Прочитал недавно рассказ Марка Твена. Хороший рассказ, приятный во всех отношениях, ни погонь, ни убийств, ни нравоучений. И название у него не броское: "Режьте, братцы, режьте!" (Перевод Н. Дарузес). Читал его не один раз, но почему-то не оставался в памяти надолго. Может и у вас он тоже, как говорится, не зацепился. Поэтому, для тех, у кого нет его под рукой, напомню, о чем он. Начинается рассказ со стихотворения-наставления кондуктору, которое попало на глаза писателя:
Не рви билеты как-нибудь;
Стриги как можно осторожней,
и так далее... Кончается стихотворение припевом:
Режьте, братцы, режьте! Режьте осторожно!
Режьте, чтобы видел пассажир дорожный!
Далее классик американской литературы пишет, что эти стихи мгновенно и неизгладимо врезались в память, заслонили собой все остальное и не давали спокойно работать.
Режьте, братцы, режьте! Режьте осторожно!... Остальная часть рассказа описывает муки борьбы, и как он пытался избавиться от этого наваждения: "Режьте, братцы, режьте! Режьте осторожно!"
Где-то уже в середине повествования, я понял, что этот рассказ обо мне..., что он описывает мое состояние и мое восприятие подобной реальности здесь же, на родине писателя...
В один, не очень прекрасный день, во время рекламной паузы по телевидению показали небольшую рекламу в стихах и с музыкальным оформлением. Реклама как реклама, ничего особенного...
Он доктор удивительный,
С огромной эрудицией,
Новинки и традиции,
Умеет сочетать...,
пел голос сопровождения. И доктор не плохой, довольно симпатичный, с интеллектом в глазах. Все нормально. Лечит болезни, дает гарантию. И стихи, довольно складные. Не шедевр, конечно, но для рекламы такие и должны быть. Немного наивные, немного глуповатые... В конце рифмовались цифры телефона и заключительный шедевр:
...От всех болезней вылечит,
Вас доктор Здесь-не-там.
Реклама, она и в Америке реклама. Особенно на русском канале.
Ничего в этом нет удивительного. Правда, в каждой рекламе, должна быть какая-то сумасшедшинка. Чтобы, обратить на себя внимание. К тому же, реклама должна запоминаться. А это, уже не просто. Нужен либо талант сочинителя, либо силовой подход "для вколачивания". В свое время я много читал о рекламе, можно сказать, сам ею занимался. Поэтому меня не удивляет реклама у бензоколонки: "На этом месте Джон любил курить свою сигару. Покойнику было, не больше сорока". В нашем случае сочинитель правильно оценил качество своей продукции, поэтому и выбрал силовой подход - "вколачивание":
...От всех болезней вылечит,
Вас доктор Здесь-не-там.
...Эта реклама повторялась по несколько раз в день. На протяжении многих и многих дней. Первое время казалось, что нужно потерпеть, вот еще немного, кончится рекламная компания и можно будет отдохнуть. Но куда там, она продолжалась вновь и вновь. На следующем этапе очень хотелось бросить в экран что-то тяжелое, но причем здесь телевизор? В газете проще. Там можно перекинуть страницу и забыть. Здесь же, нужно выключить или перейти на другой канал. Ведь каналов много. Но так можно пропустить новости, которые меня интересуют больше других передач. К тому же где гарантия, что на другом канале нет такой рекламы. Когда же эта мелодия начала возникать уже без причин, сама по себе, начало казаться, что к доктору нужно сходить обязательно, но только чтобы вылечиться от его же наваждения или, на худой конец, убить его.
...От всех болезней вылечит,
Вас доктор Здесь-не-там.
Здесь тоже было что-то, что "капало на мозги". Да, конечно. Обещание невыполнимого: "От всех болезней вылечит, вас доктор Здесь-не-там". И ведь смелый какой. Знает же, что это элемент недобросовестной рекламы! Но другие еще хуже. Доходят до запугивания: "Всем приезжим нужно обязательно пройти исследования. Иначе ослепнете, заболеете раком, околеете. Эксфолиэйшин и прочее!" А когда не удается взять кнутом, появляются пряники, всякие угощения, предоставление транспорта и прочие мелкие подачки. Сколько времени уже я хочу узнать, что такое пробаятики? Оказывается, я большую часть жизни прожил и не знал, что хорош только тот кефир, который содержит эти, будь они неладные, пробаятики.
А что же делать докторам? Ведь конкуренция здесь жестокая, а врачей оказалось слишком много, и они просто вынуждены бороться за пациентов. Может быть они, вырвавшись на просторы рыночных отношений, стремятся как можно скорей вернуть свои затраты на обучение, скомпенсировать высокие выплаты за страховку. Обезопасить себя от затрат на медицинские ошибки. Обеспечить крепкую лоерскую защиту за недобросовестную рекламу. А может быть из-за соблазна разбогатеть быстро и любой ценой? Как бы там ни было, ясно одно, медицинская реклама очень выгодна рекламодателю. Поэтому она появляется все вновь и вновь.
...От всех болезней вылечит,
Вас доктор Здесь-не-там.
