина занавешена чёрными шторами, на ней самой - афиши грядущих событий, изобилующие цитатами из Кроули и масонской символикой. Я явно ошиблась дверью.
Впрочем, страхи мои развеялись, стоило мне заглянуть внутрь.
Приверженцы религии викка всего-навсего арендуют у "коллег" помещение, к чему сами относятся с некоторым юмором: "Мы не снимаем их символику со стен во время наших ритуалов, потому что за снятие они просят арендную плату в три раза выше", - говорит Марти, директор и ведущий преподаватель школы викка.
Пока я ожидала начала занятия, сидя на стуле, я беседовала с Кристал, викканкой, которая хочет принять участие в ритуале. Мы говорим о роли язычества в США, хотя времени на разговоры довольно мало:
- Кто-то выбирает христианство, кто-то атеизм, - говорит моя новая знакомая, - а нам нравится верить в то, что мы до сих пор связаны с силами природы - и можем говорить с ними. В Америке довольно много язычников, а это значит, что люди, добровольно выбравшие такое вероисповедание, должны иметь равные права с представителями других религий. В частности, в сфере военных похорон, где правила захоронения погибших при исполнении очень строгие, мы добились того, что среди знаков, которые официально дозволено наносить на гроб и надгробие, теперь есть пентаграмма. Конечно, язычники язычникам рознь, но это хотя бы что-то.
Наступил урочный час, руководство удалилось, чтобы не мешать, остались только преподаватель Джейсон Фаваз, студенты - и я. Впрочем, ходу занятия моё присутствие ничуть не вредило: урок проводился в форме дискуссии, где каждый был волен высказать своё мнение. Тема занятия - сущность Богини. Джейсон снова и снова повторял: "Я никому не навязываю своё мнение. Я не хочу ни в чём вас убеждать. Ваше мнение такое же правильное, как и моё", и это помогало ученикам смелее излагать свои мысли.
После беседы наступило время обеда перед ритуалом, и мне удалось взять у Джейсона интервью.
- Как давно существует ваша организация?
- Шесть лет. Её учредил Марти Кауч в 2008 году. Она называется Центром стихийного духа и посвящена изучению конгрегационной викки. Центр действует на территории США, в Чикаго, штат Иллинойс. На данный момент наша программа имеет три года с последовательным получением степеней бакалавра, магистра и доктора специальных наук и искусств по викке. Получение последней степени также означает получения верховного жреца или жрицы.
- То есть, это формальное обучение?
- Да, у нас есть обязательный для прочтения список литературы, студенты выполняют задания, проходят аттестацию, а в конце пишут диссертацию.
- А что лично вас привлекает в данном коллективе?
- Пожалуй - хорошая дружественная атмосфера, возможность поделиться опытом, поддержка людей, близких по духу.
- В основе традиции викка лежит концепция о Боге и Богине как первоосновах мира, которые олицетворяют мужское и женское начало. Это всё, что известно о них?
- Не совсем верное утверждение. Бог и Богиня могут олицетворять мужское и женское начало, однако на высшем уровне они бесполы. Фактически - это чистые потоки энергии, которые противопоставлены друг другу.
- Похоже на понятие ин и янь.
- Да, эта концепция очень близка к пониманию Бога и Богини. Они имеют одинаковые происхождение и природу, т.к. являются порождениями Великого Духа, однако обладают разными характеристиками. Вкупе они создают равновесие в мире.
- В ритуалах и заклинаниях виккане часто обращаются к богу и богине по имени, причём имена разные. Какое из них "настоящее"?
- Как я и говорил ранее, в высшем своём проявлении боги бесполы и не имеют имён. Мы же используем имена Кали, Исиды, Астарту, Иннаны, Дианы и так далее, потому что хотим привлечь в свой ритуал силу определённого аспекта. Разные народы давали разные имена одним и тем же явлениям, потому ведьма использует то имя, которое ближе к ней. Общего для всех стандарта не существует: магия - дело сугубо личное, индивидуальное.
- К слову о магии: все ли виккане практикуют её?
- Викка - это прежде всего религия и только потом - магия. Среди виккан есть много тех, кто просто верит в Бога и Богиню, однако не является ведьмой/ведьмаком.
Кроме того, следует различать практику магии и церемониал в викке. Большинство церемоний проводится только ради того, чтобы сказать спасибо богам и духам не прося ничего взамен.
- Стремится ли ведьма подчинить волю богов, духов, когда колдует?
- Нет. Она призывает те или иные сущности в качестве помощников, дающих силу, но подчинить их себе не может. К тому же всегда существует опасность, что дух сочтёт обращение недостаточно вежливым и откажется являться. Или явится кто-то нежданный. Именно для этого перед началом любого ритуала мы медитируем, чтобы очистить мысли от дурных намерений, а потом выметаем "сор" и очерчиваем круг вокруг места проведения обряда.
- Какой ритуал вы планируете провести сегодня?
- Это ритуал подготовки к первой жатве. Сегодня - день равноденствия, к тому же - день отца. Сильный день.
- Что вы будете делать?
