У каждого по-разному. По-разному возникает желание посмотреть на Калифорнию, столицу кинобизнеса. Через год, другой. А может через три. И только тогда, когда "щемящее чувство дороги" победит лень и прочие тормозные центры, вы обязательно отправитесь в Калифорнию.
Начнем с Лос-Анджелеса. Прилетели мы утром и сразу в автобус. Первое знакомство с городом, первые впечатления. Но этого мало. Город невероятно большой, если считать все его окрестности, а таких здесь немало. Пришлось ограничиться лишь некоторыми. Например, Санта-Моника. Как будто пригород, но зато какой? На берегу океана отели и пляжи. Огромная бухта заполнена красивыми яхтами. Посмотрите направо, посмотрите налево... Здесь оказывается совсем нет одинаковых построек. Все коттеджи двух и трех уровневые, но ни один не повторяет даже отдаленного соседа. Один по форме даже похож на корабль средней величины. Вот где раздолье для архитекторов... Но какая расточительность? Это уже вклинился мой Федор. И стоят от двух миллионов...Нет, чтобы перенять опыт наших Черемушек. Конечно, в таких условиях не могут появиться фильмы типа "С легким паром". Поэтому и появляются совсем другие, порой совсем не плохие. И Чарли Чаплин где-то здесь жил. Рукой подать до Голливуда. И, наверно, Спилберг, один из домов...
Говорят, что здесь иначе нельзя. Не престижно. Вот и тянутся скромные труженики обслуги за звездами кино. Понятно, почему простая стрижка здесь стоит 60 долларов. А налог с постройки, ежегодно, десятки тысяч...Вот так и происходит разделение на районы с высокой и не очень культурами. Ведь там, где налоги пустяковые, хорошую полицию не создашь, тем более мытье тротуаров порошком. Конечно, встречаются авантюристы и амбициозные девицы, со всей Америки устремляются на поиски успеха в Голливуд. Кому-то это удается, большинству же, спалив крылышки в свете софитов, приходится возвращаться. А наиболее настойчивые заполняют вакансии в недорогих кафешках и ресторанах либо подрабатывают в массовках. Встречаются и бродяги. И немало, даже своеобразные слеты организуют. Вполне понятно, город южный, перезимовать не трудно, а пропитаться тем более. Зато всегда весело. Особенно в центре, на пешеходной третьей - Променад. Уличные музыканты, певцы, художники. Встречаются и наши соотечественники. А где их нет?
Голливуд, как город, особого впечатления не производит. Конечно, если его сравнивать с другими городами. Не Мелитополем, а американскими. Несколько шумноват, не очень ухожен. Знаменитая "Аллея Звезд". Но нас этим уже не удивишь. У нас есть своя аллея, у кинотеатра "Россия". Только звезды у нас несколько другой, можно сказать, местной величины. Более интересным, как оказалось, было посещение парка развлечений "Юниверсал-Студии". В течение одного дня здесь можно прокатиться на длинном составном автобусе вдоль нескольких павильонов и своими глазами увидеть, как оформляются декорации для съемок натуры. Потом вы попадаете в опасные зоны, такие, как проваливающийся мост, горящее помещение, павильон с чудовищами юрского периода, акулами с гигантскими челюстями и прочее. Водный аттракцион с участием не только артистов, но и разнообразной техники: водные мотоциклы, пушки, катера и даже самолет. Все для любителей попасть под струю воды и громко попищать. Несколько последних достижений кинотехники включали в себя стереофильм о новых приключениях Шрека с дополнительными эффектами: перемещающееся в разных плоскостях кресло, резко падающее вниз, ветер и брызги воды и еще что-то... Да, вспомнил! Здесь все время чувствуешь, как кто-то лезет к тебе в карман. Ясное дело - билет стоит 50 долларов. Шутка.