Реклама англоязычных каналов очень качественная. Занимательная, и хорошо отработана как режиссерами, так и исполнителями. То есть профессиональная. Но вот беда, слишком много здесь еды и кулинарии. А я, как назло, хочу похудеть! На русских каналах все иначе. Здесь безраздельно правит наш отечественный менталитет и непрофессионализм, небрежный текст, самодеятельный подход, отсутствие элементарного вкуса. А кто еще может придумать во время развлекательной передачи показ "жизнеутверждающей" рекламы похоронных услуг! Даже в нашей, Богом обиженной и нищей России, реклама, до этого не дошла.
...От всех болезней вылечит,
Вас доктор Здесь-не-там.
А, собственно говоря, почему от этого должен страдать телезритель? Почему он должен терять свое время, нервы, оплачивать электроэнергию за некачественную, а в чем-то и вредную услугу, которую он совсем не желает получать? Находясь под постоянным воздействием медицинской рекламы, человек начинает болеть болезнью третьего курса. И это не домысел. Этой болезнью болеют студенты-медики, когда начинают изучать диагностику разнообразных болезней. В это время им кажется, что именно эта болезнь у них "имеет место быть". А может быть, эту рекламу оплачивает какой-нибудь нефтяной шейх, стремящийся таким необычным образом вывести из строя самую активную часть русскоговорящей общины? Все эти вопросы излишни в случае бесплатного телевидения. Но в Америке бесплатного телевидения уже давно нет. Говорят, что хорошая вещь не требует рекламы. Мне не хочется думать, что все рекламирующие себя врачи недобросовестны. Больше того, с некоторыми мне пришлось общаться, и они оставили о себе хорошее впечатление. Но это все эмоции. На самом деле хорошие врачи обходятся без рекламы. Зачем зря деньги выбрасывать, когда качество их работы является самой лучшей рекламой!
...От всех болезней вылечит,
Вас доктор Здесь-не-там.
Эх, если бы он и в самом деле мог вылечить от всех болезней. Я бы простил ему эти маленькие хитрости. Но такого не может быть. Совсем недавно мне довелось попасть на прием к такому "рекламному" доктору. Только не волнуйтесь, я не пришел его убивать! Вхожу. В приемной, довольно много посетителей. Кое-кто даже стоит, так как не хватает кресел. Начинаю осваиваться, спрашиваю у соседей, как они попали сюда. Оказалось, что они такие же жертвы рекламы. О докторе никто ничего не может сказать. Зато принимает он очень быстро. К тому же, у него все продумано заранее. Рецепты - все выписаны. От головы, принимайте это, от бессонницы, вот это, от боли в ногах... Где здесь, обещанный, индивидуальный подход? Ведь очередь ждет, тратит время. А время - деньги. А доктор должен отработать затраты на рекламу, на рент помещения, на выплату моргиджа, на подарки любовнице и прочее (смотри выше).
О каком качестве обслуживания здесь можно говорить, если в руки сам идет такой бизнес? Только успевай подставлять лопату. Может ли в таких условиях врач следить за новинками медицинской мысли? Читать медицинские журналы? И где здесь ваш, господа врачи, главный принцип: "Не навреди!" Как не вспомнить по этому поводу слова Фаины Раневской: "Если больной очень хочет жить, врачи бессильны".
...От всех болезней вылечит,
Вас доктор Здесь-не-там...
Кто же все-таки виноват в этом? Врачи? Нет, мы сами. Я, МЫ, ОН, ОНА и вся наша дружная семья. Мы просто забыли об уроках МММ и других финансовых пирамид. Остановитесь на минуту и вспомните, какой разгул обещаний райской жизни несли нам эти Мавродики и их последователи. Сто процентов в месяц, тысячу процентов в год! Чувствуете аналогию? А куда они и их реклама делись, как только люди перестали этой рекламе верить?
И, наконец, последний, из классических вопросов русской жизни: Что делать? После всего сказанного можно только добавить: будьте бдительны, отнеситесь к своему здоровью как к высшей ценности и помните, что:
"Хорошая вещь не нуждается в рекламе"!
И еще, быть солидарными. Говорят в Великобритании, на одном из праздников школьники, взявшись за руки, одновременно подпрыгнули и опустились на нашу грешную Землю. Сейсмографы при этом зафиксировали толчки в несколько баллов. Так почему же мы, граждане такой прекрасной страны не можем избавиться от таких недостатков? Можем, должны!
...От всех болезней не вылечит,
Нас доктор здесь и там...
P.S. Лично я не против врачей, и даже не против рекламы как таковой. Я против назойливой рекламы на радио и телевидении.
06.04.03 Илья Гуглин, Ph.D.
P.P.S. Написал я эту статью и подумал, какую сложную задачу взвалил на голову ответственного редактора.
- Можно конечно опубликовать ее. Читатели любят такие статьи. - Но ведь этот редактор тоже "наш" человек. Он обязательно начнет считать и сравнивать, кому эта статья понравится, а кому не очень:
- Можно и зарубить. Но с другой стороны, автор прав. Несколько энергичных и нахальных лиц уже "достали" всех. К тому же хочется быть объективным. Ведь это не просто статья, это отрывок из книги: "Записки разных лет", которая скоро выйдет в свет. А что в ней напишет автор, Бог его знает. Все они сейчас смелые и прогрессивные. Получается, что и так плохо и так. Не идти же, в конце концов, на прием к "рекламному" доктору.
Долго еще мучился редактор, и наконец принял решение. Можно опубликовать, но сделать краткое предисловие, заканчивающееся словами: "Редакция не во всем разделяет мнение автора". Получится "скромненько и со вкусом".