- Мы произнесём молитву богам, духу и стихиям, после освятим еду и напиток, после - разделим трапезу.
- Что за предметы находятся на алтаре?
- Символы Бога, Богини, Великого Духа, а также символы элементов стихий (они соответствуют сторонам света). Это обязательные составляющие алтаря для обряда, однако с выбором формы можно импровизировать.
Кроме того, на алтарь ставится еда и питьё. Обычно это фрукты, хлеб и вино, но мы принципиально не используем алкоголь в ритуалах, поэтому в чаше виноградный сок. Опять же, строгой формы для подношений нет.
Если участвующие хотят зарядить свой амулет, то они также кладут его на алтарь на время обряда.
- Как часто вы проводите подобные ритуалы?
- Так как мы - учебная организация, то подобный ритуал мы проводим почти каждую неделю. Обычно же они проводятся согласно лунному календарю или во время наших праздников.
- Кто может участвовать в ритуале?
- Любой желающий. Перед началом мы всегда рассказываем, что мы будем делать, объясняем, что находится на алтаре, объясняем значения действий.
- Что такое ковен?
- Ковен - это устоявшаяся группа ведьм со своей иерархией. Однако мы не являемся ковеном, хотя многие из нас знают друг друга уже довольно долго. Тем не менее, мы проводим набор студентов, а также рады любым вольным слушателям.
После интервью в помещение вернулись "старшие" - директор Кауч и ученики-второгодки - и начался сам ритуал. Ему предшествовала медитация, в которой "ведущий", всё тот же Джейсон, призывал обратиться к каждой из стихий поочерёдно и с их помощью очистить сознание от переживаний, негативных эмоций (сжечь огнём, закопать в землю, развеять ветром и смыть водой), настроиться на ритуал.
Затем требовалось подумать о том, с чем у собравшихся ассоциируется понятие урожая. Желающие делились своими мыслями с остальными. Со стороны это было похоже на светскую беседу: обсуждение работы, покупки машины, предстоящего отпуска.
В какой-то момент воцаряется тишина: всё уже сказано, пора действовать. Виккане встали в круг. Мне объяснили: всё движение от начала до самого завершения происходит по часовой стрелке - по ходу движения солнца, чтобы круг замкнулся.
Джейсон взял с алтаря благовоние, к нему, двигаясь посолонь, подошёл каждый из стоящих, его окуривали - очищали от дурных мыслей ещё раз - и благословляли на участие в ритуале. Когда круг был завершён, "дежурная" девушка взяла метлу и подмела пол вокруг стоящих, после этого - очертила круг: не мелом, но куском горного хрусталя.
Следующим этапом произошло приглашение в круг стихийных духов. Каждый из них приурочен к определённой стороне света, куда поворачиваются лицом во время призыва участники. Для новичков и тех, кто забыл, предоставляли "шпаргалки" - листочки с печатным текстом стандартного призыва, который требовалось прочесть трижды ответственному за "своего" духа. Так, я сама решила поучаствовать - и вызвалась пригласить в круг духа земли. Мне следовало сначала взять с алтаря камень, символизирующий данную стихию, обнести его по часовой стрелке вокруг собравшихся, встать лицом на север, трижды прочесть призыв и таким же образом вернуть камень на место.
После - позвали Бога, Богиню и Высокого Духа - их звали, беря "их" предметы в руки поочерёдно, стоя лицом внутрь круга.
Когда все "гости" были в сборе, произошла молитва. Опять последовало объяснение: "В начале мы благодарим богов за то, где они нам уже помогли, а потом - просим чего-то, если это необходимо". Каждый высказал свою молитву в круг, в завершении каждой следовало хоровое "So mote it be" ("Да будет так").
Когда и этот круг завершился - с алтаря взяли печенье и сок, еду посвятили Богу, напиток - Богине, тарелку и чашу пустили по кругу, передавая их, говорили: "Blessed be" ("Будь благословен"), и им отвечали "Взаимно".
Когда опустевшие сосуды вернулись на алтарь, собравшиеся спели гимн Богине, хлопая в ладоши. Тут тоже было дано пояснение: "Обычно мы водим хоровод, когда поём, но здесь слишком мало места".
Завершился ритуал действиями в обратном порядке - благодарили за присутствие Бога, Богиню и Дух, отпускают по очереди всех стихийных духов, после куском хрусталя разомкнули круг. Волшебство закончилось. Все разошлись.
Было занятно наблюдать расхождение между классическим представлением о ведьмовских ритуалах, которые навязываются популярной фантастической и эзотерической литературой: здесь много смеялись, много объясняли, большое значение придавали символическому характеру предметов на столе и не заостряли внимания на конкретной форме. "Главное - то, что ты чувствуешь, а не как это выглядит", - сказала по этому поводу пожилая ведьма по имени Мишель.
Я не знаю, что мне принесёт участие в этом ритуале - и принесёт ли что-либо из того, что было сказано в кругу, но знаю точно: общение с викканами уже принесло хорошее настроение и вдохновение. А разве оно само по себе - не есть маленькое ежедневное чудо?