Беверли-Хиллз. Это район вообще как музей. Самые дорогие магазины, самые дорогие коттеджи и дворцы, самые дорогие рестораны и парикмахерские для собак. Самые дорогие и красивые женщины, высокооплачиваемые мужчины. Да их и не видно на улицах. Разве что кто-то выведет погулять свою собачку и заодно купит бутылку пива и плавленый сырок...А вдоль дорог пальмы и цветы... Магазины, почему-то, пустуют, нет очередей... Обслуживают богатых людей не так, как остальных. Просто в отведенное время приезжает этот человек, и весь обслуживающий персонал занимается только с ним. При этом он меняет сразу весь свой гардероб, например, тридцать или сорок костюмов. Куда он девает недоношенные? Наверно относит в комиссионку или в "Секонд хендс". Магазин при этом выполняет план...Обслуга богатого создает десятки рабочих мест и уменьшает напряженность "классовой борьбы". Поэтому их и терпят. Как неизбежное, но очень полезное зло.
А сейчас я приведу пример, который подрывает основы марксистской экономической теории, напрочь. Еще, будучи студентом, услышав на лекции по политэкономии тезис, что прибавочная стоимость создается только в результате эксплуатации трудящихся, я в перерыве подошел к нашему доценту и спросил: "А что, если построить завод-автомат, который работает без людей или скажем гидроэлектростанцию, где здесь эксплуатация человека?" Не помню, что мне плел тупой доцент, помню только, что был он красный, как рак и мне его стало жалко.
Так вот в данном случае, один предприимчивый джентльмен продумал
коммерческую идею и реализовал её. Эта идея пришла ему в голову, когда он попал в пробку по дороге из Голливуда. Он понял, что на работу ездят многие издалека, теряя массу времени и бензина. Его бизнес-план был одобрен банком, и ему выдали необходимый кредит. Имея деньги, он нашел небольшое поселение, состоящее из развалюх и хижин дяди Тома, но расположенное очень близко к Голливуду. Все остальное, это уже, как говорится, дело техники. С помощью подставных людей и риэлторов, он скупил все это старье и разрушил его "до основания, а затем...". Платил он хорошо, поэтому никто не отказывался от переезда в лучшие дома. А затем..., затем он даже не стал ничего строить. Все эти участки начали покупать крупные фирмы и частные клиенты, предпочитающие строить, только по индивидуальным проектам. Вот так и вырос прекрасный район со своими школами и театрами, банками и магазинами. Это, конечно, не Беверли-Хиллз. Нормальное комьюнити для среднего класса. Но выиграли все. И никакой эксплуатации человека человеком.
Музей Гетти. Посетить Калифорнию, не заглянув в мир прекрасного, просто грех. Поэтому стоит отправиться Центр Гетти.
Когда-то, еще наш Михайло Ломоносов, считал важнейшим достижением науки, способность заглянуть глубоко под землю для поиска полезных ископаемых. Выдающиеся ученые прошлого века теоретически предсказали места залегания нефтяных слоев, но поиски и разработка глубоких скважин стала возможна, когда появились эффективные геофизические методы зондирования. В Москве и сейчас ходят шутки о геологах, пытающихся найти уран и нефть на асфальте городов... Однако, для разработки богатых месторождений нужны не только большие средства, но и личности, обладающие другими талантами.
Таким человеком и был Джон Поль Гетти. Получив хорошее образование в Масачузетском и Оксфордском университетах, он сравнительно быстро преуспел в нефтяном бизнесе, возглавив крупную нефтяную компанию. Особенно успешной была его сделка с королем Саудовской Аравии. В результате которой, компания Гетти получила монопольное право на поиск и добычу нефти на всем Аравийском полуострове. Саудовский монарх получил за это материальное вознаграждение, позволяющее расплатиться с долгами и безбедно содержать многочисленный гарем из 45 или 50 жен. Говорят, что от лестных предложений, поработать на "контрактной" основе, у арабского шейха, не отказывались и многие голливудские кинодивы, с которыми Поль Гетти был в близких отношениях. Как бы то ни было, но к шестидесятым годам прошлого века Гетти считался самым богатым человеком Америки. Он владел крупной нефтяной компанией, включающей нефтеперерабатывающие заводы и сеть бензоколонок, как в Америке, так и в других странах. Но что самое удивительное, так это то, что у государства и у его президентов хватило ума не мешать олигарху накапливать богатства, не пытаться забрать все это или, на худой конец, втюхать его в тюрьму. Но это я так, между прочим.
Огромные доходы в сочетании с не меньшими амбициями способствовали приобретению выдающихся произведений искусства прошлого столетия. А коллекционирование, как известно, это страсть, которая не может ни с чем сравниться... Таким образом, и была создана первая коллекция произведений искусства Поля Гетти.
Однако выдающиеся достижения в сфере бизнеса не всегда способствуют семейному благополучию. Так получилось и на этот раз. Выросшие дети топливного магната не оправдали надежд отца, человека неординарного и обладающего сложным характером. А бывшие жены, как и положено бывшим... К тому же, вырвавшаяся на поверхность нефть, как джин, выпущенный из бутылки Алладина, попав в дурные руки, часто становилась причиной многих негативных явлений в обществе. Наверно, уже тогда Поль Гетти предвидел, к чему может привести чрезмерное обогащение вчерашних погонщиков верблюдов. Поэтому, а может быть из других, более обдуманных побуждений, глава семейства, после очередного семейного конфликта, решается на самый неожиданный ход, приведший его к бессмертию - создает некоммерческий фонд Поля Гетти, завещая ему все свое состояние, около трех миллиардов долларов. Весьма внушительная по тем временам сумма. Гетти умер в 1976 году, не дожив до открытия своего детища.
В 1983 году фонд Поля Гетти приобрел около 300 гектаров на подножиях гор Санта-Моники, а в следующем году проектирование Центра Гетти было поручено Ричарду Мейеру, прославившемуся своим вкладом в архитектурный модернизм. На постройку Центра был завезен известняк из Бани ди Тиволи (Италия). Римляне использовали известняк из того же карьера для строительства Колизея, Фонтана Треви и колонады Собора Св. Петра. Только для доставки этого известняка потребовалось 100 рейсов океанским сухогрузам...
Центр Гетти раскинулся на гребнях двух холмов, куда можно попасть на трехвагонном трамвае на воздушной подушке. По сути, этот трамвай, движущийся как горизонтальный лифт везет посетителей со скоростью, не превышающей 16 км/час. По словам Мейера, пятиминутная поездка на вершину задумана для ощущения "подъема над своими повседневными заботами".
Сам Цент состоит из четырех связанных между собой павильонов, каждый из которых расположен на двух или трех уровнях, сады, спроектированные ландшафтными архитекторами, исследовательский институт, проводящий выставки редких книг из библиотеки, насчитывающей более 800 тысяч томов, ресторан, кафе и прочее. Живопись, представленная в галереях музея, освещается естественным светом, регулируемым с помощью компьютера жалюзями.
Передать все, что заслуживает внимания физически невозможно. Поэтому ограничимся тем, что оставило большее впечатление. Так, например, в восточном павильоне привлекает внимание величественная, богато украшенная скульптура, официального скульптора двух Испанских королей Луизы Ролдан. Согласно легенде, Сен-Хинес де ла Хара в средние века был членом Французской королевской семьи. Он отказался от своего огромного имущества по всему миру и умер как мученик. Не правда ли чем-то напоминает судьбу самого Поля Гетти.
В Северном павильоне обращает на себя внимание "Коронация Девы" Джентиле, "Поклонение волхвов" Мантена и "Венера и Адонис" Тициана, в которой высокая техника владения цветом лишь подчеркивает трагичность последнего расставания Адониса из объятий Венеры. В южном павильоне показана мебель Людовика ХIV, настенные часы, изумительной красоты вазы, а картина Беллотто "Вид на Гранд Канал" в Венеции изображает суетящихся торговцев и лениво наблюдающих за ними зевак...
В Западном павильоне картина Давида "Портрет сестер Зинаиды и Шарлоты Бонапарт". Богато, просто по-царски одетые женщины держат в руках письмо отца, Жозефа Бонапарта, находящегося в ссылке после политического поражения его брата, Наполеона. Как живые "Ирисы", великого импрессиониста Ван-Гога. Согласно древнеримской мифологии, принца-пастуха Париса, наверно в то время было престижно совмещать два столь отдаленных занятия, попросили рассудить, какая из богинь - Юнона, Минерва или Венера - самая прекрасная? Видно Парис был к тому же большим эстетом. Этот сюжет был воссоздан скульптором Ноллекенсом но каждый посетитель сам может решить столь сложную задачу, исходя из своего понимания и вкуса. На мой взгляд, они все были прекрасны, несмотря на скромный и лирический стиль, внесенный талантливым скульптором.
Фотографировать со вспышкой не разрешают, но я не знал это правило, и все-таки пару раз щелкнул. Может быть, мне так показалось, но смотрители делали вид, что не замечают моего приготовления к съемке, а затем подходили и говорили:
- Здесь, сэр, фотографировать со вспышкой нельзя. - А в чем моя вина? - аппарат автоматически определяет освещенность и поступает по-своему. Когда там будете, учтите это.
Сан-Франциско - город контрастов. В нем также как в Лас-Вегасе азартный человек может в один миг разбогатеть или остаться "без штанов". Но этот город славится не только игровыми заведениями. Город расположен на холмах, которые и придают ему неповторимое очарование. Если подняться на холм Твин Пикс, то открывается великолепная панорама на город и известные мосты Голден Гейт и Бэй Бридж. Не тратьте время на перевод, вы и так все поймете. Мост Голден Гейт (Золотые Ворота) является символом Сан-Франциско. Его построили в 1937 году, но он до сих пор является чудом инженерной мысли. Его длина 2730 метров, а центральный пролет - 1280. Мост подвешен на двух главных канатах, толщиной 93 сантиметра, закрепленных на стальных опорах высотой 227 метров. Поэтому, когда часть моста закрыта туманом, а вы именно в это время проезжаете и смотрите вниз, то кажется, что летите вы в облаках. И это при том, что на мосту шесть рядов автомобильного движения и две пешеходные дорожки. Не удивительно, что этот мост является одной из главных магистралей через залив. Проезд платный и стоит 3 доллара с каждой машины. Сравнительно не дорого.
Вторая автомобильная артерия, связывающая Сан-Франциско с другим берегом залива, Бэй Бридж, мост который начинается почти в центральной части города, пронизывает остров Сокровищ и выводит на восточное побережье бухты. С острова открывается прекрасный вид на даун-таун и знаменитый остров Алькатрас. Кода-то здесь была федеральная тюрьма строгого режима. Затем, из-за дороговизны содержания малого количества заключенных, её закрыли. Теперь Алькатрас стал приносить хороший доход от туристов. Не меньшей популярностью пользуется и Эмберкадеро, набережная Сан-Франциско. Здесь можно посидеть у океана, пообедать в одном из многочисленных кафе, полюбоваться на морских котиков, которым здесь созданы все условия для свободной жизни и отдыха на плотах.
Сам центр Сан-Франциско типичен для американского города. Небоскребы сочетаются с культурными центрами, магазинами, выходами станций метро и снующими туда-сюда такси. Дороги, с двух сторон уставлены автомобилями различных марок и расцветок. Все больше Феррари, Мерседесы, Тойоты, Лексусы, Хонды... Хоть бы один "Запорожец" или по крайней мере "Жигуленок". Так нет же, очень дорогая доставка...Говорят, что здесь имеются все возможные виды транспорта. Город является счастливым обладателем уникального и суперпопулярного средства передвижения - канатного трамвая, который был построен в позапрошлом столетии. Для него не нужны электропровода. Между рельсами, в специальном желобе проложен трос, который тянут мощные двигатели оконечной станции. Приехавший вагон останавливается на круглой платформе. Два крепких черных молодца, вручную разворачивают эту платформу в обратном направлении и вагон готов. В самом трамвае, специальное устройство цепляется за этот канат. Кондуктор управляет всем этим, подает механический сигнал, и поехали... Вагоны открыты, и можно висеть на подножке, но стоит, такой сервис, как мне кажется, несколько дороже. Мне не досталось висячего места, поэтому пришлось довольствоваться обычным, за 3 доллара, но на подножке все же сфотографировался. Для памяти. Маршрут проходит по семи холмам.
Взобраться на некоторые холмы Сан-Франциско не очень легко, но мы все-таки преодолели один и не зря - увидели удивительную улицу, на которой машины спускались вниз под уклон змейкой. Тоже нигде не видел.